Wi-Fi в самолете: как работает и сколько стоит? Почему не стоит дополнительно платить за Wi-Fi в самолете? Есть ли в российских самолетах вай фай.

Быть всегда на связи - это не простая прихоть, а в некоторых случаях вынужденная необходимость. Особенно во время длительных перелетов. В это время можно решить массу различных вопросов. Поэтому многих интересует, есть ли Вай-Фай в самолетах. Можно ли им пользоваться во время полета?

Как работает интернет в самолете

Относительно недавно не представлялось возможным воспользоваться интернет-соединением во время перелета. Не разрешалось даже пользоваться мобильными гаджетами в салоне авиасудна. Такие ограничения были введены в целях безопасности. Сигналы, которые издавали устройства, создавали помехи в работе авионики. В современном мире ситуация кардинально поменялась.

Интересный факт! При наборе самолетом высоты более 3000 м пассажиры могут выйти в интернет. При меньшей высоте запрещается использование этой услуги.

Впервые система спутниковой связи была внедрена американской компанией «Boeing». В начале 2000-х г.г. ее установило большинство авиакомпаний. К сожалению, такие системы не обеспечивали достаточную скорость пользования интернетом. Они могли работать только на суше. При перелете через океан системы не функционировали.

Современные системы спутниковой связи могут обеспечить подачу сигнала интернет-связи до 50 МБ в секунду. Этой скорости достаточно, чтобы выйти в социальные сети, просматривать короткометражные ролики, общаться. Но, если в самолете находится большое количество людей, которые также пользуются интернетом, скорость обмена информацией значительно снижается.

Чтобы обеспечить пассажирам доступ в сеть «Интернет», авиакомпании устанавливают на воздушных суднах специальные антенны. Они достаточно тяжелые, что негативно отражается на аэродинамических характеристиках летательного аппарата. Он начинает потреблять большее количество топлива, соответственно и стоимость билетов на авиасудно увеличивается.

Важно. У некоторых авиакомпаний разрешено пользоваться интернетом на борту самолета за определенную плату. Ее размер устанавливается в зависимости от затрат на оплату обслуживания спутниковой вышки.

Многие авиаперевозчики устанавливают на самолетах систему интернет-связи Ка-диапазона. Скорость передачи информации у этих устройств в значительной степени превышает устаревшие спутниковые системы. Она достигает 100 МГ в секунду. При этом WiFi в самолете работает стабильно независимо от того, сколько людей к нему подключено.

Как работает Вай-Фай в самолете? Все просто. Как только воздушное судно поднимается на высоту 3 км и более, бортовое устройство спутниковой связи «Интернет» начинает работать. Оно издает сигналы. Каждый пассажир может найти сеть и подключиться к ней. Необходимо помнить, что в самолетах эта услуга платная. При посадке воздушного судна за нее придется заплатить.

Дополнительные ограничения

Авиакомпании заключают договоры с сотовыми операторами об оказании услуг подачи интернета. В них четко прописаны условия и тарификация. Многие авиаперевозчики намеренно ограничивают количество приобретаемых услуг. Например, оператор связи интернет-сети может намеренно блокировать доступ в Skype и FaceTime. Разговоры в этих VOIP могут мешать другим пассажирам во время полета.

WiFi в S7 и Аэрофлот

В 2011 году авиакомпания «Аэрофлот» внедрила на борту своих самолетов возможность использования сети «Интернет». Теперь каждый желающий может подключиться и совершать такие действия:

  • заходить в социальные сети;
  • писать сообщения;
  • передавать и получать информацию;
  • пользоваться современными видами интернет-связи.
  • просматривать короткие ролики.

В 2016 году на самолетах были установлены новые вышки от оператора «Мегафон». Они обеспечивают достаточную скорость подачи сигнала.

Что касается компании S7, то она внедрила возможность выхода в интернет непосредственно в аэропорту в бизнес-залах.

Есть ли Вай-Фай в самолетах S7? На борту лайнеров такая возможность еще недоступна. По словам представителя авиаперевозчика, они не собираются останавливаться на достигнутом. Возможно, в скором будущем у пассажиров компании S7 будет возможность выйти в глобальную сеть Интернет.

Как производится оплата

Есть ли WiFi в самолете и какова его стоимость можно уточнить у сотрудника авиакомпании. Оплата за пользование услуги «Интернет» на борту самолета осуществляется посредством безналичного расчета.

После того, как пассажир подключился к сети, и начал использовать трафик, на борту срабатывают специальные устройства. С их помощью можно определить, сколько человек затратил времени на поиски необходимой информации в интернете, и сколько трафика было им использовано.

Важно. Оплата за интернет производится непосредственно перед посадкой. В это время подача сигнала отключена. Стоимость услуги будет списана с банковской карты пассажира.

Список российских и зарубежных авиакомпаний, предоставляющих интернет на борту

Компания «Аэрофлот» заботиться о своих клиентам. Им предоставляется возможность использовать Интернет-соединение непосредственно на борту авиалайнеров А330 и В777. Услуги подачи сети оказывается компания «Staonair».

Стоимость интернета в самолете «Аэрофлот» модели А330:

  • Тариф «Small». В нем включены 10 Мб, длительность трафика составляет 15 минут. Его стоимость 5 дол. США.
  • Тариф «Medium». Время предоставления трафика 30 Мб составляет 60 минут. Стоимость услуги до 15 дол. США.
  • Тариф «Large». Пользоваться интернет-соединением можно на протяжении 3 часов. Общий трафик для использования - 100 Мб. Цена услуги 40 дол. США.
  • Тариф «Infinite». Использовать интернет можно на протяжении всего полета. Количество предоставляемого трафика - 150 Мб. Стоимость - 50 дол. США.

Для лайнеров модели В777 предоставляется услуга инернет-соединения по трем тарифам:

  • «Small» - трафик до 10 Мб со стоимостью 5 дол. США.
  • «Medium» - трафик до 30 Мб. Его стоимость составляет 15 дол. США.
  • «Large» - трафик до 100 Мб со стоимостью 40 дол. США.

В авиалайнерах зарубежных компаний тариф за использование интернета установлен в зависимости от стоимости услуг оператора связи. Уточнить все нюансы лучше непосредственно на сайте авиакомпании или у стюардессы на борту самолета.

Нельзя просто так взять и установить Wi-Fi, это сложно и дорого. Проще тем авиакомпаниям, которые заказывают новые самолеты - в них оборудование можно установить на заводе.

В подавляющем большинстве случаев, кроме совсем уж экзотических, в самолете устанавливается Wi-Fi-роутер с открытой сетью (без шифрования), сигнал от которого доступен во всем салоне. В больших дальнемагистральных лайнерах еще и разводится несколько антенн по всему салону.

Конечно, делается это не «на коленке», то есть, речь идет о специальном оборудовании, предназначенном для конкретного типа ВС и сертифицированном производителем. Устанавливается оно тоже на технической базе, имеющей лицензию на установку такого оборудования, и производится, как правило, одновременно с другими формами обслуживания, чтобы не гонять лишний раз самолет туда-сюда.

Осталось выяснить, где взять собственно интернет, то есть, магистральный канал.

Интернет класса «Земля-воздух»

Первый способ организации магистрального канала называется Air-to-Ground, то есть, «с воздуха на землю». Эта технология работает примерно так же, как обычный мобильный интернет в вашем смартфоне, планшете или роутере. На земле установлены базовые станции, направленные вверх - причем можно использовать уже существующие вышки сотовых операторов. На самолете снизу располагается антенна, внутри - модем, и все. Примерно так же работает Wi-Fi в метро или в «Сапсане».

Крупнейшая в мире сеть Air-to-Ground работает в Северной Америке, называется она GoGo (она же AirCell). Всего 200 с небольшим базовых станций достаточно для покрытия всей территории США и Канады, ведь распространению сигнала в воздухе практически ничего не мешает.

Поскольку базовые станции расположены на расстоянии 10-12 км, то скорость летящего самолета относительно базовой станции невелика, а эффективная зона охвата одной соты составляет несколько тысяч квадратных километров.

Сеть работает в стандарте CDMA-2000 на частоте 850 МГц и использует технологии EV-DO Rev.A и Rev.B - грубо говоря, то же самое, что наш бывший «Скай Линк», только на других частотах (суммарная полоса - 4 МГц). В Rev.A ширина канала составляет 3,1 Мбит/сек на самолет, в Rev.B - 9,6 Мбит/сек.

По современным меркам это немного, зато дешево: 5 долларов в час, 16 долларов в день и 60 долларов в месяц за безлимитный доступ в самолетах четырех крупных авиакомпаний. В ближайшее время сеть будет переведена на LTE, что позволит значительно увеличить скорости доступа.

Минус у технологии ровно один: она работает только при полетах над сушей, в то время как на долгих трансконтинентальных маршрутах значительная часть пути пролегает над океаном, где базовые станции поставить нельзя.

Антенна для связи с наземными базовыми станциями.

Спутниковый интернет

Если нельзя взять доступ с земли, значит, его нужно взять с неба. На высоте нескольких сотен километров над Землей находятся на геостационарных орбитах спутники. Геостационарная орбита означает, что спутник вращается вокруг Земли с той же скоростью, что и сама планета вокруг своей оси, поэтому кажется, что он «висит» все время в одной и той же точке, покрывая целый континент. С Землей он связан через наземную станцию с направленными антеннами, а с самолетом - с помощью антенн в верхней части фюзеляжа.

Запустить спутник - очень сложная наука; если он не выйдет на расчетную орбиту, то будет двигаться относительно неподвижной точки на Земле с той или иной скоростью, и станет бесполезным: такой спутник считается потерянным.

Самолет Airbus A320 со спутниковой антенной.

Существует несколько различных спутниковых провайдеров, предоставляющих доступ в интернет для пассажиров воздушных судов, технология у всех в целом одинаковая, отличаются только используемые спутники и диапазоны частот. Чем выше частота - тем меньше может быть антенна и тем выше может быть мощность сигнала, а значит, соотношение сигнал/шум и, в итоге, скорость передачи данных.

В старых системах используется L-диапазон (около 1,5 ГГц), и скорость передачи данных составляет 432 Кбит/сек при использовании одного канала и 864 - при объединении двух (на весь самолет!). Такая экзотика до сих пор неофициально работает на трех самолетах «Аэрофлота», и доступ там раздается не через Wi-Fi, а через базовую станцию с GSM/GPRS (даже не EDGE).

Наземные станции спутника связи.

Однако в реальности средняя скорость составляет около 25 Мбит/сек на весь самолет (при пингах порядка 500-1000 мс) и она опять же, делится на всех пользователей на борту, при этом спутниковые каналы сами по себе достаточно дороги. Поэтому провайдеры ограничивают доступ экономическими методами.

Вы купили недешевый авиабилет, и есть вероятность, что придется еще доплатить за багаж? В век стремительно развивающейся сферы услуг в самолетах на заказ есть все же несколько вещей, за которые не стоит платить, в их числе и предоставление интернета.

Интернет в самолете: есть ли смысл?

Несмотря на то что многие аэропорты предоставляют возможность бесплатно пользоваться Wi-Fi во время ожидания своего рейса в обмен на всплывающую каждые 35-40 минут рекламу, многих очень пугает перспектива оказаться без Всемирной сети на борту самолета.

Развитие мобильных технологий породило ощущение того, что вы доступны для всех в любое время суток, даже если вы оказались в самолете по пути в другой город. В наше время такая возможность действительно существует. Если вы отправляетесь в командировку и ваша компания оплатила вам возможность пользования интернетом на борту, вы не сильно расстроитесь, ожидая загрузки страницы. Но в том случае, если вы потратили собственные деньги, такой сервис выведет вас из себя.

Итак, почему не стоит платить за Wi-Fi?

Существование монополизма

Есть компании-монополии, которые выкупают все права на предоставление определенной услуги, что дает им возможность диктовать цену и правила пользования. То же самое происходит и в воздухе. Компания Gogo успешно контролирует около 80 % этого рынка с 2006 года. Другие фирмы пытаются потихоньку создавать конкуренцию, но пока безуспешно.


Экспериментальная система оценки

Самым большим злом от такого сервиса является тот факт, что выигрывают от него только сами интернет-провайдеры. Недавно Gogo ввела разные тарифы для различных пользователей, что означает, что по пути из аэропорта Джона Кеннеди в Сан-Франциско в бизнес-классе вы заплатите 33 доллара, а, например, экономом из Детройта в Майами — 10.

Помимо этого, компания постоянно увеличивает эту цену, чтобы выяснить, как много готовы отдать за ее услуги клиенты. В этом году цена возросла до 60 долларов. И несмотря на жалобы пользователей, ожидать снижения стоимости не приходится.


Сервис все еще «новый»

В самом начале своего существования компания, не имеющая конкурентов, была не слишком заинтересована в том, чтобы стараться улучшить качество и скорость передачи данных. Сейчас, с появлением конкуренции, этому стали уделять немного больше внимания. Однако по-прежнему скорость интернета оставляет желать лучшего: в лучшем случае это 10 мегабит в секунду, что в два раза меньше скорости домашнего 4G-подключения. А в обычных самолетах этот показатель редко превышает значение 3 мегабит.

Напомним вам принцип работы Wi-Fi. Скорость делится на всех пользователей интернета пропорционально. Т.е. если дома вы и ваши соседи могли одновременно пользоваться тремя девайсами, и этого было достаточно, то представьте, что происходит в самолете, где около 100-150 человек на борту?

Спутниковые технологии

Использование спутниковых технологий дает возможность ускорить процесс передачи данных, однако это означает и повышение стоимости. Установить такую систему в одном самолете обойдется примерно в 80 000 долларов в Америке, а в Европе цены могут достигать и 400 000 у. е.

В США спутниковыми системами в последнее время обзавелись примерно 85 % самолетов, что означает, что вскоре увеличится скорость интернета, а также сумма к оплате за предоставление услуги.


Маловероятно, что появится бесплатный Wi-Fi

Хоть эта новость и не может не огорчить, давайте разберемся. Теперь, когда мы выяснили, что предоставление интернета обходится авиакомпаниям крайне дорого, представьте, насколько увеличилась бы сумма к оплате за билет, если они захотели бы сделать Wi-Fi бесплатным для всех пользователей? Возможно, это не испугает вас, если вы регулярно летаете в командировки, спонсируемые вашей фирмой, но если вы обычный турист, который оказывается в самолете раз или 2 раза в год, чтобы слетать отдохнуть, то это может выйти слишком дорого. При том, что посидеть несколько часов без связи можно и за книгой или фильмом, которые, кстати, показывают совершенно бесплатно. Так стоит ли игра свеч?

В следующий раз, отправляясь в путешествие, хорошо подумайте, есть ли серьезная необходимость переплачивать за билет только ради того, чтобы находиться на связи даже на борту самолета.

Сейчас найти wi-fi это не проблема, он есть везде: от кафе до автобусных остановок. Это тот сервис, который очень востребован не только для обновления статуса вКонтакте или новой фото в инстаграм, но и для работы. Мне уже сложно представить себя без телефона в руках)))

Авиакомпании тоже решили не отставать от прогресса и некоторые уже предоставляют данный сервис на борту. Сейчас это новшество набирает обороты и с каждым месяцем кто-то жаждет похвастаться новой услугой. В 2015 году только 8 авиакомпаний предлагали бесплатный интернет для пассажиров: Emirates, JetBlue, Norwegian, Turkish Airlines, Air China, Philippine Airlines, Hong Kong Airlines и Nok Air. В 2016 году список вырос ещё на несколько процентов, и более 20 авиакомпаний могут предоставить интернет за $$$! Что будет в 2017 остается только догадываться

Ниже представлен список наиболее популярных авиакомпаний с интернетом на борту и стоимостью этой услуги:

Аэрофлот

Цена: смартфон: 3MB – 8$; 9MB – 22$. Ноутбук или iPad: 9MB – 22$; 19MB – 40$

AirAsia

Цена: CHATS PLAN (WhatsApp, WeChat, LINE, KakaoTalk и Viber) 3MB — 2$. INTERNET PLAN (отлично подходит для приложений, хуже с загрузкой сайтов) 10MB — 4$. План Internet не поддерживает YouTube и загрузки каких-либо программ.

SriLankan Airlines

Air Berlin

Предлагает 3G на борту. Для пользования услугой нужно будет заранее, перед вылетом, скачать в App Store или Google Play приложение airberlin connect. Пока интернет предлагают не на всех направлениях.

Цена: 30 мин (20MB) — 4.90€; 60 мин (50MB) — 8.90€. Есть ещё варианты 13.90€ за 90MB на среднемагистральных рейсах и 18.90€ за 120MB на дальнемагистральных рейсах.

Air France и KLM

Цена: всего 2 тарифа: 10.95€ — за час или 19.95€ — за весь перелёт. Оплатить можно кредитной картой на борту.

American Airlines

Разделили стоимость услуги для внутренних и международных рейсов.

Цена на внутренних рейсах: All-day pass — 16$ + налоги, American Airlines Plan — 49.95$ + налоги (подписка на месяц). Последний вариант подойдет только часто летающим пассажирам.

Цена на международных рейсах (только на борту Boeing 777-300ER, 787 Dreamliner и Boeing 777-200): 2 часа — 12$, 4 часа — 17$ и весь полет — 19$.

British Airways

Только на прямых рейсах по маршруту Лондон-Нью Йорк. Очень скромно

Цена : 1 час — 14$ и на 24 часа — 25$.

Цена: 25MB – 5$; 50MB – 10$

Emirates

Предлагает бесплатно 10 MB для всех классов (эконом, бизнес и т.д.) на борту A380. Если на борту нет бесплатного Wi-Fi, можно будет купить 500MB за символический 1$ на бортах A380 и B777.

Qatar Airways

На большинстве рейсов есть бесплатный интернет на борту. Например, на моем рейсе Коломбо-Доха был час бесплатного доступа в интернет. Больше о сервисе на борту Катарских можно прочитать .

Etihad

Бесплатный интернет только для пассажиров Etihad’s Diamond First Class. Остальным, по желанию, нужно будет оплатить 13.95$ за час использования или 24.95$ за 24-часовой доступ.

Lufthansa

Цена: HotSpot Pass Sky 1 час: 9€ или 3,000 миль; 4 часа: 14€ или 4,500 миль; 24 часа: 17€ или 5,500 миль. Все-таки карта лояльности здесь не помешает. На билет насобирать мили не всегда простая задача, а вот на интернет быстрее

Ryanair

Услуга будет доступна в 2017 году, но, по предварительным данным, она может быть бесплатна для проверки почты. Даже не верится, что Ryanair может что-то предоставить бесплатно)

Vietnam Airlines

Официально ещё не анонсировали данную услугу, но на сайте есть информация, что ориентировочная стоимость на международных рейсах будет 15-20$ и бесплатный интернет на внутренних.

На мой взгляд, это наиболее популярные авиакомпании сейчас среди путешественников, поэтому список оставшихся компаний ниже:

  • Aer Lingus
  • Air Canada
  • AirChina
  • AirTran
  • Alaska Airlines
  • All Nippon Airways
  • China Eastern Airlines
  • Delta Airlines
  • Egypt Air
  • EVA Air
  • Finnair
  • Frontier Airlines
  • Garuda Indonesia
  • GOL Linhas Aereas Inteligentes
  • Gulf Air
  • Iberia
  • Icelandair
  • JetBlue
  • Libyan Airlines
  • Malindo Air
  • Mango Airlines
  • Norwegian
  • Oman Air
  • Philippine Airlines (PAL)
  • Saudia
  • Singapore Airlines
  • Southwest Airlines
  • TAP Portugal
  • THAI Airways
  • Turkish Airlines
  • United
  • US Airways
  • Virgin America
  • Vueling
  • WestJet

Я привела список не всех авиакомпаний, у которых сейчас есть интернет на борту. Этот список дополняется достаточно часто. Если вы хотите проверить есть ли на вашем рейсе интернет, введите в Google запрос «[название авиакомпании] wifi ondoard» или «[название авиакомпании] inflight wifi».

Всем ярких и незабываемых путешествий!

Длительное время авиаперелет считался «цифровым детоксом», предоставляя нам несколько часов отдыха от шквала писем и сообщений. Но теперь это в прошлом.

Интернет на борту становится все быстрее и дешевле, сегодня его предлагают даже некоторые бюджетные авиалинии. «К сожалению, я не видел ваше письмо, так как был в самолете» — подобная отмазка больше не работает. Но все же, как работает Wi-Fi в самолете?

Откуда в небе Интернет

Говоря простым языком, существует два способа передачи сигнала в самолет, . Первый — с помощью наземных широкополосных вышек, которые посылают сигнал антеннам воздушного судна, расположенным на фюзеляже. По пути следования самолет автоматически подключается к ближайшей вышке. Однако, существуют и «проблемные зоны» в виде морей, океанов, пустынь, где сигнал будет пропадать.

Второй метод использует спутниковые технологии. Самолет подключается к спутникам на геостационарной орбите, которые используются для трансляций телевизионных программ и прогнозирования погоды. Сигнал поступает на антенну самолета, а затем распределяется с помощью расположенного на борту маршрутизатора.

В обоих случаях самой развитой инфраструктурой обладают США. Именно поэтому американские авиакомпании предлагают Wi-Fi в самолете по более низкой цене, чем их коллеги из других стран.

Почему Wi-Fi в самолете такой медленный

Технологии быстро развиваются, однако они не поспевают за огромным количеством имеющихся на борту Wi-Fi-устройств. В 2008 году, когда компания Gogo запустила услугу беспроводного Интернета в самолете, скорости в 3 Мбита было вполне достаточно для нескольких ноутбуков. Но сегодня, когда каждый пассажир проносит на борт как минимум один гаджет, нагрузка значительно возросла.

Средняя скорость Интернета в домах европейцев — 25 Мбит, авиакомпании же пока что не в состоянии предложить более 12 Мбит. Установка антенн, обслуживание и модернизация спутников обходятся довольно дорого, однако с каждым годом Интернет на борту становится все быстрее и дешевле.

Авиакомпании, предлагающие бесплатный Wi-Fi в самолете

  • Emirates
  • JetBlue
  • Norwegian
  • Turkish Airlines
  • Air China
  • Philippine Airlines
  • Hong Kong Airlines
  • Nok Air.