Поместный собор русской православной церкви. Кто и когда упразднил Поместный Собор

Важнейшими итогами собора стали принятие нового устава Русской православной церкви а также канонизация девяти подвижников православия:

На Соборе 1988 года, в отличие от Соборов 1945 и 1971 годов , дискуссии по вопросам церковного устроения на различных уровнях были весьма оживлёнными, порой приобретали острый характер: нередко члены Собора высказывали диаметрально противоположные суждения .

Подготовка

Деятельность собора

6 июня

Поместный Собор открылся 6 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры преподобного Сергия. На Собор прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви .

В Президиум Собора были избраны Патриарх Пимен и постоянные члены Синода. Собор образовал Секретариат во главе с митрополитом Одесским Сергием , Мандатную комиссию под председательством митрополита Сурожского Антония и Редакционную комиссию во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым) .

Слово приветствия поместному собору от Совета Министров СССР огласил председатель по делам религий Константин Харчев . С приветствиями в адрес собора обратились почётные гости. На первом заседании с докладом «1000-летие Крещения Руси» выступил митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) .

В тот же день митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Для прославления в лике святых были предложены: великий князь Московский Димитрий Донской (1350-1389), Андрей Рублёв (1360 - I половина XV века), Максим Грек (1470-1556), митрополит Макарий Московский (1482−1563), преподобный Паисий Величковский (1722-1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 - начало XIX века; почитаемая в народе), святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891), святитель Феофан Затворник (1815-1894). Решением собора был совершен чин канонизации.

Благоверный князь Димитрий Донской был местночтимым святым несколько веков, на некоторых фресках XVI века его писали в нимбе - собор утвердил то, что уже давно было церковной практикой. Так же и с другими канонизированными на соборе святыми. Местное почитание преподобного Андрея Рублёва, известно с конца XV века . Преподобный Максим Грек был местно почитаем с конца XVI века . Прославление Макария Московского отчасти было и поклоном в сторону старообрядчества . Ксения Петербургская почиталась в народе и в XIX-м и в XX веке; особенно во время и после Великой Отечественной войны. .

В деяниях собора о канонизации также было сказано:

Напечатать их жития и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных… Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чём иметь Священному Синоду .

7 июня

На утреннем заседании 7 июня с докладом «Жизнь и деятельность Православной Церкви», содержащим обзор основных событий в жизни церкви со времени предыдущего поместного собора в 1971 году , выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) .

На вечернем заседании с докладом о миротворческой деятельности Русской Православной Церкви выступил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) . В докладе были освещены миротворческие аспекты экуменической деятельности Церкви в 1970-80-е годы.

Председатель Учебного комитета, ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) выступил с докладом «Духовное образование Русской Православной Церкви». В докладе была отражена история духовного просвещения и школьного дела на Руси, особенное внимание докладчик уделил духовному просвещению в синодальный период , а также привел отчёт о деятельности духовных школ в период после Поместного Собора 1971 года. Особое внимание в докладе уделено проблемам, перед которыми на тот момент столи духовные школы.

Главным событием вечернего заседания 8 июня стало обсуждение и принятие нового Устава Русской Православной Церкви, разработанный и представленный Собору архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым), обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28-31 марта 1988 года. Во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки. При выработке нового устава архиепископ Кирилл (Гундяев) использовал наработки собора 1917-1918 годов . Был отвергнут устав 1945 года. Объяснялось это тем, что устав 1945 года готовился в срочном порядке во время войны и многие моменты были не определены - устав признан абсолютно устаревшим.

«Положение об управлении Русской Православной Церковью», принятое на Поместном Соборе 1945 года, устарело. Изменения, внесенные в него в 1961 году, продиктованные сложной ситуацией, в которой оказалась Церковь на рубеже 50-60-х годов, привели к тому, что духовенство оказалось фактически отстраненным от руководства приходами, а юридически - и вообще от самих приходов.

Это был первый Устав в истории Русской Церкви. В синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного регламента », в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент» заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917-1918 годов. С 1945 года по 1988 годы действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью» .

Устав ввёл периодичность созыва Поместных и Архиерейских Соборов - не реже одного раза в два года. Был расширен состав Священного Синода: число его временных членов увеличено до пяти. Были восстановлены епархиальные собрания. Правящий епископ при содействии собрания (из равного числа клириков и мирян) руководит церковной жизнью в епархии. При самом епископе учреждается епархиальный совет в составе не менее четырёх человек, одна половина из которых должна назначаться епископом, а другая - избираться епархиальным собранием на один год. Важнейшим изменением стала отмена решения Архиерейского Собора 1961 года об отстранении священника от финансово-хозяйственной деятельности. Высшим органом в приходском управлении становилось приходское собрание из клириков и мирян - членов прихода; председателем собрания избирался настоятель храма. Исполнительным органом приходского собрания, призванным реализовывать его решения и подотчетным ему, стал приходской совет из трёх членов: председатель, его помощник, казначей .

На вечернем заседании Собора 8 июня был принят ряд других документов: «Обращение к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», «Обращение ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви».

Обращение «К чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью» содержало призыв представителей Русской Православной Церкви заграницей к диалогу:

Такой диалог милостью Божией, мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды. Заверяем вас, что никоим образом мы не хотим ни стеснить вашу свободу, ни получить господство над наследием Божиим (1 Пет. 5. 3), но всем сердцем стремимся к тому, чтобы прекратился соблазн разделения между единокровными и единоверными братьями и сестрами, чтобы мы могли в единомыслии единым сердцем возблагодарить Бога у единой Трапезы Господней .

Обращение «ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом» было выражено стремление к сближению со старообрядчеством :

Поместный Собор Русской Православной Церкви <…> с глубокой болью вспоминает возникшее в XVII веке разделение чад церковных <…> Мы молитвенно уповаем, что изменившиеся условия религиозной жизни в нашем Отечестве позволят всем нам вновь почувствовать наше духовное родство…

Вы, наши единокровные и единоверные братья и сестры, хотя и не находитесь в молитвенном общении с Московским Патриархатом, но разделяете с нами общие труды, направленные на благо нашего земного Отечества, на сохранение и упрочение мира между народами.

Духовное сокровище «древлего благочестия» ныне открывается не только тем, кто исповедует спасительную веру Христову, но и тем, кто ценит в древних памятниках проявление нашей национальной культуры .

9 июня

9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности».

На заключительном заседании Собора с докладом от Мандатной комиссии выступил митрополит Сурожский Антоний.

Заключительное слово на Соборе произнёс Патриарх Пимен.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ, съезды епископов (иногда также представителей священников и мирян) автокефальных (самостоятельных) христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т.п.

  • - Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием...

    Русская энциклопедия

  • - съезды высшего христиан, духовенства, представляющего все поместные церкви...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - чрезвычайные собрания пастырей и учителей Церкви для решения важнейших вопросов и установления правил, обязательных для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов...

    Православный энциклопедический словарь

  • Политология. Словарь.

  • - съезды высшего духовенства христианской церкви. На выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов...

    Политология. Словарь.

  • - ПЕРВЫЙ, 20-й Вселенский собор, открытый папой Пием IX 8 декабря 1869, 20 октября 1870 был вынужден закрыть свои заседания из-за оккупации Рима войсками итальянского королевства...

    Энциклопедия Кольера

  • - общецерк. съезды представителей высшего христ. духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. с. начали...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Москва, Нижний Новгород, Рязань и Переяславль...
  • - Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных церквей, составляющееся с целью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - главный вид русских вооруженных сил в московский период...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - собрания иерархов католической церкви, происходившие в Ватикане, 1-й В. с.) заседал с 8 декабря 1869 по 20 сентября 1870...
  • - съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера...

    Большая Советская энциклопедия

  • - съезды епископов автокефальной христианской церкви или митрополии, архиепископства, провинции и др. для решения вопросов вероучения, культа, церковного управления, церковной дисциплины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - съезды епископов автокефальных христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т.п....

    Современная энциклопедия

  • - вселенские соборы католической церкви, проходившие в Ватикане. 1-й Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали; подтвердил его верховенство в церкви...
  • - съезды служителей самостоятельных христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т....

    Большой энциклопедический словарь

"ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ" в книгах

СОБОРЫ

Из книги Роден автора Шампиньоль Бернар

СОБОРЫ Роден восхищался мастерством зодчих Средневековья. Он объездил Францию, посещая церкви и соборы и внимательно изучая их. Для него не только величественные готические соборы, но и старые церквушки в заброшенных деревнях являлись прекрасным уроком, подлинным

Французские соборы

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Французские соборы I Посвящение в искусство Средневековья Принципы Соборы внушают чувство доверия, надежности, покоя – благодаря чему? Благодаря гармонии.Здесь необходимо сделать несколько технических замечаний.Гармония – в живых организмах есть результат

КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ

Из книги МИР ТИШИНЫ автора Пикар Макс

КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ Тишина заперта и надёжно защищена в стенах собора. Как плющ в течение столетий обвивается вокруг стен, так и соборы вьются вокруг тишины. Их возвели вокруг тишины.Безмолвие романского собора существует в виде субстанции, как если бы соборы уже одним

СОБОРЫ

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

СОБОРЫ - Вы сказали, что замки и соборы объединяет устремленность ввысь.- Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это

Земские соборы

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

Поместные оклады

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Поместные оклады Таковы общие черты поместной системы. Обращаясь к подробностям, находим указания, что люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне, получали поместья от 800 до 2000 четвертей (1200-3000 десятин), стольники и дворяне московские - от 500 до 1000 четвертей

II. Аквитанские соборы

Из книги Идеология меча. Предыстория рыцарства автора Флори Жан

Земские соборы

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Соборы и их достижения

Из книги Христианская традиция. История развития вероучения. Том 2. Дух восточного христианства (600-1700) автора Пеликан Ярослав

Соборы и их достижения "Кто просветил вас верою в святую, единосущную и поклоняемую Троицу? И кто поведал вам о воплощенном домостроительстве одного из ее Лиц?" . Хотя Максим тотчас отвечает, что этот свет и знание были даны по "благодати пребывающего в вас Христа,

Таблица 2.14. Богатейшие прусские поместные дворяне (в миллионах марок)

Из книги Аристократия в Европе, 1815–1914 автора Ливен Доминик

Таблица 2.14. Богатейшие прусские поместные дворяне (в миллионах марок) Богатство Доход Провинция 1. Принц Хенкель ф. Доннерсмарк 177 12 Силезия 2. Принц Христиа-Крафт, Гогенлоэ-Оринген (герцог Уйестский) 151 7 Силезия 3. Ганс-Гейнрих, Фюрст фон

6. Соборы

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том III автора Болотов Василий Васильевич

Поместные соборы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк)

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк) Образование поместных Церквей Древние митрополии. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы

§54. Соборы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

§54. Соборы Лучшие сборники документов соборов: Harduin (1715, 12 vols.), и Mansi (1759, 31 vols.).С. J. Hefele (католик, епископ Роттенбурга, участник Ватиканского собора 1870): Conciliengeschickte, Freiburg 1855; second ed. 1873 sqq., 7 vols, до собора во Флоренции, 1447 (см. vol. I., pp. 83–242). Английский перевод W. R Clark and H. R. Oxenham

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ. ПИСАНИИ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ. ПИСАНИИ П.с. называются соборы, созываемые отдельными Поместными церквами для решения канонических, дисциплинарных, богослужебных и др. вопросов. Правило о периодич. созыве П.с. было принято еще на I *Вселенском соборе (325). Ряд П.с.

Участие мирян в управлении Церковью остается одним из наиболее актуальных вопросов в современной жизни РПЦ. Что следует понимать под «соборностью» Церкви? Насколько соответствует современная практика проведения Поместных и Архиерейских соборов каноническому наследию древней Церкви? Над этими и другими вопросами рассуждает протоиерей Александр Задорнов.

Существование каждой Православной Поместной церкви напрямую связано с территориальным фактором. Область, на которую распространяется правительственная, судебная и вообще административная власть данной Поместной церкви, составляет её каноническую территорию . Принцип канонической территории предполагает взаимное уважение к правам каждой Церкви на ее деятельность в пределах данной территории, регулируемой каноническими нормами о невмешательстве епископата одной Церкви в дела другой. Эти нормы подразумевают единство учительной, сакраментальной и правительственной церковной власти, восхищение которой рассматривается правилами Церкви как посягательство на самый принцип церковного единства.

Напоминание этой элементарной нормы церковного устройства необходимо для правильного понимания функционирования такого кратологического единства. «Носителем церковной власти, - говорит в своих лекциях по церковному праву проф. С. В. Троицкий, - является весь епископат (орган - соборы епископов)... В Православной Церкви есть несколько видов соборов, а именно: 1) соборы вселенские, 2) соборы поместные, постановления которых были усвоены вселенскими соборами, 3) соборы епископов нескольких автокефальных церквей, 4) соборы епископов одной автокефальной или автономной церкви»[i] .

Собор епископов автокефальной церкви и есть собор Поместный - во всяком случае, именно так понимает его состав Канонический корпус Православной Церкви (в виде Фотиева Номоканона). Такой собор не просто «наделён» высшей церковной властью (ибо такое «наделение» понимается в современной практике как синоним «делегирования»), но обладает ею именно в силу статуса своих участников.

Несмотря на ясное понимание этого вопроса с канонической точки зрения, история Русской поместной православной Церкви начала XX века знает прецедент иного понимания этого вопроса. Дискуссии о созыве собора Российской Православной Церкви, проходившие более столетия назад, выявили одно важное явление российской церковной жизни - смешение понятий «представительства» и «властных полномочий». Проходившие на почве зарождения русского парламентаризма в 1905-1906 гг., эти дискуссии невольно переносили своё понимание законодательного представительства (наподобие Государственной Думы тех лет) на действие принципа соборности в Церкви.

Менее всего такое понимание связано с составом Собора поместной Церкви, хотя и по этому вопросу не было единства в российском епископате. «Древняя вселенская Церковь знала только соборы епископов. <...> Практическим основанием для привлечения в состав Собора выборных - представителей белого духовенства и мирян выставляется отстаивание их интересов перед епископами-монахами. Но единственной целью законного и правильно составленного церковного Собора может быть только благоустроение Церкви и церковной жизни; отстаивание какой-нибудь частью Собора своих «интересов» может только затруднить, а никак не облегчить достижение этой цели» , - справедливо писал священномученик архиепископ Агафангел (Преображенский), в то время занимавший Рижскую кафедру. Как всегда более резко высказывался епископ Волынский Антоний (Храповицктй): ««Настойчивые домогательства текущей литературы о включении в состав Собора выборных от белого духовенства и мирян путём всеобщей подачи голосов представляют собою прямой сколок парламентских выборов республиканских государств, но стараются обосновать себя на церковных канонах» .

Допускавший участие мирян на Соборе архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) признавал, тем не менее, такое участие каноническим новшеством: «Итак, какова бы ни была практика Церкви в разное время, выработанный историческим опытом и соборами узаконенный канонический строй Церкви знает для областей только соборы епископов»[v] . И, наконец, компромиссный вариант предлагал митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский): «10. Все члены Собора имеют в собраниях решающий голос в вопросах второстепенных 11. При рассмотрении же вопросов веры , буде таковые возникнут, и коренных вопросов канонического устройства Церкви, вообще принципов канонической её жизни, решающий голос принадлежит только одним епископам, а пресвитерство и миряне участвуют в сем рассмотрении с голосом совещательным» .

Иными словами, соучастие в принятии решений в виде совещательного голоса следует отличать от легитимности этих решений в силу принятия их субъектом канонической власти, каковым в Церкви является епископат. Что касается ссылок на подписи соборян - не-епископов под актами Вселенских соборов, то подпись василевса придавала последним силу государственных законов, а подписи некоторых монахов под определениями Седьмого Вселенского собора были допущены из уважения к ним как защитникам иконопочитания. Тем самым вопрос, как отмечалось выше, связан не столько с составом собора Поместной церкви, сколько с носителями церковной власти, в таком соборе участвующими.

Предполагаемое ныне действующим каноническим Уставом Русской Православной Церкви разделение своего собора на Архиерейский и Поместный вызвано исторической необходимостью, связанной с условиями существования православного христианства в России XX века. Такого разделения не знает тот Собор 1917-1918 гг., который многие считают чуть ли не «канонической иконой» всякого церковного собора.

Устранение ненормального церковного положения («синодальный строй» в Российской империи) в ненормальных, экстренных внешних условиях составляет историческую заслугу Собора 1917-1918 гг. и не вина соборян в том, что принимаемые ими положительные определения фактически не были жизнеспособными уже в момент их принятия. Чтобы убедиться в последнем, достаточно посмотреть текст определения «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 года, т. е. месяц спустя после прихода к власти большевиков и формирования ВЦИК и СНК. Однако ссылаться на недопустимость изменений этих соборных постановлений в силу их принятия на Поместном соборе означает не только недопустимым образом абсолютизировать их значение, но и проявлять элементарную каноническую безграмотность.

Церковь как Тело Христово является творцом собственного права. Если нормы Канонического корпуса не могут быть отменены ввиду отсутствия равного по полномочиям соборного органа, то действующее церковное право каждой Поместной церкви регулируется епископатом этой церкви. Как и в случае с гражданским законодательством, актуальные нормы действующего церковного права нельзя нарушать, а не изменять . Естественно, такое изменение вызывается необходимостью, связанной с церковной жизнью в конкретное время и на определённой территории.

Кроме того, и состав Собора 1917-1918 гг., и рецепция его определений вызывают серьёзные сомнения в его «иконичности». Вместо иерархического , Собор следовал принципу сословного представительства. Иначе трудно объяснить участие в его заседаниях в качестве делегатов представителей гражданских институтов - действующей армии, членов Государственной думы и Государственного совета. Если же вспомнить, что рецепция соборных определений означает не столько «согласие с ними всей Церкви» (по-видимому - той части, чтио в Соборе не участвовала), а возможность их реального исполнения - большая часть этих постановлений должна быть признана рецепцию не прошедшей .

Стоит напомнить, что в самоназвании собора («Священный собор Православной Российской Церкви»), в его официальных документах нет указаний на его «поместность» как на «вид» собора. Если понятие о «Поместном» соборе и встречается в предсоборных документах, то, повторимся, указывает оно на самый принцип - вне указания на его состав. Также и в ссылках на соборные деяния, даваемые в церковных документах уже в 30-х годах мы не найдём никакого подчёркивания его состава .

Подобное разделение начинается только с принятия в 1945 году «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Поместный и Архиерейский соборы по данному положению отличались объёмом своих полномочий, однако законность их решениям придавало согласие с ними соборного епископата, для чего и было введено особое Архиерейское совещание на соборе. Но и тогда в лекциях по церковному праву, читавшихся в возрождённой Московской духовной академии, говорилось о том, что в области церковного управления «носителем такой власти является Вселенский епископат. Вселенскость эта простирается не только на пространство, но и на время, неизменная формула Соборов: «наследующе божественным отцем». Органы епископата - Вселенские и Поместные Соборы. В случае затруднительности созыва Соборов согласие епископов достигается путем обмена посланиями или личных переговоров глав Автокефальных Церквей («согласие рассеянной церкви»)» . Сроки созыва так понимаемого Поместного собора в нынешнем Уставе не оговариваются, за исключением необходимости избрания Патриарха. Собственно, такого рода избирательные Поместные соборы только и известны в Русской Церкви, начиная с собора 1917 года. Из шести Поместных соборов 1917-2009 гг. лишь один не был собором избирательным - Поместный собор 1988 года, созванный в связи с юбилеем крещения Руси.

Привести к канонической норме положение с соборами Поместной Русской Церкви призван опубликованный недавно комиссией Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления »[x] . Документ констатирует разрыв между положением канонического Устава о принадлежности высшей власти в области канонического устроения Поместному, а не Архиерейскому собору с такими задачами последнего как «принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов и епархий». Совершенно справедливо предложение документа внести в Устав указание на властные полномочия Архиерейского собора как в законодательной, так и исполнительной власти. Что касается власти судебной, то она принадлежит этому собору и де юре как третьей судебной инстанции в судебной системе Русской Православной Церкви.

Как же быть с «ролью мирян в церковной жизни»? Повторим ещё раз - эта роль не может быть сведена к участию в действиях церковной власти, законно принадлежащей епископату и в отдельных случаях и проявлениях делегируемой им клирикам - особенно во власти учения и судебной. Что касается такого делегирования в отношении мирян, то оно должно стать предметом особого канонического исследования.

Вне такого «кратологического» участия за мирянами остаётся право обсуждения соборных определений - как до самого их принятия, так и после (одно, - но не единственное и решающее! - из проявлений рецепции). Высказываемые опасения в устранении мирян от участия в совещании относительно соборных документов игнорируют «Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви» .

Говоря о принадлежности полноты власти в Церкви собору епископов, этот документ подчёркивает единение епископата с клиром и возглавляемым ими народом Божиим. Церковный законодатель определяет консультативные функции Присутствия, ставя перед его членами задачу содействовать высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви (Положение I. 1). Одновременно ставятся функциональные рамки такой задачи, подразумевающие пределы такого содействия. Эти пределы связаны с предоставлением точной, выверенной и объективной информации по содержанию и форме (контексту) конкретного обсуждаемого вопроса. Заключение работы комиссий Присутствия «должно содержать конкретные предложения по решению обсуждаемого вопроса и, в качестве приложения, сводку мнений, выраженных в ходе обсуждения» (Положение IV. 3).

Иными словами, работа Межсоборного присутствия и его подразделений (комиссий) связана с информационно-аналитическим обеспечением при принятии стратегических решений. Эта задача двухуровневая: 1) собственно подготовка необходимой к обсуждению информации и 2) само обсуждение, предполагающее выработку проектов решений по обсуждаемым вопросам. К таким проблемам отнесены вопросы в «сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий» (Положение I. 2).

[i] Троицкий С. В . Лекции по Церковному праву. Машинопись. 113 с. (Архив МДА). С. 82.

Их обзор см.: Георгий Ореханов, свящ. Предсоборное Присутствие о составе Поместного Собора. Богословский аспект дискуссии // Он же. На пути к собору. М., 2002. Сс. 157-177.

1. Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом.

2. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

3. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора.

Положение о составе Поместного Собора, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором.

4. Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора регламент заседаний, программу, повестку дня, структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о регламенте заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.

5. Поместный Собор:

а) служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение;

б) принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви;

в) избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси и принимает решение об его уходе на покой;

Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором;

г) по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви;

д) в необходимых случаях обращается к Архиерейскому Собору с предложением повторно рассмотреть ранее принятые им решения в области вероучения и канонического устроения с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора;

е) инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного Присутствия;

ж) заботится о сохранении чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

з) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления.

6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха — Местоблюститель Патриаршего Престола.

7. Кворум Поместного Собора составляет 2/3 членов Собора, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов — членов Собора.

8. Поместный Собор утверждает регламент заседаний, программу, повестку дня и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора президиум, секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

9. Президиум Поместного Собора состоит из председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

10. Секретариат Поместного Собора состоит из секретаря в архиерейском сане и двух помощников — клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются секретарем и утверждаются председателем.

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

12. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют соборный совет.

Соборный совет является руководящим органом Поместного Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;

б) координация всей деятельности Собора;

в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;

г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

13. Все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается председателем Собора по его инициативе, по решению совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

14. Открытие Поместного Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

15. Заседания Поместного Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов президиума Собора.

16. В открытых заседаниях Поместного Собора, помимо его членов, могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Поместного Собора.

17. Решения на Поместном Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. При равенстве голосов в случае открытого голосования решающее значение имеет голос председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

18. Решения Поместного Собора в форме постановлений и определений подписываются председателем и членами президиума Собора. Иные документы, утвержденные определениями (постановлениями) Собора, визируются секретарем Собора.

19. Все официальные документы Поместного Собора подписывают Патриарх Московский и всея Руси (Местоблюститель), члены президиума и секретарь.

20. Постановления Поместного Собора вступают в силу сразу после их принятия.


Согласно Уставу Русской церкви, Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.

Поместный Собор, в частности, утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству, канонизирует святых, избирает патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания, определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством, выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

Поместный Собор как канонический термин обозначает Собор поместной Церкви (тем самым подразумевается его противопоставление Вселенскому Собору). Однако более распространено восприятие Поместного Собора как Собора широкого состава, в который входят не только епископы, как в случае с Архиерейским Собором, но также клир и миряне.

Исходя из этого, более распространенного, значения, можно сказать, что в истории Русской церкви было всего пять Поместных Соборов, и все они проходили в XX веке: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах. Все Соборы (за исключением Архиерейских Соборов), которые проводились прежде, были скорее прообразом этих Поместных Соборов.

В то же время важно иметь в виду, что единая модель участия клириков и мирян в Поместных Соборах XX века отсутствовала.

Соборы на Руси созывались, начиная с Крещения Руси в 988 году. Однако о Соборах Киевского периода исторической науке почти ничего не известно. Более подробные сведения начинают поступать, начиная с периода татаро-монгольского ига и Московской Руси.

Выборов на т.н. Поместные Соборы, которые проводятся в XX веке, до этого не проводилось. Существовала традиция (жесткой регламентации не было) приглашать на Собор видных московских священников (обычно их представляли настоятели кремлевских соборов и церквей), настоятелей крупных монастырей Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Кроме того, присутствовал царь со своей свитой. Подписи под деяниями Соборов ставили обычно только епископы, что придавало им качество скорее Архиерейских Соборов. Великие князья и цари сами указывали предметы соборных рассуждений, они же нередко публиковали соборные постановления от своего собственного лица.

Наиболее известные Соборы до синодального периода (1721-1917 годы: в это время Соборы не проводились, а Церковь управлялась Синодом)

Владимирский Собор 1274 года:

Принял "Кормчую книгу" святого Саввы Сербского, которая имела важное значение для церковного права, запретил рукоположение лиц, не достигших канонического возраста, и холопов;

Осудил духовенство за отступления от церковного устава при совершении евхаристии и крещения, пьянство, языческие обряды и зрелища, бесчинные игры в канун праздников, народные бои, не обходившиеся без гибели участников;

Осудил обычай водить невест к воде, запретил изображать кресты на земле и на льду.

Собор 1503 года:

Распорядился расселить т.н. "двойные монастыри", в которых одновременно жили монахи и монахини;

Запретил вдовствующим представителям духовенства совершать богослужения, если они не примут пострига.

Стоглавый Собор 1551 года:

Издал Уложение из 100 глав, в котором были собраны и систематизированы все нормы действующего на то время права Русской церкви ("Кормчая", "Устав святого Владимира", постановления Собора 1503 года, послания митрополитов).

Постановления Стоглава касались архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и попечения о нищих. Постановления Стоглава о двуперстии, о "Сугубой Аллилуии" стали впоследствии знаменем для старообрядцев.

Запретил светским судам судить духовных лиц;

Предложил епископам и городскому духовенству устраивать школы для подготовки ставленников;

Мирянам предоставлялась возможность выбирать кандидатов священства;

Осудил распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества, судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство.

Собор 1590 года (проходил после учреждения патриаршества в Москве в 1589 году):

Издал деяние с грамотой Константинопольского патриарха Иеремии II об избрании патриархом Иова и о патриаршем титуле его преемников.

Большой Московский Собор 1667 года:

Был созван для суда над патриархом Никоном. В деяниях Собора участвовали Восточные патриархи: Александрийский и Антиохийский.

Постановил лишить патриарха Никона сана и сослать его в Белозерские монастыри;

Осудил старообрядцев;

Отменил постановление Филаретовского Собора 1621 года о перекрещивании западных христиан и запрет священнослужения вдовствующим священникам и диаконам;

Запретил рукополагать невежд;

Повелел священникам обучать своих детей грамоте;

Постановил вступивших во второй брак священнослужителей лишить сана, но дозволил им петь на клиросе или вступать на государеву службу, кроме военной;

Запретил мирянам судить клириков за церковные преступления;

Запретил постригать одного из супругов без согласия другого, а также требовать от постригающихся вкладов в монастырь;

Постановил митрополитам носить белые клобуки, а диаконам и священникам - скуфью;

Выработал норму взаимоотношений церковной и государственной власти, согласно которой царь имел преимущество в делах политических, а патриарх - в церковных.

Московский собор 1675 года:

Установил положения о преимуществах и отличиях патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц;

Постановил варить миро для всей Руси только в Москве;

Запретил священникам отдавать свои места в приданое дочерям, с тем чтобы эти места переходили к зятьям.

Поместные Соборы (XX век)

Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов (открылся 15 августа 1917 года в Успенском соборе Кремля)

Проходил с широким представительством мирян. Участвовали представители самых разных слоев - от графа до мастера валеной обуви и авиамеханика, офицеры, видные мыслители: знаменитый востоковед Борис Тураев, академик Николай Никольский, Сергей Булгаков, Евгений Трубецкой.

Восстановил патриаршество;

Избрал патриархом путем жребия из трех кандидатов Тихона (Беллавина);

Издал определения порядке избрания, правах и обязанностях патриарха, о Священном Синоде и Высшем церковном совете, о местоблюстителе патриаршего престола, о епархиальном управлении, о приходах, монастырях и монашествующих, о правовом положении Церкви в государстве, привлечении женщин к участию на разных поприщах церковного служения.

Поместный Собор 1945 года:

Принял положение об управлении Русской церковью;

Поместный Собор 1971 года:

Отменил клятвы (предание проклятию - "ИФ") Большого Московского Собора 1667 года на старообрядцев, признал старые русские обряды "спасительными, как и новые обряды, и равночестными им".

Поместный Собор 1988 года (год тысячелетия Крещения Руси):

Прославил в лике святых Димитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского;

Издал Устав об управлении Русской церковью.

Поместный Собор 1990 года:

В Соборе участвовало 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян. Ему предшествовал Архиерейский Собор, который избрал трех кандидатов на патриарший престол.

Избрал патриарха Алексия II;

Канонизировал праведного Иоанна Кронштадтского;

Постановил проводить Соборы с участием клириков и мирян раз в пять лет (правда, это решение было отменено на Архиерейском Соборе 2000 года).

Подготовил обозреватель "Интерфакс-Религия" Алексей Соседов



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Материалы в данном сюжете

02.02.2009 22:26 | "Русский Newsweek"
Вот вам крест

02.02.2009 12:15 | "Время новостей"
Аксиос!

01.02.2009 19:36 | "Богослов.Ру"
Троице-Сергиева лавра и Предстоятели Русской Церкви

01.02.2009 17:27 | Благовест-инфо
Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась в храме Христа Спасителя

30.01.2009 19:07 | Благовест-инфо
Участие мирян в Поместном Соборе – свидетельство силы Церкви, считают участники выборов Патриарха

30.01.2009 16:51 | Благовест-инфо
Андрей Кураев: мирян, представляющих «православие с человеческим лицом», не было на Поместном соборе

30.01.2009 16:37 | Благовест-инфо
Атмосферу выборов Патриарха задал митрополит Ювеналий, считает Андрей Кураев

30.01.2009 14:32 | "Русская линия"
Архимандрит Назарий (Лавриненко): Создание предсоборного совещания было бы полезно

30.01.2009 14:29 | "Русская линия"
Иерей Алексий Мороз: "Архиереи должны знать, чего хочет народ"

30.01.2009 11:52 | "Би-би-си"
Чего ожидать от новоизбранного Патриарха?

30.01.2009 10:26 | "Вести.Ru"
Символы патриаршего облачения

29.01.2009 14:58 | "Ежедневный журнал"
Русская Церковь на перепутье

29.01.2009 14:15 | РИА Новости
Особенности облачения Московского первосвятителя. Справка

29.01.2009 14:03 | "Патриархия.Ру"
Поздравление Патриарха Антиохийского митрополиту Кириллу, избранному Патриархом Московским и всея Руси

29.01.2009 13:03 | Патриархия.Ru
Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви

29.01.2009 12:46 | "Коммерсантъ"
Новый Патриарх принял первое решение

29.01.2009 12:08 | "Комсомольская правда"
Митрополит Кирилл: «Самая большая проблема сейчас - это кризис человеческой личности»

29.01.2009 11:27 | "Время новостей"
Великий пост принял

29.01.2009 11:05 | Благовест-инфо
В интронизации нового Патриарха примет участие делегация Армянской Апостольской Церкви

29.01.2009 10:55 | Благовест-инфо
Католикос всех армян направил поздравления новому главе РПЦ

29.01.2009 00:29 | Пресс-служба президента Украины
Поздравление президента Украины Виктора Ющенко Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

28.01.2009 17:08 | "Комсомольская правда"
Патриарх Кирилл: путь к Богу лежит через совесть

28.01.2009 15:43 | Представительство Святого Престола в РФ
Поздравление представителя представителя Святого Престола в Российской Федерации архиепископа Антонио Меннини митрополиту Кириллу, избранному Патриархом Московским и всея Руси

28.01.2009 15:13 | "InoPressa/La Repubblica"
Первый постсоветский Патриарх. Православная Церковь избрала Кирилла

28.01.2009 12:21 | Благовест-инфо
Епископ Иосиф Верт надеется на продолжение православно-католического диалога при новоизбранном Патриархе

28.01.2009 11:29 | "Российская газета"
Патриарх избран

28.01.2009 10:52 | "Известия"
«Приемлю. Благодарю. И нимало вопреки глаголю»

28.01.2009 10:37 | Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России
Поздравление Главного раввина России Адольфа Шаевича митрополиту Кириллу, избранному Патриархом Московским и Всея Руси

28.01.2009 10:26 | Пресс-служба Главного раввина России
Поздравление главного раввина России Берла Лазара митрополиту Кириллу в связи с избранием Патриархом Московским и всея Руси

28.01.2009 10:06 | Благовест-инфо
Ординарий Римско-католической архиепархии Божией Матери приветствовал избрание митрополита Кирилла на Патриарший престол

28.01.2009 09:53 | "Время новостей"
Кирилл первый

28.01.2009 02:31 | Благовест-инфо
Члены «Единого отечества» и Молодежного корпуса «Наших» приветствовали у стен храма Христа Спасителя избрание нового Патриарха

28.01.2009 00:18 | Служба коммуникации ОВЦС
Слово митрополита Кирилла, избранного и нареченного Патриархом Московским и всея Руси

27.01.2009 22:02 | Благовест-инфо
Патриархом Московским и всея Руси избран митрополит Кирилл

27.01.2009 19:52 |
Процедура избрания Поместным Собором Предстоятеля Русской Православной Церкви (Москва, 27–29 января 2009 года)

27.01.2009 19:50 | Благовест-инфо
Митрополит Филарет объяснил, почему он взял самоотвод

27.01.2009 18:54 | Благовест-инфо
Начинается подсчет голосов на выборах Патриарха

27.01.2009 17:12 | Благовест-инфо
Имя нового Патриарха будет известно к 7-8 часам вечера – глава пресс-службы Московской патриархии

27.01.2009 16:52 | Благовест-инфо
Митрополит Филарет снял свою кандидатуру с голосования на выборах Патриарха

27.01.2009 16:09 | "Богослов.Ру"
Делегаты Поместного Собора из числа мирян: аналитический обзор тенденций

27.01.2009 15:56 | Пресс-служба Поместного Собора
Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (Москва, 27-29 января 2009 года)

27.01.2009 15:00 | "Нескучный сад"
Мирянин на Соборе: равняется ли соборность демократии?

27.01.2009 14:08 | Благовест-инфо
Митрополит Кирилл посвятил свой доклад основным событиям в Русской Православной Церкви за последние 18 лет

27.01.2009 12:34 | Благовест-инфо
В храме Христа Спасителя открылся Поместный собор Русской Православной Церкви

27.01.2009 12:11 | "Известия"
Каждый голос на счету

27.01.2009 11:51 | "Патриархия.Ru"
Слово Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла по совершении Божественной литургии в день открытия Поместного собора РПЦ

27.01.2009 00:05 | "Поместный Собор - 2009"
Социологический портрет участников Поместного Собора

26.01.2009 17:00 | "Коммерсантъ"
Трое среди равных

26.01.2009 12:22 | "Известия"
Архиереи выбрали кандидатов в патриархи

26.01.2009 11:17 | "Время новостей"
Собор закрытого типа