Политическая деятельность и общество. Политическая деятельность как важнейший элемент политики Политическая деятельность и общество

Политическая деятельность - это особая, специфическая сфера общественной деятельности, охватывающей всю политическую жизнь общества. В политической деятельности человека, социальных слоев, классов, наций и других субъектов политики оказывается их отношение к окружающему миру, к политических явлений и процессов, политических ценностей, существующей политической системы.

Политическая деятельность - это универсальная категория политической теории, что характеризует уровень развития личности и общества в целом, их участие в реализации политических отношений.

Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев сус-пільства. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.

Следовательно, политическая деятельность предполагает наличие необходимых объективных и субъективных условий и факторов, которые включают в себя субъекты и объекты деятельности и определенные отношения между ними; мотивы и способы влияния субъектов на объекты; цель и программу деятельности; осуществление соответствующих действий для достижения определенных результатов, а также контроль за самим процессом деятельности и его результатами (табл. 5).

Таблица 5. Иерархия субъектов политической деятельности

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Непосредственные

субъекты

политики

Политические лидеры, властные структуры, руководящие органы политических организаций

Принятие политических решений, консолидация общества, преодоление конфликтов, организационная деятельность, борьба за самосохранение

Вторичные

субъекты

политики

Политические партии, движения, инициативные комитеты, общественные организации

Определение собственных интересов (самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Базовые (первичные) субъекты политики

Этносы, нации, классы, социальные слои, религиозные объединения, социально-демографические группы, территориальные объединения

Определение собственных интересов

(самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Политической деятельностью в широком смысле слова называют всю совокупность действий, в которых реализуются социально-политические отношения. Именно поэтому войну, насилие, принуждение и т.д называют продолжением политики. В этом смысле к политике можно отнести акты шантажа, подкупа, угрозы и собственно применения силы, хотя в современной мировой практике такая деятельность воспринимается как неправомерная, незаконная и поэтому подлежит осуждению. Меры и средства господства никакого сообщества или противодействия ей, осуществляемые в пределах правовой регламентации, существующих конституционных требований и действующего законодательства, составляют политическую деятельность в узком смысле слова - собственно политическую деятельность.

До конкретных проявлений собственно политической деятельности относят методы и средства волевиявляння субъектов политической жизни, в частности такие, как участие в избирательной кампании, действия, связанные с принятием законов и других правовых актов общегосударственного масштаба, борьба политических партий и организаций за установление определенного политического режима или формы государственного устройства, участие в национально-освободительном движении. В пределах собственно политической деятельности осуществляются управление социально-политическими процессами и институтами, дипломатическая практика и др. Политическая деятельность детерминируется интересами и потребностями человека, которые реализуются путем ее участия в различных институциональных и стихийных формах такой деятельности.

Определяющим фактором политической деятельности является политическое сознание. Принимая участие в политических процессах, люди руководствуются определенными идеями, взглядами, убеждениями, чувствами и настроениями. Политическое сознание является формой осознания групповых потребностей и интересов и средств удовлетворения их, а следовательно, она определяет организацию и развитие политической деятельности, основные формы которой в конечном счете подчинены борьбе за власть, за господство с целью удовлетворить преимущественно групповые интересы. Активная роль сознания в осуществлении политической деятельности заключается в том, что познавательная деятельность побуждает практическую деятельность. На основе определенных теоретических концепций производятся программные положения и требования, из них вытекают или ними определяются стратегические и тактические рекомендации, реализация которых приводит к разработке конкретных практически-политических планов, до провозглашения лозунгов и призывов, принятие резолюций и, наконец, до конкретных действий. Таким способом происходит связь политических идеалов с предметным политической деятельностью.

В структуре политической деятельности следует различать деятельность как политическое участие (участие в политической жизни общества) и деятельность как политическое функционирование. Политическое участие - это осуществление определенных акций, мероприятий с целью выразить интересы, позиции, требования и настроения, царящие в массах, формировать их, а также, и это самое главное, с целью повлиять на органы власти, чтобы заставить их к осуществлению требований, заявления протеста или поддержание определенных решений.

Конкретные формы политического участия могут тяготеть к экстремистской стиля или к взаимного согласования. Экстремизм здесь следует понимать как склонность к крайним мерам и действиям, нетерпимость, неприятие других позиций, взглядов или решений, абсолютную бескомпромиссность. Экстремизм исключает возможность учитывать в осуществлении политики, в решении общих проблем многообразии мнений, интересов сообществ. Часто экстремистская политика бывает связана с установкой на использование силы, принудительных средств воздействия, навязывание с помощью крайних мер одной определенной ограниченной позиции всем людям.

Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на принципе толерантности (то есть терпимого отношения при общей несогласии, несовпадения с интересами и позиции других политических сил); на признании правомерности существования и осуществления многообразных интересов и целей, которые не противоречат правам и свободам человека (принцип плюрализма); на компромиссности политики, а это означает склонность идти на уступки, жертвовать

некоей долей своей позиции ради достижения согласия, взаємоприйнятності устремлений. Политическое согласие, или консенсус, в отличие от однообразия и однодумства, - это согласие в главном, согласие, которого достигают путем взаимных уступок. Она является единственно возможной предпосылкой и основой сосуществования различных социальных общностей.

Политическая деятельность может быть направлена на сохранение, определенные изменения существующего общественного и государственного состояния или на улучшение роли субъектов политической деятельности на основе сохранения законов, политических и правовых норм или на основе внесения некоторых изменений в них. Здесь могут быть использованы различные средства воздействия как административного, правового, так и экономического, социального и морального характера.

В политической жизни общества граждане принимают участие в таких практических мероприятиях, как демонстрации, шествия, пикетирование, митинги, выборы представительных органов и всевозможные кампании, проводимых политическими партиями и организациями.

Политическая демонстрация - массовое шествие, которую введена для выражения определенного общественно-политического настроения, требования, солидарности, протеста и т.д. Демонстрации проводятся и с целью привлечь внимание общественности и власти к некой определенной социальной проблемы, высказать требование к решению ее.

Манифестация - публичное массовое выступление для провозглашения идеи или ряда идей, которые вытекают из острой социальной проблемы, в форме сосредоточения сторонников этой идеи в одном месте, скандирование лозунгов и призывов, произнесение речей, подъем транспарантов.

Митинг - публичное собрание, введенное для обсуждения определенных актуальным общественно-политическим вопросам и для формирования психологической готовности индивидов к непосредственного воздействия на их реализацию. Это собрание сторонников одной идеи, которая здесь превращается в требование (запретить или разрешить, поддержать или осудить и др.).

Своими действиями (речи, скандирование, транспаранты), даже самим фактом многочисленного собрания присутствующие пропагандируют идею, которая объединила их. При этом они теснее сплачиваются, возникает готовность немедленно и непосредственно приступить к осуществлению идеи. Митинги были одной из начальных и самых распространенных форм политического участия в период возрождения политической жизни нашего общества, начиная со второй половины 80-х годов. Синдром "митинговой демократии" является признаком ранней стадии политического развития общества, политическим деятелям которого присуща претензия на господство какой-то одной идеи, преобладание эмоционального над рациональным, замена логических аргументов силой вопли. В условиях митингового стиля политической борьбы трудно или вовсе невозможно достичь согласия. Противостоять господствующей идеи митинга может только митинг иной идеи.

Политические выборы - это комплекс мероприятий по формированию руководящих органов государства, партий, общественных организаций, избрание представителей, а также делегатов на представительные собрания, съезды и т.д. Первоначально выборы предусматривают такие процедуры, как провозглашение, образование избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, объявление результатов, проведение, при необходимости, повторного голосования или повторных выборов.

Политическое участие - это осуществление гражданами различных актов, мер, направленных на реализацию своих интересов, потребностей, взглядов через влияние на государственные органы и общественные организации, выполнения ими принятых решений. Различают различные типы политического участия, среди которых индивидуальная и коллективная, добровольная и принудительная, активная и пассивная, традиционная и новаторская, законная и нелегальная.

Культура политического участия определяется тем, насколько граждане знают процедуры осуществления политических акций и нормы, которые регламентируют. Однако главное здесь - установка на множественность мира, на ценность общности, целостность общества, согласованность существования сообществ.

Политическое функционирование - это осуществление деятельности различных политических институтов (государственных учреждений, политических партий, организаций и т.п.), управление общими делами, процессами, удовлетворения насущных потребностей общества и социальных групп. Это профессиональная аппаратная политическая деятельность. Политическое функционирование включает в себя такие формы, как отбор и использование кадров, определение механизмов принятия решений, собственно принятие их, организация, осуществление, контроль за этими процессами. Характер и содержание политической деятельности определяются традициями, сложившимися в обществе, правилами и инструкциями.

Разновидностью политического функционирования является политическое лидерство. Политическим лидером может быть глава государства, руководитель политической партии, общественного движения, объединения. Признаками политического лидерства является признание большинством граждан, членами определенной политической структуры конкретного человека за высочайший авторитет, готовность подчиняться ей, выполнять ее указания.

Следовательно, политическая деятельность - это разнообразные формы, методы и средства реализации социальных интересов, потребностей, ценностей граждан и их объединений посредством политической власти; это сознательная, целенаправленная борьба за завоевание, укрепление и использование политической власти, участие в руководстве и управлении государственными и общественными делами, многочисленные формы воздействия на них. Политическая деятельность является внутренне противоречивой. Она содержит в себе направленность на вторичные относительно непосредственных потребностей людей цели - реализация определенных принципов - и в то же время способствует становлению человека, ее социализации. В истории политического развития общества закономерно происходят процессы либерализации политической деятельности, становление правовых норм политического участия, повышение эффективности руководства.

В политической науке - политологии - существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. С характеристикой политической сферы вы познакомились в курсе обществознания основной школы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. (Этот материал вы будете изучать в 11 классе.) Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов - участников политической жизни.
Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте - политике. А в данном параграфе политика рассматривается в свете третьего подхода.

ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наука предлагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них.
1. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
2. Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете усмотреть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп, а также партий и государств; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т. е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты - сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.
Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы знаете, что различаются политика внутренняя и политика внешняя. Каков же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т. е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую. (Вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики.)
Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна - с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). «Излишне говорить, - писал он, - сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность... Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Итак, политический деятель («государь»), как считал Н. Макиавелли, «ради сохранения государства» может нарушить данное слово и вообще «не чураться и зла». И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения лжи, материалов, компрометирующих оппонентов, и иных совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах организации, приверженные к крайним взглядам и мерам. Борясь за свои политические цели, они считают возможным устраивать уличные беспорядки, захватывать административные здания, устраивать драки с политическими противниками и т. п.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Напомним, что всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.
Политические действия бывают направлены на то, чтобы «сделать что-то» (например, добиться принятия какого-либо закона и т. д.), или «не допустить чего-то», или «прекратить что-то» (например, прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Как можно было бы оценить бездействие государственного лидера перед лицом опасности государственного переворота? Как оценить бездействие человека в отношении выборов (неучастие в выборах)? И в том и в другом случае бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.
Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные - это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные - это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют.
Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция - примеры таких действий.
Далеко не всегда политическое действие приводит к достижению поставленной цели. Например, убийство народовольцами Александра II привело к результатам, которые существенно отличались от целей борьбы «Народной воли». (Вспомните, каковы были цели этой организации. Каковы были последствия террористического акта против царя?)

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

ВЛАСТЬ И ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поскольку политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти, рассмотрим это понятие более обстоятельно. При этом учтем, что с ним вы встречались многократно и в курсе истории, и при изучении обществоведения. Вам, конечно, знакомы слова, которые в основе имеют греческие корни «кратос» или «архи», означающие «власть», «господство»: аристократия, демократия, монархия и т. п. Вы, вероятно, знаете и то, что власть - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. В политологии существуют различные классификации власти.
Власть в сфере экономики называется экономической властью, которая распределяется между высшими государственными органами, промышленными и финансовыми компаниями, фирмами, их руководителями и владельцами. Власть военная находится в руках Верховного главнокомандующего (в России по Конституции им является Президент страны), военачальников. Духовная власть, т. е. власть идей, - это влияние на общество наиболее авторитетных писателей, ученых, журналистов, церковных деятелей, а также владельцев и руководителей средств массовой информации, которых иногда называют властью информационной. Государственную власть осуществляют органы государства и лица, облеченные высшими полномочиями согласно Конституции страны (в государственной власти выделяют законодательную, исполнительную и судебную). Различные субъекты политики стремятся овладеть властью во всех сферах жизни общества. Возможность влиять на все общество в целом дает политическая власть, которой обладает государство, а в политических партиях и движениях - их лидеры.
Политическая власть как государственная возникла около 5 тыс. лет назад. Однако еще в предшествующие тысячелетия возникла потребность регулировать взаимодействия людей, придать им организованность, подчинив общим правилам поведения. Такое регулирование на ранних этапах человеческой истории осуществлялось волей народного собрания, совета старейшин, военных вождей. Чем многообразнее становилась деятельность людей, чем заметнее было социальное неравенство, тем больше различий приобретали их интересы, тем острее была нужда в их согласовании, в особой деятельности, направленной на упорядочение, интеграцию общества, предотвращение хаоса, дезорганизации, разрушения социальных связей. Эта особая деятельность превратилась в профессиональную: появился слой людей, главным занятием которых стало управление делами общества, осуществление властных функций. Возникло государство, которое стало главным орудием реализации политической власти.
Властная деятельность - это в основном деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь. Русский философ И. А. Ильин (1883-1954 гг.) так охарактеризовал эту деятельность: «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других, однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.
Властвование есть тонкий, художественно слагающийся процесс общения более могучей воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую и невесомую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле».
В результате взаимодействия различных субъектов и объектов власти (обладателей власти и подвластных) возникают властеотношения. В зависимости от используемых субъектом средств эти отношения могут принимать различную форму. Власть силы - это способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластными путем применения физического или психического воздействия. Принуждение - это действие, рассчитанное на то, чтобы заставить подвластных подчиниться каким-либо требованиям под угрозой наказания. Побуждение основано на способности субъекта предоставить подвластному те или иные блага. Воздействие на подвластных с помощью убеждения основано на силе аргументов, веских, продуманных доводов, влияющих на их поведение. Подчинение власти авторитета связано с публичным признанием высоких качеств субъекта власти, вызывающих доверие к нему. Наконец, возможны манипуляции сознанием и поведением людей, т. е. скрытое воздействие на них с помощью искаженной информации, демагогических лозунгов и т. п.

Политическая наука выделяет ряд ключевых компонентов властной деятельности. Это прежде всего властная воля, т. е. интенсивное стремление к достижению цели, мобилизация сил, свобода в проявлении власти, принятие таких решений, которые должны выполняться всеми, осуществление мер, которым должны все подчиняться. Это, далее, властное решение, постановление по какому-либо вопросу, основой которого является вывод, найденный носителем власти (властителем, органом государства) в результате изучения вопроса, его продумывания, обсуждения, согласования. Это также и властные действия, конкретные проявления активности, в которой реализуются властная воля и властные решения. Властная деятельность находит отражение во властных актах, т. е. в законах, указах, постановлениях, приказах государственных органов. Эти особенности властной деятельности вы можете усмотреть в политике известных вам руководителей разных государств в различные исторические периоды - Ивана Грозного и Петра I, Александра II и П. А. Столыпина, Наполеона и Рузвельта.

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ

Власть может быть эффективной при условии ее легитимности. Понятие легитимности широко используется в политологии для характеристики такого отношения подвластных к обладателю власти, при котором население признает правомерность власти, принимает ее как законную и справедливую, добровольно соглашается ей подчиняться. Классическая типология легитимности властвования была разработана немецким ученым М. Вебером (1864-1920 гг.). Он выделил три типа легитимности и, соответственно, три типа политического господства (властвования, основанного на непосредственном и безусловном подчинении).
Традиционный тип легитимности существует благодаря привычке повиноваться власти. Он опирается не столько на закон, сколько на традиции, обычаи, веру в священность издавна существующих порядков и властей. Такой тип характерен для монархий.
Харизматический тип легитимности связан с необыкновенными, экстраординарными личными качествами властителя (слово «харизма» греческого происхождения, означает «божественный дар»). Люди принимают такую власть не по традиции, а вследствие чувственного восприятия нового, яркого, необычного. Такой тип власти опирается не на привычное поведение, не на закон, а на эмоционально окрашенное преклонение перед действительными или воображаемыми исключительными качествами вождя.
Рационально-легальный тип легитимности означает признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону. Этот тип связан не с выдающейся личностью руководителя, не с привычками людей, а с четким соблюдением формально-правовых норм, регламентирующих властную деятельность. В современном мире он, как правило, существует в демократических государствах.
Если классификация М. Вебера относится скорее к легитимности власти отдельных лиц, то впоследствии американский политолог Д. Истон предложил подход, применимый к различным политическим режимам. Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, провозглашаемые властью, на их соответствие ожиданиям людей. Структурная легитимность существует на основе привязанности людей к структурам и нормам режима. Личностная легитимность основана на моральном одобрении лиц, выполняющих властные функции в структурах режима.
Обе рассмотренные классификации представляют так называемые идеальные типы властеотношений, а в реальной жизни они могут проявиться более или менее заметно; в том или ином конкретном случае возможно их сочетание.
Властвование - это вид политической деятельности, и ему также присущи все те черты, которые характеризуют политику как деятельность и которые описаны в этом параграфе.
Властная деятельность - это, по существу, политика власти, воздействующая на все социальные общности, на все сферы жизнедеятельности людей, на общество в целом.
Политика и власть - это ключевые понятия политологии, с важнейшими положениями которой вам предстоит познакомиться в 11 классе.
Основные понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти.
Термины: политические действия, властвование, харизма.

1. Можно ли признать актуальными или устаревшими слова Аристотеля: «Человек по природе своей есть существо политическое»? Как следует их понимать?
2. Русский философ Н. О. Лосский (1870-1965 гг.) писал:
«Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых, высших форм совершенства». Проанализируйте это высказывание о деятельности политиков с позиций связи «цель - средство - результат». Какую мысль в тексте параграфа подтверждают слова Н. О. Лосского?
3. Назовите основные направления политики Петра I. Каковы были цели, средства их достижения и результаты каждого из них? Как политика Петра I повлияла на российское общество?
4. Какая проблема рассматривается в следующем высказывании М. Вебера: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий, и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия»? Совпадает ли позиция М. Вебера со взглядами Н. Макиавелли? Свой вывод аргументируйте.
5. Обсудите, по каким показателям можно определить, возрастает или снижается легитимность власти. Подумайте, о чем свидетельствует преобладающее использование во властной деятельности тех или иных средств.
6. Соберите материалы прессы о деятельности какой-либо политической организации за последнее время. Проанализируйте эту деятельность, используя те понятия, которые вы изучали в данном параграфе.

Поработайте с источником

Российский философ В. Ю. Сморгунова размышляет о связи политических знаний и политического действия.

Все политические действия имеют политический смысл, они умышленны, хотя содержат и бессознательный компонент. Однако осознанность политических действий не всегда свидетельствует об их конструктивности, адекватности существующей политической ситуации, верном отражении субъектом политического действия собственных потребностей и политических интересов, правильном учете политических интересов других политических субъектов. Субъект политического действия в своей политической практике может полагаться не на самостоятельно проведенное исследование политической жизни, не на собственную политическую оценку, а на усвоенную из другого гносеологического источника политическую информацию. Возможно также и несовпадение между декларируемыми целями, сознательно маскирующими реальный смысл политических мотивов, и теми политическими идеями, которые реально руководят деятельностью политических субъектов. Подобная ситуация встречается и в случае неразвитости политического мышления участника политического процесса, не осознающего противоречий между мышлением и практикой ...
Политические отношения, политика в целом, властные структуры призваны рационализировать общественную жизнь в интересах достижения общественного согласия. Именно поэтому политическое знание воплощается в политических решениях. Политическое решение как интеллектуально-волевое образование демонстрирует собой тот пусковой механизм, который превращает интеллектуальную деятельность в практические поступки. Здесь мир духовный смыкается с миром реальным, практическим. Здесь мы видим, как человек политический превращается из человека знающего и желающего в человека могущего, действительно реализующего свои интересы. Эта реализация интересов только и возможна в разнообразных формах политического.
Вопросы и задания: 1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающий превращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений?

Выводы к главе III

1. Деятельность - это форма существования общества, характерный для человека способ отношения к внешнему миру, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека. В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, социальные установки, убеждения, идеалы, влечения и эмоции.
Особую роль в развитии человека и общества играет творческая деятельность, в процессе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Многообразие проявлений творческой активности человека выражается в таких видах деятельности, как игра, учение, труд. В творческой деятельности получают развитие способности человека, а ее результатом является культура, обновление всех сторон общественной жизни.
2. Духовная деятельность (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая) связана с изменением сознания людей. Это деятельность в сфере науки и образования, художественной культуры и религии. В нее входит создание, распространение и освоение духовных ценностей. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами своего народа, страны и мира. В различных видах и формах духовная деятельность созидает и развивает культуру личности и общества. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино разум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций ее отношения к окружающей действительности, к другим людям, к себе.
3. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Это способ удовлетворения человеческих потребностей; источник общественного богатства; фактор общественного прогресса. Трудовая деятельность характеризуется набором трудовых операций; качеством субъектов труда; материально-техническими условиями труда; способом связи субъектов труда со средствами и условиями их использования; структурой организации трудового процесса и управления им. Преобразование технического фактора производства значительно увеличивает роль человеческого фактора.
С переходом к рыночной экономике получило развитие социальное партнерство - система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве.
4. Политическая деятельность выражает интересы больших социальных групп и общества в целом. Она включает в себя разнообразные действия, использование различных средств, которые не должны выходить за пределы, обозначенные в документах о правах человека. Направление и содержание политической деятельности во многом определяются политической идеологией.
Политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти. Власть - это способность оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право и, если необходимо, с помощью принуждения. Властная деятельность проявляется в основном в выработке, принятии и проведении в жизнь политических решений. Эффективной власть может быть при условии ее легитимности, т. е. при таком отношении населения, при котором подвластные признают власть законной и справедливой.

Вопросы и задания к главе III

1. Опираясь на содержание глав II и III, охарактеризуйте социальную сущность деятельности.
2. Знания о деятельности и ее многообразии отразите в таблице.

Деятельность и ее виды

3. На семинаре по философии возник спор:
Николай. В деятельности - сущность человека. Она не может проявиться иначе, чем в каких-то делах.
Лена. Я не согласна с этим. Можно жить, ничего не делая. Древнегреческий философ не занимался никакой деятельностью, а только размышлял о жизни.
Максим. А разве философствовать - это не значит заниматься деятельностью? Это ведь тоже сущность человека. Животные философствовать не могут.
Вы вступаете в спор. Изложите свое отношение к высказанным точкам зрения и собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
4. Приведите примеры творчества в трудовой, духовной и политической деятельности. Что общего и каковы различия этих актов творческой деятельности?
5. Сравните два определения творчества. Н. Бердяев говорил, что творчество - это переход небытия в бытие через акт свободы. А. Д. Андреев определял творчество как высшую, драгоценнейшую способность человека, проявление им божественной прерогативы (исключительного права. - Ред.) его духа. Как вы относитесь к этим высказываниям? Видите ли в них что-либо общее? Какое определение предпочитаете и почему?

Готовимся к экзамену

1. Какие признаки следует дополнить к необходимым элементам определения понятия «человеческая деятельность»?
1) Проявление активности;
2) .........................................;
3) ........................................ .
2. Что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности?
1) Целеполагание;
2) мотивы;
3) приспособление к окружающей среде;
4) преобразование окружающей среды.
3. Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира, - это:
1) игра;
2) поведение;
3) отношение;
4) деятельность.
4. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, - это:
1) познание;
2) изучение;
3) творчество;
4) копирование.
5. Верны ли следующие суждения?
А. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры.
Б. Муравейник - это пример хорошо организованной деятельности.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба высказывания неверны.
6. Приведите собственный пример какой-либо деятельности и раскройте на этом примере общие черты любой деятельности.
7. Напишите три предложения, содержащие понятие «социально-гуманитарные знания» и дающие любую информацию об этих знаниях.
8. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию - трудолюбие».

Политическая деятельность и общество. Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. Вывод: политика это достижение власти. Наука предлагает разные определения политической деятельности: Политика – это деятельность госорганов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Слайд 5 из презентации «Политика и политическая власть» . Размер архива с презентацией 413 КБ.

Обществознание 8 класс

краткое содержание других презентаций

««Социальная структура» 8 класс» - Социальная структура. Образование. Социальные отношения включают в себя отношения между обществом и природой. Социальный статус личности. Отношения межличностные. Обществознание. Охарактеризовать социальные отношения. Структура – совокупность взаимосвязанных элементов. Чем мы отличаемся друг от друга. Статусные символы – внешние знаки отличия. Закрепление понятий. Что такое социальная структура. Статусные права и обязанности.

«Социальный прогресс» - Социальный прогресс и развитие общества. Равномерное развитие. Ряд закономерностей. Социальный прогресс. Возможен ли социальный прогресс. Уровень развития. Прогресс. Разные народы развиваются с разной скоростью. Что такое общество. Прогресс. Поток информации. Время.

«Политика и политическая жизнь» - Сущность политики. Основные признаки политики. Политическая партия. Политика. Виды политики. Сферы жизни общества. Функции политической партии. Заполните схему. Знание общественного устройства. Политическая сфера жизни. Контроль полученных знаний. Государственная власть. Политика и политическая жизнь. Деятельность.

«Гражданин» - Что такое гражданин. Форма проведения урока - дискуссия с элементами тренинга. Компетентность. Привести примеры высокой гражданственности. Карточка индивидуального развития гражданских качеств. Главный результат урока. Цели урока. Разработать программу развития гражданских качеств. Социально-мировоззренческая компетентность. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Рассказать о своем гражданском поступке.

«Политика и политическая власть» - Понятия и термины. Нацеленность партий на завоевание. Партийная система в России. Тенденции развития политических партий. Проблема. Политическая деятельность. Политика и власть. Политическая сфера. Политическая деятельность и общество. Общество. Типология и функции политических партий. Задания и вопросы. Профессиональные политики. Политические институты. Политическая партия. Ряд признаков. Главная проблема.

«Вопросы по обществознанию» - Черты, присущие всем социальным группам. Суждения о социальной группе. Прожиточный минимум. Общество. Практика. Стратификация. Дочь. Приличествующий уровень жизни. Проверка домашнего задания. Бедность. Черты сходства. Черты, присущие сословиям. Социальный статус. Понятия. Слова. Престиж. Богатые и бедные. Неполные семьи.

Деятельность - это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение их потребностей, на преобразование окружающего мира и собственной природы. Деятельность человека носит осознанный целенаправленный характер.

Политическая деятельность - это осознанные целенаправленные действия субъектов политики, преследующих индивидуальные, групповые цели и интересы. Она является прерогативой политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. При этом если политические профессионалы входят в государственные структуры, то их деятельность должна представлять собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы общества. Если же это деятельность субъектов политики, находящихся в оппозиции к правящему режиму, то она может преследовать совершенно иные цели и интересы.

Политическая деятельность связана с выражением и зашитой интересов определенных социальных групп. Поэтому действия отдельного индивида, преследующего личные или групповые цели, могут приобретать политический характер лишь по мере их включенности в общественную политическую деятельность.

Суть политической деятельности заключается в организации и управлении общественными отношениями при помощи институтов власти. Сама политическая система общества может функционировать и развиваться только благодаря политической деятельности. При этом функционирование политической системы складывается как из непосредственной деятельности субъектов политики, так и из опосредованного участия в политической деятельности людей, делегировавших свои полномочия представительным органам власти и другим политическим институтам.

Но нередко получившие от своих избирателей властные полномочия и уже сформировавшиеся политические институты власти игнорируют первоначальные обещания и таким образом нейтрализуют политическую деятельность большинства граждан страны. В результате политическая деятельность становится монополией политиков-профессионалов.

Важнейшими чертами политической деятельности являются рациональность, эффективность и легитимность. Рациональность предполагает выражение общественной потребности, целесообразности и научной обоснованности политических целей и способов их достижения. Эффективность - это реальные результаты политической деятельности. Легитимность - одобрение и поддержка политической деятельности гражданами страны.

Но в реальной жизни политическая деятельность может быть иррациональной, неэффективной и нелегитимной. Такой негативный результат политической деятельности зависит не только от профессиональных качеств субъектов политики и от наличия у них необходимых ресурсов, но и от их политической мотивации. Если правящая политическая элита своей политической деятельностью создает наиболее благоприятные условия для сравнительно небольшого слоя богатых людей, игнорируя интересы остальных (например, как это делается с начала 90-х годов XX в. в России), то для большинства граждан страны и общества в целом такая политическая деятельность будет иррациональной, неэффективной и нелегитимной.

Основные виды политической деятельности:

борьба за политическую власть и властные полномочия. Этот вид политической деятельности является одним из основных, так как обладание властью или участие в реализации властных полномочий дает субъектам большие возможности в достижении намеченных целей;

участие в формировании разработки и реализации политических решений;

деятельность в негосударственных политических институтах (партиях, общественно-политических организациях и движениях и других);

организация и проведение массовых общественно-политических мероприятий (митингов, демонстраций, забастовок, пикетов и пр.);

мотивированное неучастие в различных политических мероприятиях, например, как форма протеста против политики, не отвечающей интересам актора или его социальной группы.

В зависимости от направленности действий исследователи выделяют три основные группы политической деятельности58: 1)

деятельность в рамках самой политической системы, например взаимодействие между политическими институтами; 2)

действие политической системы, направленного на окружающую среду, например принятие управленческих решений с целью изменения отношений в обществе; 3)

действия окружающей социальной среды, направленные на политические институты власти, например выражение поддержки или недоверия правительству, участие в формировании институтов власти на выборах и другие.

Политическая деятельность делится на практическую и теоретическую. Каждый из этих видов деятельности определяется спецификой политического субъекта.

Политическое поведение - это качественная характеристика политической деятельности и политического участия; это то, как человек ведет себя в разных ситуациях, в разных политических событиях. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Но поведение всех этих субъектов политики неоднозначно. Одни спокойно дремлют в своих депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, а четвертые затевают потасовку со своими коллегами.

По-разному ведут себя и участники политического события. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи пытаются спровоцировать кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов и участников политики попадают под определение «политическое поведение».

Другими словами, все указанные выше субъекты и участники занимаются политической деятельностью или участвуют в политическом событии, но каждый ведет себя по-своему. Следовательно, политическое поведение - это способ проявления политического участия в политической деятельности.

По мнению Д. П. Зеркина, в политическом поведении проявляются прежде всего субъективно-субъективные отношения. Это выражение состояния самого субъекта в процессе действия. Тогда как в политической деятельности на первом плане находятся субъективно-объективные отношения, т. е. отношения, обусловленные видом деятельности59.

Политическое поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Остановимся на некоторых из них.

Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта или участника политического процесса. Например, для поведения В. В. Жириновского характерными являются такие свойства, как эмоциональная насыщенность, импульсивность, непредсказуемость, эпатаж; для В. В. Путина - рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие.

Личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен.

Адаптивное поведение. Связано с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна), стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя.

Ситуативное поведение. Обусловлено конкретно сложившейся ситуацией, когда субъекту или участнику политического процесса практически не остается выбора.

Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями политического актора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и многие другие величайшие мыслители не могли «поступиться принципами» и стали жертвами инквизиции.

Компетентность актора в политической ситуации или политических действиях как фактор поведения. Она проявляется в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать.

Поведение, обусловленное политическим манипулированием, когда ложью, обманом, популистскими обещаниями «принуждают» людей вести себя соответствующим образом.

Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Так, например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.

На характер деятельности и поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлеченности актора в политическую жизнь. Например, для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих - призвание и смысл жизни, для четвертых - способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в слабо осознаваемых (иногда стихийных) действиях толпы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политическая деятельность как важнейший элемент политики

политический деятельность интерес решение

План

1.Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

2.Многообразие политических интересов

3.Политические решения как результат политической деятельности

1. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

В политологии существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов -- участников политической жизни. Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте -- политике. Историческое развитие и опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрировано представлен в современном наукознании, в частности, в политологии, социологии, политической психологии и других отраслях обществоведения.

Политика -- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений и реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти.

Отсюда следует, что политическая деятельность, составляет основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политической деятельности -- это означает дать существенное определение политики.

Политическая деятельность -- это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений. В основе своей политическая деятельность -- это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть -- управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм) и т. д.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба. Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты -- сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.

В современной России наиболее влиятельными субъектами политической деятельности выступают политические партии и движения (особенно в лице своих лидеров), всевозможные властные структуры и органы, общественные объединения, население (в моменты референдумов и предвыборных кампаний).

Объектом политики является предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна -- с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Установка: цель оправдывает средства -- характерна для диктаторских режимов и их политических носителей. Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики -- норма подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Существенный признак политической деятельности -- ее рациональность. Рациональные -- это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Рациональность в политике специфична: включает идеологию. Идеологический компонент пронизывает всякое политическое действие, коль скоро оно ориентировано на определенные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.

Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти. Тем не менее политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности. Иррациональные -- это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция -- примеры таких действий.

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт и совпадает с потребностями и интересами тех групп, которые представляет субъект политики.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.

Политическое отчуждение -- состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью -- как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д. Для правящих групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.

Следующий вид политической деятельности - это политическая пассивность.

Политическая пассивность -- вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей -- манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

Рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

Объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

Растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

Все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденциидействия -- это политическая, позиция.

Зрелая форма политической активности -- это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или егосознательную защиту.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» -- ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики -- реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие -- это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.

2. Многообразие политических интересов

Понятие “интерес” (лат. Interest - иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова - “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.

Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение потребностей, объектов, служащих средством их удовлетворения, социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные, политические.

Интересы часто называют движущей силой, «мотором» деятельности людей. В полной мере это относится и к интересам политическим.

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно- политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);

в)по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);

д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые);

е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом - интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного - интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики, а национальные отношения - элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Какова роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика - важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при выборе и обеспечении приоритетов общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит важное значение.

3.Политические решения как резу льтат политической деятельности

Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения.

Политическое решение - это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.

Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.

Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата - это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. Д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.

Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, “пускового механизма” всех событий и поступков выступает именно политическое решение.

Как правило, принято выделять несколько основных типов реализации решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического курса соответствуют определенные методы властного регулирования, характер взаимоотношений властей и населения, информационный режим властвования.

Так, популизм в качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то лозунг, призыв к населению, реализация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть («коммунисты -- во главе общественного прогресса»), запугивание внешней или внутренней угрозой («правящие круги -- во власти мафии»), необоснованные посулы и обещания («радикальные реформы быстро приведут к подъему экономики»). Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом правлении. Но популистские меры могут выступать составной частью политического курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления.

Отличительная черта элитизма -- курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с электоратом, усечение политического информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах. При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов.

К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. Насилие -- основной метод управления революционных режимов -- неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан.

В отличие от радикализма, пренебрегающего во имя глобальных будущих целей насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан (Н. Элиас).

Список литературы

1. Общая и прикладная политология: Учебное пособие под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.

2. Введение в политологию. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Аспект пресс Москва 2000.

3. Политология: учеб.-метод. комплекс. Шалак А.В. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.

4. Политология. Курс лекций. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.

Размещено на Allbest . ru

Подобные документы

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Структурные элементы политической системы общества. Государство как важнейший субъект политической жизни. Формы государственного правления. Политический режим. Виды и признаки политических партий. Право в системе государства. Политическая элита.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2009

    Понятие и типы политических партий - общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества, посредством формирования и выражения политической воли граждан. Порядок и этапы создания партий.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Понятия "государства", политики, политической деятельности и политических партий. Роль политических партий в политической системе. Современная политическая ситуация в России: противоречие мифа о судьбинном выборе и рациональном представительстве интересов

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность, структура и функции политической системы. Виды современных политических систем. Политический режим как характеристика политической системы. Типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политическая система общества.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Общественные отношения, которые складываются в процессе реализации политическими партиями Российской Федерации конституционно-правового статуса. Возникновение, сущность, признаки политических партий, их типология и функции, место в политической системе.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Понятие политической системы как основополагающей формы организации политической сферы жизни современного общества, ее основные элементы и функции. Типология и закономерности политических систем, основные факторы, влияющие на процесс их формирования.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Критерии типологизации политической культуры. Роль государственных институтов в организации политической жизни страны. Синтетическая культура "гражданственности". Особенности политических культур западного и восточного типов. Политика современной России.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.