Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.
В первых сборниках «Дорога», «Загорье», «Сельская хроника» Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща-ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, «Ивушка», «Не стареет твоя кра-сота…»).
Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по-этическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз-говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардов-ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор-чества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоз-зренческих принципах, которые положены в основу образа ге-роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та-кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар-довского.
В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар-довского к жанру баллады («Отец и сын», «Баллада о товари-ще», «Баллада об отречении»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на-кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы-тия. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника». Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы — непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»).
Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период («Я убит подо Ржевом…»).
И у мертвых, безгласных Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена…
Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче-ства («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»).
К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос-мыслил:
…вольно или невольно Было, вышло не то, не так.
Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима-ет, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде-лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении «Час мой утренний, час контрольный…» поэт уверен, что можно еще повернуть историю:
Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души. Приобщая к опыту опыт, Час мой, дело свое верши.
Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото-звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ-ление на свободу, как крушение всех надежд («В чем хочешь чело-вечество вини…», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…»).
Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про-исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен-ную биографию, а через нее — биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»:
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…
Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи — это разговор с самим собой, наедине. Материал с сайта
Обобщающие темы позднего творчества — я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо-знание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспомина-ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро-да. Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо-тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в пар-ке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память при-роды — это метафора связи всего в мироздании, выражение един-ства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно-го человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель-ной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется соз-нанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»).
От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при-шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- лирика твардовского о времени и о себе реферат
- сочинение тема природы в творчестве твардовского
- народность поэзии твардовского
- поэтические метафоры в поэзии твардовского
- анализ стихотворения твардовского снега потемнеют синие
Мятущуюся, неприкаянную психологию героев 60-70-х гг., живущих вдалеке от своих родных мест, хорошо отобразил в своих рассказах Василий Шукшин. Он же написал «Слово о «малой родине» (так сам автор, в кавычках, озаглавил), где представил психологический портрет человека, оторванного от отчих краев, мучающегося этим, а также тем, каким «чудиком» в своих рефлексиях он выглядит в глазах земляков. «Те, - писал Василий Макарович, - кому пришлось уехать (по самым разным причинам) с родины (понятно, что я имею в виду так называемую малую родину), - а таких много, - невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть. С годами грусть слабеет, но совсем не проходит. Может, отсюда проистекает наше неловкое заискивание перед земляками, когда мы приезжаем к ним из больших «центров» в командировку или в отпуск. Не знаю, как другие, а я чего-то смущаюсь и заискиваю. Я вижу какое-то легкое раздражение и недовольство моих земляков чем-то, может, тем, что я - уехал, а теперь, видите ли, - приехал» (Шукшин. С. 65).
Развязыванием таких психологических узлов писатель и занимался в своей прозе, где читателей подкупала его исповедальность, когда «всё скажу, как на духу». «Я хотел бы в этом разобраться, - продолжает Шукшин. - Мое ли это - моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько... Я не выговариваю себе это чувство, не извиняюсь за него перед земляками - оно мое, оно - я... Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет» (Там же. С. 66).
Заканчивает свои размышления Шукшин крайне важными выводами, суть которых он, вероятно, не раз и не два хорошенько обдумал. Поэтому я процитирую их целиком: «Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот - есть еще куда отступать, есть, где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачует душу.
Я долго стыдился, что я из деревни и что деревня моя черт знает где - далеко. Любил ее молчком, не говорил много. Служил действительную, как на грех, во флоте, где в то время, не знаю, как теперь, витал душок некоторого пижонства: ребятки в основном все из городов, из больших городов, я и помалкивал со своей деревней. Но потом - и дальше, в жизни - заметил: чем открытее человек, чем меньше он чего-нибудь стыдится или боится, тем меньше желания вызывает у людей дотронуться в нем до того места, которое он бы хотел, чтоб не трогали. Смотрит какой-нибудь ясными-ясными глазами и просто говорит: «вяцкий». И с него взятки гладки. Я удивился - до чего это хорошо, не стал больше прятаться со своей деревней. Конечно, родина простит мне эту молодую дурь, но впредь я зарекся скрывать что-нибудь, что люблю и о чем думаю. То есть нельзя и надоедать со своей любовью, но как прижмут - говорю прямо.
Родина... И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то... Отчего же? Может, потому, что она погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив» (Там же. С. 69-70). Чувство любви к малой родине обычно приходит человеку с годами или под влиянием трагических семейных обстоятельств (например, раннего сиротства)*[ * И Александр Яшин, и Николай Рубцов, и Василий Белов своих отцов потеряли на войне. Писатель Владимир Личутин в очерке «Дивись-Гора» еще в 1978 г. точно подметил: «Благодарная родовая память к малой своей родине пробуждается внезапно, словно бы повинуясь моленьям затосковавшей и нахолодевшей души». Именно - внезапно. Личутин, оказавшись на Высших литературных курсах в Москве, затосковал по родине. Он выискал всю свою поморскую родословную, нашел в XVII в. кормщика Якова Личутина, которого Ломоносов приглашал в первую русскую экспедицию Чичагова]. Оно выношенное и ответственное, серьезное. Нет, правда, правила без исключений. Уж на что Александр Сергеевич Пушкин был во всех смыслах гармонической личностью, но воскликнул же с сентиментальным азартом: «...Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село!» А ведь в этом благословенном месте под Петербургом он провел только лицейские годы, когда был «поклонником дружеской свободы, веселья, граций и ума». Да, они на всю жизнь оказались для него и его друзей памятными. Но родиной Пушкина все-таки считается Москва. Он и сам, хорошо помнящий свое родство, искренне и душевно признавался: «Москва! Люблю тебя, как сын...»*[* Русскую столицу как-то не принято считать малой родиной. Напрасно. В Москве, конечно, всегда много приезжих и некоренных жителей. Но Москва, как столица, для русского человека всегда играла особую личностную роль. Марина Цветаева о ней так писала: «Москва, - какой огромный, странноприимный дом! Всяк на Руси бездомный, мы все к нему придем». Не буду спорить с максимализмом цветаевской юности, утверждавшим о поголовной бездомности русских людей, но поэтесса точна в том, что рано или поздно мы приходим к священным для нас камням и стенам Москвы. Говорю это и сам я, полумосквич, полувологжанин, чтобы не развивать эту тему дальше. Упреки, звучащие в последние годы и вызванные претензиями, частью обоснованными, в «чуждости» Москвы (Валентин Распутин даже назвал в сердцах столицу «мачехой»), все-таки, верю, носят времен ной характер. Нет, Москва нам, русским, мать («матушка», как пелось в вологодских старинных песнях), символ Отчизны, гордость нашей родины. В этом смысле я полностью согласен с позицией дьякона Александра Шумского, который защищает Москву от несправедливых упреков.
(Пишу эти строки в тульском Поленове на раннюю Пасху 2004 г. Василий Дмитриевич Поленов, москвич по рождению, автор знаменитого пейзажа «Московский дворик», путешествуя по Оке, открыл для себя эти красивейшие места и здесь поселился. Они, как и Москва, явились для него малой родиной. Но вот что интересно: французский Буживаль для такого же москвича И.С. Тургенева язык как-то не поворачивается назвать его малой родиной. Мы любим и чтим все-таки его имение Спасское-Лутовиново. Значит, малая родина для русского человека может находиться только на русской земле -Авт.)]
Такая же молодая горячность была свойственна и москвичу М.Ю. Лермонтову. Он восхищался: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе». Кавказ поэт романтически считал своей родиной, хотя он его и погубил. Мудрее была бабушка Михаила Юрьевича, перевезшая его прах с пятигорского кладбища в родные Тарханы.
Драмой раздвоенности стала любовь к «рязанским раздольям» и к «городу вязевому» Москве для Сергея Есенина. Село Константиново в современной русской культуре считается наиболее известным символом поэтической малой родины, хотя сам поэт, приезжая на Оку, скучал здесь и порывался при первой же возможности уехать в столицы. Противопоставлять «рай» и «родину» (помните хрестоматийные строки насчет призыва рати святой бросить Русь?) Есенин мог только издалека. «В небе - рай, а на земле - Валдай », - без есенинского антагонизма срифмовал патриарх Никон. Но поэт был гениально прав в том, что понял суть своего творчества, когда на вопрос, самому себе поставленный: «Почему я поэт?», ответил: «Потому что у меня есть родина».
Учитель Рубцова и Белова Александр Яшин томим был той же духовной жаждой. Только в отличие от Есенина он сурово спрашивал с себя, казнился, каялся, постоянно рвался из Москвы в край лесов и небес. Малая родина Александра Яшина - вологодский райцентр Никольск, деревня Блудново одновременно ему приносили светлую радость и постоянную боль и тревогу. Любовь и ревность в душе поэта взаимно переплелись. Сильное чувство выплеснулось в повести «Вологодская свадьба», совсем неоднозначной, отнюдь не ура-патриотической и не долой-очернительской. Поэт и здесь метался, стремился, к месту вспомню Шолохова, «вылегчить » тему в своем правдоискательстве, доходящем до самобичевания, до резкой критики своих земляков. Не к нему обращены следующие строки-завет Николая Рубцова, а ко всем нам: «А ты полюби и жалей, хотя бы родную окрестность...», но «жалеть» Александр Яковлевич порой не хотел.
Эта линия русской литературы продолжалась и дальше - творчеством Виктора Астафьева, Федора Абрамова, Бориса Можаева, Владимира Тендрякова, вплоть до Александра Солженицына, а начиналась она литературой писателей-народников в XIX в. Судьба и творчество их постоянно разводили с теми, кто шел в познании своей родины и жизни своих земляков иным путем - через сердечное «ты», через христианское прощение и сокровенное покаяние, а значит, и другое понимание России, - это Василий Белов и Валентин Распутин, Василий Шукшин и Виктор Лихоносов, Владимир Личутин и Владимир Крупин... Среди этого направления все, без исключения, писатели четко «привязаны » к своим малым родинам. Мы с гордостью говорим, что Шолохов - донской, Шукшин - алтайский, Белов - вологодский, хотя это общерусские по своей сути писатели. Но сказать, что Тендряков - вологодский (или, как почему-то считает Владимир Крупин, вятский, в которых он, хватский, всех уже записал), нельзя. А назвать Солженицына кисловодским писателем просто неудобно.
Василий Белов в своем рассказе-очерке «Бобришный угор» очень тактично сказал о счастье-боли Александра Яшина, со сложным чувством которой он и умер. Вот Яшин, добравшись с другом до своего домика на Бобришном угоре, здоровается: «Здравствуй, земля моя родная». Белов продолжает: «Ты не знал, что я слышал эти слова, сказанные тобой вполголоса, но если бы и знал, а я бы знал, что ты знал, мне все равно не стало бы стыдно. Я благодарен тебе за то, что мое присутствие во время вашей встречи с родной землей не выглядело фамильярным. К тому же ведь так естественно здороваться с родиной. Но я знаю, что говорить об этой естественности уже, наверно, неестественно. Потому что опять же слова и разговор обо всем этом - категория меньшая по отношению к предмету разговора, а пошлость подстерегает меня за каждой строкой. Так беден наш язык, когда пытаешься говорить о сокровенном» (Белов. Рассказы и повести. С. 228-229).
В повести «Привычное дело» Иван Африканович, придя на могилу жены Катерины, тоже здоровается с ней, но, вспоминая ее, он вдруг горестно вопрошает: «Ты где есть-то, Катерина? » В самом этом, «странном» вроде бы вопросе звучит не «бедность» нашего языка, а глубина сокровенного характера героя, не требующая лишних слов.
Александр Яшин, отдадим ему еще и в этом должное, буквально привил вологодским писателям чувство пути, которое всегда должно быть связанным с чувством родины. Привил своим примером. Одинокий сруб, стоящий в сосновом бору на Бобришном угоре, вдалеке от деревни, стал символом литературного скита, куда поэт пытался время от времени скрыться от всех своих треволнений. Он так и не понял, что это было невозможно.
Александр Яшин принадлежал к тому поколению деревенских жителей, которые, как считалось, выбились в люди, то есть уехали в города. В таком разрыве уже крылся конфликт с традицией. В книге «Лад» Василий Белов писал, что раньше «оторвать человека от родины означало разрушить не только экономическую, но и нравственную основу жизни » (Белов. Лад. С. 115). Многие из бывших деревенских жителей, ушедшие от земли, считали, что их родина «темная» и «допотопная», а вот они и явят ей свет. Трагедию не одного советского поколения выразил в афористических строках поэт Анатолий Передреев:
Классы: 7 , 8
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Смоленская земля. Смоленщина – край столь щедрый на славные имена. Южнее Смоленска расположен небольшой городок Починок (бываю в нем несколько раз в год), а в 12 км от него хутор Загорье – место, где более 100 лет назад родился А.Т. Твардовский.
Цели урока:
- Рассказать о родине А.Т. Твардовского. Опираясь на факты биографии, определить тематику стихотворений поэта.
- Развивать понятие о лирическом герое.
- Закрепить умения:
- сопоставлять стихотворения разных авторов;
- работать с учебником;
- выразительно читать, передавая идеи и чувства автора. - Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую родину.
Оборудование : мультимедиапроектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и задач урока.
2. Актуализация знаний.
Сопоставление как прием анализа для выявления общей тематики.
Назовите известных вам поэтов, певцов родной природы и земли. (С. Есенин, И. Бунин, А.Толстой)
Что объединяет этих поэтов и их произведения? (Любовь к родной земле. Ощущение связи человека и природы, выражение душевных настроений, состояний человека через описание природы.)
3. Объяснение нового материала. (Слайд № 1)
- Вступительное слово учителя. Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях. (Слайд № 2)
- Работа с учебником. Чтение учениками отрывков из «Автобиографии» поэта.
(до слов «С того времени я и пишу...» Литература. 7кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина)
Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. (Слайд № 3) Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда.) [ 1 ]
Музей «Хутор Загорье» открылся 21 июня 1988 года. Но сначала была проведена огромная работа по восстановлению. Первым на хуторе Загорье появился памятный камень. Большую помощь в создании музея оказали братья Твардовского - Иван Трифонович и Константин Трифонович, его сестра Анна Трифоновна, (Слайд № 4) Младший брат поэта Иван Трифонович Твардовский, проживавший тогда в Красноярском крае, выполнил рисунки хутора, интерьера дома. А затем он переехал на родину, сам сделал всю мебель для экспозиции, Иван Трифонович был директором и смотрителем музея до конца своих дней. (Иван Трифонович Твардовский ушёл из жизни 19 июня 2003 года. Похоронен он в деревне Сельцо, что находится в километре от хутора)
- Начало заочной экскурсии по Загорью. (Слайд № 5)
На территории музейного комплекса расположен дом с пристроенным скотным двором. Подлинных вещей в музее нет, так как семья поэта – родители, братья, сестры – была репрессирована и выслана в Зауралье. Перед вами незатейливый быт семьи. На стене – часы с маятником, зеркало в резной раме. Печка и деревянная перегородка отделяют спальню, где стоит железная родительская кровать, для детей – полати. Напротив двери стоит большой шкаф, который делит горницу на две части. На столе, покрытом кружевной скатертью, – огромный самовар. Рядом деревянный жесткий диван и несколько венских стульев. В углу стоит комод. На нем швейная машинка иностранного производства. На полу постелены домотканые половики. В другом «красном» углу горницы, под «образами святых угодников», - угловой столик со стопкою книг.
Налево вешалка с расписными рушниками. Вещи, характеризующие период 1920-1930-х годов, собраны научными сотрудниками Смоленского музея-заповедника в ходе экспедиций по окрестным с Загорьем селам Починковского района. (Слайд № 7)
(Слайд № 8) На скотном дворе – стойло для коровы, для коня, как в обычном крестьянском хозяйстве. Сюда можно было войти через холодные сени из дома, чтобы зимой не ходить по холоду и снегу.
(Слайд № 9) Перед домом можно увидеть сенной сарай и баньку, в которой работал юный селькор А.Т. – так подписывал Твардовский свои первые заметки в газете «Смоленская деревня».
(Слайд № 10) За домом, несколько поодаль, стоит кузница. В ней установлен горн с мехами, наковальня, на стенах можно увидеть инструменты кузнеца.
(Слайд № 11) Колодец, молодой ельник, яблоневый сад – это тоже детали былой жизни:
- Подготовленный ученик выразительно читает из учебника «Братья» (1933 год).
(объясняется сноска в конце стихотворения) О горькой участи семьи Твардовских поэт писал в своих произведениях, например, в стихотворении «Братья» (1933 г.):
Как ты, брат?
Где ж ты, брат?
Что ж ты, брат?
На каком Беломорском канале?
Это и о старшем брате Константине, и обо всех людях-братьях, которые как враги народа были согнаны на строительство Беломорского канала. Все тяготы жизни в суровой таежном краю упали на хрупкие плечи Марии Митрофановны, т.к. отец постоянно находился в отрыве от семьи, зарабатывая на хлеб насущный.
4. Первичное применение усвоенных знаний.
Вопросы к классу:
1) Итак, с какими событиями в семье Твардовских связан финал стихотворения?
2) Что вам известно о понятии лирический герой?
Справка: Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Всякое личное переживание поэта только тогда становится фактом искусства, когда оно является художественным выражением чувств и мыслей, типичных для многих людей. Лирике свойственны и обобщение и вымысел. [ 2 ]
Известно, что в основе лирического произведения лежит художественная мысль, данная в форме непосредственного переживания. Но нельзя забывать, что лирические переживания тесно связаны с реальной жизнью того, кто создает это переживание. [ 3 ]
3) Какие чувства испытывает лирический герой, вспоминая своё детство?
5. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта: «Снега потемнели синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» , «В тот день, когда окончилась война…», «Я знаю никакой моей вины…» и д.р.
- Активизация мышления учащихся.
Вопросы к классу:
- О чём писал поэт? Какие жизненные ценности утверждал он своим творчеством?
- Согласны ли вы со словами А.И. Солженицына, который отмечал «русскость склада, крестьяность, земляность, неслышное благородство лучших стихов Твардовского»?
- Каковы главные темы его стихотворений?
- Какие вопросы мучают поэта-фронтовика?
Вывод: Пейзажная лирика Твардовского отличается философичностью и изобразительной силой («Июль - макушка лета»). Мир детства и юности на хуторе Загорье звучит во многих произведениях поэта: от первых до последнего – в поэме «По праву памяти». Тема «Малой Родины», линия «памяти» становится главной в творчестве поэта. Обращение к прошлому, к памяти позволяет постичь высшие моменты бытия. Память питает лиризм поэта, восстанавливает то, что было подлинным счастьем и радостью.
- Продолжение заочной экскурсии.
Как известно, все дети вырастают и рано или поздно покидают родной дом. Так случилось и с Твардовским: любимый край был глухим местом, не дающим возможности для раскрытия таланта, в котором сам поэт был очень уверен. А вот отношение Трифона Гордеевича к увлечению сына литературой было сложным и противоречивым: то он гордился им, то сомневался в благополучии его будущей судьбы, если он займется литературным делом. Отец предпочитал надежную крестьянскую работу писательской «забаве», увлечению, которое, как он считал, должно пройти у сына. Обратимся к «Автобиографии» поэта.
- Работа с учебником. Ученики читают отрывок из «Автобиографии». (С 1924 года…причиной значительных перемен в моей жизни») (Слайд № 12)
На восемнадцатом году жизни Александр Трифонович Твардовский покинул родное Загорье. К этому времени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомился с М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений. Его манил большой мир. Но разлука давалась нелегко. После переезда в Москву А. Т. Твардовский наиболее остро почувствовал связь с малой родиной. (Слайд № 13) И родились классические незабываемые строки:
Счастлив я.
Отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в родной моей стране
Есть мой край родимый.
И еще доволен я -
Пусть смешна причина,-
Что на свете есть моя
Станция Починок.
Станция Починок (1936 г.).
(Слайд № 15) Есть в городе Починок ещё одно памятное место. На центральной площади города, рядом с Домом культуры 21 июня 2010 года, в день 100-летия со дня рождения поэта, был торжественно открыт бюст А. Т. Твардовского, автором которого является скульптор Андрей Ковальчук.
Жители Смоленщины гордятся своим знаменитым земляком и свято берегут все, что связано с его именем. Ведь самое дорогое, что есть у каждого человека – это место, где он появился на свет, малая родина, и она всегда в его сердце.
В поэме « Василий Теркин» (глава «О себе») Твардовский написал:
Я покинул дом когда-то,
Позвала дорога вдаль.
Не мала была утрата,
Но светла была печаль.И годами с грустью нежной -
Меж иных любых тревог -
Угол отчий, мир мой прежний
Я в душе моей берег.
7. Рефлексия и подведение итогов урока
Вопросы к классу: Что нового мы сегодня узнали? Смогли бы вы теперь отличить стихотворения Твардовского от стихотворений других поэтов? Изменилось ваше восприятие выученных ранее стихотворений? Какие задания больше понравились?
Вывод:
Без сомнения, Смоленщина была нравственной и эстетической опорой в творчестве А.Т.Твардовского. Она питала своими животворными соками огромный талант великого русского поэта, глубоко отразившего в своих лучших стихах, поэмах.
Выставление отметок.
Домашнее задание: прочитайте в учебнике воспоминания о Твардовском, используйте их при подготовке рассказа о поэте.
Список литературы:
- Хутор "Загорье" - музей-усадьба А.Т. Твардовского http://kultura.admin-smolensk.ru/476/museums/sagorie/ ;
- Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся/ Л64 С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1989. С.80 – 81.;
- Сквозников В.Д. Лирика// Теория литературы: Основ. пробл. в ист. освещении. – М., 1964. – Кн.2: Роды и жанры литературы. – С.175.;
- Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества: Кн. для учащихся ст. классов ср. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 60с.;
- Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худож. лит., 1984. – 559с. (Классики и современники. Поэтич. б-ка);
- «Малая родина» в поэзии A. Т. Твардовского: читая лирические строки... http://www.rodichenkov.ru/biblioteka/ ;
- На родине Твардовского http://lit.1september.ru/article.php?ID=200401210 ;
- Музею-усадьбе А.Т.Твардовского - 15 лет http://www.museum.ru/N13689 .
Первые стихи Александра Трифоновича Твардовского были напечатаны в смоленских газетах в 1925-1926 гг., однако известность пришла к нему позже, в середине 30-х, когда была написана и опубликована “Страна Муравия” (1934-1936) - поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. В ней ярко проявился самобытный талант поэта.
В своих произведениях 30-60-х гг. он воплотил сложные, переломные события времени, сдвиги и перемены в жизни страны и народа, глубину всенародно-исторического бедствия и подвига в одной из самых жестоких войн, которые переживало человечество, по праву заняв одно из ведущих мест в литературе XX столетия.
Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 г. на “хуторе пустоши Столпово”, относящемся к деревне Загорье Смоленской губернии, в большой многодетной семье крестьянина-кузнеца. Заметим, что позже, в 30-е гг., семью Твардовских постигла трагическая судьба: во время коллективизации они были раскулачены и сосланы на Север.
С самого раннего возраста будущий поэт впитал любовь и уважение к земле, к нелегкому труду на ней и к кузнечному делу, мастером которого был его отец Трифон Гордеевич - человек весьма своеобычного, крутого и жесткого характера и вместе с тем грамотный, начитанный, знавший на память немало стихов. Чуткой, впечатлительной душой обладала мать поэта Мария Митрофановна.
Как позже вспоминал поэт в “Автобиографии”, долгие зимние вечера нередко посвящались в их семье чтению вслух книг Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Некрасова, А.К. Толстого и Никитина... Именно тогда в душе мальчика и возникла подспудная, неодолимая тяга к поэзии, в основе которой была сама близкая к природе деревенская жизнь, а также черты, унаследованные от родителей.
В 1928 г., после конфликта, а затем и разрыва с отцом, Твардовский расстался с Загорьем и переехал в Смоленск, где долго не мог устроиться на работу и перебивался грошовым литературным заработком. Позже, в 1932 г., он поступил в Смоленский педагогический институт и одновременно с учебой ездил в качестве корреспондента в колхозы, писал в местные газеты статьи и заметки о переменах в сельской жизни. В это время кроме прозаической повести “Дневник председателя колхоза” он пишет поэмы “Путь к социализму” (1931) и “Вступление” (1933), в которых преобладает разговорный, прозаизированный стих, названный самим поэтом впоследствии “ездой со спущенными вожжами”. Они не стали поэтической удачей, но сыграли свою роль в становлении и быстром самоопределении его таланта.
В 1936 г. Твардовский приехал в Москву, поступил на филологический факультет Московского института истории, философии, литературы (МИФЛИ) и в 1939 г. окончил его с отличием. В том же году он был призван в армию и зимой 1939/40 г. в качестве корреспондента военной газеты участвовал в войне с Финляндией.
С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовский был ее активным участником - специальным корреспондентом фронтовой печати. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте, он прошел по ее дорогам от Москвы до Кенигсберга.
После войны, помимо основной литературной работы, собственно поэтического творчества, он в течение ряда лет был главным редактором журнала “Новый мир”, последовательно отстаивая на этом посту принципы истинно художественного реалистического искусства. Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей - прозаиков и поэтов: Ф. Абрамова и Г. Бакланова, А. Солженицына и Ю. Трифонова, А. Жигулина и А. Прасолова и др.
Становление и формирование Твардовского-поэта относится к середине 20-х гг. В период работы сельским корреспондентом смоленских газет, где уже с 1924 г. публиковались его заметки о деревенской жизни, он печатает там и свои юношеские, непритязательные и еще несовершенные стихи. В “Автобиографии” поэта читаем: «В газете “Смоленская деревня” летом 1925 года появилось мое первое напечатанное стихотворение “Новая изба”. Начиналось оно так:
Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживем мы с весною
Здесь на новый, советский лад...»
С появлением “Страны Муравии” (1934-1936), свидетельствовавшим о вступлении ее автора в пору поэтической зрелости, имя Твардовского становится широко известным, а сам поэт все более уверенно заявляет о себе. Тогда же он пишет циклы стихов “Сельская хроника” и “Про деда Данилу”, стихотворения “Матери”, “Ивушка”, ряд других заметных произведений. Именно вокруг “Страны Муравии” группируется складывающийся противоречивый художественный мир Твардовского с конца 20-х гг. и до начала войны.
Сегодня мы иначе воспринимаем творчество поэта той поры. Следует признать справедливым замечание одного из исследователей о произведениях поэта начала 30-х гг. (с известными оговорками оно могло бы быть распространено и на все это десятилетие): “Острые противоречия периода коллективизации в поэмах, по сути, не затронуты, проблемы деревни тех лет лишь названы, и решаются они поверхностно-оптимистически”. Однако, думается, к “Стране Муравии” с ее своеобразным условным замыслом и построением, фольклорным колоритом это вряд ли можно отнести безоговорочно, равно как и к лучшим стихам предвоенного десятилетия.
В годы войны Твардовский делал все, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: “писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки...”, но главный его труд военных лет - создание лиро-эпической поэмы “Василий Теркин” (1941-1945).
Эта, как назвал ее сам поэт, “Книга про бойца” воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Параллельно Твардовский пишет цикл стихов “Фронтовая хроника” (1941-1945), работает над книгой очерков “Родина и чужбина” (1942-1946).
Тогда же им были написаны такие шедевры лирики, как “Две строчки” (1943), “Война - жесточе нету слова...” (1944), “В поле, ручьями изрытом...” (1945), которые были впервые опубликованы уже после войны, в январской книжке журнала “Знамя” за 1946 г.
Еще в первый год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма “Дом у дороги” (1942-1946). «Тема ее, - как отмечал поэт, - война, но с иной стороны, чем в “Теркине”, - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».
В 50-е гг. Твардовским была создана поэма “За далью - даль” (1950-1960) - своеобразная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.
Параллельно с “За далью - даль” поэт работает над сатирической поэмой-сказкой “Теркин на том свете” (1954-1963), изображающей “косность, бюрократизм, формализм” нашей жизни. По словам автора, «поэма “Теркин на том свете” не является продолжением “Василия Теркина”, а лишь обращается к образу героя “Книги про бойца” для решения особых задач сатирико-публицистического жанра».
В последние годы жизни Твардовский пишет лирическую поэму-цикл “По праву памяти” (1966-1969) - произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельной личности, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной, исповедальной, “По праву памяти” вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.
Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в 40- 60-е гг. Твардовский пишет стихи, в которых пронзительно отозвалась “жестокая память” войны (“Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “Сыну погибшего воина” и др.), а также ряд лирических стихотворений, составивших книгу “Из лирики этих лет” (1967). Это сосредоточенные, искренние и самобытные раздумья о природе, человеке, родине, истории, времени, жизни и смерти, поэтическом слове.
В написанном еще в конце 50-х гг. и по-своему программном стихотворении “Вся суть в одном-единственном завете...” (1958) поэт размышляет о главном для себя в работе над словом. Речь в нем идет о сугубо личностном начале в творчестве и о полной самоотдаче в поисках неповторимо-индивидуального художественного воплощения жизненной правды:
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете -
Живых и мертвых, - знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому -
Нельзя. He скажет - пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
В поздних стихах Твардовского, в его проникновенно-личностных, углубленно-психологических переживаниях 60-х гг. раскрываются прежде всего сложные, драматические пути народной истории, звучит суровая память Великой Отечественной войны, отзываются болью нелегкие судьбы довоенной и послевоенной деревни, вызывают сердечный отзвук события народной жизни, находят горестное, мудрое и просветленное решение “вечные темы” лирики.
Родная природа никогда не оставляет поэта равнодушным: он зорко подмечает, “как после мартовских метелей, / Свежи, прозрачны и легки, / В апреле - вдруг порозовели / По-вербному березняки”, он слышит “невнятный говор или гомон / В вершинах сосен вековых” (“Мне сладок был тот шум сонливый...”, 1964), жаворонок, возвестивший весну, напоминает ему далекую пору детства.
Нередко поэт строит свои философские раздумья о жизни людей и смене поколений, об их связи и кровном родстве так, что они вырастают как естественное следствие изображения природных явлений (“Посаженные дедом деревца...”, 1965; “Газон с утра из-под машинки...”, 1966; “Береза”, 1966). В этих стихах судьба и душа человеческая непосредственно смыкаются с исторической жизнью родины и природы, памятью отчей земли: в них по-своему отражаются и преломляются проблемы и конфликты эпохи.
Особое место в творчестве поэта занимают тема и образ матери. Так, уже в конце 30-х гг. в стихотворении “Матери” (1937, впервые опубликовано в 1958) в не совсем обычной для Твардовского форме белого стиха с редкостной силой проявились не только память детства и глубокое сыновнее чувство, но и обостренный поэтический слух и зоркость, а главное - все более обнаруживающее себя и крепнущее лирическое дарование поэта. Стихи эти отчетливо психологичны, в них как бы отраженно - в картинах природы, в приметах неотделимой от нее сельской жизни и быта - возникает столь близкий сердцу поэта материнский облик:
И первый шум листвы еще неполный,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо
-
Мне всякий раз тебя напоминают.
И совсем иначе, глубоко трагедийно звучит чувство сыновней скорби в цикле “Памяти матери” (1965), окрашенном не только острейшим переживанием невозвратимой личной утраты, но и болью всенародных страданий в годы репрессий.
В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было - холода и голода.
Ho непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, -
Уж очень было кладбище немилое.
Твардовский, как всегда в своей лирике, предельно конкретен и точен, вплоть до деталей. Ho здесь к тому же само изображение глубоко психологизировано, и буквально все дано в ощущениях и воспоминаниях, можно сказать, глазами матери:
Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то - могилки сразу за бараками.
И ей, бывало, виделись во сне
He столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.
Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная.
- Проснусь, проснусь, - рассказывала мать, -
А за стеною - кладбище таежное...
В последнем из стихотворений этого цикла: “ - Ты откуда эту песню, / Мать, на старость запасла?..” - возникает столь характерный для творчества поэта мотив и образ “переправы”, который в “Стране Муравии” представал как движение к берегу “новой жизни”, в “Василии Теркине” - как трагическая реальность кровавых боев с врагом; в стихах “Памяти матери” он вбирает в себя боль и скорбь о судьбе матери, горькое смирение с неизбежной конечностью человеческой жизни:
Отжитое - пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалеку
И последний перевоз.
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону - домой...
В поздней лирике поэта с новой, выстраданной силой и глубиной звучит тема преемственности поколений, памяти и долга перед погибшими в борьбе с фашизмом, которая пронзительной нотой входит в стихотворения “Ночью все раны больнее болят...” (1965), “Я знаю, никакой моей вины...”(1966), “Лежат они, глухие и немые...” (1966).
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Своей трагической недосказанностью эти стихи тем сильнее и глубже передают ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные войной человеческие жизни. И эта неотпускающая боль “жестокой памяти” и вины, как можно было видеть, относится поэтом не только к военным жертвам и утратам. Вместе с тем раздумья о человеке и времени, пронизанные верой во всесилие людской памяти, оборачиваются утверждением жизни, которую человек носит и хранит в себе до последнего мгновения.
В лирике Твардовского 60-х гг. с особой полнотой и силой раскрылись существенные качества его реалистического стиля: демократизм, внутренняя емкость поэтического слова и образа, ритма и интонации, всех стиховых средств при внешней простоте и незамысловатости. Сам поэт видел важные достоинства этого стиля в первую очередь в том, что он дает “во всей властной внушительности достоверные картины живой жизни”. Вместе с тем его поздним стихам свойственны психологическая углубленность и философская насыщенность.
Твардовскому принадлежит ряд основательных, содержащих выношенные и самостоятельные суждения о литературе статей и выступлений о поэтах и поэзии (“Слово о Пушкине”, “О Бунине”, “Поэзия Михаила Исаковского”, “О поэзии Маршака”), отзывы и рецензии об А. Блоке, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме и других, вошедшие в книгу “Статьи и заметки о литературе”, выдержавшую несколько изданий.
Продолжая традиции отечественной классики - Пушкина и Некрасова, Тютчева и Бунина, разнообразные традиции народнопоэтического творчества, не обходя и опыт видных поэтов XX в., Твардовский продемонстрировал возможности реализма в поэзии нашего времени. Его воздействие на современное ему и последующее поэтическое развитие несомненно и плодотворно.
Тема родины в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Цели урока:
пробудить интерес к истории войны, вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств;
совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; формировать навык исследования художественного произведения в рамках литературного краеведения;
развивать познавательную активность учащихся через исследовательскую работу на уроке;
воспитывать любовь к родному краю через отношение писателя к своей «малой» родине.
Оборудование:
мультимедийная установка;
презентация «Милая малая родина», «Тема малой родины в творчестве А.Т.Твардовского»
учебник литературы для 8 класса, часть 2, автор-составитель Г.И. Беленький;
текст поэмы, отдельных глав А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» (распечатка);
План урока
Проверка основного домашнего задания
Вступительное слово учителя тема малой родины в лирике А.Т.Твардовского (по презентации «Тема малой родины в творчестве А.Т.Твардовского»)
Анализ глав поэмы
Рефлексия
Организационный момент, мотивация
Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Юлия Валерьевна. Очень надеюсь, что наша совместная работа пойдет всем на пользу: я поделюсь с вами тем, что знаю и умею, а вы постараетесь научиться тому, что пригодится вам в дальнейшем. Посмотрите, у вас на столах есть всё необходимое, чтобы наша совместная работа была эффективной и приятной: распечатки глав поэмы, которые мы будем вместе с вами анализировать, тетради и ручки для заметок, дневники для записи домашнего задания и оценок. Постараемся, чтобы это были только пятерки и четверки.
Проверка основного домашнего задания (в формате мастер-класса не предполагается)
Введение в тему (презентация «Милая малая родина»)
На прошлом уроке кроме основного домашнего задания мои ученики получили и небольшое творческое задание: оформить фотографию любимого уголка родного села в виде слайда. Мы собрали их в общую презентацию «Милая малая родина» и предлагаем её вашему вниманию.
Вступительное слово учителя
Как вы думаете, почему было предложено творческое задание именно на эту тему и какая связь между ним и изучением творчества А.Т.Твардовского? (Предполагаемые ответы учащихся: в творчестве А.Т. Твардовского тоже присутствует тема малой родины)
Вы совершенно правы. Давайте вместе убедимся в этом, просмотрев презентацию «Тема малой родины в творчестве А.Т.Твардовского»
Позвольте напомнить, что Александр Трифонович Твардовский, чьё творчество мы продолжаем изучать, родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии в многодетной семье сельского кузнеца. Смоленск находится в Центральном округе России и стоит на берегу Днепра В то время это был небогатый, но очень красивый город. Детство и юность Твардовский провёл в лесной глуши, на своём родном хуторе, где «в тени обкуренных берёз» ютилась деревенская кузница его отца. И хотя впоследствии поэт окончил институт истории, философии и литературы и стал одним из самых известных в Советском Союзе писателем, он навсегда сохранил кровную связь со своими родными местами.
В статье «О родине большой и малой» Твардовский писал: «…в творениях подлинных художников – и самых больших, и более скромных по своему значению – мы безошибочно распознаём приметы их малой родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, приднепровские, волжские и заволжские, степные и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краев, цвета и запахи их лесов и полей, их вёсны и зимы, жару и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен, своеобразную прелесть иного местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами великого, единого языка».
Эти слова в полной мере относятся и к творчеству самого поэта:
На хуторском глухом подворье,
В тени обкуренных берёз,
Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос.
И отсвет жара горнового
Под закопчённым потолком,
И свежесть пола земляного,
И запах дыма с дёготком
Привычны мне с тех пор, пожалуй,
Как там, взойдя к отцу в обед,
Мать на руках меня держала,
Когда ей было двадцать лет.
А вот эти проникновенные строки заметил и оценил М.В. Исаковский, в то время уже известный на Смоленщине писатель. А стихи были вот какие…
Кто может выразительно прочесть это стихотворение? У вас есть распечатки с текстом.
Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы,
Чем-то тёплым, чем-то спелым
Веет с нашей полосы.
Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью,
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.
Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь…
* Можно ли понять из этого стихотворения, что речь идёт о родном для поэта крае? (Да)
* Найдите приметы, которые помогли вам это понять. (Притяжательные местоимения «нашей», «мою»; характерное для местного говора слово «ступну»; точное и яркое описание поля, знакомого с детства; употребление глаголов в 1-м лице ед. ч., это даёт понять, что автор пишет о себе, и пр.)
* Какие чувства лирического героя переданы в этом стихотворении и с помощью каких изобразительно-выразительных средств это подчёркивается? (Автор с теплотой и нежностью пишет о родном крае, выражая свою любовь с помощью эпитетов: «желтогривые овсы», «жарким потом»; метафор: «дышал грудью запотелой», «овсяный говор нивы»; повторяющегося глагола «дай», выражающего желание лирического героя потрудиться на родном поле, ощутить прелесть «колючего жнивья»; автор передаёт запах, знакомый с детства и даёт прямую оценку состояния лирического героя: «вдвойне…счастливый».)
Это чувство к родному краю пронесёт А.Т. Твардовский через всю свою жизнь и творчество (учитель читает наизусть):
За тысячу вёрст
От родимого дома
Вдруг ветер повеет
Знакомо – знакомо…
За тысячу вёрст
От родного порога
Просёлочной, белой
Запахнет дорогой,
Ольховой, лозовой
Листвой запылённой,
Запаханным паром,
Отавой зелёной,
Картофельным цветом,
Желтеющим льном
И тёплым зерном
На току земляном…
Итак, можем ли мы утверждать, что в лирике А.Т. Твардовского представлена тема малой родины. (Да).
Именно с любви к родному краю начинается любовь к «большой» Родине, особенно ярко проявляющаяся в трудное для всей страны время. Может быть, трепетное отношение Твардовского к своей Смоленщине дало возможность поэту в годы Великой Отечественной войны написать книгу, которая сразу стала нужной, как хлеб и оружие, и осталась доныне одним из лучших произведений о подвиге народа на войне. Вы уже, наверное, догадались, что я имею в виду поэму Александра Трифоновича «Василий Тёркин».
Это поэма о войне, о победе нашего народа. Война - явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Нам, российским людям, свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где мы выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
И я предлагаю вам проблемный вопрос, ответить на который нам поможет анализ отдельных глав.
Постановка проблемного вопроса: Реализована ли в тема Родины и малой родины в поэме «Василий Теркин»?
Исследование глав поэмы
1. Глава «О себе».
У вас на партах есть распечатки под названием «Цитатник». Его мы будем параллельно заполнять в течение урока.
Одна из глав поэмы называется «О себе», повествование в ней ведётся от имени самого автора.
* Давайте выразительно прочитаем эту главу и попытаемся найти приметы родного для поэта края.
(Учитель читает текст, учащиеся следят, работая с карандашом, и отмечают приметы Смоленщины.)
* Что мы узнаём о Смоленском крае и о самом авторе из этой главы? (Ребята называют приметы Смоленщины и отдельные факты из жизни Твардовского: лес, густой, зелёный, где каждый листик радостен и свеж от первого летнего дождя; в нём растёт орешник, куда автор в детстве бегал с друзьями за орехами; хвойная чаща с муравьиным духом, запахом смолы; пение птиц, речка, родной дворик, шалаши из веток, школьный учитель, родители и сёстры и т. д. – всё это всплывает в памяти автора.)
* Какие языковые средства использует автор, чтобы передать высокую эмоциональность этой главы? (Дети отмечают использование личного (я) и притяжательного (мой) местоимений; Эпитеты, сравнения, метафоры; ряды однородных членов, многократное повторение отрицательной частицы; неполные предложения, инверсию, распространённые обращения к родной стороне; оценочную лексику и пр.)
* Что мы узнаём из этой главы о герое поэмы Василии Тёркине? (Он земляк автора.)
* Как вы думаете, почему Твардовский сделал Тёркина своим земляком? (Ребята высказывают своё мнение. Учитель подытоживает сказанное и подводит учащихся к мысли, что всё это усиливает лирическое начало книги.)
* Можно ли утверждать, что глава «О себе», где автор с любовью вспоминает и описывает родной край, связана с образом «большой» родины? Обоснуйте свой ответ. (Да, можно. Связь «малой» и «большой» родины очевидна: война – это страшная пора для всей страны, боль всего народа, и каждый человек переживает чувства, подобные авторским. Об это прямо говорится в поэме: «…Вместе с нашею победой / Я иду, я не один.», «Я ограблен и унижен, / Как и ты, одним врагом.», «Друг мой, так же не легко мне, / Как тебе с глухой бедой.»)
2. Исследование других глав (групповая работа). (Учащиеся делятся на группы, каждая группа будет работать над отдельной главой; главу предлагает учитель.)
* Попробуйте теперь сами, работая в группах, найти приметы Смоленщины и определить связь «малой» и «большой» родины, подтверждая свои мысли текстом поэмы. (На подготовку вам около 6 минут)
( 1 группа работает с главой «О награде». Ребята находят и комментируют строчки, где герой вспоминает «родимый сельсовет», своё босоногое детство, где он мечтает очаровать местных девчонок. Не должна пройти мимо учеников и грусть автора, звучащая в конце главы («А не носит писем почта / В край родной смоленский твой.», «Нет дороги, нету прав / Побывать в родном селе.») Единство «малой» и «большой» родины отчётливо звучит в последней строфе главы.
2 группа работает с главой «Гармонь». Учащиеся должны отметить песню («Стороны родной смоленской / Грустный памятный мотив…»), что согрела бойцов в лютый холод на случайном привале. Потом – весёлый танец, музыку которого боец-гармонист, конечно, тоже привёз из дому. Воспоминание о доме, печаль и озорное веселье, солдатское единение, душевная боль и мужество – всё соединилось в родной мелодии.
3 группа работает с главой
«О герое». Ребята без труда найдут строчки о родном крае автора и героя, прокомментируют чувства, переданные автором, и свяжут образ «малой» родины с «большой», подтвердив свои мысли словами последней строфы, звучащей как вывод об их единстве.
Если позволяет время, можно продолжить работу и над другими главами («Генерал», «На Днепре» и пр.). Вся поэма даёт бесконечно большой материал для разговора о том, как создаются образы «большой» и «малой» родины.)
Работа в тетради (запись выводов)
Цитатник
Рефлексия. Подведем итоги: ответим на проблемный вопрос: Реализована ли тема Родины и малой родины в поэме.
Анализ и оценка работы учащихся
Наш урок подходит к концу, но неисчерпаем кладезь нашей литературы, которая служит для нас источником вдохновения. Мы будем непобедимой страной до тех пор, пока в нас будет жить память сердца, память прошлых поколений и гордость за нашу великую Родину и народ. Наш урок окончен, но разговор о войне на этом не кончается.
Всего один урок.
Лишь сорок пять минут:
Чем он тебе помог?
Наметил в жизни путь?
Иль пролетел, как миг -
Всего одно мгновенье?
Но если же тебя коснулось вдохновенье,
Затронул душу он,
И мысли появились,
То, значит, мы с тобой
Недаром потрудились!