Внешняя политика франции в 20 веке кратко. Франция во второй половине XX – начале XXI века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

по истории

«Развитие Франции в начале 20 века».

Орёл, 2002 г.


Экономика.

Франция в конце XIX - начале XX вв. остава­лась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприя­тия первенствовали перед крупной фабрикой. Банков­ский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - харак­терные черты французской экономики. В 1869 г. на­селение Франции было равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. - 39,1 млн., в 1906 - 39,25 млн. чел. Из этого числа в первые годы XX в. самостоятельных ра­ботников (зарабатывающих самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел. про­мышленных рабочих было 6,8 млн.

В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды вы­росла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а герман­ской металлургией.

Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, нахо­дилась в упадке. Франция заняла второе место в ми­ре (после Соеди­ненных Штатов) по выпуску авто­мобилей, но фран­цузское машино­строение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков вво­зилось из-за гра­ницы.

Ускорился процесс концентрации производства. В департаменте Паде-Кале в 1906 г. в руках компаний сосредоточилось около 90% всей угледобычи. На шести автомобиль­ных заводах, построенных в начале XX в. в париж­ском районе, сконцентрировался выпуск почти всех автомобилей, производившихся в стране. Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталепла­вильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные до­роги были монополизированы шестью железнодорож­ными компаниями.

Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных капиталисти­ческих государств, как по уровню производства, так и по степени его концентрации. Еще в 1880 г. Франция, Германия и Соединенные Штаты выплавляли примерно одинаковое количество стали (1,2 - 1, 5 млн. т), но к 1914 г. Соединенные Штаты выплавляли уже почти 32 млн.т, Германия - 16, 6 млн., а Франция - всего 4, 6 млн. т. В 1912 г. на одно предприятие во Фран­ции в среднем приходилось в два с лишним раза мень­ше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому.

Одним из факторов, тормозивших развитие фран­цузской промышленности, была бедность угольных ре­сурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы более трети всего потребляемого в этом году угля. Недос­таток угля, особенно коксующегося, усиливал экспан­сионистские настроения руководителей французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми гер­манскими угольными бассейнами.

Но главная причина сравнительной отсталости фран­цузской индустрии заключалась в структурных осо­бенностях французской экономики, важную роль в ко­торой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и же­лезных дорогах за границей. К середине 1900-х го­дов около 40 млрд. франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась около 47-48 млрд. По­литическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам, сколько банкам и бирже.

По размерам вывоза капитала Франция заняла вто­рое место в мире после Англии. Франция владела ог­ромной колониальной империей, уступавшей по раз­мерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать один раз превышала тер­риторию метрополии, а население колоний составляло свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превос­ходило по численности население метрополии.

Во Франции после крушения Коммуны окончатель­но консолидировался строй сильно централизованной.

Верховными законодательными учреждениями Фран­ции согласно конституции были палата депутатов, фор­мируемая на основе прямых выборов, и сенат, осно­ванный на двухстепенном выборе, избираемый от местных выборных учреждений - генеральных советов. Эти органы на общем заседании (конгрессе) избира­ли главу государства, президента республики. Президент назначал кабинет министров, ответственный перед за­конодательными палатами. Всякий закон должен был пройти как через палату, так и через сенат.

Ключевые позиции французской экономики - бан­ки, промышленные объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю - держала в своих руках мо­гущественная группа финансистов. Она, в конечном счете, направляла и политику правительства.

В силу сравнительной «застойности» французской экономики значительную часть населения составля­ли так называемые средние слои - мелкие предпри­ниматели города и деревни.

Замедление темпов экономического развития страны отражалось и на положении рабочего класса. Рабо­чее законодательство было чрезвычайно отсталым. Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для жен­щин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области со­циального обеспечения.

Политика

Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни. В политике ра­дикалов сказывалась присущая этой партии противоречивость.

На все решающие посты в правительстве были на­значены лица, тесно связанные с крупными предпри­нимателями и финансистами. Лишь в вопросах борьбы с влиянием церкви, расширения светской школы и т.п. Комб повел себя гораздо бо­лее решительно, чем его предшественники. Антикле­рикализм давал возможность радикалам сохранять союз с реформистским крылом французского социализма, которое возглавлял Жорес.

Тем не менее, антиклерикальные мероприятия пра­вительства вызвали резкое сопротивление церкви и рим­ского папы, что вынудило Комба порвать диплома­тические отношения с папской курией, а в дальнейшем внести в парламент законопроект об отделении церкви от государства. Политика Комба стала казаться многим предпринимателям слишком прямо­линейной, и в начале 1905 г. его кабинет пал. Но­вому кабинету, возглавленному Морисом Рувье, все же удалось добиться принятия закона об отделении церкви от государства.

Проведение этого закона содействовало демокра­тизации образования и укреплению светской школы. Процент неграмотных, составлявший ко времени фран­ко-прусской войны около 60, упал в первом десяти­летии XX в. до 2 - 3.

Особый характер получило рабочее движение во Франции. Здесь профессиональные союзы или так на­зываемые синдикаты заставили о себе говорить, как о крупном общественном явлении, только в самом конце XIX в., несколько позже, чем в Германии. Но зато французский синдикализм принял такой политический и революционный характер, какого профессиональные союзы в других странах не имели. Другая особенность социального движения во Франции - та, что здесь не было создано единой рабочей партии, как в Гер­мании, а существовало несколько партий с разными программами, не находящих общего языка.

На рубеже XIX и XX веков объединения рабочих одной и той же отрасли труда стали образовывать «федерации», а рабочие союзы раз­ных специальностей в одном и том же городе - «биржи труда». Все федерации и биржи труда составляли «Ге­неральную конфедерацию труда». Очень быстрыми темпами увеличивалось число рабочих синдикатов. Столь же быстро росло и число бирж труда, главной целью которых было помогать рабочим в поисках ра­боты, в приобретении знаний и т.п.

Рабочие синдикаты во Франции стали точками со­противления рабочих. Большая часть многочисленных забастовок и стачек организовывалась рабочими членами синдикатов.

Особенностью Франции была раздробленность со­циалистических сил. В конце XIX в. в стране было че­тыре социалистические партии :

1) бланкисты, стремив­шиеся к установлению социалистического строя путем захвата власти пролетариатом;

2) гедисты, они же кол­лективисты, последователи марксизма;

3) бруссисты, или поссибилисты, находившие нетактичным пугать насе­ление крайними требованиями и рекомендовавшие ог­раничиваться пределами возможного (откуда их вто­рое название);

4) аллеманисты, группа, отколовшая­ся от третьей и видевшая в выборах только агитаци­онное средство, а главным орудием борьбы признававшая всеобщую забастовку.

В 1901 г. гедисты и бланкисты с некоторыми мел­кими группами на съезде в Иври образовали «Социа­листическую партию Франции», или социально-революционное единение, а в 1902 г. их против­ники объединились на конгрессе в Type во «Французскую социалистическую партию». Главным пунктом проти­воречий этих двух партий была позиция о возможности участия в буржуазном министерстве социалиста. В 1905 г. жоресисты, гедисты, аллеманисты и «авто­номисты» объединились в одну группу под названи­ем «Социалистическая партия французской секции ра­бочего Интернационала». После своего объединения Социалистическая партия добилась парламентского успеха.

К началу XX столетия Франция по-прежнему оставалась одной из наиболее мощных по экономическому потенциалу держав мира. Интенсивно проходила модернизация французской индустрии, в том числе формирование новых отраслей - алюминиевой, химической, цветных металлов. По объему продукции тяжелой индустрии Франция занимала тогда второе место в мире, по производству автомобилей - первое. Чрезвычайно бурно в эти годы развивалось металлургическое производство. Началось все более широкое производственное использование электрической энергии. Франция оставалась лидером Европы по использованию водной энергии. Возросли грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте, увеличилась общая длина железных дорог в стране. Их протяженность в начале века составила уже более 50 тыс. км (Фракция занимала четвертое место в мире после США, России и Германии). Французский торговый флот насчитывал почти полторы тысячи судов общим тоннажем 2 млн. тонн (пятое место в мире). Всемирная выставка в Париже в 1900 г. продемонстрировала высокий уровень французской научно-технической мысли.

Одновременно все более очевидным становилось и нарастание тревожных тенденций в развитии французской экономики . За период 1870-1913 гг. французское производство в целом выросло в три раза, но в те же годы мировое производство увеличилось в пять раз. По этому суммарному показателю Франция переместилась со второго на четвертое место, уступив стремительно набирающим темпы промышленного роста США и Германии. Отставание Франции не носило фатальный характер. Более того, французская экономика, не пережившая столь стремительного взлета на рубеже веков, оказалась менее уязвима для циклических кризисов перепроизводства, приобретавших в этот период мировой, универсальный характер. Кризис 1900 г. сказался, главным образом, на развитии металлургической промышленности, переживавшей бум в предыдущие годы. К 1905 г. уровень производства был не только восстановлен, но и значительно возрос. Причем он почти целиком обеспечивался внутренним спросом. Сравнительно легко пережив кризис 1907 г., французская экономика вступила накануне первой мировой войны в период дальнейшего устойчивого роста. Так, производство стали в 1909-1913 гг. выросло на 54 %. По добыче железной руда Франция вышла в эти годы на третье место в мире, по разработке бокситов - на первое. Однако эти успехи все же не позволили Франции добиться таких же темпов роста, как ее основным конкурентам на мировой арене.

Главной причиной относительного замедления темпов экономического развития Франции была структурная специфика французской экономики. Значительное место в отраслевой структуре французской индустрии занимало производство средств потребления. Ювелирные изделия, парфюмерия, обувь, мебель, текстильные изделия оставались наиболее предпочтительными видами экспорта. Лишь накануне первой мировой войны, встав на путь милитаризации экономики, Франция достигла существенных успехов в наращивании продукции машиностроения, судостроении, строительной промышленности. Но при этом более 80 % станков по-прежнему ввозилось из-за границы.

Процесс концентрации промышленного производства во Франции привел к образованию на рубеже XIX-XX вв. мощных монополистических объединений - металлургического синдиката «Комитэ де форж», сахарного и керосинового картелей, военного концерна «Шнейдер Крезо», автомобильных трестов «Рено» и «Пежо», химического концерна «Сен-Гобен». Тем не менее мелкая промышленность в целом преобладала - в 1900 г. 94 % всех предприятий имели от 1 до 10 работников. По-прежнему значительные масштабы сохранял и некапиталистический сектор. По материалам переписи 1906 г. из 2,3 млн. предприятий только 76,9 тыс. были капиталистическими, из которых лишь 9 тыс. являлись предприятиями индустриального типа, тогда как остальные были мануфактурами.

Несмотря на общий рост промышленного производства, в начале XX в. в сельском хозяйстве во Франции было занято более 40 % населения. Аграрный сектор переживал затяжной кризис, начавшийся еще в 80-е годы XIX столетия. Парцеллярный характер крестьянского землевладения препятствовал формированию экономически эффективных, рентабельных хозяйств. В 1908 г. 38 % крестьянских семей владели земельными наделами менее 1 га. Мелкие хозяйства не давали возможность крестьянам сосредоточить инвестиционные средства, достаточные для технической модернизации производства. Стоимость продукции оказывалась слишком высокой (например, французская пшеница стоила в 20 раз дороже, чем американская). Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства стала причиной сокращения площадей виноградников и посевов зерновых культур. Рост животноводства, производства фруктов и овощей не мог компенсировать общие потери аграрного сектора.

Чем больше росли противоречия в развитии реального сектора французской экономики, тем более важной в обеспечении доходов национального бюджета и частного предпринимательства оказывалась роль финансовой системы. Франция уверенно лидировала по уровню централизации банковского капитала. Из 11 млрд. франков общей суммы вкладов внутри страны 8 млрд. сосредоточились в пяти крупнейших банках. Четыре из них обладали монополией на выпуск ценных бумаг. При этом сложилась чрезвычайно разветвленная система банковских отделений, охватившая всю территорию страны и позволявшая привлекать клиентуру из самых дальних регионов.

В начале XX века из 40 млн. французов - 2 млн. были вкладчиками национальных банков. В результате складывалась мощная кредитно-финансовая система, способная обеспечить высокий уровень доходности капиталовложений. Но основной разновидностью финансовых операций стало не промышленное инвестирование внутри страны, а экспорт капитала. Подобная тенденция была универсальной для эпохи монополистического капитализма, но во Франции она приобрела гипертрофированный характер. К 1914 г. из 104 млрд. франков, в которых оценивались ценные бумаги на французском финансовом рынке, лишь 9,5 млрд. приходилось на национальную промышленность. Остальная масса ценных бумаг предоставляла ссудный капитал, преимущественно - зарубежные капиталовложения. Доходность иностранных вложений (4,2 %) превышала доходность внутренних ценных бумаг (3,1 %). Неудивительно, что в таких условиях за период с 1880 по 1914 г. французские капиталовложения за границей утроились и составили 60 млрд. франков. По этому показателю Франция вышла на второе место в мире после Великобритании. Основной сферой размещения капитала были Россия, Испания, Португалия, Австро-Венгрия, Турция. Причем в структуре капиталовложений преобладали централизованные ссудные займы, а не инвестиции в иностранную промышленность.

Такое своеобразное ростовщичество стало отличительной чертой французской экономической системы в начале XX в. Оно не только питало гигантские состояния финансовой элиты, но и обеспечивало существование сотен тысяч мелких рантье. Негативным последствием такой практики явилась угроза инвестиционного голода в самой французской промышленности, чрезмерная зависимость национальной экономики от благополучия финансовой системы. Последствия такой зависимости станут очевидны уже после первой мировой войны.

Переживавшая экономический и культурный подъем Франция в начале 20 века, кратко говоря, была одной из нескольких великих мировых держав. Во внешней политике она пошла на сближение с Англией и Россией. Внутри страны в 1900 - 1914 гг. нарастало противостояние между социалистами и умеренными. Это был период, когда о себе громко заявили недовольные своим положением рабочие. Начало 20 века закончилось объявлением Первой мировой войны и сменой мирового порядка.

Экономика

С экономической точки зрения Франция в 19 - начале 20 века переживала значительный рост. То же самое происходило в большей части остальной Европы и в США. Однако во Франции этот процесс приобрел уникальные черты. Индустриализация и урбанизация были не такими быстрыми как у ключевых лидеров (в первую очередь у Великобритании), но зато продолжал развиваться рабочий класс, а буржуазия по-прежнему укрепляла свое могущество.

В 1896-1913 гг. произошла так называемая «вторая промышленная революция». Она ознаменовалась появлением электричества и автомобилей (возникли компании братьев Рено и Пежо). Зародилась в начале 20 века наконец обзавелась целыми промышленными регионами. Руан, Лион и Лилль были текстильными центрами, а Сент-Этьен и Крезо - металлургическими районами. Двигателем и символом роста оставались железные дороги. Повышалась производительность их сети. Железные дороги были желанным объектом инвестиций. Упрощение обмена товарами и торговли благодаря модернизации транспорта привело к дополнительному промышленному росту.

Урбанизация

Сохранялись мелкие предприятия. Почти треть рабочих страны трудились у себя дома (в основном портные). Накануне Первой мировой войны экономика Франции опиралась на твердую национальную валюту и отличалась большим потенциалом. При этом были и изъяны: южные регионы страны отставали в промышленном развитии от северных.

Урбанизация сильно повлияла на общество. Франция в начале 20 века все еще оставалась страной, где больше половины населения (53%) проживало в деревне, однако отток из села продолжал нарастать. С 1840 по 1913 гг. население республики выросло с 35 до 39 миллионов человек. Из-за потери Лотарингии и Эльзаса в войне с Пруссией на протяжении нескольких десятилетий продолжалась эмиграция населения из этих регионов на историческую родину.

Социальное расслоение

Жизнь рабочих оставалась малоприятной. Впрочем, так было и в остальных странах. В 1884 году был принят закон, по которому разрешалось создавать синдикаты (профсоюзы). В 1902 появилась объединенная Всеобщая конфедерация труда. Рабочие самоорганизовывались, в их среде нарастали революционные настроения. Франция в начале 20 века менялась согласно их требованиям в том числе.

Важным событием стало создание нового социального законодательства (в 1910 году появился закон о пенсиях для крестьян и рабочих). Тем не менее, меры властей значительно отставали от той же соседней Германии. Индустриальное развитие Франции в начале 20 века привело к обогащению страны, однако блага распределялись неравномерно. Большая их часть доставалась буржуазии и В 1900 году в столице было открыто метро, и тогда же там прошли II Олимпийские игры современности.

Культура

Во французском языке принят термин Belle Époque - "Прекрасная эпоха". Так позже стали называть период с конца XIX века до 1914 года (начала Первой мировой войны). Он ознаменовался не только экономическим ростом, научными открытиями, прогрессом, но и культурным расцветом, который пережила Франция. Париж в то время по праву назывался «столицей мира».

Широкая публика была охвачена интересом к популярным романам, бульварным театрам и опперетам. Творили импрессионисты и кубисты. Накануне войны всемирно известным стал Пабло Пикассо. Хотя по происхождению он был испанцем, вся его активная творческая жизнь была связана с Парижем.

Русский театральный деятель организовал в столице Франции ежегодные «Русские сезоны», ставшие мировой сенсацией и заново открывшие иностранцам Россию. В это время в Париже с аншлагами проходили премьеры «Весны священной» Стравинского, «Шахеразады» Римского-Корсакова и т. д. «Русские сезоны» Дягилева произвели революцию в моде. В 1903 году вдохновленный балетными костюмами модельер открыл быстро ставший культовым модный дом. Благодаря ему устарел корсет. Франция в 19 - начале 20 века оставалась для всего мира главным культурным светочем.

Внешняя политика

В 1900 году Франция вместе с еще несколькими мировыми державами участвовала в подавлении Боксерского восстания в ослабленном Китае. Поднебесная в тот период переживала социальный и экономический кризис. Страну наполнили иностранцы (в том числе и французы), которые активно вмешивались во внутреннюю жизнь страны. Это были торговцы и христианские миссионеры. На этом фоне в Китае и произошло восстание бедняков («боксеров»), устроивших погромы иностранных кварталов. Беспорядки были подавлены. Париж получил 15% огромной контрибуции в 450 миллионов лян.

Внешняя политика Франции в начале 20 века основывалась на нескольких принципах. Во-первых, страна была колониальной державой с огромными владениями в Африке, и ей нужно было защищать собственные интересы в разных частях света. Во-вторых, она лавировала между другими мощными европейскими государствами, пытаясь найти долгосрочного союзника. Во Франции традиционно сильными были антинемецкие настроения (корнями уходившие в поражение от Пруссии в войне 1870-1871 гг.). В результате республика пошла на сближение с Великобританией.

Колониализм

В 1903 году английский король Эдуард VII посетил Париж с дипломатическим визитом. По итогам поездки было подписано соглашение, согласно которому Великобритания и Франция разделили сферы своих колониальных интересов. Так появились первые предпосылки к созданию Антанты. Колониальное соглашение позволило Франции свободно действовать в Марокко, а Великобритании - в Египте.

Немцы пытались противостоять успехам своих противников в Африке. В ответ на это Франция провела Алжирскую конференцию, на которой ее экономические права в Магрибе были подтверждены Англией, Россией, Испанией и Италией. Германия на некоторое время осталась в изоляции. Подобный поворот событий полностью соответствовал антинемецкому курсу, которым шла Франция в начале 20 века. Внешняя политика была направлена против Берлина, а все ее остальные особенности определялись согласно этому лейтмотиву. Французы установили протекторат над Марокко в 1912 году. После этого там произошло восстание, которое подавила армия под командованием генерала Юбера Лиотэ.

Социалисты

Любая характеристика Франции в начале 20 века не может обойтись без упоминания о росте влияния левых идей в тогдашнем обществе. Как уже говорилось выше, вследствие урбанизации в стране увеличилось количество рабочих. Пролетарии требовали своего представительства во власти. Они получили его благодаря социалистам.

В 1902 году левый блок выиграл очередные выборы в палату депутатов. Новая коалиция провела несколько реформ, касавшихся социального обеспечения, условий труда и образования. Обыденным делом стали стачки. В 1904 году весь юг Франции охватили забастовки недовольных рабочих. Тогда же лидер французских социалистов Жан Жорес создал знаменитую газету «Юманите». Этот философ и историк не только боролся за права рабочих, но и выступал против колониализма и милитаризма. Фанатик-националист убил политика за день до начала Первой мировой войны. Фигура Жана Жореса стала одним из главных международных символов пацифизма и стремления к миру.

В 1905 году французские социалисты объединились и создали французскую секцию Рабочего интернационала. Ее главными лидерами были и Жюль Гед. Социалистам приходилось иметь дело со все более недовольными рабочими. В 1907 году в Лангедоке вспыхнуло восстание виноградарей, недовольных ввозом дешевого алжирского вина. Армия, которую правительство ввело, чтоб подавить беспорядки, отказалась стрелять по людям.

Религия

Многие особенности развития Франции в начале 20 века полностью перевернули французское общество. Например в 1905 году был принят закон об Он стал завершающим штрихом антиклерикальной политики тех лет.

Закон отменил наполеоновский Конкордат, вышедший еще в 1801 году. Было утверждено светское государство и гарантирована свобода совести. Ни одна из религиозных групп больше не могла рассчитывать на покровительство государства. Вскоре закон был раскритикован Папой римским (большинство французов оставались католиками).

Наука и техника

Научное развитие Франции в начале 20 века ознаменовалось Нобелевской премией по физике 1903 года, которую за открытие естественной радиоактивности солей урана получили Антуан Анри Беккерль, и Мария Склодовская-Кюри (спустя шесть лет она также получила Нобелевскую премию по химии). Успехи сопутствовали и создававшим новую технику авиаконструкторам. В 1909 году Луи Блерио первым перелетел через Ла-Манш.

Третья республика

Демократическая Франция в начале 20 века жила в эпоху Третьей республики. В этот период во главе государства стояло несколько президентов: Эмиль Лубе (1899-1906), Арман Фальер (1906-1913) и Раймон Пуанкаре (1913-1920). Какую память о себе они оставили в истории Франции? Эмиль Лубе пришел в власти в разгар социального конфликта, вспыхнувшего вокруг резонансного дела Альфреда Дрейфуса. Этот военный (еврей в звании капитана) был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Лубе отстранился от дела и дал ему идти своим ходом. Франция тем временем пережила всплеск антисемитских настроений. Тем не менее, Дрейфус был оправдан и реабилитирован.

Арман Фальер активно укреплял Антанту. При нем Франция, как и вся Европа, невольно готовилась к приближающейся войне. был настроен антинемецки. Он провел реорганизацию армии и увеличил длительность службы в ней с двух до трех лет.

Антанта

Еще в 1907 году Великобритания, Россия и Франция окончательно оформили свой военный союз. Антанта была создана в ответ на усиление Германии. Немцы, австрийцы и итальянцы сформировали еще в 1882 году. Таким образом, Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. Каждое государство так или иначе готовилось к войне, надеясь с ее помощью расширить свою территорию и закрепить собственный статус великой державы.

28 июля 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип убил австрийского принца и наследника Франца Фердинанда. Сараевская трагедия стала поводом для начала Первой мировой войны. Австрия напала на Сербию, Россия вступилась за Сербию, а за ней в конфликт втянулись члены Антанты, в том числе Франция. Италия, состоявшая в Тройственном союзе, отказалась поддерживать Германию и Габсбургов. Она стала союзницей Франции и всей Антанты в 1915 году. Одновременно с тем к Австрии и Германии присоединились Османская империя и Болгария (так образовался Четверной союз). Первая мировая война положила конец «Прекрасной эпохе».

18.04.2012

В XVIII веке Франция была одной из наиболее развитых экономически держав Европы. Революция дала новый толчок, и в конце века в стране началась техническая революция. Франция получила свои рынки сбыта, особенно расширившиеся в период континентальной блокады.

Негативным моментом , сдерживавшим рост французской экономики, было отсутствие значительного числа рабочих рук , которые были в избытке в Англии со времен огораживания, во Франции же после революции земля была передана в собственность крестьянам, которые не имели после этого стимулов для переезда в города и участия в промышленности. Кроме того, вливанию рабочих рук в экономику препятствовали бесконечные войны 1791-1814 годов .

Поражение в войне привело к утрате Францией завоеванных позиций и затяжному экономическому кризису . Объем внешней торговли упал с 933 000 000 франков в 1806 году до 585 000 000 в 1814 году и выправился только к 1824 году - 896 000 000 франков.

По темпам экономического роста Франция отставала от Англии, но превосходила другие государства. Также после окончания войны Франция лишилась своих преимуществ, кроме того, Франция, в отличие от Англии, не имела на совей территории значительных запасов полезных ископаемых, за исключением территории Эльзаса и Лотарингии . Это вело к отставанию в машиностроении, для которого требовался металл и уголь. Негативно на экономику действовали политические кризисы.

Низкими были темпы прироста населения - примерно на 1-2 миллиона человек в год. Население Франции росло много медленнее, чем в Англии - в 4 раза, в Италии - в 2 раза, в Германии - в 3 раза, во Франции - всего на 50% . По структуре населения Франция до начала XX века оставалась сельскохозяйственной страной. Медленно шел процесс урбанизации - приток населения шел только в Париже, который стал в 1841 году единственным городом-миллионером. Всего три города имели население более 100 000 человек - Марсель, Лион и Бордо.

Сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике до середины XIX века, наиболее было распространено парцеллярное землевладение, основное производство хлеба шло в крупных помещичьих хозяйствах, мелкие хозяйства производили виноград, картофель и так далее. Французское правительство покровительствовало именно крупным производителям протекциониствкими пошлинами.

Промышленное развитие продолжалось, преобладала мелкая мануфактурная промышленность, в мастерских работало не более 10 человек, особенно это было распространено в Париже, Лионе, в Руане, Эльзасе имелись крупные фабрики. Началось внедрение паровых машин, с 1820 до 1850 года их число возросло с 65 до 5 000. Шел рост потребления сырья, импорт сырья для легкой промышленности вырос в разы.


Франция больше чем Англия нуждалась в привозном сырье, что ограничивало развитие тяжелой промышленности. Первые машины закупались за границей, только в 20-х годах началось машиностроительное производство на территории Франции, и только в 30-х годах было налажено производство собственных машин, после чего начался их экспорт.

Шло развитие коммуникаций . Во Франции долгое время основным средством коммуникаций оставались каналы, владельцы которых препятствовали развитию железных дорог. В 1827 году была построена железная дорога Лион - Сент-Этьен на конной тяге длиной в 23 километра. В 1832 году была проложена дорога Сент-Этьен - Руан, для которой в Англии были закуплены паровозы. В 1837 году была построена дорога Париж-Орлеан, тогда же был построен первый вокзал Сен-Лазар в Париже. Только с 1838 года началось целенаправленное строительство железных дорог. Сеть железных дорог Франции была изначально завязана на Париж, с 1842 года началось строительство магистральных железных дорог, центром которых и являлся Париж. К 1843 году была пролржена дорога до Руана, к 1847 году - до Бельгии и Тура, к 1856 году была создана основная сеть железных дорог, связавших все крупные города Франции. К 1848 году общая протяженность дорог составила около 1 800 км.

Важным рубежом стал кризис 1845-47 года,когда произошел всеобщий спад в экономике примерно на 30% и рост цен. В 1847 году начался финансовый кризис, золотой запас Франции сократился в 7 раз . Только установление стабильного политического режима Луи Наполеона и провозглашение империи стабилизировало экономики.

К 1850 году завершился промышленный переворот, было создано крупное производство, но продолжало сохраняться господство мелких предприятий. Не сложились крупные центры промышленности, крупные предприятия были разбросаны по всей территории Франции.

Правительство Наполеона III поддерживало развитие экономики, субсидировало развитие коммуникаций, с 1852 года по распоряжению императора началась масштабная реконструкция Парижа в современный европейский город, сам город был расширен. Модернизация Парижа стала стимулом для развития промышленности, в первую очередь для инженерного дела и металлургии. В 1855 году Наполеон распорядился провести индустриальную выставку, которые стали регулярными, их было проведено 6, наиболее крупными были выставки 1878 года,но которой были представлены Статуя Свободы и выставка 1889 года, на которой была представлена Эйфелева башня.

Во 2 ХIX века половине века французская экономика начала включаться общеевропейские экономические циклы. Огромный ущерб Франции нанесла война 1870-71 годов. Были потеряны Эльзас и Лотарингия более чем на полгода был оккуирован северо-восток Франции. Погибло 500 000 человек, более 1 500 000 человек оказались в отторгнутых территориях. Была выплачена контрибуция в 5 миллиардов франков. Однако это предотвратило удар кризиса 1873-79 годов.

В 80-х годах начался новый этап экономического развития, Франция постепенно вошла в процесс второй индустриальной революции, в промышленности было занято всего 2 000 000 человек из 16 000 000 трудоспособных, 5 000 000 было занято в сельском хозяйстве, 4 000 000 в торговле. Всего 40% населения к 1896 году проживало в городах. 47% всех крестьянских хозяйств имели земли до 10 га, 38% имели менее 1 га. Производство сельхозкультур было незначительным, по производительности Франция была на 11 месте в Европе, сильным ударом для сельского хозяйства стал приток зерна из Нового Света. В экономике шла постоянная дефляция, приводившая к постоянным убыткам производителей - цены упали примерно на треть. Хуже всего обстояло дело в виноградарстве, где началась болезнь лозы, что вызвало снижение производства вина в 3 раза с 70 до 26 миллионов гектолитров. В последней трети века началось создание во Франции сельскохозяйственных союзов, в которые входили тысячи крестьян. Эти объединения пытались внедрять новые технологии, закупали семена, технику и удобрения, в эти союзы входило более 1 000 000 человек, что позволило преодолеть кризис.

В промышленности в 70-х - 90-х годах Франция пережила 3 кризиса, в XX веке - 2 кризиса. Однако экономика Франции продолжала расти на уровне 2% в год. Кризисы вели к концентрации производства, французское правительство ввело заградительные пошлины. В конце XIX века началось формирование крупных производственных объединений - Шнейдер-Ле-Крезо (центр тяжелой индустрии, вооружение) Сен-Гобен (стекло, строительные материалы, химическая промышленонсть). Был создан комитет тяжелой промышленонсти, объединивший 250 компаний. Серьезно выросло производство в тяжелой промышленности, однако промышленность Франции в разы уступала промышленности Англии,Германии и России. Шло сокращении е количества предприятий за счет их укрупнения, создавались крупные торговые и банковские предприятия.

В 1898 году была создана компания «Рено» за 15 лет компания прошла путь от производства примитивных автомобилей до производства танков и самолетов. В 1889 году был построен первый автомобиль «Пежо» и к 1903 году эта компания обеспечивала 50% потребностей Франции в автомобилях.

Французская промышленность развивалась за счет высокой квалификации французских рабочих и инженеров. Объем промышленного производств анна рубеже веков вырос на 75%, количество предприятий выросло в 3 раза.

Наибольшие показатели роста были в финансовой сфере Франции, французские банкиры не могли активно вкладывать средства в производство, что приводило к вывозу капитала, Париж стал финансовым центром Европы. Банкиры инвестировали финансы за рубеж,но вкладывались и во французскую промышленность. К 1908 году во Франции было 266 банков , стоимость ценных бумаг Франции в 1906 году составляла 100 миллиардов франков. Французские банки кредитовали иностранные государства - Россию, Австро-Венгрию, страны Латинской Америки.

По основным показателям экономического роста Франция была в ряду развитых государств, но по темпам роста серьезно уступала странам новой экономики.