Из истории веротерпимости в россии. Подписан указ «Об укреплении начал веротерпимости

Ослабление религиозных притеснений.

Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756г. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселение некрещеных татар.

Наиболее существенные перемены произошли во время правления Екатерины II (1762-1796). В 1764 г. последовал указ «О сложении с новокрещен имеющейся на них доимки, о порядке взимания с них впредь податей, о небытии новокрещенской конторы и о препоручении тех новокрещен в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярий». По этому указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога, который они платили за крестившихся (крещеные иноверцы сохраняли прежние льготы по уплате налогов и освобождению от рекрутской повинности на три года). Все новокрещеные были приравнены в правах к государственным крестьянам. Контора новокрещенских дел упразднялась, а миссионерская деятельность среди неправославных народов передавалась местным епархиям.

В 1773 г. Екатериной II был принят указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.

Огромным событием в жизни российских мусульман стало открытие в 1789 г. в Уфе мусульманского Духовного собрания. Указ об учреждении этого собрания «для заведывания всеми духовными чинами магометанского закона» был подписан императрицей 22 сентября 1788 г. Центральная власть таким образом создала орган управления мусульман России во главе с назначаемым муфтием. Первым муфтием был утвержден Мухаммаджан Хусаинов. Правительство выплачивало ему жалование, по тем временам огромное – полторы тысячи рублей в год. Помощникам муфтия, муллам из казанских татар также было определено государственное жалование.

Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение.

Таким образом, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. Однако ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское население края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу.

Социально-экономическое развитие края в XVIII в.

XVIII век был ознаменован значительными изменениями в социально-экономическом развитии страны. Ускоренно растет промышленность, во второй половине столетия в ней начинается формирование капиталистического уклада. В деревне развиваются товарно-денежные отношения, увеличивается производство сельскохозяйственной промышленности. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. В целом началось разложение фео-дально-крепостнических порядков.

Среднее Поволжье не оставалось в стороне от общероссийских социально-экономических процессов. Если в сельском хозяйстве изменения оказались не столь яркими и крупными, то в сфере промышленности и торговли, как и в целом в стране, произошли большие, даже поворотные сдвиги.

БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Уважаемые участники конференции! Дорогие гости!

Поводом для проведения нашей конференции стали две «круглые» даты, связанные с принятием государственных актов. Двести тридцать лет назад, 17 июня 1773 года по указанию и приказу императрицы ЕкатериныII Священный Синод принял Указ, который вошел в историю под названием Указа о терпимости всех вероисповеданий. Через пятнадцать лет, 22 сентября 1788 года, то есть двести пятнадцать лет назад, был подписан другой Указ императрицы ЕкатериныII - об учреждении Оренбургского духовного собрания мусульман. Эти документы были очень важны для определения роли и места ислама в царской России, они стали основополагающими в формировании государственно-исламских отношений вплоть до 1917 года.

Почему мы, религиозные деятели, руководители мусульманских организаций, отмечаем событие, отстоящее от нас на более чем два века, такой представительной конференцией, связываем её тематику с проблемой веротерпимости, весьма значимой для многонациональной России? Во-первых, принятие перечисленных выше указов стало результатом осознания правителями России необходимости межрелигиозного равноправия и мира для благоденствия страны. Во-вторых, обращаясь к опыту прошлого, мы имеем в виду день сегодняшний и завтрашний, учитываем то, что в наши дни веротерпимость приобретает для судеб общества ещё большую значимость, чем в прошлом. Об этом можно судить хотя бы по следующему факту. 25 августа 2001 года Правительство РФ обсудило и утвердило программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», рассчитанную до конца 2005 года. Целью Программы являются формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, формирование у граждан гуманитарного мировоззрения, пропаганда терпимости и миролюбия. Важнейшей составляющей толерантности являются право человека придерживаться тех или иных религиозных убеждений и признание им такого же права за другими. Толерантность означает признание того, что люди, принадлежащие к различным конфессиям, обладают правом жить в мире и сохранять свою религиозную индивидуальность, а учение одной религии не может быть навязано другим. Мы исходим также из того, что анализ опыта прошлого позволит участникам конференции разработать пути совершенствования деятельности мусульманских организаций по формированию веротерпимости в условиях возрождения ислама, с учетом предстоящего вступления России в Организацию Исламской Конференции. Мы не считаем, что история государственно-исламских отношений представляет только научный, академический интерес. Она учит нас правильно понимать положение ислама в наши дни, по достоинству оценвать изменения в положении мусульманских организаций, которые появились благодаря демократическим переменам в российском обществе. Обращение к истории в очередной раз доказывает нам исключительную актуальность, важность для нашей страны принципов равноправия религий и веротерпимости. Опыт истории убедительно доказывает нам следующее: только признавая равенство всех религий и их последователей, можно обеспечить мир и согласие в обществе, добиться лояльности мусульман по отношению к существующему государственному строю.

Уважаемые участники конференции!

Указ о терпимости, принятый ЕкатеринойII , касался всех религий. Но его появление не было непосредственно связано с исламом. В преамбуле Указа говорится о том, что в Казани, в Старой Татарской Слободе близ благочестивых церквей по разрешению губернатора были построены две каменные мечети. Недовольные этим обстоятельством Архиепископ Казанский и представители других православных епархий обратились в Святейший Православный Синод и Правительствующий Сенат. Последние довели это до сведения императрицы ЕкатериныII и получили Высочайший отзыв, который гласил: «Как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и Ея Величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, и в сем поступать изволит, желая только, чтоб между подданными Ея Величествавсегда любовь и согласие царствовало ». Этим же Указом императрица приказала: «Отныне Преосвященным Архиереям, в дела, касающиеся до всех иноверных исповеданий и до построения по их законам молитвенных домов, не вступать, а предоставлять оное на рассмотрение светских команд».

Но можно ли считать, что поводом для принятия столь важного для государства Указа стало именно строительство двух мечетей в Казани - городе, издавна населённом мусульманами-татарами? Нет, и об этом свидетельствуют события, предшествовавшие его принятию. Они безоговорочно убеждают нас в следующем: появление Указа, провозглашение принципа веротерпимости стало возможным в результате длительной борьбы мусульманских народов нашей страны против религиозного насилия, за возможность свободно и беспрепятственно исповедовать свою религию, следовать народным обычаям и традициям.

В 1552 году, после завоевания Казанского ханства, значительную часть подданных Российского государства стали составлять мусульмане, а также язычники-мордвины, удмурты, чуваши, марийцы. Россия стала поистине поликонфессиональным государством. Однако понимание этого фактора и ведение политики с учетом нового состояния государства пришло гораздо позже, через два с лишним века. Рассмотрим отношение государства к мусульманам и их организациям, учитывая только конкретные исторические факты в хронологии.

Русские войска, которые шли на завоевание Казани, напутствовались митрополитом Макарием, трактовавшим поход как святое Божие дело, направленное к обращению «безбожных» и «поганых» мусульман в христианство. Казань была разгромлена и разорена, её население сократилось на 80%. Был дан указ - «все мечети пометать и конец их извести», то есть, уничтожить все мечети.

Практически сразу после взятия Казани - в 1555 году - там была учреждена кафедра архиепископа, и Российское государство взяло курс на насильственное обращение местного населения в православие.

Принятая в 1593 году специальная Грамота запрещала татарам, живущим в деревнях совместно с русскими, «иметь мечети… для того, чтобы не было соблазна христианам и крященам». Затем было установлено денежное вознаграждение за переход в православие. Крещёным мурзам и служилым татарам были переданы поместья и вотчины отказавшихся от крещения родственников.

При ПетреI крещение приобрело массовый характер, начало охватывать и рядовых крестьян-мусульман. Приверженцев ислама обложили дополнительными податями за право молиться своему Богу. Мусульмане-помещики, в случае отказа от крещения, стали терять все накопленное. Была разработана целая система, призванная всесторонне заинтересовать мусульман в переходе в православие: так, вновь крещёные татары получали льготы по всем видам налогов, им выделялись деньги для строительства церквей, для приобретения церковной утвари и подарков новокрещёным выделялось по одной тысяче рублей. Их стали освобождать от государственных податей на три года, а также от несения военной службы. Указом Сената татар, принявших православие, освободили от кабалы и «учинили свободными». Предоставлялись льготы осуждённым (в том числе и за убийство), пожелавшим принять православие. Была законодательно закреплена широко распространённая практика освобождения от преследования преступников-инородцев в случае их добровольного крещения. Была создана комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман, названная в 1734 году Новокрещенской конторой.

В 1742 году Сенат принял кардинальные меры по ослаблению влияния ислама, в том числе - путём разрушения мечетей. За один год, последовавший за данным решением, в Казани и уезде из 536 мечетей было разрушено 418; в Сибирской губернии, в Тобольске, Таре и уездах - 98 из 133; в Астраханской губернии - 29 из 40.

Уважаемые участники конференции!

Естественно, подобные действия властей вызывали у мусульман искреннее возмущение и недовольство политикой государства, стремление любыми средствами, включая вооруженное сопротивление, противостоять насильственным действиям властей. Десятилетия, в течение которых проводилось насильственное крещение татар и башкир, сопровождались массовыми народными выступлениями и восстаниями. Самым крупным из них стало восстание 1755 года на территории современной Башкирии. Возглавил его учёный имам, знаток шариата Батырша, который предпринял определённые шаги для того, чтобы придать восстанию организованный характер.

Скорее всего, именно восстание под руководством Батырши стало последним аргументом, заставившим царские власти пересмотреть своё отношение к насильственному крещению мусульман. Стало очевидным, что никакие насильственные меры по отвращению мусульман от их исконной веры не дадут желаемого результата. Российское государство начало задумываться над тем, чтобы интегрировать мусульман в качестве граждан, верных своему Отечеству, сохраняя за ними право свободно исповедовать свою религию. Интересы государства, населяющих его народов требовали принципиального изменения всей вероисповедной политики России. Было ясно, что иного пути, кроме признания прав мусульман исповедовать свою религию, прекращения их насильственного крещения, нет и не может быть. Приведу некоторые факты, также изложенные в хронологии.

С 1755 года, то есть - за семь лет до начала правления ЕкатериныII , Российское государство постепенно изменило своё отношение к исламу и мусульманам. В этом году императрица Елизавета Петровна издала Указ, отменяющий переселение некрещёных татар из их родных мест за отказ от перехода в православие. В 1756 году там, где татары жили обособленно от русских и новокрещёных, было разрешено строить мечети.

Кардинальные изменения в политике Российского государства по отношению к исламу и мусульманам произошли при царствовании ЕкатериныII . В 1764 году, на третий год своего царствования, она закрыла Новокрещенскую контору, что стало первым шагом на пути к официальному признанию ислама терпимой религией. В 1767 году ею был дан Наказ Комиссии, которой предстояло сочинить Новое уложение. Исходные позиции, которые определила императрица для составителей уложения, я думаю, остаются актуальными во все периоды истории Российской. Наказ заканчивался следующей мыслью:«Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону измягчает самые жестоковыйные сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине Государства и соединению граждан».

Таким образом, подписание Екатериной в 1773 году Указа о веротерпимости было следствием признания неэффективности политики насилия по отношению к мусульманам, критического анализа всей предшествующей истории государственно-исламских отношений. По мнению исследователя этих отношений, «толерантное отношение к исламу в концеXVIII века, переход ЕкатериныII к политике религиозной терпимости стали осознанной необходимостью, которую диктовали и дух времени, и государственные интересы. К такому выводу государство и православная церковь пришли только после фактического провала политики массового крещения мусульман и осознания новой реальности, когда исламский потенциал можно было использовать в целях укрепления российской государственности».

На интеграцию мусульман в российское общество были направлены и другие документы, связанные с исламом и принятые вслед за Указом. Они все посвящены вопросам организации духовной жизни мусульман. Среди них особое место занимают два именных указа ЕкатериныII от 22 сентября 1778 г. Первый из них определил положение мусульманского духовенства и учредил Оренбургское духовное управление. Вторым Указом был назначен «муфтий над всеми обитающими в России магометанского закона людьми». Этими указами российское государство полностью передало организацию религиозной жизни мусульман в руки представителей их духовенства. Тем самым Екатерина впервые в истории создала уникальную и до сих пор остающуюся исключительно российским явлением форму организации религиозной жизни мусульман. В дальнейшем, с присоединением к России новых территорий, населённых мусульманами, и в других районах были созданы духовные управления мусульман. Духовное управление, созданное Екатериной, долгое время объединяло мусульман значительной части России и сыграло положительную роль в нашей истории. В настоящее время оно является одним из трёх действующих в стране религиозных мусульманских центров.

Уважаемые участники конференции!

Мы можем с уверенностью утверждать, что политика ЕкатериныII по отношению к исламу, мусульманам и их организациям стала началом нового длительного этапа государственно-исламских отношений в России. Данный этап был прерван в 1917 году. Уже не указом царя, а законами Российской империи ислам был отнесен к числу терпимых религий. Местные органы власти не чинили препятствий в строительстве новых мечетей не только в местах традиционного проживания мусульман, но и там, где мусульмане ранее не жили, а их новые общины появлялись в результате миграции татар. Хотелось бы напомнить присутствующим, что ныне действующая Соборная мечеть в бывшей столице России Санкт-Петербурге, две мечети - Историческая и Соборная - в Москве, а также в Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде и многих других городах были построены во времена царской России. Строительство мечети в Твери было спонсировано царём НиколаемI .

Весьма поучительным является, на мой взгляд, следующий факт. В царской России действовали не только государственные акты, специально посвященные регулированию отношений государства и исламских организаций. Начиная с 1810 года, существовал специальный государственный орган, который регулировал все вопросы, возникающие между государством и религиозными организациями (кроме православных), в том числе - мусульманскими.

Уважаемые участники конференции!

Отмечая перечисленные выше положительные моменты государственно-исламских отношений во времена царской России, нельзя не отметить следующие факты. В царской России не было равноправия религий, согласно существовавшим законам. Первенствующей и господствующей являлась одна религия - православие, а такие религии, как ислам, буддизм, иудаизм относились к числу «терпимых». О господствовавшем в царской России принципе, на котором строились государственно-религиозные отношения, наиболее точное представление дают следующие слова известного государственного деятеля Победоносцева, многие годы возглавлявшего Государственный Синод: «Государство признает одно вероисповедание из числа всех истинным вероисповеданием и одну церковь, исключительно покровительствует и поддерживает к предосуждению всех остальных церквей и исповеданий, вплоть до приравнения отпадения от православия к уголовному преступлению».

Уважаемые участники конференции!

Отношение Советского государства к религии, церкви и верующим нам хорошо известно и подробно проанализировано. Поэтому остановлюсь лишь на тех аспектах этой политики, которые будут необходимы нам для понимания сегодняшних процессов в исламе.

Начну с перечисления нескольких конкретных фактов. В дореволюционной России существовало 12000 тысяч мечетей. К 1928 году число мечетей достигло 14300. К 1937 году количество официально (с разрешения органов власти) действовавших мечетей не превышало сотни, в 1956 году их насчитывалось 94, в 1986 г. - 189. В 20-е и 30-е годы подвергались арестам и физически уничтожались не только рядовые служители ислам, но и те, кто в прошлом занимался религиозной деятельностью, получил в своё время религиозное образование. А таковой была основная часть национальной интеллигенции. Репрессиям подверглись известные богословы, светские учёные, способные вести исследования в области ислама. Была полностью прервана преемственность религиозных и богословских знаний, прекратила своё существование одна из самых лучших в мусульманском мире богословская школа. Результаты этих действий Советской власти ощущаются и в наши дни - прежде всего, это касается состояния богословия.

Таким образом, за годы Советской власти на долю мусульман и мусульманских организаций пришлись те же тяготы и трудности, которые испытали на себе последователи всех религиозных направлений. Но будет неправильным не отметить следующие факты из истории государственно-исламских отношений советского периода. Советская власть с первых дней своего существования встретилась с яростным сопротивлением широких мусульманских масс к любым её мерам, так или иначе направленным против ислама, национальных обычаев и традиций. Известно, что одной из причин начала многолетней гражданской войны в Средней Азии и на Кавказе стали ошибки в решении религиозного вопроса, допущенные в первые годы после революции. Учитывая это, Советская власть в дальнейшем пыталась учитывать в своей политике религиозные и национальные особенности мусульман. Это проявилось, прежде всего, в том, что в районах распространения ислама декрет об отделении церкви от государства и школы был реализован гораздо позже, чем в центральных районах страны - накануне начала Великой Отечественной войны. Немаловажным является и следующий факт. После 1917 года в России действовало одно духовное управление мусульман, находящееся в Уфе. Но в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, когда надо было поднимать народ на борьбу с фашизмом, Советское государство стало инициатором создания трёх Духовных управлений мусульман - Северного Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Закавказья. Были предприняты и другие шаги, направленные на обеспечение нормальной религиозной жизни мусульман.

Как было сказано выше, количество мечетей в России сократилось на 99%. Но фактически в каждом крупном пункте, населённом мусульманами, действовала в той или иной степени организованная религиозная община, существовало место для проведения общих богослужений, а также человек, выполнявший функции имама. И в годы Советской власти основная часть населения, включая интеллигенцию, членов КПСС и ВЛКСМ, соблюдали главные религиозные предписания ислама - обрезание, венчание и отпевание, отмечали религиозные праздники. Было ли известно об этом руководителям КПСС и Советского государства? Безусловно! Но, говоря о нарушениях советского законодательства на совещаниях, партийные и государственные органы не предпринимали никаких реальных шагов по ликвидации действовавших общин и служителей ислама, не шли на массовые репрессии против членов КПСС и ВЛКСМ, нарушающих Устав. А не шли они на это потому, что знали: такие действия приведут к массовым возмущениям, превратят религиозный вопрос в политический. Партийные органы исходили из того, что отношение масс к Советскому государству гораздо важнее, чем их отношение к Богу. И такая лояльность снимала политическую напряженность в регионах ислама, обеспечивало преданность мусульман Советской власти. Я думаю, что этот пример остаётся поучительным и в наши дни.

Уважаемые участники конференции!

Принципиальные изменения в положении ислама, определяемые как возрождение, начались с 1991 года. Они стали частью феномена общерелигиозного возрождения, начавшегося в России после краха тоталитарной системы и тесно связанного с демократическими преобразованиями политической, социальной, экономической и духовной жизни страны. В настоящее время в России действует более 5000 мечетей, 50 средних и высших духовных учебных заведений, где готовят служителей ислама. При всех мечетях работают религиозные школы, посещаемые людьми различного возраста. Мусульманские организации получили возможность беспрепятственно организовывать религиозные центры - Духовные управления мусульман, число которых сейчас достигает 50. Большими тиражами издаётся религиозная литература, формируется мусульманская периодическая печать. В средствах массовой информации, особенно на местах, появились специальные передачи, посвященные исламу, жизни мусульманских общин. Ежегодно несколько тысяч мусульман могут совершить хадж к святыням Мекки и Медины, пользуясь при этом поддержкой местных и федеральных органов власти.

Столь бурное и масштабное возрождение ислама было предопределено кардинальными социально-политическими изменениями в обществе. Впервые положения Конституции, гарантирующие каждому гражданину право на свободу совести и свободу вероисповедания, стали реально действующими. Принципиально важные положения Конституции РФ получили дальнейшее развитие и уточнение в Федеральном Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятом 26 сентября 1997 года. Эти документы не только провозглашают права верующих и их организаций, но и предоставляет реальные возможности для их реализации (при Советской власти тоже существовали такие законы, но на практике они давали право не верить, а верующие лишались конституционных свобод).

Нельзя не отметить и следующий факт. В Преамбуле Закона от 1997 года речь идёт об «особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», а ислам, наряду с буддизмом и иудаизмом, назван в числе религий, «составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России». С появлением данной формулировки в религиозную и общественную жизнь страны широко вошло понятие «традиционные религии», в число которых входит и ислам. Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций В. Зоркальцев указывает на то, что Закон от 1997 года «гармонизирует отношения между традиционными конфессиями и религиями в нашей стране. Достаточно сказать, что впервые в законе прописан статус христианства, ислама, иудаизма, буддизма, то есть традиционных религий. Первоначально фраза, записанная в преамбуле закона и не носящая законодательной функции, вызвала шок. Но время показало, что именно она сыграла важнейшую роль, определив на законодательном уровне гармоничное сосуществование различных конфессий».

Мы имеем основания утверждать следующее: нынешнее положение ислама и мусульманских организаций в российском обществе не имеет ничего общего с тем, что было раньше. Россия - светское государство, но данное обстоятельство не предполагает изоляции религиозных объединений от общественной жизни и социальных процессов. Сегодня мы вправе говорить о том, что между государством и традиционными религиями развиваются отношения социального партнерства. И мы, мусульманские деятели, положительно оцениваем данный факт. Мы солидарны с министром Российской Федерации В. Ю. Зориным, по утверждению которого страна стоит на пороге нового качества взаимодействия государства и религиозных организаций. Данная ситуация, по определению Зорина, требует новых подходов и со стороны государства. Речь идёт не о вмешательстве во внутренние дела конфессий, а о взаимодействии в решении общих задач. Среди них - борьба с экстремизмом и радикализмом отдельных религиозных общественных объединений, совместное участие в усилении социальных программ, искоренение бедности и детской преступности, оказание помощи престарелым, борьба с наркоманией, СПИДом и другими антиобщественными явлениями.

Мне также хотелось бы отметить и то, что значимость исламского фактора в жизни общества, необходимость учета мнения многомиллионного мусульманского сообщества при решении государственных дел осознается на высшем государственном уровне. Россия всё чаще воспринимается как поликонфессиональная, в том числе и мусульманская, страна. При этом подчёркивается тот факт, что мусульмане России живут в своей стране, на исконной для них территории. Президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно повторял эту мысль. Нас радует также то, что по инициативе Президента Россия начала готовиться к вступлению в Организацию Исламской Конференции. Обосновывая эту идею, президент подчеркнул: «Почти 20 миллионов мусульман, живущих в России, имеют полное право чувствовать себя частью мусульманского мира». Можно с полной уверенностью сказать, что инициатива президента по вступлению в ОИК горячо одобряется всеми мусульманами. Этот шаг рассматривается нами, прежде всего, как проявление уважения к религиозным чувствам миллионов граждан, исповедующих ислам, высокая оценка руководителем государства как ислама, так и потенциала мусульманских стран.

Уважаемые участники конференции!

Отмеченные выше факты позволяют нам сделать следующий вывод: мусульманские организации России сейчас действуют в условиях наибольшего благоприятствования со стороны государства, проходят принципиально новый этап в истории государственно-исламских отношений. Таких прав и возможностей, которыми обладают в наши дни мусульманские организации, у них никогда не было. То же самое могут сказать руководители других религиозных организаций России. Но означает ли это, что в современной религиозной жизни не существует никаких проблем?

С началом демократических преобразований действовавшие на территории России два духовных управления мусульман раскололись на множество региональных организаций аналогичного направления. В течение многих лет вновь возникшие религиозные центры решали самые насущные вопросы - такие, как создание новых религиозных объединений, строительство новых мечетей, организация религиозных школ. И они справились с этим делом блестяще! Однако у разрозненных, автономно действующих Духовных управлений не хватило времени и, самое главное, научно-богословских сил для теоретического осмысления происходящих процессов, создания концепции возрождения ислама в наши дни и в будущем. В течение многих лет мы используем понятие «возрождение» для характеристики состояния современного ислама в России. Но до сих пор многие вопросы, связанные с этим процессом, остаются без удовлетворительного ответа.

Возрождение ислама привело к возникновению проблем, которые, в первую очередь, должны быть преодолены нами, мусульманскими деятелями, а также нашими организациями. Таких проблем существует немало, но я остановлюсь лишь на одной из них, имеющей непосредственное отношение к тематике нашей конференции. Речь идёт о появлении так называемых ваххабитских настроений среди некоторых представителей мусульманской молодёжи.

Давно известно, что люди, которые ведут войну в Чечне с федеральными войсками, занимаются террором и, убийствами мирного населения, в том числе и мусульманского духовенства, при этом называя себя «ваххабитами», не имеют ничего общего ни с ваххабизмом, ни с исламом. Говоря о ваххабитах, я имею в виду тех верующих, в основном - молодых, которые нетрадиционно относятся к исполнению некоторых обрядов ислама или их элементов, отказываются от отдельных общепринятых предписаний религии. Они считают возможным отход от учения четырех мазхабов (школ) ислама. Речь идёт о внутрирелигиозных различиях, которые не дают нам основания называть ваххабитов террористами и экстремистами. Утверждая вышесказанное, я не открываю ничего нового, а лишь повторяю то, что уже было сказано российскими учёными. Сегодня не только серьезные исследователи, но и публицисты, пишущие об исламе, выступают против отождествления понятий «ваххабизм» и «экстремизм», подчёркивают, что с юридической точки зрения принадлежность к ваххабизму не является преступлением.

Всё вышеперечисленное приводит к расколу единого по своей сути ислама в нашей стране, к противостоянию между мусульманами, нетерпимости между ними, способствует формированию негативного образа мусульманина среди населения. Появление и распространение ваххабизма в России связано с объективными причинами: социальной неустроенностью, недовольством людей местными органами власти. Одну из немаловажных причин этого явления я вижу в слабости исламского просвещения, неподготовленности наших имамов к ведению дискуссии с ваххабитами, отсутствии у нас терпимости, об обязательности которой для мусульманина говорится в Священном Коране. Мы ни в коем случае не должны допустить противостояния между мусульманами, нам необходимо наладить диалог с теми, кто не согласен с нами, а единственным путем к этому являются терпимость и уважение к иным взглядам. Мы постоянно должны помнить о том, что речь идёт о гражданах России, наших единоверцах. И мы, служители ислама, находящие общий язык с последователями других религий, непременно должны найти взаимопонимание со своими единоверцами. Мы не заинтересованы в том, чтобы часть мусульман, пусть даже самая малая, присоединилась к радикально настроенным людям. Одновременно мы обращаемся и к последователям ваххабитского учения с просьбой проявлять уважение и терпимость к своим оппонентам.

Уважаемые участники конференции!

Повторю ещё раз: ни я, ни Совет муфтиев России не являемся сторонниками ваххабизма. Наша позиция неоднократно излагалась публично и поэтому хорошо известна всем. И если, несмотря на это, я столь пространно возвращаюсь к данной теме - значит, у меня имеются серьезные причины для этого.

Мы понимаем, что ваххабизм, так или иначе, давно перерос рамки внутрирелигиозной проблемы. Я знаю, что ваххабитами называют себя террористы и бандиты, которые воюют в Чечне, а также те мусульмане в Дагестане, которые хотели построить шариатское государство. Вопреки религиозному учению, называют себя шахидами и исполняющими джихад террористы-убийцы. Так или иначе, для многих людей с исламом были связаны события 11 сентября 2001 года в Америке, противостояние между Израилем и Палестиной, война в Афганистане, террористические акты в Индонезии и других странах. Каждому размышлящему человеку ясно, что первопричина всех перечисленных выше явлений кроется не в исламе. Терроризм - глобальное явление, распространённое и среди последователей других религий, среди немусульманских народов. Тем не менее, в средствах массовой информации именно ислам, принадлежность к нему человека преподносится как первопричина сложнейших социально-политических явлений.

Такая предвзятая интерпретация событий со стороны средств массовой информации влияет не только на умы рядовых россиян. Отдельные представители органов власти на местах под надуманными предлогами не выделяют зарегистрированным мусульманским объединениям земельные участки под строительство мечети, отказывают им в переоборудовании помещений для молитвы. Встречаются также трудности с регистрацией объединений. Бывает и так, что в некоторых регионах органы власти вмешиваются в дела местных мусульманских объединений, подталкивают их к подчинению муфтиям, угодным властям. В результате простой религиозный вопрос превращается в политический, переходит в плоскость отношения к власти.

Рассмотрим другой аспект данной проблемы: становятся ли российские граждане терпимее от обилия негативной информации об исламе и мусульманах?

Учёные России на протяжении последних десяти лет постоянно фиксируют рост негативного отношения к исламу и мусульманам в общественном сознании населения. Приведу последние данные, полученные Институтом конкретных социологических исследований Российской Академии наук и опубликованные в мае этого года. Сотрудники Института задали большому количеству россиян следующий вопрос:Между кем в современной России существуют наиболее серьезные противоречия? Больше всего опрошенных - 44,4% - ответили, что наиболее серьезные противоречия существуют между богатыми и бедными. Учитывая характер изменений, произошедших в экономической жизни страны за последние годы, особенно в сфере собственности, я думаю, такому показателю можно не удивляться. Но следует задуматься над показателем, оказавшимся на втором месте: 37,2% опрошенных заявили, что наиболее серьёзные противоречия в современной России существуют между русскими и нерусскими. Обратим внимание и на следующие данные социологов: 17,6% опрошенных считают, что наиболее серьёзные противоречия существуют между православными и мусульманами. Данное количество респондентов больше, чем тех, кто говорит о существовании противоречий между молодёжью и людьми старшего возраста; людьми разных политических убеждений; бюджетниками и работниками частных фирм.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, каков результат нагнетания обстановки вокруг ислама и мусульман! Взаимодействие между мусульманами и немусульманами, отношение к исламу превратились в общегосударственную проблему национальной и государственной безопасности.

Подчеркну следующее: мы выступаем против цензуры, ограничений деятельности журналистов, за свободу печати в средствах массовой информации. Но наше государство должно думать о собственной безопасности, настроениях своих граждан, их отношении к власти! Должны существовать внутренняя самоцензура, моральная ответственность, ответственность перед своей совестью у журналистов и людей, выступающих в средствах массовой информации! Речь идёт о религиозном и национальном вопросе, от правильного решения которого зависит будущее нашей страны. Безусловно, Россия никогда не будет этнически однородной, так как на её территории испокон веков жили и будут жить свыше сотни народов, исповедующих различные религии. Россия не сможет обойтись и без привлечения мигрантов, значительную часть которых составляют и будут составлять мусульмане. И надо ли превращать мусульман во врагов общества, искусственно нагнетать обстановку, создавать напряжённость между последователями различных религий? Неужели в демократической России двадцать первого века будут забыты слова ЕкатериныII , сказанные более двух веков тому назад: «Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону измягчает самые жестоковыйные сердца и отводит их от упорства, утушая споры их, противные тишине Государства и соединению граждан».

Многоуважаемые участники конференции!

В истории государственно-исламских отношений за последние два с лишним века есть положительный опыт, достойный повторения и переноса в нашу действительность, но немало и негативного. Тем не менее, ошибки, допущенные в прошлом, способствуют правильному пониманию сегодняшних проблем, учат, как правильно строить отношения между мусульманскими организациями и государственными органами. Надеюсь, что участники конференции, среди которых немало известных религиозных, общественных и государственных деятелей, ведущих учёных-исламоведов, критически оценят выдвинутые нами положения, разовьют их, поднимут новые проблемы, актуальные для развития государственно-исламских отношений и мусульманской мысли на современном этапе.

Благодарю за внимание.

С принятием христианства на Руси установилось господство православной веры. И, несмотря на феодальную раздробленность, все русские земли духовно управлялись теперь Православной Церковью. Ни католическая вера, ни язычество, ни ислам не играли хоть сколько-нибудь существенной роли в жизни русских людей. И даже во времена монголо-татарского ига в народе сохранялся единый духовный стержень.

С пришествием на царство Ивана Грозного церковная централизация усилилась еще больше. Светская власть взяла на себя охрану «правой веры» и «борьбу с еретическими измышлениями». Тогда же окончательно оформилось и негативное отношение к католицизму. Ведь, по мнению Иоанна Васильевича, «у безбожных католиков» «цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют». И причина тому — «власть папы».

При царе Алексее Михайловиче принцип веротерпимости был окончательно отвержен. Соборное уложение 1649 г. устанавливало жестокие наказания, вплоть до смертной казни, за преступления против православной веры. После его принятия на церковном соборе 1654 г. были отлучены от Церкви все противники реформы, а в 1667 г. они были объявлены еретиками.

Это дало право государственной власти немедленно применить санкции Соборного уложения к руководителям старообрядцев. Одни из них были казнены, другие заточены в острог или сосланы в самые отдаленные места страны.

Огнем и мечом

При Петре I государство необыкновенно бесцеремонно стало обращаться с «господствующей Церковью». Но при этом оно же необыкновенно жестоко расправлялось с раскольниками и еретиками. В специальных указах об их преследовании в качестве «обычных мер» предусматривались «пытки, ссылки, конфискация имущества и смертная казнь».

Раскольников секли кнутом, прижигали раскаленным железом. Им вырывали ноздри, вырезали язык, ссылали в Сибирь. «Нераскаявшихся сектантов» сжигали прямо в срубах. Именно поэтому одни из них бежали в Австрию, Польшу, Пруссию или Швецию, другие создавали скиты в самых глухих лесах на востоке страны.

С ходом реформ обнаружилось, что нужны и послабления в отношении иноверцев. В Москву, Петербург, Казань, Нижний Новгород по приглашению Петра стали приезжать иностранцы. И здесь для них впервые строились первые костелы и кирхи. И если в центральных и восточных районах России усиливались гонения на иноверцев, то на западе и на севере установилась веротерпимость.

Отменил Петр I и многие насильственные меры в отношении «последователей старой веры», вместо этого обложив их двойными податями и обязав участвовать в «наиболее тяжких государственных работах». Раскольники по-прежнему считались «лютыми неприятелями, и государству и государю злоумышляющими». Однако царь Петр буквально осыпал благодеяниями тех из них, кто активно содействовал его реформам. К примеру, он предоставлял огромные льготы заводчикам-старообрядцам, строившим заводы на Урале и в Сибири.

«Предоставляя светским начальствам»

29 января 1762 г. словно гром среди ясного неба прогремел именной указ Петра III «о веротерпимости или о равенстве вероисповеданий». Всем раскольникам, бежавшим в другие страны, дозволялось вернуться в Россию и «жить по своим обычаям и старопечатным книгам». Раскольникам, содержавшимся под караулом, предписывалось «немедленное освобождение». Запрещалось гонение на инородцев на почве религиозных разногласий.

Надо ли говорить, что едва умевшего изъясняться на русском языке Петра III раскольники и представители других исповеданий немедленно нарекли «истинным царем». Может быть, поэтому свергнувшая своего супруга Екатерина так и не решилась пойти наперекор принятому им указу. Напротив, в своем «Наказе» она заявила о намерении пойти еще дальше и воплотить «идеи французских просветителей в законы Российской империи». В 1764 г. она издала еще один указ о терпимости в отношении старообрядцев. А в 1773 г. по ее указанию был выпущен эдикт «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, представляя все сие светским начальствам».

В этом вопросе с Екатериной II был согласен пришедший ей на смену Павел I. Он продолжил курс матери и 7 марта 1797 г. издал указ о свободе культов, в сентябре 1800 г. распространил его действие на Москву.

Была разрешена свободная деятельность старообрядческой церкви, раскольникам вернули конфискованное у них имущество и старинные церковные книги. Кроме того, им разрешалось строить церкви во всех епархиях. В иных случаях Павел I даже помогал старообрядцам! Однажды сгорел один из скитов и по просьбе погорельцев император дал им из личных денег на его восстановление.

Было смягчено и отношение к униатам. Церковному начальству было строжайше запрещено принуждать их к принятию православной веры. Священники, нарушающие этот указ, отстранялись от своих приходов. Тогда же Павел I даровал и «жалованную грамоту Калмыцкому Ламе Собину Бакши о свободном отправлении всех духовных обрядов калмыков».

Вместе с тем новый царь пытался укрепить и позиции православия. Он разрешил исповедоваться в любое удобное для прихожан время, запретил помещикам «принуждать крестьян к работам» в воскресные дни, при этом установил «обязательные для всех православных верующих ежегодные исповедь и причастие».

Государь вновь открыл закрытые Екатериной II монастыри. Предоставил архиереям в Синоде и право самим избирать кандидата на пост обер-прокурора. Кроме того, запретил телесные наказания для священнослужителей прежде лишения их священного сана.

Все это происходило потому, что Павел I хотел быть царем народным, стремился проявлять попечение о всех своих подданных независимо от их религии, хотя продолжал считать Православную Церковь истинной и господствующей.

Такие же верноподданные…

Сын и преемник Павла I Александр I не внес ничего нового в курс своего отца. Единственным его нововведением было утверждение «Положения для евреев», гарантировавшего им «наравне с другими российскими подданными» свободу вероисповедания, образования детей, право покупки незаселенных земель, заведения фабрик, «промыслов и торговли» и устанавливавшее черту оседлости в западных губерниях России.

Николай I под влиянием восстания декабристов, напротив, ужесточил политику по отношению к религиозным меньшинствам. В губерниях даже были созданы губернские комитеты о раскольниках для борьбы со старообрядчеством.

И только лишь во времена Александра II принципы веротерпимости стали возвращаться. «Вы такие же верноподданные, как и все прочие. Вы - мои дети, а я - ваш отец и молю Бога за вас так же, как и за всех, которые так же, как и вы, близки моему сердцу,» - недвусмысленно выразил свое отношение к инаковерующим царь-освободитель, принимая их делегацию в Зимнем дворце.

Но в конце ХIХ в. в связи террористической деятельностью подпольных организаций его сын Александр III был вынужден ужесточить политику в отношении «сектантов» и других конфессий. Все религии были разделены им на три группы: государственные (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты» - духоборы, иконоборцы, молокане, иудействующие, скопцы).

По-прежнему преступлением считалось отвлечение и совращение из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или иной христианской вере, распространение ересей, расколов и др. Закон о сектах 1883 г. возобновил запрет на переход в секты из православной веры, жесткое ограничение их деятельности. Деятельность по распространению материалистических, атеистических взглядов подвергалась уголовному преследованию.

Во времена первой революции Николай II практически провозгласил в своем манифесте от 17.10.1905 «Об усовершенствовании государственного порядка» дарование свободы исповедания. Но лишь Февральская революция 1917 г. окончательно отменила «вероисповедные ограничения». Вслед за временным правительством «полную свободу совести» провозгласили и пришедшие к власти большевики. Что последовало за этим - хорошо известно…

Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию светским государством, в котором ни одна из религий не является государственной или обязательной. Граждане равны в своих правах и свободах независимо от отношения к религии. И каждый вправе считать себя «таким же верноподданным, как и все прочие».



Социально-экономические процессы, происходившие в России в 90-е годы ХХ и начале XXI века, не только привели к серьезным изменениям в общественно-политической жизни страны, но и самым серьезным образом повлияли на межконфессиональные отношения. Новые реалии в России позволили преодолеть раскол в Русской Православной церкви: 2008 год стал годом объединения всего православного мира. Церковные иерархи всех его зарубежных синодов подписали соответствующие документы об объединении с Московским патриархатом. Эти позитивные сдвиги были закреплены на Вселенском Соборе, который прошел в 2008 году в Москве в храме Христа Спасителя.

Первые серьезные шаги по укреплению принципа веротерпимости, т.е. признание государством права граждан на исповедание любой религии, были предприняты еще в годы правления Петра I и Екатерины II. Целями этих шагов было обеспечение в многоконфессиональной стране уважительного отношения между различными религиями и конфессиями, а также между верующими - представителями различных религий. В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковного имущества, объявленную еще Петром III. Ею устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне (около 1 млн. душ мужского пола) перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, т.е. для управления ими была создана Коллегия экономики. Таким образом, духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.
В годы правления Екатерины II был принят ряд актов, направленных на укрепление правового статуса религиозных меньшинств. Так, 20 августа 1769 года вышел именной указ императрицы, данный сибирскому губернатору Д.И. Чичерину, - «О воспрещении проповедникам ездить без дозволения к иноверцам и о строении мечетей». Этим указом губернатору давалось право выдавать разрешение на строительство мечети в пределах Сибирской губернии.
20 апреля 1770 года была дана Высочайшая резолюция на докладе Военной коллегии «Об объявлении пленных турок и татар, воспринявших греко-российскую веру, вольными людьми, оставляя им на произвол избрать род жизни». Помимо главной льготы, резолюция содержала повеление «...при крещении же давать каждому за крест из сиротской суммы по 3 рубли». Сохранялась также введенная еще при императоре Петре I трехлетняя льгота от податей и рекрутской повинности для новокрещеных.
Принцип широкой веры
17 июня 1773 года вышел указ Святейшего Синода «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам», провозглашавший принципы широкой веры: «Как всевышний Бог терпит на земли, все веры, языки и исповедания, то и Ее Величество из тех же правил, сходствуя Его Святой воле и в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царствовало». Мусульманским муллам и буддистским ламам назначалось содержание из государственной казны, которое подчас превышало средства, выделяемые на содержание православного духовенства. Мусульмане получили свободу строить мечети и религиозные школы, и правительство помогало им в этом.
До известной степени вероисповедание при императрице Екатерине II распространялось и на старообрядчество, юридически наименее защищенную конфессию из всех терпимых государством. Уже в самом начале ее царствования, 14 декабря 1762 года, вышел Сенатский указ «О позволении раскольникам выходить и селиться в России на местах, означенных в прилагаемом у сего реестре». Этим указом расширялся перечень территорий, на которых разрешалось поселение возвращающимся из-за границы, главным образом из Польши, старообрядцам. Помимо окраины империи, им дозволялось селиться в некоторых центральных губерниях - Воронежской, Белгородской и Казанской. Однако при этом для старообрядцев-переселенцев, как и ранее находившихся в российском подданстве, сохранялись прежние ограничения в правах, в т.ч. двойная подушная подать, запрет на поступление на государственную службу. Существовали ограничения и для еврейского населения (черта оседлости). Однако для перешедших в православие и другие христианские конфессии эти ограничения снимались.
Пределы религиозной свободы
Сложившиеся на исходе XVIII века основы российской законодательной системы, регулировавшие правовой статус религиозных меньшинств, вплоть до 1905 года не претерпели принципиальных изменений. Для религиозной политики императоров Александра I и Александра II характерно стремление к расширению прав религиозных меньшинств, для политики Николая I и Александра III - защита приоритетов и преимуществ Православной церкви. Свободой веры пользовались в России все подданные, принадлежавшие к своим традиционным национальным вероисповеданиям, которые рассматривались как законные. Религиозная свобода не распространялась на носителей «изуверских» или незаконно появившихся религий.
Пределы религиозной свободы для разных вероисповеданий были различны. Они выстраивались в следующий иерархический ряд. Вслед за господствующей Православной церковью стояли лютеранская и реформаторская церкви, община гернгутеров (секта лютеранского толка), армяно-григорианская, армяно-католическая и католическая церкви. Далее по объему привилегий шли общины евреев-караимов, мусульман - суннитов и шиитов. Менее привилегированной была община евреев-талмудистов, последней стояла буддистско-ламаистская община калмыков и бурят. Всего лишь терпимыми, но лишенными привилегий были русские старообрядцы, меннониты и баптисты Закавказья, сибирские шаманисты и самоеды-язычники.
Инославные и иноверные
17 апреля 1905 года императором всея Руси Николаем II был издан указ «Об укреплении начала веротерпимости», который существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповедований, что отразилось и на положении Православной церкви. Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших «изуверского» характера. Почти во всех отношениях, в частности во владении имуществом, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, в праве печатать богослужебные книги они были уравнены с ранее признанными государством христианскими церквами. Буддистов-ламаистов впредь было запрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками. Указом были внесены существенные изменения в легальный порядок перемены религии. Сняты ограничения на переход из одного признанного государством христианского вероисповедания в другое.
В это же время были расширены права католических и мусульманских религиозных общин. Расширение прав мусульман мотивировалось тем, что мусульманское население исполняло всегда свой долг перед государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политическом.
Военное духовенство
В соответствии с указами Петра I и Морским уставом 1720 года для осуществления служб, поучения и напутствования больных на суда назначались иеромонахи, а в редких случаях и лица белого духовенства, преимущественно бездетные вдовцы. Старший из них, обер-иеромонах, являлся «начальным священником» во флоте. В сухопутных войсках, инфантерии, коннице и артиллерии структуры духовенства появляются лишь в 1797 году. Всю работу в армии выполняли до этого церковные иерархи и дьячки по месту дислокации воинских подразделений.
Структуры военного духовенства окончательно были утверждены Указом императора Павла I от 4 апреля 1800 года. Права и обязанности военных священников определялись особым положением. В соответствии с этим документом они подчинялись не только священным иерархам, но и непосредственному военному начальству. Круг обязанностей военных священников был довольно большим. Религиозные обязанности военных чинов и военнослужащих определялись специальными положениями и воинскими уставами. Соответствующими документами определялись обязанности священника во время боя.
С началом призыва в армию представителей Кавказа, татар, башкир и других наций и народностей, проживающих в России и исповедующих ислам или иудаизм, создаются институты муфтиев и раввинов. Они пользовались в своей основе равными правами со священнослужителями православной веры. Солдаты, младшие командиры и офицеры пользовались правом отправлять обряд и совершать молитвы. Священнослужители высших рангов муфтиев с разрешения командования могли совершать паломничество в Мекку. А во время празднования главного праздника мусульман Курбан-байрама солдатам, младшим командирам и офицерам предоставлялись краткосрочные отпуска сроком до 3 дней с выездом на родину, если военнослужащие находились недалеко от места жительства. Все эти факты говорят о том, что принцип веротерпимости в русской армии в своей основе соблюдался.
Таким образом, опыт Российской империи показывает, что многоконфессиональность в обществе и армии при правильной религиозной политике государства является не недостатком, а, скорее, преимуществом в решении задач социальной стабильности и поддержания здоровой нравственности населения.

ВВЕДЕНИЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Указом 12 декабря был намечен ряд реформ: новый закон о печати, расширение прав «национальных меньшинств» в культурно-просветительной области, свобода вероисповеданий. Разработка этого последнего вопроса повела к постановке на очередь реформы русской церкви.

Церковные круги, во главе с митрополитом С.-Петербургским Антонием, выдвинули проект преобразований для установления большей независимости церкви от государства. 17 марта в «Церковном Вестнике» появилась записка группы 32 столичных священников. «Только свободно самоуправляющаяся церковь, - говорилось в ней, - может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни, исповедования и проповедования своей правды будут пользоваться все виды большего или меньшего религиозного заблуждения, все религиозные общества и союзы, - и только православная церковь, хранительница подлинной Христовой истины, одна будет оставаться лишенною равной и одинаковой с ними свободы?» Записка кончалась требованием созыва поместного собора русской церкви.

Обер-прокурор синода, К. П. Победоносцев, в это время фактически почти устранился отдел, не посещал заседаний комитета министров и был проникнут мрачным безнадежным настроением. «Я чувствую, что обезумевшая толпа несет меня с собою в бездну, которую я вижу перед собой, и спасенья нет, - писал он Витте, с которым, по старой памяти, сохранял хорошие отношения. - Я не в силах опровергать целое мировоззрение». Самоустранение властного обер-прокурора облегчало дело сторонников реформы.

Синод на заседании 22 марта единогласно высказался за восстановление патриаршества и за созыв в Москве всероссийского собора для выборов патриарха. Синод должен был стать совещательным органом при патриархе, каковым предполагалось избрать с.-петербургского митрополита Антония (Вадковского).

Но протесты против этого плана раздались не только из окружения обер-прокурора, но и со стороны видных богословов, убежденных сторонников восстановления приходского самоуправления. «Требуется возродить церковь. Но это возрождение надо провести правильными путями , не повторяя самовластных способов действия 1721 г.», - писал М. А. Новоселов и, критикуя решение синода, добавлял: «Поспешность поистине поразительная, вызывающая представление скорее о т. н. Виттовой пляске, чем о серьезном обсуждении святого и великого дела!»

Перед лицом разногласий в церковной среде государь 31 марта положил на докладе синода следующую резолюцию: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия и обдуманности, каково созвание поместного собора. Предоставляю Себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров дать сему делу движение и созвать собор всероссийской церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления».

Это не задержало введения начала веротерпимости; оно было близко государю с ранних лет, только в этой области он долгое время не желал действовать против своего учителя, К. П. Победоносцева, влияние которого, впрочем, и ограничивалось гл. обр. сферой церковных вопросов. 17 апреля, на Пасху, был издан указ о веротерпимости, предоставлявший всякому совершеннолетнему русскому подданному право исповедовать любое христианское вероучение, отдававший старообрядцам и сектантам их молитвенные дома и отменявший все прошлые законы, противоречащие этим началам. На основании этого указа сразу же вернулись к униатству десятки тысяч крестьян в Западном крае, только формально числившихся православными.

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-210-26.html

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Свободой веры пользовались в России все подданные, принадлежавшие к традиционным национальным вероисповеданиям, которые рассматривались как законные. Официально они именовались иностранными, им гарантировалось покровительство государственной власти, хотя в свою очередь создавались государственные гарантии против возможного прозелитизма, который наносил бы урон православной Церкви или вызывал трения, осложнения и вражду между подданными разных национальностей. Религиозная свобода не распространялась на носителей «изуверских» или незаконно появившихся религий. Пределы религиозной свободы для разных вероисповеданий были различны: российское вероисповедное законодательство закрепляло неравноправие религиозных общин. По объему прав и привилегий, с одной стороны, и различных стеснений, и ограничений, с другой, все признанные в Российской империи религии выстраивались в иерархический ряд. Вслед за господствующей православной Церковью стояли лютеран. и реформат. церкви, община гернгутеров (секта лютеранского толка, возникшая в местечке Гернгут, близ Дрездена), армяно-григорианская, армяно-католическая и католическая Церкви. Далее по объему привилегий шли общины евреев-караимов, мусульман - суннитов и шиитов; менее привилегированной была община евреев-талмудистов; последней - буддистско-ламаистская община калмыков и бурят. Всего лишь терпимыми, но лишенными привилегий были русские старообрядцы, шотландские и базельские сектанты, меннониты и баптисты Закавказья, сибирские шаманисты и самоеды-язычники. Общины молокан, духоборцев, субботников, скопцов, хлыстов и иных крайних сектантов были непризнанными и нетерпимыми по законам Российской империи.

Иерархия привилегированности вероисповеданий отчасти была основана на мере расхождения вероучения каждого из них с догматами Православия. Помимо этого, на статус вероисповедания влияла законность его происхождения. Этот критерий особенно сказывался на статусе старообрядческих общин: поскольку старообрядчество представляло собой раскол, потрясший религиозную жизнь русского народа и подрывавший его духовное единство, положение старообрядческих общин было более трудным, чем, например, мусульман или иудеев.

Неравноправие религиозных общин обнаруживалось в разной мере покровительства им со стороны государственной власти, а главное, в том, что переход из одного вероисповедания в др. был неодинаков для всех. Возможность перемены религии для российских подданных была «направленно ориентированной», а именно: отпадение от православной Церкви в любое иное христианское исповедание законами воспрещалось; нелегальным был и любой переход из христианского исповедания в нехристианское. Переход из одной неправославной христианской конфессии в другую был затруднен, но не абсолютно исключался. Присоединение к православной Церкви для всех российских подданных неправославных исповеданий было открыто и поощряемо.

17 апреля 1905 г. императором Николаем II Александровичем был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», который существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповеданий, что отразилось и на положении православной Церкви. Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших «изуверского» характера. Почти во всех отношениях, в частности во владении имуществом, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, в праве печатать богослужебные книги, преподавать своим детям «Закон Божий», вести метрические книги, они были уравнены с ранее признанными государством христианскими Церквами.

Отменялись прежние ограничения для старообрядцев и сектантов на поступление их на государственную службу. Однако старообрядческое и сектантское духовенство не получило права на официально признанное употребление духовных званий и титулов, каким пользовалось армяно-григорианское, армяно-католическое, лютеранское и реформатское духовенство. Буддистов-ламаистов впредь было воспрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками. Указом были внесены существенные изменения в легальный порядок перемены религии. Сняты прежние запреты и ограничения на переход из одного признанного государством христианского исповедания в другое. В документе не говорится о возможности присоединения иноверцев к одной из неправославных христианских общин, но на практике после издания указа такие переходы не встречали никаких препятствий со стороны государственных инстанций. Было легализовано возвращение новообращенного православного или инославного христианина по его желанию в его прошлое вероисповедание.

В это же время были расширены права католических и мусульманских религиозных общин. Расширение прав мусульман мотивировалось тем, что «мусульманское население внутренних губерний исполняло всегда свой долг пред государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политическом. Будучи, затем, весьма твердым в правилах своего вероучения, население это никогда, однако, не проявляло стремления к прозелитизму среди русского народа. Кроме того, несмотря насохранившиесяеще некоторые отличия внутреннего и внешнего быта, население это сроднилось с Россией и вполне ей дружественно».

Православная энциклопедия

http://www.pravenc.ru/text/150455.html

ТЕКСТ УКАЗА

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:

1) Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.

2) Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.

3) Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.

4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.

5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

6) Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.

10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п.9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.

11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.

12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.

13) Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могутъ быть установлены только в законодательном порядке.

14) Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.

15) Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанскоаго исповедания.

16) Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками - и

17) Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 Декабря минувшего года.

К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:

«НИКОЛАЙ»

Именной высочайший указ, данный Сенату «Об укреплении начал веротерпимости».

http://www.miass.ru/news/ostrov_very/index.php?id=16&text=220