Что такое домострой в древней руси кратко. «Домострой» как основной источник бытовой жизни российского общества XVI-XVII веков

К ХVI-му веку относится известное произведение, называемое Домострой. Книга эта состоит из подробных наставлений о том, как надо «строить», т. е., - устраивать домашнюю и семейную жизнь, при чем говорится о жизни боярского дома.

Первые 15 глав Домостроя говорят о религиозных обязанностях человека. Следующие 14 глав посвящены отношениям общественным и семейным, остальные 34 главы - хозяйственным наставлениям. Все сочинение проникнуто религиозным духом. В Домострое ясно высказывается мысль, руководившая большинством русских людей в то время, а именно та мысль, та основная идея, что семья, Церковь и государство составляют как бы единое, целое, неделимое. Семья воспитывает людей для служения Церкви и государству, семья входит в состав Церкви и государства; служение Богу есть единая и общая цель семьи, Церкви и государства. Эту же мысль высказал Владимир Мономах в своем «Поучении» еще в ХII-м веке.

Через века удельных междоусобиц и тяжелого татарского ига прошла и сохранилась эта глубокая мысль о единой общей цели жизни, - но татарщина наложила свою печать на нравы русских людей. В первых 15-ти главах, как уже было сказано, говорится о религиозных обязанностях человека. Человек должен вести «праведное житие», молиться как можно чаще. Вся семья и «домочадцы», т. е. - слуги, должны собираться вместе и петь вечерню, полунощницу, утреню. Перед иконами надо зажигать лампады, свечи, курить фимиам; даются наставления, как после молитвы завешивать иконы полотном от пыли и вытирать их «мягкой губой», чистым крылышком ометать. Много наставлений относится к внешнему обрядовому благочестию, дается наставление удерживать дыхание и не чмокать губами, прикладываясь к иконам, не кусать просфору, а разламывать на маленькие кусочки, - но много есть и чисто духовных наставлений; так, например, говорится о том, что нужно ночью тайно вставать и со слезами молиться Богу о своих грехах. Монашеская жизнь считается идеалом, поэтому и в мирскую семейную жизнь вносятся некоторые черты монастырской жизни, так, например, всем рекомендуется носить четки и молиться по ним; вместо того, чтобы стучаться в дверь, слуги должны «сотворить молитву» за дверью и не входить, пока им «аминя не отдадут». Вспомним, что говорил Владимир Мономах о непрестанной молитве.

В одной главе говорится об общественных обязанностях, о том, как следует относиться к царю и князю. - «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли, и ложно отнюдь не глаголи пред ним, но с покорением истину отвещай ему, яко Самому Богу». - «Глаголет бо Павел Апостол: вся владычества от Бога учинены суть: да еще кто противится властелем, то Божию повелению противится. А царю и князю и всякому вельможе не тщися служить лжею и клеветою и лукавствами: погубит Господь вся глаголющая лжу». Царю и князю надо служить искренно, правдиво и верно.

Несколько глав Домостроя посвящены семейным отношениям и воспитанию детей. В этих главах чувствуется грубость нравов той эпохи и некоторая суровость Глава семьи - муж и отец. Бму, как семейному владыке, все должны безусловно повиноваться. Жена во всем должна с ним советоваться, спрашивать его обо всем, ничего не делать без его согласия. Если же «увидит муж, что непорядливо у жены»? или, что она что-то делает не по его «научению», то муж должен жену свою «наказывати и пользовати страхом наедине; и понаказав и пожаловати и примолвити; и любовию наказывати. А мужу на жену не гневатися, и жене на мужа, - всегда жити в чистосердии». Наказывать следует и детей, и слуг - «смотря по вине и по делу». Но «побить не перед людьми, наедине; поучити, да примолвити», - т. е. объяснить, за что наказание, - «и пожаловати». - «А про всяку вину по уху, ни по видению г(по лицу) не бити; ни под сердце кулаком, ни пинком; никаким железным или деревянным не бить». - «Многи притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие и зубная болезнь»; - «ино» надо «плеткою вежливенько побить, за руки держа, по вине смотря». - «А гнев бы не был, а люди бы того не ведали, не слыхали».

Воспитание детей было суровое. Домострой говорит, что отец не должен даже никогда смеяться с детьми, чтобы они не потеряли к нему уважения. «Казни (т. е. - наказывай) сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет; ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти». Мальчиков нужно обучать ремеслу, девочек - рукоделию. Об учении грамоте в Домострое не говорится. Родители должны заботиться о приданом своих дочерей с раннего детства, откладывать ото всего понемногу. Если же девочка умрет до замужества» этот «наделок» ее пойдет на помин ее души.

На жене, матери, хозяйке дома, лежит вся ответственность за благополучие домашней жизни. В полном подчинении у мужа, она должна воспитывать детей, смотреть за слугами, управлять всем домом. Она первая в доме должна быть на ногах: «николи же слуги государыни не будили: государыня бы сама слуг будила». Вставши, она должна задать всем слугам работу, при чем требуется, чтобы хозяйка все сама умела делать и могла бы всегда показать слугам, как надо прясть, кроить, шить, стирать и готовить пищу. Когда же придет к ней муж, или гости зайдут, «всегда бы над рукоделием сидела».

В той части Домостроя, в которой даются хозяйственные советы, говорится, что у хорошей хозяйки все должно быть в доме свое, своими руками приготовленное - пища и одежда. На торгу следует покупать только то, чего действительно в собственном хозяйстве изготовить нельзя. Много говорится о чистоте, рекомендуется после каждой трапезы мыть не только посуду, чаши, блюда, котлы, но и столы, скамьи и пол. Даются наставления, как предохранять дом от пожара. Даются советы, когда какие блюда готовить - в постные и скоромные дни. Посты естественно соблюдались русскими людьми, из чего мы лишний раз видим, что жили люди церковной жизнью, соблюдая постановления церковного устава.

Последняя, 64-я глава Домостроя, «наказание от отца к сын у», написана, как уже было сказано, священником Сильвестром в наставление его сыну Анфиму с женой. Перед нами встает значительный и симпатичный образ самого Сильвестра, который рассказывает сыну о своей жизни. Мы узнаем, что Сильвестр освободил и наделил всех своих рабов, и многих чужих рабов выкупал и выпускал на свободу. У себя в доме вместе с женой своей он воспитывал множество сирот. Мальчиков обучал какому-нибудь ремеслу, - кто к чему был способен, чтобы они могли зарабатывать свой хлеб; девочек, наделив приданым, выдавал замуж.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Домострой . И в закладках появилось готовое сочинение.

Уникальный памятник культуры остался современникам от жителей древней Руси. Составленная в 16 веке книга была единственно правильным руководством не только для тех, кто строит дом. Её принимали за основу в вопросах и ведения хозяйства. Что такое «Домострой», чем он был для наших предков и какого его значение для историков? Попробуем разобраться.

Энциклопедия древней Руси

«Домострой» - это свод правил и советов на каждый день. Он объединил в себе духовное и мирское. Не зря стала первой «Энциклопедией домашнего хозяйства» - вот что такое «Домострой».

Некоторые иностранцы ошибочно уверены, что содержание «Домостроя» знают все без исключения жители России.

Появление «Домостроя»

В 16 веке возрастало количество рукописных книг. Они были очень ценными. Вместо пергамента с успехом начала использоваться бумага, которую доставляли в Россию из Европы. Поэтому создание «Домостроя» могло быть как в рукописном виде, так и в печатном. Некоторые исследователи сообщают о двух версиях старинной энциклопедии. Одна из них имеет очень древний слог, строгая, но правильная и мудрая. А вторая напичкана жесткими и странными порядками.

Появился «Домострой» (год создания доподлинно не известен) в первой половине 16 века в Великом Новгороде.

Предшественниками были такие славянские сборники с поучениями и рекомендациями, как «Златоуст», «Измарагд», «Златая цепь».

В «Домострое» все ранее напечатанные знания и нормы были обобщены. Исследуя «Поучение» Мономаха, можно найти много общего в правилах нравственного поведения разных эпох.

Кому принадлежит авторство?

Мнения о создателях уникальной энциклопедии расходятся. Одни исследователи уверены, что автор «Домостроя» - это духовник Ивана Грозного - протопоп Сильвестр. Он создавал книгу для наставления царя. Другие считают, что Сильвестр всего лишь переписал «Домострой» в середине 16 века.

Стоит изучить содержание этой книги по домохозяйству, чтобы понять, к чему она обязывала и почему так была почитаема церковью. Если взять за основу творение Сильвестра, то оно имеет предисловие, послание от сына к отцу и почти 70 (точнее 67) глав. Их воссоединили в основные разделы, посвященные духовному, мирскому, семье, приготовлению пищи.

Практически все главы имеют тесную связь с христианскими правилами и заповедями. После «наказа отца сыну» следующая же глава рассказывает о том, как христианам правильно верить в Святую Троицу и Пречистую Богородицу. В ней сказано, как поклоняться святым мощам и святым силам.

Огромное значение в книге уделяется почитанию царя и всякого властителя, что объединяло значимость для народа церкви и правителя.

Наставление отца к сыну

Хотелось бы ознакомиться с книгой «Домострой», краткое содержание которой описано выше, чуть подробнее.

Особое место занимает важнейшее наставление «Домостроя» - заповедь отца. Обращаясь к сыну, он в первую очередь благословляет его. Далее он наставляет сына, его жену и детей жить по христианским законам, с правдой и чистой совестью, веруя и соблюдая заповеди божьи. Отец отдает эти строчки своему сыну и его домочадцам и подчеркивает: "если писание сие не примете, то будете сами за себя отвечать в Судный день".

В него вложена величавость, мудрость и гордость. Такие наставления были бы актуальны в любое время. Ведь все родители желают своим чадам добра, хотят видеть их честными, милосердными и достойными людьми. Современная молодежь зачастую не слышит подобных фраз от своих отцов и матерей. А «Домострой», год создания которого выпал на период особого почитания Бога, ставил все на свои места. Это закон, который следует исполнять, и точка. Его не подвергали сомнению. Он расставлял всех членов семьи на свои «ступеньки», определял отношения между ними и, самое важное, объединял их. Вот что такое «Домострой».

Почитание и повиновение отцу и матери

Детям строго-настрого запрещается ругаться со своими родителями, оскорблять их и осуждать. Вее поручения нужно выполнять беспрекословно, не обсуждая сказанное родителями.

Все чада должны любить отца и мать, слушаться их, чтить их старость и повиноваться им во всем. Тех, кто ослушается, ждет проклятие и отлучение от церкви. А детям, воздающим отцу и матери послушание, бояться нечего - они проживут в благости и без напасти.

Глава наполнена мудростью, уважением к личности. Она напоминает о неразрывности будущего и прошлого, о том, что почитание родителей - это сила всего общества. К сожалению, это не пропагандируется сейчас как истина и норма. Родители потеряли авторитет для своих детей.

О рукоделии

В те далекие времена честный труд почитался очень высоко. Поэтому правила «Домостроя» коснулись добросовестного и качественного исполнения любой работы.

Осуждению предавались те, кто врет, работает нечестно, крадет, не делает добро на благо общества. Пред началом всякого дела требовалось перекреститься и попросить благословения у Господа, трижды поклониться до земли святым. Всякое рукоделие (приготовление еды, заготовка запасов, ремесленничество) надобно начинать с чистых мыслей и вымытых рук.

Все, что сделано с чистыми мыслями и желанием, будет приносить пользу людям. Разве можно с этим поспорить?..

Запрет «Домостроя»

С приходом новой власти в 1917 году этот свод правил был отменен и даже запрещен. Конечно, это было связано с тем, что революционеры выступали против религиозной пропаганды и всего, что с этим связано. Поэтому «Домострой» не мог быть одобрен новым правительством. Борьба с самодержавием и крепостничеством (поддерживаемыми церковью) запрещала упоминание о религии и православии.

В любой литературе авторы того времени доводили до читателя идею атеизма. Конечно, книга с поучениями о почитании священников и монахов, отцов своих духовных, служении царю и всяким властителям не могла быть разрешена ни в коем случае.

Такая борьба с религией в течение многих десятилетий не сказалась благоприятно на нравственности современного общества.

Воспитательное значение

Несмотря на упоминание в книге таких слов, как «страшный суд», «бес», "лукавый", все эти заповеди могли бы и сейчас стать неплохим руководством к повседневным действиям. Учитывая тот факт, что для современных жителей России «законы не писаны», опираться на свод общепринятых правил не представляется возможным.

Манеры поведения вырабатываются, исходя из норм морали, которые закладывают родители, школа, общество. Не всегда этому уделяют должное внимание. Не говоря уже о том, чтобы какие-либо правила принимались всеми для ежедневного использования. Церковь перестала настолько серьезно восприниматься людьми, чтобы почитать все божественные заповеди.

Сейчас многие труды переосмысливаются и обретают новый смысл. Труды, которые отвергались, осуждались, признаются гениальными и талантливыми. «Домострой» - это одно из таких уникальных творений, несущих для современной семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день. Основная идея книги - это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках. Не этого ли сейчас так не хватает в нашем обществе, полном лжи, лицемерия, зависти, злости и агрессии?

Историческое значение

Благодаря появлению этой книги мы сегодня можем получить сведения о быте и жизни людей того времени. «Домострой» был написан для широкого круга читателей, для людей разного социального статуса.

Это руководство для военных, дьяков, служилых и всех горожан, которые имеют семью, создают свой очаг. Независимо от того, отражает ли книга реальную жизнь или является правилом для создания идеальной жизни, она имеет огромное историческое значение для ныне живущих людей в России. Исследователи изучают по ней досуг, культурную и интеллектуальную жизнь населения Руси в 16 веке. Хотя в то время как таковых развлечений вообще не существовало, поскольку любые развлечения церковь осуждала и запрещала. Что такое «Домострой» для историков? Это важная информация о частной жизни, семейных ценностях, религиозных правилах, традициях и законах повседневности в русской семье того времени.

ДОМОСТРОЙ

"ДОМОСТРОЙ" , памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Составлен при участии священника Сильвестра .

Источник: Энциклопедия "Отечество"


(полное название - «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»), свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. «Домострой» не просто сборник советов - перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.
«Домострой» создан в 1-й пол. царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
«Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
«Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает «Домострой». - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...». «А в котором либо празднике... да призывают священнический чин в дом свой... и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада...».
Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, «как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь... и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде... Вси бо есьми связаны единою верою к Богу...».
В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру - дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что - в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи - «как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу». И все это - с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.
«Каждый день вечером, - поучает «Домострой», - муж с женою и детьми и домочадцами, если кто знает грамоту - отпеть вечерню, повечерие, в тишине со вниманием. Предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не есть, не пить и не болтать никогда... В полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько можешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая, так же... Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях, и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его и сестер и христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о святителях, священниках и монахах, и об отце духовном, и о болящих, о заключенных в темницах - и за всех христиан...»
О труде и хозяйственной деятельности в «Домострое» в ст. «Экономика».
Митрополит Иоанн (Снычев)

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Смотреть что такое "ДОМОСТРОЙ" в других словарях:

    Домострой … Орфографический словарь-справочник

    Сборник наставлений, относящихся к ведению хозяйства, составленный в середине XVI в. по распоряжению Ивана Грозного. В Домострое значительную часть занимает раздел Книги во все год, что в столы еству подают, то есть первая русская… … Кулинарный словарь

    - “ДОМОСТРОЙ” памятник русской публицистической и социально этической мысли 16 в. Впервые опубликован Д. П. Голохвастовым в 1849 (“Временник Общества истории и древностей российских”, кн. 1). Содержит детальную регламентацию различных сторон… … Философская энциклопедия

    - – памятник русской публицистической и социально этической мысли 16 в. Впервые опубликован Д.П.Голохвастовым в 1849 («Временник Общества истории и древностей российских», кн. 1). Содержит детальную регламентацию различных сторон жизни христианина … Философская энциклопедия

    Хозяин, консерватизм, консервативность, домостроевщина Словарь русских синонимов. домострой см. консерватизм Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Название памятника русской литературы XVI в. свода житейских правил, советов и наставлений, сформированных на основе мировоззрения, сложившегося под влиянием Православной церкви. Эта книга в своих шестидесяти с лишним главах учила русского… … Словарь крылатых слов и выражений

    "ДОМОСТРОЙ" - рус. лит. памятник сер. 16 в., содержащий свод правил поведения горожанина, к рыми он должен был руководствоваться по отношению к светским властям и церкви, семье и слугам. Д. удедяет большое внимание семейным отношениям, преследуя цель укреплен … Демографический энциклопедический словарь

    "Домострой" - “Домострой” “ДОМОСТРОЙ”, памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений. Составлен при участии государственного деятеля и писателя священника Сильвестра (умер около 1566). Отражает принципы патриархального быта, известен… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений. Составлен при участии государственного деятеля и писателя священника Сильвестра (умер около 1566). Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости до … Современная энциклопедия

Домострой – энциклопедия жизни Древней Руси

директор музея ГБОУ «СОШ №47 им. » г. Санкт-Петербург

Введение

Данная работа посвящена исследованию выдающегося памятника отечественной литературы и общественной мысли «Домострой». Велик круг вопросов, которые затрагиваются в этой книге, значительно её содержание. Мы же попытаемся рассмотреть его под таким углом - почему «Домострой» можно назвать энциклопедией жизни своего времени, каковы причины приведшие к созданию сочинения столь полно отразившего жизнь своего времени и в чём заключаются наиболее существенные, «корневые» черты жизни Руси своего времени по «Домострою». Ведь можно наверняка утверждать, что нет ни одной книги, которая столь полно как «Домострой» отразила бы самые существенные и разнообразны черты жизни своего времени. Поэтому не случайно и называют «Домострой» «поваренной книгой» русского быта».

В своё время эта книга был настольной книгой на Руси, её известность сейчас, хоть и не настолько, но тоже велика. Существует большая научная литература посвящённая ей, которая продолжает постоянно пополняться. Наша работа носит научно - обзорный характкр. Оригинальные тезисы здесь сочетаются с исследованиями ученых, затрагивавших данный вопрос и глубоко его изучивших.

Долгое время «Домострой» считался реакционным сочинением, но в двадцатом веке мнение ученых несколько изменилось. Крупейшие отечественные писатели и философы, посвятили взволнованные строки идеям, которые отстаиваются в «Домострое». Постепенно выявляется сколь много значительного и важного, созвучного нам содержится в этой книге. Сейчас «Домострой» часто переиздаётся и всё активнее входит в современную жизнь. В этом смысле, можно утверждать, что эта книга лишь отчасти устарела и продолжает нас волновать своими идеями и красивым, звучным языком.

Общее представление о «Домострое»

В этой части рассматриваются вопросы авторства и происхождения книги, её литературных протопипов и классифицируется содержание сочинения.

Авторство и происхождение

«ДОМОСТРОЙ» – анонимный памятник русской светской литературы эпохи позднего средневековья в котором затрагивается большой круг вопросов, связанный с религиозной и светской жизнью своего времени, определённый свод правил поведения зажиточного человека, которыми он должен был пользовааться в реальной жизни.

Точки зрения учёных по проблемам происхождения и авторства «Домостроя» расходятся.

Существует две полярных научных гипотезы. Орлов [ 10 ] считает, что текст Домостроя – результат коллективного творчества, начатого еще в пятнадцатом веке в Новгороде. А [ 9 ] относит авторство Домостроя к сподвижнику Ивана Грозному, протопопу Благовещенского монастыря в Москве, выдающемуся религиозному и общественному деятелю шетснадцатого века Сильвестру.

Более новая редакция «Домостроя» была составлена игуменом Карионом (Истомином) в есмнадцатом веке. Эта редакция объединила несколько существовавших на тот момент вариантов «Домостроя».

Литературные прототипы

Жанр поучений или назиданий имеет огромную историю. Это и назидания и завещание воспитателей и отцов, правителей (византийских императоров Константина Багрянородного и Василия Первого. Сами по себе они носят очень различный характер. Можно привести очень много примеров и из европейских литератур. Так упомянем Поучение сыну отшельника в Бари (тринадцатый век), «Трактат об управлении князей» архиепископа Колонны (четырнадцатый век), «Рассуждение об управлении семьей» Пандольфини (пятнадцатый век); французское анонимное сочинение тринадцатого века «Совет отца своему сыну», наказ дочерям Жеффруа де Лату Ландри (четырнадцатый век), «Парижского хозяина» (пятнадцатый век) Существуют также «Книга учения христианского» Фомы Щитного (четырнадцатый век), «Совет отца сыну» Смиля Фляшки из Пардубиц (четырнадцатый век), «Краткое поучение молодому господину» Шимона Ломницкого (шестнадцатый век) чешского происхождения. Кроме того, у королей Испании была традиция создавать нравоучительные сочинения для своих детей. Их составили короли Дон - Санчо и инфант Дон - Хуан Мануэль. Кроме того и французский король Людовик Святой сделал назидание для своего сына. В своё время была известна Латинская книга Платины Кремонского», изданная во французском переводе в 1539 г. Но особенно богата «правилами жизни» итальянская литература шестнадцатого века. Такие книги составили Андреа Пикколомини, Андреа Вивис, Антонио делла Каза, Стефано Гвицци и Бальтазар Кастильоне.

Важно добавить, что непосредственным отечественным предшественником «Домостроя» было знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.

Классификация содержания

В пятнадцатом - шестнадцатом веках просходил процесс становления централизованного русского госудаства. И задача «Домостроя» как раз и заключалась в том, чтобы способствовать созданию этой рационально - жёсткой системы управдения. Так выстраивалась эта значительная смысловая ось своего времени: Бог - Царь - Отец - Семья.

Итак, мы получили некоторое общее представление о «Домострое», его происхождении, авторстве. Также мы обратились к его непосредственным русским и европейским литературным предшественникам и структурировали содержание книги.

Религия

В религиозной и церковно-государственной сферах в это время происходили важнейшие сдвиги. Во - первых, только в шестнадцатом веке по - настоящему почти полностью на Руси исчезло язычество, оплотом которого были окраины Московского царства. Во - вторых, православие Руси впервые стало осознавать себя активной действующей силой. Наконец, тогда церковь теснее объединяется с государством: Иван Грозный был первым "помазанным" на правление великим князем.

И эти события запечатлелись в «Домострое», который, с другой стороны им и активно способствовал.

Огромное значение в «Домострое» занимают религиозные вопросы. Ими он и начинается.

Опираясь на традиционную православную веру, «Домострой» доводит основные церковные установления и обряды до ума каждого читателя. Сочинение начинается постулатами религиозного характера: как должен веровать христианин, каким образом принимать Святое Причастие и прикладываться к святыням, как почитать служителей культа, как совершать молитву, ходить в церковь, каким образом украшать дом иконами. Христианские догматы сочетаются с простыми советами, как обметать от пыли иконы, а рекомендации об обязательном соблюдении религиозных обрядов с требованиями определённого отношения к царю и «властителям ».

«Домострой» начинается с описания наиважнейших догматов и установлений православия - упоминаются Христос, Богородица, Святая Троица. «Всякому христианину подобает знать, как по Боге жить в православной вере христианской. Прежде всего, всей душою, и всем помышлением, и всеми чувствами веруй искренней верой в Отца, и Сына, и Святого Духа - в Нераздельную Троицу.

В воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, веруй, родившую Его Мать Богородицей называй, и Кресту Христову с верой поклоняйся, ибо на нем всем людям спасение принес Господь. Иконам Христовым и Пречистой Его Матери, и Святых Небесных бесплотных Сил и всех святых честь с верой воздавай, как им самим, и с любовью в молитве все это выказывай, и поклоны клади, и к заступничеству их перед Богом призывай, а мощи святых благоговейно целуй и поклоняйся им.»

Далее следовали многочисленные рекомендации по соблюдению церковного ритуала и религиозной жизни - как себя вести со служителями культа. «К святительскому чину всегда прибегай и должную честь воздавай им, и благословения и духовного поучения требуй от них, и припадай к ногам их, и во всем повинуйся им по Боге.» [ 5 ] Затем как себя вести в храме - «В церкви на службе стоять со страхом и в молчании молиться, а дома всегда петь повечерие, полунощницу и часы. А кто прибавит правила ради своего спасения, это в его воле, тогда и награда больше от Бога. А женам в церковь Божию ходить, когда могут, по желанию и советуясь с мужем. В церкви же никому ни с кем не беседовать, молча стоять и со вниманием слушать Божественное пение и чтение, не озираясь, ни к стене, ни к столпу не прислоняясь, и на посох не опираясь, с ноги на ногу не переступая; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечные горе». [ 5 ]

Итак, первостепенное, в прямом и переносном смыслах, значение в «Домострое» играют вопросы религиозной жизни. Всё более крепнущая православная религия выступает как основа основ всего строя жизни Древней Руси того времени.

Общественная жизнь

Не случайно между главами посвящёнными религии вклинивается глава в основном посвящённая власти царя.

«Царя бойся и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдой служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот - временен, а Небесный - вечен и Судия нелицемерный, и воздаст каждому по делам его.» [ 5]

Переплетение власти Бога и царя имеет высокий смысл. Ведь именно в это время на Руси зарождается идея царя как «помазанника» Божьего. Особую дань отдал ей Иван Грозный.

Жёсткая иерархичность общества и регламентацмя поведения, которые отстаивает «Домострой» как раз и призваны структурировать всю жизнь крепнущего централизованного гоусдарства и укрепить мощь государственного механизма.

Итак, многие положения «Домостроя» и самый дух его призваны сособствовать укреплению молодого централизма русского государства. В том числе и ради этой цели создавался «Домострой».

Семья

Государство, церковь и семья образуют общность. Этому учит «Домострой». Государство строится на надежной основе - семье. Подобно тому и как во главе государства находится царь - государь, так и в семье государь – глава семьи - голова всему дому. Слово «государь» в обоих случаях употребляется в едином значении. На уровне семьи будто повторяется государственная монархическая система власти.

Глава дома, государь своего «семейного государства», призван думать не о себе одном, а обо всех членах семьи, даже о слугах дома. За них он ответственен перед Господом Богом и будет держать ответ в день Страшного суда. Обязанность и ответственность перед Богом, царём и всем обществом за устройство домашней жизни давали хозяину огромные права, он волен был наказывать, учить и карать.. Чтобы научить истинной жизни, он должен был держать всех домашних в строгой узде.

Именно высокая ответственность перед Богом за себя и свою семью даёт в первую очередь мужу и большие права среди родных и домочадцев. «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по Боге ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, и он сам себя погубит в этом веке и в будущем, и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж о своем радеет спасении и жену и чад своих наставляет, также и слуг своих всякому страху Божию учит и законному христианскому жительству, как здесь написано, то он со всеми вместе в благоденствии и по-Божески жизнь свою проживет и милости Божией удостоится.» [ 5 ]

В случае неповиновения его воле глава семьи вправе был применить и физическое воздействие в отношении членов своей семьи. В этой связи очень важно отметить несколько моментов. Автор «Домостроя» неоднократно упоминает о физических наказаниях как вынужденной мере. Оно применяется, если не подействовало слово. Кроме того благ результат телесных мук - это душевное спасение - «человека страхом спасайте, поучая и наказывая, а то, рассудив, и телесно наказывайте». [ 5 ]

Жестокость отношений в семье о которой говорится в «Домострое», не выходила за рамки моральных норм средневековья и по - существу не отличалась от аналогичных назидательных сочинений европейских авторов.

«Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом о нем возвеселишься. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди злых им похвалишься, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Не смейся, играя с ним в младенчестве его, при младенчестве его веселился, а вырастет - скорбеть будешь, и в будущем, как оскомина для души твоей. Так не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребро, пока он растет, чтобы, возмужав, не провинился перед тобой и не стал тебе досаждением и болезнью души, и разорением дома, и погибелью имения, и укором соседей, и посмешищем перед врагами, и властям платежами, и злою досадой.» [ 5 ] Перед нами очень показательное для эпохи Средневековья понимание воспитания юного поколения, не знавшее понятия детства, когда на ребенка смотрели как на маленького взрослого и предъявляли к нему высокие требования, не делая скидок на возраст.

Большое место уделяет «Домострой» жене - подлинной хозяйке дома.

Особое место в иерархии семьи занимала государыня, жена домохозяина. Она должна была жить в страхе перед мужем, покоряться ему во всем, советоваться с ним. Но не следует абсолютизировать все рекомендации Домостроя, касающиеся супруги. Иначе может создаться мнение, что женщина не говорила ничего, кроме того, что ей велел муж, не выходила к гостям, не видела других людей, бывая в церкви или отдавая распоряжения по хозяйству, не веселилась, справляя праздники и или наблюдая скоморохов. На самом деле истинное положение жены это положение домоправительницы и опоры мужа в доме. Сферы деятельности хозяина и хозяйки различались: он создавал, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения припасов, работы и обучения слуг. Высоко мнение автора «Домостроя» о достойной жене. «Жена добрая - награда мужу, и благая милость тому, кто боится Бога. Ибо жена прибавляет чести мужу: первое, Божию заповедь сохранив, благословлена будет, а второе, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец мужу своему, если обрел муж жену свою добрую - только благо выносит из дома своего. Блажен такой жены муж, и лета свои исполняют они в добром мире. За жену добрую хвала мужу и честь.» [ 5 ]

Вместе с тем, нельзя понимать взаимоотношения мужа и семьи в эпоху Средневековья как отношения его однозначного доминирования. Ещё Жак Ле Гофф писал, что «индивид в средние века в первую очередь принадлежал семье. Большой семье, патриархальной или племенной. Под руководством своего главы она подавляла индивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и коллективные действия». [ 8, 262 ] Итак, власть мужа в семье неотделима от его зависимости и ответственности перед семьёй.

Подводя итоги главы, скажем что вопросы семьи занимали исключительное место в «Домострое». Благоустроенная семья связывалось с правильно устроенным обществом. Муж являлся и её главой с большими полномочиями, но он же нёс и большую ответственность перед Богом и государством за обустройство семьи. Общеизвестное право физического воздействия главы семьи по отношению к своим домочадцам вводилось «Домостроем» в определённые рамки. Оно лишь средство духовного спасения членов семьи. Кроме того, мужу предписывалось не злоупотреблять своими правами в семье.

Хозяйственные вопросы

Домострой содержит многочисленные советы о том, как следует вести домашнее хозяйство. Бытовая повседневность предстает в нем очень детализированной, с мельчайшими подробностями. Сквозь хозяйственные разговоры выявляются деловые и житейские советы, характеризующие личностные постулаты общества определённого времени. Так каждый человек должен жить по своим доходам. «Всякому человеку, богатому и бедному, знатному и незнатному, надо в хозяйстве все считать и учитывать: и в промысле, и в прибыли, и во всем имении. Служивому человеку жить, рассчитав и учтя государево жалованье и доход от поместья и от вотчины, и по доходам себе дом держать и все хозяйство с припасами. По тому расчету и слуг держать, и хозяйство, по промыслу и по доходу глядя, по нему и есть, и пить, и одеваться, и государю служить, и слуг содержать, и с добрыми людьми общаться» [ 5 ] Иы видим, что сословно-статусный подход здесь вполне сочетается с нормами поведения общими для всего феодального общества. Достойный хозяин, независимо от его статуса, а руководствуясь, в первую очередь, своими доходами; заранее делает запасы впрок, чтобы в случае неурожая или по иной причине не оказаться в невыгодном положении.

Домострой говорит о бережливости. Это выражается в подробных советах о том, как мыть, подсчитывать и убирать посуду, шить навырост одежду, чистить её, чинять и сохранять поношенные вещи. Подобная бережливость, граничащая иногда со скупостью, может удивить нас. Но важно помнить, что человек того времени иначе относился к вещам. Их было меньше, они более ценились, передавались по наследству. Кроме того, трудно не признать правильности и актуальности некоторых советов: не выбрасывать старых вещей, а сохранить их, чтобы при необходимости вновь использовать их, предусмотреть заранее, что и в каком объёме нужно к зиме, сделав необходимые заготовки осенью когда больше выбор и дешевле цены, очень важно и резкое осуждение пьянства.

«Домострой» говорит о быте и хозяйстве зажиточного горожанина, купца или ремесленника. Его двор не был таким уж замкнутым, отгороженным от всего мира. Он было связано с рынком в плане экономики, а в плане человеческого общения - с соседями. В «Домострое» предусматривалась помощь друг другу на правах ссуды.

Итак, «Домострой» активно освещает хозяйственные воросы и даёт практические рекомендации на самые разные случаи жизни.

Заключение

В «Домострое» отразилась вся жизнь Руси пятнадцатого - шестнадцатого веков со своими особенностями и противоречиями. Религия и быт, взаимоотношения между мужем и женой, воспитание детей, структура русского общества, разнообразные бытовые вещи - всё это и многие другие вопросы затрагиваются в нём.

В целом «Домострой» есть попытка создать определённый свод нравственных правил своего времени и дать практичкские советы по их претворению в жизнь.

По разному оценивается «Домострой». Общеизвестны отрицательные отзывы о нём философов - позитивистов и идеологоа революционного народничкства. Но на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков намечается новая струя в оценке этой книги. "Сильвестр сделал попытку, значение которой не вполне осознано до сих пор. "Домострой" есть попытка создания грандиозного религиозно-нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности. Задача колоссальная: ее масштабы сопоставимы с тем, что осуществил для своего народа Конфуций..." . Так считал извнситный философ и писатель Д. Андреев. [ 2, 143 ]

Крупные отечественные писатели двадцатого века - Б. Абрамов в романах «Братья и сёстры» и «Дом», В. Распутин в произведениях «Живи и поини» и «Прощание с Матёрой» запачатлели неприкаянность и одиночество человека своего времени, оторванного от корней своей культуры. В этом смысле идеи соборности и гармонии индивида и обшества предстают перед нами как глубоко благие и спасительные.

Литература

1. Альшиц самодержавия в России. . Л. Наука. 19с.

2. Андреев мира, М.: Прометей. 19с.

3. О литературе. Исследования, статьи. М.: Художественная литература, 19с.

5. Домострой. Сайт http://www. *****/biblio/books/domostroy/Main. htm.

6.Иваницкий женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. С.

7. Костомаров России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: ЭКСМО, 20с.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация cредневекового Запада М., Республика. 19с.

9. К вопросу о редакциях Домостроя, его составе и происхождении // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб.: Министерство Народного Просвещения, 1889. Ч. 261. № 2. С. 294-324.

10. Орлов по Коншинскому списку и подобным // Чтения Общества истории и древностей. М.: Московский университет, 1908. Кн. 2. С. 1-104.

11. Орлов // История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 1. Литература 1220- 1580 годов. М.- Л.: АН СССР, 1945. С. 441 - 445.

12. Самохин Ю. Домострой XVI века. Краеведческие уроки для современной школы // Народное образование. 2000. № 10. С.

Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

Разделен этот труд на три части. Первая посвящена духовности человека. В ней содержится послание отца к сыну. Наставления о том, как правильно верить и жить в страхе Божием. Ответственность возлагается на мужчин в воспитании и детей, и наставлениях жен своих. За непросветленность их несут ответственность именно они, как главы семейств.

Большее же место в этой части отведено христианским канонам: правильности молитв, наложения креста, наставления в вере и прочее описывается в ней.

Во второй части рассказывается о строении мирском и о роли семьи. Семья – малый храм, часть всего общества. Женатый мужчина – опытный и мудрый. В семье каждому члену отведена своя роль и обязанности. Муж – глава, несущий за все ответственность перед общественностью и перед Богом.

Особое внимание уделено воспитанию детей. Должны привить им родители все необходимые качества: благочестивость, доброту и любовь к ближнему и труду. Содержатся советы по воспитанию и мальчиков, и девочек.

Так же, и для детей есть наставления. Должны они почитать своих родителей. Уважению учить их следует с малых лет. Есть обязанности и детей перед родителями, и родителей перед своими чадами.

За непослушание и провинности к телесному наказанию прибегать стоит лишь в крайних случаях. И нельзя было сразу сгоряча бить ребенка. Для этого было отведено специальное время. А пока, провинившийся мог подумать и осознать свою ошибку. Мог за это время стихнуть и отцовский гнев.

Отец – главный в семье и решения всегда остаются за ним. Но, и жена, хоть и должна мужа своего во всем слушаться, имеет свои права. Она – верная помощница и советчица мужчины.

Содержит «Домострой» наставления и поучения для всех членов семьи. Учит жить в мире с соседями своими. Так же, учит он и повиновению власти. Почитать и служить нужно и небесному отцу, и земному правителю – царю.

А третья часть посвящена практическим советам на каждый день и случай. Можно отыскать там даже рецепты. Есть советы о том, как правильно и рачительно вести хозяйство, как жить по возможностям. Большое внимание уделяется труду. Есть советы для всех. Для женщин можно найти руководства по рукоделию, хранению вещей.

Даже отбросив набожность, можно и в наше время многие из советов взять на вооружение. Особенно то, что касается воспитания. И уважительного отношения к старшим порой не всегда встретишь. Многому можно поучиться у ушедших поколений.

Картинка или рисунок Сильвестр - Домострой

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Наука любви Овидий

    Поэма Публия Овидия Назона «Наука любви» - своего рода жизненная философия, написанная в стихотворной форме. Произведение написано более 2000 лет назад, но до сих пор темы, затронутые в книге, не потеряли своей актуальности.

  • Краткое содержание Сказка о глупом мышонке Маршак

    Мама глупого мышонка никак не может найти ему няньку. Привередливый мышонок отказывается от всех кандидатур, которые предлагает ему, выбившаяся из сил мама-мышка. То ему не нравится тихий голос

  • Краткое содержание Звезда Соломона Куприн

    Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

  • Краткое содержание Янссон Последний в мире дракон

    Муми-тролль, играя в саду, случайно зацепил стеклянной банкой крошечного дракона. Это случилось среду ясным летним днем. Дракончик был очень маленький, с коробок для спичек, крылья были прозрачные и напоминали плавники золотой рыбки

  • Краткое содержание Луна и грош Моэм

    Судьба сводит молодого литератора с обычной английской семьей Стриклендов. Глава семейства Чарльз работает заурядным маклером на бирже, почтенная жена воспитывает двоих детей