Профориентационная работа в начальной школе. Профориентация в начальной школе (из опыта работы) Материалы для профориентационной работы в начальной школе

Выступление на педагогический совет

Скрябина Л.А.

Профориентация в начальной школе

В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.

Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

Цель данного направления: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл.

Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду, лекарства и т. д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.

Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.

Задумывалась ли я, учитель начальных классов о важности данной проблемы? Нет. Но интуитивно работу в данном направлении все равно проводила и провожу, и достаточно регулярно.

Знакомство с профессиями в своём классе я начинаю с 1 класса. В работе по профориентации я использую самые разнообразные формы: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины и другие виды работы.

1кл. Кл.час «Радуга профессий», разговор о разных профессиях, конкурс рисунков «Радуга профессий» - кем я хочу стать; экскурсия в музей Пожарной безопасности, кл.час «Огонь - друг, огонь - враг» знакомство с профессией пожарный; интересные встречи - рассказ дедушки Волкова В.А. о профессии военного летчика.

2 кл. Кл.час «Я талантлив», групповой проект «Что я умею делать лучше всего». На уроках окр.мира идет знакомство с профессией геолога, сельскохозяйственными профессиями, говорим о «Труд людей осенью», «Весенние работы в саду, огороде, поле». В апреле 2016 года к нам в гимназию приезжал Виктор Игоревич Васильев, актер и председатель Союза кинематографистов Республики Беларусь. Ребята увидели анимационные фильмы «Аист» и «Глупая пани и разумный пан», а также поиграли и смогли почувствовать себя на настоящей съемочной площадке.

3 кл. В рамках интересные встречи – мастер- класс от родительницы Месенгисер Н.С. врач-стоматолог. Рассказала детям о зубах их строении, учила почему надо беречь зубы и как за ними ухаживать.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Написание сочинения «Кем я хочу стать, когда я вырасту». Вашему вниманию, я представляю выдержки из этих сочинений.

Готовясь к этому педсовету, я стала другими глазами смотреть на данное направление в воспитании наших детей, осознала важность этого момента и теперь пересмотрю план воспитательной работы класса на следующий год

Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет).

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека» , можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

Формы проведения внеурочных занятий:

  • Классный час «Профессии наших родителей».
  • Устный журнал «В мире профессий».
  • Час общения «Мои любимые увлечения».
  • Путешествие в мир профессий.
  • Встречи с представителями разных профессий.
  • Праздник профессий.
  • Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
  • Экскурсии на предприятия и в учреждения.
  • Операция «Профессии моих родителей».
  • Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
  • Конкурс юных умельцев.
  • Конкурс на лучшую поделку.
  • Конкурс юных дикторов.
  • Час общения «Кем я хочу стать».
  • Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.
  • Праздник «Славим руки матери».

В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

В нашей школе несколько лет реализуется региональный образовательный модуль «Старт в профессию», разработанный Государственным Комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения.

В начальной школе предполагается рассмотрение следующих тем:

Путешествие в мир профессий

Человек и работа

Профессии вокруг нас

Все профессии нужны, все профессии важны

Как получить профессию

Все работы хороши, выбирай на вкус

Выбор профессии будущего

Город мастеров

Профориентационный образовательный модуль направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Модуль предусматривает поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия осознанного решения по выбору профессии, на окончательном этапе курса. Занятия организуются в соответствии с ведущими сферами возрастной деятельности.

Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является взаимосвязь школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

В первом классе у нас действовал педагогический проект «Дети- наше будущее»

Под руководством учителя были сформированы группы учеников и родителей по направлениям:

Здоровье, гражданин, интеллект, общение, семья

Родители вместе с детьми представляли материал по следующей схеме:

  1. Название профессии
  2. История её становления, перспективы
  3. В чем заключается необходимость профессии, какую пользу она приносит
  4. Какие достоинства профессии можно определить
  5. Какие качества личности нужно развивать для того, чтобы добиться успеха в этом деле? Какими качествами ты уже обладаешь?
  6. Знание какие предметов школьной программы необходимо, чтобы стать профессионалом в этой области?
  7. За что Вы любите свою профессию?

Затем была коллективная защита проекта- совместное представление родителями и детьми результатов своей работы(в дальнейшем эту работу мы отправили на конкурс методических разработок «Созвездие идей» в рамках республиканской акции и стали победителями)

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


Профориентация в начальных классах

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом. Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи. Формы профориентационной работы в начальной школе. 1.беседы с детьми и родителями; 2.встречи с людьми разных профессий; 3.экскурсии в музеи; 4.классные часы по профориентации; 5.оформление классного уголка и школьного стенда; 6.сочинения, конкурсы, защита проектов; 7.родительские собрания по профориентационной тематике. 8. Игры (существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

Конспект классного часа по профориентации для 2-го класса

"Вот когда я взрослым стану..."

Цель- создание положительной мотивации учебной деятельности в начале года, предпосылок осознанного выбора профессии в старшей школе.

Ход классного часа

-Здравствуйте, ребята! Вот и наступил новый учебный год, теперь вы второклассники! -Как отдохнули? С каким настроением вернулись в школу? (ответы детей) -Я рада, что вы все сегодня пришли в класс с хорошим настроением, отдохнувшие, веселые. Но только ли веселые чувства вы испытываете (сожаление о том, что каникулы закончились и предстоит снова учиться.) - Ну вы, пока еще, дети, хотя и заметно повзрослели за лето, и главное ваше занятие. учеба. Наверное, иногда так хочется стать взрослым, что бы уже не ходить в школу... (да) -Вот сегодня мы с вами помечтаем о том времени, когда вы станете взрослыми (слайд) - Когда я была ребенком, мне тоже хотелось скорее повзрослеть, но вот только почему уже не помню? Может быть вы поможете вспомнить? (Слайд, ответы детей) - Молодцы, оказывается взрослые так много могут того, чего не могут дети, все что вы сказали, пожалуй можно объединить (слайд). Взрослые самостоятельные. -А чем же взрослые занимаются каждый день кроме выходных? (работают) -Зачем? (слайд, ответы детей) -Конечно, чтобы зарабатывать деньги (слайд), приносить пользу людям (слайд), а кроме того, работа бывает еще и интересной для конкретного человека (слайд). - Вот когда вы станете взрослыми станете (слайд), вам тоже придется выбирать работу. А знаете ли вы какие есть профессии? Попробуйте отгадать мои загадки (см. приложение.) -Молодцы, профессий знаете много, но как же среди такого большого количества вариантов выбрать только одну, которая будет приносить и пользу, и удовольствие, и деньги? (?, слайд). И хотя выбирать придется еще не скоро, уже сейчас вы можете готовиться к этому выбору. Как? (ответы детей.) -Молодцы! Правильно! (Или "Если вы пока затрудняетесь ответить на этот вопрос, то я подскажу") Показ и обсуждение слайдов: - собирай информацию о профессиях, - наблюдай за трудом взрослых в жизни, - посещай специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям, - пробуй себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать - и, самое главное, учись! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.

Заключение: чтение и обсуждение стихотворения Д. Родари "Чем пахнут ремесла?" (см. приложения)

Приложения.

Загадка-шутка о профессиях

Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет... (пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет... (художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет... (певица)

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет... (циркачом)

Ян- циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать... (шпионом)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет... (ученым)

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они... (врачами)

У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью... (модельеры)

Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет... (поэт)
У
поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать... (ветеринаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой... (актрисой)

Для актрис – аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава – кино-... (режиссер)

Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он... (эколог)

У эколога сосед
Сколотил сам табурет,
А еще для птичек дом.
Значит, станет... (столяром)

Был столяр на дне рожденья
У Володи в воскресенье.
Папа Вовке автомат
Подарил, чтоб рос... (солдат)

Все солдаты ходят строем.
Ордена раздал героям
И обратно в бой послал
Рома – храбрый... (генерал)

Генерал в отставку подал,
Ведь его погоны продал
Толя, маленький хитрец -
Подрастает... (продавец)

Продавец зимой Олегу
Продал три сугроба снега.
Крепостей Олег лепитель –
Он потомственный... (строитель)

Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать...
Ну а ты кем хочешь стать?

Загадки о профессиях

Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? Ответ (Врач)
В прошлый раз был педагогом, Послезавтра - машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он... Ответ (артист)
Наведёт стеклянный глаз, Щёлкнет раз - и помним вас. Ответ (Фотограф)
Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? Ответ (Учитель)
В небо ласточкой вспорхнёт, Рыбкой в озеро нырнёт. Ответ (Прыгун в воду)
Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? Ответ (Повар)
Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро. Ответ (Маляр) Он, собираясь в свой обход, Халат врачебный надевает, Лекарства в саквояж кладёт, На скотный двор потом шагает. Ответ (Ветеринар)
У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый. (Парикмахер)
С огнём бороться мы должны, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Ответь скорее, кто же мы? Ответ (Пожарные)
Закину палку, убью не галку, Ощиплю не перья, съем не мясо. Ответ (Рыбак)
Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. Ответ (Пекарь)
На станке детали точит Этот кадровый рабочий... (Токарь)
Поёт рожок, поёт рожок! Мы гоним стадо на лужок. Пасём коров мы целый день, Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)
В цирке он смешнее всех. У него – большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся. (Клоун)
Его работы ждёт земля, Едва рассвет лучи зажжёт. Весной расчешет он поля, Наступит осень – пострижёт. (Фермер)
Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки. И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (Сапожник)
Мы от простуды вновь страдаем, Врача мы на дом вызываем. Он выдаст нам больничный лист. А кто он как специалист. (Терапевт)
Спрятан здесь вопрос такой: Доктор с ниткой и иглой Как зовётся? Вспоминай И быстрей ответ давай. (Хирург) В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам! (Библиотекарь)
Серебристая игла В небе ниточку вела. Кто же смелый Нитью белой Небо сшил, да поспешил: Хвост у нитки распушил? (Лётчик)
Весёлая работа, Завидно от души! Свисти, когда охота, Да палочкой маши!
Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. Ответ (Полицейский-регулировщик)
По вагону он пройдёт – Безбилетников найдёт. В цехе друг его сидит – Он за качеством следит. Ответ (Контролёр)

Этот доктор удалит Мне легко аппендицит. Скальпель – лучший его друг, Кто же доктор тот? … ! Ответ (Хирург)
В ресторане их найду я - Эти люди в колпаках Над кастрюлями колдуют С поварешками в руках. Ответ (Повар)
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть? В очках и при свете и то не суметь. А он между тем разглядел сквозь неё Не только меня, но и сердце моё. Ответ (Рентгенолог)
Этот врач не просто доктор, Лечит людям он глаза, Даже если видишь плохо, Разглядишь ты всё в очках. Ответ (Окулист)
Он в сладком цехе день трудился, Итог десертный получился – Эклеры, кекс, «Наполеон». Теперь подумай, кто же он? Ответ (Кондитер)
В детском садике обед, Повар пробу с блюд снимает. Но ведь мамы рядом нет, Кто ж на стол там накрывает? Ответ (Няня, помощник воспитателя)
Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять, Как его, ребята, звать? Ответ (Учитель)

Он весь город нам покажет, Всё о нём к тому ж расскажет. И от нас вопросов ждёт, И на все ответ найдёт. Ответ (экскурсовод)
В фирме прибыль он считает, Всем зарплату начисляет. И считать ему не лень Все налоги целый день. Ответ (Бухгалтер)
Его приходу каждый рад, Когда на кухне водопад. Ответ (Водопроводчик, сантехник)
Прыгнул вниз - На цветке повис, Земли коснулся - Цветок свернулся. Ответ (Парашютист)

Пословицы о труде

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Без хорошего труда нет плода.

    Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

    Не умел шить золотом, так бей молотом.

    Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

    Кто не работает, тот не ест.

    Была б лишь охота - наладится каждая работа.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Дело мастера боится.

    Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

    За все браться - ничего не сделать.

    Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

    Без труда и отдых не сладок.

    Всякий человек у дела познаётся.

    Умей дело делать, умей и позабавиться.

    Всякое уменье трудом дается.

    Любовь к труду - у людей на виду.

    На работу с радостью, а с работы с гордостью.

    Делу - время, потехе - час.

    От труда здоровеют, а от лени болеют.

    Утренний час дарит золотом нас.

    Хлеб даром не даётся.

    Хозяин тот, кто трудится.

    Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

    Терпение и труд всё перетрут.

    Труд кормит, а лень портит.

Стихотворения о труде и профессиях

Д. Родари "Чем пахнут ремесла?"

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,-

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Г. Ладонщиков "Звездочка"

Маму видит вся столица.

Мама строит новый дом,

Да такой,

Что поселиться

Полрайона может в нем.

Дом заметно вырастает

Каждый день

И каждый час.

Будто небо подпирает

Металлический каркас.

И над самой верхней балкой,

Где подъемный кран стоит,

Огонек электросварки

Яркой звездочкой горит.

Это мама ―

Сварщик смелый ―

Держит звездочку в руках,

А над нею

Стайкой белой

Проплывают облака.

Л.. Олифирова

"Кем хотите стать вы, дети?"

Кем хотите стать вы, дети?

Поскорее нам ответьте!

- Я хочу шофёром быть.

Грузы разные возить.

- Я мечтаю о балете.

Лучше нет его на свете.

- Я хочу врачом стать классным.

Буду всех лечить лекарством.

Очень вкусным, как конфета.

Съел его - болезней нету!

- В красках я души не чаю.

Стать художником мечтаю.

Закажите мне портрет.

Справлюсь я, сомнений нет!

- Вы со мной, друзья, не спорьте,

Я хочу стать первым в спорте.

Шайбу мне забить - пустяк,

Я играю за "Спартак"!

- Я хочу стать пианисткой.

Замечательной артисткой.

Музыка со мною с детства,

Я люблю её всем сердцем.

- Я мечтаю стать скорей

Воспитателем детей.

С ними петь, гулять, играть.

Дни рожденья отмечать.

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Р. Сеф "Странное дело "

Странное дело,

А может быть, нет –

Жил-был

На свете

Когда-то

Сапожник.

Был он сапожником

Сорок пять лет,

Но про него

Говорили:

Художник.

Странное дело,

А может быть, нет –

Жил-был

На свете

Когда-то

Художник.

Был он

Художником

Семьдесят лет,

Но про него

Говорили:

Сапожник.

Странное дело,

А может быть, нет?

В. Усик "В лавке"

Подошёл я к продавцу

В лавке бакалейной:

Мне бы времени мешок

И бочонок рвения.

Силы - двести килограмм,

Пять кило агрессии.

Если уж не сложно вам,

Два ума мне взвесите?

И упорства, пачки две,

Бутыль настроения,

Памяти насыпьте мне

И кусок умения.

И сказал мне продавец

Лавки бакалейной:

Будет всё, вот только нет

Снадобья от лени.

А без этого, увы,

Всё, что тут назначено,

Как бы не хотели вы,

Будет зря потрачено.

Я упёрся, как баран,

Говорю невежде:

Что как делать, знаю сам,

Вы продайте прежде.

Продавец, подумав, встал,

Не моргнув и глазом,

Убеждать меня не стал,

Выполнил заказы.

Игра в начальной школе «Все работы хороши!»

Цели : расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (устройство инструментов, технология изготовления изделий); развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к рабочим профессиям, труду.

Оборудование : карточки с рисунком дома; краски; кисти; работы учащихся.

Ход игры

I. Сообщение темы.

Учитель . Сегодня у нас необычный урок, урок-игра «Все работы хороши!».

Профессия - это род занятий, любимое дело, груд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. Л что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

II. Игровая часть.

1. Начало работы.

Чтец 1.

Светом ласковым согреты

Мы на солнечной Земле.

Наступает день с рассветом

В каждом городе, селе.

Чтец 2.

Утро ясное зовет

В поле, шахту, на завод:

Начинается работа!

И у нас свои заботы.

Чтец 3.

Время тратим не напрасно:

Чтоб всегда все было ясно -

Знаем математику на «пять»,

Любим строить, рисовать.

Чтец 4.

Научились мы дружить,

Добрым делом дорожить,

Подрастем - все будем сами

Делать этими руками.

Много я узнать хочу -

Выбрать дело по плечу.

2. Игра «Таинственное слово».

Учитель.

Да, профессий век не счесть,

Присмотреться время есть,

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать.

Учитель демонстрирует карточки, на каждой из которых написано слово, но буквы в нем представлены самым немыслимым образом. Учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано:

баркы явш праов щакнемки

жирнене ьевитол ртомас

(Рыбак, швея, повар, каменщик, инженер, водитель, матрос.)

3. Конкурс «строителей».

Учитель . Первыми приглашаем посоревноваться каменщиков.

Ученик.

Строителем хочется стать поскорее.

Дома и дворцы научусь возводить

И школы, куда будут дети ходить.

Задание . Составить из разрезанной на части картинки рисунок дома

Рис. 1. Образец разрезанной на части картинки

Учитель. Теперь в соревнование вступают маляры.

Ученик.

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Но не с кистью и ведром

Наш маляр приходит в дом.

Вместо кисти он принес

Металлический насос.

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине.

Новый дом почти готов,

Примет к празднику жильцов.

На доске прикреплены рисунки дома, выполненные на листе бумаги. 2-3 учащихся должны раскрасить по своему вкусу дома так, чтобы это было красиво и быстро.

Рис. 2. Дом для раскрашивания

4. Игра «Отгадай пословицы».

Учитель . Пока наши «маляры» работают, предлагаю вам отгадать пословицы. Я начну пословицу, а вы продолжите ее. Без труда - ... (не вынешь рыбку из пруда).

Без охоты - ... (нет работы).

Без ремесла - ... (как без рук).

Без дела жить - ... (только небо коптить).

Была бы охота - ... (заладится всякая работа).

Без топора не плотник, ... (без иглы не портной).

Люби дело, ... (мастером будешь).

5. Игра «Кто потерял свой инструмент?».

В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял? Назовите профессию владельца этих предметов:

ножницы шпатель лампочка

кастрюля термометр сито

кисть сантиметровая лента гаечный ключ

калькулятор гиря указка

6. Викторина «Угадай профессию».

1) Кто пашет, сеет, хлеб убирает? (Хлебороб.)

2) Кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

3) Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

4) Одевает кто нас модно?

Кто костюм шьет выходной?

Всем известно - он... (портной).

5) К нам приходит с письмом прямо в дом - кто же он? (Почтальон.)

6) Вот на краешке с опаской он железо красит краской;

У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (Маляр.)

7) Ночью, в полдень, на рассвете службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу, преграждая путь врагу. (Пограничник.)

8) Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,

А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)

9) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

10) Служит дорогой Отчизне старший брат.

Охраняет наши жизни, он - ... (солдат).

11) Заболело ухо у кота, поднялась в доме суета.

Дед ворчит, сестренка хнычет,

Суп в кошачьей миске стынет.

Что мне делать? Как мне быть?

Где котенка полечить? (У ветеринара.)

12) Расплакалась лягушка: пятнышко на брюшке,

Пятнышко на ножке - будьте осторожны!

У кого будем лечить эту болезнь? (У дерматолога.)

13) Попала соринка на лету в глаз красавцу-журавлю.

Ребята, к какому врачу обратиться журавлю? (К окулисту.)

14) Родилась сестренка Даша - радость наша, горе наше.

Хлеб не ест, плюется кашей,

К кому идти с сестренкой Дашей? (К педиатру.)

15) Сидит девица на железной птице,

Стрелы опускает, грузы поднимает. (Крановщица.)

7. Конкурс «Знаток технологии».

На столе под определенными номерами находятся изделия, полученные путем сгибания, резания, склеивания, выпиливания, сшивания, вязания и т. д. Учитель называет технологический процесс, а учащиеся должны выбрать соответствующее ему изделие.

8. Конкурс «Найди лишнее».

На доске или на карточке крупными буквами написаны слова. Необходимо вычеркнуть «лишнее» слово, не относящееся к данному технологическому процессу. Например: игла, нитки, гвоздь, сантиметровая лента, наперсток. (Лишним является слово «гвоздь», так как он не используется при работе с тканью.)

1) Кисть - клей - линейка - спица - ножницы.

2) Пряжа - нож - спицы - ножницы.

3) Кастрюля - ложка - терка - крючок.

Музыкальная пауза.

Частушки:

Мы трудиться очень любим,

Нам трудиться нравится.

Каждый сладит с трудным делом,

С любой работой справится.

Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

Сам почистить раз в году

Я решил сковороду.

Но потом четыре дня

Не могли отмыть меня.

Ира, Оля, Катерина

Загорелись вышивать,

Во всю прыть они старались

Заказов больше принимать.

Говорят — умелая

Девочка несмелая.

Но любую я работу

До конца доделаю.

Мы частушки все пропели -

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали!

III. Итог игры.

Заключительное слово учителя . Молодцы, ребята! Вы сегодня свои умения и знания по технологии показали, о профессиях разных много рассказали.

Как видите, дети, профессий немало - такую себе выбирай,

Чтоб делом всей жизни твоей она стала,

Чтоб честным трудом ты прославил свой край.