Эльзас и лотарингия на карте франции. Смотреть что такое "Эльзас-Лотарингия" в других словарях

Эльзас и Лотарингия - области Франции, где довольно остро стоит национальный вопрос. И хотя в официальных французских кругах не признают существования национальных меньшинств в стране, французская статистика делает исключение для Эльзаса и Лотарингии, учитывая в переписях язык их населения. Своеобразный этнический облик населения этих областей, занимающих пограничное положение между Францией и Германией, порожден сложностью их исторического прошлого.

Население этих земель на рубеже нашей эры составляли кельтские племена: раураки, секваны, тулинги и медиоматрики. Во время вторжения в Галлию германских племен (вторая половина IV в.) территория Лотарингии была занята рипуарскими франками, а Эльзаса - алеманами. Местное население было покорено и подвергалось языковой ассимиляции.

После распада империи Карла Великого в 843 г. обширная полоса земель от устья Роны до устья Рейна была политически соединена с Италией под властью Лотаря I. После его смерти эти владения вновь были подвергнуты разделу и северная часть их перешла к его сыну Лотарю II, отчего земли к западу от Рейна стали называть Лотарингией. Позже, в 870 г., эти земли перешли к Людовику Немецкому, и Лотарингия (в ее современных размерах) с Эльзасом вошли в Восточное Франкское королевство. Лотарингия и Эльзас были связаны с Германией династическими узами, но экономически тяготели к более передовой Франции и к Швейцарии. С 1542 г. герцогство Лотарингия было объявлено независимым и с этого периода ориентировалось главным образом на Францию.

Эльзас в 1648 г., после Тридцатилетней войны, был присоединен к Франции. Сто с лишним лет спустя, в 1766 г., в состав Франции вошла Лотарингия.

В IX - XII вв., когда определилась граница между французским и немецким языком, она прошла по территории Эльзаса и Лотарингии.

В Эльзасе лингвистическая граница почти соответствовала политической границе, установленной при Мерзенском переделе 870 г. Вогезы представляли тогда западную границу Германии, хотя в их горных долинах были очаги романского языка. Особый характер языка Эльзаса отмечался еще в первой четверти IX в., однако окончательно этот язык оформился в XII - XIV вв. В этот период впервые появились понятия « alsacien » и « elsasser sproch » в Эльзасе и «thioise » в Лотарингии. Лотарингский диалект представляет собой один из диалектов швабско-алеманской группы языков, эльзасский - разновидность франкского диалекта.

На протяжении XII - XIV вв. латинский язык в документах был заменен в Лотарингии французским, а в Эльзасе - немецким. Однако язык документов резко отличался от разговорного. Основная масса эльзасского населения пользовалась местным диалектом немецкого языка в разговоре и в школе. Школы оказывали сопротивление введению немецкого языка и боролись за сохранение эльзасского наречия. В течение всего XVI в. немецкий язык играл второстепенную роль в общественной жизни Эльзаса и Лотарингии. Лишь в 1524 г., после реформы Лютера, в Страсбурге было введено богослужение на немецком языке.

Французский язык распространился в этих областях после эмиграции сюда гугенотов. В некоторых школах Страсбурга стали преподавать этот язык, появились французские книги, однако большинство населения продолжало говорить на местных диалектах.

Присоединение к Франции мало что изменило в жизни этих областей. Большинство старых учреждений было сохранено, культура того времени носила еще отпечаток германских традиций.

Коренной перелом в истории Эльзаса и Лотарингии, в формировании национального самосознания их населения произошел в годы Великой французской революции. Население Эльзаса и Лотарингии приняло в ней активное участие. 4 августа 1789 г. была объявлена отмена феодальных привилегий. 14 декабря 1789 г. муниципальная реформа смела таможенные барьеры, отделявшие Эльзас и Лотарингию от Франции; рынок для промышленности Эльзаса и Лотарингии был тем самым значительно расширен. Таким образом, народные массы получили освобождение от феодальных пут, а буржуазия - возможность более широкого развития промышленности и торговли.

Когда в 1791 г. контрреволюционные прусские и австрийские войска вторглись в Эльзас и Лотарингию, они встретили там упорное сопротивление. В этот период наиболее ярко проявилось национальное самосознание эльзасцев и лотарингцев, окончательно определилось их национальное размежевание с немцами. Тогда, по словам Энгельса, «немецкие французы, невзирая на язык и прошлое, на полях сотен сражений в борьбе за революцию слились в единый народ с исконными французами» *.

После победоносной для Германии войны 1870-1871 гг. Эльзас и северо- восточная часть Лотарингии были несмотря на протесты населения переданы Германии как «имперская земля Эльзас-Лотарингия». В аннексированных землях германский империализм проводил политику насильственной ассимиляции.

Одновременно началось гонение на все, что в какой-либо мере могло напоминать Францию. Пресса стала выходить только на немецком языке. Преследовалось сочетание цветов - национального французского знамени (красное, белое и синее). Особому гонению подвергся французский язык. Запрещалось вписывать в метрические свидетельства французские имена. Местности, названия которых звучали по-французски, были переименованы. Преследовались вывески на французском языке и даже французские надписи на могилах офицеров и солдат, павших во время войны 1870-1871 гг. Французский язык стал изгоняться из школьного обучения. Немецкий язык стал официальным языком, употребляемым во всех административных учреждениях и всеми служащими.

Недовольство населения насильственным онемечиванием вылилось на первых же выборах в германский рейхстаг 16 февраля 1874 г. Все 15 депутатов были выбраны от оппозиционных партий, протестовавших против аннексии. На протяжении ряда лет (1877, 1881 и 1887 гг.) эльзасцы посылали в рейхстаг только депутатов - противников аннексии.

Национальное самосознание эльзасского и лотарингского населения не было искоренено при прусском режиме; наоборот, этот режим вызвал противодействие среди населения, воспитанного на идеях французской революции.

Хотя пребывание в составе Германской империи было тягостным для населения Эльзаса и Лотарингии, возвращение к Франции после первой мировой войны не намного улучшило положение эльзасцев и лотарингцев: они вошли в состав страны, вступившей в стадию империализма, и вновь подверглись национальному угнетению. Начался, хотя и в более завуалированной форме, обратный процесс: для поступления на государственную службу, например, стало обязательным знание французского языка. Большая часть должностей, особенно высших, оказалась занятой французскими чиновниками. Мало того, французские и эльзасские служащие, занимающие одинаковые должности, стали оплачиваться по-разному. Так, заработная плата директора школы - эльзасца составляла лишь половину заработной платы учительницы, приехавшей из Франции.

Преподавание в школе было переведено на французский язык, немецкий язык был оставлен лишь как один из предметов, да и то с третьего года обучения и при изучении катехизиса.

Политика, проводимая французским буржуазным правительством, вызвала рост автономистского движения, участники которого требовали автономии Эльзасу в рамках Франции, прекращения дискриминации эльзасцев и лотариягцев, равноправия французского и немецкого языков. После 1925 г. это движение стало массовым.

Национальный вопрос в Эльзасе и Лотарингии оказался неразрывно связанным с классовой борьбой. Вся тяжесть национального гнета империалистической верхушки легла на широкие трудящиеся массы города и деревни, на пролетариат, крестьянство и городскую мелкую буржуазию. Эльзасская буржуазия и буржуазная интеллигенция пошли на союз с французской буржуазией, признали ее гегемонию.

Коммунистическая партия Франции, поддерживая демократическое направление в автономистском движении и связывая борьбу за национальную независимость с борьбой за демократические преобразования, вместе с тем решительно выступала против попыток использовать национальное движение в Эльзасе и Лотарингии в интересах пангерманизма.

Во время второй мировой войны, когда Эльзас и Лотарин

гия были оккупированы гитлеровскими войсками, население Эльзаса во главе с коммунистами боролось за освобождение. В настоящее время Коммунистическая партия Франции неизменно борется против политики насильственной ассимиляции Эльзаса, проводимой французским правительством. КПФ выдвигает требование введения немецкого языка в начальных классах школы, преподавания его в специальных учебных заведениях, признания его прав в судопроизводстве и администрации.

Разговорным языком большинства эльзасцев и в настоящее время остается местный диалект немецкого языка. Литературный язык здесь немецкий. Исключительно на немецком языке и его диалектах в Эльзасе изъясняется 32% населения. Остальная часть населения, кроме диалекта и немецкого языка, пользуется и французским языком. Большинство журналов и газет, в том числе все политические, издаются в Эльзасе на немецком языке, лишь некоторые справочные журналы - на французском и немецком. Тираж немецких журналов и газет 350 тысяч, французских - около 65 тысяч. Французские авторы считают, что эти цифры довольно точно отражают соотношение немецкого и французского языков в Эльзасе.

В Лотарингии население смешанное. В Верхней Лотарингии население говорит на французском языке, на северо-востоке Лотарингии на диалекте шваб- гко-алеманской языковой группы. Литературный язык здесь французский.

В Эльзасе по сравнению с другими областями Франции самая высокая плотность населения. До начала XX в. здесь была и самая высокая рождаемость. Вследствие благоприятных условий для развития сельского хозяйства, промыслов и торговли в Эльзасе почти не было отлива сельского населения. Особое этническое положение эльзасцев также сдерживало подвижность населения. Население Эльзаса распределено примерно поровну в промышленности, сельском хозяйстве, в торговле и транспорте.

Традиционная отрасль эльзасской промышленности - текстильная; в ней работает 25% всего эльзасского промышленного населения. Развиты в Эльзасе также машиностроительная, металлообрабатывающая, пищевая и другие отрасли промышленности.

В сельском хозяйстве господствует мелкое землевладение и землепользование. Крупные капиталистические хозяйства встречаются очень редко. Значительная часть сельских хозяев Эльзаса сочетает владение крошечным наделом с работой на заводе или фабрике. Главными отраслями сельского хозяйства эльзасцев являются полеводство (пшеница, ячмень, различные технические культуры), виноградарство, овощеводство, садоводство, а также молочное животноводство и свиноводство.

В материальной культуре эльзасцев, особенно в народном жилище, много общих черт с немецкой культурой. Для Эльзаса характерен франконский тип жилого дома, распространенный у немцев. Традиционный эльзасский костюм вышел из употребления, стал достоянием фольклорных групп. Народный костюм эльзасок состоит из белой кофты, черного бархатного корсажа, черной юбки с таким же фартуком, и характерного головного убора с большим бантом из черных шелковых лент.

В эльзасском фольклоре германские элементы переплетаются с французскими.

Очень велико в Эльзасе влияние католической церкви. Это одна из областей Франции, где до сих пор сохраняется религиозное обучение. Много в Эльзасе и протестантов.

Введение

Эльзас-Лотарингия (нем. Elsaß-Lothringen , фр. Alsace-Lorraine ) - «имперская провинция» Германской империи, ныне на территории Восточной Франции, состоящая из Эльзаса и восточной Лотарингии, связанных общей историей в период с 1871 по 1944 год.

1. Общие сведения

На территории Эльзас-Лотарингии расположены департаменты Рейн Верхний, Рейн Нижний и Мозель. Площадь региона составляет 14496 км².

2. В составе Германии

После франко-прусской войны значительная часть Лотарингии и почти весь Эльзас были переданы Германии. Названия провинций были оставлены прежними, но немецкие власти немедленно начали притеснять французский язык и французскую культуру. Французы сопротивлялись, и подавить французский дух немцам не удалось. В то же время во Франции активным было реваншистское движение в поддержку отнятых провинций, в честь Эльзаса и Лотарингии во многих городах страны назывались улицы, в Нанси - древней столице Лотарингии, оставшейся в составе Франции - был открыт аллегорический памятник двум провинциям.

В Первую мировую войну эльзасцы и лотарингцы отказывались воевать в немецкой армии, их девизом было лаконичное выражение: «Без нас!». В ноябре 1918 г. была провозглашена Эльзасская советская республика, но к концу войны союзники заняли значительную часть Эльзаса и Лотарингии. По условиям Версальского мирного договора, Франция вернула себе эти земли.

3. Дальнейшая история

После разгрома Франции в 1940 году Германия снова аннексировала Эльзас и Лотарингию. Значительная часть французского населения была согнана в концлагеря, многие погибли там. В 1944 году Эльзас и Лотарингия были освобождены союзными войсками, и после войны официально возвращены Франции.

4. Города

    Штрассбург (фр. Strasbourg , нем. Straßburg ).

    Мец (фр. Metz , нем. Metz ).

    Кольмар (фр. Colmar , нем. Kolmar ).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эльзас-Лотарингия

4 августа 1879 года спорные Эльзас и Лотарингия были аннексированы Германией, а на их территории была создана имперская земля Эльзас-Лотарингия . Таким образом, Берлин углубил территориальный спор между Францией и новообразованной Германской империей.

Две провинции, чья историческая принадлежность неоднозначна, в течение Средневековья переходили из рук в руки. В состав Французского королевства Эльзас вошел в конце XVII века, Лотарингия была частью королевства с Тридцатилетней войны (1608-1648).

Однако значительная часть населения этих регионов, особенно эльзассцы, сохраняли местные диалекты.

Сейчас лингвисты выделяют эльзасский язык , который близок к швейцарским вариантам немецкого языка.

В ходе франко-прусской войны 1870-1871 годов на территории Лотарингии развернулись активные бои. Столица области - крепость Мец - была осаждена прусской армией, после 52 дней обороны город сдался, а вместе с ним - 200 тысяч французских солдат.

По итогам Парижского мира обе области отошли к Германии. Таким образом, образовавшаяся в январе 1871 года Германская империя укрепляла свои рубежи.

На территории Эльзаса находятся Вогезские горы, которые прикрывали южные области новоиспеченной империи — Гессен и Баварию.С присоединением к Берлину Лотарингии Франция не могла чувствовать себя в безопасности, так как Германия контролировала равнинный путь к Парижу - «Вогезскую дыру» между Арденнскими горами на севере и Вогезами на юге.

Местные жители в 1872 году смогли выбрать свое гражданство: большинство предпочло остаться французами. Но Германия не рассматривала приобретение этих территорий как временное - напротив, они должны были крепко войти в империю. Значительная часть французской контрибуции была потрачена на восстановление провинций, пострадавших от войны. В 1872 году в Страсбурге была восстановлена работа университета.

Находившийся на территории Эльзаса древний замок Верхний Кенигсбург был в 1899 году передан Вильгельму I, который начал реконструировать его, чтобы подчеркнуть принадлежность Германии и немцам.

Дополнительными мерами по германизации спорных регионов стали административные: из 1700 коммун Эльзаса и Лотарингии лишь в 310 было разрешено использовать в делопроизводстве французский язык. Сохранялись и репрессивные законы о печати и административной высылке. Однако сепаратистские и профранцузские настроения в объявленной в 1879 году имперской землей Эльзас-Лотарингии сохранялись. Так, в августе 1873 года епископ города Нанси, который остался французским, призвал свою паству молиться за возвращение Эльзаса и Лотарингии в лоно Франции. В ответ немецкий канцлер Бисмарк потребовал от французского правительства репрессий по отношению к священнослужителю-сепаратисту.

Эта история привела к дипломатическому кризису. Положение Франции в нем было незавидным: страна еще не оправилась от катастрофы двухлетней давности. Но Австро-Венгрия, Великобритания и Россия не намеревались смотреть на это сложа руки.

Как писал английский посол в Париже лорд Лайонс, «было бы нетрудно спровоцировать и раздавить Францию, но можно ли будет сделать это, не вызвав бури в других странах?».

В итоге в 1873 году войны удалось избежать, но в 1875 году страны оказались на грани снова. Французы объявили о расширении действующей армии на 144 тыс. человек, а немцы запретили продажу лошадей, что выглядело как предмобилизационная мера. В результате лишь при посредничестве Петербурга, а именно канцлера Михаила Горчакова, удалось добиться отказа Германии от превентивной войны с Францией.

Писал, что аннексия Эльзаса и Лотарингии — «вернейший способ превратить эту войну в европейскую институцию». Действительно, во Франции помнили унижение 1871 года и вступили в войну в 1914 году в том числе с реваншистскими лозунгами.

Проблема Эльзаса-Лотарингии стала ключевой, но не единственной подобного рода на европейской карте. В 1878 году, по итогам Берлинского конгресса, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, ранее входившие в состав Оттоманской империи. В 1908 году Вена объявила об их аннексии, что едва не вызвало мировой кризис и столкновения с Белградом. Несмотря на политику умиротворения (так, Босния и Герцеговина не перечисляли собранные ими налоги в центр, а тратили их на месте), сербское население края аннексии не приняло. «Народ упорно закрывает перед ними (то есть австрийцами. - «Газета.Ru») свое сердце», — писал о Сараево путешественник Шарль Диль.

В результате именно нерешенные территориальные конфликты стали одной из причин для начала Первой мировой войны. На улице в Сараево был убит наследник короны Габсбургов Франц-Фердинанд, что стало поводом для австро-сербского конфликта, переросшего в общемировой.

По итогам Великой войны Эльзас и Лотарингия вновь стали французскими. Затем в 1940 году их снова оккупировала Германия - теперь уже нацистская. После окончания Второй мировой судьба многострадальных регионов была решена окончательно - они вошли в состав Франции. Более того, именно Страсбург стал одним из центров общеевропейских институтов: там заседает , находится резиденция и другие организации. Город стал символом Европы, смывающей национальные границы.

Но само выражение «Эльзас-Лотарингия» стало нарицательным: так, уже в 1920-1930-е годы «Эльзас-Лотарингией на Днестре» называли Бессарабию (нынешнюю Молдавию), спор за которую шел между Румынией и Советским Союзом.

При подготовке публикации использовались следующие материалы:
История дипломатии. В 3-х тт. Т.2. М.: Госполитздат, 1945.

Шарый А., Шимов Я. Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: судьбы империи. М.: КоЛибри, 2011.



Эльзас-Лотарингия на карте Германской империи Столица Страсбург Язык(и) немецкий, французский Денежная единица марка, франк Площадь 14522 км² К:Появились в 1871 году К:Исчезли в 1918 году

Имперская земля Эльзас-Лотарингия (нем. Reichsland Elsaß-Lothringen , фр. Alsace-Lorraine ) - «имперская земля» Германской империи , расположенная на территории сегодняшней Восточной Франции , состоящая из Эльзаса и восточной Лотарингии , связанных общей историей.

Государственное устройство

Города

  • Страсбург (фр. Strasbourg , нем. Straßburg ).
  • Мец (фр. Metz , нем. Metz ).
  • Кольмар (фр. Colmar , нем. Kolmar ).

Напишите отзыв о статье "Эльзас-Лотарингия"

Примечания

Литература

  • Водовозов В.В. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Звягинцев Е. А. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Водовозов В.В. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Эльзас-Лотарингия

– Ничего. Подай книгу, – сказал проезжающий. Слуга подал книгу, которая показалась Пьеру духовною, и проезжающий углубился в чтение. Пьер смотрел на него. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение. Пьер смотрел на него и не успел отвернуться, как старик открыл глаза и уставил свой твердый и строгий взгляд прямо в лицо Пьеру.
Пьер чувствовал себя смущенным и хотел отклониться от этого взгляда, но блестящие, старческие глаза неотразимо притягивали его к себе.

– Имею удовольствие говорить с графом Безухим, ежели я не ошибаюсь, – сказал проезжающий неторопливо и громко. Пьер молча, вопросительно смотрел через очки на своего собеседника.
– Я слышал про вас, – продолжал проезжающий, – и про постигшее вас, государь мой, несчастье. – Он как бы подчеркнул последнее слово, как будто он сказал: «да, несчастье, как вы ни называйте, я знаю, что то, что случилось с вами в Москве, было несчастье». – Весьма сожалею о том, государь мой.
Пьер покраснел и, поспешно спустив ноги с постели, нагнулся к старику, неестественно и робко улыбаясь.
– Я не из любопытства упомянул вам об этом, государь мой, но по более важным причинам. – Он помолчал, не выпуская Пьера из своего взгляда, и подвинулся на диване, приглашая этим жестом Пьера сесть подле себя. Пьеру неприятно было вступать в разговор с этим стариком, но он, невольно покоряясь ему, подошел и сел подле него.
– Вы несчастливы, государь мой, – продолжал он. – Вы молоды, я стар. Я бы желал по мере моих сил помочь вам.
– Ах, да, – с неестественной улыбкой сказал Пьер. – Очень вам благодарен… Вы откуда изволите проезжать? – Лицо проезжающего было не ласково, даже холодно и строго, но несмотря на то, и речь и лицо нового знакомца неотразимо привлекательно действовали на Пьера.
– Но если по каким либо причинам вам неприятен разговор со мною, – сказал старик, – то вы так и скажите, государь мой. – И он вдруг улыбнулся неожиданно, отечески нежной улыбкой.
– Ах нет, совсем нет, напротив, я очень рад познакомиться с вами, – сказал Пьер, и, взглянув еще раз на руки нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидал на нем Адамову голову, знак масонства.
– Позвольте мне спросить, – сказал он. – Вы масон?
– Да, я принадлежу к братству свободных каменьщиков, сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру. – И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку.
– Я боюсь, – сказал Пьер, улыбаясь и колеблясь между доверием, внушаемым ему личностью масона, и привычкой насмешки над верованиями масонов, – я боюсь, что я очень далек от пониманья, как это сказать, я боюсь, что мой образ мыслей насчет всего мироздания так противоположен вашему, что мы не поймем друг друга.
– Мне известен ваш образ мыслей, – сказал масон, – и тот ваш образ мыслей, о котором вы говорите, и который вам кажется произведением вашего мысленного труда, есть образ мыслей большинства людей, есть однообразный плод гордости, лени и невежества. Извините меня, государь мой, ежели бы я не знал его, я бы не заговорил с вами. Ваш образ мыслей есть печальное заблуждение.
– Точно так же, как я могу предполагать, что и вы находитесь в заблуждении, – сказал Пьер, слабо улыбаясь.
– Я никогда не посмею сказать, что я знаю истину, – сказал масон, всё более и более поражая Пьера своею определенностью и твердостью речи. – Никто один не может достигнуть до истины; только камень за камнем, с участием всех, миллионами поколений, от праотца Адама и до нашего времени, воздвигается тот храм, который должен быть достойным жилищем Великого Бога, – сказал масон и закрыл глаза.
– Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду.
Масон внимательно посмотрел на Пьера и улыбнулся, как улыбнулся бы богач, державший в руках миллионы, бедняку, который бы сказал ему, что нет у него, у бедняка, пяти рублей, могущих сделать его счастие.
– Да, вы не знаете Его, государь мой, – сказал масон. – Вы не можете знать Его. Вы не знаете Его, оттого вы и несчастны.
– Да, да, я несчастен, подтвердил Пьер; – но что ж мне делать?
– Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны. Вы не знаете Его, а Он здесь, Он во мне. Он в моих словах, Он в тебе, и даже в тех кощунствующих речах, которые ты произнес сейчас! – строгим дрожащим голосом сказал масон.
Он помолчал и вздохнул, видимо стараясь успокоиться.
– Ежели бы Его не было, – сказал он тихо, – мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой. О чем, о ком мы говорили? Кого ты отрицал? – вдруг сказал он с восторженной строгостью и властью в голосе. – Кто Его выдумал, ежели Его нет? Почему явилось в тебе предположение, что есть такое непонятное существо? Почему ты и весь мир предположили существование такого непостижимого существа, существа всемогущего, вечного и бесконечного во всех своих свойствах?… – Он остановился и долго молчал.
Пьер не мог и не хотел прерывать этого молчания.
– Он есть, но понять Его трудно, – заговорил опять масон, глядя не на лицо Пьера, а перед собою, своими старческими руками, которые от внутреннего волнения не могли оставаться спокойными, перебирая листы книги. – Ежели бы это был человек, в существовании которого ты бы сомневался, я бы привел к тебе этого человека, взял бы его за руку и показал тебе. Но как я, ничтожный смертный, покажу всё всемогущество, всю вечность, всю благость Его тому, кто слеп, или тому, кто закрывает глаза, чтобы не видать, не понимать Его, и не увидать, и не понять всю свою мерзость и порочность? – Он помолчал. – Кто ты? Что ты? Ты мечтаешь о себе, что ты мудрец, потому что ты мог произнести эти кощунственные слова, – сказал он с мрачной и презрительной усмешкой, – а ты глупее и безумнее малого ребенка, который бы, играя частями искусно сделанных часов, осмелился бы говорить, что, потому что он не понимает назначения этих часов, он и не верит в мастера, который их сделал. Познать Его трудно… Мы веками, от праотца Адама и до наших дней, работаем для этого познания и на бесконечность далеки от достижения нашей цели; но в непонимании Его мы видим только нашу слабость и Его величие… – Пьер, с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Верил ли он тем разумным доводам, которые были в речи масона, или верил, как верят дети интонациям, убежденности и сердечности, которые были в речи масона, дрожанию голоса, которое иногда почти прерывало масона, или этим блестящим, старческим глазам, состарившимся на том же убеждении, или тому спокойствию, твердости и знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона, и которые особенно сильно поражали его в сравнении с своей опущенностью и безнадежностью; – но он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни.

А) железной рудой и каменным углем; Б) золотыми россыпями; В) нефтью.

Президент Третьей республики во Франции избирался

А) министрами; Б) всеми избирателями, имевшими право голоса; В) двухпалатным парламентом.

3.Этот металлургический концерн, расположенный в Австро-Венгрии, стал одним из ведущих предприятий европейской военной промышленности:

А) Сименс; Б) «Шкода»; В) фирмы Круппа; Г) «Шнейдер-Крезо».

Лидер Консервативной партии Англии

1)У. Гладстон 2)Б. Дизраэли 3) Ч. Парнелл 4) Дж. Макдональд

Для экономического развития Юга США было характерно

1) применение наемной рабочей силы 2) господство семейных ферм

3) широкое применение технических средств 4) массовое использование рабского труда

В результате «опиумных войн»

1) иностранные подданные освобождались от уплаты налогов 2) в Китае проведена модернизация

3) в Китае стал активно развиваться капитализм 4) проведены реформы по европеизации Китая

7. Поводом к восстанию сипаев послужило(-а)

1) недовольство князей ограничением их власти 2) сокращение материальной поддержки семей солдат

3) введение в армии новой системы ружей 4) модернизация флота

8. Крайняя агрессивная форма национализма – это:

А) расизм; Б) социализм; В) шовинизм; Г) ревизионизм.

К последствиям вхождения Индии в мировой рынок относится

1) развитие внешней торговли 2) строительство новых портовых сооружений

3) строительство телеграфа 4) уничтожение индивидуальной домашней промышленности

10. Закон об избирательной реформе, уничтоживший избирательные округа в «гнилых местечках», был принят в 1) 1832 г. 2) 1867г. 3) 1884 г. 4) 1885 г.

Задание B

В1. Хронология (): 1906 г. (в Англии),1867 (США), 1824 (Мексика),

В2. Запишите пропущенный термин: Власть монарха в Италии была ограничена_________-

а) У. Гладстон б) Дж.Рокфеллер в) А. Дрейфус

В4.Дайте определение понятию: монополия, аболиционизм ,

Восстание сипаев (причины, ход, результаты).



В парламенте Великобритании были представлены две основные политические партии

а) вигов и радикалов б)тори и либералов в)республиканцев и демократовг) консерваторов и либералов

Доктрина Монро - «Америка для американцев» - была выдвинута в

1) 1820 г. 2) 1830 г. 3) 1823 г. 4) 1848 г.

6.США вынудили японского императора «открыть» страну в а) 1848 г. б) 1849 г. в) 1854 г. г) 1861 г.

К особенностям колониального режима в Индии НЕ относится

1) господство Ост-Индской компании 2) правительственная монополия на соль и опиум

3) контроль Англией внутренней и внешней политики местных князей 4) самофинансирование чиновников

8. Греция получила независимость от Османской империи в: а) 1829 г. б) 1830 г. в) 1832 г. г) 1834 9. Военно-политический блок Антанта составили государства:

А) Англия, Франция, Россия; Б) Англия, Германия, Италия;

В) Франция, Россия, Австро-Венгрия; Г) Германия, Италия, Австро-Венгрия.

10. США купили Луизиану у Франции в 1) 1800 г. 2) 1801 г. 3) 1803 г. 4) 1810 г.

Задание B

В1. Хронология (написать какое событие произошло): 1868 (Япония), 1862 г. (США), 1850 г. (Китай),

В2. Запишите пропущенный термин Политическая программа чартистов называлась______

В3. К какой стране относится исторический деятель: а) Теодорос II б) Иосиф II в) А.Линкольн

В4.Дайте определение понятию: Индустриализация, Восточный вопрос

Задание С. Дать развернутый ответ на вопрос: Суть «Восточного вопроса». Почему Балканы стали «пороховой бочкой»?

Урок обобщения « Мир в конце 19 в.» Вариант IV

1.Особенность индустриализации Италии А) вывоз капиталов за границу; Б) создание картелей;

В) вмешательство государства в экономическую жизнь.

По форме правления Франция в конце XIX века была

А) парламентская республика; Б) абсолютная монархия; В) парламентская монархия.



3.Одна из форм объединения предприятий, при котором входящие в него предприятия полностью теряют свою коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению – это:

А) картель; Б) синдикат; В) трест; Г) концерн.