Фонетика соотношение буквы и звука. Алфавит

Звук (фонема) – наименьшая единица языка; предмет изучения в фонетике.

Буква – знак, служащий для передачи звука речи на письме; предмет изучения в графике.

При изучении фонетики для различения букв и звуков, для более точной передачи звучащей речи используют особую запись – транскрипцию . Звуки записываются в соответствии с орфоэпическими нормами современного литературного языка. Транскрибируемая речь, отдельный звук указываются в квадратных скобках. Знаком [ ́] над звуком обозначается ударный гласный. Знаком [’] после согласного обозначается его мягкость. Например, слово косьба транскрибируется как [каз’ба́].

Характеристика звуков

Все звуки подразделяются на гласные и согласные.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки классифицируются по двум основным признакам:

  • по звонкости/глухости – звонкие (парные и непарные) и глухие (парные и непарные);
  • по твёрдости/мягкости – твёрдые (парные и непарные) и мягкие (парные и непарные).

Согласные звуки состоят из шума (глухие согласные) или из шума и голоса (звонкие согласные).

Звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Звонкие и глухие согласные могут быть парными и непарными.

Парные согласные по звонкости-глухости образуют 11 пар: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с], [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’].

Остальные согласные не имеют пары по звонкости–глухости. Звонкие непарные согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Глухие непарные согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

По участию средней части языка в произнесении согласного звуки подразделяются на твёрдые и мягкие согласные.

Твёрдые согласные образуются без участия средней части языка. Это согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка. Это согласные: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

Парные согласные по твёрдости–мягкости образуют 15 пар: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Твёрдые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Русский алфавит

Для обозначения звуков речи на письме используются буквы, каждая из которых имеет своё название. Все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, образуют алфавит, или азбуку.

Буква Название Буква Название Буква Название
А а а К к ка Х х ха
Б б бэ Л л эль Ц ц цэ
В в вэ М м эм Ч ч че
Г г гэ Н н эн Ш ш ша
Д д дэ О о о Щ щ ща
Е е е П п пэ ъ твёрдый знак
Ё ё ё Р р эр ы ы
Ж ж жэ С с эс ь мягкий знак
З з зэ Т т тэ Э э э
И и и У у у Ю ю ю
Й й и краткое Ф ф эф Я я я

В русском алфавите 33 буквы:

  • 10 гласных букв («а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я»), основная функция которых – обозначение гласных звуков;
  • 21 согласная буква («б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «к», «л», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), основная функция которых – обозначение согласных звуков;
  • 2 буквы, которые не обозначают звука («ъ», «ь»).

Буквы бывают прописные (заглавные, большие) и строчные (маленькие).

Соотношение букв и звуков

Одна и та же буква может обозначать разные звуки, например:

  • буква «я» может обозначать звуки [а́], [й’а́] под ударением (пять [п’а́т’], ямы [й’а́мы], рьяный [р’й’а́ный’], баян [бай’а́н]); звук, близкий к [и] или [э]; [й’и] или [й’э] без ударения (пятак [п’ита́к], дьячок [д’й’ич’о́к]);
  • буква «а» без ударения после согласных «ч», «щ» обозначает звук, близкий к [и] или [э] (пощадить [пащ’ид’и́т’]);
  • буква «и» после «ж», «ш», «ц» обозначает звук [ы] (широкий [шыро́к’ий’]);
  • буква «д» может обозначать звуки [д], [д’], [т], [т’]: дать [да́т’], гудят [гуд’а́т], род [ро́т], дядька [д’а́т’ка].

Количественное соотношение звуков и букв, их обозначающих, может быть различным:

1. Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают 2 звука: [й’] и один из гласных звуков – в следующих случаях:

  • в начале слова (ель [й’эл], ёж [й’о́ш], юг [й’у́к], ярд [й’а́рт]),
  • после гласной буквы (боец [бай’эц], поёт [пай’о́т], союз [сай’у́с], баян [бай’а́н]),
  • после разделительных «ъ» и «ь» (съел [с’й’эл], пьёт [п’й’о́т], вьюн [в’й’у́н], рьяный [р’й’а́ный’]).

В остальных случаях буквы «е», «ё», «ю», «я» используются для обозначения одного из гласных звуков и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (сел [с’эл], лёд [л’о́т], люк [л’у́к], мял [м’а́л]). Буква «е» в заимствованных словах может не обозначать мягкость согласного, например: тезис [тэз’ис].

2. Буква «и» обозначает 2 звука после разделительного «ь»: [й’и] (чьи [ч’й’и́]). В остальных случаях буква «и» используется для обозначения [и] и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (тир [т’и́р]).

3. В некоторых случаях несколько букв могут обозначать один звук, например, сочетание «сч» обозначает [щ’] (счастье [щ’а́с’т’й’э]).

4. В некоторых сочетаниях согласная буква может не обозначать звука (такая согласная называется непроизносимой), например, не произносится буква «в» в слове здравствуй [здра́ствуй’].

5. Буквы «твёрдый знак» и «мягкий знак» не обозначают звуков. Например, в слове чушь четыре буквы («ч», «у», «ш», «ь»), но три звука ([ч’], [у́], [ш]).

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова:

. Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Отношением звуков к буквам занимается графика - наука о способах обозначения звуков на письме. Объединение фонетики и графики в одном разделе школьного учебника отвечает теоретическим и практическим задачам, которые связаны с изучением звуков в школе.

Наша речь прежде всего разделяется на предложения, которые, в свою очередь, могут распадаться на словосочетания и слова. Слова четко делятся на мелкие звуковые единицы - соги. Эта делимость довольно хорошо воспринимается на слух, но особенно ясна она с чисто произносительной точки зрения - по мускульным ощущениям. Слоги делятся на отдельные звуки речи, или фонемы, - термин, специально подчеркивающий лингвистическую, а следовательно, и социальную природу этого понятия. Фонемы являются в данном языке различителями значений слов и морфем: балка и палка, вол и вал, брат и брать и т.п.

Фонемы не делятся на самостоятельные части, а поэтому и оказываются

простейшими единицами нашего языка. Известно, что в состоянии каждого грамотного человека звук настолько тесно связан с буквой, что нередко они воспринимаются как абсолютно тождественные явления. Это проявляется, например, в таких типичных ошибках учащихся: «Здесь произносится буква а» или «произносится звук дэ». Находясь «под гипнозом» буквы, ученик нередко не может отличить один звук от другого (например, первые звуки в словах рука и рюкзак, сбить и спеть). Вот почему в работе по фонетике чрезвычайно важно чёткое и последовательное разграничение звуков и букв.

Школьный учебник решает эту задачу двумя путями. Сначала звук рассматривается в полном отвлечении от буквы («чистая» фонетика). Этому служат, в частности, такие графические средства, как рисунки, позволяющие воспроизвести нужное слово без обращения к его буквенному обозначению, простейшие знаки транскрипции (квадратные скобки, знак мягкости). На следующем этапе (фонетика вместе с графикой) звуки рассматриваются в постоянном сопоставлении с буквами. Специальные упражнения учат детей правильно объяснять отношения между звуком и буквой, предупреждая типичные ошибки. Эти навыки закрепляются затем фонетико-графическим разбором. Таким образом, вся система работы по фонетике и графике должна подвести учащихся к правильному пониманию отношений между буквой и звуком, языком и письменностью.

В этой связи полезно обратить внимание детей на тот факт, что основной формой общения людей является устная звуковая речь, что к буквенному ее обозначению человек прибегает лишь в тех случаях, когда устное общение почему-то затруднено или необходимо сохранить речь на более или менее длительное время. Привлекая сведения об истории письма, учитель может в самой элементарной форме показать, как постепенно шли люди к буквенному обозначению звуков, причем один и тот же звук стал по-разному обозначаться у разных народов (достаточно сравнить несколько букв русского и латинского алфавитов). Все эти факты должны еще раз убедить детей в том, что звуки и буквы - явления разного порядка и смешение их недопустимо.

Рассмотрение звука в соотнесении с буквой очень важно и в практическом плане: именно неразличение звуков и букв часто является причиной орфографической безграмотности. Не останавливаясь здесь на особенностях русской графики, отметим лишь, что усвоение их учащимися всецело опирается на знание таких особенностей фонетического строя языка, как соотношение твердых и мягких, звонких и глухих согласных, позиционные изменения гласных и согласных звуков. Сравнивая звуковой состав слова с его письменным обозначением, дети убеждаются в том, что между буквой и звуком нет постоянного и прямого соответствия. Так, буквы е, ё, ю, я в одних случаях обозначают гласный звук, указывая одновременно на мягкость предыдущего согласного (мел, пять и т.п.); в других случаях те же буквы обозначают сочетания звуков (яр, льет). В определенной позиции буквами е и я обозначается звук, близкий к «и» (пятак, в лесу). Поэтому правильный выбор буквы во многих случаях требует от пишущего знания правил графики и орфографии. Систематически проводимый фонетико-графический разбор способствует сознательному и прочному усвоению этих правил детьми.

Как следует из всего сказанного выше, в процессе изучения фонетики учащиеся должны овладеть не только известной суммой теоретических сведений, но и целым рядом важных практических умений. Многие из этих умений закладываются в начальных классах. В четвёртом классе они отрабатываются, закрепляются, получают более глубокое теоретическое обоснование. Перечислим важнейшие из этих умений.

1. Умение на слух различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

2. Умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его в изолированном виде (например, звук [й] и другие мягкие согласные).

3. Умение определять место ударения в слове.

4. Умение сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять, благодаря чему слова различаются на слух.

5. Умение производить фонетико-графический анализ слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв.

6. Умения, связанные с произносительно-слуховой культурой:

§ отчётливо произносить слова, следя за правильностью произношения;

§ различать ударные и безударные гласные и правильно (в соответствии с литературной нормой) произносить последние;

§ соблюдать литературные нормы произношения согласных.

Некоторые из названных умений, особенно важные для дальнейшего изучения языка, для усвоения орфографических и орфоэпических правил, должны отрабатываться особенно тщательно, приобретая характер прочного навыка. К числу таких навыков относится выделение ударного слога, безошибочное определение на слух звонкости - глухости, твердости - мягкости согласного. Особое внимание следует обратить на правильное объяснение соотношения звука и буквы. Необходимо добиться и постоянного внимания учащихся к звуковой стороне речи, обеспечивающего правильность произношения.

1. Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Названия букв. Характеристика русской графики. Соотношение букв и звуков: от звука к букве и от буквы к звуку.

2. Обозначение на письме фонемы . Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Значения букв ь и ъ. Соотношение букв а–я, о–е, у–ю, и–ы. Особое соотношение букв э–е; различные функции этих букв после букв согласных и во всех остальных случаях.

3. Буквы для обозначения гласных после шипящих и ц; написание и после ш и ж, написание а, у после ч и щ.

Литература

I. 9, 12, 19, 22, 36.

II. 45, 61, 64, 65, 66.

Алфавит, вампум, глаголица, графема, графика, демотическое письмо, идеограмма, идеография, иератическое письмо, иероглиф, кипу, кириллица, клинопись, консонантное письмо, латинизация письменности, латинский алфавит, пиктограмма, пиктография, письменная речь, письменность, письмо, прописные буквы, силлабическое письмо, слоговое письмо, слоговые буквы, прописные буквы, фонография,

1. Какие буквы русского алфавита имеют имена в виде закрытых слогов? Какой тенденцией фонетики русского языка можно объяснить появление у этих букв разговорных вариантов имени (АР) ? (60, 66)

2. Существует два способа чтения аббревиатур: буквенный и звуковой. Прочитайте слова, затранскрибируйте их и разделит на слоги. Совпадают ли они с именами букв (АР) ?

СССР, ВЛКСМ, ГУМ, МТС, ЖСК, МГУ, ПТУ, ФЗУ, РКИ, ТЮЗ, БДТ, ФПК, МРТЗ, МФТИ, МИМО, УДН, МГПИ, МИСИ, МАДИ, ГЭС, СЭВ, ФБР, КВН, США, нэп (60, 66).

3. Все буквы русского алфавита делят на гласные и согласные в зависимости от их функции. Можно ли назвать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю (АР) ? (60, 67)

4. Одинакова ли функция буквы Е в русском и латинском алфавитах (АР) ? (60, 67)

5. Обратите внимание на выделенные фонемы в данных словах. Как изменится фонетический состав слова и его графическая передача, если заменить в фонемном составе слова твердую фонему на мягкую 1) перед гласной, 2) перед согласной, 3) на конце слова?

М ол, с ок, п ыл, в ол, п альцы, н ос, т омный, л ог, м эр, т орта, м ышка, ш ок, гр об, м ода (АР) .

Пыл , мол , мел , пар , вон , ест , куш , мест , лез , граб , част , плюш .

Бан ка, сан ки, вол на, гор кой, пол ка, зор ки (СР) (60, 67).

6. Каким способом передается на письме мягкость / твердость согласных фонем? Одинаков ли этот способ для всех позиций? Есть ли фонемы, имеющие особый способ передачи на письме этого признака? Какая буква русского алфавита передает не фонему, а только признак фонем? Каким способом передается противоположный признак фонемы (АР) ? (60, 67)

7. Выделите в тексте разные способы обозначения мягкости, а также случаи, где мягкость не обозначается, разграничивая отступления от слогового принципа русской графики от случаев, где мягкость согласного обусловлена ассимиляцией следующему мягкому согласному (СР) .

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой клен красиво раскинул свои лёгкие ветки… Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, опускаются, отвесно падают в те стеклянно-ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень (И.С. Тургенев). (55, 73)

8. Данные цепочки слов на письме различаются лишь гласной буквой. Каково различие в фонемном составе этих слов? Когда при мене гласных букв меняются гласные фонемы, а когда – согласные?

Так – ток – тук – тик – тюк – тёк, вол – вал – вёл – вял – выл – вил, лук – лак – люк – лик – лык, сок – сук – сак – сёк (АР) .

Был – бал – бил – бел, мэр – мор – мер – мир, бык – бак – бок – бук – бек, нос – нас – нёс (СР). (60, 67)

9. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает. Укажите, какое значение имеют буквы Я, Ю, Ё, Е (когда они обозначают сочетание йота с гласной, когда гласный и мягкость предшествующего согласного) и от каких условий это зависит (АР) .

Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинному крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. (И.С. Тургенев) (55, 71)

10. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает (СР) .

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке. (И.С. Тургенев) (55, 73-74)

11. В данных строка И. Анненского найдите все случаи реализации фонемы . Какими буквами передана эта фонема? Все ли способы передачи соответствуют правилам русской графики? Объясните случаи употребления Ь. Всегда ли его появление продиктовано правилами русской графики (АР) ?

Я полюбил безумный твой порыв,

Но быть тобой и мной нельзя же сразу,

И, вещих снов иероглифы раскрыв,

Узорную пишу я четко фразу.

Ты говоришь… Вот счастье бьётся

К цветку прильнувшее крыло,

Но миг – и ввысь оно взовьётся

Невозвратимо и светло.

А сердцу, может быть, милей

Высокомерие сознанья,

Милее мука, если в ней

Есть тонкий яд воспоминанья (60, 68).

12. Как изменится фонемный и фонетический состав данных слов, если из их написания убрать Ь? В каких позициях Ь не передает ни признака, ни фонемы? В каких словах наличие Ь зависит только от правил русской орфографии (СР) ?

Стань, ель, месть, есть, пусть, моль, вонь, топь, гробь, весь, путь.

Галька, банька, зорькой, вольна, Волька.

Польёт, семья, ульи, гостья, кутья, третьи, молью, рысьи.

Рожь, плачь, ночь, ложь, тушь, ешь, режь, мочь, мощь, сушь (60, 68-69).

13. Приведите примеры на соответствие между звуковой моделью слова и графической: 1) 4 звука – 3 буквы, 2) 3 звука – 4 буквы, 3) 3 звука – 3 буквы, но без прямого соответствия между звуком и буквой. Какие из данных примеров не отвечают ни одной из перечисленных схем (СР) ?

Яма, ещё, юла, ест, грамм, ель, мель, галл, балл, режь, игра, кросс, имя (60, 69).

14. В данном тексте укажите все случаи отступления от слогового принципа русской графики: одной чертой, когда за буквой, обозначающей мягкий согласный, следует буква, не обозначающая мягкости предшествующего согласного; двумя чертами, когда за буквой, обозначающей твердый согласный, следует мягкий знак или гласная буква, обозначающая мягкость.

Но зной нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землей густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль, всё молчало; было что-то безнадежное, придавленное в этом глубоком молчании обессиленной природы (АР) .

Я вышел. Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след; но в недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась ещё теплота… Ветра не было, не было и туч; небо стояло кругом всё чистое и прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными, но чуть заметными звёздами (И.С. Тургенев) (СР) . (55, 72)

15. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (АР) .

Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой… Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед,то безвозвратно потонет в воспоминаньях (И.С. Тургенев). (55, 74)

16. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (СР) .

В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный ветер подул, - и тихо всплывает багровое солнце (И.С. Тургенев). (55, 74)

17. Понаблюдайте за различием средств передачи значений, которыми располагает устная и письменная речь. В приведенных примерах выделите случаи, кода два сравниваемых предложения различаются в значении и произношении, но совпадают на письме, а когда они оба совпадают в произношении, но различаются на письме. Установите разницу в их значении.

Помощь батареи была своевременна. Помощь батарее была своевременна.

Вдали показался Орел. Вдали показался орел.

Опять удивило его лицо вошедшего. Опять удивило его лицо вошедшего.

Нельзя не восхищаться Анной Карениной. Нельзя не восхищаться «Анной Карениной».

Ты лучше напиши! Ты лучше напиши!

В чугун печальный сторож бьет (М.Ю. Лермонтов). В чугун печальный сторож бьет.

Мальчик остановился у дома великана. Мальчик остановился у дома-великана.

Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет (А.С. Пушкин). Луна спокойно с высоты над белой церковью сияет.

Я, беззаботливый душою, вострепещу ль перед судьбою (Е. Баратынский)? Я беззаботливой душою вострепещу ль перед судьбою? (АР)

Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславный и безвредный (М.Ю. Лермонтов). Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславной и безвредной.

И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждой выраженья… (М.Ю. Лермонтов). И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждый выраженья…

Он просто рассказал мне всё. Он просто рассказал мне всё.

Она не из Нежина. Она не изнежена.

От сестры-пианистки она привезла ноты. От сестры пианистки она привезла ноты.

Прочтите повесть «Вокруг света на «Коршуне». Прочтите повесть «Вокруг света на коршуне».

Гранильщик Алмазов перевыполнил заданье на сто процентов. Гранильщик алмазов перевыполнил заданье на сто процентов.

Вчера вернувшийся брат отправился на работу. Вчера вернувшийся брат отправился на работу. (СР) (55, 79-80)

Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки.

Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т. е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т. е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср. : станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.

: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср. : пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т. п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т. п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т. п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср. : бульон - бельем и т. п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука [ж"] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т. п.).