Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации. Референдум в российской федерации

Крымский полуостров , вошедший весной 2014 года в состав Российской Федерации, до сих пор остается в центре споров международного сообщества и причиной политических и , которые испытывает Россия. Несмотря на то, что вопрос о кажется уже решенным и окончательным, запад и Украина вряд ли просто так оставят его без внимания. После окончания , Киевские власти, несомненно решат осуществить попытку вернуть под свой контроль заветный полуостров, именуемый многими русским Лазурным берегом. Так, в называют даже конкретные сроки - Крым рассчитывают вернуть за 3 года - к 2017 году. Решением наболевшего

вопроса может стать повторный референдум, который будет проведен в Крыму уже с согласия украинских властей и при присутствии международных наблюдателей.

Повторному референдуму быть?

Данная инициатива родилась на западе и была озвучена некоторыми европейскими дипломатами и политиками, которые испытывают всестороннее давление в связи с экономическими потерями, которые несут европейские компании из-за санкций и контрсанкций. Идея понравилась некоторым российским политикам - ее поддержала партия «Яблоко».

Экспертный взгляд

Корреспондент информационного агентства «Деловые Новости» обсудил предложение с независимым экспертом в области международных отношений Антоном Перовым. По мнению собеседника «Деловых Новостей», идея о проведении нового референдума поможет украинским властям спасти лицо и не погрязнуть в крупном международном конфликте из-за потерянных земель.

Все заинтересованы в решении вопроса

ДН: Насколько актуальной остается проблема Крыма?

Антон Перов: Крымский вопрос до сих пор остается актуальным, поскольку именно с него началась кампания запада против России - после вхождения в состав РФ двух новых субъектов Европа и США ввели санкции, после которых начались экономические проблемы. Вопрос также актуален по той причине, что Киевские власти будут продолжать пытаться вернуть полуостров, по крайней мере риторически. Так что до его урегулирования нет возможности говорить о нормализации отношений с Украиной. Запад также не заинтересован спустить России присоединение Крыма с рук, поскольку Россия впервые продемонстрировала свою решительность и силу и нарушила установленные западом «правила» игры.

Референдум - вероятный сценарий развития ситуации

ДН: Выгодно ли России проведение референдума и насколько он вероятен?

Антон Перов: Мне кажется, что было бы разумным договориться о проведении нового референдума, поскольку нормализация отношений с западом и Украиной - немаловажные задачи для руководства России. Нет смысла бодаться, если есть возможность урегулировать вопрос. Что касается вероятности его проведения, то тут стоит отталкиваться от настроений Крымчан. Власти, безусловно, рассмотрят перспективу его проведения и будут заниматься мониторингом социальных настроений. Если будет понятно, что с большим отрывом победят сторонники вхождения полуострова в Россию, он вполне может быть проведен. Я думаю, что победят как раз сторонники, так что он имеет все шансы на то, чтобы стать явью.

Нормализация отношений не за горами

ДН: Возможна ли нормализация отношений с Украиной и западом после урегулирования вопроса?

Антон Перов: Думаю, что всем уже надоел конфликт, однако никто не хочет идти на уступки и делать первый шаг. Тут появляется возможность выйти из ситуации красиво и снять противоречия. Вполне здравая идея, после которой может быть налажен диалог. Без России невозможно нормальное функционирование мирового хозяйства - мы довольно сильный энергетический, политический и экономический игрок, потеря которого не выгодна западу, который и так уже допустил сближение , что напрямую вредит стратегическим интересам запада.

Понятие референдума. Право на участие в референдуме. В мировой практике референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума - желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными». Например, таковыми были в 1970-1980-е годы референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество.

Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 году в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но, несмотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер. В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом РСФСР «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года. Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но, поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то что в 1990-е годы в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 года референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года, он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти.



Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 году. Ныне действует Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.). Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:

Изменения статуса субъектов РФ;

Досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента или депутатов, Государственной Думы либо перенесении сроков проведения таких выборов;

Принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

Введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

Принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

Амнистии и помилования и др.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится; в течение двух лет после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Проведение референдума Российской Федерации не допускается в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии с решением, принятым уполномоченным федеральным органом, а также в случае, если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ (данное положение не действует в случаях вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции или вопроса, предусмотренногомеждународным договором).

В 2003 году аналогичные положения, содержавшиеся и в ранее действовавшем Федеральном законе, были обжалованы в Конституционный Суд РФ группой депутатов Государственной Думы, утверждавших, что таким образом ограничивается конституционное право граждан на участие в референдуме.

Конституционный Суд указал (постановление от 11 июня 2003 г.), что положениями Конституции обусловливаются характер и содержание законодательного регулирования условий и порядка проведения референдума и выборов в органы публичной власти, с тем чтобы свободное волеизъявление граждан было обеспечено при осуществлении как избирательных прав, так и права участвовать в референдуме. Федеральный законодатель при решении указанных вопросов обладает достаточной свободой усмотрения, которая тем не менее ограничена особенностями высших форм непосредственного народовластия, их предназначением и соотношением.

Исходя из того что каждая из этих форм предназначена для достижения самостоятельных целей, федеральный законодатель определяет время проведения как выборов, так и референдума. Поскольку одновременное проведение выборов и референдума в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан и привести к снижению эффективности и той и другой формы непосредственного народовластия, федеральный законодатель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избирательной кампанией. При этом он должен соблюдать требования Конституции РФ, в том числе закрепленный ею принцип периодичности выборов.

Предусмотренные оспариваемыми законоположениями периоды, в течение которых референдум Российской Федерации не может быть инициирован и проведен, не должны приводить к фактической отмене института референдума. Поскольку федеральное законодательство призвано обеспечивать равные возможности участия граждан РФ в выборах федеральных органов государственной власти и в референдуме Российской Федерации, периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны. Во всяком случае, период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла (который в соответствии со ст. 81 (ч. 1) и 96 (ч. 1) Конституции РФ составляет четыре года), с тем чтобы с учетом установленной действующим законодательством продолжительности кампании по проведению референдума обеспечить возможность проведения в течение четырехлетнего избирательного цикла не менее двух референдумов.

Конституционный Суд РФ постановил признать оспариваемые положения в части, устанавливающей период, в течение которого граждане РФ не могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и проведение такого референдума не допускается, не противоречащим Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу положений Закона период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен, во всяком случае, составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Право на участие в референдуме. При проведении референдума действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления при тайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме, не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует непосредственно. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. Исключается возможность наблюдения за заполнением бюллетеня для голосования.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.

В референдуме и связанных с ним действиях имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день проведения референдума 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума за пределами территории Российской Федерации, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Назначение референдума. Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором и федеральным конституционным законом.

Граждане, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу для сбора подписей в поддержку референдума. Эта инициативная группа должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ. Инициативная региональная подгруппа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о регистрации. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации и извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Основанием для отказа в регистрации инициативной подгруппы может быть только нарушение Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

После регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФ Центральная избирательная комиссия РФ принимает решение о регистрации всей инициативной группы и проведении референдума. При этом указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку референдума. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. Период, в который могут собираться подписи для референдума субъекта РФ, должен составлять не менее 30 дней, а местного референдума - 20 дней.

Центральная избирательная комиссия РФ в течение 30 дней проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и направляет свое решение Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания РФ. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. Этот отказ может быть обжалован в Верховный Суд РФ, но в случае отрицательного решения Суда все процедуры по реализации и инициативы проведения референдума прекращаются. Регистрация инициативной группы может быть отменена судом не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях нарушения закона (порядка выдвижения инициативы и ведения агатиации, подкупа участников референдума и др.).

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой Конституции РФ. Порядок принятия решения об этом должен быть определен Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Референдум назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент назначает референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ не позднее чем через 10 дней определяет дату проведения референдума, при этом голосование может быть назначено на любое воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования решения. Проведение голосования одновременно с выборами федеральных органов государственной власти не допускается.

Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

Систему комиссий референдума составляют следующие комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов РФ;

3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах, в качестве территориальных избирательных комиссий, а также специальные территориальные комиссии референдума;

4) участковые комиссии референдума.

Решение вышестоящей комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума. Эти участки образует глава муниципального образования по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 50 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума.

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется не позднее чем за 21 день до дня голосования территориальной комиссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых главой муниципального образования. Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территории своего участка.

Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляются для ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума. Каждому гражданину РФ предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением причин отклонения заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно.

Агитация по вопросам референдума может проводиться:

1) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий, иных мероприятий);

2) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

3) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

4) иными не запрещенными законами методами.

Расходы на проведение агитации по вопросам референдума подлежат оплате из фондов референдума, за исключением случаев предоставления бесплатного эфирного времени в порядке и сроки, установленные законом. Политические партии - участники референдума могут создавать инициативные агитационные группы на средства из фондов референдума. Инициативная группа по проведению референдума, как и инициативная агитационная группа (в нее должно входить не менее 500 участников референдума), вправе самостоятельно определять методы, формы проведения и содержание своей агитации по вопросам референдума. Запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

3) воинским частям, военным организациям и учреждениям;

4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

5) комиссиям референдума и членам комиссий референдума с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности (это не распространяется на информацию по вопросам референдума).

Инициативная группа по проведению референдума вправе участвовать в проведении агитации только по тем вопросам референдума, которые были предложены ею для вынесения на референдум. Инициативная агитационная группа вправе участвовать в проведении агитации только по тем вопросам референдума, которые были указаны в ходатайстве о ее регистрации. Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица по вопросам референдума возможно только с письменного согласия данного физического лица.

Центральная избирательная комиссия не позднее чем через пять дней со дня поступления документов принимает решение о регистрации инициативной агитационной группы и выдает ей регистрационное свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации.

Проведение агитации начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего фонда референдума и прекращается 00.00 часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Агитация в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются политические партии, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, проводится в тот же период.

Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в 00.00 часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Проведение агитации по вопросам референдума в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны содействовать инициативной группе по проведению референдума, инициативным агитационным группам в организации и проведении массовых агитационных мероприятий.

Голосование и определение результатов. В бюллетене для голосования на референдуме воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «за» или «против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме утверждаются Центральной избирательной комиссией референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума.

На основании протоколов комиссий субъектов РФ по проведению референдума об итогах голосования и протоколов об итогах голосования участковых комиссий по проведению референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума. Центральная избирательная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Комиссия признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная комиссия признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем 25% от общего числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на момент окончания голосования. Решение Центральной избирательной комиссии о признании результатов референдума недействительными может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. В этом случае Центральная комиссия назначает повторное голосование не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения Комиссии.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию Центральной избирательной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума. Центральная комиссия опубликовывает для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту РФ.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ его права на участие в референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, или иным путем либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Количество британцев, выступающих за второй референдум по выходу из ЕС превышает число противников голосования на 16%. Такие цифры получены в результате одного из крупнейших общенациональных опросов общественного мнения.

Исследование ICM, проведенное в рамках проекта Guardian, показало, что 47% британцев предпочли бы сказать свое последнее слово по Brexit после того, как станут известны его условия. Против повторного референдума выступают 34% респондентов.

Если не брать во внимание примерно одну пятую респондентов, не имеющих определенных взглядов по этому вопросу, на повторный референдум согласны примерно 58% населения против 48% выступающих против, что свидетельствует о растущем интересе к этой идее в обществе на фоне недавних переговоров в правительстве.

Опрос продемонстрировал:

Возрастание сомнений в целесообразности выхода из ЕС, причем 43% избирателей обеспокоены тем, что Brexit окажет негативное влияние на экономику Великобритании. Часть опрошенных полагает, что это окажет негативное влияние на "британский образ жизни";

Признаки того, что сторонники лейбористов могут стать более открытыми к переосмыслению идеи Brexit, в то время, как 9% сторонников выхода изменили свое мнение на противоположное, и теперь предпочитают остаться в ЕС. А наиболее всего в поддержку второго референдума выступают представители неквалифицированных рабочих;

Усиление демографического разрыва в связи с отношением к Brexit. На 17% больше молодежи, чем раньше, поддерживают идею остаться в ЕС, в то время, как люди в возрасте за 65 лет в большинстве случаев поддерживают выход Британии;

Расширение географического разрыва в мнениях. В то время как избиратели в Шотландии скорее всего поддержат идею остаться в ЕС, намерение выхода из ЕС остается сильным в Уэльсе и некоторых частях Англии, таких как Мидлендс (Midlands).

Последствия пересмотра результатов референдума трудно предсказать, поскольку страна по-прежнему разделяется в основном на две части, и появляются признаки того, что оба лагеря усиливают свои позиции.

Опрос был поддержан журналистами Guardian, сообщающими из разных концов страны, что они находят усиливающуюся поддержку выхода из ЕС в Мэнсфилде (Mansfield), в то время, как сторонники лейбористов, выступают за второй референдум в Бристоле. Пожилые избиратели в Torbay продолжают поддерживать Brexit, а участники опросов в Leeds реагируют негативно на выход страны из Евросоюза.

В целом, опрос ICM, проведенный в середине января, подтверждает небольшой, но постоянный сдвиг в сторону сохранения позиции страны в ЕС в последние месяцы, 51% из них выражают мнение, что теперь они выступают за то, чтобы остаться в ЕС.

Напомним, недавно в Банке Англии рассказали о .

Ранее проведение второго референдума имело ограниченное количество сторонников. Другой опрос Guardian/ICM в декабре показывал, что 45% избирателей хотели бы, чтобы Великобритания покинула ЕС, независимо от результатов переговоров, 32% населения высказывались за второй референдум и 10% – в пользу голосования в парламенте.

Что произойдет, если парламент отклонит план Brexit, остается неясным, но многие сторонники сохранения места страны в ЕС все чаще утверждают, что голосование может быть сформулировано таким образом, чтобы дать населению Британии шанс изменить свое мнение о выходе из ЕС, если им не понравятся предлагаемые для этого условия.

1. Используя текст Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», а также монографическую и учебную литературу, опишите процедуру подготовки и проведения референдумов в Российской Федерации. Какие вопросы нельзя выносить на референдум?

Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Субъекты права инициативы не могут использовать свое право в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием его результатов.

Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции РФ и иного законодательства Российской Федерации.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, брошюруются по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации и представляются непосредственно в ЦИК.

ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.

Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения - референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме , составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.

После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию :

1) за или против проведения референдума Российской Федерации;

2) за или против участия в референдуме Российской Федерации;

3) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта , федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

    Общество

    arctus

    Л. Гозман либо талантливо изображает дурака, либо не артист

    Либеральное светило, вроде бы человек с высшим образованием, Леонид Гозман в передаче, посвященной неожиданно для него вскрывшимся большим симпатиям населения России к Сталину, начал говорить совсем уж чушь. Что озадачило? То, что излагал твёрдо, уверенно. Про миллионы расстрелянных уже не удивляет: удивило то, что он залез в Великую Отечественную войну и завёл про то, что де…

    21.04.2019 9:16 6

    Общество

    Гибель УСТЬ-ИМАЛКИ. От чего горят леса? — Центр Сулакшина, экспертное мнение

    Концепция всей российской политики – меньше вложиться, больше нажиться — основная причина пожаров в России. В Забайкалье степные пожары охватили сразу несколько поселений, в регионе введен режим чрезвычайного положения. Десятки домов сгорели в селах Унда, Шара, Усть-Ималка и еще в нескольких населенных пунктах в южных районах региона. Так, в селе Усть-Ималка пламя охватило более 30…

    21.04.2019 9:08 15

    Общество

    Вера Афанасьева

    Мосты сожжены

    Во Франции случился страшный пожар — а в России поджоги, и это совсем другая история. Сожжены мосты, обеспечивающие работу строительства могильника в Архангельской области — партизанами, иначе не скажешь. И это вам не с шариками в загонах для митингов стоять, довели людей до ручки. А в Подмосковье подожжена академия иудаики, крупнейшее России еврейское учебное заведение,…

    20.04.2019 21:27 28

    Общество

    Редакция "Народного Журналиста"

    Будни путинизма: Землянских связали, избили и требовали ещё денег

    фото отсюда У челябинских фермеров украли 20 миллионов, которые они хотели потратить на ремонт дорог. Новость о русских полях, благородных сердцах - и подлой краже. Александр и Татьяна Землянские душой болеют за родной посёлок Браиловский. На деньги от продажи урожая пара кладёт дороги, устраивает новые рабочие места и занимается прочей урбанистикой. Недавно ранним утром к…

    20.04.2019 21:21 17

    Общество

    Редакция "Народного Журналиста"

    Сериал «Зорге» — культурная оккупация

    Российский историк спецслужб Александр Колпакиди про сериал Первого канала «Зорге», про ненависть «нашей власти» к советской истории, и о том, ради чего перевирают легендарное прошлое накануне Дня Победы. Сериал «Зорге» от профессиональных русофобов подарок народу России к великому празднику Победы.

    20.04.2019 19:47 20

    Общество

    Редакция "Народного Журналиста"

    Сюрпризы российского интернета

    Дорогие наши читатели, наш сайт работает медленно из-за неполадок на сервере. Повреждение устраняется. Будьте с нами! Вы нам очень дороги!

    20.04.2019 18:31 14

    Общество

    alexey43

    Златая цепь на дубе том…

    Бессмертный в этой стране только Кощей. Но есть и хорошее: его фаберже — на дубе в ларце, вокруг которого — златая цепь и это — начало и конец, обман и надежда, ключ к будущему. Развитие политической мысли в головах оккупационной администрации предугадать не сложно — не бином Ньютона. Совсем. Но, если присмотреться внимательно, то все они висят…

    20.04.2019 17:49 21

    Общество

    Александр Леонидов

    Разорванное сознание либералов (вопросы методологии)

    ​Рациональное знание имеет свои ограничения, и довольно жёсткие ограничения. Этим оно невыгодно отличается от непрерывного и беспросветного либерального словесного и мыслительного поноса, который в принципе не имеет ни начал, ни концов. Единой Истины в этом поносе нет, да её и не пытаются установить, потому что изначально в неё не верят. Это просто бесконечное и бессмысленное…

    20.04.2019 17:11 14

    Общество

    ИА Красная Весна

    «Каменная симфония. Колоссальное творение человека и народа». Что писал Гюго о Нотр-Дам-де-Пари

    Гюго и Нотр-Дам-де-Пари Сергей Кайсин © ИА Красная Весна Страшный пожар, уничтоживший христианскую святыню Европы, не может, однако, стереть народный дух. Собор Парижской Богоматери как выражение этого духа описал Гюго. Мы выбрали фрагменты опубликованного в 1831 г. романа, посвященные Нотр-Дам-де-Пари. Нижняя часть фасада Собора Парижской Богоматери Wikimedia Commons Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека…

    20.04.2019 15:16 10

    Общество

    ИА Красная Весна

    Реновация в Москве: вместо проектов от Захи Хадид построят привычные 100-метровые человейники

    Реновация Евгений Давыдов © ИА Красная Весна В Москве проходит общественное обсуждение проектов стартовых площадок для программы реновации. Ознакомившись с ними можно узнать, что плотность застройки возрастет в четыре раза, увеличится высотность, которая в отдельных «доминантах» будет достигать 100 метров. Добавим, что стартовые кварталы были спроектированы не как обещали московские чиновники, мировыми звездами типа Захи…

    20.04.2019 14:50 33

    Общество


    Буркина Фасо

    Горящая Россия

    Я с некоторых пор, спасибо режиму, лишен доступа к телевидению, который взял и обрезал в нашем доме аналоговое телевидение в рамках всеобщей цифровизации, которой вот уже который год неизлечимо болен Путин. В связи с этим новости узнаю из интернета, а новостная повестка там резко отличается от повестки новостей на главных телеканалах. И вот по случаю…

    20.04.2019 14:20 32

    Общество

    arctus

    «Бессмертный полк» против портретов Сталина и красных знамен

    Руководство движения «Бессмертный полк» рекомендует участникам ежегодного шествия, которое проходит каждый год 9 мая, не приносить с собой красных флагов и портретов военачальников и руководства страны времён Великой Отечественной войны. Об этом говорится в соглашении о единых принципах проведения шествия в разных городах России, которое подписали «Бессмертный полк» и «Бессмертный полк России». В п. 7 читаем:…

    20.04.2019 8:47 50

    Общество

    Татьяна Михайлова

    «Единая Россия» отчиталась о Манифесте Екатерины II

    Фото: Facebook Екатерина Злобина Перед выборами в заксобрание Севастополя местная «Единая Россия» намекнула, что высочайший манифест Екатерины II о присоединении Крыма, изданный 236 лет назад, тоже является заслугой партии. Сегодня на полуострове проходят мероприятия, посвященные годовщине присоединения полуострова к Российской империи в 1783 году. В Севастополе главными участниками события стали местные единороссы. Партийцы устроили в…

    19.04.2019 23:48 19

    Общество

    Тихий Барин

    Мусорная реформа мясом наружу. Афера 2019.

    Фото отсюда О чём пишут люди: Виктор Михайлович2 дня назад Стоимость утилизации упаковки входит в стоимость товара,утилизацию мы оплачиваем в уже в магазине,ФЗ 89 Данила Мастер2 дня назад Очередная «бизнес-схема», по отъёму денег у населения, как капремонт, платон, повышение пенсионного возраста и.т.д. Узаконенный государственный РЭКЕТ Мишка Олимпийский2 дня назад (изменено) Пензенская область, сумма платежей…

    19.04.2019 23:30 47

    Общество

    Редакция "Народного Журналиста"

    Патриотизм в патриотизме * Евгений Дербин * Смыслы для России. Выпуск №1

    Презентация к передаче, скачать: http://rusrand.ru/files/Derbin_01_Pat… #ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав Помочь финансово: https://money.yandex.ru/to/4100139792… 💳 НАШИ РЕСУРСЫ ➤Центр Сулакшина: http://rusrand.ru/ 🔬🔭 ➤Партия Нового Типа: http://rusrand..yandex.ru/narzur 📰 https://youtube.com/c/НарЖурТВ?sub_co… 📺 НАШИ СТРАНИЦЫ В СОЦ.СЕТЯХ Твиттер: https://twitter.com/s_sulakshin Вконтакте: https://vk.com/sulakshin_center https://vk.com/narjour Facebook: https://ru-ru.facebook.com/sulakshinc… Одноклассники: https://ok.ru/group/53733695291468

    19.04.2019 23:07 13

    Общество

    Примечания

    После массовых волнений игнушей и столкновений с Росгвардией из-за передачи нефтеносных земель Чечне в республике продолжаются задержания. Сегодня в Назрановском районе задержали председателя Совета тейпов Ингушетии Малсага Ужахова, рассказал «Медиазоне» его сын Руслан Ужахов. Около шести утра несколько вооруженных людей приехали к дому Ужаховых, посадили главу Совета тейпов в автомобиль УАЗ «Патриот» без опознавательных знаков…

    19.04.2019 21:05 37

    Общество

    Андрей Куприков

    ЗАКУСИВ УДИЛА

    карикатура Елкина Элитарии отбросили последние приличия и пустились во все тяжкие. Ничего не стесняясь и никого не боясь, как так и надо. Вообще-то за такие манипуляции в приличном обществе сажают на нары, причем очень надолго, с конфискацией и с полным запретом на профессию. Но не в этой стране и не в этой жизни. Глава Газпромбанка…

    19.04.2019 21:05 46

    Общество

    Редакция НарЖур

    ИТОГИ НЕДЕЛИ со Степаном Сулакшиным 19.04.2019

    Дорогие друзья! В пятницу, 19 апреля 2019 года в 20-00 по московскому времени - очередной выпуск еженедельной информационно-аналитической передачи «Итоги недели». События в мире, России, нашей жизни. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира. Ведущий - Степан Степанович Сулакшин. ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ ТРАНСЛЯЦИИ…

    19.04.2019 19:48 28

    Общество

    LENTA. RU.

    Бизнес на смерти: в России разрешат частные кладбища, только вот станет ли от этого легче рядовым гражданам?

    Фото: Андрей Стенин / РИА Новости В России появятся частные кладбища. Соответствующий документ разрабатывает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, сообщает «Российская газета». По ее информации, речь идет о государственно-частном партнерстве. Новый закон «О похоронном деле» позволит частным компаниям организовывать новые кладбища на государственной земле. Услуги захоронения смогут оказывать компании, которые внесены в специальный реестр….

    19.04.2019 14:55 19

    Общество

    eugen1962

    10-летний юбилей опыта применения современных технологий утилизации свалочных газов в Минске

    Фото: ej.by В Москве смрадно. Во многих отношениях. В данном контексте речь идёт о мусорных полигонах и их дезодорации, которая в России как-то пока не прижилась. А вот в Минске наработан уже большой позитивный опыт в этом отношении. 10 лет кряду идёт освоение очень важных, применительно к проблематике современных мегаполисов, технологий. Причем речь не только…

    19.04.2019 13:15 28

    Общество

    Буркина Фасо

    Два подвига — один памятник

    Есть в Швеции вот такой странный памятник. На нем изображена тетя бальзаковского возраста, которая бьет кого-то сумкой. Вот еще один ракурс: Эта памятник Дануты Даниэльссон, гражданки Швеции, уроженки Польши, чья мать за еврейское происхождение прошла через нацистский концлагерь. Она прославилась тем, что пыталась противостоять шествию неонацистов, ударив их знаменосца своей сумкой. Вот этот момент на…

    19.04.2019 12:51 41

    Общество

    arctus

    Русские могут стать гражданами Эстонии через натурализацию — Кальюлайд

    Кальюлайд приехала ликвидировать проблемы со шпротами и прочими эстонскими продуктами, но проблему «неграждан» в интервью «Коммерсанту» активно отрицает. «Президент Эстонии Керсти Кальюлайд в интервью “Ъ” заявила, что ее страна уважает права тех, кто легально проживает на ее территории. По словам президента, гражданство - «это не начало всего или не конец всего». «Мы не давим на…

    19.04.2019 12:45 20

    Общество

    Тайга Инфо

    Матери лидера «Протестного Кузбасса» дали 1,5 года за «ушиб» ногтем полицейскому

    Фото: © vk.com. Ольга Гяммер Суд признал мать координатора «Протестного Кузбасса» Льва Гяммера Ольгу Гяммер виновной в применении насилия к полицейскому. Ей вменяли «ушиб, причиненный тыльной частью ногтевой пластины». Защита обжалует решение. Центральный районный суд Новокузнецка вынес обвинительный приговор по делу Ольги Гяммер, сообщил Тайге.инфо адвокат Максим Мариныч. Ей дали 1,5 года колонии условно. Решение…