«Святые земли русской. Александр Невский

«Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке -
имели одну цель: сохранения православия как нравственно-политической силы русского народа.
Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства
совершилось на почве, уготованной Александром
».

Г.В. Вернадский

6 декабря (23 ноября по старому стилю) Церковь чтит память одного из самых известных и почитаемых святых земли русской - святого благоверного князя Александра Невского . Неустрашимый защитник своего отечества, премудрый полководец-победитель, тонкий дипломат и искусный правитель, и вместе с тем благочестивый христианин и смиренный молитвенник, сподобившийся перед кончиною великого ангельского образа, - так предстает перед нами образ святого русского князя, широко прославленного и в церковной, и в светской среде.

О великом князе Александре Ярославиче. Из Лицевого летописного свода

«Сей благоверный и благородный, Богом преукрашенный и похвал достойный, великий князь Александр Ярославич, восьмое колено самодержавного и равноапостольного царя и великого князя Владимира Святославича, просветившего Русскую землю святым крещением, от Рюрика же одиннадцатое колено, за многие и преславные добродетели снискал похвалу не только от людей, но и от самого Бога; ибо с юного возраста и от младых ногтей всякому делу благому был научен благочестивым своим отцом богомудрым и державным Ярославом Всеволодовичем, и святой своей матерью, боголюбивой великой княгиней Феодосией, нареченной в иночестве Ефросинией, которыми воспитан был во всяких добрых наставлениях. И вселился в сердце его страх Божий в стремлении к соблюдению заповедей Господних; ибо чтил он священнический и монашеский чин.


Всегда в юности своей он придерживался смиренномудрия и воздержания, хранил чистоту душевную и телесную, приумножал кротость и избегал тщеславия, много старания к этому приложив. Чревоугодие сдерживал, ибо знал, что плоти пресыщение разрушает целомудрие, и мешает бодрствованию, и другим добродетелям противостоит. В устах же его беспрестанно были божественные слова, услаждающие его больше меда и сот. Он читал их с усердием, и внимал им, и желал воплотить их в дела. Родные же его видели, что он преуспевает во всех добродетелях, и старались быть полезными, и старались всячески угождать Богу, видя, как он старался угодить Богу, и, горя божественным небесным желанием, он умалял перед людьми все доброе и честное в себе, и не выставлял напоказ душевного многоплодия своего. И от премногого своего смиренномудрия всячески скрывал многочисленные добрые дела свои.

Хотя и прославлен был от Бога честью земного царства и супругу имел и детей, но смиренную мудрость стяжал больше всех людей. Был он очень высок ростом; красотой лица был подобен Иосифу Прекрасному; сила же его была частью силы Самсона, голос же его звучал как труба в народе; храбростью он был подобен Римскому царю Веспасиану, сыну Нерона, который пленил всю землю Иудейскую, собрал полки свои и повелел приступать к городу Антипату (Иотапату). Горожане вышли и победили полки его; он один пошел против них, и повернул войско их к воротам городским, и дружине своей, посмеявшись, сказал: «Почто оставили меня одного»? Так и великий князь Александр Ярославич побеждал везде и не был никогда побежден.


Премного милостив был, как и богохранимый отец его Ярослав, во всем следуя по стопам его, он отдавал за пленников много золота и серебра, посылая к царю Батыю в Орду за русских людей, которые были пленены безбожными татарами. Он же выкупал их и избавлял от лютого рабства и от многих бед и напастей.

Сам же всегда был Богом храним и от всех врагов везде оставался невредим, и прославил его Господь своей милостью к нему. И был он всем врагам страшен и грозен, и повсюду при имени его трепетали. Мудрость же и острота его ума, как и Соломону, даны были ему Богом. Больше же всего чтил он правосудие, и бояр своих часто поучал притчами из Божественного писания, чтобы прежде всего вопрошали премудрости у Бога, и от пьянства удерживались, и сами пред Богом смирялись, и не забывали праведно судить, и не были бы пристрастны в пользу сильного, и не принимали бы мзду неправедную, и никого не обижали бы, но избавляли бы обиженных от рук обижающих, и больше положенного им ничего бы не брали, но довольны были бы оброками своими. И так много раз говорил, иногда устрашая властью своей, иногда же напоминая о вечном воздаянии, когда на Страшном суде Христос воздаст каждому по делам его. Бояре же и все люди, видя от Бога дарованную ему премудрость, не могли ничего ответить, но единодушно обещали делать так, как он повелевал им. И так мужественно и праведно правил дарованной ему Богом державой.

И слава о нем прошла по многим дальним странам, и многие стремились увидеть его. И еще тогда повсюду был слух о том, что безбожный царь Батый по Божьему попущению много зла сотворил великой земле Русской. А там, где сей блаженный Александр с отцом своим Ярославом правили, в Великом Новгороде, туда дойти нечестивым помешала некая сила божественная и не дала им даже приблизиться не только к землям Великого Новгорода, но и к другим землям, где приходилось им тогда бывать и сражаться с ненавистными врагами - литовцами и немцами. И везде по Божьему попущению не воевали против них жестокие эти татары».

Житие Александра Невского

Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 30 мая 1220 г. в го­ро­де Пе­реяслав­ле-За­лес­ском. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича от торопецкой княжны Ростиславы, во крещении Феодосии. С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. По обычаю того времени, на четвертом году своей жизни он принял воинский постриг от суздальского епископа Симона, который был совершен над ним в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля. Обряд происходил следующим образом. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня - это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно - лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

На­чи­на­лось са­мое труд­ное вре­мя в ис­то­рии Ру­си: с во­сто­ка шли мон­голь­ские ор­ды, с за­па­да на­дви­га­лись ры­цар­ские пол­чи­ща. В этот гроз­ный час Про­мы­сел Бо­жий воз­двиг на спа­се­ние Ру­си свя­то­го кня­зя Алек­сандра - ве­ли­ко­го во­и­на-мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и стро­и­те­ля зем­ли Рус­ской.

«Черные годы» - вот точное название той эпохи в истории Русской земли. После ураганного нашествия монголо-татарских одр Батыя в 1237-1240 годах, когда была перемолота русская сила и подверглись разорению десятки городов, начала складываться система тяжелой зависимости от ордынских завоевателей, державшаяся на страхе перед новыми вторжениями. Новгородские и псковские земли, к счастью, избегли опустошительного разгрома. Но они испытывали сильнейший натиск со стороны шведов, немцев, литовцев.

Русь превращалась во второразрядный регион Восточной Европы, слабела, раскалывалась на множество маленьких и немощных в военно-политическом отношении княжеств. От окончательного распада и гибели ее спасли усилия немногих самоотверженных, одаренных и прозорливых личностей, совершенные не без помощи Отца Небесного. Из них наиболее известен Александр Ярославович, прозванный Невским.

В 1227 г. князь Яро­слав по прось­бе нов­го­род­цев стал кня­жить в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он взял с со­бой сы­но­вей, Фе­до­ра и Алек­сандра.

В 1228 году семилетний Александр был оставлен вместе со старшим братом Феодором и опытными управленцами, боярином и тиуном, в Новгороде Великом - как официальный представитель отца. С 1236 по 1240 год Александр Ярославович непрерывно княжил в Новгороде, выполняя волю отца. На плечи князя Александра легла огромная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей. А те, надеясь воспользоваться сложным положением Руси, усилили нажим на новгородчину.

Летом 1240-го шведская флотилия во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля Эрика XI Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. С ними прибыло католическое духовенство - некие «пискупы», а также ополчение финно-угорских народов сумь и емь. Житийная повесть сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ. И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним песнотворца, который сказал: «Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо».

С неболь­шой дру­жи­ной князь по­спе­шил на вра­гов. Но бы­ло чуд­ное пред­зна­ме­но­ва­ние: сто­яв­ший в мор­ском до­зо­ре во­ин Пелгусий, во святом крещении Филипп, ви­дел на рас­све­те 15 июля ла­дью, плы­ву­щую по мо­рю, и на ней св. му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в баг­ря­ных одеж­дах. Алек­сандр, обод­рен­ный вышним видением, му­же­ствен­но по­вел свое вой­ско на шве­дов. «И бы­ла се­ча ве­ли­кая с ла­ти­ня­на­ми, и пе­ре­бил их бес­чис­лен­ное мно­же­ство, и са­мо­му пред­во­ди­те­лю воз­ло­жил пе­чать на ли­цо ост­рым ко­пьем». За эту по­бе­ду на ре­ке Неве, одер­жан­ную 15 июля 1240 г., на­род на­звал св. Алек­сандра Нев­ским.

Победа принесла Александру Ярославовичу громкую славу, но в том же году, поссорившись с новгородцами, он был вынужден покинуть город с семьей и дружиной. Горожане сказали ему, как говорили многим князьям до него: «Вот тебе, князь, путь чист!» А он ответил им: «Гоните меня? Как понадоблюсь - не зовите!»

Слова несправедливо обиженного князя оказались пророческими: не прошло и года, как новгородцы, встревоженные близкой угрозой со стороны немецких рыцарей, посылали уже вторичное посольство, умоляя Александра вернуться и встать на их защиту.

Новому посольству придали особую солидность: с ними поехал архиепископ Новгородский. Сам факт его присутствия среди вечевых дипломатов показывает: Господин Великий Новгород стоит на краю бездны и уповает: не умолят о помощи его посланцы, так хоть глава духовенства усовестит братьев-православных.

Отец призвал к себе сына для тайного разговора. После этого молодой полководец скрепя сердце согласился и получил от отца в помощь владимиро-суздальскую дружину во главе с младшим братом -князем Андреем Ярославичем. В 1241 году Александр въехал со всею ратной силой в Новгород, и «рада быша новгородцы», измученные беспощадным врагом.

В 1241 г. мол­ние­нос­ным по­хо­дом св. Алек­сандр вер­нул древ­нюю рус­скую кре­пость Ко­по­рье, из­гнав ры­ца­рей. В 1242 г. зи­мой он осво­бо­дил Псков, а 5 ап­ре­ля, на праздник похвалы Пресвятой Богородицы - «Взбранной Воеводы» всех православных воинов, дал Тев­тон­ско­му ор­де­ну ре­ши­тель­ное сра­же­ние на льду Чуд­ско­го озе­ра. Кре­сто­нос­цы бы­ли пол­но­стью раз­гром­ле­ны. Имя св. Алек­сандра про­сла­ви­лось по всей Свя­той Ру­си.


Своими двумя победами князь Александр Невский не только спас Северную Русь от покорения ее чужеземцами, но определил ее дальнейшую судьбу. Новгород не был оторван от других частей Руси, и Православие в нем было утверждено на будущие века.

Если в отношении западных завоевателей князь Александр Невский был непоколебим, то в отношении татар он считал необходимым вести мирную политику, чтобы не подвергать страну новым опустошениям. Когда после смерти своего отца в 1247 году он стал великим князем и был вызван ханом в Орду, он испросил на поездку благословение митрополита Кирилла и дал обет стоять за православную веру. В Орде он не поклонился кумирам и должен был совершить далекий путь в Монголию к великому хану. Когда татары потребовали от великого князя Александра поклонения огню и идолам, он ответил: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Я покланяюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю». Но, ходатайствуя за свою землю, воздал честь самому хану, как могущественному царю земному, и сумел добиться для Руси различных льгот. Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: «правду говорили мне, что нет другого подобного Князя» и отпустил в Русь с великой честью».

Вот как описывается это событие в Лицевом летописном своде Ивана Грозного.

«В то же лето (1247 год) злочестивый царь Батый слышав богохранимаго великаго князя Александра благородное мужество и непобедимую храбрость, многочисленные его славные победы над противниками, и послал к нему своих послов, говоря: «Известнейший среди русских государей князь Александр! Знаю, известно тебе, что покорил Бог мне многие народы, и все повинуются моей власти, и из всех один ты не желаешь покориться моей силе? Подумай, если хочешь сохранить свою землю невредимой, поторопись немедленно прийти ко мне, увидишь ты славу и честь моего царства, а для себя же и своей земли полезное приобретешь». Богомудрый же великий князь Александр рассудил, что святой его отец Ярослав не ради временного царства пошел в Орду и там отдал свою жизнь за благочестие и за всех своих людей, и этим приобрел себе Небесное Царство. Так и блаженный Александр уподобился благой ревности благочестивого своего отца и решил идти в Орду ради избавления христиан. И пришел он в славный город Владимир с большим войском; грозно было его пришествие, о котором тогда дошла весть и до устья Волги, его грозностью жены моавитян пугали своих детей, говоря: «Молчите, вот придет великий князь Александр». Не медля, лишь немного там пробыв и взяв у епископа Кирилла благословение, устремился в путь.

И пришел к царю Батыю, и везде благодать Божья освящала его. Царь же Батый, увидев его, удивился и сказал своим вельможам: «Воистину говорили мне, что нет подобного этому князю» и оказал ему почести, многими дарами одарил князя. Так Бог оберегает Своих избранных, что и нечестивым вкладывает в мысли, чтобы они стыдились и почитали их.

Потом же отправил князя с его братом Андреем Ярославичем к хановичам».


В вопросах веры великий князь также был непоколебим и перед послами папы Иннокентия IV, которые в 1251 году пытались убедить великого его подчиниться римскому престолу, ссылаясь на то, что будто бы его отец обещал это сделать. Но он отверг предложение и сказал, что наставлен в правой вере и их учения не примет.

Житийная повесть сообщает: однажды пришли к нему (Александру Ярославичу) послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших -Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян сквозь море, от исхода сынов израилевых до смерти Давыда царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и до Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого собора и Седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

По возвращении на Русь великий князь Александр начал восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Ему пришлось вести борьбу с западными соседями - литовцами, которые были язычниками. Благодаря его трудам, христианство проникло в пределы, населенные литовскими племенами, и там утвердилось русское влияние. По отношению же к своим собратьям он отличался особым долготерпением и всегда избегал пролития христианской крови. Какая бы вражда не связывала его с князьями-соперниками, он не поднимал против них оружия и не собирал полки.

Во время одной из поездок к Батыю св. князь обратил ко Христу ханского сына Сартака, став его побратимом. И поскольку Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями - это способствовало объединению Руси под единой властью Великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства. Мирные отношения с ханом привели к тому, что в 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Тем самым открылась эпоха великой русской христианизации языческой Евразии. Впоследствии, после освобождения от ига, немало татарской знати приняло Православие и положило начало знаменитым дворянским родам в Российской империи.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, призывая «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святому князю Александру опять предстояло ехать в Орду, чтобы умилостивить хана и спасти Русь от возмездия татар за поднятое восстание. Мирный договор был заключен, но на обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел: по некоторой версии, его тайно отравили татары. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре сорокатрехлетний князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».


Житийная повесть про Александра Ярославовича рассказывает о посмертном чуде, которое совершилось при его погребении: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирил митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится такому чуду, ведь тело душа его покинула и везли его из дальних краев в зимнее время. И тако прославил Бог угодника своего».

Библиотека Русской веры
Поучение на память св. благоверного князя Александра Невского. Великие Минеи Четьи →

Тропарь и кондак святому Александру Невскому

Тропарь, глас 4.

Яко благочестиваго корене, пречестная отрасль бысть блаженне Александре, яви бо тя Христос русстей земли новаго чудотворца, яко некое сокровище преславно и Богоприятно. Тем днесь сошедшеся верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго ти благодать исцелением. Его же моли сохранити град сей, и державе сродник Твоих, еже богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 8.

Яко звезду тя возсиявши русстей земли днесь почтем. Всю бо страну сию чудесы и добротою обогатив, просвещаеши верою чтущих память Твою, Александре блаженне. Тем вопием ти людие твои суще, моли Христа Бога спасти отечествие твое, державу русских князей, и всех притекающих к раце мощей твоих, и верно вопиющих ти, радуися граду нашему заступление.

Библиотека Русской веры

Храмы на Руси во имя святого благоверного князя Александра Невского

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.


Благовещенский собор Московского Кремля

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954-1975 гг., памятникам XVI-ХVII вв. был возвращён предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.


Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Посмертное прославление святого благоверного князя Александра Невского

Уже в конце 13 века началось народное почитание Александра Ярославовича. Тело его упокоилось во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре. Эта обитель долгое время считалась «первой по чести» среди монастырей Северо-Восточной Руси. В 1280-х годах рождается «Повесть о житии и о храбрости благоверного великого князя Александра Невского, впоследствии она стала чрезвычайно популярной и вошла в состав русских летописей. Великий князь московский и Владимирский Дмитрий Иванович, прозванный Донским за победу на Куликовом поле, осенью 1380 года перенес мощи Александра Невского в особую гробницу внутри того же владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Когда мощи открывали, обрели их нетленными. В конце 15 столетия мощи пострадали от пожара.

Святой Александр Невский, с житием. Конец XVII в. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва
Александр Невский, со сценами жития. Начало XIX в. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

26 февраля 1547 года при митрополите Макарии на церковном соборе в Москве произошло официальное общероссийское прославление Александра Невского в лике святых. Тогда же был установлен особый день памяти - 23 ноября. Канон святому составил владимирский инок Михаил.

Петр 1 велел перевезти мощи Александра Невского в новую столицу. На протяжении 1723-1724 годов они хранились в Шлиссельбурге, а затем нашли окончательное пристанище. Им стала Петербургская Александро-Невская обитель. Перенос гробницы и мощей святого Александра Невского совершился 30 августа1724 года. В 1725 году был учрежден орден святого Александра Невского, ставший одной из высших наград Российской империи.

Высшее покровительство князя Александра Невского

На протяжении всей русской истории у святого защитника нашего государства русские воины просили помощи накануне самых опасных сражений. Так, в 1380 году перед Куликовской битвой победе предшествовало следующее чудо. Пономарь, благоговейно служивший при обители Рождества Богоматери, сподобился особенного видения: ночью, накануне битвы с Мамаем, стоял он на молитве в притворе церковном и со слезами молил Господа и Его Пречистую Матерь об избавлении от иноплеменных, призывая на помощь и витязя Невского, присного предстателя и заступника своего народа. Вдруг видит он: у гробницы св. Александра сами собой зажглись свечи, два боголепных старца вышли из алтаря и, приблизившись к гробнице св. ратоборца, сказали: «Княже Александре! Восстани и помоги правнуку твоему Димитрию, одолеваемому иноплеменными». Тогда св. Александр восстал как бы живой из гроба, и все трое скрылись от удивленных взоров смутившегося служителя церкви. На следующее утро при содействии св. Александра была первая великая русская победа против татарских полчищ.

Подобным образом была оказана помощь и в 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет Гирея. В 1812 году, во время Бородинского сражения, и в 1941 году, когда немцы подходили к Москве, так же усердно прибегали в молитвах именно к святому Александру, как к великому русскому воеводе. Следует отметить, что переломный момент в знаменитой битве под Москвой, решавшей тогда судьбу всего русского народа, пришелся как раз на день памяти ее святого полководца: так, 5 декабря войска Калининского фронта (генерал-полковник И. С. Конев), а 6 декабря - Западного (генерал армии Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронтов (маршал С.К. Тимошенко) перешли в контрнаступление против фашистской Германии.

Известный русский историк Н.М. Карамзин писал, что русские люди включили Александра Невского в лик своих ангелов-хранителей: он всегда почитался как одна из величайших фигур в истории Руси.

Александр Ярославович тем славен, что принял русский корабль полуразбитым, крепко сидящим на подводных камнях, с пробоинами в бортах, и честно потрудился ради его спасения. Не покладая рук откачивал воду, латал дыры, отбивался от мародеров, стоя по колено в ледяных водах. Притом не превратился в кровожадного зверя, к чему склоняли суровейшие условия, в коих ему пришлось осуществлять свою власть, а остался истинно христианским государем.

И что же?

Корабль не пошел ко дну. Вот главный итог!

Корабль сошел с камней и медленно-медленно, под одним парусом, где раньше было три, и с десятком гребцов, где раньше сидело полсотни, но все-таки продолжил плавание.

А потому - низкий поклон государю Александру Ярославичу, честному русскому человеку, принявшему на плечи тяжкое бремя и ответственно пронесшего этот груз до последнего срока, пока Сам Бог не освободил князя от тягот. Он свое дело сделал как надо. Низкий поклон!

Примечание: Курсивный текст - дословно по книге Дмитрия Володихина «Александр Невский».

(новый стиль).

Преподобный Сергий имеет особую благодать помогать в молитвах о даровании смирения, укрощении гордыни, самомнения, кичливости. Ему молятся о умственной развитии детей, помощи в учении, о сохранении жизни воинов во время войны.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

В истории государства Российского можно отыскать множество величайших деятелей, оставивших свой след и сыгравших большую роль в его становлении и развитии. Благоверный великий князь Александр Невский - один из них. Личность этого прославленного в веках человека до сих пор вызывает разнообразные споры и противоречия у историков. Тем более само время, в которое он жил, очень этому способствовало.

Житие Александра Невского: краткое содержание

13 мая 1221 года в семье великого князя Ярослава Всеволодовича родился второй ребёнок, которого назвали Александром. По некоторым источникам датой рождения является 30 мая 1220. Судьба уготовила юному княжичу яркую и достойную жизнь , навсегда вписанную в историю и память людей.

Детства мальчик был лишён рано - уже в 9 лет он, вместе со старшим братом, воссел на княжеский престол Великого Новгорода. А уже через три года, после смерти Федора Ярославовича, остался его единоличным правителем , так как отец через некоторое время уехал, чтобы сесть во главе Киева.

В 1239 году взял в жёны полоцкую княжну, подарившую ему пятерых детей:

  • Василия (1245−1271);
  • Дмитрия (1250−1294);
  • Андрея (1255−1304);
  • Даниила (1261-1303);
  • Евдокию.

Военные походы и сражения

К тому времени, на которое приходятся годы правления благоверного князя, на исконно русских землях сложилась довольно трудная политическая ситуация. На востоке набирала мощь и уничтожала все на своём пути монгольская орда. На западе зародилась другая угроза - рыцари-крестоносцы, которые также выдвинулись на завоевание новых просторов с благословения папы римского. Кроме этого, не прекращались и междоусобные войны между соседними княжествами за верховную власть. Все это пришлось регулировать юному князю Новгородскому.

Александр Ярославович принимал участие в военных походах с самого раннего возраста. Сначала сопровождал батюшку, затем уже самостоятельно в качестве прославленного полководца. Известнейшие сражения:

  • 15 июля 1240 - Невская битва. Именно благодаря ей имя князя вошло в историю с нарицанием «Невский». На берегах реки Невы военачальник, которому не было ещё и 20 лет, остановил нашествие шведов, идущих на захват Пскова и Новгорода. Но несмотря на блестящую победу и освобождение от врагов, новгородцы подняли бунт, и Александр был вынужден покинуть город. Однако уже через год город захватил Ливонский орден, и князя вновь попросили о помощи.
  • 5 апреля 1242 - Ледовое побоище на Чудском озере, где была полностью разбита армия ливонцев. Эта битва имела очень важное значение - с орденом заключили окончательное перемирие и полностью избавились от опасности его вторжения на Русь.

Рассказы об этих событиях можно найти не только в «Житие святого Александра Невского», но и в западных летописных хрониках .

Политическая деятельность князя

Годы правления Александра Ярославовича можно разделить на несколько периодов:

  • 1236−1240, 1241−1252, 1257−1259 - князь Новгородский;
  • 1249−1263 - великий князь Киевский;
  • 1252−1263 - великий князь Владимирский.

За время княжения Александр показал себя не только храбрым воином, но и очень ярким и дальновидным политиком. Он осознавал, что власть невозможно удержать только лишь военными действиями с западными колонизаторами. Существовала ещё и восточная угроза. Тут он руководствовался совершенно противоположными взглядами .

Он неоднократно наведывался с мирными переговорами в Орду, результатом чего стало восшествие в 1249 году на трон в Киеве, а его брата, которого звали Андрей - во Владимире. Правда, в 1252 году ему пришлось занять и владимирский престол после отречения правившего князя.

Подобной политики Александр придерживался все годы, которые пробыл у власти. Это вызывало много вопросов и неприятия, так как большинство не понимали и не принимали постоянных дружеских визитов к татаро-монголам.

Тем не менее именно такая линия поведения была наиболее результативной для того времени. Несмотря на явный полководческий талант и ряд выигранных сражений, приоритетным направлением для князя было мирное урегулирование конфликтов. Именно из этих соображений он наносил дружеские визиты ордынским ханам и шёл на уступки в их требованиях. И хоть приходилось по-прежнему выплачивать дань, это способствовало спасению Руси от разорительных набегов.

Смерть Алескандра Невского

Умер князь в довольно молодом возрасте - в 42 года. Отправившись в Орду для урегулирования очередного спорного вопроса, Александр тяжело заболел и, вернувшись на родину, так и не оправился от недуга. Перед смертью, которая наступила 14 ноября 1263 года, он успел принять монашеский обет под именем Алексий. Первоначально могила располагалась во Владимирском Рождественском монастыре, где он был похоронен.

Оценка личности в истории

Кто такой этот князь, кратко было рассмотрено выше. Он оставил неизгладимый след в отечественной истории благодаря своим личностным качествам и характеру, несвойственным для его современников. Это же стало и причиной неоднозначного отношения к его поступкам и действиям в последующие столетия.

Существует три различные позиции, с которой рассматривается Александр Ярославович Невский:

  1. Церковная, согласно которой священнослужители безоговорочно признают и восхваляют святого как выдающегося представителя своего времени, внёсшего огромный вклад в возрождение, развитие и становление Российского государства.
  2. Евразийская, которая делает упор на беспрецедентные отношения великого князя с татаро-монгольской ордой, что способствовало слиянию двух таких непохожих культур.
  3. Критическая, последователи которой не признают заслуги полководца и видят только отрицательные стороны его правления. Её возникновение связано с разнообразными версиями описания жития святого и противоречивой информацией, что натолкнуло историков на мысль об искажении реальных фактов и их преувеличении или преуменьшении. По мнению последователей этой версии, именно правление Невского стало толчком к дальнейшему развитию и укреплению деспотической власти будущих повелителей.

Канонизация святого

В годы княжения Александр Невский являлся одним из покровителей православной церкви. Он никогда не жалел средств на строительство и благоустройство храмов, украшая их разнообразной утварью и литературой. Он же стал учредителем православной епархии в мусульманской Орде.

Князя стали почитать как святого сразу после кончины ещё его современники. В Житие есть свидетельство о настоящем чуде, произошедшем во время погребения. Во-первых, до самого момента захоронения тело князя не подверглось никаким изменениям. И, во-вторых, во время вкладывания ему в руку последнего напутствия он сам, как живой, протянул её и взял грамоту. Это было расценено как знак почитания Господом своего угодника.

Позднее было составлено житие благочестивого князя, которое подвергалось на протяжении последующих веков неоднократной переработке. Всего насчитывают около 20-ти его версий.

Официально церковь канонизировала Александра Невского в 1547 году во время царствования Ивана Грозного. При этом прославлялись не только его человеческие качества, но и ратные подвиги во имя отчизны.

Все это время мощи святого находились в месте его погребения в монастыре Владимира. И накануне наиболее значимых и решающих сражений полководцы обращались к ним с молитвой о помощи и защите в предстоящем. При этом им являлся или образ самого святого, или происходило какое-либо чудо, которое расценивалось как знак благословения и грядущей победы. Все чудеса исправно фиксировались летописцами.

С приходом к власти Петра Великого начался новый период в почитании святого. Он считал себя преемником великого военачальника в борьбе с западным агрессором в лице Швеции. И после блистательной победы над шведами в 1723 году он распорядился переместить мощи благоверного князя в Александро-Невскую лавру, специально для этого выстроенную по приказу царя в новой столице. Процессия должна была прибыть на место к началу осени, но из-за различных задержек в пути это произошло лишь 1 октября в Шлиссельбург. Было решено оставить мощи в местной церкви на год.



В Санкт-Петербург тело святого было перемещено 30 августа 1724 года. Сам Петр Первый лично принимал участие в торжественной церемонии и управлял галерой, на которой перевозились останки. Именно этот день был установлен главным днём памяти святого.

В настоящее время церковь отмечает дни празднования святого Александра Невского несколько раз в год:

  • 23.05 (05.06);
  • 30.08 (12.09);
  • 23.11 (06.12).

В настоящее время среди православных верующих икона Александра Невского пользуется огромной популярностью и относятся к ней с большим почитанием. В своих молитвах страждущие обращаются к святому с разнообразными просьбами о помощи, о придании мужества и защите своего Отечества от врагов. Это покровитель всех воинов, именно к нему обращаются матери, ждущие своих сыновей из армии.

Образ Невского в искусстве

Одним из интересных фактов является то, что подлинного изображения, запечатлённого на холсте при жизни великого князя, не сохранилось. Его образ собирался из различных источников и описаний XIII столетия, что нашло своё отражение в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе. Самый известный портрет Невского написан с актёра, сыгравшего роль в одноимённом фильме Сергея Эйзенштейна. Он же взят как прообраз для ордена имени знаменитого полководца.

Кроме этого, в его честь названы улицы и площади во многих городах России, установлены памятники и монументы. Благоверному князю посвящены храмы на просторах постсоветских республик.

Несмотря на такую противоречивую характеристику, имя святого по праву заняло своё место в памяти потомков. И у многих не возникает никаких сомнений, почему оно пережило века и так прославилось.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа Рассказовского района

Нижнеспасский филиал

Классный час для обучающихся 3-4 классов
на тему:

«Александр Невский
и
Сергий Радонежский –
святые заступники земли Русской»

Автор-составитель:
Филозоф Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
стаж работы -32 года
первая категория
8(47531)68153

c. Нижнеспасское

2014г.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В. А. Сухомлинский

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. В современном мире в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Поэтому особое внимание в первые годы обучения я уделяю формированию таких понятий, как: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное.
Формирование менталитета, мировоззрения современного подрастающего поколения определяется постижением таких идей, как дух русского народа, особенности русской нации, её место в мировой истории, её будущее слово.
Среди замечательных качеств нашего народа – доброта, духовность, отсутствие национально - эгоистических интересов, великодушие, широта натуры, разносторонняя одарённость, терпение, сверхнапряжение в труде, вольность, свободное искание правды, чувство Родины, самокритика, обострённое осознание личности, религиозность.
Лучшие национальные качества русского народа – это питательная почва нравственного чувства подрастающего поколения, путь обретения специфических свойств национальной русской духовности.
Велик ряд имён выразителей русской души – это и великие поэты – классики (А. С. Пушкин, Ф. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и др.), и великие подвижники, причисленные к лику святых (Сергий Радонежский, Серафим Соровский, Иосиф Волоцкий, Матрона Московская и др.), и великие правители и полководцы (князь Владимир, Александр Невский, Пётр Первый, Суворов и др.). Примеры жизни и подвига этих людей помогут учащимся разобраться в сложном, а, порой, и противоречивом мире русской души, сделать свой жизненно важный выбор подобно тому, как совершали его наши предки и тысячу, и пятьсот, и пятьдесят лет назад.
Свой классный час я посвятила Александру Невскому и Сергию Радонежскому, людям, которые защищали Россию в тяжелые годы княжеских междоусобиц, шведского вторжения, польской интервенции.
Тема занятия:
«Александр Невский и Сергий Радонежский – святые заступники земли Русской»

Цель: воспитание чувства любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся деятелям Российского народа.
Задачи:
- воспитывать духовно – нравственные ценности у школьников.
- формировать чувства гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;
- побуждать ребят проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России;
- расширять представления детей о православных традициях.
Оборудование: компьютер, экран, слайдовая презентация.

Ход проведения
Из века в век
Ваш ясный свет
Сияет над Россией.
Ваш образ пресвятой
Живёт в сердцах людей.

Учитель. В русской истории много достойных личностей, которыми мы можем гордиться. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника».
- Ребята, а кого называют «праведник»?
Праведник - такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле, к которым мы должны относиться с особым трепетом. Православная Церковь свято хранит о них память, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы поговорим о двух великих подвижниках Русской земли, это Александр Невский и Сергий Радонежский.
Ведущий 1. Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславе – Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был кротким, милостивым и человеколюбивым князем. Мать святого Александра, Феодосия, - рязанская княгиня, обладала добрым и тихим нравом. Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Княжича посадили на коня, опоясали мячом, в руки дали лук со стрелами. С этого дня стали обучать его воинскому искусству.
Ученик.
Науке ратной –
Как вести сраженье,
Искусству
Благотворного княженья
Учился Александр
От юных лет.
Пригож лицом,
К тому ж плечистый, рослый.
Душевным отличался благородством.
Ведущий 2. Но не только ратное дело постигал юный князь, учили его также письменности и счету. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. А отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.
Ведущий 3. Когда Александру было около 20 лет, его отец уехал по делам, а в Новгороде (где он тогда правил) оставил Александра. В это время правитель Швеции Биргер пришёл с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал сказать Александру: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». У Александра была маленькая дружина, но дожидаться помощи от отца он не стал и выступил в поход.
Ведущий 1. Князь Александр собрал свою дружину и пошёл помолиться в церковь. Ободрённый духом, он вышел из храма и сказал своей дружине и всему народу: «Нас немного – но не в силе бог, а в правде».
5 июля русские войска подошли к реке Неве и ударили. Русская дружина теснила врага, который не мог прийти в себя от неожиданности. Победа была решительной.
Ученик 1. Шведский лагерь у реки,За туманом скрылся.Александр привёл полки,Ночью затаился.Утром, только рассвело,Залетали стрелы.Зря вас, шведы, занесло,В русские пределы.
Ученик 2. Сто приплыло кораблейИ пять тысяч войска.Только русской нет сильнейДоблести геройской.Шли в атаку с трёх сторонРусские дружины.Враг к Неве был оттеснёнНатиском лавины.
Ученик 3. Некто дрался, топоромЛишь вооружённый.Причинив большой урон,Пал, копьём сражённый.Александр копьём досталБиргера в забрало.Клич победный прозвучал:Александру слава!
Ученик 4. Пал подрубленный шатёр.Рыцарские флагиПовалились. Как костёр,Загорелся лагерь.Кто-то въехал на коне,На корабль шведский.Сжёг флот вражеский в огнеАлександр Невский.
Ученик 5. Темнота убереглаРыцарей остатки.Невским нарекла молваКнязя после схватки.
Ведущий 2. За победу на реке Неве народ прозвал князя Александра - Невским.
Сначала новгородцы очень уважали своего князя, но со временем они перестали его слушаться, и Александр Невский уехал в Переславль – Залесский. А в это время к Новгороду приближалось войско немецких рыцарей. Новгородцы испугались, что рыцари завоюют их город, и попросили князя Александра защитить их. Александр Невский простил новгородцев, потому что был очень милостив, и пошёл со своей дружиной на немцев. Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: Ледовое побоище.
А как отпрянули морозы, Апрельским незабвенным днем Он смело встретил крестоносцев На славном озере Чудском.
Ведущий 3. 5 апреля 1242 года, на восходе, русские воины увидели движущееся на них острым клином немецкое воинство. Рыцари врезались в русскую рать, и тут же русские плотно окружили немецкий клин. Стали поражать немцев со всех сторон, боевой порядок немцев нарушился. Лёд стал красным от пролитой крови.
Ученик 1. Под натиском мечей булатных, Рассыпался хваленый клин. Помчались рыцари обратно, И треснул лед на сотни льдин.
Ученик 2. Не вынес тяжести доспехов, И в кровь окрасилась вода. Но прежде чудь в зверином мехе, Бежала с криком кто куда.
Ученик 3. А храбрый князь, вложив меч в ножны, Снял шлем и воинству сказал: «Никто нас одолеть не сможет, Коль Вера пламенем в глазах!
Ученик 4. За Православие родное, Из года в год, из века в век, Мы станем намертво стеною, Пока жив русский человек!»
Ведущий 1. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли.
Ведущий 2. Нелегко жилось на Руси. В то время Русь находилась под властью монголо - татаров. И вот князя Александра вызвали на поклон татарскому хану. Святой Александр Невский решил держать мир с монголами, потому что понимал: всякое сопротивление им в то время могло погубить Русь. Он решил всё вытерпеть, но спасти Русскую землю. Когда благоверный князь приехал к хану, то ему велели поклониться идолам. Но святой Александр сказал: «Я христианин и не буду им поклоняться». За такой отказ хан обычно убивал людей, но тут он принял святого князя Александра и даже впоследствии сделал его великим князем. С этого времени и до конца своих дней святой Александр Невский все свои силы отдавал Родине.
Ведущий 3. В 1263 году по дороге от хана благоверный князь Александр умер. Перед смертью он принял монашеский постриг. Когда благоверный князь представился, то митрополит Кирилл сказал: «Закатилось Солнце земли Русской!» .
Ведущий 1. Его кончина воспринималась как национальная трагедия. При отпевании свершилось чудо: когда усопшему начали укладывать в гроб разрешительную молитву, он сам протянул за нею руку и опять сложил руки на груди. Это событие и положило начало посмертному почитанию князя Александра Невского.
Ведущий 2. В 1724 году по повелению Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, для утверждения новой столицы, основанной на берегу Невы, где святой витязь славил Русь своими победами. Мощи были установлены в Александро-Невской лавре. Здесь они покоятся и поныне, являя по вере и молитвам чудеса.
Россияне помнят заветы князя Александра и чтят его как великого защитника Руси.
Ученик 1. Над Псковом, Новгородом, над Невою Летает, Князь, теперь твоя душа Перед свечой склоняюсь головою, Когда в твой Храм вхожу я не спеша. Ученик 2. Закрыв глаза, мне кажется, я слышу, Могучий голос, вижу стройный стан Потом, пройдя к твоей иконе в нишу, Стремлюсь понять, что - правда, что - обман. Ученик 3. Твоя Судьба прекрасна и жестока, Но помнит Русь короткий, славный путь, Твой трудный путь, с которого до срока, Пришлось тебе в бессмертие шагнуть.
Ведущий 1. Один из наиболее почитаемых русских святых - Сергий Радонежский. «Игумен земли Русской» - называют его в народе. Игумен - это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей.
Ведущий 2. Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. Его родители были глубоко верующие люди. При крещении он был наречен Варфоломеем. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так, уже с первых лет жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо.
Ведущий 3. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников.
Однажды отрок Старца встретил,И тот сказал: «Ты духом светел.Ты сможешь хорошо учитьсяИ перед Богом отличиться».
С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.
Ведущий 1. В 1328 году родители Варфоломея поселились поближе к Москве, в селение Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в глубоком лесу. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевской Лавре.
Ведущий 2. Варфоломей принял монашество с именем Сергий и два года провел один в лесу, претерпев много искушений и опасностей.
Ученик: Он стал отшельником, монахом;В лесу с ночным боролся страхом,Молитвой бесов прогоняя,Природу светом наполняя.С годами он в лесу прижился,С медведем даже подружился.Был сердцем чист, молился много.И этим угодил он Богу.
Ведущий 3. Слава о подвижнике распространялась, и к нему стали приходить люди, ищущие спасения в монашестве. Вскоре по просьбам учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Он избегал назидания, учительства. Он учил других примером своей жизни.
Ведущий 1.Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.
Ведущий 3. Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, которые и поныне пребывают в Троице-Сергиевской Лавре. В1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
Наш старец с жизнью посвящённой,
Во благо русской всей земли,
К святому лику приобщённый,
Остался вечно на Руси.
Ведущий 1. Деятельность преподобного Сергия имела огромное значение для Отечества: он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси.
Ученик. Вот Сергий – старец на исходе дней.
Остались в прошлом подвиги, затворы.
Мы жизнь его окидываем взором,
Хотим понять, что главным было в ней.
Упорный труд с зари и до зари,
Уклад простой, но чистый и суровый,
Он строил души и монастыри,
Чтоб на Руси звучало слово Божье.
Он веры протянул живую нить,
Чтоб примирить князей, объединить
Вокруг Москвы и нанести удар
И сбросить иго тяжкое татар
Давно нет старца на земле.
Рассветным сном окутаны просторы.
Ученик 2. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав ему победу.
Ученик 1. А Сергий в те часы уединился,
Пред Святою Троицей молился
Казалось, он следит духовным зреньем
За ходом величайшего сраженья.
Ученик 2. Храм наполняли свет и тишина.
Порою старец прерывал молитвы –
Погибших называл он имена
И тех, кто ранен был на поле битвы.
Ученик 3. Настало в битве страшное мгновенье:
Казалось, что не выдержат полки
Жестокой схватки и придут в смятенье,
Вновь одолевают русичей враги.
Ученик 4. Но выждав время, чтоб ударить в срок,
Из небольшой желтеющей дубравы,
Рубя врагов налево и направо,
Волынский вывел свой засадный полк, -
И силы свежие легко монголов смяли,
Те с поля боя в ужасе бежали.
Ведущий 2. Вот уже шестьсот с лишним лет русские православные люди молятся святому Сергию Радонежскому о себе и о России, просят помощи и заступничества. Вся его жизнь – это образец смирения, воздержания, терпения, трудолюбия, справедливости, нравственной чистоты и глубокой веры.
Ученик 1. Я низко кланяюсь Тебе,Заступник Земли Русской.В молитве светлой,О родной земле,С тобой соединюсь.Пусть процветает и живётВысоких дел искусство,Наполнит землю мудростьюВеликая Святая Русь.
Ученик 2. Святая Русь,Великая держава,Ты свет и мудрость,Ты душа моей Земли.Сынам твоим и дочерямНемеркнущая слава,Они любовь и знамя мира,С честью пронесли.
Ученик 3. Они Великим подвигомДорогу осветили,Своим примером,Указав на истину пути.Они Огонь в себе несли,Народу своему служили,Они пришли на Землю,Чтоб человечество спасти.
Учитель: Вот и подошла к концу наша беседа о великих людях – Александре Невском и Сергии Радонежском.
- Ребята, какими качествами обладали эти люди? Создайте их словесный портрет.
- А как вы думаете, какой подвиг совершили эти великие святые?
- О каком заступничестве идёт речь? За кого и как они могут заступиться?
Закончить наш классный час мне хочется такими словами:
Чтоб люди мира,К Вечности пути искали,В служении великомСвет и радость обрели,Сердца своиЛюбовью наполняли,И светлые сокровища душиВселенной принесли.

Литература:
Завадская Е. За землю русскую. / Малыш, 1987./
Тихомиров О.Н. Битва на Неве /Центр детской книги, 1993./
Романовский С.Т. Александр Невский /Детская литература, 2010./
Смольникова Е.И. Я иду на урок. /Москва, 2008./
Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха.
Борисов Н. С. И свеча бы не угасла Исторический портрет Сергия Радонежского.
Ермаков А. Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения
Жития Сергия Радонежского. Собрание текстов о Сергии Радонежском.
Интернет – ресурсы.

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки во 2 классе

Тема: Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Составитель: Гузь Наталья Викторовна

Учитель музыки первой категории

Цели: Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.

Задачи:

1. Образовательная : знакомство учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и литературы.

2. Воспитательная: патриотическое воспитание

3. Развивающая : развитие вокально-хоровых навыков

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский», Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский». А. Ермолов «Новый год»

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия),

ХОД УРОКА

I Организационный момент

Музыкальное приветствие (распевка «Здравствуйте»)

II Беседа о Святых земли русской.

Учитель: У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220-1263) и Сергию Радонежскому (1314-1392) - святым земли Русской.

Ребята, а вы можете мне рассказать о герое Александре Невском? (ответы детей)

Имя и дела замечательного полководца Александра Невского известны гораздо больше, чем тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако имя и того и другого на Руси произносят с гордостью и почтением. Православная церковь причислила благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образов новое осмысление.

Реально существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены в разделе не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как говорили раньше, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский:

Он чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом.

Родился князь Александр 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском, где княжил отец его Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. «Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего - Александра Македонского, и не просто читал - палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.

Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла»2.

Отроческие и юношеские годы Александра Ярославича протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже немецких феодалов.

После победы над шведами в 1240 г. (Невская битва) народ прозвал князя Александра Невским. А через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором и повествует кантата С. Прокофьева «Александр Невский».

Прошло много лет…

Как-то по пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину, Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную клятву) с именем Алексия.

Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г. после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра.

III Слушают С. Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»

Как звучала музыка?Какой характер звучания?

Как музыка передает нам образ героя Александра Невского?

Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада не просто рассказывает о событиях, а предстает перед слушателями темой Родины, выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми.

Строгая, размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских (альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования. Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами.

VI Картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский»

Что общего между репродукциями этих картин и музыкой С. Прокофьева?

Невский изображен на них как и в музыке мужественно и величаво.

Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть композиции триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой - воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наследным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского - олицетворением защиты. На втором плане - очертание Софии Новгородской - главной святыни северной Руси.

Контрастом этого образа становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова «Князь Александр Невский». Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией Матери, вокруг головы у него нимб - символ святости. От картины веет покоем и умиротворением.

Александ Невский был очень решительный человек. Мы с вами это услышим в музыке С. Прокофьева

V Слушают Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

Как звучала музыка? Какая была она по характеру?

К чему призывала нас эта музыка? К борьбе, к победе.

VI Беседа о Сергии Радонежском. Стр 44

Кто нибудь может рассказать мне об этом герое?

В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей. Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз. Слово «Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж - радостное место.

Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество.

М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею» изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы. После смерти родителей в двенадцати верстах от Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую историю.

Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к пустыннику и скоро стал ручным.

Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история Троице-Сергиева монастыря.

Он отвращал молитвой беды,

И в грозный час у Бога сил,

Дар силы, славы и победы

Стране родимой испросил.

Над Русью нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим долгом посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении личности Сергия в то время. Князь получил благословение3 святого на правую битву за землю и веру.

Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе».

VII Вокально-хоровая работа. Слушание песни «Новый год» муз Ермолова. Разучивание песни.