Основные требования предъявляемые к публичному выступлению. Требования к публичной речи

  1. Вопросы для самопроверки
    требования предъявляются к письменной речи юриста? Как они проявляются в тексте процессуальных документов? 7. Что является причиной неясности речи? 8. Что входит в понятие культуры устной публичной
  2. Примерный план практического занятия Теоретическая часть.
    публичной
  3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    речи? 2. Охарактеризуйте условия реализации разговорной речи. 3. Каковы стилевые черты разговорной речи? Как они проявляются в языковых средствах? 4. В каких процессуальных актах и почему наблюдаются элементы разговорной речи? 5. Чем объяснить появление особенностей разговорной речи в монологической речи? 6. В чем вы видите отличие устной речи от письменной? ЗАДАНИЯ Задание 1.
  4. Практические задания
    общие требования задания изменению не
  5. Итоговый контроль Вопросы
    требования к взаимоотношениям адвоката и его клиента. 28. Этические требования к отношениям между адвокатами одной коллегии. 29. Этические требования к отношениям между адвокатом и другими участниками процесса. 30. Процедурные основы дисциплинарного производства. 31. Общие требования, предъявляемые к судебной речи. 32. Часть судебной речи, которая посвящена доказательствам, и порядок ее
  6. Глава 4. Основы адвокатского красноречия
    требования, предъявляемые к публичной речи. Требования к личности оратора. Ораторский такт. Внешняя сторона речи. Судебная речь. Всем юристам известно знаменитое изречение о том, что закон нем, а юрист - его язык. Действительно, только с помощью языка юрист может донести до всех заинтересованных лиц положения той или иной правовой нормы, разъяснить как следует вести себя в той или иной
  7. Требования к личности оратора 1.
    публичном выступлении использовать неделовой стиль одежды. В одежде должен присутствовать некоторый консерватизм (пиджачная пара или тройка, юбка и жакет и т.п.). В противном случае внешний вид оратора может настроить против него слушателей ил слушатели будут заняты рассматриванием и обсуждением его внешнего вида, вместо того, чтобы слушать его выступление. 2. Оратор должен иметь конспект
  8. 21.1. Коммуникативное поведение руководителя
    требования, соблюдение которых является основой эффективного коммуникативного поведения руководителя. Неэффективные коммуникации - одна из главных причин плохого руководства. Сфера коммуникативного поведения руководителя подразделяется на несколько основных видов: параллельные коммуникации, сопровождающие выполнение других функций и задач; беседы и переговоры; организация и проведение
  9. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    публичная лекция? Каковы ее цели? 14. Каково назначение лекции на правовую тему? 43 15. Как в лекции проявляется логичность? 16. Какова роль вступления? Каким оно должно быть? 17. Что такое смысловая градация? Чем она достигается? 18. Чем достигается доходчивость? 19. Какие средства речевого воздействия вы знаете? Какую функцию в тексте лекции они выполняют? 20. Какую роль в
  10. ЛИТЕРАТУРА
    речи // Рус. речь. 1968. № 1. 2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М, 1993. 3. Треч Н. Чтения о русском языке. СПб., 1840. 4. Манаев Ю. В. Репкин Л. М. Составление процессуальных актов предварительного следствия. Волгоград, 1981. 5. Подголин Е. Е. Культура следственных действий: Учеб. пособие. Волгоград, 1978. 6. Сборник образцов уголовно-процессуальных документов: Изд-во
  11. ЛИТЕРАТУРА
    речи // Учен. зап. ВНИИ сов. законодательства, 1972. Вып. 26. 4. Подголин Е. Е. Культура следственных действий: Учеб. пособие. Волгоград, 1978. 5. Питерцев С. К. Составление обвинительного заключения: Учеб. пособие. Л., 1981. 6. Михайлов А. И. Подголин Е. Е. Письменная речь при производстве следственных действий. Для служебного пользования. М., 1980. 7. Настольная книга следователя / Под
  12. Тема 3. Общие правила применения мер государственного принуждения к должнику
    требования, предъявляемые к исполнительным документам. Специальные требования, предъявляемые к отдельным видам исполнительных документов. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. Правила исчисления сроков предъявления исполнительных документов к исполнению: начало, окончание, пропуск, восстановление, перерыв срока. Порядок выдачи дубликатов исполнительных документов.
  13. § 2. РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ ЮРИСТА
    речи юриста в общении является официально-деловой стиль. Этот стиль обслуживает потребности человека в течение всей его жизни, от рождения до последнего дня. Родился человек и на него оформляется первый документ - свидетельство о рождении. Далее - паспорт, свидетельство об образовании, различные справки и т.д. Даже самый торжественный момент - вступление в законный брак - оформляется официальным
  14. 6.3. Адвокатское красноречие
    речием. Словарь русского языка (в 4-х томах) определяет красноречие, во-первых, как способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант; во-вторых, как ораторское искусство. Красноречие - это умение говорить не только красиво, но и убедительно. Значит, это сочетание таланта оратора и определенных знаний и умений, усвоенных в процессе изучения. Красноречие является эффективным

  15. общие требования, предъявляемые к любому судебному решению и характеризующие его сущность, которые установлены гл. 16 ГПК. Заочное решение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к судебному решению (законным, обоснованным, определенным, безусловным, полным), должно быть принято в установленном законом порядке и соответствовать требованиям гражданской процессуальной формы. Заочное
  16. Контрольные вопросы к Главе 39:
    общие принципы функционирования единого страхового пространства ЕС? 2. Приведите примеры соотношения национального регулирования проведения страховых операций и единых правил ЕС. 3. В чем состоят особенности классификации страховых услуг по страхованию иному, чем страхование жизни, в ЕС? 4. Назовите основные требования ЕС, предъявляемые к деятельности страховых организаций при

  17. требованиям. Однако в случаях, предусмотренных федеральным законом, суд может выйти за пределы заявленных требований (ст. 196 ГПК). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, что вызвано необходимостью обеспечить надлежащий судебный контроль за правомерностью действий властных субъектов. В то же время суд

  18. требованиям: 1) предъявляемым в защиту интересов РФ; 2) предъявляемым в защиту субъекта РФ; 3) предъявляемым в защиту муниципального образования; 4) о взыскании алиментов; 5) о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца. Данный перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. О розыске ответчика суд
  19. § 5. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
    речи и конкретный характер мышления. Разговорная речь несет функцию общения и поэтому проявляется чаще всего в устной форме, при непосредственном участии говорящих, т.е. в диалоге, который не рассчитан на предварительное обдумывание. Значит, это неподготовленная речь. В любой другой сфере общения возможности выбора языковых средств ограничены нормами стиля. Разговорная же речь способствует
  20. РАЗГОВОРНЫЕ СТРУКТУРЫ В РЕЧИ ЮРИСТА
    общие с разговорной речью. Так, оратор, начав оформление высказывания, в процессе речи не может осознать всех подчинительных связей и ищет новую форму выражения мысли, упуская из-под контроля уже произнесенную часть фразы. В результате возникают перебивы, смещение синтаксической перспективы высказывания. Смещение перспективы может проявляться в отказе от продолжения начатой конструкции (человек
Главная > Методические указания

2. Основные требования к публичному выступлению

1. Решительное начало выступления. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнёте. Первая фраза должна быть чёткой и понятной для слушателей. Её необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Сдержанная эмоциональность. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Но предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, чем самому говорить слишком эмоционально.

3. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию.

4. Диалогичность. Оратор не обязан всё время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать её ответы, реагировать на её поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

5. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, что придаёт выступлению характер непринуждённой беседы. Разговорность ораторского выступления повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

6. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Для этого необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, вносить изменения в своё выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.

7. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причём желательно не менее двух-трёх раз в ходе выступления.

8. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория поняла, что это завершение выступления.

Упражнение 15. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т. д. Образец. На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники – весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. – Каждую зиму все мы ждём с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и всё на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах! 1. Глядя на нынешний состав городской думы, однозначно можно сказать, что руководителей-профессионалов, руководителей-производ-ственников в ней единицы. 2. Не только в России, но и во всём мире знают, что первый воздушный десант был высажен в городе Воронеже. И произошло это неподалеку от того места, где ныне пересекаются улицы Лизюкова и Владимира Невского. 3. Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей. Упражнение 16. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки. Образец. Речь вести – не лапти плести. – Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести – не лапти плести. 1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Луч-ше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не всё сказывай, что поминается. 5. Шумом праву не быть. 6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая – стрелять не целясь. 8. Оговорка не обида. 9. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Этапы подготовки публичного выступления

Классическая риторика называет следующие этапы создания речи:

– нахождение и изобретение речи (Inventio) подразумевает выбор темы, определение цели выступления, сбор материала, необходимого для создания речи;

– расположение речи (Dispositio) предполагает работу над композицией речи, составление плана;

– словесное выражение речи (Elocutio) – написание основной части текста, а также вступления и заключения и редактирование текста;

– запоминание речи (Memoria) при использовании различных приёмов (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись и прослушивание своей речи и т. п.);

– произнесение речи (Actio) – работа со звучащей речью.

Выбор темы и названия речи

1. Если вы не ограничены в выборе темы, продумайте, что может заинтересовать слушателей, и выберите тот предмет, в котором лучше всего ориентируетесь.

2. Если тема выступления задана заранее (информативное выступление на семинаре; убеждающая речь в конфликтной ситуации и т. п.), подумайте, как лучше преподнести её аудитории. Только вы определяете, каким образом и на каком материале будут раскрыты основные положения предложенной темы.

3. Выбрав тему, сформулируйте «рабочее» название вашего выступления.

Упражнение 17. Прочитайте названия лекций. Используя материал табл. 1, оцените эти названия. Объясните, почему одни из них являются удачными, а другие неудачными.

    Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу роботов: проблемы и перспективы.

    Мы снова вместе.

    Петербургская математическая школа в период реформ XIX века.

    Применение нового операционного исчисления.

    Современное православие и интеллигенция.

    Осенняя подготовка почвы.

    Загадка Шекспира.

    Аналитическое проектирование (конструирование) пространст-венных объектов на базе алгебраических уравнений высших порядков.

Таблица 1

Упражнение 18. Перечислите, какие вопросы (их должно быть не больше пяти) могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется:

    Что значит сейчас быть хорошим инженером?

    Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов.

    Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?

    Развитие российской металлургии в XX в.

    Каждому студенту – достойную стипендию!

    Наш факультет – лучший в университете!

Упражнение 19. Прочитайте тексты кратких выступлений. Определите, соответствуют ли им предложенные названия. Будут ли изменяться их названия в зависимости от характера аудитории (читателей или слушателей)? Предложите вариант названия этих текстов, если ваши слушатели: а) студенты, б) пенсионеры, в) спасатели МЧС, г) бизнесмены, д) противники движения Гринпис. 1. Светится... лестница При стихийных бедствиях нередко повреждается электросеть, и в темноте людям трудно покидать здания. В подобных случаях обычно включается дорогостоящее аварийное освещение от аккумуляторов. Английские ученые предложили люминесцентное покрытие, наносимое на перила, ступени и стены. Оно светится в течение часа после того, как в доме погаснет свет. Благодаря этому люди легко сумеют найти дорогу к выходу. 2. За борт! Английские экологи решили пронаблюдать, как загрязняют море современные суда. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипажем 46 человек. Результат оказался таким: за полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, 320 картонных коробок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И всё это ещё не считая выливаемых в воду масла и топлива. 3. «Бюрократическая» живопись Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и дело-производственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюрократической» живописи ХIV столетия, выпол-ненные на дереве или коже. Миниатюры – не что иное как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные корешки книг и считали эти заказы особенно почётными.

Сбор материала

Упражнение 20. Вам необходимо подобрать литературу для реферата на тему «Норма в терминологии». Ознакомьтесь с приведённым ниже списком книг. Определите по названию, какие из них соответствуют вашей теме. 1. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. М., 1990. 2. Козаржевский А. И. Мастерство устной речи. М., 1984. 3. Терминология и культура речи. М., 1981. 4. Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. М., 1961. 5. Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. М., 1989. 6. Граудина Л. К., Миськевич Г. М. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. 7. Ицкович В. А. Языковая норма. М., 1968. 8. Волкова И. Н. Стандартизация научно-технической терминологии. М., 1984. Упражнение 21. Подготовьте краткое устное сообщение, рассказывающее о преимуществах и недостатках различных источников сбора материала при подготовке к выступлению (личный архив, библиотека, передачи радио и телевидения, Интернет, консультации со специалистами).

Составление различных видов плана

План отражает структурно-смысловую организацию текста:последовательность тем и подтем, их взаимосвязь и взаимозависимость. План может иметь разное языковое оформление.

Виды планов:

Назывной план (в виде назывных предложений). Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развёртывания всей информации данной смысловой части.

Вопросный план (в виде вопросов). Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана.

Тезисный план (в виде тезисов). Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). Можно сказать, что тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане.

Цитатный план (в виде цитат, т. е. предложений, выписанных из текста).

Тезисный план и цитатный план – разные виды планов! Тезисный план не предполагает прямого цитирования. Упражнение 22. Прочитайте текст и впишите в табл. 2 пропущенные пункты плана. Брось сигарету! Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно. Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определённого органического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину. Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Terapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3 %-й раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же её наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: всё есть лекарство, и всё есть яд – всё дело в дозе! Учёные из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 г баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 мин в прокуренной комнате.

(Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой или Основы пегниохимии. СПб., 1999. С. 49)

Таблица 2

Назывной план

Вопросный план

Тезисный план

Цитатный план

1. Отношение к ни-котину как к яду

1. Как обычно отно-сятся к никотину?

1. …Издавна на Руси табак называ-ли сатанинским или антихристовым зельем

2. Вещества, вызы-вающие отвращение к никотину

3. Присутствие ни-котина в привыч-ных пищевых про-дуктах

3. Всегда ли нико-тин является ядом?

3. Никотин не всег-да является ядом

Написание речи

Работа над основной частью текста

Выступление должно состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Каждая часть выступления имеет свои цели.

Цели основной части выступления:

сформулировать общие положения;

сообщить слушателям новую информацию;

последовательно разъяснить выдвинутые положения;

доказать правильность выдвинутых положений;

подвести слушателей к необходимым выводам.

Основное требование к композиции логическая последователь-ность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть главную мысльвыступления. Поэтому необходимо выбрать тот способ изложения материала, который в наибольшей степени соответствует цели выступления, аудитории, продолжительности выступления и другим факторам.

Возможные способы изложения материала

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).

Способ аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому, на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным).

Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

Особое внимание следует обратить на средства выражения логических связей между отдельными смысловыми частями текста.

Средства выражения логических связей.

1. Лексические средства связи.

а) Специальные функционально-синтаксические средства связи, указываю-щие на:

– последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем...);

– противоречивые отношения (однако; между тем; тем не менее);

– причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; кроме того...);

– переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к; рассмотрим; необходимо остановиться на…);

– итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; всё сказанное позволяет сделать вывод).

б) Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный; этот; указанный; названный; такой; подобный).

2. Синтаксические средства связи (особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью) (табл. 3).

Таблица 3

1. Последовательная связь

Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть В аудитории / сидят студенты Студенты / слушают лекцию Лекцию / читает профессор

2. Параллельная связь

Исходная часть → сообщаемая часть ↓ Исходная часть → сообщаемая часть ↓ Исходная часть → сообщаемая часть Студенты / сидят в аудитории ↓ Студенты / слушают лекцию ↓ Студентам /о физике рассказывает профессор

Упражнение 23. Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (способ аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический).

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV веку она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

Требования к языку публичного выступления

? Будьте конкретны

Конкретность – это важнейшее требование к языку публичного выступления.

Что значит конкретность? Практик ораторского мастерства П. Сопер дает следующие советы .

Говорите – не шел , а бежал, ковылял, плелся, тащился, это создаст образ.

Поставьте вопрос так: «Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?» Именно не в человека, а в футболиста!

Вместо слов: «Москва – крупный научный и медицинский центр» говорите: «Здесь 350 больниц и 100 институтов».

? Употребляйте глаголы

Старайтесь заменять существительные глаголами.

? Используйте активное, а не пассивное построение фразы

? Избегайте многословия

Выбирайте более короткие фразы, избегайте многословия. Старайтесь обходиться без вводных фраз, не давайте несколько определений одному существительному (например: скучный, утомительный вечер ), откажитесь от преувеличений (например: я абсолютно убежден, нет и тени сомнения ).

? Не используйте речевые штампы

Не допускайте в речи штампов (например: хранители традиций, судьба распорядилась, с затаенным дыханием и др.).

Д. Карнеги предлагает специальное упражнение для развития этого навыка: произнесите «Тридцать тысяч долларов» так, чтобы это казалось больше, чем «Три миллиона».

? Делайте паузы ДО и ПОСЛЕ высказывания важных мыслей

? Поясняйте иностранные слова и термины в процессе выступления

Из книги Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично автора Карнеги Дейл

Глава пятая Главные предпосылки успеха публичного выступления В день, когда пишутся эти строки, 5 января, отмечается годовщина смерти сэра Эрнеста Шеклтона. Он умер, плывя на прекрасном судне «Квест» («Поиск») на юг для исследования Антарктики. Первое, что привлекало

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

III. Психология публичного выступления, или как научиться говорить Жизнь заставила меня обратиться и к этой теме.Дорогой читатель! Простите меня, что часто ссылаюсь на личный опыт. Дело в том, что эта работа является результатом моих научных исследований и обобщения

Из книги Секрет абсолютно женственности автора де Анджелис Барбара

Научите ваши руки языку любви Для того чтобы сделать свои отношения более страстными и полноценными, вы должны учить ваши руки изъясняться на языке любви с изяществом и красноречием. Как и любой другой язык, язык прикосновений требует изучения, практики и

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Обучение языку Посмотрим сначала на то, как обучается речи ребенок. К полутора-двум годам у него накапливается достаточно понятий внутреннего языка для «адекватного» отображения картины мира. Ребенок уже может выделять из речи взрослых слова, запоминать и

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

4. РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ НЕРОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМ СО ЗНАКАМИ Ниже мы будем говорить только о ситуации направленного обучения неродному языку, оставляя в стороне ситуацию формирования естественного билингвизма в условиях смешанных браков, общения со

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Обучение языку эмоций Когда кто-то теряет власть в обществе, он остается на заднем плане и не влияет на ситуацию. Мастер Эмоций, напротив, совершил экстраординарный подвиг. В последние моменты, когда он полностью принимал человеческое положение, был отстранен от власти и

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Мария Малышкина Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

О страхе публичного выступления О страхе публичной речи говорить долго не будем, так как в книге есть глава по управлению внутренним состоянием. И техники при работе со страхом публичной речи следует применять. Дам еще лишь пару советов.Страх неизведанного

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Структура публичного выступления Если что-то делается эффективно, значит, оно имеет свою структуру. Сейчас мы поговорим о том, как должно выглядеть публичное выступление, о «скелете» публичной речи. Если правильно не использовать структуру, то выступление, скорее

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Прислушайтесь к языку своего тела Настроение человека подобно симфонии, а серотонин в нем – палочка дирижера. Джеймс Стокард Итак, вы помните, что нейромедиаторы ацетилхолин, серотонин и дофамин участвуют в выполнении множества важных психических и физических

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

Цели и задачи публичного выступления Прежде чем заняться подготовкой публичного выступления, следует четко определить его цель и способы проверки ее достижения.Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического

Из книги автора

Общие правила публичного выступления Одни выступления кажутся нам не очень сложными, например, объявления, а другие, например доклад, официальная речь в присутствии коллег, презентация, – гораздо труднее. Надо учиться выступать с речами разных жанров – информационными,

Из книги автора

Глава I Архетипический подход к языку В данной книге рассматривается роль, которую язык играет в психологической жизни. Говорение подобно дыханию. Мы осуществляем его каждодневно, и наша речь составляет существенную часть нашей жизни. И, тем не менее, большую часть

Из книги автора

Имагистический (imagistic) подход к языку бессознательного Образный или имагистический подход к языку бессознательного был описан Хиллманом в изданиях Spring за 1977 и 1978 годы. Хиллман отмечает: «Даже в одном сновидении полисемия (множественность смыслов) обладает многими

Выступления могут быть двух видов: специально подготовленное и спонтанное, к которому специально не готовятся, но в ходе обсуждения появляется желание дополнить или исправить сказанное кем-то. В обоих случаях требования к устному выступлению одни и те же.

Основные требования к устному выступлению коротко можно выразить следующими словами: 1) иметь что сказать; 2) уметь сказать; 3) успеть сказать. Рассмотрим каждое из этих требований.

I. К выступлению нужно готовиться заранее, подбирая соответствующий материал с использованием разных источников. При этом следует выделить основную мысль. Она не должна затеряться во множестве произносимых фраз. Если Вы хотите выступить по большому вопросу, где будет несколько проблем, то лучше всего составить план. Это для того, чтобы Вы от волнения не сбились, не перепутали последовательность изложения материала. Если нарушается последовательность, то выступление может быть бездоказательным, без соблюдения логики и, возможно, не совсем понятным для окружающих. В данном случае теряется восприятие всей проблемы в целом. Такое выступление будет состоять из отдельных фрагментов, мало связанных между собой.

Если Вы выступаете, основываясь на свои записи, то следует соблюдать следующие правила:

1) Конспект не должен быть написан мелким почерком от края до края страницы. В противном случае Вы сами не сможете быстро найти нужный Вам материал.

2) В конспекте должны быть выделены «красные» строки, отделяющие одну мысль от другой, четко выделены цифры, даты. Лучше будет, если Вы воспользуетесь разными цветами авторучки, подчеркивая и обозначая нужные факты специальными знаками. Это необходимо для того, чтобы Вы, опустив взгляд на страницу, сразу нашли нужную вам дату, слово, факт.

3) Слева от текста лучше оставлять поля. Это делается для того, чтобы Вы могли делать на них записи, которые будут дополнять и соответствовать тому материалу, который записан на данной странице. Это дополнение Вы не потеряете, не перепутаете с другими фактами и будете знать, к какому вопросу оно относится. Сделанный вами план или конспект должен работать на Вас, а не против Вас.

II. За небольшой промежуток времени вы должны сказать то, что наметили и должны сделать это так, чтобы все Вас услышали и поняли. Поэтому выступление должно быть кратким, емким, живым. Вы должны говорить громко, четко, правильно делать ударения, знать смысл произносимых слов. Если встречаются трудные для Вас слова, то следует потренироваться заранее, чтобы добиться их правильного произношения.

III. Поскольку на практических занятиях Вы будете выступать не один, то следует подумать о том, чтобы дать возможность высказаться всем желающим. А это возможно только в том случае, если вы хорошо подготовитесь к выступлению с соблюдением всех рекомендаций.

Студенты вуза должны научиться рассказывать так, чтобы их слушали и понимали.

Конспект выступления должен быть обязательно, но это не отменяет устного выступления. Любая попытка к монотонному чтению с листа неминуемо вгоняет всех присутствующих в сон. Поэтому чтение доклада недопустимо. Попытайтесь пересказать текст (ни в коем случае не заучивать!). Основная трудность устного выступления в том, что рассказывающий должен понимать то, о чем он говорит. Если Вы поняли, о чем текст, его логику и смысл, то Вы расскажете даже лучше, чем написано в самом лучшем из конспектов.

Для того чтобы лучше понять текст, необходимо составить примеры основных указанных в нем ситуаций. Это позволит Вам, в дальнейшем, ответить на вопросы, если таковые появятся. Ваш рассказ должен быть логичным и строиться по принципу: тезис – пример – выводы. Ваша память сама подскажет вам недостающие звенья этой цепи, если Вы помните хотя бы одно из них.

Выступая публично, помните, что некоторые люди воспринимают информацию не столько на слух, сколько «с губ» рассказчика, поэтому старайтесь говорить, охватывая взглядом всю аудиторию, глядя в глаза слушателям.

Разные жанры выступлений и ораторского искусства (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные:

Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете.

Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.

Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль.

Установление и поддержание контакта с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Ее, как и начальную фразу надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.