Женские образы в поэме кому на руси. Образ русской женщины в поэзии Н

Лирика Н.А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он «лиру посвятил народу своему». Некрасов описывал народную жизнь, полную лишений, унижений, бесправия. И, в то же время, прославлял русский народный характер, позволяющий простому человеку сохранять чувство собственного достоинства, оптимизм, веру в будущее.

Среди простых героев Некрасова немало и женских образов - теме горькой доли русской крестьянки посвящено множество стихотворений поэта. Героини Некрасова совершенно разные, но их объединят прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба.

Так, героиня стихотворения «В дороге» по барской прихоти была приобщена к культуре, воспитана вместе с детьми помещика. А затем, опять же по барской прихоти, была выдана замуж за простого мужика. Жизнь в замужестве стала для этой героини кошмарным сном – ведь она не была приучена ни к крестьянскому труду, ни к полуголодному существованию. Но истинная трагедия этой женщины заключается в том, что, почувствовав себя человеком, она в один миг оказалась в положении бесправного животного.

Историю этой женщины рассказывает ее муж. И он, и мы прекрасно понимаем, что героиня погибнет – от тоски, от нравственных мучений, от невозможности что-либо изменить: «Погубили ее господа...»

Примером типичной судьбы крестьянской женщины является жизнь Матрены Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Этой героине пришлось немало пережить в своей жизни - смерть детей, побои, голод, одиночество, ощущение полного бесправия. Она убеждена, что простая женщина не может быть счастливой: «Не дело между бабами счастливого искать». Однако, несмотря на все тяготы, эта героиня сумела сохранить внешнюю стать и красоту, сумела сохранить свое достоинство, оптимизм, сердечную доброту и чувство юмора. Недаром она пользуется большим авторитетом среди односельчан.

Но героини Некрасова – это не только крестьянки. Поэт описывает горькую долю женщины вообще, независимо от ее происхождения. Так, например, жизнь героини стихотворения «Еду ли ночью по улице темной» - одна большая мука. Эта женщина ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».

Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, - только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.

Все героини Некрасова поистине прекрасны. Они, несмотря на «грязь жизни», сумели сохранить в себе человека. Именно женщины являются поддержкой и опорой для сильной половины человечества, а иногда стоят наравне с мужчинами в идейной, политической борьбе. В 1855 году Некрасов пишет поэму «Саша», в которой рассказывает историю о том, как девушка Саша, дочь мелкопоместных дворян, выросшая среди природы и знающая о тяготах народной жизни, решила посвятить свою жизнь служению народу:

Чем неутешнее дитятко ваше,

Тем встрепенется светлее и краше:

В добрую почву упало зерно -

Пышным плодом отродится оно!

Поэма Некрасова «Русские женщины» посвящена женам декабристов, не побоявшихся поехать за своими мужьями в Сибирь и обречь себя на ссыльную жизнь. Эти благородные, красивые женщины, изнеженные и избалованные, нашли в себе силы бросить привычное им существование ради любимых мужей и той благородной цели, за которую пострадали декабристы («И тихого ангела бог ниспослал В подземные копи…»).

Однако есть в творчестве Некрасова и любовная лирика – так называемый «панаевский цикл», посвященный жене поэта А.А. Панаевой. Облик героини здесь противоречив. С одной стороны, он желанен, любим, боготворим, потому что жена – самый родной человек для поэта. А с другой стороны, герой не в состоянии добиться полной гармонии, полного слияния со своей любимой, именно поэтому в «панаевском цикле» так значим мотив ссоры, разлуки.

Кроме того, «женский образ» присутствует в стихотворениях Некрасова, посвященных теме поэта и поэзии. В этой лирике художник постоянно подчеркивает, что его муза – это сестра крестьянских женщин. Именно поэтому она «бледная, в крови, кнутом иссечена» («О Муза! Я у двери гроба!»)

Подтверждает это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Оно представляет собой описание молодой крестьянской женщины, которую секли на площади:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Такое сопоставление позволяет нам сделать несколько выводов и о качествах музы Некрасова: она сурова, мужественна, сильна и стойка. Муза, как и молодая крестьянка, прекрасна своей, простой и неброской, но настоящей красотой, которую смогут оценить достойные люди.

Таким образом, женские образы в творчестве Н.А. Некрасова играют большую роль. Героини поэта очень разные – по своему возрасту, социальному положению, взглядам на жизнь. Однако всех их объединяет горькая судьба (по мнению Некрасова, женская доля – это всегда тяжелая доля), а также лучшие «женские» качества, позволяющие героиням оставаться прекрасными в любых условиях, быть опорой для своих любимых мужчин и для всех окружающих.

Женские образы в произведениях Н. А. Некрасова

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

И бессмысленный, вечный испуг.

Н. А. Некрасов

Нет такого поэта или писателя, в произведениях которого отсутствовали бы женские образы. Во все времена женщина вдохновляла поэтов. Ей посвящались элегии, послания, поэмы. Воспевались женская красота, нежность, чуткость, но редко когда писалось о чувствах женщины, ее переживаниях, ее доле.

Не случайно в качестве эпиграфа к данному сочинению взяты строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка». Николай Алексеевич Некрасов, как никто другой, сумел рассказать нам о судьбе русских женщин. Стихотворение «Тройка» одно из первых в его творчестве, где на первый план выходит изображение тяжелой доли крестьянской девушки:

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Образ женщины-матери также проходит через творчество Некрасова. Чувство его было искренним и неподдельным и шло из детства поэта, от любви к матери. Он всегда вспоминал о ней с нежностью и теплотой, отмечая ее огромное влияние на всю свою жизнь. К образу матери поэт обращается во многих произведениях, таких как «Родина», «Рыцарь на час», «Мать».

С головой бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, грудью своей

Защищая любимых детей.

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Тяжелая судьба русской женщины очень волновала поэта. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки:

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

На женщину русской земли.

Завязавши под мышкой передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасов называет русскую женщину многострадальной матерью «всевыносящего русского племени». И это правильно. Тяжелая, изнуряющая работа, ребенок, которого не с кем оставить, - все это делает русскую женщину героиней.

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Тему тяжелой женской доли продолжает поэма «Мороз, Красный нос», но в ней русские женщины показаны не сдающимися, волевыми, красивыми. Характерен образ Дарьи, которая посмотрит- рублем одарит. Она из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Все спорится в ее руках, все в ее власти: дом, работа, дети. Но со смертью кормильца жизнь ее резко меняется. Теперь ей са-мой надо будет и землю пахать, и урожай собирать, и детей кормить. Поэтому смерть в зимнем лесу для Дарьи является избавлением ее от скорби и непосильного труда.

«Кому на Руси жить хорошо». Рассказанная самой героиней история жизни делает ее более правдивой и достоверной, а народные песни, имеющиеся в тексте главы, лишь усиливают впечатление.

До замужества росла Матрёна Тимофеевна как у Христа за пазухой. Родные жалели ее, так как предчувствовали нелегкую жизнь, которую готовит ей судьба в чужой семье. Так и получилось:

И хотя любил ее муж и не бил плетью, многое ей пришлось вынести: и смерть сына, и порку.; Однако не сломалась Матрена Тимофеевна, выдержала столько, что счастья за работой, за хлопотами, за каждодневным страхом за судьбу детей так и не увидела. А впрочем, разве не в этом женское счастье?

«Орина, мать солдатская» Некрасов говорит о простой женщине, сын которой вернулся из царской армии, но, сокрушенный болезнью, вскоре умер, оставив мать одну. Велико горе материнское!, «горя реченька бездонная».

Жизнь женщины - это вечное терпение, независимо от того, к какому сословию она принадлежит..

«Русские женщины» посвящена подвигу жен декабристов, которые отправились за мужьями в ссылку в Сибирь. Княгини Трубецкая и Волконская оставили все: родных, богатство, положение в обществе ради того, чтобы быть со своими мужьями, переносить тяготы и лишения, вызванные дорогой. Декабристки шли на каторгу, веря в свое предназначение - страдание осилить терпением. Поэт описал подвиг только двух женщин, хотя было их куда больше, но именно Волконская и Трубецкая «другим дороги проложили». Он описывает мужество жен декабристов, их стремление быть рядом с мужьями в трудную минуту. Так, княгиня Трубецкая спорит с иркутским губернатором, чтобы тот дал ей коней для того, чтобы она могла ехать дальше:

Подпишу! И живо - лошадей!..

О своем назначении она говорит:

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

Вторая часть поэмы посвящена княгине Волконской. Как и Трубецкая, эта женщина последовала вслед за мужем и остановить ее не могли ни отец, ни мать, ни братья:

Была из-под Киева вызвана мать,

«образумить» меня приказал.

Но волю мою сам Господь подкреплял,

Испытания, выпавшие на долю княгини, не сломили ее, а напротив, укрепили в ней дух и веру в правильность ее решения следовать в Сибирь. Это настоящая патриотка, и даже муж был поражен: ее самоотверженностью: «Так вот ты какая!» - Сергей говорил».

Для Некрасова образ матери, образ женщины, образ жены был главным в его творчестве. Хочется сказать спасибо этому великому мастеру слова, который сумел не только рассказать о русской женщине, но и пожалеть ее и возвысить.

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

Разделы: Литература

Оформление:

  • Газета “Я лиру посвятил народу своему”.
  • Стенд о декабристах. (жёны декабристов).
  • Стенд о Н.А. Некрасове.

Высказывания:

“О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!” (Н.А. Некрасов)

“Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства…” (Н.Г. Чернышевский)

“Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца…” (Н.А. Некрасов)

“От любви к женщине родилось всё самое прекрасное на земле.”

Звучит вальс, зажигаются свечи.

Николай Алексеевич Некрасов…

Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

Но сегодня мы чуть по-иному рассмотрим творчество поэта, попытаемся поговорить о том, как поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, начнём наш разговор с матери, удивительной женщины, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.

Елена Андреевна, женщина образованная, со сложившимися духовными запросами, певица с удивительным голосом.

“Как вспоминали о ней старики: небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня”.

Она была несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром.

Её страдальческий образ запечатлён в стихотворениях “Рыцарь на час”, “Несчастные”, “Баюшки –баю”, “Затворница”, в неоконченной поэме “Мать”.

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

Однажды, в 1841 году, возвращаясь из Петербурга в родительский дом, Некрасов торопился на свадьбу сестры Елизаветы, а попал на похороны внезапно умершей матери, не успев повидаться с ней.

На фоне “Лунной сонаты” Бетховена.

У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мог ещё увидеться с тобой.
И опоздал!

Ночь. Лунный свет заливает землю, церковь, могилы, поэт полон печальных дум.

Повидайся со мною, родная!
Появись лёгкой тенью на миг!
сю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, - грудью своей
Защищая любимых детей.

Да, я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой – царицею
Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения
Ты, чистейшей любви божество!

Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.

Обратимся к стихотворению “В дороге”. Содержание – простой бесхитростный рассказ ямщика о семейной трагедии. Его жена, крепостная девушка Груша, получила воспитание в барском доме. Она не приучена к тем нечеловеческим лишениям, к тому каторжному труду, что были уделом крестьянки. Внезапно по капризам молодого барина Груша была изгнана из господского дома и выдана замуж за крепостного мужика. Непомерно суровые условия жизни, нравственные страдания героини делают её существование невыносимым и ведут к безвременной могиле.

(Отрывок из стихотворения “В дороге”).

Эта мысль продолжается в другом стихотворении Некрасова – “Тройка”.

Здесь поэт восхищается пленительной красотой русской девушки-крестьянки, которая мечтает о счастье, любви. Но иная судьба уготовлена ей.

(Звучит романс “Что ты жадно глядишь на дорогу” в исполнении Ивана Суржикова).

Сердечность, искренность и глубина чувств русской девушки-крестьянки показаны и в поэме “Коробейники”. Ожидание возлюбленного, тоска по нему, чистая любовь невесты Катеринушки, которая предпочла всем щедрым подаркам “бирюзовый перстенёк”, показаны в этом произведении. Прослушаем отрывок из поэмы, который стал одной из самых популярных народных песен.

(“Коробейники” в исполнении Надежды Кадышевой).

В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы-крестьянки, и женщины-труженицы.

Но это и женщины, способные на подвиг во имя любви, женщины, которые живут не в нужде, богатые, знатные, верные супружескому долгу, отказывающиеся от сословных и имущественных привилегий, женщины-дворянки.

Об этом мы узнаём, читая поэму “Русские женщины”.

Жёны декабристов Волконского, Трубецкого, Давыдова, Муравьёва и других бросили вызов Николаю I, вопреки его желанию отправились в Сибирь.

Поэт написал две части, каждая из которых может быть названа поэмой: “Княгиня Трубецкая” (1871 год) и “Княгиня Волконская” (1872 год). Готовность обречь себя на все тяготы жизни жены каторжника, самоотречение, стойкость – это всё черты, присущие Екатерине Ивановне Трубецкой.

(Показ портретов Трубецкого и Трубецкой на компьютере).

(Инсценировка отрывка из поэмы “Княгиня Трубецкая”).

Не менее ярко показан ещё один образ женщины-декабристки, жены Сергея Григорьевича Волконского, Марии Николаевны.

(Показ портретов на компьютере).

В 1827 году она последовала в Сибирь за мужем, оставив в Петербурге маленького сына Николая. Ребёнок вскоре умер.

Некрасов преклоняется перед ней, пожертвовавшей всем ради мужа, ради любви.

Прослушаем отрывок из поэмы (звучит “Лунная соната” Бетховена).

Обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем свете прежних дней.

Теперь я хочу раскрыть ещё одну страничку нашего вечера.

Поэт, восхищённый женщинами всех сословий, всю жизнь преклонявшийся перед ними, конечно же, не мог не любить и не быть любимым. Поговорим о любви в жизни поэта, попытаемся понять, какую роль в его жизни сыграло это высокое, светлое чувство.

В начале сороковых годов Н.А. Некрасов познакомился с Авдотьей Яковлевной Панаевой (Брянской).

(Показ портрета на компьютере).

С самого раннего детства и до последних дней судьба обращалась с ней жестоко. Много страдала она от тяжёлого деспотического характера родителей, особенно матери, картёжницы и самодурки.

“Меня никто не ласкал, а потому я была очень чувствительна к ласкам,” - вспоминала она. В восемнадцать лет она вышла замуж. Её муж, Иван Иванович Панаев, увлекающийся светскими удовольствиями, вскоре после после женитьбы охладел к жене. Она многое прощала ему, надеясь, что он образумится. Но этого не случилось.

Некрасова же не покидала надежда покорить сердце этой женщины.

Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне.
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь свою считаю, -
Я праздную его в душе моей!

Писал Некрасов в стихотворении “Да, наша жизнь текла мятежно”.)

Некрасов стал всё чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 года он заглядывал к ним чуть не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Отношения Некрасова и Панаевой не были узаконены церковным браком, так как в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова в самом высоком и лучшем смысле этого слова. Однако толки и сплетни вокруг “незаконного” брака не прекращались очень долго.

Панаева постоянно помогала Некрасову в работе. Вместе написали романы “Три страны света”, “Мёртвое озеро” и другие.

У Авдотьи Яковлевны родился от поэта сын, который юридически считался сыном Панаева. Вскоре мальчик умер. Это уже был третий ребёнок, которого она потеряла. Поэт писал Тургеневу: “Бедный мальчик умер. До сей поры не могу справиться с собой.” Некрасов глубоко переживал за Авдотью Яковлевну. Она заболела и уехала лечиться за границу, на морские ванны. Настроение у неё было подавленное, нервы расшатаны:

Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряжённые глаза –
И кажется, зарёю обновленья
В них никогда не заблестит слеза.

В этот период обстоятельства личной и общественной жизни Некрасова были достаточно сложными, обострилась болезнь, что сильно отразилось на его и без того нелёгком характере. Нервы сдали, он стал раздражаться по пустякам. Чтобы как-то рассеяться, поэт уехал в Москву и жил на даче у Боткина. Авдотья Яковлевна поехала вслед за ним, но вскоре вернулась после одной из очередных ссор.

В записной книжке Некрасова сохранилась запись:

“Без клятв и общественного принуждения я всё сделала во имя любви, что только в силах сделать любящая женщина.” Но вскоре она вернулась.

Тяжёлый год – сломил меня недуг,
Беда застигла, - счастье изменило, -
И не щадит меня ни враг, не друг,
И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой
С своими кровными врагами,
Страдалица! Стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щёки,
И необузданная речь
Сливается в ужасные упрёки…

Здоровье Некрасова ухудшается. Он пишет Тургеневу: “Скажи, понравятся ли тебе эти стихи?”

Давно – отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам;
Они приветливо яснели…
На край обрыва я ступил –
Вдруг волны грозно потемнели,
И тайный страх меня смутил!...
Поздней, - любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда…
Теперь один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов,
И та же мысль приходит снова,
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою.

Тургенев ответил: “Стихи твои просто пушкински хороши - я их тотчас на память выучил.”

Брат Некрасова Фёдор Алексеевич поссорился с братом Авдотьи Яковлевны из-за денег. Во время ссоры Фёдор Алексеевич так оскорбил Авдотью Яковлевну, что она решила разойтись с Некрасовым. Вспоминая о ссорах с Панаевой и об её упрёках, поэт впоследствии напишет:

Мы с тобой бестолковые люди…
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Но всё же разлад дал трещину в отношениях: они то жили, то расходились.

Окончательный разрыв произошёл в 1863 году. Авдотья Яковлевна вышла замуж за литератора Головачёва, родила дочь и вся отдалась её воспитанию. Но счастье длилось недолго: вскоре её муж умер.

Облик этой далеко не заурядной женщины и с годами не тускнел в благородной памяти поэта. Почти через десять лет после того, как они расстались, он писал:

И ещё одна женщина в жизни поэта – Зина, дочь умершего рядового (обер – офицера) Викторова, а настоящее её имя Фёкла Онисимовна.

Некрасов называл её более благозвучным именем – Зина.

Это была молодая жизнерадостная женщина, от которой веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к поэту.

Появилась она в доме Некрасова в конце 60-х годов. Ей было 19 лет.

Часто Некрасов, передававший какой-нибудь эпизод из деревенской жизни, говорил ей ласково: “Зина, выйди, пожалуйста, я должен скверное слово сказать”. И она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут.”

Поэт смотрел на свои отношения с ней серьёзно, она не была для него случайным увлечением.

Недаром он посвятил ей свою поэму “Дедушка” и три стихотворения.

Некрасов стремился дать ей образование, приглашал учителей, много занимался с ней сам.

Эта женщина любила верховую езду, охоту, рыбную ловлю.

Именно ей пришлось утешать, поддерживать больного поэта в последние годы. Его мучили боли. Когда они прекращались, он призывал Зинаиду Николаевну, усаживал возле себя и вёл с нею задушевную беседу. Суровое лицо его преображалось, глаза светились кроткой грустью.

Пододвинь перо, бумагу, книгу!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал.

Помоги же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Вот ещё красивая картина –
Запиши, пока я не забыл!

Да не плачь украдкой! – Верь надежде,
Смейся, пой, как пела ты весной,
Повторяй друзьям моим как прежде,
Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучительным недугом
Позабыл о смерти твой поэт!

Ухаживали за больным Некрасовым Зинаида и Анна Алексеевна Буткевич, любимая сестра поэта. Зиночка, которая была моложе и со сном справлялась труднее, садилась на пол и уставлялась на зажжённую свечу:

Двести уж дней, двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днём в сердце твоём
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Тёмные зимние ночи…
Зина! Закрой утомлённые очи!
Зина! Усни!

Больной, почти умирающий Некрасов – неожиданно для всех близких – решил обвенчаться с Зинаидой Николаевной.

Может быть, поэт хотел “хотя бы внешним образом отблагодарить свою сгоравшую на огне бескорыстной любви подругу” (но, может быть, и другое: юридически оформить её права на наследование).

Ещё за год до венчания, в мае 1876 года, понимая, что жить остаётся недолго, Некрасов написал стихотворение и посвятил его Зине.

Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру, моя померкнет слава,
Не дивись и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моём, -
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.

(Звучит музыка “Вальс о вальсе”.)

Закончить вечер хочу словами Н.Г. Чернышевского о Некрасове: “Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства.”

У поэта мы видим новое отношение к женщине, уважение её нравственных прав, признание равенства между любящими.

Лирика Н.А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он «лиру посвятил народу своему». Некрасов описывал народную жизнь, полную лишений, унижений, бесправия. И, в то же время, прославлял русский народный характер, позволяющий простому человеку сохранять чувство собственного достоинства, оптимизм, веру в будущее.

Среди простых героев Некрасова немало и женских образов - теме горькой доли русской крестьянки посвящено множество стихотворений поэта. Героини Некрасова совершенно разные, но их объединят прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба.

Так, героиня стихотворения «В дороге» по барской прихоти была приобщена к культуре, воспитана вместе с детьми помещика. А затем, опять же по барской прихоти, была выдана замуж за простого мужика. Жизнь в замужестве стала для этой героини кошмарным сном – ведь она не была приучена ни к крестьянскому труду, ни к полуголодному существованию. Но истинная трагедия этой женщины заключается в том, что, почувствовав себя человеком, она в один миг оказалась в положении бесправного животного.

Историю этой женщины рассказывает ее муж. И он, и мы прекрасно понимаем, что героиня погибнет – от тоски, от нравственных мучений, от невозможности что-либо изменить: «Погубили ее господа...»

Примером типичной судьбы крестьянской женщины является жизнь Матрены Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Этой героине пришлось немало пережить в своей жизни - смерть детей, побои, голод, одиночество, ощущение полного бесправия. Она убеждена, что простая женщина не может быть счастливой: «Не дело между бабами счастливого искать». Однако, несмотря на все тяготы, эта героиня сумела сохранить внешнюю стать и красоту, сумела сохранить свое достоинство, оптимизм, сердечную доброту и чувство юмора. Недаром она пользуется большим авторитетом среди односельчан.

Но героини Некрасова – это не только крестьянки. Поэт описывает горькую долю женщины вообще, независимо от ее происхождения. Так, например, жизнь героини стихотворения «Еду ли ночью по улице темной» - одна большая мука. Эта женщина ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».

Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, - только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.

Все героини Некрасова поистине прекрасны. Они, несмотря на «грязь жизни», сумели сохранить в себе человека. Именно женщины являются поддержкой и опорой для сильной половины человечества, а иногда стоят наравне с мужчинами в идейной, политической борьбе. В 1855 году Некрасов пишет поэму «Саша», в которой рассказывает историю о том, как девушка Саша, дочь мелкопоместных дворян, выросшая среди природы и знающая о тяготах народной жизни, решила посвятить свою жизнь служению народу:

Чем неутешнее дитятко ваше,

Тем встрепенется светлее и краше:

В добрую почву упало зерно -

Пышным плодом отродится оно!

Поэма Некрасова «Русские женщины» посвящена женам декабристов, не побоявшихся поехать за своими мужьями в Сибирь и обречь себя на ссыльную жизнь. Эти благородные, красивые женщины, изнеженные и избалованные, нашли в себе силы бросить привычное им существование ради любимых мужей и той благородной цели, за которую пострадали декабристы («И тихого ангела бог ниспослал В подземные копи…»).

Однако есть в творчестве Некрасова и любовная лирика – так называемый «панаевский цикл», посвященный жене поэта А.А. Панаевой. Облик героини здесь противоречив. С одной стороны, он желанен, любим, боготворим, потому что жена – самый родной человек для поэта. А с другой стороны, герой не в состоянии добиться полной гармонии, полного слияния со своей любимой, именно поэтому в «панаевском цикле» так значим мотив ссоры, разлуки.

Кроме того, «женский образ» присутствует в стихотворениях Некрасова, посвященных теме поэта и поэзии. В этой лирике художник постоянно подчеркивает, что его муза – это сестра крестьянских женщин. Именно поэтому она «бледная, в крови, кнутом иссечена» («О Муза! Я у двери гроба!»)

Подтверждает это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Оно представляет собой описание молодой крестьянской женщины, которую секли на площади:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Такое сопоставление позволяет нам сделать несколько выводов и о качествах музы Некрасова: она сурова, мужественна, сильна и стойка. Муза, как и молодая крестьянка, прекрасна своей, простой и неброской, но настоящей красотой, которую смогут оценить достойные люди.

Таким образом, женские образы в творчестве Н.А. Некрасова играют большую роль. Героини поэта очень разные – по своему возрасту, социальному положению, взглядам на жизнь. Однако всех их объединяет горькая судьба (по мнению Некрасова, женская доля – это всегда тяжелая доля), а также лучшие «женские» качества, позволяющие героиням оставаться прекрасными в любых условиях, быть опорой для своих любимых мужчин и для всех окружающих.