Эмоциональное развитие детей 3 года. Эмоциональное, социальное и психическое развитие ребенка

Почему люди смеются?
Нарисуйте ребенку несколько кукол с разными выражениями лица: кукла смеется, кукла плачет, кукла сердится. Показывая на каждое изображение, спрашивайте у малыша, что делает кукла. Рассматривая смеющуюся куклу, поинтересуйтесь, что могло ее рассмешить, вместе с ребенком придумайте веселую историю. Поговорите о том, что кажется смешным вашему ребенку. Показывая на плачущую куклу, спросите, что нужно делать, когда кто-нибудь плачет (пожалеть). Так же обсудите, что может стать причиной слез и т.д.

Игра способствует развитию навыков общения, речи, знакомит с эмоциями.

Два человечка
Возьмите двух кукол и поговорите с малышом от их имени. Одна кукла - веселая, другая - грустная. В соответствии с настроением кукол меняйте интонацию голоса. Пусть веселая кукла расскажет малышу что-нибудь смешное, а грустная кукла попросит ее пожалеть. Предложите крохе развеселить грустную куклу: спеть ей песенку, нарисовать что-нибудь яркое и веселое.

Игра способствует развитию речи, навыков сопереживания.

Грустный, веселый
Нарисуйте малышу несколько человечков, на лицах которых отсутствует рот. Попросите ребенка дорисовать рты на изображениях, учитывая при этом, что один человечек веселый, второй грустный, третий недовольный. Помогайте крохе наводящими вопросами: «Что человек делает, когда ему весело? (Улыбается, смеется). А когда грустно? (продемонстрируйте опущенные уголки рта). А сердитый человек хмурит брови и сжимает губы».

Игра способствует эмоциональному развитию ребенка.

Цветное настроение
Вам потребуются: краски.

Нарисуйте что-нибудь желтой краской. Поинтересуйтесь у ребенка, как он думает, желтая краска - веселая или грустная? На что она похожа? «А как ты думаешь, каким цветом можно нарисовать грустный день? Веселое утро? И т.п.»

Игра способствует развитию ассоциативного мышления, эмоциональной сферы.

Такая разная музыка
Предложите малышу послушать веселую песенку и потанцевать под нее. Потом поставьте спокойную музыку. Возможно, ребенок захочет подвигаться и под медленные звуки. Обратите его внимание, что под быструю музыку движения получаются иные. Возьмите кроху на колени и просто послушайте музыку. Поинтересуйтесь у малыша - на что она похожа. Покажите, как можно водить рукой в такт мелодии, попросите ребенка сделать то же самое.

Игра способствует развитию эмоциональной сферы, слухового восприятия.
Зайчишка-трусишка
Вспомните героев любимых сказок: лисичку-сестричку, зайчишку-трусишку и серого волка. Поинтересуйтесь у малыша, почему их так называют. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему: «Почему лису называют хитрой? Потому что она всех обманывает. А заяц - самый слабый, у него нет острых зубов и сильных лап, поэтому он всех боится и т.п.».

Спросите кроху, кто из перечисленных персонажей нравится ему больше всех. Почему? А кто не нравится? Почему?

Игра способствует развитию речи, эмоциональному развитию.

Солнышко
Прочитайте малышу стихотворение.

Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое»

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Г. Бойко

Поговорите о том, почему солнышко называют добрым, чистым, почему хочется его расцеловать. Сравните солнечный день с ненастьем. Обсудите, что можно делать на улице в ясную погоду, в дождливую.

Игра способствует эмоциональному развитию.

Эмоции отличают человека от животного, помогают ему общаться с другими людьми, справляться со сложными ситуациями. Они определяют наше будущее и настоящее. Умение владеть собственными чувствами, выражать их при помощи различных средств − важное умение для каждого человека. Но это умение не появляется просто так.

Новорожденный ребенок имеет ограниченные возможности выражения собственного недовольства или радости: крик или молчание. Задача каждого родителя – помочь малышу научиться понимать свой внутренний мир, выражать его в доступной форме, сдерживать при необходимости. Это непростой процесс, требующий внимания и времени.

Зачем развивать эмоциональный мир

Среди множества причин для развития эмоциональной сферы можно выделить:

  • Развитие головного мозга. Расширение спектра эмоций стимулирует работу нервных окончаний, способствуя формированию новых нейронных связей. Чем ярче и многограннее эмоциональная жизнь малыша, тем быстрее происходит физическое и сенсорное развитие;
  • Регулировка действий. Осваивая окружающее пространство и познавая мир, крошка испытывает разнообразные чувства, опираясь на реакции взрослых формирует линию поведения. Испуг мамы на попытку исследовать розетку вызовет понимание опасности задуманного действия;
  • Развитие игровой деятельности. Дети учатся через игру. Эмоциональный отклик на игровые действия позволяют формировать базу для будущего обучения;
  • Социализацию. Дети, обладающие широким спектром чувств, легче проходят этап социализации, относятся к окружающим более мягко, формируют дружеские отношения;
  • Подготовку к трехлетнему кризису. Родители, занимающиеся развитием эмоциональной сферы малыша, преодолевают негативные проявления легче и быстрее;
  • Управление чувствами. Через познание внутреннего мира карапуз учится их понимать, управлять ими.

Направления эмоционального развития

Развитие эмоциональной сферы ребенка включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Расширение спектра эмоций. При рождении малыш имеет возможность выразить любые ощущения через крик или молчание, постепенно взрослея, начиная овладевать собственной речью, мимикой, движениями; спектр проявления чувств расширяется, накапливается эмоциональный опыт. Наращивание познаний о собственных чувственных возможностях происходит в течение всей жизни человека, позволяя ему справляться со всеми возникающими вопросами.
  • Углубление осознанности переживания. Каждое чувство вызывается определенными событиями, действиями и не всегда хватает слов, чтобы описать весь испытываемый спектр. На помощь в этом вопросе приходит эмоция.
  • Освоение возможности контролировать поведения. Новорожденный не может сдерживать собственный крик от голода или другого неприятного события, ребенок дошкольного возраста уже умеет сдерживать эмоции.

Дети учатся, копируя родителей и окружающих людей. В период до 3 лет хорошо показать малышу варианты проявления внутренних ощущений.

На первом этапе кроха будет очень рад смотреть, как изменяется ваше лицо, интонация, голос. Его будет забавлять возникшая перемена, а с течением времени он сможет проводить логические цепочки, связывающие ваше настроение и определенные события. Видя эту связь, будет пытаться повторить за вами, не всегда вначале удачно выбирая необходимый вариант, но со временем все четче показывая свои чувства.

В зависимости от возраста крохи его эмоциональный спектр имеет разные характеристики, позволяя вести работу исходя из необходимых для определенного возраста занятий.

Эмоции и их развитие с рождения до 1 года

Первая и основная эмоция в начале жизненного пути ребенка – крик. Сразу после появления на свет малыш оповещает мир о своем появлении, и впоследствии этот вид проявления чувств становится основным для отражения всех ощущений крохи.

Эмоции первого года жизни характеризуются неустойчивостью, кратковременностью и вместе с тем бурным проявлением. Наличие факторов, приносящих новорожденному неудобства (голод, грусть) выражаются криком. Через короткое время появляется первая улыбка, за нею смех. Крик постепенно начинает различаться в зависимости от причины, его вызывающей. Многие мамы быстро начинают различать интонации и применять необходимые действия для нормализации эмоционального состояния. Если мама, слыша плач ребенка, понимает причины его появления, четко реагирует, то малыш очень быстро поймет, каким образом попросить о необходимых действиях.

Эмоции ребенка до года формируются из ощущений. Чувства становятся мотивом для определенного поведения, импульсивного выражения пожеланий. Через соответствие внутренних переживаний действиям формируются будущие поступки. Одной из хитростей формирования поведения является наблюдение за реакцией, контроль собственных действий.

Хорошо, когда мама не устраивает паники в простых ситуациях, не выказывает ужас от небольших огрехов, излишне не опекает кроху. Это работает очень просто. Если малыш упал, но при этом не ушибся, верным будет не хватать его на руки и жалеть, а приобняв спокойно ему сказать, что ничего страшного не случилось.

В обратной ситуации дети, подрастая, прибегают к хитрости, требуя повышенного внимания, начинают плакать без видимой причины.

Формируя эмоциональную сферу ребенка до года, родителям стоит показывать собственным примером, какие разные реакции могут быть на схожие ситуации. При падении мама может пожалеть и даже поплакать вместе с крохой, если удар очевидно сильный. Но в другом случае может просто пожалеть и утешить.

Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет

Формирование эмоциональной сферы ребенка после 12 месяцев начинает изменяться.

Малыш осваивает хождение и начинает активно играть с разнообразными предметами. Направление развития чувственности крохи переходит из среды ощущений в предметную деятельность. Наличие тех или иных эмоций начинает проявляться в результате успешной или провальной деятельности. Часто негативные чувства направлены непосредственно на предмет, вызвавший недовольство. Появляется стремление изменить ситуацию через давление на взрослых, применяя уже изученные варианты эмоционального поведения.

Среди наиболее часто встречаемых проявлений негативного направления у детей с года до 2 присутствуют:

  • Гнев;
  • Злость;
  • Огорчение;
  • Неудовольствие.

Видя эти проявления, родители должны понять, какой именно предмет или действие не получается у крохи, и объяснить или показать, как правильно поступить. Объяснения должны быть спокойными и ласковыми. Уже в этом возрасте стоит рассказать малышу, что все когда-то этого не умели, но постепенно, прилагая усилия, все получится. В награду за родительское терпение и помощь, дети проявляют большой спектр положительных эмоций:

  • Улыбку;
  • Радостные возгласы;
  • Смех.

Эмоциональное развитие ребенка в этом периоде происходит по пути последовательной социализации. Чувства чаще применяются как возможность показать свою самостоятельность, привлечь внимание, подчеркнуть успех. Ближе к двум годам малыши начинают эмоционально воспринимать не только действия, но и сюжеты сказок, задумки в организованных играх.

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет: от действия к сопереживанию

Ребенок третьего года жизни уже активно осваивает родную речь. Переживания медленно переходят от реакции на действие к сюжету игры. Малыш часто сам создает вымышленный мир, развивая первоначальную задумку по знакомым шаблонам. Если кроха видит, как мама стирает или готовит, то герои его игр будут использовать это действие. Отличительной чертой такой игры будет полное копирование эмоций взрослого.

К этому периоду желательно полностью контролировать свои чувства, не допускать негативных реакций на ситуацию. Не стоит, ударив молотком по пальцу, употреблять ругательные выражения. Их эмоциональная окраска заинтересует карапуза, уже спустя пару секунд вы услышите четкое повторение ваших слов и действий.

В период от 2 до 3 лет появляются эстетические реакции. Малыш начинает воспринимать характер музыки, красоту природы и одежды. Четко улавливается попытка разграничить мир на красивое и не очень. Эти эмоции появляются на базе младенческого опыта изучения окружающего мира. Постепенно удивление от новых предметов преобразуется в любознательность, появляются первые вопросы, связанные с сутью вещей и событий, а не внешней характеристикой.

Общие положительные проявления чувств дополняются новыми негативными эмоциями:

  • Зависть;
  • Ревность;
  • Жадность;
  • Соперничество.

Проявлению негативных эмоций способствует появляющийся интерес к сверстникам. Отсутствие опыта социального общения, попытка сконцентрировать внимание на себе, непонимание возможных вариантов коммуникации приводят к формированию неправильных эмоциональных реакций. Задача родителей на этом этапе:

  • Показывать, как нужно общаться с другими детьми;
  • Научить играть в команде;
  • Объяснить, почему проявляемые реакции не желательны.

Этап эмоционального развития ребенка от 2 до 3 лет – переломный момент, заканчивающийся . До достижения малышом 3 лет необходимо максимально помочь ему освоить основные эмоции, научить выражать их при помощи творчества, слов.

Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.

Последовательность

Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.

Сдержанность

Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость — не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станут для карапуза лучшим примером контроля.

Творчество

Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением. Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир. Предлагайте в момент гнева нарисовать его чувства, слепить из пластилина причину расстройства. Пусть он попробует перенести внутренний негатив на физические объекты, посмотреть на них со стороны.

Беседа как инструмент коррекции

Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании как поступить. Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злится, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями. Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.

Игра

Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как она выглядит со стороны, подсказав в каких ситуациях ее использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.

Актерское мастерство

Одним из способов развития эмоциональной сферы является тренировка лицевых мышц перед зеркалом. Вместе с крохой попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит, как они выглядят. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.

Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становление личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие. Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями. Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенству его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.

Развитие эмоциональной сферы детей 2-3 лет посредством сенсорных игр»

На протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера претерпевает существенные качественные преобразования. Остановимся на ее характеристике в раннем возрасте (от рождения до 3 лет).

Известно, что эмоциональность врожденна. Первые эмоциональные реакции ребенка имеют безусловно-рефлекторную природу, являясь следствием неблагополучной внешней среды или внутреннего дискомфорта. Как правило, это отрицательные эмоции (плач, крик). С помощью взрослых малыш овладевает внешними формами эмоционального реагирования. Это так называемые фиксированные эмоции, которые возникают на основе подражания взрослым, например на улыбку, нежный голос мамы и др.

Ранний возраст – период, когда одной из основных нитей, связывающих малыша с окружающим миром выступает сенсорика (процессы ощущения и воспитания). Развитие воспринимающих систем организма ребенка (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов) способствует эмоциональным проявлениям малыша. Разномодельные ощущения выступают природными стимулами эмоциональных реакций детей. Ощупывая, пробуя, прислушиваясь и т.д. ребенок реагирует на сенсорные раздражители, идущие извне. Так, плач может являться результатом резких слуховых или болевых тактильных ощущений, радость – приятных, желанных зрительных воздействий и т.д.

Характер эмоциональных проявлений во многом зависит от сенсорной компетентности малыша, иными словами, от умелости находить предметы по звуку, сосредотачивать взор и т.д. Вводя ребенка в богатый мир ощущений взрослые обеспечивают естественную тонизацию его эмоциональной сферы, предохраняют ее от негативных трансформаций.

На втором и третьем годах жизни происходит дальнейшая социализация и интеллектуализация эмоций. Ребенок начинает ходить, говорить, значительно расширяется его жизненное пространство. Непосредственно эмоциональное общение, манипуляции с предметами, уступают место ситуативно-познавательному общению, функциональному освоению рукотворного мира (лопатой – копают, ложкой – едят и т.д.). Эмоции теперь возникают не только на предмет, с которым предстоит действовать, но и на самостоятельно полученный результат, например, застегивание пуговиц. Совершенствование умений создает благоприятную основу для возникновения эмоциональной заинтересованности в использовании игрушек, предметов.

Складываются новые чувственные отношения. В простейших этических ситуациях начинают проявляться нравственные чувства, например, утешающие действия в виде поглаживания, протягивания любимой игрушки. Реагируя на разнохарактерную музыку, ритмичность потешек, прибауток ребенок проявляет эстетические чувства.

В эмоциональной жизни двух-трехлетних детей начинает активно использоваться речь. Хотя из-за недостаточности ее развития они часто используют лишь отдельные словосочетания, а порой просто звуки. При целенаправленных педагогических воздействиях происходит становление словаря эмоциональной лексики. Ребенок может адекватно воспринимать слова злой волк, испуганный заяц, веселый медведь и т.д.

Эмоциональное развитие двух-трехлетних детей по-прежнему тесно связано с сенсорным. Расширение сенсорного опта за счет увеличения палитры ощущений, совершенствования восприятия приводит и к большему разнообразию эмоционально-экспрессивных реакций у детей.

Важная роль отводится сенсорной сфере. Она служит ключом, приводящим в движение механизмы эмоциональной сферы, обуславливает полноценное развитие ребенка в целом.

Таким образом, эмоциональные проявления ребенка в раннем возрасте зависят от окружающей его социальной обстановки, от взрослых, которые поддерживают природную повышенную эмоциональность малыша, создают условия для тонизации его эмоциональной сферы, расширения гаммы экспрессивных реакций.

Осуществляя работу по эмоциональному развитию детей 2-3 лет, важное место стоит отвести сенсорным играм, которые помимо включения детей в содержательное взаимодействие с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизма эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой подготовки к их проведению, весьма привлекательны для малышей и, в свою очередь, служат основным источником эмоционального развития в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Вот некоторые из них:

«Ветерок»

Воспитатель держит в руке султанчик и произносит слова:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей!

Вей. Вей ветерок,

Догони его, дружок!

Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

«Чудесный мешочек»

Воспитатель, наполняя мешочек различными предметами (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и др.) задает детям различные игровые задачи:

Найди себе друга

Достань, что понравилось

На что похоже и т.д.

«Путешественники»

Воспитатель предлагает детям походить босиком по поверхности различного качества: мягкой, ребристой, гладкой и т.д.

«Веселая пушинка»

Воспитатель держит в руке ватный шарик и говорит детям:

Веселая пушинка

Летала, летала

И Села деткам на носик!

Воспитатель дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка

Веселая пушинка

Летала. Летала

И села деткам на щечки!

Воспитатель дотрагивается до щеки каждого ребенка. Игра продолжается, «пушинка» садится детям на ушко, ладошки и т.д.

«Скачем на коне»

Основу игры составляет стихотворение Я. Акима «Весело мне»

Яблоки – веники Дети

Весело мне имитируют

Весело мне езду на

Я скачу на коне! Лошадке

Яблоки, веники, Движутся в

Вихрем лечу, разных

Вихрем лечу я, направлениях

Куда захочу!

Яблоки, веники, Дети останавливаются.

Конь мой устал, Воспитатель делает акцент на слове

Конь мой устал, «устал», просит изобразить

И скакать перестал. Уставшего коня.

Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обуславливались непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают опосередковуватись его отношением к тем или иным явлениям. Вследствие появления опосредованности эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок проявляет способность сдерживать небажа ни эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и до усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на"хорошо"и"плохо","можно"и"нельзя", все чаще"хочу"уступает"надо"сдержек ния ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, т.е. свертывания внешних проявлений. Например, уже младший дошкольник в ситуации обиды, огорчения пытается сдержать слезы. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведении, особенно, когда она связана с игровой ролью. Вот в"больницу"принесли зайчика, которому волк оторвал ухо. Ребенок-врач едва сдерживает слезы, но"врачи не плачут"Вместе взрослый должен серьезно отнестись к случаям, когда дошкольнику не удается сдержать своих эмоций, не ставить при этом непосильных вы мог перед ребенком. Такие импульсивные эмоции свидетельствуют, как правило, о телесном неблагополучия ребенка (боль, голод, жажду), которое следует устранить правило, про тілесне неблагополуччя малюка (біль, голод, спрагу), яке слід негайно усунути.

Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). В сложной системе мотивов отличаются главные и и второстепенные, возникает способность ребенка подчинять свое поведение главным за счет потери второстепенных. Деятельность ребенка приобретает развернутого характера, состоит из нескольких этапов, на основ и чего возрастает значение эмоции в функции предсказания. Ребенок хочет получить достаточно отдаленный результат, эмоционально воспринимает возможность его достиженияння.

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки:"что скажет мама?","Отец будет ссориться"Таким образом, эмоции дошкольника включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важен их компонентовважливий їх компонент.

Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единстве вербальных и невербальных средств. Сначала в общении преобладают невербальные и средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач), а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речиі.

Значительного прогресса испытывают высшие чувства, как непременный признак личности. Их развитие происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой. Важную роль види игра общий характер выполнения деятельности дошкольниками, когда они могут сравнивать свои результаты, стремясь к оригинальности. Например, задача украсить комнату, балкон, елку прямо п ередбачае решения детьми эстетической задачи, а при ее достижении дети руководствуются своими эстетическими представлениями. Дальнейшее рассмотрение и анализ выполненных детьми работ обогащает их представления о красивой. Так,. Т. С. Комарова подчеркивает, что целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения составляет единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Знакомя детей с объектами природы, следует обращать внимание на красоту их внешнего вида, вызывать положительное эмоциональное отношение к ним. Изображая природу, дети переживали эстетические чувства .

Эстетические переживания ребенка особенно тесно связаны, с одной стороны с познавательными процессами, а, с другой, с этическими представлениями. Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными переживаниями и, приобретая тем самым для ребенка особой ценности. Открывая новые свойства предметов, находя объяснение для таинственных и непонятных явлений природы, ребенок переживает восторг, радость открытого ття, удивление и сомнение, которые становятся достоянием его опыта на всю жизнь. Вот как описал это состояние ребенка писатель. Андреев. Л. Н:"Ему было 6 лет от роду, седьмой, и мир для него был огромным, живым и неотразимо неизвестным". Благодаря эмоциональном сопровождения познавательная деятельность приобретает для ребенка самоценного характера, она стремится к ее продолжению. Отличительной особенностью интеллектуальных эмоционального й является их стимулирующее воздействие на познавательную деятельность. Их формирование у дошкольника благоприятно сказывается впоследствии на этапе школьного обучения шкільного навчання.

Представление ребенка о красивой и безобразное в собственном поведении служит источником нравственных чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительных героев, подробно. Прома альовуючы их изображение, пользуясь набором цветов. Злых героев малыш изображает ограниченной цветовой гаммой, в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитоок.

Заключение о развитии эмоций дошкольника:

Эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям;

Вследствие появления опосредованности эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;

Эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важный их компонент;

Интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой;

Особенностью высших чувств является их тесная взаимосвязь

Игры на выражение эмоциональных состояний

Умение выражать свои эмоции и управлять ими — важный фактор при общении людей. Для того чтобы понять настроение и чувства другого человека, нужно научиться сопереживать, а поможет нам в этом метод эмпатии — умение прочувствовать внутреннее состояние собеседника. Дети хорошо владеют этим методом: они безошибочно чувствуют, кто их любит, а кто нет; кто хороший человек, а кто плохой. Но не всегда умеют правильно выражать свои эмоции и управлять ими. Существуют игры и упражнения, которые учат ребенка этому. Предлагаем некоторые из таких игр.

«Сделай» лицо

◈ Попросите малыша мимикой изобразить различные эмоциональные состояния — радость, гнев, грусть и др.

Радость

◈ Показать, как радуется ребенок новой игрушке.

◈ Напомните малышу о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Вырази свои чувства мимикой».

Огорчение

◈ Показать огорчение ребенка, у которого заболел друг.

◈ «Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».

Грусть

◈ Изобразить, как грустит больной ребенок.

◈ Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.

Гнев

◈ Показать сердитого ребенка, у которого сломалась любимая игрушка.

◈ Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?

Грустим-радуемся

◈ Когда ребенок научится правильно изображать эмоции, ему можно предложить менять мимику лица: с грустного на веселое (больной ребенок выздоровел), с сердитого на радостное (ему починили игрушку) и т. п.

◈ Он может смотреть при этом в зеркало, чтобы не только чувствовать эмоциональное состояние, но и видеть, как он его изображает.

Хитрая лиса

◈ Недаром говорят: «Хитрая лиса»! Предложите ребенку вспомнить сказки, в которых лиса кого-нибудь обманывает. Пусть он представит лису, которая хочет обманом выманить у волка петуха. Как она может это сделать? (Предложить волку свою помощь — посторожить петуха — или напугать волка известием, что по его следам идут охотники.) Пусть ребенок попытается изобразить лису в тот момент, когда она крадется к волку. Напомните ребенку о том, что это нужно делать так, чтобы было видно, что лиса что-то затевает.

Злой волк

◈ Предложите ребенку изобразить волка, у которого лиса украла петуха. Поговорите о том, как разозлился волк, когда узнал об этом.

Бабочка, радующаяся нектару цветка

◈ Вспомните вместе с ребенком, как наблюдали летом за бабочкой, пьющей нектар цветка. Отметьте, что ей нравится этот сладкий сок. Предложите ребенку представить себя такой бабочкой. Пусть он попытается почувствовать, как хорошо пахнет цветок.

Замерзший воробей

◈ Предложите ребенку вспомнить, как вы наблюдали за замерзшими в морозы птицами, как они сидели нахохлившись, сжавшись в комочек, дрожали, прятали под крыло голову. Дайте ему задание показать замерзшего воробья. Посоветуйте ему закрыть глаза, чтобы лучше войти в образ.

Сломанный цветок

◈ Поговорите с ребенком о том, как больно, наверное, сломанному цветку, ведь он такой же живой, как и мы. Теперь он засохнет. Предложите изобразить это.