Тип Моллюски: общая характеристика. Тип и классы моллюсков

Моллюски, или мягкотелые, образуют ясно ограниченный тип животных, ведущий начало от кольчатых червей. К моллюскам относятся главным образом водные, реже наземные животные, характеризующиеся следующими признаками.

Тип Mollusca состоит из большого количества весьма разнообразных форм - более 100 000 видов. Это мягкотелые несегментированные животные с истинной полостью тела (целомом). По размерам они могут составлять от нескольких миллиметров до более 20 м (как в случае гигантского кальмара Architheutis, крупнейшего из беспозвоночных). Среди моллюсков найдено несколько наиболее интересных и ценных объектов для нейробиологических исследований. Как показано на рис. 4.3 они развивались 700 или 800 миллионов лет. Моллюски подразделяются на 7 классов.

1. Моллюски - билатерально - симметричные животные, однако у части моллюсков вследствие своеобразного смещения органов тело становится асимметричным.

2. Тело моллюсков несегментированное, лишь у ряда низших представителей обнаруживаются некоторые признаки метамерии.

3. Моллюски - вторичнополостные животные с неметамерным остаточным целомом, представленным у большинства форм околосердечной сумкой (перикардием) и полостью гонад. Все промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

4. Тело моллюсков, как правило, состоит из трех отделов - головы, туловища и ноги. Очень часто туловище разрастается на спинную сторону в виде внутренностного мешка. Нога - мускулистый непарный вырост брюшной стенки тела, служит для движения.

5. Основание туловища окружено большой кожной складкой - мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость, в которой лежат жабры, некоторые органы чувств и открываются отверстия задней кишки, почек и полового аппарата. Все эти образования вместе с почками и сердцем (расположенными в близком соседстве с мантийной полостью) называются мантийным комплексом органов.

6. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина, чаще цельная, реже двустворчатая, или состоящая из нескольких пластинок.

7. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке особого аппарата для размельчения пищи - терки (радулы).

8. Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий; она не замкнута, т. е. часть своего пути кровь проходит по системе не оформленных в сосуды лакун и синусов.

Органы дыхания обычно представлены первичными жабрами - ктенидиями. Последние, однако, у ряда форм исчезают или замещаются органами дыхания иного происхождения.

Для выделения служат почки - видоизмененные целомодукты, сообщающиеся внутренними концами с околосердечной сумкой.


9. Нервная система у примитивных форм состоит из окологлоточного кольца и четырех продольных стволов; у высших форм на стволах в результате концентрации нервных клеток формируется несколько пар ганглиев. Нервная система такого типа называется разбросанно - узловой.

10. Развитие моллюсков очень похоже на таковое многощетинковых червей; у большинства дробление спирального типа, детерминированное. У низших представителей из яйца выходит трохофора, у большинства остальных - видоизмененная трохофорная личинка - парусник (велигер).

В тип моллюсков входит 7 классов. Важнейшие из них:

  • брюхоногие (Gastropoda) - медленно ползающие улитки
  • двустворчатые (Bivalvia) - относительно оседлые моллюски
  • головоногие (Cephalopoda) - подвижные моллюски

Тип моллюсков, насчитывающий около 130 000 видов, уступает по количеству видов только членистоногим и представляет собой второй по численности тип животного мира. Моллюски - преимущественно водные обитатели; лишь небольшое число видов обитает на суше.

Моллюски имеют разнообразное практическое значение. Среди них есть полезные, как жемчужница и перловица, которых добывают с целью получения естественного жемчуга и перламутра. Устриц и некоторые другие виды добывают и даже разводят для использования в пищу. Некоторые виды являются вредителями сельскохозяйственных культур. С медицинской точки зрения моллюски представляют интерес как промежуточные хозяева гельминтов.

Наносят ущерб садам, огородам, виноградникам голые слизни, виноградная улитка. Моллюски играют большую роль в биологической очистке воды, постоянно фильтруя ее для получения пищи. На морских плантациях для пищевых целей разводят двустворчатых моллюсков.

В Красную книгу СССР внесено 19 видов представителей этого типа животных.

Тип урока: урок-семинар.

Образовательные цели: Проверка уровня усвоения основных понятий темы “Общая характеристика моллюсков”, проверка и закрепление знаний учащихся об особенностях строения тела моллюсков, процессов жизнедеятельности, продолжение формирования навыков использования знаний в решении биологических задач, развитие у обучающихся навыков аналитико-синтетической деятельности, формирование экологической культуры учащихся.

Особенности методики: Использование компьютерной презентации, видеофрагмента, интерактивных заданий, как средств актуализации знаний учащихся и развития их естественнонаучного мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, диск “Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия” “Животные””, лазерная указка, проектор, магниты, дидактические карточки, раковины морских и пресноводных моллюсков.

Ход урока

I. Оргмомент.

цели и задачи урока;
  • методические особенности.
  • 2. Блиц – опрос “Вопрос – ответ”.

    1. Тип симметрии моллюсков? (билатеральная, асимметрия )
    2. Наружный слой раковины? (конхиолиновый )
    3. Средний слой раковины? (призматический, или фарфоровый )
    4. Внутренний слой раковины? (перламутровый )
    5. Мускулистый язычок, усаженный поперечными рядами конхиолиновых зубчиков? (тёрка, или радула )
    6. Пищеварительная железа? (печень )
    7. Жабры моллюсков? (ктенидии )
    8. Тип кровеносной системы? (незамкнутая )
    9. Отделы сердца? (предсердия, желудочек )
    10. Органы выделения? (почки-нефридии )
    11. Тип нервной системы? (разбросанно-узловой )
    12. Личинки моллюсков? (трохофора, велигер (парусник), глохидий)

    III. Устные ответы у доски по заранее предложенным вопросам семинара.

    1. Классификация моллюсков. (Презентация , слайды № 2-15)

    Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски - хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

    2. Среда обитания моллюсков. (Презентация, слайды № 16-22)

    3. Внешнее строение. (Презентация, слайды № 23-29)

    1. Размеры
    2. Окраска
    3. Отделы тела
    4. Раковина

    Учащиеся определяют, какие из предложенных им раковин брюхоногих – открытоспиральные, а какие – скрытоспиральные.

    Решение биологической задачи (задание классу)

    В некоторых странах, например во Франции, на специальных фермах разводят виноградных улиток, используемых в пищу. Замечено, что для быстрого роста улиток к их основной пище-виноградным листьям-необходимо добавлять кусковой мел. Объясните, почему?

    4. Образование жемчуга. (Сообщение учащегося)(Презентация, слайды № 30-31)

    Жемчуг, органогенные известковые конкреции, образованные в теле некоторых двустворчатых морских и пресноводных моллюсков – жемчужниц. Жемчуг традиционно относится к драгоценным камням. Они являются продуктами аномального роста мантии моллюска. Жемчужины состоят из карбоната кальция – минерала арагонита, в исключительных случаях – кальцита; они обязательно содержат конхиолин – органическое вещество белкового типа. Клетки конхиолина образуют каркас жемчужины – тонкую сетку, в мелких ячейках которой (не различимых простым глазом) осаждаются микроскопические кристаллики арагонита. Средний химический состав жемчуга: СаСО З -91,72%, конхиолин – 5,94%, вода – 2,23%; потери при прокаливании 0,11%.

    Название “жемчуг” произошло от китайского “чжень-чжу”, трансформировавшегося через старорусское “зеньчуг”. В России в 18-19 вв. жемчужины нередко именовали перлами (от нем. Perlen и англ. Pearl, производное “перламутр” -слегка искаженное нем. Perlmutter, “мать жемчуга”).

    Форма жемчужины – округлая, нередко каплевидная или грушевидная, эллипсоидальная либо неправильная, причудливая (“барочный жемчуг”). Размер от первых миллиметров до первых сантиметров (очень редко – крупнее). “Сортовой” жемчуг достигает размеров более 3 мм, “бисер” – 3-2 мм, “жемчужная пыль” – менее 2 мм. Самая крупная жемчужина, найденная на Филиппинах в 1934, 16 см и массу 6,4 кг, имела овальную форму, размеры 24

    Если жемчужина растет не в мантии моллюска, а непосредственно прирастает к внутренней поверхности створки раковины, то в месте прикрепления у нее отсутствует перламутровый слой; такой жемчуг носит название “блистер”, или “пузырчатый жемчуг”, и меньше ценится. В отличие от круглого или барочного жемчуга, не требующего иной обработки, кроме просверливания сквозных отверстий, блистер-жемчуг обычно подвергают обработке для вставок в кольца, серьги, браслеты и другие украшения. Окраска жемчуга разнообразна: белая, розовая, кремовая, черная, бронзовая, коричневая либо пастельных оттенков лавандового, голубого, желтого, зеленого, розовато-лилового цветов. В ювелирной торговле предпочитают розовый, кремовый, белый и черный жемчуг. Считается, что жемчужина заимствует свою окраску от внутреннего перламутрового слоя раковины, точнее – от того участка перламутрового слоя, вблизи которого она формировалась, т.е. цвет жемчуга зависит от вида моллюска-хозяина. Кроме того, на окраску жемчуга влияют температура и состав воды, состояние здоровья моллюска и даже характер пищи, которую он переваривает.

    Жемчужина построена из нескольких тысяч тончайших концентрических слоев арагонита и конхиолина. Своеобразный иризирующий блеск, нежные мерцающие переливы радужных цветов на поверхности жемчужины, придающие ей неповторимую прелесть, составляют особое свойство зрелого жемчуга “ориент”, или “люстр”, за которое он в основном и ценится. Это свойство обусловлено его многослойным строением, явлениями отражения и преломления, дифракции и интерференции света на просвечивающей поверхности жемчужины. Блеск черного жемчуга – металлический. Твердость жемчуга 3,5-4 (такая же, как у арагонита). Средняя плотность натурального жемчуга 2,685.

    Натуральный жемчуг образуется в результате случайного попадания внутрь раковины постороннего предмета. Это может быть крошечная песчинка или червячок-

    Однако многие натуральные жемчужины в разрезе не обнаруживают никаких следов постороннего раздражителя. Предполагается, что в таких случаях ядро имело органическую природу, но после начала осаждения карбоната кальция разложилось, не оставив следов.

    Наиболее высоко ценится морской жемчуг “ориенталь”, менее ценен – пресноводный жемчуг.

    В США в Айове имеется центр изготовления перламутровых пуговиц на базе регулярного вылавливания в р. Миссисипи и ее притоках пресноводных двустворчатых моллюсков рода Unio. Их раковины служат материалом для пуговиц. Это очень трудоемкий промысел. Чтобы найти жемчужину, пригодную для продажи, необходимо вскрыть десятки и сотни килограммов раковин.

    Лучший в мире розовый и кремовый жемчуг добывают в Персидском заливе, где он вырастает в мелких жемчужницах Pinctada vulgaris. Этот моллюск редко бывает крупнее 8 см в поперечнике. Жемчужницы, обитающие у северного побережья Австралии, формируют красивые серебристо-белые жемчужины, более крупные, чем моллюски Персидского залива. Австралийская жемчужница Pinctada maxima иногда достигает в диаметре 30-36 см. Основной бизнес ловцов жемчуга в Австралии – сбор раковин на перламутр.

    Другие известные места добычи жемчуга – Шри-Ланка, Венесуэла (у ее берегов жемчуг находил еще Колумб), Таити, архипелаг Мергуи в Мьянме и Калифорнийский залив в США. Каждый регион характеризуется жемчугом определенного типа (в частности, специфической окраски). Высококачественный жемчуг из Персидского залива определяет максимальный уровень цен на любой натуральный жемчуг.

    Речной жемчуг некогда водился в Англии и Ирландии; римляне привозили его с Британских островов. Сейчас добыча речного жемчуга ведется только в Германии (Бавария) и США. Северные и северо-западные реки Европейской части России прежде тоже изобиловали жемчугом. Жемчуг издревле высоко ценили на Руси; им расшивали женскую одежду и головные уборы (сарафаны, кокошники и т.п.), облачения духовенства, а иногда и одеяния вельмож, украшали оклады икон, переплеты рукописных церковных книг, церковную утварь и т.д. Особенно ценился скатный (т.е. круглый) жемчуг из Кафы (древнее название Феодосии в Крыму) – кафимский (великий, велий), который привозили туда с Востока. В большом почете был жемчуг в Древнем Риме. Плиний Старший (77 н.э.) помещал его в иерархии драгоценных камней на второе место после алмаза и перед изумрудом. На средневековом Востоке, где особенно ценили красные камни, первое место, естественно, отводилось рубину, за ним следовали алмаз и жемчуг (тоже перед изумрудом). В настоящее время натуральный жемчуг относится к числу самых дорогих ювелирных камней.

    К сожалению, жемчуг недолговечен. По прошествии 150-200 лет жемчуг “заболевает”, т.е. тускнеет и трескается вследствие высыхания конхиолина, теряя свой иризирующий блеск и утрачивая, таким образом, основное достоинство как ювелирного камня. Однако известны жемчужины, сохранившие свои блеск и красоту, несмотря на весьма солидный возраст– 300-400 лет и больше.

    5. Внутреннее строение. (ответ с использованием интерактивной схемы диск “Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия” “Животные””, урок №11, страница 26)

    Решение биологической задачи (задание классу)

    Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2-4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту?

    6. Размножение и развитие моллюсков. (Презентация, слайды № 42-43)

    Демонстрация видеосюжета “Размножение виноградных улиток”

    IV. Беседа с классом о происхождении моллюсков.

    Происхождение моллюсков.

    По всей видимости, моллюски произошли от примитивных кольчатых червей, перешедших к ползанию по грунту. Брюшная сторона кожно-мускульного мешка превратилась в ногу, в связи с развитием защитной раковины утратилась опорная функция целома, и он редуцировался. У наиболее примитивных форм сохраняются черты сегментации в строении нервной, половой и выделительной систем. Дальнейшее развитие группы связано с изменением способов движения и питания и эволюции раковины.

    Назовите общие черты моллюсков и кольчатых червей.

    Некоторые важные общие черты моллюсков и кольчатых червей

    1. Двусторонне-симметричное (у моноплакофор) тело.
    2. Сохранение у низших моллюсков следов метамерии во внутреннем строении.
    3. Вторичная полость тела – целом.
    4. Наличие кровеносной системы, общее направление кровотока.
    5. выделительная система метанефридиального типа.
    6. Центральная нервная система, состоящая из надглоточного и подглоточного ганглиев и нервной цепочки.
    7. Спиральное дробление яйца и трохофорная личинка.

    Назовите признаки высокой организации и особенности моллюсков. Признаки Высокой организации и особенности моллюсков.

    1. Утрата сегментации тела.
    2. Обособление части кожно-мускульного мешка и образование ноги.
    3. Образование наружного защитного и опорного панциря – раковины.
    4. Развитие многокамерного сердца.
    5. Развитие жаберной системы, Образование легких для газообмена на суше (у брюхоногих).
    6. Развитие внутри типа разнообразных органов чувств, централизация нервной системы и развитие головного мозга (надглоточного ганглия), особенно у головоногих.

    V. Проверочная работа.

    Вариант №1.

    1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

    а) беззубка; б) кальмар; в) виноградная улитка.

    2. Раковина моллюска образована:

    а) выделениями мантии; б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу; в) выделениями пищеварительных желез.

    3. Перетирание растительной пищи происходит у многих моллюсков:

    а) с помощью терки желудка; б) теркой языка; в) теркой тонкой кишки.

    4. Ток воды через сифоны моллюсков обеспечивается:

    а) разностью давления воды на входе и выходе; б) движениями ресничек мантии, жабр, ротовых лопастей; в) заглатыванием воды.

    5. К пищеварительным железам моллюсков относятся:

    а) печень и поджелудочная железа; б) только печень; в) только поджелудочная железа.

    Вариант №2.

    1. К морским моллюскам относятся:

    а) кальмар и каракатица; б) беззубка и малый прудовик; в) осьминог и перловица.

    2. Мантийная полость - это:

    а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте; б) пространство между мантией и телом; в) пространство между раковиной и мантией.

    3. У беззубки нет головы, так как:

    а) у моллюсков вообще нет головного отдела; б) беззубки не ловят добычу, а питаются пассивно; в) это единственный представитель двустворчатых, у которых отсутствует головной отдел тела.

    4. Реактивный способ передвижения характерен:

    а) для беззубки; б) для мидии; в) для кальмара.

    5. Легочное дыхание характерно:

    а) для перловицы; б) для осьминога; в) для слизня.

    Вариант №1 Вариант №2
    1.В 1.А
    2.А 2.Б
    3.Б 3.Б
    4.Б 4.В
    5.Б 5.В

    VI. Домашнее задание.

    1. Подготовить план-конспект на тему “Брюхоногие моллюски. Особенности организации на примере малого прудовика”
    2. Решить кроссворд:

    По горизонтали: 1. Пресноводный двустворчатый моллюск. 2. Часть раковины улитки. 3. Двустворчатый моллюск, переселившийся из Черного моря в реки Европы. 4. Часть тела улитки. 5. Распространенное название брюхоногих моллюсков. 6. Наземная улитка. 7. Съедобный двустворчатый моллюск. 8. Пресноводный двустворчатый моллюск. 9. Дальневосточный морской моллюск. 10. Часть раковины. 11. Язык брюхоногих моллюсков, вооруженный зубами. 12. Отверстие раковины. 13. Защитное образование моллюсков, выделяемое клетками мантии.

    По вертикали: 1. Брюхоногий моллюск. 2. Пресноводная улитка с длинной дыхательной трубкой. 3. Трубочка, соединяющая мантийную полость двустворчатых моллюсков с окружающей средой. 4. Крупная наземная тропическая улитка. 5. Мелкая улитка. 6. Моллюск, слизь которого используется для приготовления краски "королевский пурпур". 7. Ископаемый моллюск, имевший спиральную раковину. 8. Моллюск - вредитель полевых и ягодных культур. 9. Двустворчатый моллюск - обитатель слабопроточных водоемов. 10. Хищный моллюск, уничтожающий устриц. 11. Моллюск, обладающий ядовитыми железами и зубами. 12. Головоногий моллюск.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Белоевская средняя общеобразовательная школа»

    Кудымкарского района Пермского края

    Конспект урока по биологии
    в 7 классе

    «Общая характеристика типа Моллюски»


    подготовила

    учитель биологии

    Рочева Раиса Николаевна

    с. Белоево
    2014

    Тема: Общая характеристика типа Моллюски

    Класс: 7

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель: Познакомиться с особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски;

    Задачи:

    О бразовательные

      Дать общую характеристику типа Моллюски;

      И зучить классификацию типа Моллюски

      Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

      Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

    Развивающие

      Развить у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты;

      Выделять главное в тексте и записывать в таблицу.

    Воспитательные

      Научить ценить красоту окружающего мира и воспитать ценностное отношения к природе

    Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

    Тип и вид урока: урок изучения нового материала, урок-беседа

    Оборудование: проектор, компьютер, презентация, таблица.

    Понятия (новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.

    I. Э тап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

    Сегодняшний урок начнем с эпиграфа:

    «Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!»
    А. Блок (слайд 1).

    II. Э тап актуализации и пробного учебного действия.

    На последнем уроке мы с вами изучали тему?

    Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.

    Кто на доске напишет систематику этих животных?

    Назовите ароморфозы кольчатых червей?

    III . Этап выявления места и причины затруднения.

    А теперь послушайте интересные факты и посмотрите слайды.

    1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.

    2. Самый старый пойманный человеком, по оценкам ученых имел возраст в районе 405 лет, возможно, он был самым старым морским животным.

    3. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.

    4. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.

    5. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.

    6. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.

    Про каких животных говорится?

    Про моллюсков.

    Назовите тему урока?

    Тип Моллюски.

    Почему моллюски? Давайте обратимся к словарю. (Дать задание Эльвире С.: посмотреть из словаря, что означает слово «Моллюски»).

    Читает Эльвира Старцева. (значит, мягкотелые).

    Что знаете о моллюсках? (работают устно, учитель записывает на доске: что хотели бы узнать).

    Дети говорят.

    Что хотели бы узнать?

    Дети говорят.

    Знаю

    IV . Этап построения проекта выхода из затруднения.

    К каким источникам обратитесь по изучению этих вопросов?

    Книга, интернет, словари, энциклопедии.

    V. Этап реализации построенного проекта.

    Как можно кратко изложить новый материал в тетради?

    В виде схем, таблицы.

    Изучать новый материал будете в группах по тексту в учебнике. Выделять самое главное и записывать в таблицу. (Дети, изучая новый материал, заполняют таблицы). (Выдается алгоритм работы).

    Задание для 1 группы: заполнить таблицу.

    Сравниваемый признак

    Задание для 2 группы:

    Органы и системы органов

    Задание для 3 группы: заполнить таблицу.

    Органы и системы органов

    Задание для 4 группы: заполнить таблицу.

    Сравниваемые признаки

    Задание для 5 группы: выписать в тетрадь ароморфозы и подготовить вывод по теме.

    VI. Э тап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

    Проверяем таблицу: каждая группа рассказывает ту информацию, которая была дана в таблице.

    VII . Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

    Задание: заполните пропуски в тексте.

    Задание для 1 группы:

    Тело моллюсков состоит из _______________________________________ . В отличие от моллюсков тело моллюсков _______________________________ .

    Задание для 2 группы:

    Тело многих моллюсков покрыто твердой ___________________________ . Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой - ________________ .

    Задание для 3 группы:

    Между телом моллюсков и кожной складкой расположена ___________________________________. Органами ________ одних моллюсков являются жабры, другие моллюски _____________ с помощью легких.

    Задание для 4 группы:

    Кровеносная система моллюсков состоит из _____________ и кровеносных сосудов. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями ____________________________. Органами __________________ моллюсков служат парные почки.

    VIII . Этап включения в систему знаний и повторения.

    Задание: выберите правильные утверждения (выполняется в парах):

    1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.

    2. Некоторые моллюски не имеют раковины.

    3. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками.

    4. Органы дыхания - жабры, у наземных представителей - легкие.

    5. Кровеносная система замкнутая.

    6. Все моллюски - растительноядные животные.

    7. Органы выделения моллюсков - почки.

    8. Все моллюски - гермафродиты.

    Задание проверяется. Правильные ответы: 2, 4, 7.

    Задание: написать на доске систематику Типа Моллюски.

    Дети догадываются, что нет класса. Отсюда делают вывод, что на следующем уроке познакомимся с классами типа Моллюски.

    IX. Э тап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Что мы хотели выяснить на уроке?

    Что нам удалось узнать?

    Мы ответили на поставленный вопрос?

    Что будем делать завтра?

    Что было самым важным на уроке?

    Кто хочет кого-нибудь похвалить?

    Д/з: параграф 20. Сделать маленькие сообщения: кто не все узнал на уроке, что хотел, найти интересные факты с моллюсками.

    Литература

      Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под. ред. проф. В.М. Константинова.- 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф,2011.- 304 с.: ил.

      Под общей редакцией доктора биологических наук, профессора А.И.Шевеля Животные Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.- 184 с.

    1. Каковы основные признаки, характеризующие моллюсков? Составьте и зарисуйте схему строения брюхоногого моллюска, сделайте обозначения на рисунке.

    Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и мускулистой ноги;

    Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, окруженный обширной кожной складкой - мантией;

    Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств, в нее открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез;

    Пищеварительная система состоит из передней, средней и задней кишки;

    В глотке обычно имеется орган, измельчающий пищу, - терка с расположенными на ней роговыми зубчиками;

    Кровеносная система незамкнутая (кроме головоногих моллюсков); движение крови обеспечивает двухкамерное сердце;

    Имеются органы зрения, равновесия, химической чувствительности, осязания;

    Органы дыхания у водных форм - жабры, у наземных - легкие; представляют собой специализированный участок кожной складки - мантии.

    2. Что представляет собой мантия? Каково её значение?

    Мантия – складка ткани у моллюсков, окружающая тело. Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой находятся некоторые органы чувств и куда открывается заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

    3. Что такое раковина? Каковы её функции? Какие химические вещества образуют основную массу раковины?

    Раковина - это защитное образование, покрывающее тело моллюсков. Раковина, как правило, образована выделениями мантии. Она может быть цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести. Неравномерное отражение света от этих пластинок придаёт внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. У некоторых моллюсков недоразвитая раковина погружена под кожу или исчезает совсем (слизни, головоногие).

    4. Охарактеризуйте строение тела двустворчатых моллюсков.

    Мягкое тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены ротовое отверстие и органы чувств. Туловище представляет собой мешок, его основание окружено обширной кожной складкой - мантией. На спинной стороне, как правило, расположена выделяемая мантией защитная раковина. Сильно утолщённая благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие - ползательные, клиновидные, похожие на плавники - для плавания, округлые - присасывающиеся и др.

    5. Обсудите в классе сходства и различия представителей разных классов моллюсков.

    В процессе расселения по планете моллюски разделились на ряд групп, объединённых в несколько классов. Среди них Брюхоногие, Двустворчатые и наиболее высокоорганизованные - Головоногие.

    6. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика кольчатых червей и моллюсков» (работа в малых группах).

    7. Как вы думаете, какую роль играют моллюски в природе? Приведите примеры моллюсков, обитающих в вашей местности.

    Моллюски имеют значение как источник перламутра и жемчуга. Наиболее ценится жемчуг морской жемчужницы, встречающейся в Красном море, Индийском и Тихом океанах. Многие морские двустворчатые употребляются в пищу, например устрицы, мидии, морской гребешок, кальмары. Двустворчатые моллюски - мощные естественные очистите-ли воды (биофильтраторы). Питаясь взвешенными в воде органическими веществами и мельчайшими живыми организмами (планктоном), они пропускают через мантийную полость большое количество воды, очищая ее.

    8. Выделите особенности строения тела моллюсков, связанные с их образом жизни.

    Основные особенности:

    Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие);

    Тело моллюсков заключено в раковину, защищающую животное и дающую опору для прикрепления мышц, у брюхоногих моллюсков раковина цельная в виде колпачка или спирально завитой башенки, у двустворчатых она состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой, большинство головоногих моллюсков раковину утратили.

    9. Составьте развёрнутый план параграфа.

    Общая характеристика внешнего строения представителей типа Моллюски;

    Строение нервной системы;

    Строение органов чувств;

    Строение кровеносной системы;

    Строение органов дыхания;

    Строение пищеварительной системы;

    Строение органов выделения;

    Значение моллюсков;

    Класс Брюхоногие моллюски (общая характеристика класса);

    Общая характеристика класса Двустворчатые моллюски;

    Хозяйственное значение, представители;

    Общая характеристика класса Головоногие моллюски;

    Особенности строения представителей данного класса;

    Хозяйственное значение.

    Моллюски, или мягкотелые, образуют ясно ограниченный тип животных, ведущий начало от кольчатых червей. К моллюскам относятся главным образом водные, реже наземные животные, характеризующиеся следующими признаками.

    Тип Mollusca состоит из большого количества весьма разнообразных форм - более 100 000 видов. Это мягкотелые несегментированные животные с истинной полостью тела ( целомом). По размерам они могут составлять от нескольких миллиметров до более 20 м (как в случае гигантского кальмара Architheutis, крупнейшего из беспозвоночных). Среди моллюсков найдено несколько наиболее интересных и ценных объектов для нейробиологических исследований. Как показано на рис. 4.3 они развивались 700 или 800 миллионов лет. Моллюски подразделяются на 7 классов.

    1. Моллюски - билатерально - симметричные животные, однако у части моллюсков вследствие своеобразного смещения органов тело становится асимметричным.

    2. Тело моллюсков несегментированное, лишь у ряда низших представителей обнаруживаются некоторые признаки метамерии.

    3. Моллюски - вторичнополостные животные с неметамерным остаточным целомом, представленным у большинства форм околосердечной сумкой (перикардием) и полостью гонад. Все промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

    4. Тело моллюсков, как правило, состоит из трех отделов - головы, туловища и ноги. Очень часто туловище разрастается на спинную сторону в виде внутренностного мешка. Нога - мускулистый непарный вырост брюшной стенки тела, служит для движения.

    5. Основание туловища окружено большой кожной складкой - мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость, в которой лежат жабры, некоторые органы чувств и открываются отверстия задней кишки, почек и полового аппарата. Все эти образования вместе с почками и сердцем (расположенными в близком соседстве с мантийной полостью) называются мантийным комплексом органов.

    6. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина, чаще цельная, реже двустворчатая, или состоящая из нескольких пластинок.

    7. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке особого аппарата для размельчения пищи - терки (радулы).

    8. Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий; она не замкнута, т. е. часть своего пути кровь проходит по системе не оформленных в сосуды лакун и синусов.

    Органы дыхания обычно представлены первичными жабрами - ктенидиями. Последние, однако, у ряда форм исчезают или замещаются органами дыхания иного происхождения.

    Для выделения служат почки - видоизмененные целомодукты, сообщающиеся внутренними концами с околосердечной сумкой.

    9. Нервная система у примитивных форм состоит из окологлоточного кольца и четырех продольных стволов; у высших форм на стволах в результате концентрации нервных клеток формируется несколько пар ганглиев. Нервная система такого типа называется разбросанно - узловой.

    10. Развитие моллюсков очень похоже на таковое многощетинковых червей; у большинства дробление спирального типа, детерминированное. У низших представителей из яйца выходит трохофора, у большинства остальных - видоизмененная трохофорная личинка - парусник (велигер).