Почему я не читаю современную поэзию. Нужны ли нам поэты? Нужна ли поэзия современному человеку

Много ли свободного времени современный человек уделяет стихам? Классической поэзии или современной - не так уж важно. Важно, чтобы поэзия эта возвышала и облагораживала его Душу! Не стоит сравнивать классическую поэзию и современную. Ведь все мы - уникальны! А сравнения порождают лишь споры в которых, нет победивших и проигравших, а есть бессмысленно потраченное время, которое могло бы быть посвящено чему-то возвышающему Душу. Все стихи по-своему прекрасны. Это зависит от того КТО их читает и КАК настроен Читатель. Если Ваш ум намерен сравнивать и критиковать, то уж поверьте мне: он не увидит ничего кроме ошибок и недочётов. Ибо в нашем сознании не могут быть сразу две идеи. Можно потратить много времени на сравнения и на критику, но ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО? Не нравится - пройдите мимо! Но я отдалилась от нашей темы...

Многие скажут: "Зачем мне тратить время на стихи? Всё это для романтиков и мечтателей..." Не только, дорогие мои, не только. В поэзии есть самые разные направления. Стоит только поискать и непременно найдёте то, что Вам по Душе. Но Силу Слова не стоит недооценивать! Стихи заставляют нас ЧУВСТВОВАТЬ, СОПЕРЕЖИВАТЬ. Они учат нас эмпатии! Потому, что в них вложена часть Души поэта! Я как-то писала о воздействии стихов на Души людей. Классические стихи потому и бессмертны, как бессмертна и классическая проза. Люди, жившие до нас, вложили в свои произведения частички своей бессмертной Души:

Http://www.stihi.ru/2012/04/21/2525

Поэзия действительно возвышает Душу и прививает тягу к прекрасному. Вряд ли на это способен наш любимый телевизор, который занимает почётное место в каждом доме. Но способен ли он напоить Душу, тем, в чём она так нуждается? Живительным Нектаром умиротворения и разнообразного спектра ЧУВСТВ? Время современного человека поглощается тем, что даёт ему пищу лишь для ума, но не для его бессмертной Души. Да и информация это иллюзорной важности. Так в суете проходят наши дни, а мы даже не успеваем оглянуться на Красоту этого Мира. Или хотя бы посидеть в кресле с любимой книгой, укутавшись тёплым пледом и наблюдая за развитием сюжета... В тишине мы постигаем покой; в чтении стихов любимого поэта учимся сопереживать его героям. Открывать Сердце, видеть чувства других. Возможность видеть Мир другими глазами даёт нам поэзия и современная, в том числе. Где ещё мы получим такой шанс? Кто нам расскажет о своих переживаниях, идеях, откровениях?

У нас на портале "stihi.ru" не мало талантливых авторов, стихи которых возвышают и одухотворяют. Но найти их - Ваш Путь, потому, что мировоззрение у всех разное. Я нашла стихи, которыми вдохновляюсь. Уверенна, что если у Вас будет сильное желание, то найдёте и Вы.

Всё написанное мною - Зов Души! Как было бы приятно если бы Вы прониклись этими словами и хоть немного времени посвятили бы поэзии. Не исключено, что после этого и Вам захочется что-нибудь написать. Стихи учат ЧУВСТВОВАТЬ и ВЫРАЖАТЬ свой внутренний мир на белоснежном листе бумаги. Хотя бы для самого себя, а это уже не мало. А быть может, в Вас тоже проснётся Дар поэта - это же прекрасно! Эти строки для Неизвестных Читателей, в которых, я уверена, дремлет скрытый потенциал творца. Просто необходимо поверить в себя и разбудить этот дремлющий потенциал!
Прислушайтесь к своей Душе. Что она Вам шепчет? К чему тянется? Это не обязательно склонность к поэзии. Но склонность ТВОРИТЬ есть в каждом из нас.

Для тех же, кто уже является известным поэтом или мастером прозы, это возможность расти и совершенствовать своё мастерство. Расти над собой! Не над другими! Конкуренция тянет наш творческий потенциал вниз. И это не только в поэзии, но и в любой сфере деятельности. Учитесь, берите лучшее от классиков, от своих любимых поэтов-современников, от своих друзей на этом сайте. И просто наслаждайтесь красотою слога любимых поэтов...

Чтение стихов - это не роскошь, а потребность Души в прекрасном, как и потребность в любом возвышенном искусстве. Позаботьтесь о своей Душе, прочтите на досуге то, что ближе Вашему сердцу. Это не отнимет много времени, но подарит незабываемые минуты эстетического наслаждения...

Желаю Вам Творческих Успехов и Вдохновения!

Я действительно очень люблю стихи, поэтому мой призыв, ко ВСЕМ, кто прочтёт эту статью, будь то автор или же неизвестный читатель, - одинаков. Наслаждайтесь красотой поэзии, найдите в ней, то что пленит Вашу Душу. И будьте счастливы!)

В наш современный век инновационных технологий, сумасшедшего темпа повседневной жизни может показаться, что поэзии нет, что она как будто не нужна и это отчасти будет верным. Поэзия почти обесценилась, выветрилась, унеслась вместе с современными веяниями и это печально, однако не всё так плохо, как кажется.

Да, эпоха романтизма давно закончилась, ушло то бесконечно прекрасное, трепетное отношение к стихам, когда они высоко ценились простым народом и критиками, когда люди зачитывались и упивались строками, так гармонично, так слаженно бегущими друг за другом... Гюго, Джон Китс, Гёте, Эдгар По, Пушкин, Лермонтов и многие другие, чьё творчество всегда было и будет оставаться примером для наших современников. Но многим ли сейчас нужна поэзия?

Нас занимает кино, нас занимают бесконечные онлайн-игры и затягивает страшной силой интернет, нас занимает современная музыка и песни, которые иногда и песнями-то тяжело назвать, нас даже занимают всё ещё книги по художественной и научной литературе, обыкновенные, те самые, лежащие на полках, с шуршащими страницами и своей историей, но настолько ли сильно нужна нам поэзия в её чистом виде, не приправленная музыкой, правдивая и где-то даже жестокая, отчаянная и прекрасная.

Как бы там ни казалось с первого взгляда, она нужна, и она есть, более того, она всегда будет, пусть почти незаметной на фоне современного мира, но не переставая проникающей в каждый его уголок, цепляющей своим великолепием всё новых и новых читателей и ценителей мира поэзии. И она всегда будет рождаться в обновлённых своих вариациях, пусть чуть осовремененных, разбавленных толикой того нового, что проникает в наш не переставая развивающийся мир, но оттого не менее прекрасной, ведь в каждом времени своя прелесть, свои уникальные веяния, свой стиль.

Если заглянуть в интернет, то всем известным способом можно найти множество как низкопробных попыток быть поэтом, так и действительно стоящих стихов и даже целые сайты авторов, размещающих свои творения. Ни для кого не секрет, что многие начинают пробовать себя в поэзии с того самого прекрасного момента, как первый раз влюбляются, и кто-то в последствии действительно открывает в себе этот дар, кто-то пытается развить его, а кто-то понимает, что ничего не получится. Возможно, среди тех любителей, что пишут сейчас, есть поэты, чьё творчество действительно заслуживает особо пристального внимания и даже всемирной огласки. Ясно одно - поэзия никогда не перестанет быть, как не перестанет быть ни одна сфера существования человека, дающая ему нечто большее, чем просто быть примитивным обывателем, тонущем в прозаичности. Поэзия даёт почувствовать себя частью высокого, она, как и музыка позволяет выразить те глубины и те невысказанные чувства, которые порой требуют выхода, которые льются из нас и часто сами ложатся в строчки.

А вообще приглядитесь, ведь поэзия на самом деле повсюду: Она безмолвно обитает в прекрасном пейзаже вечернего пляжа, она в раскрывающейся свежести и красках раннего летнего утра, в ветре, что гонит угрюмые волны, она в бликах снежинок, искрящихся на солнце и в ребёнке, бегущем за воздушным змеем, она даже в непрекращающемся потоке машин, в свете фар которых стена дождя упрямо врезается в дорогу, и она конечно в любви.

Мир рухнет без искусства, неотъемлемой частью которого, безусловно, является поэзия, и мы должны помнить об этом всегда.

Комментарии ( 19 )

    Правильно ты сказал – в школе дали нам крохи. Запомнилось только "Любви все возрасты покорны...", да "Погиб поэт, неволник чести...". Ну может ещё что-то. Есенина и Высоцкого я знаю только из песен, остальные их произведения знаю очень мало. Про остальных, перечисленных тобой – у меня полный ноль.

    Хотя было познание поэзии, и после школы. Когда выбирал сказки для своих пацанов, то в основном Пушкина и Ершова. Два раза даже были моменты, когда сам рифмоплётствовал, но это позже, когда или был накачан духовными системами или когда влюблялся после сорока, но тоже под воздействием медитаций.

    Тяжелое ты дело затеял с поэзией в кругах настроенных на бизнес или карьеру, но дело твоё правое – об этом тоже надо говорить, ибо односторонний (зацикленный) человек никому не интересен. Всё думал, как тебе помочь, чего посоветовать? И пришёл к выводу, что надо каждое стихотворение великих, разбирать по полочкам, тогда и мы, технари, научимся чему-то, и тебе будет приятно. Как в том анекдоте: «Скажите тост про меня – вам всё равно, мне приятно!»

    Ответить

    Конечно же каждый из нас вправе выбирать свой собственный путь в жизни, но... Но есть много так прекрасного и дополняющего нашу жизнь! Но и мне не мешает к примеру заниматься чем-то спортивным из восточного направления, а в сопряжении с поэзией, искусством - это усиливает твое видение на нашу жизнь. Как это хорошо сказано в восточном трактате:
    Смотришь на ветку, что склонилась к воде - Восторг!
    Побежали круги по воде - Восторг!
    Дуновение ветра с рассветом - Восторг!
    Поэтому и мы должны для себя находить время, чтобы уделить его для своего внутреннего созерцания, приводяшего к Восторгу! Почаще думать о возвышенном - вот и весь секрет! Но вернемся к поэзии...
    Поэзия не только дает нам вдохновенное начало и чего-то светлого для души - она нас окрыляет, она нас лечит, она нас заставляет придти к более светлому, разумному от греховного... А нам всем, занимающимся ныне бизнесом - этого так не хватает! Не хватает именно той искры, которая необходима для получения дополнительных сил от творческого начала! Тогда и бизнес будет, как песня! Хорошо здесь сказал Самвел Суренович - как правило, обыденная жизнь должна сопровождаться прекрастным. Вот вам и ответ! Значит надо дорогие мои коллеги постигать азы прекрасного - и находить для этого время!

    Ответить

    В чем заключается стремление человека. Ведь все рассуждения о сысле и бытие связаны с человеком, который по сути неопределен по отношении к той или иной профессии. Это не важно. Что есть смысл? Может быть гармония, во всех проявлениях этого слова? Мы не можем просто пить чай. Мы пьем его из кружки вдыхая аромат, чувствуя вкус, ощущая его путь и распространяемое им тепло, выдыхаем из чувства блаженства и понимает приятность чаепития. Вот все эти ощущения, их понимание и восприятие образуют некую гармонию в конкретной ситуации. Может пример и не очень хорош, но гармония человека, где в унисон сосуществуют все чувства, в том числе и прекрастного и создает человека.

    Ответить

    Да, частью с этим согласен согласен! Но у нас всех, при нашем сейчас современном житие, как сказано - есть одна проблема... затянула этакая трясина "гонки за выживание"! Надо туда успеть, то сделать, это привезти, и еще, и еще... не сделаешь - то сразу же вылетаешь из своего "обычного мира"! И нет совершенно времени на душевное и прекрасное! А еще одна беда, так это то, что мы все очень ловко и грамотно научились вносить в свою жизнь подмену ситуации, заменяя настоящее суррогатом... это и телевизор, это и лежание на диване, это осознанное ничегонеделание! А где то самое творчество, которое дает нам истинное удовлетворение? Его и нет!

    Ответить

    На творчество, как правило, абсолютно не хватает времени. Всегда думаю с сожалением, что приходиться тратить его и на сон. Если основная работа связана с творчеством, то здесь конечно другая ситуация, это работа. А если это другая, параллельная жизнь?
    И даже не смотря на то, что уже в течение полутора лет не смотрю телевизор ситуация не складывается иначе. Времени на творчество нет и от этого, душа страдает. Нет возможности совершенствоваться самому и помогать делать это другим. Ведь поэзия это искусство, орудием которого является слово, а сущность - мышление в словесных образах. Постигая грани слова, мы постигаем себя и окружающий нас мир.

    Ответить

    А вот Гармония, видимо, рождается при восприятии мира... взять хотя бы поэзию - в целостном и радостном порыве творческого накала, когда все остальное тебе не интересно, мир умер! Есть только Муза... и она желанна! Вот здесь то и рождаются - красота, прекрасные и радужные напевы, краски, которые ты до этого не видел! Но на все это и требуется время, которого нам так всегда не хватает... и это плохо! Это очень плохо! Надо хотя бы час-другой находить в этом бушующем мире бизнеса, чтобы восхищаться возвышенным!

    Ответить

    Конечно Евгений, Вы абсолютно правы. Когда наша душа открывает для нас невозможное, нужно не идти на встречу к этому, а бежать, что бы успеть хотя бы малое, что мы можем творить и здесь, уже не считаешь, не минут ни часов, они просто текут ручьями, как и потоки мыслей, дарованные Музой. Даря в своих строках, абсолютно светлые, несущие жизненную энергию слова (в которые читатель мог проникнуться не только душой, но и обрести какую-то частичку нового, неизведанного, чуть ощутимого, но понятного только ему самому) Поэт возвышается и обретает чувство невесомости.

    Ответить

    Здесь можно и не согласится. Можно прочитать Гамлета в переводе, в оригинале, можно посмотреть гамлета в исполнении Смоктуновского, можно прочитать ревизора Гоголя, а можно посмотреть телепостановку. Причем лежа на диване. Можно вообще ничего не читать в настоящее время, поскольку трясина затянула. Но если впитанный нами в детстве и отрочестве Пушкин, Лермнтов, Дюма, Гаррисон, Рид и многие сохраняются в нас и мы их несем в себе, то они, отпечатав в нас то самоле прекрасное, будут с нами и в трясине и лежа на диване. Я иногда, не так часто, но смотрю канал "Культура" и так же лежа на диване. НЕделю назад был в театре. Да все это редко, но присутствует. Вы правы, что надо выходить из того, мира в который мы себя загоняем работой. Вот я, был период, когда после пяти лет упорнейшей работы - с 8час. утра до 3 ночи вырвался на 2 недели в отпуск на море. Неделю я спал. Но вторую неделю купался и читал свои любимые произведения.

    Ответить

    Когда мы это всё впитывали, наши родители не лежали на диванах, а стояли в очередях чтобы купить книги (помимо они собирали марки, пластинки и т.д.) А как будет развиваться подрастающее поколение, если оно видит, что родителей интересует только лишь телевизор (не буду уточнять анонс), хотя и читали, как Вы говорите Гоголя, Пушкина, Шекспира и т.д. Здесь даже не речь о телевизоре, в современном мире слишком быстрый темп жизни и только мы способны в век современных технологий помочь нашим новым поколениям расти духовно. Для нас написано множество произведений различных жанров в 20 в, но мы должны подумать тоже о наследии…

    Ответить

    Здесь не могу с Вами не согласиться. Прекрастное в наших детях отличается от того прекрастного, которое имеем и понимам мы. Но может быть это что - то новое, что не понятно нам. Я не имею ввиду покемонов или королей шаманов, космических футболистов и т.д. которыми увлекаются дети. И они не так воспринимают того же Пушкина или Толстого. Фильм "Патриот" вызовет больше чувств у них, чем экранизация "Дубровского". Это верно. Но обобщая, можно утверждать, что оставленные нам заповеди им известны. Они знают что такое хорощо и что такое плохо. Да, им нужна литература, история, и многое другое, что составляет духовную ценность страны. Но обратите внимание. Когда родители начинают прививать детям это чувтво. Когда ребенок в рамках школьной программы читает "Войну и мир" у него в голове прочно укрепился образ человека - паука, которому разогнать армию Наполеона не составит труда, а тема любви гораздо нагляднее отображена в иных фильмах, транслируемых по ТВ. Так может, учитывая эмансипацию, нужно в более раннем возрасте говорить о княжне Мери, Татьяне и Ленском, рассказывая на ночь не сказку про колобка. Я помню в этак 1983г. меня попросили посидеть с тремя детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Так я им на ночь рассказывал сагу о нибелунгах. Уснули. А на следующий день просили продолжения. Правда и рассказывал своими словами, доступными детям, но прошло уже более 20 лет. уже взрослые дети помнят эти сказки.

    Ответить

    Сейчас такое время, что очень много всего, что порой просто не возможно отличить «стоящее» от «так себе» или «гениальное» от «посредственного». Мы перенасыщены. Но должно же быть хоть что-то, что будет нести красоту в сердца наши и наших детей.
    В своё время нам было проще, так как «партия сказала» или «так завещал великий Ленин», но сейчас свобода слова, общество стало эмансипировано. И искусство в любом своём проявлении (я не имею ввиду «черный квадрат» Малевича) может позволить развиваться обществу духовно. Поэзия должна нести не только эстетические и моральные принципы, несмотря на «свободу слова», но и этические.
    А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" собираются ввести в школьную программу, т.е. снова имеет место однобокий взгляд на прошлое….
    Согласна, что спайдермэн уже заполонил головы детей, но мне даже сложно сказать, какие есть у нас современные детские фильмы-аналоги, наверно нет…. жаль.
    Хочется, чтобы действительно люди нового времени: литераторы, поэты, писатели, начали создавать произведения о своих героях, о своём государстве, о своей культуре. Тогда будут экранизироваться произведения как когда-то сказки Пушкина А.С. и т.д.
    И тогда может, дети буду верить в наши сказки, а не в паутинку спайдермэна….

    Ответить

    Само общество находится на распутье. Мы можем считать себя старшим поколением, уносящим с собой тот уровень восприятия культурных ценностей, который мы имеем. Мы родились в обществе, где материальные ценности стояли ниже духовных, по этому в нас больше культурного и меньше материального. Молодеж имеет другие ценности - на первом месте материальное, а все остальное вторичное. Это порождение общества. А иначе нельзя. Вы посмотрите вокруг. За все надо платить и уровень оплаты растет ежеквартально. Если наши родители могли жить на 150 - 200 руб. в месяц, выезжая на море, организуя нам лагеря, то сейчас уровень благосостояния среднего россиянина позволяет ему только не умереить с голода и кое что одеть. НЕ говорю о детях. Такие траты сопровождают нас повседневно. Деньги становяться смыслом жизни каждого молодого человека и все его мечты связаны с богатством. Ввели ЕГ, сделали платным обучение, сократив до бесстыдного уровня колличество мест для бесплатного обучения. Знания стали недоступны для многих семей, в ВУЗах будут учится дети богатых. Общеобразовательные программы становятся рамочными, "так и не иначе". Это уже было в истории России, когда при Ломоносове, с его подачи и участия открывались университеты для бедных слоев. Правительство старается построить централизованное государство? Да, старается, но таким методом не построит. Вернее построит сильное правительство, армию, аппарат чиновников, фискальные органы, но не более. Вспомните определение государства из учебника "Государство и право". Государство - в том числе и народ. И пока это два разных термина, ничего путного не будет, ни к культуре, ни где. В таких условиях бороться за увеличение культурных ценностей голодного ребенка - утопия.

Недавно состоялась поэтическая дуэль между официальным представителем МИД РФ и оппозиционным «поэтическим обозревателем». Я был приятно удивлён такими взаимоотношениями власти и оппозиции. Потому тоже написал поэтический комментарий к данной полемике.
Я не считаю себя поэтом, хотя мною записано 1145 вирш. Поэт не тот, кто пишет стихи. Поэт – это тот, кто думает стихами! Кто может уловить и поэтически выразить настроения, мысли и чувства рифмованным образом, а иногда верлибром.
Поэтическая дуэль власти и оппозиции вновь заставила задуматься: в чём же отличие поэта от человека, пишущего стихи, и для чего вообще нужны поэты?
С этим вопросом я пришёл на «Чемпионат поэзии», который проводился в библиотеке Маяковского в Санкт-Петербурге – в бывшем доме голландского посланника во времена Пушкина. На мой вопрос «зачем нужны поэты» я получил весьма интересные ответы.

«Поэты нужны, чтобы украшать этот мир. Поэты делятся сокровищем своей души. Словом можно убить, словом можно и воскресить. Поэтому огромное значение имеет то, что мы говорим. Потому что в слово поэзии вкладывается душа и мысль высокая. Пространство, которое нас окружает, ему очень не хватает красивых слов, красивых высоких мыслей. Если человек будет излучать такие мысли, то он будет работать над созиданием нашего пространства, нашей Земли, человечества».

«Поэты – это необходимость! Это те люди, которые не могут не сочинять стихи. Они нужны для того, чтобы это было. Поэтическая форма она изначальна в человеке».

«Поэты не нужны. С экономической точки зрения это люди, которые ничего материального не производят. С точки зрения идеалистической они если что-то и производят, то далеко не масс-продукт, что-то для очень узкой аудитории».

«Поэты нужны для себя самих. Поэзия это очень яркий способ коммуникации. Существует представление, что нельзя вложить свой мозг и свою душу в другого человека. Вот поэты это умеют!»

«Поэт сегодня это слово, это умение говорить. Поэзия – это локомотив. Поэты – это люди, которые ищут для нас новые возможности высказаться. Они ищут за пределами наших классических языковых конструкций. Они ищут новые чувства, они ищут новые ощущения, совершенно невероятные непонятные явления. Они для нас чётко формулируют, структурируют, объясняют. Мы даже не всегда понимаем, что это за чувства. Это всегда локомотив, ледокол всего непонятного, что для нас необъяснимо. Куда наука со своим методом никогда не доберётся. Поэзия тем и ценна.
Если поэзия умирает, это значит, что мы остановились в своём развитии, выключили всякие чувства и сидим и пожираем сами себя. Это значит, что мы близки к тому, чтобы разложиться и сравняться с землёй, а позже превратиться в нефть, чтобы позже быть использованными кем-то ещё.
Поэтому поэзия – это умение говорить, самовыражаться. А самовыражение это одно из базовых для человека потребностей. И она лучше всего реализуется именно в поэзии. Поэзия – это умение сказать самые простые фразы, когда сумма слов больше чем слагаемые».

«Поэты – это чувствующие люди, которые хотят говорить о своих чувствах, хотят привлекать внимание к некоторым актуальным проблемам других людей. Не хотят оставаться равнодушными. Им не всё равно!»

«Поэты констатируют то, что сейчас происходит в обществе. Они являются эмоциональным срезом истории, которая сейчас в данный момент происходит».

Что в наше время непростое,
Коль есть на шее голова,
Сквозь призму мысли сеять стоит
Такой феномен как слова.

Как выход рвать себя на части,
Под маской жить, залезть в петлю,
Ругать режим, ласкаться к власти,
Нет, я всё это не люблю...

«Не все вещи можно выразить прозой. Некоторые вещи можно выразить только поэзией».

«Мне поэзия нужна для того, чтобы выражать свои мысли. Я просто так думаю стихами. Не все думают прозой. Поэт – тот, кто выражает свои мысли через стихи».

«Поэзия, как и другие виды искусства, помогает устанавливать связи, лучше понимать друг друга».

«Поэзия нужна мне для души, чтобы лучше себя понять».

«Поэзия – она ни для чего. Это некий феномен, который присутствует в культуре с начала возникновения языка».

«Поэзия – это гораздо более понятие, чем можно его понять. Это не просто сложение слов в рифму или поэтический образ жизни. Для меня поэзия это один из видов выражения своих идей и мыслей».

«Как пелось. Давайте не громко.
Я к громким словам не привык.
Я душу вдеваю в иголку
И штопаю русло Невы...»

Есть хороший фильм «Общество мёртвых поэтов». Он о том, что смерть для поэта может быть милее, чем жить не в соответствии со своим предназначением.

Чем привлекает поэзия? Ведь не только приятными рифмами и созвучием слов. На мой взгляд, поэзия это не столько рифмы, сколько концентрированно и образно выраженная МЫСЛЬ!

Первичные религиозные тексты существовали в форме поэтических гимнов. Древнейшие литературные произведения это поэзия (Гомер «Илиада» и «Одиссея»). Проза литературой не считалась. Да по большому счёту не считается и сейчас.

Есть мнение, что после отмены ритуального жертвоприношения, контакт с потусторонним миром был утрачен. За отсутствием сверхъестественного возникла необходимость производства сверхъискусственного. Этим сверхъискусственным, на мой взгляд, стала поэзия – наша «остаточная духовность».

Поэзия была формой откровения и общения с богами. Все первичные священные тексты это поэтические гимны. В древности поэт и жрец были в одном лице. Считалось, что поэзия это и дар и проклятие, а устами поэта пророчествуют боги.

В состоянии вдохновенного экстаза и одержимости поэты обладали свойством иновидимости и прорицания, они чувствовали себя во власти потусторонних сил. Поэт становился проницаем для узкого входа в праисточник знания, где перед ним открывалась сфера постижимости сущего.

Но чтобы проникнуть в умопостигаемость мира необходимо полное отцепление от своего естества. Поэты должны жить в состоянии отрешённости и непривязанности к миру. Чтобы войти в контакт с потусторонним, требуется изменённое состояние сознания. Для этого нужно обратиться своей частичкой потустороннего, которая есть в каждом человеке.

Превращение человека разумного (Homo Sapiens) в человека духовного (Homo Spiritus) произошло вследствие какой-то антропологической катастрофы (возможно, грехопадения, изгнания из Рая). Вследствие чего человек обрёл душу и совесть, необходимые для контакта с потусторонним.

Недавно я был на лекции известного философа Александра Куприяновича Секацкого о мыслителе современности Вольфганге Гигериче. Мне показалось, что описываемая метафизика Гигерича, его характеристики «реактора по производству души» соответствуют такому феномену как поэзия.

Мне кажется, что «реактор по производству души» это способность человека к искусству, а вход в умопостигаемость мира даёт только поэзия. Именно поэзия как часть искусства синтезирует в человеке его экзистенцию.

«Золотой фонд поэзии» – это золотой запас экзистенции человечества!

Поэзия – это одновременно и абсолютно нереальное, и абсолютно реальное, что можно обсудить с другими.
Поэзия – это приобщение к праисточнику знания, где порядок безумия предшествует порядку разума.

Настоящая Поэзия – это духовное жертвоприношение, своеобразная форма бытия для другого.
Поэтому именно поэзия создаёт «комплектацию души».

Пример – «Монолог мятежной души русского поэта» Анатолия Чертенкова

Я задыхалась, в мир попав жестокий,
А он слезинки собирал мои.
И превращал их в буковки и строки,
И строил храм на собственной крови.

А коль, случалось, слов недоставало,
И стены воздвигались кое-как,
Он всё ломал, всё начинал сначала:
И снова боль и пена на губах!

Он рвался ввысь, срывался, падал в бездну,
Но всё прощала, понимала я:

А нет надежды, нет и бытия!

Мысль о Бытии и мысль о Боге – два главных события человеческой истории. Так считает известный философ Александр Николаевич Исаков. Недавно я прослушал курс его лекций под общим названием «Мысль как событие».
А.Н.Исаков полагает, что мысль как событие есть Откровение. Сознание опознаёт Откровение как откровение себя самого.

На мой взгляд, сама МЫСЛЬ есть событие и Откровение!
Потому как совершенно непонятно, откуда приходят неожиданные мысли, как и почему нас посещает вдохновение.
Мысль – это как открытие. Она не всегда есть результат логических умозаключений и рассуждений; не всегда плод деятельности рацио.
Иногда вначале мы испытываем непонятное томление или волнение, а уже потом нас озаряет ИНСАЙТ, и мы вдруг понимаем то, о чём напряжённо думали или не думали никогда.
Почти всегда Откровение приходит как ответ. Если, конечно, правильно сформулирован вопрос. Причём ответ всегда сформулирован в законченной совершенной форме.

Отличительная особенность Откровения в том, что в нём нет сомнения. Это совершенная в своей завершённости и лаконичности мысль, когда лучше сказать просто невозможно. При этом отчётливо осознаешь, что это не твоё достижение, это пришло извне, свыше.

На мой взгляд, поэзия – это один из способов связи с трансцендентным. Ещё древние полагали, что поэты разговаривают с богами, а поэзия есть глас богов.

Настоящая поэзия – это и субъективное откровение, и Откровение объективно.

Наше «Я» – лишь осознаваемая часть нашей личности, лишь надводная часть айсберга нашего существа.

Поэзия – это открытие и постижение себя как субъекта.
Субъект и объект – умозрительное разделение. Надо преодолеть это логическое разделение, чтобы понять, что объект тоже субъект, а субъект в свою очередь объект, – и мы всеединство!

Мир - это Я, планеты - клетки крови,
Галактики - часть тела моего,
И сердце бьётся - кто-то жаждет боли,
Я счастлив - я постигнул Смысл Всего!
Я стал частицей смысла мирозданья -
И жизнь моя теперь имеет смысл.
Я удержать не в силах восклицанья:
Я Бога часть, Я - Бог, Его я мысль!

Недавно я участвовал в философской дискуссии «Зачем философ в скудное время», организованной Европейским университетом в Санкт-Петербурге и Открытым философским факультетом. В качестве «домашнего задания» было предложено прочитать эссе Мартина Хайдеггера «Для чего поэты?»
Поскольку мало кто прочитал работу М.Хайдеггера, она практически не обсуждалась. Но я работу Хайдеггера прочитал и сформулировал свой ответ, зачем поэты в «скудное время».

В эссе «Для чего поэты» Мартин Хайдеггер писал:
«Поэты - те из смертных, что, торжественно воспевая Винобога, чуют след ушедших богов, идут по их следу и так прокладывают остальным смертным путь к обращению».

«Сущности поэта, истинного поэта в такое время мира, свойственно то, что из всей скудости времени творческим вопросом для него становится прежде всего поэтическое творчество и призвание поэта».

Мартин Хайдеггер

«Поэзия есть учреждение бытия в слове», - пишет Хайдеггер. Он называет поэзию «чистым говором». Поэзия не говорит о том, что было, не описывает происходящее, своим словом она создаёт бытие.

Хайдеггер говорит о том, что поэты так же, как и философы, являются хранителями дома бытия, т. е. языка.
Художник почти никогда не говорит в своих работах о себе в первом лице, через него говорит мысль.

Сколь глубоко поэзия спускается в бездну? Куда доходит поэт, если, разумеется, он идёт туда, куда в силах дойти? - риторически спрашивает Хайдеггер, анализируя творчество Рильке.
Рильке по-своему, на поэтический лад, познал и пережил сложившуюся таким образом несокрытость сущего.

«Чем выше уровень сознания, тем более исключённым из мира оказывается сознающее существо». Потому-то человек противостоит миру.

«Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, настолько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя её в языке».

«Речь и молчание могут быть уподоблены сущему и бытию. Бытие и есть сущее и не есть. Так же молчание: и вызывает к наличию речь, и снимает её во всеобъемлющей торжественности истины».

По моему мнению, само название работы М.Хайдеггера «Для чего поэты?» говорит о признании им первенства поэтического творчества над философским. Философ лишь рефлексирует над тем, что создано вдохновением поэта, находит и расшифровывает смыслы в интуитивном поэтическом образе.

Вряд ли какой-либо философ сможет так убедительно изобразить Ад, как это сделал Данте в «Божественной комедии».

Если верно, что «философы читают послание Бога в подлиннике», то, по моему мнению, философы рационально осмысливают послание, которое приходит в форме некой интуиции. Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа.

8 апреля 2016 года я участвовал во Всероссийской научно-практической конференции «HOMO LOQUENS: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». Она проходила в Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге. Меня интересовал вопрос: кто и как может спасти русский язык от экспансии английского языка в эпоху глобализации?

На мой взгляд, поэты – это дух нации! Поэтому прежде всего поэты могут сохранить русский язык (этот наш «дом бытия» по выражению Хайдеггера). Без языка не может существовать культура, без культуры нет нации, а без нации нет страны. Спасти русский язык – значит спасти Россию!

Хайдеггер явно поторопился, заявив, что наступил Конец философии и близится другое Начало.

Где начало того конца, которым оканчивается начало?

Сейчас мы переживаем не конец философии, а очередной кризис как переход от старого мировосприятия к новому.
Мы не знаем, в каком времени живём. Но отчётливо ощущаем наступающие сумерки.
Вот только это сумерки рассвета или сумерки заката?

Поэты адекватнее могут описать сумерки, нежели философы. Только поэты могут уличить время в его онтологической иллюзорности – неповторимое повторение в смене времён года.

«Философия – это истина в режиме откровения». Это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона.
Платон считал чистое философское созерцание идей – высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.

Можно предположить, что платоновский Мир Идей это информационное поле (по аналогии с Интернетом), в которое включена и Земля – своего рода «вселенский интернет». Древние индусы называли его «Хроники Акаши», а христиане – «Святой Дух». Там хранится вся информация о прошлом, настоящем и, возможно, будущем не только нашей цивилизации, но и всех предшествующих.

Несколько лет назад на факультете филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета я принимал участие в обсуждении проблем современной поэзии. По мнению участников, только поэзия по большому счёту может называться литературой.

Я задал присутствовавшим вопрос: что такое поэт?
Оказалось, точного определения не существует. Однако у каждого есть своё мнение.

Поэт не рационален, он интуитивен. Поэт силён не своим сознанием, а своим подсознанием.
Поэт говорит так, как слышит сердцем!

Цель поэзии – возвращение в сердце. Поэзия, применяемая в качестве инструмента познания мира, не претендует на объективность. Познание бытия не цель поэзии.

Почему были востребованы поэты в хрущёвскую оттепель?
Да потому что они могли доступно сказать народу правду!

Помню, как в 1992 году на культурном форуме в Петербурге, который проводился в Таврическом дворце, я повстречался с Беллой Ахмадулиной. Вот она – была Поэт!

А недавно я встречался с поэтом Евгением Евтушенко. Это ему принадлежат известные слова «Поэт в России больше, чем поэт». Евгений Александрович даже ответил на несколько моих вопросов.

Лично я считаю, что поэзия существует не ради поэзии, а для выражения тех высших идей и смыслов, которые недоступны рациональному логическому познанию, которые идут к нам из иного мира и связывают наши миры.

Поэт должен в своём творчестве не столько воплощать уже известные идеи, сколько постигать новые смыслы.

Весь вопрос в масштабах идей и смыслов, постигаемых поэтом. Если они глубинны и жизнеспособны, то им не нужна государственная поддержка, они прорастут сами.

Только поэзии доступны некоторые идеи и смыслы, которые недоступны философии и науке. И в этом огромная ответственность поэзии.

Поэзия не самоцель. Хотя она и самодостаточна.
Поэзия – не развлечение. Стишки к юбилею и рифмоплётство это не поэзия. Поэзия – это способ познания, форма постижения Откровения!

Настоящие стихи – это мыслеформы.
Слова - это формы образов, и потому они не подыскиваются, а приходят вместе с образами, являясь лишь средством выражения.
Если удаётся первыми строками сформулировать вопрос, то потом лишь записываю ответ, который рифмуется сам собой.

Истинное творчество - это изложение, потому что не от себя.
Настоящие стихи не сочиняются, а записываются.
Когда сам хочу что-то сочинить, ничего не получается, когда же пытаюсь настроиться и почувствовать, то строфы рождаются сами собой. Причём иногда в такой законченной форме, что я просто поражаюсь. Отчего и почему это происходит, не понимаю. Для меня это такое же откровение, как и для других.

Безусловно - творчество богодухновенно. Это процесс приёма божественного откровения - Спасение, которое посылает Господь вдохновением. Но вдохновение даётся лишь тому, кто его достоин, причём вовсе не для того, чтобы на этом зарабатывали деньги. Вдохновение - это награда за веру и помощь Господа тем, кто в ней нуждается.

Подлинное искусство бескорыстно, потому что от Бога!

Чувства, настроение художника не пустое, это игра вдохновения, лабиринты творческого процесса. Вдохновение иррационально. Без вдохновения нет творчества. Но оно требует веры!

Стихи - это изложение, а не сочинение. Слова не подбираются. Каждое слово, если оно то самое, оно неизбежно, оно и только оно, и никакое другое.

Знаете ли вы, как строчку диктует чувство? Я ощущаю её как некое волнение, как музыку, которую пытаюсь выразить с помощью слов.
Слова непереводимы, потому что это попытка выразить чувство, образ, который существует неповторимо только в данной культуре, в языке данного народа.

Каждое стихотворение это космогония, - а потому неповторима и непереводима!

Важен процесс творчества, а не его продукт. Дело не в литературных изысках, а в постижении сокровенного. Хуже всего, если скажут: раньше он писал вдохновенно, а теперь красиво, талант превратился в мастерство.

Стихи мои, при всей их возможной ценности, лишь средство огранки души. Но я-то знаю, знаю, что всё это не моё, и стихи я прежде никогда не писал. Они откровение для меня самого. И откуда взялось вдохновение? почему?

Вдохновение, это такое счастье! Оно стоит всего! Если бы мне предложили на выбор: Нобелевскую премию или вдохновение, я бы выбрал вдохновение!

Мне важно быть предельно честным с собой, во сне и наяву, чтоб был себе я интересен и твёрдо знал, что не солгу. Но так уж человек устроен, что жизнь диктует бытиё. Но не хочу я быть спокоен. Мне нужно всё иль ничего! Нет, я не функция условий, и я не обстоятельств раб. Хочу себя я быть достоин, признаться честно, раз не прав. Жизнь требует искать удобства, неправдою платя за быт. Но не комфорт мне руководство, а Голос, что во мне звучит. Он требует предельно честным быть в каждом слове и в беде, и не искать тёплого места, а быть лишь искренним везде. Плевать на страхи и потери, угрозы жить мне в нищете. Я не хочу удобства цели, важнее мне не лгать себе. Свобода мне важнее денег, любовь превыше, чем расчёт. Мне нужен искренности берег. Всё остальное же - не в счёт!

Художник мир творит, он - демиург, он - бог,
Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.
И требует Господь, чтоб был поэт один,
И дома, и в семье, хоть он не нелюдим.
И потому бежит поэт от лишних слов,
От пошлой суеты, семейных склок, забот,
От мыслей о еде, о сексе, шума - прочь!
Он должен быть один, его подруга - ночь.
Он тонкий инструмент божественных начал,
И требует Глагол, чтобы поэт молчал.
Художник - Музы раб, ревнует Дух его,
Кто служит - даёт всё, а прочим - ничего.
Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,
И должен помнить он про свой последний час.
Не выдумать того, что нет в Мире Идей,
И чтобы сотворить, любить нужно людей,
И верить в то, что Бог поэту говорит,
Ведь истинный поэт не от себя творит.
Как мало нужно чтоб творить художник мог:
Покоя для души, свободы от забот.
Но творчество всегда есть подвиг для души -
Преодолеть себя и воплотить мечты.
Художник видит то, что многим не дано,
В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,
Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,
И миру возвестить о том, что должно стать.
Художник есть пророк, поэт - пророк вдвойне,
Он возвещает то, что хочется Судьбе.
Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,
Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.
Не смеет он просить, ведь он имеет дар,
Творит душою он, и тела нужд не раб.
Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,
И он творит мечты, что так нужны для нас.
Не нужен и комфорт - талант погубит он! -
Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.
Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,
Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,
Не вымолить стихов, не выпросить любви,
Ведь вдохновенье - Дар, упорный труд души.
Не ценится поэт, пока средь нас живёт,
Но станет знаменит, как только он умрёт.
Укором служит он для тех, кто спит душой.
Он странник на Земле, он странный, он чужой.
Поэт - слуга Небес, орудие Творца,
Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.
Невзгоды - хлеб души, и стимул нам расти,
И чтоб поэтом стать, ты их благодари.
Поэт - всегда борец, художник и герой.
И Бог им говорит. Он только Богу свой!
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Некоторые московские знаменитости приезжают в Петербург, чтобы за деньги учить наших поэтов стихосложению. Но питерские поэты не нуждаются в московских «учителях», приезжающих в культурную столицу «на чёс»...
8 апреля 2016 года в бывшем помещении Смольнинского хлебозавода, а теперь лофт проекте ЭТАЖИ, состоялся Большой городской поэтический фестиваль.

Раз есть поэты, значит есть надежда!
А нет надежды, нет и бытия!

А по Вашему мнению, ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЭТЫ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

Анатолий Черепащук, академик РАН:

Что за вопрос! Человек тем и отличается от обезьяны, что у него есть мысли о высоком, на которые он может опереться в трудный момент. Самая нужная строчка? "Мой дядя самых честных правил"!

Борис Пастернак, генеральный директор издательства "Время":

От нашего желания не зависит, будет существовать поэзия, или нет. Cейчас русская поэзия переживает пору расцвета, и поспособствовал этому Интернет. В сети можно найти совершенно замечательных авторов.

Виктор Ерофеев, писатель:

Нужна, особенно в России. Поэзия - это яркий глагол, это слово, которое попадает в кровь, в сознание и подсознание. Если стихотворение написано по божественной подсказке, то оно нас укрепляет в нестойких наших мыслях, даже если поэзия наполнена иронией по отношению к нашей собственной судьбе или отчаянием. Мы проходим через очищение поэзией, это для нас - прививка от духовных болезней.

Елена Образцова, народная артистка России:

Стихи затрагивают самые тонкие струны человеческой души. Когда нельзя выразить чувства прозой, наступает поэзия, а после нее приходит музыка. Лично я обожаю Ахматову, Блока, Есенина.

Юрий Мамин, кинорежиссер:

Поэзия нужна только тем, кто в ней нуждается. Музыка и поэзия - такие вещи, которые требует организм, если он на них воспитан. Прежде поэты могли собирать огромные залы: Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко... Сегодня представить такое сложно. Раньше поэзия была нужна, теперь - нет.

Максим Кононенко, Mr.Parker - популярный интернет-деятель:

Появление Интернета не значит, что поэзия нам сегодня не нужна. В Интернете есть свои модные поэты - Вера Полозкова, Всеволод Емелин, Ваня Давыдов. Интернет - это словесно ориентированная среда, и человек, который виртуозно владеет словом - а поэты как раз такие, - в ней вызывает уважение. Конечно, поэзия не имеет такой силы, как раньше. Раньше шума было больше, стихи было легче запомнить, и они передавались из уст в уста. Сейчас любой косноязычный блогер может исполнять ту же социальную роль, что и прежде поэт.

Михаил Боярский, народный артист России:

Без поэзии в жизни нельзя, потому что лишь на этом языке можно говорить с Богом. А вот читать поэзию нельзя, ее можно либо знать, либо слушать. Лично я не могу без Высоцкого. Считаю, что многое бы в жизни потерял, если бы не знал его стихов.

Владимир Брагин, финансовый аналитик банка Trust:

Люблю послушать хорошую музыку с хорошими словами, с поэтическими текстами. Песни для души. Нравятся барды, русский рок. Специально сборники поэзии я не покупаю и не читаю.