Святые отцы о грехе. Случай из жизни

Ненависть ко греху

Чтобы одержать полную победу над грехом, необходимо, подобно Иисусу Христу, возненавидеть грех. Наш Господь мог противостоять всем дьявольским искушениям, потому что Он «…возлюбил правду и возненавидел беззаконие…» (Евреям 1:9).

Ненависть к греху дает силу устоять в любом искушении и победить всякий грех. Даже сама мысль о грехе противна тому, кто ненавидит грех. Он просто мерзок для человека.

Но проблема христиан в том, что они привыкли больше думать о любви, и потому многим из них чувство ненависти совершенно не знакомо. Печально об этом говорить, но некоторые из них становятся настолько «любвеобильными», что грех совершенно незаметно поселяется в их сердцах. Не имея к нему ненависти, они не могут полностью избавиться от него, а это означает, что они не смогут одержать над ним полную победу.

Каждому из нас необходимо научиться ненавидеть грех, иначе мы не сможем обрести полную свободу от него. Если мы желаем во всем быть похожими на Христа, что должны всей силой и крепостью своих сердец возненавидеть это мерзкое «изобретение» дьявола. Нужно вспомнить, что больше всего мы ненавидели когда-то в жизни, что более всего было противно нам, и спроецировать всю силу этого чувства на грех, который разделяет нас с Богом.

Грех должен стать такой же мерзостью для вас, какой он является для святого и праведного Бога. Только в этом случае мы сможем одержать окончательную победу над грехом.

Самый сильный способ

Стратегия победы над грехом включает в себя различные направления и способы борьбы с ним. Но самый сильный и действенный из них нам открывает великий муж Божий – апостол Павел, который в своем Послании к Евреям говорит:

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою...

Евреям 6:13

Самое сильное средство в сражении с грехом – клятва. Если не срабатывает ни один из вышеперечисленных способов – поставьте себя под клятву. Иисус Христос однажды сказал Своим ученикам, что лучше без ног или рук попасть в рай, чем с обоими ногами и руками попасть в ад. Конечно, он говорил иносказательно, но при этом Он хотел подчеркнуть огромную важность чистоты и святости нашей земной жизни – жизни в победе над грехом.

Клятва способна удержать вас от совершения греха, ведь это самый высший уровень нашего обещания Богу навсегда покончить с грехом.

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду…

Евреям 6:16–18

Клятва всегда полагает конец всякому спору. Ваш спор с грехом придет к концу в тот день, когда вы поклянетесь. Вашему длительному сражение с грехом наступит конец, когда вы произнесете клятву. Нет средства сильнее этого!

Всякое желание грешить умрет в вас навсегда, когда вы произнесете клятву перед Богом. И тогда вы сможете праздновать победу – победу над грехом, так долго разделявшим вас с Небесным Отцом, даровавшим вам жизнь!

Золотые истины

Сражение с грехом должно иметь наступательный характер.

Грех никак не может господствовать над человеком, который сознательно почитает себя мертвым.

Ваша идентичность с Иисусом Христом позволяет вам жить без греха.

В своей «мертвости» нужно упражняться ежедневно.

Не разобравшись со своими грехами, мы будем снова уловлены дьяволом.

Концентрация мысли рождает мощную энергию творения.

Для полной победы над грехом необходимо выработать в себе новые привычки, закрепив новый образ действий в своем подсознании.

Став детьми Божьими, нам необходимо упражняться в благочестивом поведении.

Если мы всегда будем выполнять указания духа, то перестанем подчиняться желаниям плоти и тогда сможем победить всякий грех.

Чтобы выработать иммунитет против греха, необходимо как можно больше размышлять над Словом Божьим.

Твердое решение противостоять греху подобно стене, отделяющей нас от греха.

Выбрав Бога, мы тем самым выбираем Его принципы и правила жизни – жизни в святости и праведности Божьей.

Избегайте всего, что может соблазнить вас.

Страх Господень вынуждает нас быть в постоянной боевой готовности, сражаясь с грехом.

Если дьявол убежит от нас, то вместе с ним убежит и грех.

Ненависть ко греху дает силу устоять в любом искушении и победить всякий грех.

Грех должен стать такой же мерзостью для вас, какой он является для святого и праведного Бога.

Нижеследующий список не должен рассматриваться как "инструкция", а как помощь к общему пониманию того, какие существуют грехи и наклонности, и из них ощутить настрой, к которому мы призваны, пройдя путем покаяния.

Грехи тяжкие, могущие лишить надежды на спасение
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.
2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.

Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего.
Как правило, происходят от недостатка любви, от злобы, ненависти или бесчувствия к нему и его спасению (перечень грехов, из которого вы выбираете вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

Согрешил неимением любви к ближнему, которые проявляются: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, непостоянством в отношении к ближним, подозрительностью нрава. Подозрительность - тяжелый грех, указывающий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить всех других выше себя, и рассматривать поступки людей и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух.
- Согрешил неимением дел любви и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих, не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить. Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению –«самодельный крест», а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает.
- Согрешил нерадением о спасении ближнего . К этому греху относятся хладность и забывчивость в молитвах за ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, что бы способствовать укоренению его души в вечной жизни.
- Согрешил непочитанием родителей . Не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д. Непочитание родителей - нарушение пятой заповеди закона Божия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. 5, 16. Но это не должно отодвигать на второй план почитание Бога: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» Мф.10,37.
- Согрешил непочитанием старших .
- Согрешил невоспитанием детей в Православной вере . По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей - это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в Церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное - своей душой, своим примером, «иерархией ценностей» в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души.
- Согрешил тем, что не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях.
- Согрешил вольным или невольным убийством , в том числе абортами. Сюда относятся грехи членовредительства. Членовредительство - это вольное или невольное нанесение себе или другим увечий и рукоприкладства, в том числе действия, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода. Аборты - это смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь - зародыша или плода, ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия. Для Суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу «делать операцию» или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, особенно в старости. По канонам Церкви причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью - церковный наказ во искупление сего смертного греха.
- Согрешил жестокостью к животным . Человек творит грех, если жестоко бьёт и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни.
- Согрешил страстной привязанностью к животным . Страстная привязанность к животным нарушает естественное, Богом заповеданное отношение между человеком и животными, о которых надо заботиться и жалеть их, и повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, да и вредна для самих же животных.
- Согрешил ненавистью и злобой, зложелательством, зловоздаянием т.е. мстительностью, злорадством.
- Согрешил гневом , вспыльчивостью.
- Согрешил проклинанием (проклятием). Проклятие - грех призывания на ближнего сатанинских сил. При этом наносится великий ущерб ближнему особенно в том случае, когда этот ближний находится в духовной зависимости от проклинающего его - как, например, ребенок от родителей. Но проклинающий и сам неизбежно попадает в зависимость от нечистой силы, становится ее «законной» жертвой, ибо сам её призвал.
- Согрешил непримиримостью , злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним.
- Согрешил нанесением оскорблений , поношением, злословием.
- Согрешил раздражительностью , прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю.
- Согрешил пристрастностью . Пристрастность - это предвзятость, необъективность, «двойная мерка» в отношениях с людьми.
- Согрешил клеветой , сплетнями.
- Согрешил завистью .
- Согрешил ложью в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством.
- Согрешил осуждением . Осуждение - чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмирщвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на всё суждение, как правило, носящее осудительный характер. При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» Мф.7,1 - 2. В осуждении сплетаются несколько грехов. Грех гордости (несмирения), грех нелюбви к ближнему и, наконец, похищение Божественного права суда. Ибо только Творец имеет право судить Свое творение. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?»Иак.4,12.
- Согрешил лицеприятием , человекоугодием, лестью. Человекоугодие - корыстное желание угодить кому-либо с целью получения каких-либо благ или привилегий, это преклонение или страх перед «сильными мира сего».
- Согрешил соблазняющим окружающих поведением , в том числе желанием страстно нравиться. Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения. О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит»Мф.18,6-7.
- Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством.
- Согрешил страстным любопытством , подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны.

Грехи против себя.
Как правило связаны со страстями чревоугодия, сребролюбия и блуда. (перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

Согрешил небрежением Божьими дарами : жизнью, талантами, временем. Пустой мечтательностью, бессмысленным времяпрепровождением, пустословием, праздностью.
- Согрешил пристрастием к телевизору, компьютеру, коллекционированию, спорту, чтению неполезной для души литературы и другим зрелищам и занятиям.
- Согрешил небрежением о своем здоровье или чрезмерной попечительностью о своем здоровье.
- Согрешил сластолюбием, ленью , расслаблением тела и чувств, многоспанием, негою, люблением телесного покоя, тунеядством. Тунеядство - это «дармоедство». Апостол Павел учит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2 Фес.3,10. Сластолюбие-любовь к сладостям жизни, желание жить в наслаждениях.
- Согрешил неисполнением своих повседневных обязанностей , нехранением совести относительно вещей – это нерадение о сохранении вещей, о разумном и экономичном их использовании, о качественном выполнении работы, не повредить что-либо. Сюда же относится небрежное отношение к своим обязанностям по принципу «Как-нибудь, да обойдется», «Тяп-ляп», «На скорую руку» и т.п..
- Согрешил сребролюбием , любостяжательностъю, мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам лишающим душу свободы, расточительностью или, наоборот, ущемлением себя и ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству, корыстолюбием. Сребролюбие-это страсть, при которой кумиром становятся деньги, имущество, всякое материальное богатство. Корыстолюбие - по церковно-славянски – мшелоимство.
- Согрешил злоприобретением , лихоимством, хищением, воровством, выманиванием, попрошайничеством. Злоприобретение - приобретение денег, материальных благ или имущества нечестными, недостойными христианина средствами, например хитростью. Лихоимство - взятки, вымогательство и т.п. Хищение - кража государственного имущества. Воровство – присвоение себе не принадлежащего чего-бы то ни было (имущества, денег, вещей, похвалы, имени и т.д.) Святотатство – присвоение себе взятого в Церкви.
- Согрешил блудом . Блуд - плотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»Еф.5,5.
- Согрешил прелюбодеянием . Прелюбодеяние - плотская связь мужчины и женщины в том случае, если один из них или оба находятся в супружестве и при этом имеют связи с другим лицом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, ибо в этом случае кроме духовного ущерба самим этим людям наносится оскорбление их близким, а также подвергается поруганию Церковь как совершительница законного брака.
- Согрешил противоестественными блудными отношениями , к таким относятся: кровосмешение - близкородственные связи, а также мужеложство, скотоложство и пр.
- Согрешил рукоблудием . Рукоблудие - в любых видах удовлетворение плотского разжения.
- Согрешил блудными разжжениями и всяческим сладострастием: чтением развратных книг рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ.
- Согрешил ночными осквернениями . Ночное осквернение может быть вольным, т.е. следствием невоздержанности в жизни: чревоугодия, многоспания, услаждения блудными помыслами и т. д. Также - следствием осуждения ближнего, таковое требует особого покаяния в Таинстве Исповеди. И может быть невольным физиологическим явлением без явных греховных причин. Таковое не является грехом. Но в любом случае и это не следует скрывать на исповеди. Если же случится - омыться, прочесть специальный канон или молитву от осквернения по молитвослову.
- Согрешил невоздержанием в супружеской жизни , нехранением постов и праздников. Церковь возбраняет супружеские отношения в кануны праздников, воскресных дней и накануне среды и пятницы, а также в течение многодневных постов.
- Согрешил нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, сладострастными прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях; плясаниями и телодвижениями, вызывающими сладострастные чувства, похоть, душевное и психическое помрачение, соблазнительными разговорами и песнями, неумеренным смехотворством. Участием в страстных мирских развлечениях, в том числе игрой в карты и другие азартные игры.
- Согрешил душевной нечистотой : блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств.
- Согрешил курением, пьянством и употреблением препаратов и средств , вызывающих наркотическое опьянение, эйфорию, противоестественно возбуждающих, расслабляющих и одурманивающих. Это - услаждение действием наркотиков, начиная от собственно наркотических препаратов, лекарств и токсичных веществ до концентрированного чая, слушания одурманивающей музыки и т. п.. Употребление наркотических средств - смертный грех, ибо относится к греху самоубийства. Церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться, как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие.
- Согрешил чревоугодием , тайноядением, чревобесием, гортанобесием, многоядением, невоздержанностью в пище и питии, недовольством пищей и питием. Чревоугодие - страсть насыщения пищей и питием, когда это становится жизненным кумиром. Тайноядение - употребление пищи тайком из жадности, стыда или нежелания делиться. Чревобесие - страстное желание заполнить поплотнее желудок (чрево), съесть как можно больше. Гортанобесие - страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями.
- Согрешил употреблением в пищу крови животных . Неупотребление в пищу крови - одно из древнейших установлений церковного устава См.: Быт.9,4; Исх.34,15; Деян.15,20. Кровь - носитель души. Употребляя в пищу кровь животных, человек проникается животными инстинктами, помрачает душу.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Сегодня хотелось бы поговорить о ненависти, злобе, неприязни - как к близким, так и вообще к людям. Каждый в жизни осознавал, что какой-то человек ему неприятен - и коллега, и просто прохожий, и даже очень близкий человек. Люди разводятся, всякое бывает. Что же такое ненависть?

Даже когда Вы стали обозначать тему и произнесли эти понятия - ненависть, злоба, неприязнь, неприятие ближнего, - уже в душе появляется холод. Эти слова уже несут в себе что-то леденящее. Мы сразу чувствуем, что за этими словами стоит что-то очень плохое, очень дурное. На самом деле, когда задумываешься над этим, видишь, что ненависть и вообще неприязнь - по большому счету утрата любви. Что такое тьма? Это отсутствие света. Когда свет угасает, наступает тьма. Что такое холод? Это отсутствие тепла. Когда исчезает тепло, наступает холод. Холод ненависти, злобы, который внутри тебя, который леденит, переполняет твою душу, мертвит все в твоей душе, - это тоже угасание любви. Той любви, которая согревала душу или должна была согревать и могла сделать тебя счастливым, радостным. Но вот у тебя нет любви - и от этого тебе как-то и самому плохо, и другому ты желаешь тоже чего-то скверного, нехорошего. Отчего это происходит?

Конечно же, ненависти всегда сопутствует гордость, самость. Ты ставишь на первое место себя. Я главнее, чем другие. И этому еще обязательно сопутствует зависть. Если ты кому-то завидуешь, то обязательно будешь и ненавидеть его. Почему? Потому что считаешь, что у другого человека есть то, чего у него не должно быть. Вот у меня пусть будет, а у другого этого быть не должно. Такое неприятие другого, неприязнь к нему и выражаются в ненависти. То есть ненависть - это на самом деле утрата любви, утрата душевного тепла. Вспоминаются из Священного Писания очень мудрые, хотя и простые, строки Книги Бытия. Когда это появилось у людей? Когда люди потеряли свою связь с Богом. Бог есть любовь. Когда человек причастен Богу, в сердце обязательно есть любовь. А когда человек теряет Бога, любви у него тоже нет. Мы видим в Книге Бытия: как только Адам и Ева пошли против Бога, утратили внутреннюю связь с Небесным Отцом - тут же их личные взаимоотношения тоже портятся. Адам свою вину перекладывает на Еву: это она виновата. Ева с себя складывает вину на змея. Дальше мы видим их первых детей. У Каина тоже нет любви к брату. Причина в том, что утратили Бога. Пока не очистишь свое сердце, не приобщишься Богу, обязательно сердце будет подпадать под какие-то злобные чувства, и это всегда съедает изнутри.

Таковы мои рассуждения; может быть, несколько спонтанны. Ненависть и неприязнь к ближнему - это утрата любви, утрата внутреннего согревающего тебя огонька, тепла. Конечно, нужно стараться себя хранить от этого.

Мы идем по улице, видим: лежит человек. Мы к нему чувствуем неприязнь, отвращение. Разве мы должны любить его? Как здесь быть?

Это немножко разные ситуации.

- Всех мы не можем любить. Бывает, чувство ненависти возникает необъяснимо. Вот он такой . Чему завидовать, разве я гордый? По-разному человек рассуждает. Просто есть человек, который нам неприятен, а почему - мы сами себе объяснить не можем.

Здесь сразу несколько проблем. Бывает, не то чтобы мы ненавидели и злоба какая-то - у нас некое внутреннее отвращение. Человек в культурном смысле, в смысле личного поведения не вписывается в рамки того, как мы это понимаем.

- То есть мы выше, чем он.

Да, и мы начинаем ставить себя выше его. А ведь на самом деле он лежит, потому что у него приступ сердечный случился. Расскажу случай. Преподаватель нашей семинарии зимой поскользнулся и упал. Его еще при этом прихватил радикулит, поясница. Он говорит: «Я стою на четвереньках, смотрю - а все мимо идут и думают, что я пьяный. Мне от этого даже смешно стало, и я на четвереньках стою и улыбаюсь. И только маленький мальчик, проходя мимо, спросил: „Дядя, что с тобой случилось?“» То есть только ребенок проявил какое-то сочувствие к нему. Мы поступаем так постоянно. Мы видим, что человек пьяный. Пусть он пьяный. А может быть, у него какое-то горе случилось? Может быть, это его зависимость, фактически наркозависимость, сильная страсть, но разве у каждого из нас нет каких-то своих сильных страстей, зависимостей, от которых мы сами становимся жалкими, скверными, недостойными Бога? Мы всегда почему-то забываем про свои грехи, а другого увидели - и тут же начинаем его осуждать: вот он такое существо недостойное.

Вспоминаю эпизод из жития старца Серафима Вырицкого, когда некая женщина пришла к нему и хотела пожертвовать большую сумму. А он говорит: если хочешь, чтобы твоя жертва была Богу, выйди на улицу и первому человеку, которого увидишь, отдай эти деньги. Это была очень крупная сумма. Она решила исполнить слово старца. Выходит - идет пьяный мужчина, шатается. Она не решилась ослушаться слова старца, дала ему эту крупную сумму денег. Как же он обрадовался! Оказывается, у него случилась огромная беда, его семья была на краю пропасти. Он хотел уже покончить с собой и выпил, чтобы набраться смелости перед последним шагом. Ее милостыня спасла ему жизнь. Это значит, каким бы ни был другой человек, не нужно проявлять к нему неприязнь. Мы сами столько раз в своей жизни допускаем еще худшие падения, грехи. Нам ли судить другого человека? Если у нас возникает неприязнь к нему, если мы увидели кого-то, а у нас внутри смятение и мы его осуждаем, это показывает, что мы изъедены грехом. Это не он плохой, а мы плохие, потому что нам внутри становится плохо от вида другого человека.

А ведь святые люди, то есть люди, которые вместе с Господом, при этом молились о другом человеке. И нам ведь это тоже открыто, это не так уж сложно. Если ты видишь, что с другим человеком что-то не то, помолись о нем. Видишь, что он пьяный, - помолись о том, чтобы он освободился от этого. Видишь, что он грязный, оборванный бродяга, - помолись, чтобы его личная жизнь смогла как-то выправиться. Все ведь начинается с нашего сердца, с того, что у нас в душе. Если мы начинаем молиться о другом человеке, то тем самым уже желаем ему блага. А если мы ему желаем блага, у нас внутри исчезает неприязнь, уходит негодование. Мы перестаем брезговать этим человеком. То есть начало доброго отношения к такому человеку - это молитва. А молитва - это всегда пожелание блага другому.

Как вообще возникает чувство ненависти? Каждый грех имеет свои стадии, как мы знаем. Как избежать конечной точки, когда уже не знаешь, что делать с собой?

Да, это очень хороший вопрос. На самом деле здесь есть своя постепенность. Я в свое время читал святых отцов и работы, посвященные этому анализу святоотеческого учения. На самом деле ненависть принадлежит к страсти гнева, если посмотрим классификацию страстей. Это крайняя степень этой страсти. Там действительно несколько ступеней. Начинается все с огорчения, когда нас вдруг огорчил поступок нашего ближнего. И мы начинаем думать: ну что же он так поступил, зачем такое сказал? Мы огорчились. А огорчаемся, потому что хотим поведение другого человека втиснуть в свое прокрустово ложе. Он мне не соответствует, он мне не помог, не пошел навстречу. Значит, он плохой. В начале огорчение, кошки скребут.

Следующая ступень - это смущение, когда мы начинаем внутренне приходить в какое-то стеснение от поступка этого человека. Внутри у нас, как описывал авва Дорофей, будто уголек появился, мы его начинаем раздувать. Это еще не огонь, не костер, но уголек начинает тлеть и может поджечь всю твою душу, как уголек может попалить стог сена.

То же самое на стадии огорчения. Лучше сразу сказать: слава Богу, если он не помог мне. Слава Богу, что Господь дает мне пройти такое испытание, чтобы стать сильнее. А то мы, получается, все время притыкаемся… Мне очень нравится образ, который приводит авва Дорофей. Он говорит: если ты огорчаешься, когда твой ближний что-то сделает, то становишься подобным плесневелому хлебу, который снаружи кажется нормальным, но, когда его разломишь, внутри гниль. То же самое происходит у нас, когда мы вроде бы молимся, ведем внешне благочестивый образ жизни, но едва другой человек нас обозвал, оскорбил, посмеялся над нами или не пошел нам навстречу, как у нас внутри возникает негодование. Эти ситуации показывают, что у нас внутри есть эта гниль. Хотя внешне мы кажемся вполне благопорядочными людьми. Может быть, поэтому Господь и попускает эти ситуации, чтобы мы увидели этот грех в самих себе, что надо в себе искоренять. Если все вокруг будет приятным, мы никогда не увидим в себе своих страстей. Поэтому Господь попускает такие ситуации, чтобы мы это увидели.

Итак, вначале возникает огорчение, потом смущение, а потом уже возрастает вспыльчивость, когда огонь начинает разгораться. При этом человек может наговорить невесть чего другому, резко повести себя.

- Потом будет жалеть об этом, а уже поздно.

А потом жалеть, да. Когда захватывает страсть гнева, как правило, это мощная, яркая эмоциональная вспышка, тебя раздирает негодование, взрыв негодования: «Да что ж ты такое натворил?» Мудрые люди советуют: если к тебе подкатывает вспышка гнева, заставь себя уйти в другую комнату, не произноси ничего в этот момент. Почему? Потому что вспышка гнева, как правило, скоротечна, она сдетонировала как взрыв: все летит, разбивается на мелкие кусочки, а потом проходит. Если ты первый момент выдержишь, то эти эмоции отойдут - и взрыва никакого не будет. Ты сможешь победить это. Но если постоянно допускаешь в себе гнев, в конечном итоге неприязнь к ближнему может перейти именно в ненависть. Чем отличается ненависть? Это долговременный навык неприязни, когда внутри сидит чувство злобы и эта злоба постоянна. Ты, может быть, даже не вспоминаешь про того человека, которого ненавидишь, но внутри живет этот яд. Только тебе напомнить про него - все кипит. Чем страшна ненависть? Тем, что это долговременное чувство, навык души проявлять злобу к какому-то человеку.

Иногда даже смотришь, как люди высказываются друг о друге… Корвалан и Пиночет - два известные лидера, ненавидевшие друг друга на протяжении жизни. Прожили они по девяносто лет. Когда один из них умер, другой сказал: вот он умер, я всю жизнь с ним боролся, а теперь узнал, что его нет, и почувствовал, будто у меня жизнь закончилась. Что же, его нет - и теперь смысл моей жизни закончился? Беда здесь в том, что смысл жизни сводился к ненависти к своему оппоненту, борьбе с ним всю жизнь. Это значит, что его сердце было заполнено чем-то отрицательным. Если у тебя внутри ад, чему ты посвятил самого себя? И где будешь потом, когда расстанешься со своим телом? Это самое страшное.

На самом деле, когда люди спрашивают, почему ненависть, вражда, гнев - это плохо, мы говорим: этим ты разрушаешь самого себя. Ненависть - это всегда твоя личная ущербность. Когда ненавидишь, ты не другому вредишь этим. Тот человек, может быть, живет своей жизнью, может быть, он уже покаялся в своих поступках, а у тебя злоба сидит внутри, клокочет и тебя разрушает. Я уверен, даже если спросить врачей, они наверняка тоже скажут, что это разрушает и нервные клетки. Вспоминаю известного психиатра Бехтерева. Его дочь говорила: если не хочешь сойти с ума, ты должен исключить гнев из своей жизни, должен всегда настраиваться на что-то положительное. А когда все время кого-то ненавидишь, твой внутренний мир занят пережевыванием дурных, отрицательных мыслей. У тебя все время образ врага, ты рассчитываешь, как бы ты ему отомстил, как бы с ним расправился, что бы сказал при встрече… Представляете, что это такое?

То есть происходит в каком-то смысле внутреннее делание, но противоположное христианскому деланию. Христиане говорят об умном делании, когда внутри ума, в твоем сердце должна быть молитва Богу. Молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному»; любая другая молитва. А когда человек ненавидит, у него тоже происходит внутри делание, но не молитва, а делание саморазрушения. Представьте, если человек постоянно рисует жуткие вещи, убийства, что-то страшное на листочках бумаги. Мы скажем, что такой человек нездоров. Именно это происходит с человеком, подверженным страсти ненависти, он все время рисует что-то злобное, но не на бумаге, а внутри своей собственной души. Это смерть, потому что подлинная жизнь есть причастность Богу, а Бог есть любовь. Если ты не имеешь любви, - значит, не имеешь подлинной жизни, ты просто убиваешь самого себя.

- Говорят, от любви до ненависти один шаг, это известное выражение.

Видимо, это выражение о том, что мы неустойчивые люди. У известного философа Шопенгауэра (к нам он, правда, не имеет отношения) был такой образ замерзающих дикобразов. Он говорит, что человеческое общество подобно замерзающим дикобразам. Когда им холодно, они начинают жаться друг к другу, но как только прижимаются, иголками начинают колоть друг друга и тут же разбегаются в стороны. Потом опять чувствуют холод, снова начинают прижиматься и опять колют друг друга, разбегаются в стороны. И так вся жизнь их превращается в то, что они страдают либо от холода, когда нет того, кто тебя согреет, либо от взаимных уколов. Наше общество, мы сами такие и есть. Если мы с кем-то живем, обязательно будем колоть друг друга, потому что мы испорчены грехом. Выплескиваются наши несовершенства, мы причиняем друг другу раны. Но если мы расстаемся, холод одиночества показывает, что мы были не правы, что на самом деле напрасно обижались на своих ближних, напрасно высказывали недовольство, ругали их.

Особенно это осознание наступает, если вдруг близкий человек уходит из жизни. Тогда наглядно видишь, как мелочны были твои обиды, раздражение, вспыльчивость, что это не стоило того. На самом деле жизнь стоило бы посвящать любви к ближним, добру, чему-то созидательному, тому, что наполнит тебя внутри теплом. Тогда ты сам в своем сердце будешь счастлив.

Мы говорили об огорчении. Но если человек тебя оскорбляет, обижает, даже переходит тебе дорогу и ты не можешь семью после этого содержать, как не ответить на оскорбление, как не огорчиться? Жизненные моменты…

Конечно, бывают какие-то трудные ситуации, в которых нам тяжело себя сберечь. Конечно, у нас возникает негодование. Но все-таки христианину важно помнить, что Господь Бог всегда рядом. Если тебе вдруг трудно, возьми за правило, вспомни, что Господь рядом, Он здесь. Если Богу не будет угодно попустить эти трудности, Он их не попустит. А если Он это попускает, значит, это испытания, через которые нужно пройти. Может быть, нужно пройти через скудость, через лишения. Человек не станет христианином, живя в комфорте. Комфорт все поглощает. Спаситель не обещал нам, что мы здесь будем иметь какое-то беспрестанное счастье. Спаситель говорил: в мире будете иметь скорбь. Правда, Христос добавлял: но мужайтесь, ибо Я победил скорбь. Тут как раз важно понять, что все в руках Божиих. Люди зачастую являются лишь орудиями Промысла Божия.

Вспоминаю рассказ из жизни схимонахини Сепфоры. Матушка Сепфора - фактически святая нашего времени, она скончалась уже в середине девяностых.

- Расскажите о ней подробнее, не все знают.

Вообще удивительный человек! Поначалу вышла замуж, хотя с детства мечтала стать монахиней; дедушка ей с Афона привез четки. Но родители ее не благословили, потому что нужно было содержать большую семью, трудиться. Она с благословения родителей вышла замуж и родила и воспитала пятерых детей, представляете? Потом всевозможные лишения, раскулачивание…

Был такой момент (их не просто раскулачили): однажды она пришла домой и увидела, что их дом разбирают по бревнышку. Представьте, если бы мы видели, как наш дом разбирают по бревнышку… Многие живут в квартире - представим, что нас лишают квартиры. Она растерялась. Потом она вспоминала, что у нее даже не возникло ненависти и негодования к этим людям. Она растерялась и думала: им что же, дров не хватает, раз они разбирают? Она с маленькими детьми. И все равно она предала себя в руки Божии. Нашлось где остановиться, где-то удалось устроиться на работу. Ее вера в то, что Господь всегда находится рядом, помогла ей претерпеть невыносимые искушения.

Потом, когда у нее умер супруг, она решила принять монашество, а ведь это было советское время. Она была монахиней в миру, даже нянчила внуков. Может быть, нестандартная ситуация. Она совершала удивительное аскетическое делание. Потом ей Господь открыл, что она должна будет окончить свою жизнь при обители. Неожиданным образом к ней приезжают из Оптиной пустыни монахи, приглашают ее в Клыково (селение недалеко от Оптиной пустыни). Она туда приехала. До сих пор сохранилась память о ней, дом, где она жила, многие святыни, связанные с ней. Когда я там был, поразился, что этот человек через всю жизнь пронес незлобие. Обычно мы несем через свою жизнь злопамятность. Мы очень хорошо помним, кто нам какое зло сделал.

- Очень хорошо…

Вот это нам и мешает жить, мешает быть христианами, потому что память занята какой-то нечистотой. Чем отличается муха от пчелы? Пчела даже если летает там, где грязь, все равно найдет где-то цветок, сядет на него и соберет нектар. А муха, даже если будет летать через прекрасный сад, все равно найдет грязь и на нее сядет. Это и происходит, когда люди больше внимания обращают на что-то отрицательное. Получается даже так, что мы как бы ждем повода, чтобы кто-то нам сделал зло, чтобы потом ухватиться и сказать: вот мы какие страдальцы, вот как со мной несправедливо поступили, я терплю за правду. В итоге не только гнев, ненависть, но и уныние и полная утрата внутреннего покоя.

Представим ситуацию: я знаю, что этот человек меня ненавидит. Что мне делать? Ничего? Пусть он разбирается сам с собой, или как-то ему помочь? Но есть вероятность: если я начну ему помогать справляться с его ненавистью, подыгрывать или еще что-то, он станет ненавидеть меня еще больше. Как быть в такой ситуации?

Я тоже вспоминаю слова из древней христианской книги «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»). В ней собраны высказывания из Евангелия, но с некоторыми добавлениями. Там есть такие слова: вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага . Если ты сам будешь любить того, кто тебя ненавидит, по крайней мере, ты сам его за врага не будешь считать. Обычно вражда бывает за счет чего? Это взаимный процесс. Один наступил другому на ногу, тот ответил; один не по-доброму сказал, тот тоже ответил. Самое главное - не идти на поводу, не играть по правилам мира. Если он ненавидит, то к нему нужно как раз со всей душой. Самое главное здесь вот что понять. Вот он объят ненавистью. Ему от этого внутри хорошо или нет? Он же от этого мучается, болеет. В данном случае к нему надо отнестись как к человеку, пораженному тяжелой болезнью. А всякая болезнь должна пробуждать у нас некое сострадание, сочувствие, нужно пожалеть того, кто подвержен болезни. Ненависть - это тоже болезнь. Он болеет этим, значит, за него надо обязательно молиться и искать возможность сделать ему добро.

Представьте, что вы сами к кому-то испытываете негодование, неприязнь или даже ненавидите кого-то. Представьте, что вдруг он в очень трудный для вас момент оказывает вам сердечную помощь. Он говорит, что очень хочет помочь, бескорыстно помогает, по-доброму отнесется к вам. После этого поступка вы измените к нему отношение или нет, когда он к вам отнесется с добром?

Это сложный вопрос. Может быть, я его прощу, а может быть, буду искать, где подвох. Я же его ненавижу, что-то не то в нем…

Думаю, если это будет критический момент, когда помощи нет ниоткуда…

- Конечно, ее примешь.

Враг сердечно тебе помогает - естественно, мы к нему изменим свое отношение. Так и тот же самый враг отнесется к вам, если вы ему вдруг начнете сердечно помогать. Это значит, что надо самому делать первый шаг.

В патериках приводится очень много таких историй, когда из-за какого-то пустяка разгорается неприязнь друг к другу у двух иноков. Один приходит и спрашивает старца: «Что же такое, за что он меня не любит, я вроде ничего ему плохого не делал?» Старец отвечает: «Ты все-таки посмотри внутрь своего сердца, что у тебя там? Там же негодование на него. А ты пойди к нему первый и искренне попроси прощения, даже если не был виноват. Скажи: „Прости, что я у тебя вызвал такую неприязнь, давай помиримся“». И когда инок приходит к своему товарищу, тот неожиданно сам, открывая дверь, говорит: «Я был не прав, какой-то несправедливый помысел внутри появился в отношении тебя, прости меня!» То есть он уже опередил его и попросил прощения, потому что первый настроился на примирение и хотел испросить прощения.

Как быть молодым в браке? У нас в стране огромный процент разводов. Люди друг с другом потом даже не разговаривают, не общаются, даже если у них есть общие дети. Как с этим справляться в семейной жизни?

Это, наверное, самый важный вопрос. Зачастую мы видим, что ненависть проявляется в молодой семье, где совсем недавно была удивительная романтичная любовь друг к другу. Из-за чего это происходит? Из-за того, что молодые люди заранее духовно были не готовы к искушениям. Они думали, что романтичная влюбленность так и будет тянуться всю жизнь. Но ведь влюбленность - это два, три года; может быть, четыре.

- Это в лучшем случае. Обычно в первый год разводятся уже.

Зачастую даже и за год проходит… А потом обычные серые будни, и в этих буднях вдруг начинают вылазить наши немощи, страсти. Люди находятся в одном помещении друг с другом. Весь романтизм уходит, и оказывается, один не готов принять другого таким, каким он является на самом деле. Я думаю, если ты православный христианин, то должен уже до брака (особенно это относится к женихам, потому что мужской пол более способен трезво осмысливать ситуацию; женщина более подвержена эмоциям, перепадам чувств), если ты глава семьи, заранее понимать, видеть перспективу, что в семейной жизни будут сбои, когда на какое-то время уйдут чувства, наступят жизненные волнения.

- То есть еще до свадьбы должен рассуждать о том, что все будет плохо, и ты к этому должен быть готов, так?

Не то что будет плохо, но будут случаться такие ситуации. Но они пройдут. Как на море проходит шторм, так и критические ситуации в семейной жизни пройдут. Когда входишь в этот шторм, надо понимать: ничего страшного, Господь выведет из этого. Самое главное -самому не впадать в эти эмоции, не раздувать огонь. Мне сказали десять слов, я на них не должен отвечать сто слов. Просто спокойно буду молиться. Даже могу сказать: я знаю, что ты сейчас скажешь, все равно не буду тебе говорить ничего плохого, все равно тебя люблю и буду просто молиться за тебя. Вот так должен поступать…

- Даже если не чувствуешь никакой любви к этому человеку?

Думаю, если ты вступал в брак по любви…

- Когда возникает ссора, редко когда люди задумываются…

Я так скажу: бывает, возникают ссоры, но ты все равно любишь. Ссоришься, не согласен, но все равно любишь.

- Если тебе не все равно, значит, есть чувства.

Любовь уходит, когда двое начинают внутренне отделяться друг от друга. Может быть, это какие-то обиды, начинают жаловаться друг на друга кому-то на стороне. Этого надо избегать. Если ты жалуешься на жену кому-то, значит, ты уже от нее отделяешься, в сторонке от нее стоишь. Так же если и жена начинает жаловаться на мужа, она уже выстраивает стену между собой и им. Этого надо избегать, то есть самое главное - не выстраивать стен. Всякая ненависть может пройти.

У меня был такой опыт. Одна семья фактически рушилась. Говоришь с одним - вроде он все понимает. Потом он идет и, вместо того чтобы выполнить сказанное, выплескивает свои эмоции. Говоришь с другим - тоже вроде бы все понимает… Но какой я даю совет? Что бы ни случилось, никакого развода. Потому что когда наступают разводы, люди только усугубляют свое положение. Они не смогли выстроить этот брак, и в следующем браке все становится еще более хрупким. По статистике, второй брак разваливается быстрее, чем первый, потому что человек приходит уже с опытом развала, он не сумел выстроить брак. А чувства так же уйдут, как и в первом случае.

Поэтому я даю такой совет: даже если вы не можете друг с другом сейчас жить, нужно просто уйти в молитву. В молитве идет преодоление своих отрицательных чувств. Во всех молитвах ведь, во-первых, душа открывается Богу. А потом, какими словами наполнены молитвы? Об искоренении в нас всех злых чувств. Если человек молится о душе, весь мусор оттуда выходит, выметается. В конечном итоге - помолились, пусть даже пожили отдельно друг от друга, но главное - не развод. Проходит время, и Господь их опять соединяет. Почему так? Потому что по-другому не должно было быть. Единение - от Бога. Это дьявол привнес разногласие, дьявол всех и вся пытается разделить. Всякое разделение от дьявола. Такие люди не будут счастливы. Поэтому главное - просто переждать.

Я точно понял, наблюдая жизнь людей, даже оценивая свой опыт семейной жизни: отрицательные чувства уйдут. Даже если у супругов появилась непримиримая антипатия друг к другу - кажется, они уже настолько разные… Ничего подобного. Они молятся, со временем вдруг антипатия исчезает, и опять они единое целое. То есть самое главное, если начался шторм, - не прыгать за борт корабля, думая, что ты где-то там сможешь найти другой корабль. Плыть дальше, шторм уйдет.

- Как относиться к предательству? Предал тебя человек, ты его не любишь, злишься на него.

Относиться так же, как Господь Иисус Христос отнесся к предательству апостола Петра. Простить и принять человека. Мы все предатели. Мы все предаем Бога, оказываемся неверны друг другу в каких-то ситуациях. Даже если задуматься, много ли людей сохранили дружбу с человеком с детства? Все равно пути расходятся. Мы неверные по своему существу люди, поэтому, зная свою собственную немощь, надо другого человека прощать. Если он оступился, ему надо протянуть руку, чтобы поднять его, помочь ему идти дальше, но все-таки не отворачиваться. Это мое убеждение. Если на предательство отвечать своим предательством, общество будет состоять из каких-то подонков, негодяев. А христианин призван преображать общество. Преображать можно, во-первых, только когда ты сам в себе искореняешь неверность, предательство и когда ты с пониманием относишься к тому, кто пал, стараешься все-таки протянуть ему руку.

- Человек, который ненавидит, какой итог получает от этой ненависти?

Думаю, итог понятен. Во-первых, всякая ненависть - это внутренняя теснота. Что греха таить, все мы прошли через эти чувства, каждый из нас может вспомнить, каков этот итог. Ты ненавидишь человека, и твой внутренний мир утесняется. Он становится настолько узким, что тебя самого это сковывает. Если ты смог это сбросить с себя, внутри наступает простор - когда ты перешагнул через какие-то обиды, помолился о другом человеке, в сердце помог ему. Любовь всегда переживается как внутренний простор, как радость, счастье, как добро, которое тебя освещает. Это свет внутри. Это трудно передать словами, но это просто удивительное благо. А ненависть в конечном итоге, если человек в ней продолжает жить, закончится тем, что душа такого человека попадет туда, где находится отец ненависти - дьявол.

Помните, у апостола Иоанна Богослова есть слова, что всякий ненавидящий брата есть человекоубийца? Почему так? Потому что если мы кого-то ненавидим, то в каком-то смысле желаем, чтобы этого человека не было. Мы даже стараемся про него не вспоминать, хотим, чтобы он был лишен и самого бытия. Поэтому мы человекоубийцы, если ненавидим другого человека. А всякий человекоубийца не имеет жизни вечной. Если ты хочешь лишить жизни другого, то сам лишаешься жизни - вечной. Родоначальник ненависти - это дьявол. Дьявол холоден, исполнен злобы ко всему творению, поэтому если ты кого-то ненавидишь, тем самым показываешь, что ты своей душой становишься един с дьяволом. И в аду окажешься вместе с ним. Вот итог. Это самый плачевный итог.

- Мы говорили, что от любви до ненависти один шаг. А от ненависти до любви? Что такое любовь?

Хороший вопрос, но, наверное, трудно передать словами, трудно рационально выразить, что такое любовь. Как-то проводился опрос. Четырехлетний мальчик сказал: любовь - это то, что заставляет тебя улыбаться, даже когда ты устал. Если у тебя есть любовь, как бы ты ни устал, у тебя внутри есть радость. А я скажу своими словами, что такое любовь. Любовь - это когда тебе хорошо оттого, что хорошо другому. Когда ты сердечно настолько принял другого человека, что каждая его радость становится твоей собственной радостью. Соответственно, каждое его переживание становится твоим переживанием. То есть любовь - это сердечное принятие другого человека, когда ты его вмещаешь в свое сердце. Все, чем он живет, для тебя тоже становится ценным, ты понимаешь это. Ты за него переживаешь и радуешься.

Но никогда не будет в сердце любви, если это сердце нечисто. Только чистое сердце станет обителью любви. Поэтому хочешь иметь любовь - очищай свое сердце. Здесь другого секрета не дать. Правда, еще такой совет давали святые отцы. Если у тебя даже нет любви сейчас, делай дела любви. И через внешние действия твоя душа начнет меняться. Пусть ты сейчас не испытываешь в сердце любви, но, активно делая добро другим людям, ты непременно обретешь любовь, поймешь, что это такое и какое это удивительное сокровище, счастье, которое всю душу твою будет освещать.

Любовью можно победить ненависть - наверное, вывод всей нашей передачи. Давайте подытожим сегодняшнюю встречу и дадим наставление нашим телезрителям.

Думаю, самое главное - помнить: любовь - это то, что от Бога, а ненависть от дьявола. Если ты любишь, то будешь с Богом. Если хочешь иметь любовь, - стремись к Богу, и Господь подаст тебе такую радость, которую не найти в этом мире. Ничто земное не может дать такого сокровища, которое даст любовь и Божья благодать. Постараемся всячески искоренять в себе самые мельчайшие чувства ненависти, негодования, раздражения. Такая внутренняя работа - это шаги на пути к любви, а любовь сама собой даст счастье. Вот главное, к чему нужно стремиться.

- Спасибо Вам за эту прекрасную беседу. Очень полезно и интересно и для меня, и для наших телезрителей.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Известная максима «любить грешника, но ненавидеть грех» нуждается в небольшой поправке: там должно стоять не противопоставление «но», а следование – «любить грешника и поэтому ненавидеть грех». Ненависть Бога по отношению ко греху (а Писание несколько раз говорит, что Бог ненавидит грех) – проявление Его любви к сотворённому им миру, который этот грех оскверняет, разрушает и уродует.

Ненависть ко греху следует из любви к творению – и к творению вообще, и к вот этому конкретному сотворённому существу. Поэтому ненависть ко греху не противостоит, а вытекает из этой любви. Грех – это то, что лишает творение жизни; то, что разрушает его жизнь здесь и отторгает от жизни вечной и блаженной.

Поэтому для того, чтобы ненавидеть грех пьянства, надо любить пьяниц, чтобы ненавидеть воровство – надо любить воров, а чтобы ненавидеть разврат – надо любить развратников. И ужасаться их греху именно потому, что он их губит. Не экономику, не нацию, не страну (хотя их тоже) – а вот именно их, людей, созданных по образу Божию, предназначенных для вечной жизни и искуплённых для этой вечной жизни драгоценной кровью нашего Спасителя.

Поэтому не надо стараться возгревать в себе ненависть ко греху – когда Вы по-настоящему полюбите людей, ненависть ко греху произойдёт сама собой. Ужас греха становится ясен на фоне того величия, той любви, той славы, к которой человек – каждый человек – призван. Вы не ужаснётесь уродству, если не знаете, что такое красота, или извращению, если не знаете, что такое норма, или неправедности вообще, если не знаете, что такое праведность.

Этот несчастный, который ищет утешения в водке или скоротечных случках по общественным туалетам, мог бы быть великим святым – сияющим существом, исполненным красоты, славы, радости и мудрости. Более того, он ещё может им стать. Этот грешник, как и другие грешники, драгоценен в очах Бога, Христос умер за него. Именно поэтому то, что он делает, так ужасно.

Родные, которые хотят помочь наркоману, ненавидят наркотики – именно потому, что они его любят и отчаянно желают спасти. Вы не можете возненавидеть грех человека, который не дорог Вам по-настоящему. Если вы ненавидите грехи людей, которых Вы не любите – это совсем не ненависть ко греху, это что-то совсем другое – чаще всего это ненависть к людям. Хулиганы, которые избивают этого же наркомана потому что «торчков надо убивать, из-за них нация вырождается», ненавидят именно человека.

Ненависть к людям может притворяться ненавистью к греху (и для дьявола особенная радость притворяться благочестивым) но это нечто прямо противоположное, и ведущее в прямо противоположном направлении. Те, кто любят бедного наркомана и пытаются спасти его от одурманивающего яда, направляются в рай; те, кто в порядке «борьбы с наркоманией» бьют его ногами – в ад.

Наше общество полно ненависти, причём эта ненависть выражает наглые претензии на то, что именно она, ненависть, есть критерий нравственности, порядочности, иногда даже благочестия. Порядочный человек – это не тот, кто выполняет свои обещания, вовремя возвращает долги и проявляет надёжность в отношениях. Это тот, кто ненавидит жуликов и воров, часто зачисляя людей в таковые просто на основании перепостов, носящихся в интернете.

Нравственный человек – это не человек добрый, честный и воздержанный, а человек, бурно выражающий ненависть к безнравственности. Лучше всего кидаться камнями, но зубовный скрежет в интернете тоже подойдёт. Благочестивый человек – это не человек, который хотя бы ходит в Церковь каждое воскресенье, а человек, бурно выражающий желание пасть порвать и моргалы выколоть всем, кто неблагочестив.

Ненависть объявляет себя нравственным долгом. Те, кто уклоняются от ненависти, совершают предательство, перебегают на сторону врага. Эта же ненависть ищет просочиться в церковные стены – тем же гопникам, которые избивают наркомана, хочется почувствовать себя Пересветом и Осляблей. И мордовать человека не просто так, безыдейно и бездуховно, а с благословения высших сил.

Как диавол обычно и делает, он предлагает и зеркальное заблуждение – такую «борьбу с ненавистью», которая представляет собой продвижение разрушительного греха, причем нередко – в дополнение к нему – и всё той же ненависти. Любое несогласие с активным навязыванием греха, или хотя бы нежелание в этом грехе соучаствовать, объявляется проявлением «ненависти». А «ненавистников», «фанатиков-изуверов» можно и должно травить, ненавидеть, избивать, и там где это возможно преследовать силами государства.

На одном англоязычном форуме мне выдали чеканную фразу: It is tolerant to hate intolerance. Ненавидеть интолерантность есть проявление толерантности. Недавнее избиение христианских проповедников на очередном «марше против ненависти» в городе Сиэттле – яркий, но не единственный пример.

Ненависть к тому, что человек (обоснованно или нет) воспринимает как зло, немедленно переходит в ненависть к людям. Ненавидеть вообще легко – как легко катиться под откос. Рай и ад – духовные реальности, но в том, что рай изображается вверху, а ад внизу, есть глубокий смысл. Мы падшие существа, гравитация греха тащит нас вниз. Чтобы обрести вечное спасение, надо задуматься над своей жизнью, над своими мыслями, словами и поступками, внимательно поразмыслить над тем, во что мы верим и почему, и что из этого следует, и как нам должно себя вести. Надо внимательно смотреть за своими порывами – не тащат ли они меня в грех.

Чтобы погибнуть, ничего этого не нужно – нужно просто бездумно следовать склонностям своей падшей природы, из которых едва ли не самая сильная – склонность ненавидеть ближнего своего. Как пели пираты в «Острове сокровищ», «пей, и дьявол доведёт тебя до конца». Поддайся ненависти – и дьявол доведёт тебя до конца ещё надёжнее.

Но любить людей очень трудно – это как карабкаться вверх по скользкому склону. Это требует покаяния, то есть признания того, что я тоже грешник. Я не тот человек, который по закону может бросить камень; я тот человек, в которого по закону можно бросить камень. Я виновен и достоин осуждения, и моя единственная надежда – в том, что за меня умер Невиновный. Но я знаю, что у меня есть надежда – Христос любит меня, и меня тоже, и не бросит. Как не бросит и других бедных грешников, если только они обратятся к Нему. Бог любит и их, и меня, и хочет привести нас к вечной радости, от которой мы раз за разом отказываемся грехом. Именно поэтому грех так ненавистен.

Как любовь в законе Божием является наивысшей добродетелью и спасает душу, так и ненависть, один из самых тяжелых грехов, губит душу. Апостол говорит, что, кто ненавидит брата своего, тот человекоубийца есть, тот пребывает в смерти, тот ненавидит Самого Бога. Загробная участь их ужасна: они будут мучиться вместе с чародеями и разбойниками, которые губят людей.

Ненависть можно излечить любовью к ближнему

Грех ненависти очень распространен, и мало людей, свободных от этого греха, как и от осуждения. Кто не стяжал истинную христианскую любовь к ближнему, тот не свободен от ненависти, только грех этот настолько мерзок, что люди сами себя стыдятся, когда он проявляется, поэтому ненависть – один из тех грехов, который тщательно скрывается от постороннего взгляда и, к сожалению, даже от самого себя. Обманывают себя, будто ненависти нет, не каются в этом грехе, поэтому грех, притаившись, живет и здравствует до времен, пока не выявится в болезненном приступе психоза. И тогда и окружающие не узнают человека, и человек сам себя не узнает: "Откуда это?.. Что со мной?"

Как с цепи срывается человек, подверженный страсти ненависти. Он подобен пьяному человеку, потерявшему здравый рассудок. Он становится невменяем. Самые грубые и жестокие слова вылетают из его уст, он готов в клочья разорвать человека, который вывел его из равновесия... В таком состоянии родители проклинают детей, дети – родителей, даже до убийства доходят.

Таких людей нельзя излечить пилюлями и микстурой. Только любовь к ближним и смирение излечивают эту болезнь, этот тяжелый душевный недуг – ненависть.

Пилюли насмешек и огорчений излечивают грех ненависти

Если нервнобольной человек пожелает излечиться от недуга своего, он должен каждый день ущемлять себя во всем и, вместо того чтобы глотать пилюли из химикатов или растений, должен проглотить пилюли насмешек, напраслины, всякого рода огорчений от каждого человека. Это тяжело... Но разве болеть легче? А самое главное: какие страшные последствия этого греха. Я взял крайность, когда грех ненависти выявляется в виде приступа, а другие виды описывать, думаю, нет необходимости. Стоит только каждому повнимательнее рассмотреть все свои действия и поступки по отношению к другим, как непременно, почти каждый, найдет в себе признаки этого греха в той или иной степени.

В ком нет любви к каждому встречному, в том живет грех ненависти, но он или ослаблен, или дремлет до случая, завуалирован, так что ни сам человек этого не замечает, если он не живет внутренней жизнью, ни окружающие не замечают этого, потому что понятие о грехе ненависти искажено почти у всех.

Злоба, ненависть и месть неразрывно связаны

Мы привыкли считать, что ненависть выявляется только в тех случаях, когда, положим, разъяренный муж в припадке ревности убивает свою жену и соперника, или отвергнутый жених, затаив злобу, тайно поджигает дом новобрачных, или обесславленный клеветой человек взаимно изрыгает хулу или клевету, тайно или явно и т. д. И если у нас нет таких проявлений, то мы считаем себя чистыми от этого греха. Но так ли это? Всем известно, что грехи – злоба, ненависть и месть – неразрывны между собой, они составляют как бы единое целое, и в ком есть злоба, т. е. раздражительность, в том, значит, есть и ненависть.

Возьму несколько примеров из благочестивой обстановки, когда мы находимся в церкви, когда у нас не должно быть и тени греха ненависти. А что мы видим? Подслеживание, подслушивание, доносы, упреки, разные язвительные слова, насмешки; иной крестится, толкая соседа; иной идет напролом и жмет так, что у бедных старушек кости трещат, не смотрит, что детей давит...

Раздражаешься? Значит, в тебе живет ненависть

В церковь вошли туристы – в сердце появляется раздражение, многие думают, а иные и говорят: «Что ходят без толку... Сами не молятся и людям мешают молиться». А ведь, откровенно говоря, кто усердно, со вниманием молится внутренне, тому никто и ничто не может помешать. На святых отцов целые полки демонов устремлялись, видимым образом, криками, страшными звуками и шумом устрашали, даже келию колебали, казалось, обрушится и насмерть задавит, и то они оставались непреклонными в молитве, им ничего не мешало. Если кому-то что-то мешает или кто раздражается, злобствует – в том есть грех ненависти.

Внутренне мы должны работать над собой в том направлении, чтобы в помыслах у нас не было разбора: каковы он, она, они. А во всех случаях надо взор свой обращать только на себя, если появилось раздражение.

Вот, например, вошли туристы во время чтения Евангелия, шаркают ногами, заглушают слова Священного Писания... Ну кому это понравится? Невольно в душе появляется недовольство... Сразу лови себя на этом. Ах, дескать, злобная душа! Тебе не нравится?.. Тебе одной надо спасаться, со всеми удобствами, а другие пускай погибают? Да? А может, именно сегодня благодать коснется души их, может быть, сегодня на сердце их падет то зернышко благочестия, которое даст плоды обильнее, чем твои. Чем ты сама-то можешь похвалиться? Что пришла в церковь? Отдохнуть! Ведь ты пришла не на подвиг, если тебе кругом все мешают, если за всеми ты все замечаешь... Ты пришла развлечься? Признайся! С ножом к горлу приступай к душе своей и не давай ей опомниться, пока не смирится; не давай ей возможности оправдаться, устрашай ее гневом Божиим, чтобы она обрела страх Божий, это неоцененное сокровище в деле спасения. Скажи ей: молчи, не укоряй вошедших, потому что твое слово может оказаться соблазном для них, и ты можешь оказаться причиной их погибели... Не избежишь и ты этой участи, если это случится.

Действительно, сколько, оказывается, мы душ губим своим соблазнительным поведением, соблазнительным словом! Хоть бы в том только, что наводим на грех осуждения, не говоря о прочем. А кто по-настоящему, осознанно, со всею искренностью кается в этом грехе?

И вот когда ты станешь столь тщательно разбирать каждый свой шаг, каждое слово, тогда тебе не понадобятся доказательства того, что почти каждая душа, за исключением смиренных, одержима страстью ненависти в той или иной степени.

Как все добродетели в виде лучей исходят от одного центра – любви, так множество грехов исходят от одного центра – ненависти.

Схиигумен Савва (Остапенко), сайт www.krest.kz

Святые отцы о ненависти

Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти (прп. Ефрем Сирин ).
...Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия... (прп. Макарий Египетский ).
Такова ненависть: не терпит благодушно счастья других; благоденствие ближнего считает за собственное несчастие и изнывает, смотря на блага ближнего (свт. Иоанн Златоуст ).
Если нам поведано любить врагов, а мы ненавидим и любящих нас, то какому подвергнемся наказанию? (свт. Иоанн Златоуст ).
Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть и обидою за обиду. Что, если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе... А терзающие заботы, а ухищрения, а, наконец, самые удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего – оно есть ад на земле, пламя геенское (свт. Филарет Московский ).
Вражду надлежит писать на воде, чтобы скорее исчезала, а дружбу – на меди, чтобы навсегда соблюдалась твёрдою и непременною. А если вопреки сему поступает... находящийся с тобою в ссоре, то пусть не смущает тебя это, потому что не повредит твоим венцам. И нам заповедано не то, чтобы не быть в ненависти у других (сие не от нас зависит, и святые возбуждали к себе ненависть); а напротив того, чтобы не иметь ненависти к людям, ненавидеть же в них порок (прп. Исидор Пелусиот ).
Случилось тебе искушение со стороны брата и огорчение довело тебя до ненависти, не будь побежден ненавистью, но победи ненависть любовью. Победить же ее можешь так: искренно молясь о нем Богу, приемля приносимое от брата извинение, или сам себя врачуя извинением его, поставив самого себя виновником искушения и положив терпеть, пока пройдет облако (прп. Максим Исповедник ).
Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистию и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и зараженному ненавистию. Не отвращающийся от сварливости и не гнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих (прп. Антоний Великий ).

Анатомия ненависти глазами писателей

Ненависть – ужасное чувство. Мы прикованы к объекту нашей ненависти, словно больны им, мы не желаем видеть его, но не раньше, чем тот заплатит за все, что сделал, или, как нам кажется, сделал. Ненависть делает нас своими заложниками и, подобно раковой опухоли, превращает здоровые клетки в больные, те начинают множиться и уничтожают все, что мешает им разрастаться и дальше (Бланка Бускетс "Свитер" ).
Самое дорогостоящее чувство – не любовь. А ненависть. Потому что она съедает тебя изнутри и выжигает, а потом убивает (Лорел Гамильтон "Жертва всесожжения" ).
Ненависть почти всегда, так или иначе, вырастает из страха (Лорел Гамильтон "Смеющийся труп" ).
Природа заполняет пустоту любовью; ум нередко прибегает для этого к ненависти. Ненависть дает ему пищу. Существует ненависть ради ненависти; искусство ради искусства более свойственно натуре человека, чем принято думать. Люди ненавидят. Надо же что-нибудь делать. Беспричинная ненависть ужасна. Это ненависть, которая находит удовлетворение в самой себе (Виктор Гюго "Человек, который смеется" ).
Мы испытываем настоятельную потребность ненавидеть кого-то из тех, кого знаем, но не находим для этого повода; но с течением времени обязательно найдется предлог – любой предлог, – позволяющий нам преувеличить причину и корни старой, застарелой ненависти, которая была всегда. С самого начала (Пабло де Сантис "Язык ада" ).
Но влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя (Федор Достоевский "Братья Карамазовы").
По-настоящему ненавидеть можно, наверное, лишь то, что когда-то любил и все еще любишь, хоть и отрицаешь это (К. Лоренц "Агрессия" ).
Когда так страстно ненавидят, это значит, что ненавидят что-то в себе самих (Ивлин Во "Возвращение в Брайдсхед" ).
Кого видишь своими глазами, труднее ненавидеть, чем того, кого воображаешь (Грэм Грин "Десятый" ).
Наконец он видит меня такой, какая я есть. Грубая. Недоверчивая. Эгоистичная. Смертельно опасная. И я ненавижу его за это (Сьюзен Коллинз "Сойка-пересмешница" ).
Знаешь ли ты, Намима, какое самое неуправляемое чувство в человеке? О да, это ненависть. Если зажегся в твоей душе огонь ненависти, то не будет тебе покоя, пока не сгорит зола ненависти дотла (Нацуо Кирино "Хроники богини" ).
Не отвечайте ненавистью на ненависть. Ненависть – тягостное чувство, нагоняющее тоску, а подчас приводящее в ярость. Если человек сгоряча поверил гадостям, которые ему о вас наговорили, и позволил себе судить о вас по слухам, следует ли вам быть таким же легковерным и поспешным в выводах? Если вы решите отомстить, это вызовет ярость вашего врага, и так без конца; вражда отравит вам жизнь. Перед вами два пути. Если вас оболгали, сделайте хоть одну попытку рассеять недоразумение. Пусть на помощь придут общие друзья. Не будьте злопамятны: кто прошлое помянет... В этом случае не стоит прибегать к прямому объяснению, чтобы не поссориться снова. Пожмите друг другу руки и забудьте о том, что было. Я знаю прочные дружбы, построенные на обломках былых обид. Прощать надо молча – иначе какое же это прощение (Андре Моруа "Открытое письмо молодому человеку о науке жить" ).