Мотивацию обучения студента в вузе повышает. Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы

После прочтения мотивирующих цитат сразу появляется желание учиться и действовать.

Мотивирующие цитаты от студентов Гарварда

Ходят легенды, что студенты Гарвардского Университета каждое утро перед учебой перечитывают эти цитаты и заряжаются энергией и мотивацией. Это помогает им в трудные моменты, когда «не получается», «все идет не по плану», «нет больше сил» - такие ситуации знакомы каждому школьнику и студенту. Если вы понимаете, что сейчас настал тот самый момент, читайте цитаты на английском с переводом из этой статьи и мотивируйтесь!

Небольшой совет от автора: если хочешь улучшить умственные способности, не забывай каждый день тренировать мозг в удобном тренажере 👉🏻 Викиум

  1. If you fall asleep now, you will dream. If you study now, you will live your dream. (Если ты сейчас уснешь, то тебе приснится твоя мечта, но если ты сейчас будешь учиться, то воплотишь свою мечту в жизнь).
  2. The pain of studying is only temporary. But the pain of not knowing – ignorance - is forever. (Боль учения лишь временна. Боль незнания – невежество – вечна).
  3. Studying is not about time. It’s about effort. (Учеба – это не время. Учеба – это усилия).
  4. Life is not all about studying. But if you can’t even conquer this little part of life, then what else can you possibly do? (Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, как ты будешь знать, на что способен?)
  5. It’s those who are earlier than the others, those who put in more effort, who can enjoy the feelings of success. (Учись делать все раньше, учись прилагать усилия, учись наслаждаться результатами).
  6. Not everyone can truly succeed in everything. But success only comes with self-management and determination. (Не все могут по-настоящему преуспеть во всем. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью).
  7. If you don’t walk today, you’ll have to run tomorrow. (Если ты не идешь сегодня, завтра тебе придется бежать).
  8. People who invest in the future are realists. (Люди, которые вкладывают что-то в будущее - реалисты).
  9. The level of education is in direct correlation with your salary. (Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования).
  10. Even now, your enemies are eagerly flipping through books. (Даже сейчас твои соперники листают умные книги).

Мотивирующие цитаты про учебу от Илона Маска


Илон Маск является одним из лучших примеров мотивированных
  1. Терпение - это добродетель, и я учусь быть терпеливым. Но это трудные уроки.
  2. Если вы покажете людям правильный путь, то с мотивацией проблем не будет.
  3. Ошибки совершать не страшно. Главное каждый раз ошибаться в чем-то новом.
  4. Количество никогда не компенсирует таланта, а два человека, которые чего-то не знают, ничуть не лучше такого же одного.
  5. Главный игрок в команде необязательно тот, кто забрасывает больше всего мячей, это может быть тот, кто дает пасы.

Мотивирующие цитаты для учебы и саморазвития

  1. Между успехом и неудачей лежит пропасть, имя которой «у меня нет времени». Франклин Филд
  2. Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Джон Максвелл
  3. Есть только один способ избежать критики – ничего не делать, ничего не говорить и быть никем. Аристотель
  4. Я – не то, что со мной случилось, я – то, чем я решил стать. Карл Густав Юнг
  5. Физические упражнения, если ими заниматься должным образом, помогают человеку стать здоровее, а умственные – богаче. Лень же лишает человека и здоровья, и богатства. Роберт Кийосаки

Современный студент приходит в вуз, руководимый многими мотивами.

Проблемы мотивации на протяжении многих тысячелетий являются предметом изучения философии, культурологии, политологии, психологии, социологии и т.д. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.А. Регуш С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сорокоумова, X. Хекхаузен, 3. Фрейд, и мн. др.). Впервые в 1910 г. слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Далее термином пользовались для описания поведения человека и животных в поведенческом направлении. В контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется в значении конкретизации потребности, условий, направления деятельности. Продолжая данную научную традицию, Л.И. Божович, полагает, что мотив - это мощная побудительная сила осу-ществления деятельности, «в качестве мотива могут высту-пать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» .

Понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности»

Понятие «мотивация» является в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии . Динамический подход к мотивации предполагает за ней непрерывное движение.

Учебная деятельность студентов характеризуется сочетанием различной мотивации и зависит от: выбора образовательным учреждением образовательной системой, на базе которого реализуется учебная деятельность; организации образовательного процесса; субъектных особенностей обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и др.); субъектных особенностей преподавателя и, прежде всего, системой его отношений к студенту и своей профессиональной деятельности; специфики учебного предмета, мотивации студентов и пр. Мотивация студентов является важным структурным компонентом учебной деятельности.

Анализируя психологические особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов, разделяют весь период обучения в вузе на три этапа. Первый этап - 1 курс, характерен высокий уровень профессиональных и учебных мотивов. На втором этапе - 2-3 курс уже снижается интенсивность всех мотивационных компонентов учения студентов. Третий этап (4-5 курс) - происходит рост степени осознания и объединения различных форм мотивов учения.

С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес.

Цель исследования : изучение учебной мотивации студентов. Гипотеза: мотив «приобретение знаний» является преобладающим у студентов вуза. Среди некоторых эмпирических задач исследования можно определить следующие: выявить особенности учебной мотивации у студентов, на основе применения математической обработки данных определить преобладающие мотивы студентов, предложить рекомендации студентам с разным типом мотивации. Выборкабыла представлена студентами вуза и составила 50 человек. Для подтверждения гипотезы были использованы «Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов» модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным, методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

Анализ полученных данных показал, что наиболее значимыми мотивами обучения для данной выборки студентов являются следующие: мотив №1 «стать высококвалифицированным специалистом» (t=1.74, p£0.05), мотив № 2 «получить диплом» (t=0.63, p£0.05), мотив № 6 «приобрести глубокие и прочные знания», мотив № 10 «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», мотив № 16 «получить интеллектуальное удовлетворение».

Наименее значимыми мотивами для данной выборочной совокупности являются: мотив № 9 «Не отставать от сокурсников», мотив № 11 «выполнять педагогические требования», мотив № 12 «достичь уважения преподавателей, мотив № 13 «быть примером для сокурсников», мотив № 15 «избежать осуждения и наказания за плохую учебу». Гистограмма 1 отражает 16 мотивов по уровню их значимости .

Гистограмма 1

В программе «Exel» были просчитаны средние значения по данным мотивам. На гистограмме 2 показано, что большим средним значением обладает мотив «Приобретение знаний» (6,2), «Овладение профессией» (5,4), а меньшим - «Получение диплома» (5,2).

Гистограмма 2

Таким образом, было выдвинутое предположение о том, что между мотивами могут существовать значимые различия, а также ведущим мотивом студентов вуза может являться мотив «приобретение знаний» подтвердилось.

  • Осознание теоретической и практической значимости получаемых знаний . Важно понимать, что знания, приобретаемые на каждом курсе, способны обеспечить успешную профессиональную деятельность.
  • Рейтингование является современным методом мотивации студентов. Первые строчки в рейтинге студенческой успешности могут значительно повысить шансы дальнейшего трудоустройства выпускника.
  • Расширение границ персональной ответственности студентов как возможность проявить себя в той области, которая наиболее им близка.
  • Чувство долга также способно актуализировать мотивацию. Студент должен помнить, что является ответственным за то, каким специалистом он станет. Однако здесь нужно учитывать важный момент - чувство долга не должно быть навязано извне, а должно возникнуть в процессе осознания студентом важности выбранной им профессии.
  • Овладение навыками целеполагания . Важно ставить перед собой не слишком растянутые во времени осуществимые цели, представить себе более ощутимый результат и результат на перспективу, записать их как можно подробнее в глагольных формах действия и стремиться к достижению в ближайшей временной перспективе.
  • Самостоятельный поиск. Студенты могут анализировать собственные знания, создавая себе ситуации самопроверки, а также объяснять трудные задания менее подготовленным студентам.

В результате исследования были выявлены первоочередные мероприятия, которые, по мнению студентов, будут способствовать повышению их мотивации к учёбе . Это более широкое применение инноваций в обучении; повышение стипендии, усиление материального стимулирования студентов; мотивация преподавателей и создание условий материального стимулирования студентов; возможность выбора изучаемых предметов; введение блочной системы обучения, когда экзамены сдаются по окончании изучения дисциплины, а не в конце семестра; увеличение доли часов аудиторных занятий, сокращение часов на самостоятельную работу студентов; создание здоровой конкурентной среды среди студентов с применением экономических и неэкономических методов мотивации, включая «автоматическую» сдачу зачётов и экзаменов по результатам учёбы (работы), стимулирование творческого подхода преподавателями; решение проблем отдыха студентов (предоставление путёвок на курорты, в санатории, профилактории).

Лазарева О.П.

ORCID: 0000-0001-7242-8397, Доцент, Кандидат социологических наук, Тюменский государственный университет

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация

Целью данной статьи является изучение проблемы мотивации студентов к обучению в вузе. От истории исследования мотивации автор переходит к проблеме низкого качества образования в результате заниженной мотивации студентов к обучению и предлагает разные направления работы в вузе, повышающие мотивацию студентов. Работа со студентами, по мнению автора, создает атмосферу сотрудничества, повышает эмоциональную удовлетворенность пребыванием в стенах вуза и веру в свои силы, что приводит к успешному выполнению работы и, в конечном итоге, повышает мотивацию.

Ключевые слова : мотивация, обучение в вузе, профессиональная деятельность.

Lazareva O.P.

ORCID: 0000-0001-7242-8397, Associate professor, PhD in Sociology, Tyumen State University

PROBLEM OF MOTIVATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS TO STUDY

Abstract

The purpose of the article is to analyze the problem of students’ motivation to study in higher educational institutions. From the history of motivation research the author turns to the problem of low quality of education as a result of low motivation and suggests different directions of work at university that increase the motivation to study. The author suggests that the work with students creates the atmosphere of cooperation, increases their satisfaction of being a student and their self-confidence. All these lead to successful work and increases motivation.

Keywords: motivation, study at higher educational institution, professional activity.

Языковая подготовка будущих специалистов максимально востребована в настоящее время. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для этого, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно-методического характера, реализуемых в учебных программах. Одной из насущных задач преподавателей иностранных языков является формирование интереса к изучению иностранных языков; эта задача рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития студента.

Учебная деятельность студентов неязыковых вузов должна быть организована так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию к изучению иностранных языков, которая, по определению А.Н. Леонтьева является «мотором деятельности». Но, в отличие от целей, которые ставит перед собой человек, мотивы и мотивация им не осознаются: «когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают» . Студенты, заинтересованные в использовании языка для общения, для чтения оригинальной литературы, для продвижения по службе, в общем, стремящиеся к осуществлению каких-либо целей в будущей профессиональной деятельности, порой неосознанно начинают интересоваться изучением иностранных языков, достигая хороших успехов.

Мотивация рассматривается с различных точек зрения, поэтому данное понятие объясняется по-разному. Так, согласно Х. Хекхаузену, «мотивация не является единым процессом, равномерно от начала до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов» .

Попытки объяснить действия человека предпринимаются с давних пор. Мотивацией, которая вбирает в себя активизацию, управление и реализацию целенаправленного поведения, объясняют не только поведение и обучение человека, но также такие процессы, как восприятие, представление и мышление.

Проблема мотивации имеет более чем столетнюю историю. Данной теме посвящены труды таких за ученых, как Пфендер («Мотив и мотивация», 1911), Янг («Мотивация и поведение», 1936) и др. Существует несколько подходов к проблематике. Рассмотрим вкратце каждый из них.

Так, первый подход основан на теории инстинкта. Родоначальником этого направления считается Мак-Дауголл, его последователи – Лоренц и Тимберген. Согласно данной теории человеческое поведение основывается на инстинктах и побуждениях. Здесь выделяются следующие аспекты: познавательный (получаемая информация перерабатывается человеком), эмоциональный (после переработки информации человек эмоционально возбуждается) и двигательный аспект (готовность человека к моторным действиям).

Второе направление изучения мотивации основано на теоретико-личностном подходе. Здесь прослеживается линия психологии личности (мотивация является ключом к описанию и пониманию личности и индивидуальных отличий), или линия психологии мотивации (мотивация – это процесс, который объясняет актуальное поведение). Родоначальниками данного направления по праву считаются Вундт, Ах, Дарвин, Фрейд, которые доказывали, что способность человека делать выводы из приобретенного опыта позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и тем самым сохранять свой вид.

Третье направление связано с интересом к изменению ассоциаций между стимулом и реакцией, т.е. основано на теоретико-ассоциативном подходе. Здесь следует выделить таких ученых, как Джеймс, Торндайк, Павлов, которые считали, что человеческое сознание является результатом развития нервной системы. Согласно данной теории, основную роль в человеческом поведении играют ситуационные факторы, управление человеком внешними и внутренними раздражителями, например, влечением.

Сегодня мотивация исследована не полностью, нет единых методов и теорий ее изучения, ученые не пришли к окончательному решению всех вопросов, связанных с данной проблемой. Поэтому тема, затронутая в статье, является актуальной, особенно для образовательной сферы.

«Высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеют законодательное право получить образование, в том числе и высшее» . Но, к сожалению, на сегодняшний день низкое качество образования считается одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Причин этому множество, но наиболее существенными причинами низкого уровня образования считаются такие, как оказание вузами платных услуг, что приводит к тому, что в вузы приходят так называемые необучаемые студенты, под которых адаптируют все программы и преподаватели вынуждены с ними работать, так они для образовательных учреждений – источник инвестиций. Многие студенты ориентированы на формальные знаки – оценки, а не на содержание образования, для них важно получить хороший диплом, а не те знания, которые необходимы для профессиональной деятельности. Массовый по численности канал, по которому вузы набирают необучаемых студентов – это разные формы заочного, сокращенного, дистанционного и прочего обучения. «Студенты заочной формы обучения составляют значительный по численности контингент, по характеристикам базовой подготовки и мотивированности к учебе проигрывающий студентам – очникам. Данные опросов показывают, что ни престиж вуза, ни качество образования не являются для заочников существенными признаками при выборе вуза» . Некоторые студенты вообще приходят в тот или иной вуз для реализации совершенно других целей, например, студенты, успешные в спорте, музыке, актерстве, принимаются в вузы на целевое обучение. Их задача – не учиться, а показывать хорошие результаты на конкурсах, в соревнованиях, другими словами защищать честь вуза перед другими конкурентами в этой области. Ведь данный показатель в условиях нынешней конкуренции среди вузов очень важен. У таких студентов мотивация к учебе занижена, они знают, что получат хорошие оценки за то, что поют, танцуют и т.п.

Нельзя не упомянуть того факта, что нынешние студенты относятся к поколению, воспитанному в большей степени телевизором и компьютером, где они находят полную свободу для своих действий, в том числе основанных на асоциальных желаниях. В большей степени это касается компьютера с возможность выхода в интернет для общения в социальных сетях, виртуальных игр и т.д. По утверждению самих обучающихся, они выбирают социальные сети, потому что там они находят свободу, свободу от контроля взрослых, свободу безнаказанно делать то, что категорически запрещено в реальной жизни (например, безнаказанно кого-либо оскорблять, высказывать свое, порой отрицательное мнение …). В социальных сетях дети могут создавать желаемый образ и поддерживать его, проявлять свою индивидуальность, добиваться успеха и завоевывать популярность . У детей, которые проводят большую часть своего времени в интернете, постоянно перегружая свой мозг информацией, «атрофируется мотивация к обучению, им становится неинтересно, они не могут удержать внимание» .

Многие студенты не хотят учиться в вузе, но их заставляют родители, в результате мы получаем совершенно не замотивированных обучающихся. Многочисленные исследования показывают, что существует связь между желанием ребенка поступать в вуз и социально-демографическими характеристиками его семьи. Чем богаче социальный ресурс семьи (в том числе выше образовательный статус родителей), тем больше вероятность того, что ребенок будет стремиться получать высшее образование .

Таким образом, проблема мотивации студентов к обучению очень острая на сегодняшний день, поэтому преподавателям необходимо активизировать свою работу по вовлечению своих подопечных в процесс учебы, по прививанию интереса к получаемой специальности.

В системе высшего образования можно реализовать два направления деятельности, влияющих на мотивацию: воспитательная и учебная работа. Воспитательная работа в вузе помогает формировать у студентов необходимые моральные ценности. Необходимо проводить воспитательные мероприятия: развлекательные, обучающие, патриотические. Основная задача таких мероприятий – формирование заинтересованности у студентов к изучаемому предмету. Изучаемый предмет (независимо от того английский язык это или экономика) в этом случае становится не просто скучным академическим предметом, но и средством выражения себя в условиях игровой деятельности.

Учебная деятельность также направлена на повышение мотивации. На учебных занятиях отсутствует развлекательная составляющая, но, не смотря на это, методы обучения разнообразны. Так, повысить мотивацию студентов на занятиях можно такими способами, как: обмен студентами, приглашение зарубежных лекторов, проведение научно-практических, публикации статей в различных изданиях, защита курсовых и дипломных работ на иностранном языке.

Перечисленные направления работы со студентами помогают создавать атмосферу сотрудничества, веры в свои силы, активизируют общение студентов друг с другом и с преподавателями, что непосредственно ведет к повышению эмоциональной удовлетворенности, к успешному выполнению деятельности, и, в конечном итоге, к повышению мотивации к обучению.

Литература

  1. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123-130
  2. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) //Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86-92
  3. Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Влияние семьи на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования у учащихся с инвалидностью // Социологические исследования. 2014. № 4. С.124-131
  4. Константиновский Д.Л. Опустеют ли аудитории вузов. Попытка опровержения прогнозов// Россия реформирующаяся: Ежегодник-2004/ Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 50-60
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  6. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко; Инс-т РАН; Рос. акад. соц. наук, Краснодар. регин. отд-е.- М.-Краснодар: Парабеллум, 2013. 107с.
  7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПБ: Питер; М.: Смысл, 2003.

References

  1. Gurkina O.A., Mal’ceva D.V. Motivy ispol’zovaniya virtual’nyh social’nyh setej podrostkami // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 5. S. 123-130
  2. Denisova-SHmidt E.V., Leont’eva EH.O. Kategoriya «neobuchaemyh» studentov kak social’nyj fenomen universitetov (na primere dal’nevostochnyh vuzov) //Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 9. S. 86-92
  3. Kolesnikova E.YU., Novikova E.M. Vliyanie sem’i na formirovanie motivacii k polucheniyu vysshego professional’nogo obrazovaniya u uchashchihsya s invalidnost’yu // Sociologicheskie issledovaniya. 2014. № 4. S.124-131
  4. Konstantinovskij D.L. Opusteyut li auditorii vuzov. Popytka oproverzheniya prognozov// Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik-2004/ Otv. red. L.M. Drobizheva. – M.: Institut sociologii RAN, 2004. S. 50-60
  5. Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ // M.: Politizdat, 1975. – 304 s.
  6. Hagurov T.A., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniya glazami uchitelej i prepodavatelej: opyt sociologicheskogo issledovaniya / T.A. Hagurov, A.A. Ostapenko; Ins-t RAN; Ros. akad. soc. nauk, Krasnodar. regin. otd-e.- M.-Krasnodar: Parabellum, 2013. 107s.
  7. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel’nost’. SPB: Piter; M.: Smysl, 2003.

Иногда сложно приступить к делу, когда вам предстоит выполнить тонны домашней работы. Если разделить задания на небольшие, выполнимые цели, то справиться с работой будет значительно проще. Также важно настроиться и составить план действий. Забудьте про нелюбимый распорядок и начните мыслить творчески. Выберите оптимальный образ действий и приступайте к работе. Так, начинать лучше заблаговременно, чтобы не пытаться все успеть в последнюю минуту, но не нужно слишком ругать себя за промедление.

Шаги

Возьмите на себя ответственность

    Не ругайте себя слишком сильно за привычку откладывать дела. Если вы постоянно медлите или вам трудно начинать работу, то попытки отчитать себя только ухудшат ситуацию. Не пытайтесь обвинять или наказывать себя в качестве мотивации. Подобные поступки лишь утомляют и отвлекают. Будьте великодушны к себе в трудные минуты. Признайте проблему, но помните, что проблемы - это нормально, а вы стремитесь исправиться.

    • Не сравнивайте себя с другими одноклассниками, которые получают хорошие оценки. Каждый из нас учится и работает по-своему, поэтому сосредоточьтесь на своих потребностях и способностях, а также перестаньте думать о чужих успехах.
  1. Отпустите свои переживания и прекратите сопротивляться. Попробуйте метод свободного письма или начните вести дневник, чтобы понять свои переживания из-за учебы или конкретные факторы, которые мешают вам приступить к делу. Выпускайте пар с друзьями и одноклассниками. Выпустите факторы стресса из своей головы и отложите негативные чувства в сторону. Сделайте глубокий вдох и скажите себе - пришло время изменить свой образ мыслей и начать работать.

    • Если хотите выговориться подруге, убедитесь, что она готова слушать, а вы не будете отвлекать ее от учебы.
  2. Расскажите свой план действий близкому человеку. Когда составите план действий, расскажите о нем другу, однокласснику или родственнику. Скажите, что вы хотите кратко проговорить свой план и заранее выявить проблемы или сложности. Попросите человека контролировать вас, временами спрашивать об успехах или проверять, как вы справляетесь с заданиями.

    • Обучение - это очень индивидуальная и уединенная работа, но ответственность перед другими людьми будет мотивировать вас.
    • Договоритесь с одногруппником или соседом по комнате следить за успехами друг друга.
    • Скажите подруге, что вы сможете встретиться, если успеете закончить уроки до определенного времени. Вряд ли вы захотите расстроить подругу и пропустить встречу, поэтому используйте это желание встретиться в качестве мотивации учиться.
  3. Работайте в учебной группе или с репетитором, чтобы иметь обязательства перед людьми. Если работа в группе не мешает вам учиться, то работайте с другом или найдите учебную группу. Важно обсудить предпочтительный стиль обучения и другие аспекты до начала работы, чтобы проверить вашу совместимость. Поставьте ряд совместных целей и определите, как и когда они должны быть достигнуты. Если работа в группе не для вас, то найдите репетитора, с которым можно выполнять домашние задания. Договаривайтесь о занятиях наперед и рассматривайте подобные встречи как сроки выполнения задач.

    Выберите подходящий режим работы

    1. Оцените, какие рабочие привычки чаще позволяют вам достичь успеха. Подумайте, какие именно окружающие условия и навыки позволяют вам успешно запоминать материал и получать хорошие оценки на экзаменах. Вам комфортно работать в тишине и одиночестве или в общественном месте вроде библиотеки или кафе? Оцените, как вам проще запоминать факты: когда вы просматриваете собственные конспекты лекций или же работаете с учебником и анализируете старые контрольные работы? Определите такое сочетание факторов, которое позволит вам максимально позитивно, продуктивно и сосредоточенно работать, чтобы в будущем всегда учиться в подобных условиях.

      • Вспомните свои прошлые попытки учиться, которые принесли хорошие и плохие результаты. Так вам будет проще понять, какие факторы помогают вам или мешают успешно работать.
      • Создайте свою индивидуальную систему, чтобы учеба приносила меньше стресса.
    2. Сосредоточьтесь на долгосрочных целях и пользе обучения. Ежедневная учеба изнуряет, но не нужно зацикливаться на отрицательных аспектах. Настройтесь на позитив - представляйте себе пользу, которую принесет усердный труд. Мысленно представляйте, как вы получаете отличную оценку за контрольную работу, похвалу учителя или гордитесь своим табелем за год. Позвольте этим приятным чувствам наполнить вас изнутри, чтобы изменить свой взгляд на учебу.

      Разделяйте работу на меньшие цели и задачи. Ставьте конкретные цели для каждого занятия по предмету. Разделяйте масштабные цели на меньшие, выполнимые задачи. Определяйте конкретные и достижимые цели, которые можно выполнять по очереди. Таким образом вы будете двигаться вперед, а успешное выполнение каждой цели позволит испытывать чувство удовлетворения в конце каждого занятия.

      • Большой объем работ и бесконечных заданий обескураживает. Вместо мыслей: «Сколько нужно времени, чтобы со всем справиться?» - спросите себя: «Сколько я успею сделать за два часа?»
      • Вместо попытки прочитать всю книгу за один подход задайтесь целью прочитать одну главу или 50 страниц за один раз.
      • При подготовке к контрольной работе сегодня рассмотрите свои конспекты и записи за первую неделю учебы, а завтра сосредоточьтесь на материалах второй недели.
    3. Расположите задачи в порядке от простых к сложным или от меньших к большим. В зависимости от нежелания работать или сложности предметов можно выбрать такой порядок выполнения, при котором снизится уровень стресса и возникнет желание приступить к делу. Попробуйте выполнять задания от самого маленького к самому масштабному, от самого простого к самому сложному или наоборот, чтобы ваши задачи постепенно упрощались. Также можно выполнять задания согласно учебному расписанию.

      • Выбранная логичная система позволит не тратить силы на принятие решений и вам будет проще переключаться между заданиями.
    4. Определяйте крайний срок или окно в расписании для каждого задания. Разделите все задачи на выполнимые цели и попытайтесь интегрировать в свое расписание. Если вам комфортно работать в жестких условиях, то определите время начала и завершения работы над каждым заданием. Для гибкости можно определить крайний срок выполнения каждой задачи и выбирать по масштабности или уровню сложности. В любом случае каждый день планируйте время для занятий.

    Настройтесь и подготовьте рабочее место

      Прогуляйтесь или подвигайтесь, чтобы настроиться на позитивный лад. Избавьтесь от плохого настроения с помощью кратковременной физической активности. Прогуляйтесь по улице 10 минут, чтобы подышать свежим воздухом. Приседайте или танцуйте под любимую песню в спальне.

      Освежитесь и переоденьтесь в удобные вещи. Если вы ощущаете вялость и отсутствие желания учиться, примите холодный душ или умойтесь. Выберите одежду из мягкой ткани, которая приятна к коже. Колючие бирки или тугая резинка на поясе будут отвлекать вас от работы. Одежда должна быть комфортной и вашего размера. Учитывайте температуру в помещении и при необходимости держите под рукой теплые вещи. Если у вас длинные волосы, соберите их в хвост на затылке для хорошего обзора.

      • Вещи не должны ощущаться как пижама, иначе вы начнете засыпать за работой.
    1. Приведите в порядок рабочее место и разложите учебные материалы. Ваш стол в спальне или столик в кафе нужно привести в порядок и убрать лишнее. При необходимости отложите вещи в сторону, чтобы разобраться с ними позже. На свободном столе разложите учебники, конспекты, тетради, ручки, маркеры, бумагу для заметок и другие необходимые материалы.

      • При выборе рабочего места старайтесь избавиться от любых отвлекающих факторов. Садитесь спиной к холодильнику или окну, если они мешают вам сосредоточиться. Работайте за разными столами с подругой, если вы отвлекаете друг друга.
      • Рабочее место должно быть приятным и комфортным, чтобы вы хотели проводить здесь время. Украсьте стены фотографиями, поставьте рядом комнатное растение и возьмите удобное кресло.
    2. Включите компьютер и закройте все ненужные вкладки перед началом работы. При работе на ПК закройте окна или вкладки, которые не относятся к учебе. Подготовьте необходимые документы в формате PDF. Если у вас ноутбук, работайте возле розетки, чтобы аккумулятор не разрядился и не отвлекал вас от учебы.

      Выключите или переведите телефон в беззвучный режим. Во время учебы не нужно отвлекаться на групповые чаты с друзьями или отвечать на звонки родственников. При необходимости следует заранее предупредить всех, что вы собираетесь учиться и будете недоступны. Переведите свой телефон в режим «Не беспокоить» или выключите.

      • Уберите телефон в ящик, чтобы периодически не поглядывать на экран.
    3. Пейте воду и не забывайте подкрепиться. Пейте много воды и возьмите с собой бутылку с водой, чтобы не испытывать жажду. Поставьте рядом с собой блюдо с арахисом, злаковыми батончиками или свежими фруктами, чтобы всегда была возможность успокоить урчащий желудок и пополнить запас сил.

      • Старайтесь не заниматься сразу после плотного обеда, иначе можно расслабиться и заснуть.
      • Не откладывайте ужин в качестве награды, иначе пустой желудок будет отвлекать от работы. Под рукой должны быть полезные закуски, чтобы вы могли перекусить.
      • Не используйте вредную пищу, блюда быстрого приготовления и кондитерские изделия. Такие продукты кратковременно заряжают энергией, которая быстро сходит на нет.
    4. Слушайте приятную музыку. Выбирайте композиции без слов или хорошо знакомые вам песни, чтобы не отвлекаться. Поставьте альбом на повтор или выберите большой список песен, чтобы не тратить время на подбор композиций.

    Приступайте к делу

      Заставьте себя приступить к делу на несколько минут, чтобы унять тревогу. Если вас пугает объем предстоящей работы, то напомните себе: нужно лишь начать и дальше будет проще. Для начала выберите самую простую и незначительную задачу. Например, просмотрите список новых слов в течение пяти минут или испробуйте метод «помидора». Устанавливайте таймер на 25 минут для каждой задачи. Время пройдет быстро, а вы ощутите удовлетворение от выполненной работы.

      • Через пять минут нервные центры мозга, которые бьют тревогу при нежелании начинать работу, придут в состояние покоя.
      • В методе «помидора» каждый промежуток времени продолжительностью 25 минут называется помидором, а между помидорами можно установить таймер еще на пять минут для отдыха.
      • Если 25 минут не хватит, то продолжайте работать после звукового сигнала, ведь ваша цель уже достигнута - вы начали работать.
    1. Создайте персонализированное учебное пособие по каждому предмету. Это полезно в том случае, если учитель не предоставил вам учебное пособие или текущее пособие не подходит под ваш стиль обучения. Создайте такое пособие, которое соответствует вашим потребностям. Используйте обучающие карточки, списки всех необходимых тем или перечни вопросов, которые могут встретиться на экзамене. Работайте с учебником, чтобы составить вопросы для повторения или переформулируйте название каждого параграфа в вопрос.

    2. Используйте мнемонические приемы для запоминания фактов. Мнемонические приемы - это простые словесные подсказки, которые помогают запоминать информацию. Помимо прочего, можно создавать акронимы, чтобы запоминать списки слов или идей, сочинять песенки и стихотворения, чтобы запоминать важные имена и даты из истории или сюжет романа для урока литературы. Идеи для мнемонических приемов можно находить в интернете или придумывать самостоятельно.

      • Например, запомнить цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) можно по первым буквам фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
      • Используйте шуточные рифмы вроде: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам, а медиана - это обезьяна, которая лазает по сторонам и делит их напополам», чтобы запомнить геометрические определения.
      • Еда - это хорошая награда, но старайтесь не лакомиться большим количеством продуктов с высоким содержанием сахара в самом начале занятия, иначе может резко понизиться уровень сахара в крови. Сладостями лучше подкрепиться в самом конце занятия.
      • Если наградой служит короткий перерыв, то помните, что вам нужно будет продолжить работу. Ограничьте перерыв во времени и не поддавайтесь мыслям вроде: «Еще пару минут, и все».
    • Если вам нужна помощь, то не бойтесь обратиться к учителю или преподавателю! Посещайте факультативные занятия или спросите после урока, когда можно подойти с вопросом. Также не забывайте задавать вопросы на занятиях, чтобы показать свое желание и мотивацию учиться.
    • Здоровый ночной сон позволяет лучше запоминать информацию во время занятий. Старайтесь спать хотя бы 8 часов каждую ночь.
    • Стремитесь делать грамотные записи во время занятий и использовать одну тетрадь для одного предмета. Конспект будет полезен при выполнении домашних заданий и при подготовке к экзаменам.

Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей. Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу. Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ - младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок , аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев .

Наталья Малошонок , Татьяна Семенова и Евгений Терентьев применили комплексный подход, использовав в работе две взаимодополняющие теории учебной мотивации: иерархическую теорию самодетерминации и теорию достиженческих целевых ориентаций. Они были проверены на материале 37 интервью с учащимися двух университетов, классического и технического, которые пользуются популярностью в Приволжском федеральном округе. Студентов спрашивали о целях обучения и получения высоких оценок, планах на будущее, а также о практиках преподавания в их вузе.

Наиболее мотивированными можно считать тех студентов, у которых желание получать пятерки совпадает с подлинным интересом к предмету, ощущением самоценности учебы и стремлением использовать навыки, наработанные в университете, для профессионального и личностного роста. Результаты исследования приведены в статье «Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления» , опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Достижение мастерства как гарантия будущих успехов

Теория достиженческих целевых ориентаций, как следует из названия, сфокусирована на целеполагании – на том, зачем именно студенты учатся. Она наиболее операциональна в том, что касается изучения сверхзадач учебы. Их может быть две: цель мастерства (mastery goal ) и результативная цель (performance goal ). Студенты с установкой на мастерство сосредоточены на получении новых знаний, которые, по их собственному определению, нужны им для личностного и профессионального роста. «Главное – понять и осознать этот предмет, чтобы в дальнейшем он… пошел дальше, в другие предметы, – отмечает в интервью студентка второго курса. – Знания основ должны быть». Другой информант вторит: «Ты сразу учишься, сразу понимаешь, зачем ты это делаешь… Это намного выше тебя ставит, ты развиваешься сама, чтобы достичь вот этого большего».

Учащиеся, ориентированные на мастерство, в целом чаще упоминают о желании преуспеть в будущем – построить карьеру или повысить социальный статус благодаря профессии. Показательна оценка образования как социального лифта, высказанная респондентом: «Мне это с детства привили, говорили: «Учись – и будешь человеком»».

Любопытно, что, преследуя цели мастерства, студенты не обязательно концентрируются на профильных предметах. Если какая-то другая учебная дисциплина больше содействует личностному развитию, респонденты говорят о мастерстве прежде всего в связи с ней, уточнили авторы статьи.

Имитация компетентности ради самопрезентации и признания

Те, кто ориентирован на результат в виде пятерок как таковых (результативные цели), в первую очередь заняты самопрезентацией. Они стараются выгодно представить свои навыки, получить высокую оценку своих компетенций.

По сути, это достаточно поверхностное отношение к обучению. Если студенты, старающиеся достичь мастерства, добросовестно выполняют задания, видя в них вклад в собственное развитие, то их товарищи, ориентированные на результативные цели, ради получения пятерок готовы использовать какие угодно средства, в том числе зубрежку и списывание. «У меня есть цель получить хорошую отметку, и я любыми способами ее добьюсь», – признается студентка.

Результативные цели делятся на два типа: цель приближения и цель избегания. Первая более позитивна: студенты ищут возможности добиться успехов в учебе и в итоге лучше учатся и испытывают положительные эмоции от учебы. В этом плане цели мастерства и цели приближения сходны, однако во втором случае, по-видимому, чаще связанном с механическим заучиванием, студенты быстрее забывают полученные знания.

Учащиеся, имеющие цель приближения, больше ориентируются на требования преподавателей, чем на само обучение. Тут наблюдается некий конформизм: за время пребывания в вузе студенты приспосабливаются к преподавательским требованиям – учатся различать, какие задания нельзя не выполнить, а какими можно пренебречь. В этом случае нередко можно говорить лишь об имитации компетентности, а не о реальных знаниях. «Я понимаю обстановку сразу… – говорит респондент. – Будет, например, опрос, а я знаю, что у меня на планшете налоговый кодекс, я там все найду, и все будет классно».

Путь наименьшего сопротивления

Цель избегания предполагает, что учащиеся стараются уберечься от двоек, не попадать в ситуации, которые проявят их некомпетентность. Среди таких студентов многие учатся исключительно ради получения диплома о высшем образовании. Показательна реплика информанта: «Лишь бы отучиться». Такие студенты обычно полагают, что дипломные корочки важнее знаний как таковых, поясняют исследователи.

Наконец, ряд ученых выделяет в рамках теории достиженческих целевых ориентаций еще одну цель – «уклонение от работы»: такие студенты учатся спустя рукава и не боятся плохих оценок. Как правило, они совмещают учебу с работой, которую и считают приоритетом.

Пятерки ради честолюбия

Иерархическая теория самодетерминации дает дифференцированные объяснения внешних и внутренних причин, побуждающих студентов к хорошей учебе. Внутренняя мотивация означает вовлеченность в учебу в силу реального интереса к ней. «Внутренне мотивированный студент регулирует свою деятельность самостоятельно, а значит, он свободен при ее осуществлении», – поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация означает, что студент включается в учебу из-за внешних регуляторов. Ими могут служить оценка за предмет, стремление получить похвалу, важность этой активности для карьерного роста и пр.

В зависимости от степени самостоятельности человека от внешних регуляторов и уровня их интернализации («присвоения»), выделяют четыре вида внешней мотивации: экстернальная (1), интроецированная (2), идентифицированная (3) и интегрированная (4).

В первом случае локус инициации активности находится вне студента: так, некоторые учащиеся стараются учиться ради более высокой стипендии или просто из желания избежать неодобрения.

Мотивация в этом случае может быть связана не с интересом к учебе, а, например, с желанием после ее окончания получить престижную работу. Так, один из респондентов красноречиво называет диплом «бумажкой», которая нужна лишь для того, чтобы он мог работать. Студенты с таким типом мотивации прилагают к учебе минимум сил, достаточных для получения хорошей оценки, отмечается в статье.

В ряде интервью респонденты замечали, что учатся хорошо просто из желания порадовать родителей. Другие проявляли честолюбие: «Может быть, я просто хочу быть лучше всех».

При интроецированной мотивации регуляция деятельности исходит от социальной среды с ее нормами, но этот внешний регулятор интернализуется человеком. «Хочу стать человеком в этой жизни», – воспроизводит студент установку о важности образования, внушенную ему с детства. В этом случае он будет испытывать перед «ближним кругом» чувство стыда из-за плохой учебы.

Красный диплом как эквивалент реальных знаний

При идентифицированной мотивации студент сам инициирует учебную активность, поскольку считает знания фундаментом для построения карьеры. Отличие этого вида мотивации от внутренней состоит в том, что учащийся относится к учебе исключительно прагматически, рассуждает в терминах пользы, поясняют исследователи. «По моей специальности очень много пригодится и для самой себя, – говорит студентка. – Как вести себя в конкретной ситуации и для работы в дальнейшем».

При интегрированной мотивации учеба встроена в ценностную систему человека. Студент хочет уверенно освоить свою специальность, поскольку она ему действительно интересна, и отличные оценки – свидетельство этого интереса. «Для меня было целью получить красный диплом. …Мне кажется, это связано, что, если человек хочет учиться на пятерки, то ему, наверное, интересно все-таки получать навыки…», – говорит информант. А в развитие мысли отмечает, что красный диплом – одна из гарантий безоблачного профессионального будущего.

Такая мотивация обычно порождает высокий градус переживаний, связанных с академическими успехами/неудачами, и студенты вкладывают максимум сил в учебу.

Преподаватели должны поддерживать мотивацию студентов

При внутренней мотивации студенты учатся с удовольствием. Одна из студенток, например, замечает: «Я поступала куда хотела, поэтому интерес превыше всего». Такие учащиеся часто стараются превзойти ожидания, сделать что-то сверх положенного.

Впрочем, тут многое зависит и от преподавателя, форматов обучения. Встречаются примеры, когда определенный педагог пробудил в респондентах интерес к обучению на отдельных предметах (ситуативный уровень мотивации), и этот интерес распространился на более общий – контекстуальный – уровень мотивации, то есть на высшее образование в целом.

Глубина мотивации определяет отношение к учебе

Выделение уровней мотивации тоже операционально. Так, помимо ситуативного и контекстуального уровней мотивации, есть еще и глобальный – на уровне общих установок человека. Эти уровни взаимосвязаны. Так, один из респондентов заявляет, что хорошо учится потому, что при недоработках его «мучает совесть». То есть глобальная мотивация (ответственность) переходит и на контекстуальный уровень – высшего образования, а также на ситуативный уровень – добросовестной подготовки к занятиям.

На практике стоит увязывать между собой разные подходы к диагностике учебной мотивации, резюмируют авторы статьи. «Целевой» подход лучше всего определяет сверхзадачи учебы, а «самодетерминация» классифицирует причины вовлеченности в учебный процесс. По сути, две системы координат комплементарны и позволяют разработать комплексный подход к анализу учебной мотивации, заключают Малошонок, Семенова и Терентьев.