Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.). Особенности формирования централизованного государства в России и складывание самодержавной формы правления

Краткое описание

Целью исследования является изучение процесса образования Русского централизованного государства.
В рамках достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изложить предпосылки образования Русского централизованного государства;
- изучить процесс образования Русского централизованного государства" и формирование централизованного многонационального государства;
- выявить особенности структуры государственного управления российского государства.

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Особенности формирования российского централизованного государства..6


Великокняжеская власть и начало формирования бюрократического аппарата управления………………………………………………….....18
2 Особенности структуры государственного управления российского

2.1Преобразование политической системы и административных органов.22
2.2Общая характеристика государственного механизма управления в XV – XVIвв………………………………………………………………...……..26
2.3 Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в XV – XVIвв……………………………………………….…34

Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…………………………..44
Приложение А Схема органов власти и управления Русского
централизованного государства…………………………….45

государства…………………………………………………..46

государства……………………………………..…………....47

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра «История и архивоведение»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История и организация делопроизводства в России»

Формирование Российского централизованного государства и структуры государственного управления (XV-XVI вв.)

Введение………………………………………………………… ………………...4

1 Особенности формирования российского централизованного государства..6

    1. Предпосылки образования русского централизованного государства......6
    2. Формирование централизованного российского государства…...……..13
    3. Великокняжеская власть и начало формирования бюрократического аппарата управления…………………………………………………. ....18

2 Особенности структуры государственного управления российского

государства XV – XVIвв…………………………………...…………………22

2.1Преобразование политической системы и административных органов.22

2.2Общая характеристика государственного механизма управления в XV – XVIвв………………………………………………………………. ..……..26

2.3 Государственный строй и формирование системы государственных учреждений в XV – XVIвв……………………………………………….…34

2.4Социальна структура общества………………………………..………….38

Заключение…………………………………………………… …………………42

Список использованных источников и литературы…………………………..44

Приложение А Схема органов власти и управления Русского

централизованного государства… ………………………….45

Приложение Б Схема Судебные органы Русского централизованного

государства………………………………………………… ..46

Приложение В Схема территории Русского централизованного

государства……………………………………..……… …....47

Введение

Проблема становления Российского централизованного государства давно привлекает внимание исторической науки. Как из разрозненных и враждующих между собой земель и княжеств сложилось мощное единое государство? Как не столь могучее в военном отношении государство смогло противостоять сильным соседям? Какие факторы предопределили становление и развитие Российского государства? Эти вопросы до сих пор ставятся и решаются в исторических исследованиях. Многие особенности этого процесса (самодержавный характер центральной власти, многонациональность Российского государства и др.) проявляются и сейчас. Следовательно, эта тема продолжает сохранять свою актуальность.

По данной тематике высказывали свое мнение многие историки, труды некоторых из них использованы при написании данной работы. Самыми значительными из них являются работы Л.В. Черепнина, В.И. Буганова, Ф.Н. Нестерова и др. Все они рассматривают различные аспекты темы.

Целью исследования является изучение процесса образования Русского централизованного государства.

В рамках достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

Изложить предпосылки образования Русского централизованного государства;

Изучить процесс образования Русского централизованного государства" и формирование централизованного многонационального государства;

Выявить особенности структуры государственного управления российского государства.

Объектом данного исследования является анализ условий "Образования Русского централизованного государства" .

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Источниковой базой курсовой работы являются научно-публицистические труды Дмитриева Ю.А., Исаева И.А., Карамзина Н.М., Ключевского В.О., Соловьева С.М., Толстая А.И. идр.

Методологическую основу исследования составили общие и частнонаучные методы познания объекта изучения: диалектический, формально-логический и исторический.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список использованных источников и приложения.

В работе использованы описательный, статистический, аналитический и другие методы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Первая глава посвящена особенностям формирования российского централизованного государства. В ней отображены предпосылки образования и формирования централизованного государства.

Вторая глава курсовой работы содержит особенности структуры государственного управления российского государства в XV – XVI вв. В ней раскрываются вопросы преобразования политической системы и административных органов и государственный строй, дана общая характеристика государственного механизма управления, рассмотрена социальная структура общества.

В заключении сформулированы основные итоги исследования.

В приложении отображены схемы органов судебной и государственной властей русского централизованного государства и представлена схема территории.

1 Особенности формирования российского централизованного

государства

    1. Предпосылки образования Русского централизованного

государства

Если посмотреть карту России середины XV в., то первое, на что следует обратить внимание, это граница, отделяющая русские земли от великого княжества Литовского и монголо-татарских ханств. Граница проходит недалеко от Москвы. Даже Киев, бывшая столица Древнерусского государства, входит в состав княжества Литовского. Русские земли раздроблены; главные из них – Московское, Тверское, Рязанское княжества.

В это время в Западной Европе идет процесс формирования единых государств: Англии, Франции, Испании. На Востоке укрепляется османская империя. В 1453 г. турки захватили Константинополь и утвердились на Балканах. Для Руси было очень важно преодолеть раздробленность.

Образование Русского централизованного государства было завершением длительного процесса, начало которого относится к XIVв.

Знаменитый внук Ивана Калиты Дмитрий Донской по праву может считаться основателем могущества и политического значения государства Московского. Именно после победы русских войск на Куликовом поле было завершено объединение русских земель вокруг Москвы, которое окончательно завершилось в конце XV в. во времена правления Ивана III (1462-1505гг.).

Характеризуя процесс преодоления феодальной раздробленности и складывания централизованного государства на Руси, Ф. Энгельс отмечал: «…в России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III». Объединение стало возможным лишь тогда, когда созрели для него социально-экономические условия.

Возникновение централизованных государств – закономерный этап в развитии феодализма, следующий за раннефеодальным периодом. Оно происходит на таком этапе феодализма, когда устанавливаются более или менее прочные связи между отдельными областями страны вследствие роста общественного разделения труда, развития ремесла и товарного производства, роста городов.

Но, как обычно, у нас данный процесс имел свои особенности: если в Европе централизация происходила на этапе разложения феодализма одновременно с началом формирования единого внутреннего рынка,т.е. в условиях начинающегося буржуазного развития, то в России централизация сопровождалась укреплением и развитием феодализма, ростом крепостничества в масштабах страны. В результате объединение имело недостаточные экономические предпосылки при явно выраженных предпосылках политических. Другая особенность определялась более слабым, чем в Европе, развитием городов. В итоге ведущей социальной силой объединения стали не горожане и торговцы, как на западе, а землевладельцы: сначала боярство, а потом дворянство. Третьей особенностью стала особая роль политической власти из-за внешней опасности.

Историки по-разному трактуют предпосылки образования централизованного государства. Главная причина, по мнению большинства, - монголо-татарское иго, которое заставило русских князей по-иному взглянуть на свои отношения с другими князьями. Желание освободиться от монголо-татарского ига было общим, но для этого надо было создать сильное государство, способное победить Золотую Орду.

Вторая причина, которую называют историки, - усиление экономических связей между русскими землями, вызванное общим экономическим ростом. Несмотря на то, что в целом экономика страны в XIV-XVвв.оставалась натуральной, хозяйственные связи между отдельными ее частями усилились. В этот период в России развивается земледелие, восстановленное после монголо-татарского нашествия, подъем производительных сил в сельском хозяйстве происходит, главным образом, за счет расширения площади, засеваемой земледельческими культурами. В этот период крестьяне ведут интенсивную распашку пустошей – земель, заброшенных в результате вражеских набегов, феодальных войн и неурожаев. Продукция земледелия значительно увеличилась, что позволило повысить развитие животноводства и продавать хлеб на сторону. Возросла также потребность в орудиях сельскохозяйственного труда, что повлекло за собой развитие ремесла в деревне. Ремесла быстро рослии, особенно, в городе, повышался их технический уровень, развивались кузнечные, литейные, строительные и гончарные производства, а также ювелирное дело.

Рисунок 1 – Предпосылки образования централизованного государства

Большое развитие получило ремесленное производство в Москве, Новгороде, Пскове и других городах. Произошло отделение ремесленников от крестьян, увеличилось городское население, что способствовало росту торговли между городом и деревней. В XIV-XV вв. росли старые города и возникали новые. Повышалась роль городов как торговых центров .

Формировались экономические связи в масштабах всей Руси, а вслед за этим возникла необходимость развития внешней торговли. Все эти факторы требовали политического объединения русских земель.

В этом, прежде всего, были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники и все широкие слои общества.

Имелись и другие причины для объединения, в частности обострение классовой борьбы. В XV в. наряду с экономическим подъемом растет феодальная собственность на землю и усиливается угнетение крестьян. Углубление феодального гнета выражалось не только в закабалении ранее свободных крестьян, но и в усилении их личной зависимости, а также в росте барщины и оброка. Феодалы стремились к экономическому и юридическому закрепощению крестьян, а крестьяне стремились к свободе и оказывали сопротивление, которое выражалось в убийствах феодалов, поджогах их имений и захвате имущества.

В этих условиях необходимо было мощное централизованное государство, способное выполнять свою основную функцию - подавление сопротивления эксплуатируемых масс. Особенно заинтересованы были в этом мелкие и средние феодалы, которые не могли справиться с подавлением восстаний своих крестьян. Поэтому не случайно усиление крепостничества идет одновременно с образованием единого государства. В Судебнике Ивана III (1497г.) указывалось, что крестьяне могут уходить от феодала за неделю и в течение недели после Юрьева дня (26 ноября каждого года). Причем крестьянин был обязан прежде уплатить «пожилое» за пользование избой и служебными постройками. Это год считается началом всеобщего закрепощения крестьян. Личная зависимость переходит в высшую форму – крепостное право.

Следовательно, в укреплении центральной власти были заинтересованы, прежде всего, феодалы, как светские, так и духовные. Поддерживали московскую великокняжескую власть и горожане, надеясь, что она приведет к прекращению междоусобиц, развитию торговли. Крестьяне тоже рассчитывали найти помощь у великого князя от притеснений местных феодалов. Таким образом, все слои населения, хотя и по разным причинам были заинтересованы в создании сильного централизованного государства. Противниками объединения были крупные феодалы – князья, которые не желали терять своей власти.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства

Русское государство возглавлял Великий князь, с конца XV в. он стал называться государем всея Руси. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому власть Великого князя возросла. В XIV–XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными Великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь не имел абсолютной власти, он управлял государством при поддержке совета боярской аристократии - Боярской думы. Боярская дума была постоянно действовавшим органом, построенным на принципе местничества (назначение на государственную должность зависело от знатности рода кандидата). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы постоянно менялся.

В XIII–XV вв. действовала дворцово-вотчинная система управления. Главная роль отводилась княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами - путями, которые возглавляли путные бояре (конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути). Со временем придворные чины превратились в государственные должности.

Централизация государства потребовала создания специального управленческого аппарата. С конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления - приказов. Это были постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в их состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные. К середине XVI в. приказная система управления вытеснила дворцово-вотчинную.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками Великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. В начале XVI в. были учреждены новые дворянские и земские органы - губные и земские избы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств - закономерный процесс развития феодализма. В его основе лежали социально-экономические факторы:

67. Государственный аппарат во время Первой мировой войны 1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.Сразу же начались перестройки в управленческом аппарате. Совет

Государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и государственный надзор в области семеноводства Деятельность граждан может попадать в поле зрения ветеринарных врачей Россельхознадзора или региональных органов

1.5. Государственный аппарат Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата Государственный аппарат – это система органов и учреждений, осуществляющих на практике государственную власть, задачи и функции государства.Признаки

§ 1. Характеристика основных законодательных актов удельно-вечевого и Московского периодов русского государства Военные суды в современном понимании возникли в России с появлением регулярной армии, требующей поддержания в ней определенного правопорядка несения

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.Группы предпосылок образования русского централизованного государства.1. Экономические

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.Признаки наличия централизованной власти в конце XV-начале XVI вв.:1) наличие

21. Судебный процесс русского централизованного государства Судебный процесс в период образования и существования русского централизованного государства по делам о мелких преступлениях и имущественных спорах носил обвинительно-состязательный характер.Постепенно на

57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени Основные причины Первой мировой войны: изменения в экономике и политике великих держав; активизация колониальной экспансии великих держав; стремление к разделу

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

Правительственный аппарат Важную роль в текущей работе правительства приобрели его специальные органы и комитеты. Их значение в особенности определилось тем, что Кабинет работал, по сути, тайно и решения принимались премьером от имени всего правительства. Первый

ВОПРОСЫ

1. Какие факторы способствовали тому, что именно при Иване III и Василии III была ликвидирована зависимость Руси от Орды и завершилось объединение русских земель?

Факторы, способствовавшие завершению объединению русских земель:

Окончательное ослабление Золотой Орды;

Конфликт между Золотой Ордой и Крымским ханством, которое поддержало Ивана III;

Ослабление Новгорода и Твери, что позволило Ивану III их захватить;

Ослабление Литвы.

Укрепление власти московского князя.

2. Дайте характеристику системы органов власти Российского централизованного государства.

Во главе Российского государства стоял государь, который являлся носителем верховной светской власти: издавал законодательные акты, возглавлял высший судебный орган - великокняжеский суд, командовал войсками во время наиболее важных походов. Монарший престол передавался по наследству от отца к сыну.

Совещательным органом являлась Боярская дума. В кругу думных чинов государь обсуждал хозяйственные, дипломатические, военные вопросы. Распределение властных полномочий в Думе, а значит, и мест, которые занимали во время заседаний ее члены, зависело от знатности и древности рода. Такой принцип получил название местничества. Приближенные монарха - бояре и служилые люди - составляли государев двор.

Вопросами сбора и распределения денежных средств государства занималась Казна. Особая служба - Дворец - ведала земельными владениями государя. По мере расширения аппарата управления для заведования конкретными государственными делами стали возникать приказы, в которых служили дьяки и подьячие.

С 1549 г. (при Иване IV) начались созываться Земские соборы, что свидетельствовала о формировании сословно-представительной монархии особого типа.

Все государство было разделено на уезды, которые, в свою очередь, состояли из более мелких станов и волостей.

3. К каким изменениям в социальной структуре общества приводила государственная политика, направленная на укрепление армии?

Государственная политика, направленная на укрепление армии, привела к формированию новых социальных групп:

1) помещики – это дворяне, которые за службу получали землю с крестьянами. Они по первому зову государя обязаны были явиться в войско, имея коня, все необходимое оружие и доспехи, вместе со своими вооруженными слугами. Помещики, в отличие от западноевропейских феодалов, не являлись полновластными хозяевами своих владений. Без согласия государя поместья запрещалось продавать, передавать наследникам.

2) стрельцы – это были пехотинцы (реже - кавалеристы), вооруженные огнестрельным оружием. Стрелецкое войско формировалось из посадских людей. Они освобождались от уплаты налогов, получали небольшое денежное жалованье, могли помимо службы заниматься ремеслом и мелкой торговлей.

4. Как вы понимаете политическое значение идеи «Москва - третий Рим»?

Объявление Москвы третьим Римом способствовало возвышению Московского княжества в период Ивана III. Москва объявлялась центром политической и церковной жизни. Также это давало повод называть себя защитницей всех православных, что способствовало присоединению ряда новых земель.

5. Какие из символов Российского государства сохранились до наших дней? Какое значение имеют они для нас сегодня?

До наших дней сохранились такие символы Российского государства как изображение сидящего на коне Георгия Победоносца и двуглавый орел.

Нынешний двуглавый орел увенчан тремя золотыми коронами – символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его - скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа).

На груди орла - щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конём дракона.

ЗАДАНИЯ

1. Пользуясь картой № 8 (стр. VII), определите, какие земли входили в состав Московского княжества к 1462 г. Какое время считается периодом завершения объединения русских земель? Назовите территории, вошедшие в течение этого периода в состав Московского государства.

К 1462 году в состав Московского княжества вошли белозерские, костромские, галицкие, углицкие, дмитровские земли, а также территории великого Владимирского княжества.

Собирание земель было завершено в 1510 г. присоединением Пскова и в 1521 г. - Рязанского княжества. За это время были присоединены: Новгород (1478 г.), Тверь (1485), территории в верховьях Оки и Десны - Северские земли, а также Смоленск.

2. Охарактеризуйте взаимоотношения церкви и государства, складывавшиеся в процессе образования Российского централизованного государства. Какой могла быть перспектива решения вопроса о церковном землевладении?

Церковь сыграла важную роль в объединении Российского государства. Ее иерархи выступали за единство земель, стремились примирить князей. Именно в среде церковных лидеров после падения Византии родилась идея о том, что Московскому государству суждено стать преемником великих христианских империй.

Перспективой решения вопроса о церковном землевладении была бы секуляризация земли в пользу государства с денежной компенсацией. Тогда бы церковники получили средства для распространения своих земель, а государство земли для укрепления своей власти.

3. Дайте характеристику общих черт и отличий сословной структуры русского и западноевропейского средневекового общества.

Российское общество, как и западноевропейское делилось на три основных сословия: дворянство (рыцарство), духовенство, крестьянство. Также можно выделить четвертое сословие, которое только проходило консолидацию – горожане.

Дворяне как в Западной Европе, так и в России имели исключительные права на владение землей, они не платили налоги, взимали налоги с третьего сословия (крестьян), как правило служили в войске и участвовали в управлении государством. В отличие от Западной Европы в России было распространено поместное землевладение, а не наследственное (кроме удельных князей), также дворяне в России владели крепостными крестьянами, а в Западной Европе – не владели.

Духовенство в Западной Европе и в России считалось привилегированным сословием. Как и в Европе по мере усиления центральной политической власти, оно утратило свое влияние. В отличие от Европы в России значительно усилилось экономические позиции духовенства, что выразилось в росте церковного землевладения.

Крестьяне были непривилегированным сословием, они платили налоги, не имели права владеть землей, а только пользоваться ей. Отличие в положении крестьян в Западной Европе от России заключалось в том, что они были лично свободными, в то время как в России происходил процесс полного закрепощения крестьян.

Также в России в социальной структуре общества имелась такая особенность, как наличие сословия казачества.

Государь всея Руси. Иерархическую пирамиду власти Русского централизованного государства венчала царская власть. Она не была ограничена ни политически, ни юридически. Иван III фактически стал первым царем Русского централизованного государства. Он обладал законодательными, административными и судебными полномочиями, которые постоянно расширял. Его статус развивался в соответствии с государственным правом, им же установленным.

Для придания веса принятым царским решениям была введена процедура приложения печати. Впервые на Руси Иван III вводит символ царской власти – герб , которым в 1472 г. стал двуглавый орел. Изображение двуглавого орла в 1497 г. появляется на царской печати, которая становится уже «гербовой печатью», то есть приобретает большее значение.

Интересен факт приобретения герба. Известно, что Иван III был женат на Софье Палеолог, представительнице византийской императорской фамилии. После покорения Византии Османской империей двуглавый орел, герб византийского императора, перешел, как бы по наследству, к единственной наследнице византийских царей – Софье Палеолог, дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога. А от Софьи в связи с замужеством – к Ивану III. Как преемник павшего византийского престола, муж Софьи Палеолог с 1485 г. стал при случае именовать себя царем, но чаще – «государем всея Руси ». Русское слово «царь» является несколько искаженным славянским переводом византийского слова «цезарь».

Иван III, чтобы усилить самодержавную власть, провел значительные государственно-правовые реформы, которые касались боярской думы, приказов, правовой системы и т.д. Благодаря его реформам былая раздробленность постепенно сменялась централизацией.

Иван III имеет и другие заслуги перед Россией. По мнению многих историков, это одна из ключевых фигур нашей истории. Этот реформатор, во -первых, заложил основы самодержавия; во-вторых, создал государственный аппарат управления страной; в-третьих, построил резиденцию главы государства – укрепленный Московский Кремль; в-четвертых, установил правила придворного этикета; в-пятых, издал свод законов (Судебник), обязательный для исполнения всеми подданными государства.

Боярская дума. На Боярскую думу возлагались государственное управление, судебная и дипломатическая функции. Решая государственные дела, Дума постепенно становилась законосовещательным органом при Иване III. При ее участии вводился знаменитый Судебник Ивана III, который устанавливал единую правовую систему централизованного государства. Кроме того, Дума руководила системой приказов, осуществляла контроль за местным управлением, решала земельные споры. Для ведения дел была создана думская канцелярия.



В Боярской думе кроме московских бояр с середины XV в. стали заседать и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Дума принимала решения большинством голосов. Если согласие бояр не достигалось, обсуждались спорные моменты, пока весь ее состав не приходил к единому мнению. Выражаясь по-современному, Дума искала консенсус.Если все же согласие по каким-либо причинам не достигалось, тогда шли на доклад к главе государства, и дело разрешалось государем.

Терминбоярин постепенно стал обозначать не просто крупного феодала, а пожизненного привилегированного члена Боярской думы.Вторым по значению чином Боярской думы былокольничий. В конце XV в. в состав Думы входили 12 бояр и не более 8 окольничих. При решении наиболее важных государственных дел на заседания Боярской думы приглашались церковные иерархи и видные представители дворянства. В дальнейшем такие совместные собрания стали основой для образования Земских соборов.

Бояре и окольничие стали присягать на верность великому князю, подтверждая ее «клятвенными грамотами». Московский государь наделил себя правом не только удалять бояр с государственной службы, но и конфисковать при этом их вотчины, земельные наделы с имуществом.

Казенный двор. Главным распорядительным органом управления Московского государства был Казенный двор. Это был прообраз правительства. Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом. Царь ввел новые должности государевых людей: казенного дьяка и подьячих, ведающих делами посольскими, поместными, ямскими, финансовыми.

Дворец и дворцы. Для управления царскими землями и имуществом был создан Дворец. Постепенно его функции дополнялись и другими обязанностями, например, рассматривать земельные споры и осуществлять судопроизводство. Для управления территориями на местах были созданы Новгородский, Тверской и другие дворцы, а также приказы.

Центральные органы власти. Для исполнения на местах царских указов, других указаний и распоряжений из центра были созданы постоянно действующие распорядительные органы. Руководить отдельными направлениями в государстве поручалось путным боярам и дворянам. В ведении наиболее авторитетных бояр передавались отдельные территории («пути»), в которых высшие должностные лица осуществляли управление и судопроизводство. Одновременно с созданием новой системы управления проходило усиление власти Московского великого князя, государя всея Руси. Новая «вертикаль власти», созданная в эпоху Ивана III, значительно повысила централизацию государственного управления, сделала Москву настоящей столицей огромной страны.

Формирование приказов, разрядов, уездов, волостей говорило о довольно стройной (для того времени) системе государственного управления. Эта система также была закреплена в правовой базе, созданной Иваном III с целью укрепления своей власти, которая все больше приобретала самодержавные черты.

Местные органы власти. Бывшие удельные князья сохранили за собой некоторые властные полномочия. В пределах своих владений они имели право собирать налоги с населения, вершить суд. Из их среды назначались московским князем воеводы и тысяцкие, которые в военное время руководили народным ополчением.

В городах ввели новую должность местного управления – городовые приказчики, в уездах административные функции исполняли наместники, в волостях – волостели.

Система центральных и местных органов государственной власти в Русском централизованном государстве (XIV в. – начало XVI в.) выглядит следующим образом.

Система органов государственной власти

Судебник Ивана III. Огромную роль в укреплении единого государства сыграла новая правовая система, введенная Иваном III. Она соединяла воедино центральные и местные органы государственной власти, которые руководствовались едиными для всей страны законами и требовали их исполнения от царских подданных. Изданный в 1497 г.Судебник Ивана III закрепил новыеобщественные порядки, введенные властью в стране со времен «Русской Правды».

Следует подчеркнуть, что в Судебник были внесены важные новации, относящиеся к государственному праву. Например, передача власти в государстве происходила уже не по наследству, как раньше, а по воле государя. Он теперь назначал себе преемника. Власть стала приобретать самодержавные черты. В угоду мелким и среднимфеодалам, новым социальным группамСудебник установил также некоторые ограничения в деятельности чиновников на местах – кормленщиков. Согласно ст. 43 наместники и волостели лишались права решать «наиболее важные дела».

Судебник Ивана III положил начало закрепощению крестьян . Он запрещал переход к другому феодалу в течение 50 недель в году, кроме недели до и недели после Юрьева дня (26 ноября), когда все работы на земле были закончены, а урожай собран в закрома. Причем государство в 1497 г. законодательно устанавливает еще одно существенное условие изменения юридической зависимости от феодала: обязательную выплату «пожилого» – своеобразного выкупа из этой зависимости.

Правовые, организационные и другие меры, принятые Иваном III для усиления государственной власти, свидетельствуют о создании нового централизованного государства.

2.2. Образование Русского централизованного государства

Завершение объединения земель вокруг Москвы. Преодолению феодальной раздробленности и объединению русских княжеств, прекращению междоусобиц во многом способствовала правильная, дальновидная политика московских князей – потомков Дмитрия Донского. Так, Василию I (1389–1425),сыну Дмитрия Донского, удалось заключить особый договор с Тверским княжеством с целью противодействия набегам Золотой Орды. Кроме того, Василий I вступил в брак с литовской княжной Софьей, что значительно ослабило напряженность в русско-литовских отношениях.Василию I удалось получить ярлык на Нижний Новгород, Муром, Тарусу. Все это способствовало возвышению Москвы, объединению вокруг нее русских земель и образованиюРусского централизованного государства.

Огромная заслуга в расширении территории Русского государства принадлежит Ивану III(1462–1505). При его правлении произошло присоединение к Москве Ярославля (1463 г.), завершилось присоединение Ростовского(1474 г.) и Тверского княжеств. В 1489 г. Ивану III покорилась Вятская земля, богатая пушниной. В 1503 г. под юрисдикцию Русского государства перешли князья Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, порвавшие свои отношения с Литвой.

Независимой от московского князя долго оставалась Новгородская республика, обладавшая еще значительной силой. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы.

Узнав о сговоре бояр с Литвой, московский князь Иван IIIпринял решительные меры к подчинению Новгорода. В походе 1471 г. участвовали войска всех подвластных Москве земель, что придало ему общерусский характер. Новгородцев обвиняли в том, что они «отпали от православия к латинству».

Решающее сражение произошло на р. Шелони. Новгородское ополчение, имея значительное превосходство в силах, сражалось неохотно; москвичи же, по словам близких к Москве летописцев, «как львы рыкающие», набросились на противника и более 20 верст преследовали отступающих новгородцев. Окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 г., за два года до освобождения от монголо-татарского ига.

Иван IIIза собирание русских земель получил почетный титул «Божьей милостью государь Всея Руси , великий князь Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель».

Известный русский историк В.О. Ключевский в связи с этим писал: «Если вы представите себе новые границы Московского княжества, созданные перечисленными территориальными приобретениями, вы увидите, что это княжество вобрало в себя целую народность… Теперь вся эта (русская) народность соединяется под одной государственной властью».

Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Московского княжества.

Таким образом, при Иване III произошло образование единого Русского государства – крупнейшей в Европе державы, с которой стали считаться другие государства.

Создание Русского централизованного государства – важнейший этап исторического развития нашей страны, с которым связаны преодоление феодальной раздробленности.

Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, совершенствования государственного управления и правовой системы. Сильное государство, сложившееся при Иване III покончило с монголо-татарским игом, длившимся на Руси почти 2,5 столетия.

Окончательное свержение монголо-татарского ига произошло при Иване III после «великого стояния» московских и монголо-татарских войск на р. Угре в 1480 г. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Во главе ордынских войск был Ахмат-хан, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат-хан понял, что вступать в сражение безнадежно. В это время его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства. Узнав об этом, хан повернул свои войска к Сараю. Противостояние Руси и Золотой Орды закончилось. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

Окончательное свержение монголо-татарского ига ускорило процесс объединения земель вокруг Москвы и образования Русского централизованного государства.

При Иване III в отношении нашего государства впервые стали использовать современный термин «Россия».

2.3. Система власти в Русском централизованном государстве

Государь всея Руси. Иерархическую пирамиду власти Русского централизованного государства венчала царская власть. Она не была ограничена ни политически, ни юридически. Иван III фактически стал первым царем Русского централизованного государства. Он обладал законодательными, административными и судебными полномочиями, которые постоянно расширял. Его статус развивался в соответствии с государственным правом, им же установленным.

Для придания веса принятым царским решениям была введена процедура приложения печати. Впервые на Руси Иван III вводит символ царской власти – герб , которым в 1472 г. стал двуглавый орел. Изображение двуглавого орла в 1497 г. появляется на царской печати, которая становится уже «гербовой печатью», то есть приобретает большее значение.

Интересен факт приобретения герба. Известно, что Иван III был женат на Софье Палеолог, представительнице византийской императорской фамилии. После покорения Византии Османской империей двуглавый орел, герб византийского императора, перешел, как бы по наследству, к единственной наследнице византийских царей – Софье Палеолог, дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога. А от Софьи в связи с замужеством – к Ивану III. Как преемник павшего византийского престола, муж Софьи Палеолог с 1485 г. стал при случае именовать себя царем, но чаще – «государем всея Руси ». Русское слово «царь» является несколько искаженным славянским переводом византийского слова «цезарь».

Иван III, чтобы усилить самодержавную власть, провел значительные государственно-правовые реформы, которые касались боярской думы, приказов, правовой системы и т.д. Благодаря его реформам былая раздробленность постепенно сменялась централизацией.

Иван III имеет и другие заслуги перед Россией. По мнению многих историков, это одна из ключевых фигур нашей истории. Этот реформатор, во -первых, заложил основы самодержавия; во-вторых, создал государственный аппарат управления страной; в-третьих, построил резиденцию главы государства – укрепленный Московский Кремль; в-четвертых, установил правила придворного этикета; в-пятых, издал свод законов (Судебник), обязательный для исполнения всеми подданными государства.

Боярская дума. На Боярскую думу возлагались государственное управление, судебная и дипломатическая функции. Решая государственные дела, Дума постепенно становилась законосовещательным органом при Иване III. При ее участии вводился знаменитый Судебник Ивана III, который устанавливал единую правовую систему централизованного государства. Кроме того, Дума руководила системой приказов, осуществляла контроль за местным управлением, решала земельные споры. Для ведения дел была создана думская канцелярия.

В Боярской думе кроме московских бояр с середины XV в. стали заседать и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Дума принимала решения большинством голосов. Если согласие бояр не достигалось, обсуждались спорные моменты, пока весь ее состав не приходил к единому мнению. Выражаясь по-современному, Дума искала консенсус.Если все же согласие по каким-либо причинам не достигалось, тогда шли на доклад к главе государства, и дело разрешалось государем.

Терминбоярин постепенно стал обозначать не просто крупного феодала, а пожизненного привилегированного члена Боярской думы.Вторым по значению чином Боярской думы былокольничий. В конце XV в. в состав Думы входили 12 бояр и не более 8 окольничих. При решении наиболее важных государственных дел на заседания Боярской думы приглашались церковные иерархи и видные представители дворянства. В дальнейшем такие совместные собрания стали основой для образования Земских соборов.

Бояре и окольничие стали присягать на верность великому князю, подтверждая ее «клятвенными грамотами». Московский государь наделил себя правом не только удалять бояр с государственной службы, но и конфисковать при этом их вотчины, земельные наделы с имуществом.

Казенный двор . Главным распорядительным органом управления Московского государства был Казенный двор. Это был прообраз правительства. Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом. Царь ввел новые должности государевых людей: казенного дьяка и подьячих, ведающих делами посольскими, поместными, ямскими, финансовыми.

Дворец и дворцы. Для управления царскими землями и имуществом был создан Дворец. Постепенно его функции дополнялись и другими обязанностями, например, рассматривать земельные споры и осуществлять судопроизводство. Для управления территориями на местах были созданы Новгородский, Тверской и другие дворцы, а также приказы.

Центральные органы власти. Для исполнения на местах царских указов, других указаний и распоряжений из центра были созданы постоянно действующие распорядительные органы. Руководить отдельными направлениями в государстве поручалось путным боярам и дворянам. В ведении наиболее авторитетных бояр передавались отдельные территории («пути»), в которых высшие должностные лица осуществляли управление и судопроизводство. Одновременно с созданием новой системы управления проходило усиление власти Московского великого князя, государя всея Руси. Новая «вертикаль власти», созданная в эпоху Ивана III, значительно повысила централизацию государственного управления, сделала Москву настоящей столицей огромной страны.

Формирование приказов, разрядов, уездов, волостей говорило о довольно стройной (для того времени) системе государственного управления. Эта система также была закреплена в правовой базе, созданной Иваном III с целью укрепления своей власти, которая все больше приобретала самодержавные черты.

Местные органы власти. Бывшие удельные князья сохранили за собой некоторые властные полномочия. В пределах своих владений они имели право собирать налоги с населения, вершить суд. Из их среды назначались московским князем воеводы и тысяцкие, которые в военное время руководили народным ополчением.

В городах ввели новую должность местного управления – городовые приказчики, в уездах административные функции исполняли наместники, в волостях – волостели.

Система центральных и местных органов государственной власти в Русском централизованном государстве (XIV в. – начало XVI в.) выглядит следующим образом.

Система органов государственной власти

Судебник Ивана III . Огромную роль в укреплении единого государства сыграла новая правовая система, введенная Иваном III. Она соединяла воедино центральные и местные органы государственной власти, которые руководствовались едиными для всей страны законами и требовали их исполнения от царских подданных. Изданный в 1497 г.Судебник Ивана III закрепил новыеобщественные порядки, введенные властью в стране со времен «Русской Правды».

Следует подчеркнуть, что в Судебник были внесены важные новации, относящиеся к государственному праву. Например, передача власти в государстве происходила уже не по наследству, как раньше, а по воле государя. Он теперь назначал себе преемника. Власть стала приобретать самодержавные черты. В угоду мелким и среднимфеодалам, новым социальным группамСудебник установил также некоторые ограничения в деятельности чиновников на местах – кормленщиков. Согласно ст. 43 наместники и волостели лишались права решать «наиболее важные дела».

Судебник Ивана III положил начало закрепощению крестьян . Он запрещал переход к другому феодалу в течение 50 недель в году, кроме недели до и недели после Юрьева дня (26 ноября), когда все работы на земле были закончены, а урожай собран в закрома. Причем государство в 1497 г. законодательно устанавливает еще одно существенное условие изменения юридической зависимости от феодала: обязательную выплату «пожилого» – своеобразного выкупа из этой зависимости.

Правовые, организационные и другие меры, принятые Иваном III для усиления государственной власти, свидетельствуют о создании нового централизованного государства.

2.4. Иван Грозный и укрепление Русского централизованного государства

Василий III . Василий III,26-летний сын Ивана IIIи Софьи Палеолог продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий IIIв 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери – защитницы западных рубежей Русского государства. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Однако правление Василия IIIдлилось недолго. Перед смертью, желая сохранить власть для своего малолетнего сына Василий III создает для управления страной Регентский совет. Это было вызвано не только проблемами госуправления, но главным образом стремлением государя сохранить преемственность престола для своих потомков.

Иван IV . После смерти Василия III в 1533 г. на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 г. (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов.

Молодой царь Иван Васильевич, по свидетельству современников, был наделен недюжинным умом и сильной волей. Однако, рано лишившийся родителей и воспитывавшийся в обстановке интриг и боярской борьбы за власть, он вырос подозрительным, мстительным и очень жестоким человеком. Иван IV вступил на российский престол в 17 лет, то есть в юном возрасте.

Венчание на царство . В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. Из рук московского митрополита Макария он принял знаменитую шапку Мономаха и другие символы царской власти. С этого момента великий московский князь официально стал именоваться царем, а Россия официально стала монархией. Коронация царя усиливала сакральное начало царской власти.

И.С. Пересветов. Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобразным идеологом его был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями (челобитными), в которых была изложена своеобразная программа преобразований. Предложения И.С. Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV.

Исходя из интересов дворянства И.С. Пересветов, резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. «Государство без грозы что конь без узды», – считал И.С. Пересветов.

Земский собор. Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений представлялось проблематичным, поэтому в середине ХVI в.молодой царьнаметил реформы государственного управления.Иваном IVбыл создансословно-представительный орган государственной власти под названием Земский собор.

В него вошли Боярская дума, Освященный собор (церковные иерархи), а также другие представители столичного и местного боярства и дворянства. Земский собор представлял собой орган государственного управления с законосовещательными функциями. Он состоял из двух палат:

    верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

    нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы действовали не постоянно, они созывались по указу царя. Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция собора не была четко установлена, но сам факт созыва царем представителей различных сословий для решения важных государственных проблем свидетельствовал о формировании в России сословно-представительной монархии. Первый Земский собор был созван царем в феврале 1549 г. Появление сословно-представительных органов государственного управления означало, что важнейшие решения санкционировались представителями господствующего класса.

Земская Дума. Наряду с Земским собором государственные вопросы при Иване Грозном решала и так называемая земская Дума. Она была совещательным органом при царе и созывалась им по мере необходимости. Так, в июле 1566 г. царь созвал земскую Думу, состоявшую из 339 человек. В нее вошли церковные и монастырские иерархи, бояре, окольничие, казначеи, дьяки, другие государственные чиновники, а также знатные дворяне, купцы. Цель созыва столь представительного совещания людей различных сословий заключалась в выработке позиции России на сложных переговорах с Литвой.

«Избранная Рада». Недостаточные способности юного венценосца в области государственного управления привели к созданию при нем еще одного совещательного органа. Вокруг молодого Ивана IV образовался совет приближенных бояр, которые способствовали17-летнему монарху в управлении государством, в проведении структурных реформ. Этот совет близких к царю людей получил название «Избранная Рада» или в других источниках – Священный союз. Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Кроме князя А. Курбского в «Избранную Раду» входили князья Д. Курлятев, М. Воротынский, постельничий А. Адашев, думский дьяк И. Висковатый, а также московский митрополит Макарий и духовник царя, священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр. Этот круг лиц составлял неформальное правительство при Иване IV в 1549–1560 гг.

Состав «Избранной Рады» представлял интересы различных слоев господствующего класса. Опираясь на этих весьма авторитетных людей, молодой Иван Васильевич успешно проводил те преобразования, которые получили название реформ середины ХVIв. Вот как описывал взаимодействие Ивана Грозного с «Избранной Радой» историк Н.М. Карамзин: «Царь говорил и действовал, опираясь на чету избранных, Сильвестра и Адашева, которые приняли в Священный союз свой не только благоразумного митрополита, но и всех мужей добродетельных, опытных, в маститой старости еще усердных к Отечеству…»

По рекомендациям«Избранной Рады» Иван Грозный осуществлял кадровую политику, назначая на ответственные государственные посты людей не только преданных государю, но и не замеченных в мздоимстве и других злоупотреблениях властью. Советуя царю сменить чиновников, компрометирующих государственную власть, члены «Избранной Рады», по словам Н.М. Карамзина, «хотели ознаменовать счастливую государственную перемену не жестокою казнию худых старых чиновников, а лучшим избранием новых».

За этот краткий исторический период, в который смогла действовать «Избранная Рада», в государственном устройстве России произошли существенные перемены. При ее активном участии в стране была создана воеводо-приказная система государственного управления.

Воеводо-приказная система управления. Как следует из названия новой системы государственного управления, она имела две составляющие: воеводскую и приказную.В то время это был прогрессивный шаг в государственном устройстве и управлении России. Приказная подсистема управления включала в себя следующие основные приказы, прообраз отраслевых министерств.

Казенный приказ управлял государственной казной и архивом, а также всеми торговыми людьми, мастерами серебряных дел, монетным двором.

Разрядный приказ осуществлял управление дворянскими войсками, учетом служилых людей, их чинов и должностей. Разрядом называлась войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемой в войске должности. На Разрядный приказ возлагалось также обеспечение служилых людей денежными и поместными окладами, определение пригодности к военной службе. Это ведомство имело право повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить ему оклад и даже вовсе лишить его полученной ранее земли. Кроме того, в обязанности Разрядного приказа входило назначение наместников, воевод, контролирование их деятельности, а также организация строительства крепостей на российских рубежах.

Поместный приказ ведал всем государственным земельным фондом. Он выделял из него поместья служилому дворянству в тех размерах, которые были предварительно определены Разрядным приказом. Поэтому эти два ведомства тесно сотрудничали друг с другом.Поместный приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, регистрируя их в специальной книге.

Посольский приказ осуществлял дипломатические функции. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом. Поэтому основной задачей Посольского приказа была подготовка и отправка за границу русских посольств, а также прием и отправка зарубежных дипломатов. На это ведомство возлагались дела по выкупу русских, попавших в плен, а также отдельные поручения, связанные с деятельностью иноземных купцов и ремесленников.

Холопий приказ управлял дворовыми, кабальными и другими зависимыми людьми, осуществлял суд над ними.

Разбойный приказ возглавлял систему полицейско-сыскных органов, утверждал на должности губных старост, целовальников и дьяков, рассматривал дела по второй судебной инстанции о разбоях.

Печатный приказ заведовал вопросами книгопечатания, надзором за переписчиками и издателями книг.

Аптекарский приказ занимался делами медицины.

Казанский, Сибирский и Малороссийский приказы сформированы после присоединения соответствующих территорий к Русскому централизованному государству. В период правления Ивана Грозного приказная система развивалась и укреплялась; с усложнением задач государственного управления число приказов непрерывно росло, превысив три десятка.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк в зависимости от важности ведомства. Они являлись крупными государственными чиновниками. Приказы ведали не только управлением государственными делами, но и сбором налогов, руководили деятельностью уездных и губных учреждений.

Воеводы. С укреплением государственной власти в середине XVII в. были учреждены должности воевод ,которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением Боярской думой и царем. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население на законных основаниях.

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Под надзором воевод государственные налоги собирали выборные старосты и целовальники.

Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял служилых людей на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

Другие права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол этих чиновников в Сибири, где контроль центра за деятельностью воевод из-за отдаленности был крайне слабым.

Если представить государственное и местное самоуправление того времени в виде схемы, то она будет выглядеть следующим образом.

Документ

Г. Художник серийного оформления П. Ефремов Моисеев Н.Н. М 74 Универсум. Информация. ... расчеты частично изложены в коллективной монографии: Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тарко А.М. Человек... напечатано - в своем отечестве пророков не бывает! Здесь...

  • Обзор сми и блогосферы (7) пресс-релиз межрегионального общественного движения «семья любовь отечество» от 12 декабря 2010 г

    Обзор

    Отечество" Отечество" Моисеев

  • Обзор сми и блогосферы (7) 21 декабря 2010 г пресс-релиз межрегионального общественного движения «семья любовь отечество» от 12 декабря 2010 г

    Обзор

    Региональных отделений Движения" ("Семья, Любовь, Отечество" /) Ксения: Re: Промолчим... межрегионального движения "Семья, любовь, Отечество" и некоторых других общественных организаций. ... начаты и в СССР (см. Моисеев Н. Система "Гея" и проблема запретной...