Данное стихотворение А. А. Блока – это обращение к России, проникнутое патриотизмом, глубоким, искренним чувством любви к Родине. Лирический герой видит красоту и величие России во всем: в “росписных спицах”, лесах и полях, в прекрасных чертах и даже в “серых избах” и “ветровых песнях”, которые напоминают ему первую любовь. Хотя страна и предстает перед ним нищей, с “тоской острожной” в песнях ямщика, но лирический герой верит в светлое будущее дорогой сердцу Родины.
Таким образом, патриотизм, любовь к России и преданность ей - основные чувства, которыми проникнуто стихотворение А. А. Блока “Россия”.
Другие работы по этой теме:
- Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”, рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу...
- Тема родины, России – сквозная тема лирики Александра Александровича Блока. На одном из последних выступлений поэта, где он читал самые разные свои стихотворения, Блока попросили...
- Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле “На поле Куликовом” (1908), основной мотив которого – глубокая...
- Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место...
- Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты,...
- Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и “чувствует сам”, и...
- Стихотворение “Россия”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Россия” было создано А.А. Блоком в 1908 году. Основная тема его – тема Родины, России. Мы можем отнести произведение...
- В стихотворении “Русь” образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле. Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В. М. Васнецова и И. С....
Я научила женщин говорить.
А. Ахматова.
А.А. Ахматова – одна из великих поэтесс России. Она, «конечно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб». По выражению А.Коллонтай, Ахматова создала «целую книгу женской души». Лариса Рейснер писала: «Она вылила в искусстве все мои противоречия, которым столько лет не было выхода… Как я ей благодарна…»
Да, действительно, Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера. И не только характера переломной эпохи. В лирической героине Ахматовой чуть ли не каждая женщина угадывает себя, своё отношение ко всему, что близко и дорого нам на этом свете.
Вот она признаётся в трепетно-нежной любви к Пушкину и в том, что второй её любовью был Блок:
Любовникам всем моим
Я счастие приносила.
Один и сейчас живой,
В свою подругу влюблённый,
И бронзовым стал другой
На площади оснеженной.
Вообще, образ женщины – героини ахматовской лирики можно отнести к любому лицу. При необычайной конкретности переживаний это и человек конкретной судьбы и биографии, и носитель бесконечного множества биографий и судеб:
Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Стихи Ахматовой – «многим» (именно так она озаглавила одно из них), потому что её героиня:
Я - отраженье вашего лица.
Потому что при всём многообразии жизненных явлений, при всей необычности характеров и ситуаций, героиня Ахматовой несут самое главное, самое важное в жизни – любовь.
Любовь – самая волнующая тема Ахматовой. Она такая же разная, как и её лирическая героиня. Стихия женской души находит своё выражение именно в любви. «Великая земная любовь» – движущее начало ахматовской лирики, суть её лирической героини. В этом состоянии мир видится заново, в обычном открывается необычное:
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы.
Поэтому каждое признание – как боль, как крик души:
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Героиня ахматовской лирики «больна» любовью. Но любовь не только счастье, скорее, наоборот, это страдание, мучительное непонимание, разлука. Любовь у Ахматовой почти всегда «неспокойна». Поэтому так много у поэтессы стихов – своеобразных лирических новелл с неожиданным концом («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).
Любовь Ахматовой – это и замкнутая и «эгоистическая» страсть, это и «любовь – забава», но больше всего, конечно, «великая земная любовь» – вселюбовь, любовь для людей и людям. И выражается она, прежде всего, в любви к родной земле, к Родине, к России:
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…»
Но ахматовская героиня «руками замкнула слух», потому что
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Любовь к Родине – это не предмет анализа, каких-то мучительных размышлений и сомнений. Это любовь-родина, любовь-судьба (была любовь-страсть, любовь-разлука и много, много другой любви), но в миропонимании и мироощущении героини эта любовь навсегда. Любовь к Родине – это любовь к родному языку. Такая трактовка весьма необычна, поэтому и звучит как заклинание и обещание:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
И поэтому образ лирической героини в стихах, посвящённых Родине, «военных» стихах, становится физически ощутимым. Это уже не трепетная, ранимая, уязвимая дама, это мужественная женщина, её характер – кремень, монолит, поэтому многие стихи поэтессы звучат и воспринимаются как клятва:
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Героиню ахматовской лирики трудно не отождествлять с самой поэтессой. Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахматова, вместе со своей героиней (или героинями), вырастет, превратившись «в первую поэтессу Родной земли, с голосом сильным и зрелым, скорбно звонящим. Она стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости». Эту потрясающе точную характеристику дал Ахматовой патриарх литературы русского зарубежья Борис Зайцев.
И если героиня ахматовской поэзии рано осознала свою жизнь как судьбу, то Ахматова-поэт рано и ответственно восприняла и осознала свою творческую – поэтическую – миссию. Видимо, отсюда стихи – самоотчёты, поэтому такая требовательность к каждому слову, к каждой поэтической строке. Наверное, поэтому так искренне, проникновенно и пронзительно звучат её строки:
Чашу с тёмным вином
Подала мне богиня печали.
Но стихи Ахматовой, образ её лирической героини, такой разной и такой близкой, так удивительно проникновенны, так трогают душу каждого читателя, независимо от того, мужчина это или женщина, независимо от того, какая власть в стране, какое время за окном…
C3. Традиции какого популярного в XVIII веке литературного жанра продолжает Г.Р. Державин, создавая это стихотворение? (Свою позицию обоснуйте.)
C4. Кто из русских поэтов разрабатывал в своем творчестве тему "поэтического бессмертия" и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением Г.Р. Державина "Памятник"?
Пушкин (1799-1837)
С3. Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?
С4. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?
С3. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?
С4. В чем сходство и различие пейзажной лирики А.С. Пушкина и стихотворений о природе, созданных последующими поэтами?
С3. Что имеет ввиду лирический герой стихотворения, призывая поэта "не дорожить любовию народной"?
С4. Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем их произведения созвучны пушкинскому стихотворению "Поэту"?
С3. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о "бесценности" подлинной дружбы?
С4. Кто из русских писателей обращался в своем творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?
Тютчев (1803-1873)
С3. Как различные поэтические приемы помогают автору "передать чувства, охватившие лирического героя?
С4. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
С3. С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?
С4. Каковы основные темы поэзии Ф.И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
С3. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.
С4. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?
C4. В стихотворениях каких руских поэтов можно найти продолжение традиции лирики Ф.И. Тютчева и в чем они соотносятся со стихотворением "Есть в светлости осенних вечеров..."?
С3. О чем, по-вашему, размышляет лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева?
С4. В творчестве каких русских поэтов возникает тема сочувствия, гуманизма и какие мотивы сближают их со стихотворением "Нам не дано предугадать..."?
Лермонтов (1814-1841)
С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
С4. В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?
С3. Какие проблемы нашли отражение в стихотворении?
С4. Каковы основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?
Молитва
С3. Какова основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?
С4. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» с другими известными вам стихотворениями поэта. В чем, по-вашему, их сходство, а в чем отличия?
С3. Какими чувствами наполнено стихотворение Лермонтова «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?
С4. В каких произведениях русской классической литературы обращение к Богу способствовало «перерождению» героев, и как их переживания соотносятся с чувствами лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»?
С3. Какова тематическая принадлежность стихотворения Лермонтов «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?
С4. В каких произведениях русской классической литературы герои, желая обрести душевный покой, прибегают к молитве, и как их чувства соотносятся с переживаниями лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»?
С3. Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски...» (свой ответ аргументируйте)?
С4. В каких произведениях русской лирической поэзии автор рисует образ идеальной возлюбленной, и как эти образы соотносятся с образом героини стихотворения М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски...»?
С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.
С4. Каково значение образа дороги, пути в этом стихотворении и в каких произведениях литературы XIX века мотив дороги играет ведущую роль?
С3. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского "Монолога"?
С4. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставимы с приведенным стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Фет (1820-1892)
Сияла ночь. Луной был полон сад
С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фета и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
С3. Какие чувства и эмоции испытывает лирический герой стихотворения А. А. Фета "Это утро, радость эта..."?
С4. В чем, по-вашему, особенности синтаксического построения стихотворения А. А. Фета "Это утро, радость эта..." и в каких произведениях русской лирики поэтический синтаксис является важным художественным средством?
С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведенное стихотворение А. А. Фета и почему?
С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Некрасов (1821-1877)
Вчерашний день, часу в шестом
С3. Какие образы творчества Н. Некрасова стали воплощением авторского иделала?
С4. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?
С3. Какие черты эпопеи присущи поэме "Кому на Руси жить хорошо"? (Охарактеризуйте в 2-3 словах.)
С4. Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. некрасов? Кто еще из русских поэтов и писателей обращался в своем творчестве к Петербургу?
C3. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?
C4. Кто из русских поэтов близок Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной?
Бунин (1870-1953)
С3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.
С4. В чем своеобразие бунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике?
Блок (1880-1921)
Россия
С3. Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?
С4. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?
С3. В чем заключается противоречивость отношения поэта к России?
С4. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте)
С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О Русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?
С4. Расскажите об основных и любимых приемах, которые использовал А. Блок в своих произведениях. Кто еще из поэтов пользовался теми же приемами в своих произведениях?
С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?
С4. Тема Родины. Ее эволюция в творчестве А. Блока. Какие еще поэты Серебряного века воспевали так же свою Родину?
С3. В каких художественных образах воплощены представления поэта о любви?
С4. Какими чувствами наполнено стихотворение "В ресторане" и в чем оно созвучно любовной лирике других русских поэтов?
С3. Какие образы помогают читателю понять переживания лирического героя стихотворения "Ветер принес издалека..."?
С4. Как в стихотворениях А. А. Блока перекликается душевное состояние поэта и состояние окружающего мира и что сближает его стихотворение с произведениями других русских поэтов?
С3. Как кольцевая композиция стихотворения помогла поэту показать драму любви?
С4. В каких произведениях русских поэтов изображена драма неразделенной любви и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?
С3. Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике?
С4. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их произведения споставимы с приведенным стихотворением А. А. Блока?
А.К. Толстой (1882-1945)
С3. Почему поэт использует форму послания для выражения своей идеи?
С4. Творчеству каких русских поэтов XIX века близка поэзия А.К. Толстого и в чем именно проявляется их общность?
Ахматова (1889-1966)
С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?
С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?
Творчество
С3. Охарактеризуйте изменение состояния лирического героя стихотворения.
С4. Традиции кого из предшествующих поэтов нашли воплощение в лирике А. Ахматовой, по-священной теме поэта и поэзии?
С3. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой "...Мне голос был. Он звал утешно..."?
С4. Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?
Пастернак (1890-1960)
С3. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?
С4. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными. Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.
С3. В чем видит Б.Л. Пастернак трагедию лирического героя стихотворения «Гамлет»?
С4. В творчестве каких русских поэтов тема противостояния поэта и общества получает трактовку, сходную с трактовкой Б.Л. Пастернака, заданной в этом стихотворении?
С3. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?
С4. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака?
С3. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения Б. Пастернака "Снег идет..."?
С4. В стихотворениях каких поэтов возникает образ быстротечного времени и что сближает их произведения со стихотворением Б. Пастернака?
Цветаева (1892-1941)
С3. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?
Маяковский (1893-1930)
С3. Как название стихотворения В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся" соотносится с его проблематикой?
С4. В каких произведениях русской литературы изображены быт и нравы чиновничества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся"?
Лиличка! Вместо письма
С3. Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?
С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?
С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения и лирики Маяковского в целом.
С4. В чем главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?
Послушайте!
С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения "Послушайте!"?
С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит "звездная" тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"?
С3. Прочитайте стихотворение В. Маяковского "Послушайте". Дайте свое истолкование и оценку произведения.
С4. Как вы понимаете слова В. Маяковского, который осознавал себя художником, "революцией мобилизованным и призванным"? Кто еще из поэтов началал ХХ века ощущал себя так же?
Один из приемов - передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единичных бытовых деталях. В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью...» передаются судорожные движения лирической героини, пытающейся удержать любовь и любимого («Уйдешь, я умру»). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, сказанная «спокойно и жутко») «Не стой на ветру», которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситуации. «Сероглазый король» - одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к «сероглазой» дочери. В этом стихотворении поэтесса обращается к разговорной речи, почти афористичной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихотворения, передается нежное чувство, тоска, ревность, любовь, печаль, т. е. раскрывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация «Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки ее погляжу». Итог стихотворения: «Нет на земле твоего короля».
Эти стихи, по выражению известного литературоведа В. М. Жирмунского, как бы написаны с установкой на прозаический рассказ, иногда прерываемый отдельными эмоциональными возгласами. И в этом мы видим психологизм поэзии, в частности любовной поэзии Ахматовой.
31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".
10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"
10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.
07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).
16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!
16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!
16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.
25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,