Значение игр для разных направлений личностного развития. Значение игры в формировании личности ребенка

Опыт работы воспитателя говорит о большом влиянии игры на психологическое и умственное развитие дошкольника, что способствует полноценному формированию личности.

Данная статья предназначена для воспитателей МДУ и родителей.

Цель работы : показать значение игры как ведущей деятельности ребенка -дошкольника

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.

Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра - дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям, участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками, причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.

Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом « что такое». Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль - как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях - социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия, и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства - игра отсутствует.

Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. Психологи говорят о развивающем значении игры, педагоги отмечают её общевоспитывающий. характер. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др.

Множество подходов к определению значения игры можно объединить в три большие группы, подчеркнув ее роль в процессе становления:

отдельных психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения);

некоторых видов деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной, общения);

развитии личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического, трудового).

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубин­штейн подчеркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Действительно, действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению.

Использование предметов-заместителей способствует постепенному переходу сначала к сокращенным игровым действиям, а затем - действиям во внутреннем, умственном плане. Выполнение различных ролей создает условия для принятия позиции другого человека, сопоставления собственной точки зрения с другими возможными вариантами. Это, по мнению Д.Б. Эльконина, способствует переходу мышления на более высокий уровень

Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения . В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминания, припоминания, выделения и построения социальных функций контроля), что ведет к более глубокому пониманию их значения.

Д.Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребенка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли. Д.Б. Эльконин отмечает, что «... в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».


В совместных играх детей объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания. Играя вместе, дети должны учитывать интересы друг друга, согласовывать индивидуальные замыслы, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом в играх разворачивается такая важная для детей деятельность, как общение .

Продуктивные виды деятельности, которые в дошкольном возрасте получают статус самостоятельных, зарождаются также в игре. Нередко игра ребенка начинается с постройки: домика для куклы, парохода для путешествия, замка для принцессы. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет: покатился колобок дальше, а на встречу ему - зайчик. Иногда дети прерывают игру для того, чтобы изготовить недостающий материал: пакеты для игры в «магазин», конверты для почтальона, жезл для милиционера. Так в игре складываются другие виды деятельности конструирование, рисование, ручной труд.

В игре зарождаются элементы учебной деятельности . В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности.

В игре удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности, накапливаются знания, развиваются способности, формируются важнейшие качества ума. В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения детского общества и реальных отношений между детьми. Именно в этом А.П. Усова усматривала основное воспитательное значение игры. В ней развивается и действует «особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способным действовать друг с другом». Это качество было названо общественностью . Только при наличии этого качества ребенок становиться членом детского общества, входит в него и в нем действует, в чем-то завися от детского сообщества, в чем-то подчиняясь ему. На основе общественности, как качества личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений.

Принимая на себя различные _роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Через игру можно узнать особенности характера ребенка, его интересы, представления об окружающем, отношения со сверстниками. Яркость, красочность содержания, богатство замысла показывает богатство личности играющих (А.П. Усова).

С помощью игры можно осуществлять коррекцию поведения детей, их отношений со сверстниками, формировать уровень притязаний и характер самооценки дошкольников.

Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребенка в целом дало основание ученым считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Впервые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы.

В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью».

К двум годам в детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем возрасте: подражанием взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающем.

На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, образы и действия. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. В игре развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование). Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

«У ребенка есть страсть к игре

и надо ее удовлетворять. Надо

не только дать ему время

поиграть, но надо пропитать

этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь это игра».

А. С. Макаренко

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых дей­ствий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В каждую эпо­ху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок- «новичок», все для него полно новизны, значения и в игре он делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей

Игра - средство первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Она активно влияет на формирование личности дошкольника, его морально - волевые качеств. Известный в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Данная темаактуальна и значима в наши дни, потому что именно игра - каждодневное действие детей, а ее организация, грамотное управление и руководство требует от педагогов инициативы, мастерства, творчества, чтобы она способствовала всестороннему развитию детей, становлению личности.

В связи с этим я поставила целью моей деятельности: развитие личности ребенка дошкольного возраста через игру.

Исходя из цели, поставила задачи

Создание предметно-развивающей среды в группе, для развития игровой

деятельности детей;

Воспитание детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей,

способствующих формированию положительных чувств и побуждений;

Развитие речи детей через игру.

Особое значение придаю построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры. Непременными компонентами этого пространства являются кабинеты. Организую непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: творческие или сюжетно-ролевые, театрально-игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовать разные игры в соответствии с детскими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Создаю условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр, с тем, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния. Обеспечиваю условную изолированность («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья.

Своевременно меняю предметно-игровую среду – вношу атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.

Предоставляю детям возможность самостоятельно менять игровую среду, в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством легко трансформируемых элементов (поролоновые модули, пространственные конструкторы, ширмы).

Я организую игру с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, пользуюсь методическим руководством для четкой организации и проведения всевозможных игр. Правильная организация детской игры является сложной и ответственной задачей дошкольной и детской педагогики. От наставника, воспитателя, любого взрослого, взявшегося за ответственную миссию формирования и развития ребенка, зависит, каким вырастет Человек. Я стараюсь всегда быть рядом с ребенком в игре, руководить ею, чтобы он видел во мне друга, партнера, а не диктатора или «надзирателя».

Используя разнообразные формы игр: сюжетно-ролевые или творческие, игры с правилами, дидактические и др. стараюсь, чтобы ребенок приобретал первоначальные знания об окружающей жизни, у него формировалось определенное отношение к людям, к труду, вырабатывались навыки и привычки правильного поведения, складывался характер, усваивался общественный опыт. В игре формирую все стороны личности ребенка, через игру происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Особое место в моей педагогической деятельности занимают игры, которые создаются самими детьми - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Так как творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре, то одно из условий успешного руководства играми – стараюсь завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Этого достигаю тем, что я отношусь к игре серьезно, с искренним интересом, понимаю замыслы детей, их переживания. Мне ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются ко мне за советом и помощью. Мое вмешательство в игре успешно, так как пользуюсь у детей достаточным уважением и доверием, умею, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываю особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают мне богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии.

Таким образом, по одной теме мы создаем различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываем роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры я спрашиваю: "Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?" Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением, выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Моя задача - развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию через использование разнообразных игр.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Умственное воспитание детей в игре

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.

Во - первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность - воображаемая ситуация.

Во - вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре. Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу.

Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.

Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.