Обращение в защиту серебренникова. Отношение к обвинению

Петиция в защиту Кирилла Серебренникова составлена знаменитым немецким режиссером, интендантом театра Schaubuehne (Берлин) Томасом Остермайером и известным драматургом Мариусом фон Майенбургом (по мотивам его пьесы поставлены спектакль «Гоголь-центра» и фильм Серебренникова «Ученик»). Вот текст, выложенный на сайт change.org и опубликованный на сайте журнала Spiegel. 35 подписей под письмом: все имена первого ряда. Актеры, писатели, режиссеры, директора легендарных театров Германии и Великобритании.

Кейт Бланшетт — одна из подписанток письма в защиту Сергебренникова. Фото: Reuters

«Мы протестуем против ареста Кирилла Серебренникова. Обвинения против него не обоснованы и заставляют предположить, что таким образом режиссеру с международным именем просто пытаются заткнуть рот.

Серебренников обвиняется в присвоении денег, выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», — якобы не осуществленного. Фрагменты видео, рецензии, отзывы зрителей в фейсбуке, гастроли в Риге и в Париже, выдвижение спектакля на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» и то, что спектакль идет в «Гоголь-центре», доказывают абсурдность этого обвинения. Тем не менее, Серебренникову угрожает обвинительный приговор и до десяти лет тюрьмы.

Не обоснованным выглядит также домашний арест, примененный к нему до начала процесса. Серебренников обязан носить электронный браслет, лишен права использовать интернет и электронную почту, может общаться лишь с членами семьи. Это обозначает не что иное как запрет контактов, предвзятость и «запрет на профессию» для одного из самых известных художников современной России.

Мы призываем российскую прокуратуру прекратить преследование Кирилла Серебренникова и снять надуманные обвинения против него.

Мы обращаемся также к правительственным кругам своих стран с призывом употребить все возможные средства для того,

чтобы Кирилл Серебренников не оказался в заключении как жертва политически мотивированной дискредитации».

  • Марен АДЕ (кинорежиссер),
  • Йозеф БИРБИХЛЕР (актер, писатель),
  • Кейт БЛАНШЕТТ (актриса),
  • Андреа БРЕТ (режиссер),
  • Софи КАЛЛЬ (художница),
  • Теодор КУРЕНТЗИС (дирижер),
  • Ларс АЙДИНГЕР (актер),
  • Каролин ЭМКЕ (писательница),
  • Кристин АЙЕНШТАЙНДОТТИР (директор Reykjavik City Theatre ),
  • Юрген ФЛИММ (интендант Staatsoper , Берлин),
  • Герберт ФРИЧ (режиссер),
  • Давид ХАРРОУЭР (писатель),
  • Нина ХОСС (актриса),
  • Владимир ЮРОВСКИЙ (дирижер),
  • Ульрих КУОН (интендант Deutsches Theater , президент союза театральных деятелей Германии),
  • Барри КОСКИ (интендант Komische Oper , Берлин),
  • Дэвид ЛЭН (интендант театра Young Vic , Лондон),
  • Игорь ЛЕВИТ (пианист),
  • Иоахим ЛЮКС (интендант театра «Талия», Гамбург),
  • Ари МАТТИАССИН (интендант Национального театра Исландии),
  • Мариус фон МАЙЕНБУРГ (режиссер, писатель),
  • САЙМОН МАКБЕРНИ (режиссер, актер),
  • Серджио МОАБИТО (драматург),
  • Сергей НЕВСКИЙ (композитор),
  • Томас ОСТЕРМАЙЕР (интендант театра Schaubuehne , Берлин),
  • Мило РАУ (режиссер, писатель),
  • Марк РАВЕНХИЛЛ (писатель),
  • Фальк РИХТЕР (режиссер, писатель),
  • Юлиан РОЗЕФЕЛЬДТ (видеохудожник),
  • Фолькер ШЛЕНДОРФ (кинорежиссер),
  • Данис ТАНОВИЧ (кинорежиссер),
  • Энда УОЛШ (писатель),
  • Йосси ВИЛЕР (интендант Oper Stuttgart ),
  • Эльфрида ЕЛИНЕК (писатель)

Разместил на сайте Союза кинематографистов России открытое письмо, в котором выступил в поддержку арестованного по обвинению в мошенничестве на 68 млн рублей художественного руководителя московского театра «Гоголь-центр» . В защиту фигуранта уголовного дела высказывались ранее и более маститые российские деятели культуры. Громкий резонанс именно этот текст вызвал тем, что в нем содержится призыв ко всей творческой интеллигенции вообще не сотрудничать с государственными органами России.

В начале своего послания Вырыпаев пеняет коллегам Серебренникова на то, что они, даже выказывая ему поддержку, продолжают снимать свои фильмы, ставить спектакли и получать дотации от , то есть, по мнению автора письма, сотрудничать с властью. Также Вырыпаев называет инфантилизмом убежденность российских деятелей культуры в том, что они «своим творчеством и своей гражданской позицией могут что-то поменять в этой стране или вносить свой посильный вклад в эти перемены».

«Для начала, хорошо бы было честно определить, чем и кем является эта власть. В 1917 году в России произошел вооруженный переворот и власть перешла к незаконно созданному правительству «большевиков». Власть этой группы людей устроило кровавый террор против своих граждан. Владимир Ленин и Иосиф Сталин безусловно являются преступниками и достойны только одного — всеобщего осуждения. С 1917 года и до сегодняшнего дня власть в России не поменялась. Сегодняшняя власть открыто наследует власти террористической организации «большевиков», — пишет драматург.

Далее режиссер проводит небольшой исторический экскурс о том, что при распаде СССР не был проведен референдум по статусу России, а также о том, что официального отказа от деятельности коммунистического режима и его атрибутов, а также признания его незаконным в стране не произошло.

«Я являюсь гражданином России, и я считаю Россию своей Родиной, своим домом. Домом, в который много лет назад ворвались вооруженные люди, и стали грабить, убивать, насиловать, разрушать церкви, уничтожать веру людей в свою изначальную духовную свободу, и сейчас, эти преступники по сути все также находятся у власти», — говорится в послании.

По словам Вырыпаева, деятели культуры пишут письма в поддержку, пытаясь объясниться с властью на тему того, кто прав в данной ситуации, и приводит в пример режиссера . Автор письма уверен, что режиссер «Матильды» должен высказать претензии лично президенту России — как первопричине запрета фильма, а не безрезультатно противостоять депутатам .

«Единственный путь к освобождению нашего многострадального народа от ига правящей власти, это смена этой власти и изменение основной ценностной парадигмы лежащей в основе жизнедеятельности этой страны. Единственное наше оружие — это формирование общественного мнения. Воспитание молодого поколения на других ценностях. И первое, что мы, деятели культуры, интеллигенция, прогрессивные люди России можем сделать, это перестать поддерживать эту власть. Не нужно получать все эти государственные награды и публично при камерах пожимать руку », — пишет Вырыпаев.

А вот что пишет Алексей Герман-младший: «Я знаю много полезных вещей в искусстве, которые были сделаны в коммуникации с государством. Поэтому это такая спорная вещь. Коллеги считают так, пусть считают, но главное, чтоб дальше в цирк всё не превращали. Потому что никого они этим не напугают в нынешней политической ситуации, а всё уведут в истерию. Так вот: в истерию уводить не надо. Надо уводить в аргументы. Иначе получается очень дурная ситуация, когда многие люди считают, что рука руку моет. Но это не так, это нарушение и плохо проведённое следствие. И вопросы на данный момент - к доказательной базе».

Согласно материалам уголовного дела, Серебренников обвиняется в хищении средств, которые в 2011-2014 годах были выделены ему на создание проекта «Платформа» — площадки на базе ЦСИ «Винзавод» для проведения различных мероприятий, мастер-классов, а также представлений в сферах музыки, поэзии, танцев, живописи, видеоарта и других.

Кирилл Серебренников. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

23 августа Басманный суд Москвы отправил под домашний арест художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Всемирно известного театрального и кинорежиссера обвиняют в хищении 68 млн бюджетных рублей, выделенных для междисциплинарного проекта «Платформа». В 2011-2012 годах в одном из цехов «Винзавода» «Платформа» объединила театр, танец, музыку и медиа. К работе были приглашены не только выпускники курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ, создавшие после окончания учебы «Седьмую студию», но и другие профессионалы из разных областей искусства.

Начавшаяся с абсурдных подозрений в самом существовании спектаклей «Платформы», которые видели тысячи зрителей и на которые были написаны десятки рецензий в разных СМИ, и завершившаяся арестом режиссера история оставляет мало надежды на продолжение очевидно полезного и успешного начинания Кирилла Серебренникова и его команды. Слова поддержки Кириллу Серебренникову высказали множество деятелей культуры и искусства в России и за ее пределами. Петицию с требованием прекратить уголовное преследование режиссера за два дня подписали уже 20 тыс. человек. В числе поручившихся за него в суде — глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, гендиректор Большого театра Владимир Урин, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и многие другие.

Мы попросили деятелей культуры, соприкасавшихся с Кириллом Серебренниковым, выразить свое отношение к происшедшему, рассказать об особенностях работы с госфинансированием и сказать, чувствуют ли они себя теперь более уязвимыми.

Василий Церетели, директор Московского музея современного искусства (ММОМА):

Василий Церетели. Фото: МРИ

«Я в любом случае считаю, что это нонсенс и Кирилл Серебренников полностью невиновен. Человек творческий ставит спектакли, снимает кино — как можно мешать ему создавать новые проекты, новое искусство, новые ценности для нашей страны? Все, что Кирилл Серебренников делает, является несомненным вкладом в развитие культуры.

Система госзакупок, которая сейчас существует, на мой взгляд, неприемлема для культурных и музейных учреждений, у нее должен быть другой формат, чем при закупках, например, асфальта или военной техники. Безусловно, все должно быть прозрачно, но сейчас понижение цены достигается за счет понижения качества.

Как музейный руководитель, я не считаю, что стал более уязвимым после этого инцидента, у каждого свои проекты, и нельзя сравнивать спектакль и выставку. Но, безусловно, мы видим изначально неправильный подход к решению вопроса: неправильно преследовать режиссера, неправильно добиваться показаний у людей, которые сидят и наверняка готовы сказать что угодно, лишь бы их отпустили».

Софья Троценко, директор Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»:

Софья Троценко. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

«Слово „культура“ в русском языке имеет два значения. Во-первых, это отрасль и все, что связано с институциональной деятельностью. Как отрасль она имеет регулятора-министерство, события, деятелей и их достижения. Во-вторых же, это уровень взаимопонимания в обществе, оценка общественных привычек и отношений. Кирилл так много сделал для общества и русской культуры в обоих смыслах, что как минимум заслуживает должного к себе отношения. С ним же обращаются как с преступником, совершившим насильственные преступления, человеком, представляющим для общества несомненную опасность. Что, несомненно, возмутительно».

Сергей Хачатуров, искусствовед, куратор:

Сергей Хачатуров. Фото: ais-aica.ru

«Кирилл Серебренников выпустил целое море проектов на „Платформе“: мультимедийных, театральных — разных. Подключил плеяду художников. Воспитал плеяду потрясающих артистов, лучших из лучших нового поколения в России. Сделал с десяток культовых спектаклей („Отморозки“, „Сон в летнюю ночь“, „Охота на Снарка“). Не зря же Минкульт тогда ему благодарность выписал. А сейчас фабрикуется дело, касающееся проекта 2011-2014 годов. Вывод: под ударом может быть любой, кто получает деньги от государства.

Доподлинно знаю: бюджетное финансирование требует, чтобы сперва проект был сделан, а потом уже открыто финансирование на его производство. То есть это абсурд. Специалист, создающий проект в сфере культуры, находится в положении подозреваемого всегда. И любого можно привлечь к ответственности, потому что правила игры невозможно исполнить».

Андрей Шелютто, художник, дизайнер:

Андрей Шелютто. Фото: Гриша Белкин

« Государственные деньги приходят всегда после проекта. Аванс в том числе, если он вообще есть. Делая проект, художник тратит свои деньги, спонсируя не то государство, не то чиновников, зажавших деньги до 31 декабря. Тратя свои и занятые у друзей деньги в жутком цейтноте, художник не думает о договорах с теми, кого подключил к работе за свои собственные наличные, о копиях чеков, о том, чтобы выбрать самые дешевые шурупы, палки, краски (если не самые дешевые, то это нарушение). Потом приходят государственные деньги. Почти всегда после обеда 31 декабря. Рубль к концу года падает в два раза, денег всегда оказывается меньше, чем художник потратил из своих и взятых в долг у друзей в валюте, а все, на что у художника нет чеков или договоров, считается украденным у государства. Вот и весь механизм. Теперь многим становится, надеюсь, виднее, что это еще и хороший репрессивный механизм. Не за идеологию сажают, не за эстетические расхождения (это самое страшное, обидное для чиновников), а за воровство народных денег».

Андрей Блохин, художник, участник Recycle Group:

Андрей Блохин. Фото: из личного архива

«Как и вся здравомыслящая общественность, мы удивлены и шокированы ситуацией с арестом Кирилла Серебренникова. Я уверен, что Кирилл — гениальный, выдающийся режиссер, который должен работать и делать спектакли, а не сидеть под арестом.

У Recycle Group, наверное, к счастью, не было опыта работы, завязанной напрямую на государственном финансировании, мы всегда обходились частными деньгами. Да нам особо и не предлагали делать что-то за деньги государства. При этом я понимаю, что в такой сфере, как театр, обойтись без госфинансирования практически невозможно, слишком много сил вовлечено в процесс.

Надеюсь, что к концу домашнего ареста Кирилла Серебренникова следствие хотя бы смягчит решение, одумается, и его не посадят. Могу только надеяться на это, потому что в процессе участвует машина, которая может делать многое с жизнями людей».

Актриса Чулпан Хаматова зачитала заявление деятелей культуры и искусства в поддержку Кирилла Серебренникова.

Российские деятели культуры и искусства выступили в поддержку режиссера , художественного руководителя театра "Гоголь-центр".

Ранее, напоминает сайт, в театре и дома у Серебренникова прошли обыски, а сам режиссер был доставлен на допрос. К вечеру у театра собрались поклонники творчества Серебренникова и актеров "Гоголь-центра".

Под заявлением в защиту режиссера подписались Евгений Миронов, Олег Табаков, Марк Захаров, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Алексей Агранович, Виктория Толстоганова, Яна Сексте, Анатолий Белый, Юлия Пересильд, Ксения Раппопорт, Евгений Стычкин, Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Хаски, Екатерина Сканави, Елизавета Боярская, Мария Александрова, Нина Зархи из журнала "Искусство кино" и многие другие.

Об этом заявила актриса , которая выступила перед собравшимися возле "Гоголь-центра" и зачитала заявление.

"Мы, коллеги и друзья Кирилла Серебренникова и театра "Гоголь-центр", потрясены сегодняшними событиями. Кирилл Серебренников - один из самых ярких российских режиссеров, чьи заслуги признаны не только у нас в стране, но и во всем мире. Мы все знаем его как честного, порядочного и открытого человека. Работа талантливого руководителя и всего театра была прервана внезапным обыском", - заявила Хаматова.

"Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо - без излишней жестокости к лицам, которых коснулось расследование - и не нарушит творческой деятельности театра, труппы и самого Кирилла Серебренникова. Мы восхищены решением наших коллег из "Гоголь-центра", которые, несмотря на масштаб действий сотрудников правоохранительных органов, не намерены отменять спектакля", - добавила актриса.

Ранее представитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Москве Юлия Иванова сообщила, что обыски у Кирилла Серебренникова проводились в рамках дела о хищении бюджетных средств в 2014 году, выделенных АНО "Седьмая студия".

Как сообщалось в СМИ, Серебренников вышел из своей квартиры и отправился на допрос в СК. Сотрудники правоохранительных органов вынесли из квартиры режиссера несколько пакетов, которые отнесли в служебный автомобиль. Серебренников уехал на допрос на своей машине.

До отъезда режиссер дал первый комментарий.

"Все нормально. Неизвестно ничего, буду говорить сейчас со следователем", - сказал он. "Все было интеллигентно и деликатно, вопросов у меня нет никаких к следствию, просто сейчас поедем и выясним, что мне предъявляют, потому что я в полном шоке и недоумении", - признался Серебренников.

Между тем "Гоголь-центр" обратился к зрителям с просьбой собраться у здания театра. "Все, кто неравнодушен к событиям, которые сейчас происходят с нашим театром и Кириллом Серебренниковым, приходите к 17:00 на улицу Казакова, 8", - говорилось в сообщении театра.

По призыву театра около 100 человек собрались у здания "Гоголь-центра". Запланированные вечерние спектакли в театре состоялись.

К вечеру вчерашнего дня в "Гоголь-центре" завершились обыски, артисты начали готовиться к спектаклям. Сотрудники правоохранительных органов на тонированных автомобилях покинули территорию театра и уехали.

Обстоятельства дела «Седьмой студии» неординарны: среди фигурантов режиссер с мировым именем, в его защиту выступило много известных людей, а сам проект «Платформа» был поддержан на высшем уровне и воплощался на сценах вполне успешно. Однако по фабуле и применяемым юридическим техникам это типовое дело в сфере экономики, отработанное на тысячах обвиняемых. Поэтому защита Кирилла Серебренникова должна не ограничиваться аргументами о его личности и достижениях в сфере культуры, а ставить под вопрос общественную полезность правоприменительной практики, используемой в России по отношению к участникам хозяйственной деятельности.

Как и во всех подобных случаях, нам известно, что грантовые и договорные обязательства выполнялись, постановки Серебренникова шли и были высоко оценены как специалистами, так и широкой публикой. При этом у обвинения отсутствует главная претензия, которую должно вменять следствие при квалификации такого преступления, как хищение бюджетных средств: умышленное неисполнение принятых на себя обязательств. Проще говоря, проблема не в том, что человек украл деньги, вместо того чтобы потратить их на дело, проблема в том, что он потратил их на дело, достиг в этом успеха, но, как оказалось, допустил нарушения. В этой ситуации ежегодно оказывается множество людей, которые стремятся что-то создавать, несмотря на растущие риски такой инициативы в нашей стране.

Из многолетней практики работы правоохранительных органов мы можем утверждать: в «театральном» деле следователи будут применять те же юридические техники создания состава преступления, как и в типовом деле с участием предпринимателя, воспользовавшегося господдержкой, или директора образовательного учреждения, который потратил выделенные деньги на нужды организации. Практики криминализации таковы, что преступлением правоохранители могут посчитать даже те траты, которые осуществлялись в соответствии с общим смыслом государственного финансирования, но с нарушением отдельных требований к порядку распоряжения этими средствами. Конкретные обстоятельства, социальный статус обвиняемых, квалификация по статье могут отличаться в отдельных уголовных делах. Что объединяет подавляющее большинство уголовных дел в хозяйственной сфере, так это отсутствие у следствия интереса к мотивам совершения тех либо иных поступков и к оценке реального ущерба, причиненного обществу, организации или гражданину.

Правоохранительные органы работают не в безвоздушном пространстве. Они, по идее, обеспечивают безопасность нас с вами и преследуют за те деяния, которые обществом объявлены преступными. Согласны ли мы с тем, что бюджетные деньги должны расходоваться строго по правилам? Вероятно, да. Но должно ли нарушение этих правил, если средства были израсходованы в соответствии с целью, на которую были выделены, считаться именно преступлением (а не административным правонарушением, например)? Это самый главный вопрос к делу Серебренникова и ко множеству аналогичных дел.

Отход от формальных правил и процедур является распространенным явлением как в бизнесе, так и в других сферах – образовании, искусстве. Такому положению вещей способствуют большие издержки на соблюдение правил, конфликт между формальными ограничениями и содержательными целями, на которые должны расходоваться общественные деньги. В настоящий момент любую деятельность невозможно вписать в регуляторные требования. Правоохранители давно научились возбуждать уголовные дела о «преступлениях», имеющих мало общего с общественно-опасным поведением и являющихся следствием избыточного регулирования, навязанного государством.

Для обвинения по экономической статье нет большой разницы в юридических техниках и приемах создания уголовного дела, чем бы оно ни было мотивировано: «палочной» системой, политическими мотивами или коррупционными интересами. Поэтому в статусе обвиняемого рано или поздно может оказаться любой экономически активный человек.

Типичными являются и способы построения дела. Во-первых, это досудебное заключение бухгалтера и директора, которых в силу их должностного положения легко поймать за руку и склонить к признанию вины. Такой прием характерен для Москвы, где практика заключения под стражу по экономическим делам распространена наиболее широко по сравнению с другими регионами. Доля обвиняемых в мошенничестве, выполнявших управленческие функции в организации и находящихся в сизо до суда, в Москве составляет 35,2%, в Московской области – 17,3%, в среднем по России – 8,8%. Во-вторых, важным условием производства уголовного дела является нахождение в статусе свидетеля других потенциальных фигурантов и получение от них информации без возможности отказа от дачи показаний по 51-й статье Конституции (дающей право не свидетельствовать против себя и своих близких). При отказе же от содержательного сотрудничества со следствием свидетелю всегда можно пригрозить тем, что он перейдет в категорию подозреваемых.

Задачей уголовного регулирования является защита общества и граждан от поведения, наносящего им существенный вред. Криминализируя обычную хозяйственную деятельность, правоприменитель переопределяет задачи уголовного закона, имитируя его исполнение, так как, по сути, наказывает за полезную, созидательную деятельность без оглядки на ее фактические результаты, но руководствуясь исключительно формальными критериями.

Полиция и следствие – это службы, обеспечивающие защиту от противоправного поведения. Когда они начинают преследовать людей за то, что не наносит обществу ущерба, – это сбой в их работе, на который можно и должно указывать. И дело «Седьмой студии» – повод для налогоплательщиков, на средства которых работают правоохранительные органы, оценить, насколько работа этих органов соответствует содержательному общественному интересу. Широкий протест против дела Серебренникова – это не стремление освободить кого-то от ответственности по закону, а требование вернуть в сферу правоприменения здравый смысл и понимание общественного интереса.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)