Определение позиции звука в слове. Игры на определение места звука в слове

Страница 8

7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).

Где вы произносили звук Б? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

8. Развитие фонематических представлений

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

10. Физминутка

Бим и Бом приглашают нас потанцевать.

(Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).

0бщее расслабление

Раз, два - выше голова.

Три, четыре - плечи шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

11. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

12. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.

Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Тема: Звуки [З – З"], буква З.

Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.

Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

Психогимнастика

Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

Определение темы занятия

Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).

Характеристика звуков

Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Для этогонапоминаем не хитрые правила

Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:

Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.

Характеристика гласных :

А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;

Я, Ё, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ. Согласный звук может быть:

Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые . Твердый звук обозначаем синим цветом.

- мягкий, если его смягчает гласная я, ё, ю, и, е или Ь (мягкий знак).

Й, Ч, Щ - всегда мягкие . Мягкий согласный звук обозначаемзеленым цветом.

б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутымколокольчи­ком.

звонкий согласный - обозначаем колокольчиком

Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)

Буквы мы видим и пишем (фотография звука)

Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. Слог - это часть слова. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно предложить ребенку прохлопать слово по частям, или положить ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков.

Скольковсловегласных, столькоислогов.

Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия.

Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:выделение звука из слова, определениепервого звука,установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковойанализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные, синие, зеленые), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует даватьдля анализа:

Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь,

Слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными,

В этих случаях написание слова расходится с егопроизнесением, значит слово трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов,в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А:Аня, азбука, аист, ангел, армия, астра, арфа, арка

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осы, обувь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, урна.

И: Игорь, ива, ирис, иней, искра, избы, иволга, иглы.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран, танк,

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

В статье приведены примеры дидактических упражнений и игр на развитие фонематического анализа, повышающие эффективность коррекционной работы. К статье прилагается презентация, в которой представлены пособия к упражнениям.

«Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями».

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Чтобы работа по развитию фонематического анализа имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, эффективно проводить такие упражнения в виде дидактических игр.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.

Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по

развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями состоит из трех основных разделов:

1. Выделение звука на фоне слова.

Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения:

  • Поднять руку, хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р (или другой звук, в зависимости от цели урока). Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.
  • Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
  • Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.
  • Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.
  • Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

Игра «Кто больше?»

Цель . Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование . Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры:

Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поиграем с вами в эту игру.

Упражнение «Поднимись»

Цель : выделение звука на фоне слова, закрепление звуко – буквенных связей.

Начиная с нижней ступеньки, ребенок поднимается вверх, шагая пальчиком от одной ступеньки к другой.

  • на слух: « Есть в сказанном слове звук Ш – поднимись, нет – стой»
  • на основе собственного произношения: «Назови слова со звуком Ш»
  • на основе сухопроизносительных представлений: Посмотри на картинки, подумай, есть ли в их названии звук Ш. если есть – поднимись, нет — стой.»

Поднявшись вверх ребенок разглядывает, что за «шторками», определяет наличие или отсутствие звука в слове. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

Упражнение «Колобок в лесу»

Инструкция: «К полянке, на которой в названии предмета звук С, Колобок покатится по прямой дорожке, звук Сь – по извилистой». Дети, определив наличие звука в слове, выкладывают соответствующую дорожку.

(Слайд № 4)

Упражнение «Подбери пару»

Цель : выделение звука на фоне слова.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Упражнение «Ёлочка»(1 вариант)

Цель : определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Инструкция : «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый).

Упражнение «Елочка зажгись» (2 вариант)

Инструкция : «Послушай слово, назови первый звук в слове, положи соответствующий кружок».

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове, заданный номером фонарика (зажигая первый фонарик – выделяем первый звук, зажигая второй – выделяем второй звук в слове и т.д.)

Упражнение: «Речевое лото»

Цель : определение первого и последнего звука в слове.

Упражнение «Подскажи Петрушке звук».

Цель : определение последнего звука в слове.

Упражнение: «Ежик»

Инструкция : «Помоги ежику добраться до лесной полянки. Для этого назови слова, в которых изучаемый звук находится в начале, середине и конце слова». Дети называют слова, следя за появлением О соответствующего цвета в определенном месте схемы слова (таблица дается без О).

(Слайд №8)

Цель : вычленение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Содержание : перед каждым ребёнком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов (18 штук). Дети, услышав в слове первый звук, кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов, обозначая звук буквой, которую они кладут на квадрат. Логопед предлагает составить слова из букв, расположенных на синих и красных квадратах, затем на зелёных и на красных.

Упражнение «Волшебный коврик».

В этом варианте квадрат не является графическим изображением звука в слове.

Цель: определение места звука в слове.

Инструкция : «Положить квадрат синего цвета, если изучаемый звук находится в начале слова, квадрат красного цвета – в конце слова, квадрат зелёного цвета – в середине слова». Дети кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика.

На последующих этапах работы детям предлагается узор из квадратов синего, зеленого, красного цвета. Дети подбирают слова с заданным звуком, ориентируясь на цвет квадрата.

Упражнение «Змейка»

Цель : определение места звука в слове.

(Слайд №9)

Упражнение «Светофоры».

Цель : определение первого (последнего) звука в слове.

Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

(Слайд № 10)

3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.

Упражнение « Тайное слово»

Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках».

Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами.

По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.

(Слайд № 12)

Упражнение «Лабиринт».

Цель : определение последовательности и количества звуков в слове.

Инструкция : «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.

(Слайд №13)

Упражнение «Магазин».

Цель : определение количества звуков в слове.

По аналогии можно покупать на «деньги» — карточки с нарисованными красными кружками предметы, в названии которых один, два, три, четыре гласных звука. На «деньги» с одним кружком можно купить предмет, в названии которого один гласный звук.

Использование описанных игр и упражнений позволяет сформировать у детей навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Презентация:

Список литературы:

  • Волкова, Л.С.Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова. – М: Владос, 2006.
  • Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004.

Анжела Гапоненко

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте:

Выделение (узнавание) звука на фоне слова,

Вычленение первого и последнего звука,

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Большую трудность для детей представляет выделение первого звука из слова и слога. Например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове сумка, он вместо с называет су.

Работа по вычленению первого согласного звука из слова (слога) проходит гораздо быстрее, если дети научились вычленять согласный звук из конца слова, где он четко слышен, а так же сравнивать друг с другом слова с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Очень полезны задания на определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.

Предлагаю вашему вниманию игры, разработанные в практической многолетней работе, подходящие для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию навыков звукового анализа.

Игра «Ёжики с корзинками» Цель : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков на слух и в произношении.

Оборудование : две корзинки, две карточки с буквами (С и Ш, З и Ж и т. п., несколько предметов и игрушек, в названии которых есть изучаемые звуки (р-л, с-ш, з-ж, и т. д.).

Ход игры : на столе находятся предметы и корзинки с прикрепленными буквами. Ребенок выбирает любой предмет, произносит его название 2 раза (обычно и с утрированным звуком) и кладет в соответствующую корзинку. Если ребенок не умеет произносить изучаемый звук, то слово произносит педагог, а ребенок различает звук на слух. Другой вариант : к столу у доски выходят два ребенка-«ёжика», дается задание разобрать предметы, одному ребенку - в корзинку С, другому ребенку - в корзинку Ш.

Игра «Змейка» Цель : развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.

1 вариант

Оборудование : на доске нарисована змея, пространство под змейкой разделено мелом на три части (под головой, туловищем и хвостом будем ставить предметные картинки). Картинки имеют в своем названии изучаемый звук, расположенный в начале и конце слова, или 2 вариант - в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок берет картинку, произносит ее название, утрируя изучаемый звук, и ставит на подставку доски в нужном месте. Если ребенок затрудняется, слово произносит педагог, одновременно ведя рукой по змейке.

2 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком карточка с нарисованной змейкой, на карточке пуговица, которую можно передвигать по нитке, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок произносит или слушает слово, ведя пальцем по змейке, затем двигает пуговицу в нужное место.


3 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком две змейки, нарисованные на карточках, на скрепках – символ гласного (другой вариант - согласного) звука в начале и конце слова, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Ход игры : ребенку нужно разложить картинки на две стопки под змейками, в зависимости от места звука в слове.



Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т» Ф. И. О: Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель – логопед Образовательное учреждение: МДОУ д/с «Березка» Группа: подготовительная.

Как ласково называла мама Зою? (Зоюшка, Зоинька, Зою-шенька.) Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула... (занавеску) , постель... (заправила) , сделала... (зарядку), косички... (заплела), бинт... (завязала), почистила... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.) А порошок? (Зубной.) Потом Зоя пошла на кухню... (завтракать). Утром мы... (завтракаем).

К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з. (Лиза, Аза.) Догадайтесь, что они принесли с собой.

Выставляются предметы, игрушки.

В слове первый звук м, последний - а. Что это? (Мозаика.) Первый звук в, последний - а, назовите слово. (Ваза.) Девочки принесли... (мозаику, вазу, заводного зайку, игрушечный телевизор, зонтик) и еще цветы... (розы, незабудки, мимозы).

Развитие слухового внимания и памяти

Решили девочки поиграть в «Телефон». Нужно передать по телефону слова: зайка, мозаика, зонтик, ваза, а теперь: незабудки, розы, мимозы.

Дети повторяют слова в заданной последовательности.


Звуко-слоговый анализ и синтез

Аза предлагает поиграть в слова по-другому. Опустите головки на руки и закройте глаза. Аза произнесет слово, а вы поднимите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Называются слова.

Теперь дополняйте недостающие слоги в словах: моро... (зы), та... (зы), водола... (зы), гро... (за). Сейчас Аза назовет первый слог, а вы - все слово: гла... (глаза), стре... (стрекоза), за... (замок), бе... (береза), за... (занавеска), за... (залететь), та... (тазы).

Решили Зоя и Аза узнать, сколько слогов и звуков в слове
тазы. А вы как думаете, сколько слогов в этом слове? Какой
первый слог? А второй слог? Обозначьте звуки этого слова кру
жочками. Назовите гласные звуки. Сколько согласных звуков?
На каком месте согласный звук з? "

Физминутка

Зоя и Аза предлагают нам сделать зарядку вместе с ними и с заводным зайчиком.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.

В. Волина

8. Произношение звука з в предложениях. Составление
предложений по опорным словам. Практическое усвоение
форм глагола звонить

Расскажите, как дети играли с игрушками.

Дети рассказывают. Составьте предложения со словами мозаика, зайка, ваза.

Логопед предлагает схемы предложений.

Лиза вдруг вспомнила, что ей нужно по телефону... (позвонить). А теперь ты, Дима (Митя), позвони.



Телефон подносится к ребенку.

Что ты делаешь? Я... (звоню), я... (позвоню). Что ты делал? (Звонил.) Ты уже... (позвонил). Мы будем... (звонить). Мы... (позвоним). Что мы сделали? (Позвонили.)

Произношение звука з в связной речи

Лиза очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистого-ворки со словом коза.


За-за-за, на лугу стоит коза. Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу. Зы-зы-зы, колокольчик у козы. За-за-за, уходи домой, коза.

А вот и Зоины чистоговорки. Повторим, их вместе с ней.

У Зайки Бубы заболели зубы. Зоя - зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Моем Лизу мы в тазу.

10. Знакомство с буквой з

Знаете, как называется эта книга? (Азбука.) Зоя азбуку взяла, букву з в ней назвала. Посмотрите, на что похожа буква з? (На цифру три.)

3 - не просто завитушка,

3 - пружинка, крендель, стружка.

B.Степанов

На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.

C. Маршак

11. Чтение слогов за, зо, зу, зы. Составление слов из раз
розненных слогов

Прочтем вместе с девочками слоги за, зо, зу, зы. А теперь из слогов та, ни, ко, бы, зу, зы составьте слова. (Кони, тазы, зубы.) Поможем Зое выложить ее имя из разрезной азбуки.

Итог занятия

Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий звук.) С какой буквой познакомились? (С буквой з.) И на какую цифру эта буква похожа? (На цифру три.)

Тема «Звуки з, з" и буква з»

ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ

Материал. Картинки звездолета, «звездных человечков», Замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продуктов (изюм, зефир); предметы (замок, гвозди, корзинка, занавеска); цветовые символы звуков, буквы.


Ход занятия

Оргмомент.

На какой планете мы живем? (На Земле.) Кто мы? (Земляне, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки з, з"



Сообщение темы занятия

Дети звезд прислали нам звездные сигналы: з-з-з-з, з"-з"-з"-з".

3. Характеристика звуков з, з" по артикуляционным и аку
стическим признакам. Обозначение их цветовыми символами