Трудовое воспитание ребенка дошкольника в семье. Трудовое воспитание в семье

Воспитание советских ребят невозможно представить себе как воспитание нетрудовое, воспитание лентяев и белоручек. Поэтому труд должен быть необходимым элементом семейной педагогики. Это понятно и ни у кого не вызывает возражений. Если родителей спросить, как "они представляют себе «домашнее» трудовое воспитание, девять из десяти уверенно ответят:

Приучить ребенка посильно помогать в хозяйстве, присматривать за малышами; чтобы у него были свои постоянные обязанности; чтобы не был белоручкой, умел все делать и убирать за собой.

И они будут правы. Поэтому, не задерживая внимания читателя на общеизвестных вещах, дадим лишь несколько уточняющих советов.

В раннем возрасте дети обычно очень любят помогать взрослым по хозяйству. Трехлетнему карапузу до смерти хочется вместе с мамой мыть посуду, стряпать или подметать пол. Старайтесь никогда не отвергать помощь детей, даже если вы знаете, что она обернется только помехой. Отталкивая детей: «Уходи, не путайся под ногами, без тебя скорее сделаю», вы отбиваете охоту ко всякому труду.

Всякий новый навык дается малышу нелегко и закрепляется только постоянным повторением. Вот он научается сам одеваться. Поначалу это для него и интересная и трудная задача. Пусть он как можно раньше привыкнет справляться с ней без родительской помощи. Часто у матери не хватает терпения ждать. «Опять прокопаешься целый час, ну-ка, давай сюда ножку»,- не выдерживает она. Но вот так случается несколько раз, и навык разрушается.

Ребенок обязательно должен иметь несложные обязанности по дому. Но там, где под лозунгом трудового воспитания ребенок просто целый день находится на побегушках, он не приучается по-настоящему к труду. У малыша должно быть дело, которое он считал бы своим, за которое ощущал бы ответственность и которое было бы ему хоть немного интересно.

В порученном деле ребенку должна быть предоставлена некоторая самостоятельность. На первых порах надо, конечно, объяснить ему, что к чему, и проследить за исполнением. Но нельзя постоянно стоять у него над душой и командовать: делай так, а теперь так. «Чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении»,- указывал А. С. Макаренко.

Особенно тщательно надо следить, чтобы начатое всегда доводилось до конца. Если осталось что-то недоделанное со вчерашнего дня, то сегодня нового поручения быть не должно до тех пор, пока не будет завершено прежнее. Всякая безалаберность, неумение спланировать свою деятельность, организовать свое время должны изгоняться самым беспощадным образом.

Но есть в семейном трудовом воспитании другая сторона, о которой нередко забывают. Хочется предостеречь от ограниченного понимания его задач.

Бесспорно, что участие в домашнем хозяйстве дает известную привычку к работе и полезные, необходимые в жизни навыки. Но мытье посуды и подметание пола в собственной квартире вовсе не обязательно прививают коммунистическое отношение к труду, которое строится на осознанной необходимости и потребности трудиться с полной отдачей сил ради общего блага.

Стремясь развить в ребенке трудолюбие «на потребу» семье, не упускаем ли мы иногда из виду основной цели трудового воспитания? Поясним это на более «взрослых» примерах.

Иной подросток дома - на все руки, а на воскресник его не дозовешься. «Мать не пускает, говорит, своих дел полно...» - «Но ведь все ребята идут!» - «Вот и я говорю? неудобно, мам, все идут». А она: «Стадион и без тебя построят, а я тут с ног сбиваюсь, кто все-таки дороже - мать родная или стадион?»

Одна девочка радостно похвасталась в семье: ее назначили ответственной за сбор утиля, и класс занял первое место. «Вишь ты!--с едкой укоризной сказала мать.- А дома, небось, мусор вынести, и то не допросишься!»

Сын привел товарища, разложились на полу, мастерят какие-то пособия для кружка. «Нет, чтобы матери помочь, так еще грязь разводит!»

Спору нет, помощь взрослым в семье - справедливое требование. Справедливое и обязательное! И очень обидно и горько, когда сына или дочь «не допросишься».

Но не страшнее ли то, что подобными репликами вы в глазах ребенка противопоставляете личное общественному и побуждаете его предпочитать первое второму? Не от такого ли взгляда на «свое» и «чужое» пускает порой первый корешок гнусная идейка, что работа на общество - это работа «на дядю» и потому нечего тут особенно усердствовать?

Все сказанное выше позволяет утверждать: трудовое воспитание в семье неизбежно носит ограниченный характер, если оно выливается только в воспитание трудом - домашним трудом. Оно обретает полную идейную глубину тогда, когда органически сочетается с воспитанием коммунистического отношения к труду.

Умейте донести до ребят дыхание тех идей, ради которых вы живете и боретесь в своем большом взрослом мире, умейте пропитать ими нравственную атмосферу семьи. Этого не заменит никакое распределение домашних обязанностей, как бы разумно оно ни было организовано. Обязательно расскажите (а при возможности и покажите) детям, где вы работаете, в чем заключаются ваши обязанности, чем ваша работа интересна. Не выпячивайте своих заслуг, но и не умаляйте их небрежно. Хорошая советская гордость трудовыми успехами матери и отца очень благотворно сказывается на воспитании ребят.

Надо, чтобы сыновья, узнавая, к примеру, что отца выбрали в профком или дали ему премию, радовались не только почету и деньгам, но и трудовым успехам его, потому что понимали - все это неспроста, не даром, а за самоотверженную работу, за неугомонные рационализаторские «придумки», за честный пот и честную усталость.

Наше общество еще живет пока по принципу «от каждого по способности - каждому по труду», и материальная заинтересованность остается очень важным мотивом, побуждающим людей к честной, добросовестной работе. Но все большую весомость, все больший смысл в наших глазах приобретает первая часть этого принципа: «от каждого по способности». Все больше развиваются и крепнут новые, моральные стимулы к труду: для многих он становится - и уже стал! - жизненной потребностью.

Мы работаем не только ради денег и даже не только потому, что сознаем в этом свой долг, но и потому, что находим в работе высокое человеческое удовлетворение. Вместе с тем лишь она доставляет советской семье средства к существованию, обеспечивает ее благополучие. Донести до ребенка правильное понимание того, как сочетаются и соотносятся в нашей трудовой деятельности нравственные и материальные «двигатели», не так-то легко.

Тем более нелегко выдержать тут верный тон семье, которая - как хозяйственная ячейка - имеет собственный бюджет, постоянно ведет учет доходов и расходов, на чем-то экономит, на что-то прикапливает, планирует, прикидывает, высчитывает... Но как оно ни сложно, а необходимо. Больше, чем где-либо, нужно внимательно, даже щепетильно относиться к разбор}" денежных вопросов в семье. Иначе материальные последствия могут заслонить от ребенка его общественный смысл.

«Ребенок не видит, как идет работа», но он видит, что, приходя с работы, старшие приносят деньги, что они отмечают получку «гостинцами», покупками, выпивками (увы!). Он видит, что изрядная доля семейных радостей и ожиданий связана с приобретением новых вещей, одежды, мебели. И это естественно. Год от года повышается материальный уровень советских людей. Они переезжают в отдельные квартиры, обставляют, обживаются, глядишь- подыскивают уже местечко для гаража... Холодильник. Телевизор. Мусоропровод. Стиральная машина. Как говорится, и слов-то таких не было до войны! Очень радостно и за новоселов, и за всех, кто обновляет свой быт на старом месте, избавляясь от ободранных комодов и кроватей «с шарами». Кто же, как не советские люди, заслужили право на достаток, на уют, красивую одежду, комфорт!

Но... Ребенок-то смотрит, слушает и, простите за громкие слова, думает о смысле жизни... Какую же роль сыграют в его думах квартирные впечатления, если никто не раскроет перед ним, какие гигантские, почти полувековые усилия всего народа стоят за приятной возможностью устраиваться в этой самой квартире?!

Мы, взрослые, счастливы, что дети наши не знают лишений и бед, которые выпали в их годы на долю многих из нас. Мы радуемся, кажется, не меньше самих ребят, покупая им невиданные прежде игрушки или яркие, веселые одежки, или книжки с заманчивыми картинками. Мы счастливы, если можем их немножко побаловать... И за всем этим забываем частенько втолковать ребенку одну простую, но непреложную истину: ту, что человек должен иметь право на блага, а право это дает в советском обществе только собственный, честный, в полную силу труд для всех.

Трудовое воспитание ребенка в семье, кроме нравственной нагрузки, решает еще одну, практическою задачу: подготовить его к школе, к успешной учебе. Родители не всегда отчетливо представляют себе, как важен будет этот этап в жизни их сына или дочери.

Школьная учеба - это прежде всего труд. Она требует от ребенка привычки к систематическим, регулярным занятиям, требует терпения и упорства, и немалых усилий.

Тому, кто не получил дома минимальных трудовых навыков, иногда мудрено одолеть даже школьное самообслуживание. Он теряется от своей неумелости и невольного пренебрежения товарищей. За плохо выполненную работу стыдят, высмеивают в стенгазете. То, что для других естественно и просто, для него оборачивается сущей мукой. Но помимо общей трудовой подготовки вопрос о поступлении в школу заслуживает и специального родительского внимания.

Прежде всего, ребенок должен осознать значительность предстоящей перемены в его жизни и ждать ее с радостью. Приобретая школьную форму, учебники, готовя специальное место для занятий будущего первоклассника, родители должны подчеркнуть свое уважительное, серьезное отношение к готовящемуся событию.

До школы ребенок обычно не бывал столько времени подряд сосредоточен на одном занятии. Одной из главных трудностей для малыша в его первый школьный год является, по свидетельству педагогов, непонимание того, что учеба - это не разновидность игры, а серьезное, настоящее дело. Ребенку дисциплинированному, усидчивому, приученному выполнять трудовые поручения взрослых, переход в качество школьника дается легче; тому же, у кого внимание не привыкло на чем-то долго задерживаться, перейти этот рубеж куда труднее.

Есть и еще один серьезный момент при поступлении в школу: ребенок должен быть готов окунуться в большой детский коллектив. Для детей, приходящих из детского сада, тут проблемы нет. Для ребят «домашних», не имеющих зачастую опыта общения с таким количеством сверстников, могут возникать свои трудности. Некоторые ребята, например, трудно осваиваются даже с дисциплиной, с необходимостью подчиняться старосте, а тем более звеньевым- своим же приятелям, которые «ничем не лучше его». Бывает, что нормальную связь с коллективом нарушает нервозность и замкнутость ребенка, у которого нелады в семье, отставание, связанное со слабостью здоровья. И каждый раз ребенок остро переживает свою ущербность, старается скрыть ее или компенсировать чем-то иным, не всегда достойным.

Чтобы предотвратить возможность возникновения трещины между вашим ребенком и его товарищами по классу, старайтесь развивать в них общительность, покладистость, умение ладить с партнерами по играм. Поощряйте первую детскую взаимопомощь, дружбу, возникающую во дворе. Хождение ребят друг к другу в гости частенько раздражает взрослых, но опыт такого общения полезен. Словом, стремитесь сделать ребенка уживчивым, «удобным» членом будущего школьного коллектива. (Ниже мы еще остановимся на этом, говоря о готовности ребенка к школе).

Глубоко заблуждаются те, кто считает, что, подрастая, ребенок нуждается в меньших заботах и что по мере его развития как сознательного существа будет легче влиять на него. С каждой неделей, с каждым месяцем усложняются связи ребенка с окружающим миром, у него начинает развиваться логическое мышление, память, инициатива, и чтобы руководить его развитием, требуется все больше знаний.

Напомним, что одним из основных педагогических требований является индивидуальный подход к каждому ребенку. Большое значение имеет ваше умение подбирать доступные физические упражнения и игры с учетом состояния здоровья и развития ребенка. Надо принимать во внимание уровень развития двигательного аппарата и таких качеств, как ловкость и быстрота движений. Малоподвижных, вялых детей, у которых отмечается робость, неуверенность, скованность и напряженность в движениях, нужно больше заинтересовывать, стимулировать их подвижность, повышать активность, воспитывать в них чувство уверенности в своих силах. Надо иметь в виду, что пассивность и вялость могут быть следствием физического ослабления, а это требует большой осторожности в регулировании их нагрузки в занятиях и играх.

В занятиях с активными, но неуравновешенными детьми, которым свойственна легкая возбудимость, часто излишняя подвижность, быстрая отвлекаемость, также требуется умение заинтересовать их. Тогда они становятся более внимательными, сдержанными. Целесообразно давать им задания, требующие организованности, выдержки. Индивидуальный подход дает возможность развить многие положительные качества и черты характера ребенка, устранить или сгладить отрицательные.

Большое значение в занятиях с детьми имеет наглядность при обучении. Надо стремиться живо и интересно показывать им движения, широко использовать разнообразные игрушки и пособия в процессе игр и занятий гимнастикой. И, конечно, очень важна положительная эмоциональная окраска этих занятий. Но одного показа недостаточно для правильного усвоения. Внимание ребенка носит еще в значительной мере неустойчивый характер. Поэтому он не всегда хорошо воспринимает то, что показывает взрослый. На помощь должно прийти слово, своими объяснениями необходимо направить его внимание в нужную сторону. Освоению движений может помочь такой способ: как бы непосредственно участвуя в движении самого ребенка, например, отводите его руку в нужном направлении; держа его за руки, вместе с ним подбрасывайте мяч. Благодаря таким приемам ребенок лучше ощущает свои движения, и при их повторении у него закрепляется правильный навык выполнения.

Ребята нуждаются в пристальном внимании. Однако из этого совсем не следует, что взрослые должны все время заниматься с ними. Это не только не нужно, но даже вредно. Повторяем, что от взрослых требуется в основном разумное руководство. Обязательно привлекайте дошкольников к практической деятельности в виде посильного участия в труде. Перед вами стоит важная задача - приобщать детей к посильной для них трудовой деятельности, вырабатывать к ней положительное эмоциональное отношение.

Дети, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь, и труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Все эти факторы обусловливают актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.

Предмет исследования – труд дошкольников в условиях семьи и детского сада.

Цель написания курсовой работы – показать важность и необходимость труда дошкольников как в семье, так и в детском саду.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме трудового воспитания дошкольников.

2. Рассмотреть содержание воспитательного труда детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать порядок организации трудовой деятельности дошкольников в условиях семьи.

4. Показать роль взрослых в организации труда дошкольников.

5. Проанализировать организацию коллективного труда в условиях детского сада.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.


1 Методологические основы трудового воспитания

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме трудового воспитания дошкольников

Сознание как высшая форма психики характеризуется рядом признаков. К числу их относится активный характер отражения, включающий не только моделирование свойств внешних воздействий, являющихся источником образа или мысли, но и изменение этих свойств под влиянием человеческой деятельности, то есть труда. Внутренняя диалектика сознания – переход от ощущения к мысли посредством языка – регулируется практикой. Как сознание психическая деятельность есть динамическое соотнесение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования есть сознание.

В этом, конечно, нет ничего нового, но такое сближение сознания и бодрствования, произведенное с наибольшей тщательностью П.П. Блонским, позволяет познать самое сознание как одно из проявлений человеческой работы, как внутренний план человеческой деятельности, воздействующий на внешние условия жизни человека. Известно, что сознание человека – продукт развития.

Ребенок с определенного возраста осознает эффект, результат произведенного им действия, причем именно потому, что этот результат нагляден, зрим. Можно даже сказать, что первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов собственного действия, предметного в форме самообслуживания (одевания или кормления) или игры, графического действия (построение изображения на плоскости листа). Следовательно, сознание выступает как составная часть эффекта действия и поэтому неизбежно моментально. Однако в процессе воспитания и накопления жизненного опыта подобная моментальность постепенно сменяется внутренней связанностью состояний сознания, так как осознаются не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Главным образом под влиянием речи и усвоения с ее помощью общественного опыта, исторически сложившихся способов деятельности сознание распространяется на весь процесс деятельности, причем последовательность этого распространения обратная, то есть идет от конца (эффект действия). Наступает время, обычно относящееся к пяти-шести годам, когда сознание ребенка охватывает полностью весь процесс деятельности, начиная с подготовки к действию в форме складывающегося замысла и намерения, известного внутреннего плана, намечаемого на тот или иной срок действия, первоначально краткий, а затем все более расширяющийся по своим временным диапазонам.

По мере такого расширения возникает возможность более длительного удержания в сознании целей деятельности. От осознания отдельных моментов действия ребенок переходит полностью к целенаправленной планомерной деятельности – таков путь индивидуального развития сознания, благодаря которому все состояние, бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой.
Особенность такого хода развития дает возможность понять одну из самых замечательных черт сознания – относительную непрерывность его состояний, образующих общность различных психических процессов и их отнесенность к «я», то есть к самосознанию субъекта. Механизмом этой непрерывности состояний сознания является развитие ассоциаций, образование из них ассоциативных рядов, а из них ассоциативных, сложно разветвленных систем и межсистем, информационных потоков. Однако в процессе образования каждой новой системы из определенных ассоциативных масс происходит диссоциация, разобщение элементов ранее образованных ассоциаций. С этими моментами диссоциаций связан перерыв непрерывности ассоциативных потоков, когда в какой-то временной промежуток общее состояние сознательного регулирования деятельности сменяется бессознательным течением процесса. Природа такого течения отличается от состояний, возникающих в результате длительной автоматизации тех или иных актов, когда первоначально сознательное действие становится бессознательным.

Так или иначе, но функционирование и само становление сознания понятно только как характеристика регулирования деятельности, практического взаимодействия человека с внешним миром. Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире.

Благодаря накоплению жизненного опыта, то есть опыта отражения и самой практической деятельности, усвоению через язык исторически сложившихся знаний сознание становится совокупностью субъективных отношений человека к природе, обществу, людям и самому себе. Но есть более общее субъективное отношение, в известном смысле порождающее само сознание: отношение к труду, практической деятельности, посредством которой человек не приспосабливается к окружающей среде, а подчиняет ее собственным нуждам, заставляет служить потребностям общества. Эта преобразующая мощь трудового воздействия людей на природу осознается, в различных формах творческой деятельности человека, но общим для этих форм является субъективное отношение к труду как главной ценности, образующей внутренний мир человека.

В дошкольной педагогике и детской психологии до недавнего времени были распространены представления, что все действия ребенка суть феномены игровой деятельности, которая исторически порождена трудом, онтогенетически есть подготовка к учению и труду, но сама решительно несовместима с трудом.

В раннем детстве и дошкольном возрасте движения опредмечиваются, становятся человеческими действиями сих речевой (второсигнальной) регуляцией и ориентировкой на исторически, сложившиеся социальные эталоны, но лишь якобы постольку, поскольку они включены в игровую деятельность. Не требует доказательств положение об особой формирующей роли игры в психическом развитии ребенка. Однако эта роль не может и не должна маскировать процесс реальной жизни ребенка, который осуществляется не посредством игры, а трудовых действий, хотя и весьма элементарных. Без этих действий ребенок практически не может удовлетворить ни одну из своих потребностей, разумеется, с того момента, когда взрослые прекращают кормить его с ложечки. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье.

Пренебрежительное отношение педагогики и психологии к этой стороне жизни ребенка основано на посылке о «техническом» значении таких действий, не оказывающих влияния на психическое развитие детей.

Как отметил Ананьев Б.Г., лишь в самое последнее время теория дошкольного воспитания стала разрабатывать методику трудового воспитания детей раннего возраста, но преимущественно в условиях яслей и детского сада, то есть общественного воспитания. Трудовое воспитание детей как в условиях общественного, так и семейного воспитания начинается с организации режима и образа жизни при активном участии самого ребенка посредством так называемого самообслуживания. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений .

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыком придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии» .

Жизнь хорошей дружной семьи, независимо от того, большая она или маленькая, должна строиться по принципу жизни коллектива, все члены которого имеют определенные обязанности, выполнение которых приучает детей ответственно относиться к каждому порученному делу. А. С. Макаренко писал: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений» . Поэтому именно дошкольное учреждение должно помочь семье целенаправленно продолжать работу по трудовому воспитанию, развитию самостоятельности и инициативы, бережному отношению к инструментам и материалам.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» .

1.2 Содержание воспитательного труда детей дошкольного труда

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Необходимо помнить о том, что для двух-трехлетнего ребенка застегнуть пуговицу – это уже работа, причем достаточно сложная и кропотливая.

Дома играя, ребенок помогает маме наводить порядок, убирает свои игрушки, одежду, помогает при приготовлении пищи, помогает ухаживать за домашними животными.

В условиях детского сада намного больше возможностей организовать трудовую деятельность дошкольника. При этом необходимо отметить, что в детском саду дошкольники трудятся коллективно, что повышает их интерес к труду и одновременно учит сотрудничеству, помощи друг другу.

В детских садах существуют уголки природы, в которых ребята, наблюдая за птичками, рыбками, растениями, помогают за ними ухаживать, кормят животных, поливают растения, выполняют другие поручения воспитателя.

Также во время прогулок ребята под руководством воспитателя собирают природный материал, из которого после, на уроках трудового воспитания, мастерят игрушки и поделки, что учит ребят усидчивости, трудолюбию, развивает мелкую моторику рук.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества.

В детском саду в старших группах организуются дежурства ребят, которые помогают воспитателям поддерживать порядок в группе, приносить из кухни пищу, собирают использованную посуду после обеда и т.д.

Также возможно применение воспитателями других форм и видов трудовой деятельности в детском саду.

Родителям дошкольников необходимо интересоваться, какую работу выполняют их дети в дошкольном учреждении, продолжая трудовое воспитание и дома. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей на них должно возлагаться, тем более сложные задания они должны выполнять и тем менее труд должен связываться с игрой.

1.3 Организация трудовой деятельности в условиях семьи

Дети, сызмала не привыкшие к труду, часто не знают, чем заняться на досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и на то, как работают другие, чем самим выполнять какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности и леность. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Иначе ребенок вырастет малоприспособленным к трудовой самостоятельной жизни.

Необходимо быть ближе к играм ребят. Не стесняя их самостоятельности, руководить ими. Добрым советом и практическим примером можно побуждать их к более совершенным действиям, помогать овладению основами разнообразных трудовых движений. Маленькие дети, играя, незаметно переходят к делам по самообслуживанию и выполнению поручений взрослых, к занятиям на общую пользу. Становясь постарше, они все более начинают отличать игру от труда.

В дошкольном возрасте труд тесно связан с игрой, с бытовой деятельностью. Он выражается в основном в элементарном самообслуживании (самостоятельное одевание, умывание, уборка игрушек и др.), в выполнении отдельных поручений, гигиенических требований. Маленьких детей не столько интересует результат, сколько сам процесс труда, они еще плохо различают игру и труд. При правильном воспитании труд у них будет выделяться как самостоятельная деятельность, постепенно они начнут понимать его смысл. Такой труд содействует развитию целенаправленности, ответственности, стремления добиваться результата.

Первые навыки труда дети получают, например, помогая дома накрывать на стол. Полезно привлекать их к уходу за комнатными растениями, мелкими животными, летом к работе на огороде и т. д. Ребята охотно трудятся также над изготовлением простейших игрушек из бумаги, картона, пластилина. Этот труд носит творческий характер, помогает освоить навыки работы с помощью таких инструментов, как ножницы, молоток. Необходимо, чтобы по содержанию и форме труд был близок детским интересам и возможностям. Однако нельзя забывать, что всякий труд требует от ребенка некоторых усилий, преодоления трудностей. Конечно, эти усилия должны быть посильными, не вызывать переутомления, а возбуждать желание еще и еще раз вернуться к определенному делу и выполнить его лучше и быстрее. Трудовое воспитание играет важную роль в подготовке детей к условиям предстоящей школы.

С возрастом необходимо постепенно усложнять поручения ребенку. Нужно давать ему больше самостоятельности в выполнении различных заданий, воспитывать у него любовь к умственному и физическому труду.

В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного детям. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 минут в день. Хорошо выполненная детьми посильная работа приносит им большое удовлетворение, вызывает желание больше помогать старшим. Полезно привлекать их к изготовлению спортивного инвентаря для общего пользования, а также к посильным для них работам по оборудованию во дворе спортивной площадки. Это научит их ценить труд других. Следите, чтобы труд благоприятствовал укреплению здоровья и физических сил детей. Приучая к нему ребят, воспитывайте у них любовь к творческим действиям.

Необходимо, чтобы ребенок понимал, какое значение для семьи имеет порученное ему дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны домашних. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная ручная сноровка. Нужно учить ребят не производить лишних, ненужных движений, экономно расходовать силы, соблюдать известный ритм в работе, проверять, как они выполняют ее.

2.1 Роль взрослых в организации труда дошкольников

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой – именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера .

Рассмотрим роль взрослых в организации труда дошкольников на примере организации труда по созданию игрушек из природного материала.

Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, умений распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. Так, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством гармонического развития детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые требовались и сформировались у детей раньше).

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей (упражнения) под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Воспитатель хорошо знает, как дети в его группе относятся к труду, хотят ли они и могут ли трудиться. Об этом он судит по тому, как они принимают задание взрослого, насколько самостоятельно ставят цель работы, как мотивируют ее («зачем мы это делаем»).

Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Для полноценного развития трудовой направленности ребенка следует рано знакомить с трудом родителей, близких ему взрослых, воспитывать у него уважение, интерес к труду взрослых, желание сделать что-то полезное для других, доставить другим радость своим трудом (например, сделать подарок маме, бабушке к 8 Марта, игрушки для малышей, гирлянды для украшения групповой комнаты и т. п.), т. е. воспитывать общественную мотивацию трудовой деятельности.

Ребенок в процессе труда (ручного, в частности) чувствует себя взрослым, и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Воспитатель организует работу над игрушкой с учетом указанных принципов, при этом следит, чтобы все дети были обеспечены необходимыми инструментами и материалами, чтобы выполнялись правила техники безопасности.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться детьми успешнее, если они будут иметь возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал можно использовать и на занятиях по лепке: различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях дети знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают мозаичные узоры на покрытых пластилином дощечках из семян, покрашенных тушью в разные цвета. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к созданию поделок, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к реке, лесополосе и в другие места). В начале экскурсии проводят часто (если это в детском саду, то с этой целью можно использовать и целевые прогулки). На таких экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

Во время экскурсии воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев (сосен, берез); опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог может сделать 1-2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.). Это будет способствовать формированию интереса к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые необходимы будут для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.

В подготовительной группе дети уже многое могут сами. В ходе экскурсии они мастерят игрушки, собирая материал, видят образы будущих поделок. Воспитатель напоминает детям требования к собираемому материалу. С этой целью организует игру «Сбор материала». Вместе с детьми определяет место приемного сортировочного пункта, выбирает дежурного по лесу (по парку), который будет следить за охраной природы, контролера качества собираемого материала и т.д.

Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы воспитатель не объяснял все сам в процессе изготовления игрушки. Хороших результатов можно достигнуть, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия.

Таким образом, работа детей по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения игрушки по образцу, сделанному воспитателем заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением воспитатель предлагает детям создать несколько игрушек с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, воспитатель снова объясняет последовательность изготовления игрушки.

После успешного усвоения способа изготовления игрушки по образцу можно перейти к изготовлению игрушки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематичной зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному. На эффективность использования данного приема указывал А. Р. Лурия. Он отмечал, что в модельном образце ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.

Работа с использованием моделей чертежей может быть построена следующим образом. Составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На первом таком занятии после анализа образца воспитатель предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж, данный воспитателем. В дальнейшем на начальном этапе использования рисунка модели игрушки воспитатель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут. самостоятельно сделать такой чертеж.

Использование данного приема даст возможность детям представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект результата работы и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.

Применение предложенной последовательности по изготовлению чертежей игрушек, безусловно, не исключает каких-либо изменений, которые может сделать воспитатель. Педагог сам может найти удачные приемы работы при анализе образца, чтобы заинтересовать детей (загадать загадку о предмете и т. п.).

Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка детских игрушек.

Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и т.д.). И нередко детям это удается уже в старшей группе, а к концу пребывания в детском саду они успешно выполняют задание по замыслу, по условию.

Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает детям выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Здесь особенно важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Цель формирования таких обобщенных способов работы - развивать интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности.

При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Например, чтобы сделать забавную птичку, для туловища можно взять шишку, голову сделать из небольшого жёлудя специфической формы, шею - из ветки, лапки - из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных, человечков используются семена различных растений (рябина, подсолнух, арбузные семечки и т. п.). Для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева, сучки с интересным изломом. Рога оленя - это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева служит хорошей подставкой для игрушек-самоделок, когда задумано изготовление игрушки-сувенира. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца, борода Карабаса-Барабаса, хвост и грива лошадки.

Обучение таким навыкам лучше проводить, когда дети делают игрушки по замыслу. Так, при изготовлении «Путника» используют шиповник, но на данном занятии его не оказалось. Воспитатель спрашивает ребят, каким материалом можно заменить шиповник и что из него можно сделать.

В детском саду работу с природным материалом можно организовать во второй половине дня в групповой комнате или в уголке труда (хорошо освещенном) с подгруппой детей (6-7 человек) или со всеми детьми (в зависимости от вида и этапа работы) один раз в неделю. Первые игрушки просты по своей конструкции и способам соединения, поэтому в их изготовлении могут принять участие все дети. При знакомстве же с новым приемом работы в процессе изготовления игрушки (использование шила, стеки) детей необходимо делить на подгруппы. При этом с ними лучше не проводить занятия по замыслу, особенно на первых порах, когда дети еще не научились соотносить замыслы со своими возможностями, когда у них еще несовершенны практические умения, недостаточно развито умение анализировать предстоящую работу. Организуя труд детей по подгруппам, воспитатель будет видеть каждого ребенка и ему легче будет осуществлять индивидуальную помощь, контроль за действиями ребят.

Над игрушками из бересты и рогоза можно работать одновременно со всей группой детей, так как подготовка материала (нарезание бересты, рогоза) в основном делается воспитателем до работы, особенно при использовании шила и стеки.

Изготовление игрушек из соломы, ракушек надо организовать по подгруппам, так как это более сложные игрушки и воспитателю трудно будет осуществить контроль за действиями всех детей.

Итоговые оценки проводят со всеми детьми и по подгруппам, в зависимости от сформированности у них навыка дружной работы, умения договариваться между собой при ее распределении. Воспитатель намечает подгруппы детей с учетом их желаний и навыков. Состав подгрупп может меняться. Воспитатель ведет учет успехов и неудач в отдельной тетради и руководствуется этими записями в своей работе.

Как мы видим, воспитатель направляет деятельность детей, стимулирует их, поддерживает. Где необходимо, он подсказывает, помогает ребенку обнаружить самому свою ошибку, почувствовать себя более уверенным, «взрослым».

2.2 Организация коллективного труда в условиях детского сада

Детский сад, являясь начальной ступенью общей системы образования, осуществляет воспитание детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного осознания необходимости добросовестной работы на общее благо.

Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии.

Одной из основных форм коллективного труда в условиях детского сада являются дежурства.

Руководя работой дежурных, следует учитывать индивидуальные особенности детей: одному нужно своевременно оказать помощь, чтобы ребенок не почувствовал своего бессилия, иначе пропадет интерес к труду; другого похвалить перед товарищами и родителями за добросовестнее отношение к своей работе; на третьего, наоборот, может оказать влияние замечание, сделанное при всех детях, при родителях; на четвертого сильно действуют положительные примеры товарищей. Иногда, может быть, следует отстранить ребенка от дежурства за недобросовестное отношение к обязанностям.

По мере овладения детьми трудовыми навыками следует изменить роль воспитателя: он может уже не принимать непосредственного участия в работе детей, но осуществляет повседневный контроль, который ребята все время чувствуют (стоит на два-три дня ослабить его, как некоторые утрачивают интерес к выполнению обязанностей) .

Надо, чтобы дети сообщали воспитателю об окончании работы, просили проверить сделанное. Если обнаружится какое-либо упущение или окажется, что сделано что-либо неправильно, ребенок исправляет или доделывает. Хорошо в конце дня давать оценку работе дежурных.

Можно периодически проводить отчеты дежурных перед коллективом при передаче дежурств. Дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за растениями и животными, что нового, интересного заметили. К оценке работы дежурных воспитатель привлекает самих ребят. Такие отчеты перед коллективом повышают ответственность дежурных за выполнение своих обязанностей.

Важным условием воспитания трудолюбия является чувство удовлетворения и радости от результатов работы. Поэтому при оценке дежурств необходимо подчеркнуть, что хорошее состояние растений и животных связано с добросовестным выполнением обязанностей.

К уборке уголка природы следует систематически привлекать всех детей. Коллективная уборка требует четкой организации труда и подготовки необходимых условий.

Надо так распределить нагрузку, чтобы дети могли окончить работу одновременно. Важно следить за тем, чтобы каждый, будучи участником общего дела, приучался выполнять данные ему поручения, доводить начатое дело до конца.

Во время работы воспитатель должен иметь в поле зрения всех детей, оказывать нуждающимся своевременную помощь, поддерживать у детей бодрое настроение и желание хорошо выполнить работу.

По окончании уборки необходимо навести порядок в группе: поставить все на место, все осмотреть, вызвать у детей чувство удовлетворения от коллективно проделанной работы. «В уголке стало чисто, красиво, и это вы сделали все вместе», - говорит воспитатель. Особо нужно подчеркнуть значимость коллективного труда: что трудно и долго делать одному, легко и быстро сделать всем вместе.

Благодаря участию в коллективном труде у детей формируются такие ценные качества, как дружба, умение распределять между собой работу, оказывать помощь товарищу при затруднениях, радоваться успеху других, подчиняться требованиям товарищей.

В процессе воспитания трудовых навыков и умений большое значение имеет согласованность в работе двух воспитателей, а также договоренность с няней-уборщицей группы. Воспитатель объясняет няне значение дежурств и коллективного труда детей, раскрывает их содержание. Очень важно научить и няню-уборщицу правильным приемам ухода за растениями и животными. Желательно также, чтобы она участвовала в коллективной уборке.

Заключение

Разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

В процессе труда формируются практические навыки, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Труд лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Труд детей организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений, в результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда и т. д.

Список использованной литературы

1. /Стадиальность развития индивидуального сознания и труд. /Ананьев Б.Г. М.: 2004

2. /Учите детей трудиться./ Буре Р.С., Година Г.Н. – М., 1983

3. /Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983

4. /Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. /Гульянц Э. К., Базик И. Я.- М.: Просвещение, 1984

5. /Как знакомить дошкольников с природой /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1983

6. Макаренко А. С. Соч., т. 4, стр. 398

7. /Уголок природы в детском саду./Марковская М.М. – М., 1989

8. /Наблюдение и труд детей в природе. /Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е, перераб. и испр. М., «Просвещение», 1976

9. /Сердце отдаю детям./Сухомлинский В. А. Киев, 1973, с. 258

10. /Воспитатель и дети/ Буре Р.С., Островская Л.Ф. М. Просвещение 1985

11. /Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/ Петерина С.В. М. Просвещение 1986 г.

12. /Воспитывать тактичного собеседника/ Д/в №8-85 г.

13. /Ребенок и сверстники/ Д/в №9-88 г.

14. /О воспитании культурно-гигиенических навыков/ Яковенко Т., Ходонецких З. Д/в №8-79 г.

15. /Об опрятности и аккуратности/ Теплюк С. Д/в №9-88 г.

16. /Дошкольная педагогика// Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения/ Козлова С.А., Куликова Т.А. -М.,Изд. «Академия»,1998

17. /Нравственно- трудовое воспитание детей в д/с. // под ред.Р.С.Буре-М.,1987.

18. /Воспитание трудолюбия у дошкольников //Маркова Т.А. -М.,1991

19. /Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности// Сергеева Д.В. - М.,1987

20. /Трудовое воспитание детей д/в //под ред.Васильевой-М.,1984

21. /Формирование опыта коллективной деятельности/Буре Р.С. М.,1991

22. /Растим трудолюбивых //Буре Р.С.,Островская Л.Ф. Воспитатель и дети-М.,1985

Введение

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций. В этой ситуации очень важной на сегодняшний день задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приучаясь к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.

Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса.

Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

В прошлом проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский.

Так Ян Амос Коменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес, в том числе и к труду одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

И.Г. Песталоцци видел трудовое воспитание в соединении процесса обучения с производительным трудом. По его мнению дети в школе проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти. Во время работы, а также в свободное от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям.

Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение.

К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает ценности. В труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Он необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.

В 1918 году были приняты документы по народному образованию в которых сформированы концепции трудовой школы. Наиболее полно она была реализована А.С.Макаренко.

Он считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Эту мысль А.С.Макаренко выразил в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов". Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи – необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Макаренко утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. В «Лекциях о воспитании детей» и в «Книге для родителей» дал основные рекомендации о трудовом воспитании в семье.

Интересным является опыт трудового воспитания в семье Никитиных. Где воспитание в их многодетной семье происходило практически: старшие отвечали за младших и на себе показывали пример, как надо трудиться перенимая опыт родителей. Родители были примером для своих детей, давали свободу в выборе труда детям: по интересам.

Объект исследования: Процесс трудового воспитания.

Предмет: Трудовое воспитание в семье.

Цель: Изучить педагогические условия успешного осуществления трудового воспитания в современной семье.

Задачи:

1. Определить цели и задачи трудового воспитания в семье.

2. Определить формы и методы осуществления трудового воспитания в современной семье.

3. Охарактеризовать содержание интереса к труду у ребенка в процессе трудового воспитания в семье.

4. Выявить интерес в труде, формирующийся у ребенка в современной семье.


Основная часть

§ 1. Задача и содержание трудовой деятельности в семье

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.

Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни".

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание.

Задачей трудовой деятельности ребенка в семье является развитие в нем нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств, и понимания своего общественного долга.

Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

Когда мы говорим о системе трудового воспитания в опыте и воззрениях А.С.Макаренко, то имеем в виду не какую-то изолированную систему идей, а выросшую из непосредственной практики педагога – новатора. Нельзя также представлять эту систему как нечто раз и навсегда сложившееся и неизменное на протяжении всех шестнадцати лет работы Макаренко в колонии имени М.Горького и коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.

На опыте работы в колонии он глубоко осознал вред отдельных попыток, имевших место в воспитательных учреждениях тех лет, подменить трудом все многообразное содержание педагогического процесса. А.С.Макаренко неуклонно стремился к научной организации труда.

Работая в колонии, он пришел к твердому убеждению, что «хозяйство должно рассматриваться нами прежде всего как педагогический фактор. Его успешность, конечно, необходима, но не больше всякого другого явления, полезного в воспитательном отношении. Проще говоря, в хозяйстве должны превалировать педагогические задачи, а не узкохозяйственные».

А.С.Макаренко сравнительно быстро установил, что участие колонистов в производительном труде, даже на примитивной ремесленной основе, дает в воспитательном отношении неизмеримо больший эффект, чем самообслуживание. «Ничтожное мотивационное значение работ по самообслуживанию, значительная утомляемость, слабое интеллектуальное содержание работы уже в самые первые месяцы разрушили нашу веру в самообслуживание».

А.С.Макаренко в своем опыте пришел к органическому включению самообслуживания в систему трудового воспитания. В опыте колонии имени М.Горького получили развитие такие важные компоненты системы трудового воспитания, как участие воспитанников в производительном труде, организация коллективного самообслуживания, направленного на удовлетворение многообразных нужд всего коллектива.

«…Утверждение, что никакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве – одна из завирательных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина» - писал Макаренко. «…Труд без идущего рядом образования, воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Макаренко о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Нравственная ценность будущего гражданина во многом зависит от умения и желания трудиться. Правильно поставленное трудовое воспитание в семье – основа благополучной жизни в дальнейшем .

Положительные мотивы, которые подвигают человека к труду:

  1. Осознание его общественной значимости, гордость за себя и результат работы.
  2. Наличие материальной заинтересованности.
  3. Физическая потребность в труде и творческом созидании.

Падение престижа труда

Привлечение педагогического наследия прошлого в воспитании детей не всегда уместно, нынешние моральные ценности несколько отличаются, . Честный труд к сожалению, уже не является почетным.

Тому несколько причин:

  1. По сравнению с условиями жизни многочисленных чиновников, работа рядовых граждан не позволяет достойно содержать семью, обеспечивать своих детей. Их труд оплачивается не по достоинству.
  2. Учитывая размер нищенских пенсий, можно говорить о пренебрежении чиновников, политиков человеком труда.
  3. В стране процветает безработица, работа не имеет адекватной оплаты, люди работают практически даром, но по призванию.

Несмотря на все обстоятельства, трудовое воспитание важно для жизни семьи и необходимо каждому ребенку как бесценный опыт для самореализации в будущем.

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна , поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Такие качества как выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует. Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение . Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект .

Правильное воспитание детей младшего возраста не только приносит радость им самим, а делает счастливыми всех близких.


Трудовое воспитание мальчика

Наследник вырастет трудолюбивым, если только отец сам не сидит без дела перед телевизором, перекладывая все заботы по дому на плечи жены. Труд старшего мужчины – наглядный пример для малыша.

Сообразуясь с возрастом отпрыска, умный папа привлечет его к посильной помощи: мальчик может подавать инструменты, помочь в саду или гараже. Общение в процессе работы очень сближает, а забивать гвозди или чинить утюг – это не обрыдлая обязанность, а увлекательнейшее занятие.

Трудовое воспитание девочки

Мудрая мать ненавязчиво привлечет дочку к помощи по дому: научит убирать, стирать, готовить элементарные блюда, сервировать стол. Со временем круг ее обязанностей расширится, она научится рукодельничать, заботиться о младших.

Выполняя работу сообща, мама и дочь смогут лучше понимать друг друга. Терпение и похвала старшей обернется в дальнейшем заботой о ней. Привычка заботиться об окружающих вырабатывается с детства.

Памятка о том, чего нельзя

  1. Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские . Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
  2. Нельзя нагружать детей сверх меры . Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для основного детского занятия – игры.
  3. «Льзя» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семьях их детей: полная расхлябанность или порядок.
  4. Нельзя освобождать свое чадо от трудовых обязанностей , иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
  5. Нельзя наказывать трудом за проступки. Такая распространенная родительская практика ошибочна. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
  6. Нельзя ценить только собственные усилия . В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.

Трудовое воспитание в семье поможет ребенку найти себя, правильно реализовать во взрослой жизни. Дедушка Ленин был прав, утверждая, что человек станет счастливым, когда труд будет приносить ему радость, станет его потребностью.