Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений область «Познавательное развитие. Раздел «Формирование элементарных математических представлений» относится к образовательной области «Познавательное раз

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Колосок»

ОО «Познавательное развитие»

ООД «Формирование элементарных математических представлений»

Средняя группа

Тема: «Волшебная бабочка»

Разработал:

вос-ль I кат.

Зорикова Н.В.

2016-2017уч.год

Конспект ООД

Тема: «Волшебная бабочка»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи:

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже;

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Закрепить знание порядкового и количественного счета до 5.

Оборудование:

Демонстрационный материал. Макет бабочки (с изображением на крыльях геометрических фигур), 5-7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяялента разной длины, 2 дощечки разной ширины, мольберт (фланелеграф).

Раздаточный материал: Двухполосные счётные карточки, карточки с изображением воздушных шаров красного цвета и бабочек синего цвета (по 5 шт. для каждого ребёнка), звёздочки.

Игровая ситуация «К нам в гости прилетает волшебная бабочка».

Ребята, много интересного и необычного мы встречаем на наших занятиях. Сегодня к нам гости прилетела волшебная бабочка.

Ребята посмотрите, что изображено у нашей гостье на крылышках?

Ответы детей: (геометрические фигуры)

Назовите геометрические фигуры на левом крыле?

Назовите геометрические фигуры на правом крыле?

Волшебная бабочка «играет» с воздушными шариками.

Ребята скажите: «Сколько шариков у бабочки? Какого они цвета?»

Ответы детей:

Ребята, у вас на столах разложены тарелочки, а в них шарики и карточки. Давайте покажем бабочке, как мы умеем считать.

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю - все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков?

Шариков какого цвета больше (меньше)?

Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну?

Ответы детей:

Какие вы молодцы! А тебе бабочка, ответы наших детей понравились? Раз понравились мы хотим еще в одну игру поиграть. Ребята, покажем игру бабочке? (Да).

Физминутка «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три,

Сели на цветок - замри!

Молодцы ребята!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сравним ленты».

Волшебная бабочка очень любит играть с ленточками (показ полёта бабочки с лентами).

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленточки у бабочки?

Одинаковые ли они по длине?

Как это можно узнать?»
Воспитатель вместе с детьми располагает ленточки на фланелеграфе (мальберте) друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей?

Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

Ответы детей:

Игровое упражнение «Перепрыгиваем через ручеёк».

Воспитатель показывает детям дощечки (ручеёк) и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкий (узкий) ручеёк и предлагает перепрыгнуть через ручеёк.
В конце занятия бабочка дарит ребятам звездочки.

Молодцы, ребята. Бабочке очень понравилось с нами играть. Давайте бабочку попросим остаться у нас в группе, (бабочка останься). Она согласна, Бабочка остается.

В конце занятия воспитатель подводит итоги занятия.

Конспект

проведения психолого-педагогической работы с детьми

средней группы во время НОД в области

«Познание» (Математический досуг)

Тема: «Подарок Незнайки»

Составитель: воспитатель Горгуль И.В.

Программное содержание

Образовательные задачи

Количество и счет:

1.закреплять навыки порядкового счёта до 5;

2.закреплять умения отвечать на вопрос «Сколько?»

Форма:

1.закреплять умения узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Величина:

1.повторить понятия «большой», «маленький».

Ориентировка в пространстве:

1.закреплять умения ориентироваться относительно друг друга.

Ориентировка во времени:

1.повторить понятие частей суток (день).

Развивающие задачи:

1.развивать внимание;

2.развивать речь;

3.развивать память.

Воспитательные задачи:

1.воспитывать умения слушать инструкцию и действовать в соответствие с ней;

2.воспитывать интерес к математике;

3.воспитывать умения работать в коллективе;

4.воспитывать любознательность.

Наглядный материал и оборудование:

1.магнитная доска, магниты, маркер;

2.лепестки ромашки из бумаги с заданиями;

3.счётный сюжетный материал (собаки из картона большие и маленькие 2 шт.), счётные палочки, «Чудесный мешочек» (блокноты, линейки, ластики…);

4.карточки Лая;

5.геометрические фигуры на магнитах (круг, квадрат, треугольник)

Ход досуга

Ребята, сегодня днём я шла к вам в садик и по дороге встретила Незнайку. Он кое - что подарил и попросил, чтобы я принесла этот подарок вам. Хотите узнать, что это? (Да) Тогда отгадайте загадки - достаёт конверт с загадками про ромашку.

Молодцы! Ребята, вы догадались, что подарил нам Незнайка? (Да, ромашку). Посмотрите, на что похожа серединка ромашки? (На круг) Правильно. Посчитайте, сколько лепестков у ромашки (один, два,...пять).

А ромашка-то непростая! На обратной стороне лепестков Незнайка написал интересные задания. Попробуем их выполнить, ребята? (Да) Разделитесь на две команды: команда мальчиков и команда девочек.

Задание 1

Постройте домики для собачек.

Незнайка очень любит животных. Однажды он подружился с собачками и решил оставить их у себя жить. У него не получилось построить домики – будки для своих новых друзей.

Давайте поможем Незнайке построить будки для собак? (Давайте) Сколько собачек? (Две) Какие они? (Одна большая, другая маленькая). Команда девочек, постройте будку для маленькой собачки, вот вам строительный материал. Команда мальчиков, постройте будку для большой собачки, держите строительный материал.

Девочки, какой домик вы построили? (Маленький) Почему? (Потому что собачка маленькая). Умницы, вы отлично справились! Посмотрим, что получилось у другой команды.

Мальчики, какой домик вы построили? (Большой) Почему? (Потому что собачка большая). Молодцы, мальчики!

Слушайте следующее задание, ребята.

Задание 2

«Встаньте в круг…»

Вы отлично строите из палочек, удастся ли вам построиться так, как я скажу, а точнее покажу, давайте проверим? (Давайте) Что это? (Круг) Что вы знаете о круге? (У него нет углов) Встаньте так, чтобы получился круг. Молодцы. Что это за фигура? (Квадрат) Что вы знаете о квадрате? (У него четыре стороны и четыре угла). Встаньте так, чтобы получился квадрат. Здорово, ребята! А что это за фигура? (Треугольник) Почему он так называется? (Потому что у него три угла) Правильно. Встаньте так, чтобы получился треугольник. Отлично. Посчитайте, сколько всего фигур получилось? (Один, два, три). Как их можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры) Правильно. Вы только что построили геометрические фигуры!

Готовы к следующему заданию? (Да) Посмотрим, что у нас тут написано…

Задание 3

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Сколько лепестков осталось у ромашки? (Два) Два лепестка и два задания. Посмотрим, что же там написано.

Задание 4

Приготовьте свои глазки, чтобы смотреть; приготовьте свои ручки и ножки, чтобы делать.

Интересно, что бы это значило…А вот что: смотрите, слушайте и делайте – достаёт карточки Лая.

    Хлопните в ладоши столько (показывает ) раз.

    Покажите столько (показывает ) пальцев.

    Попрыгайте на одной ноге столько (показывает ) раз.

    Присядьте столько (показывает ) раз.

    Попрыгайте на двух ногах столько (показывает ) раз.

    Кивните головой столько(показывает ) раз.

И, наконец, остался последний лепесток. Что же там написано? Читаю.

«Ребята, вы все молодцы. Легко справились с теми заданиями, которые я вам приготовил. Надеюсь, что вам было интересно!»

Итог: Итак, сегодня мы выполняли задания Незнайки. Мне очень понравилось, как вы играли, строили домики для собачек. А что понравилось вам, ребята? (Ответы детей). А теперь пойдемте играть на площадку.

Задание 1 Постройте домики для собачек.

Задание 2 «Встаньте в круг…»

Задание 3 Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Задание 4 Приготовьте свои глазки, чтобы смотреть; приготовьте свои ручки и ножки, чтобы делать.

Лепесток №5 «Ребята, вы все молодцы. Легко справились с теми заданиями, которые я вам приготовил. Надеюсь, что вам было интересно!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

"Детский сад № 57 "Веснушки".

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «А в попугаях я гораздо длиннее»

Бельская Светлана Ивановна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Петрозаводск

2017

Цель: ознакомление детей с измерительными приборами - линейка и рулетка; c единицей измерения длины - сантиметр

Образовательные задачи:

Формировать навык измерения длины разными мерками и устанавливать причинно-следственные связи: зависимость количества мерок от их величины;

Закрепить понятие «условная мерка»;

Познакомить со старинными мерами длины;

Познакомить детей с основной единицей измерения длины - сантиметром;

Формировать умение измерять длину с помощью линейки;

Развивающие задачи:

Развивать умение видеть проблему и принимать активное участие в совместном обсуждении нахождения путей её решения;

Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к математике.

Словарь: «ладонь», сантиметр, метр.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «38 попугаев» - «Зарядка для хвоста», беседа об единицах измерения, о способах измерения длины, измерение предметов с использованием условной мерки.

Методы и приёмы: игровой (сюрпризный момент); наглядный (использование проектора); совместная деятельность в подгруппе; практическая деятельность детей; вопросы поискового характера; использование интернета (отрывок из мультфильма); анализ занятия.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Использование современных образовательных технологий:

социо - игровая технология

ИКТ технология

технология музыкального воздействия;

ТРИЗ

технология исследовательской деятельности

здоровьесберегающие технологии

личностно-ориентированные технологии

Материалы:

Демонстрационный: отрывок из мультфильма «38 попугаев», линейка, рулетка, игрушка удав, посылка, письмо, нитки, компьютер, проектор, цифры 1,2, 3, 4 - формат А4.

Раздаточный: по 6 карточек с цифрами 1,2,3,4; 4 конверта с карточками с изображением животных и насекомых (червяк, гусеница, ящерица, змея); куски ниток на каждого ребенка, линейки на каждого ребенка.

Ход оод:

I . Вводная часть.

Организационный момент:

Дети располагаются на ковре полукругом.

Разминка:

Воспитатель: Какое сегодня число? Какой месяц? Какой сегодня день недели? Какой по счету это день? Завтра - какой день? Сколько сегодня детей в группе (мальчиков, девочек)?

Воспитатель: Дети, посмотрите налево, посмотрите направо и скажите, а в группе у нас ничего необычного нет?

Дети рассматривают помещение группы и находят на подоконнике посылку

Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришла посылка. На посылке кодовый замок, нам нужно угадать код. А вот и подсказки: цифры какие-то и задачи. Слушайте внимательно и отвечайте, подняв руку:

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? Первая цифра кода - 3.

Воспитатель вызывает одного ребенка, он берет в руки соответствующую цифру и поворачивается лицом к детям.

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? Вторая цифра кода - 4

Воспитатель вызывает второго ребенка, который берет в руки следующую цифру и поворачивается лицом к детям.

3. У Коли и Марины.

Четыре мандарина.

Из них у брата - три.

А сколько у сестры? Третья цифра кода -1.

Воспитатель вызывает третьего ребенка, который берет в руки третью цифру и поворачивается лицом к детям.

На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежало в лес? Четвертая цифра кода - 2.

Воспитатель вызывает четвертого ребенка, который берет в руки четвертую цифру и поворачивается лицом к детям.

Воспитатель: назовите хором код к посылке.

Дети хором называют: 3412

Технология музыкального воздействия:

Воспитатель открывает коробку, звучит музыка из мультфильма «38 попугаев»

Воспитатель: Снова загадка, вот послушайте:

Без рук, без ног -
Ползает на брюхе.
Нет у нее слуха,
Не жуёт - глотает.
Смотрит - не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали?

Кто - …

Воспитатель: Правильно змея. Эта змея живет в джунглях, она очень длинная. Как называется? (Удав).

Верно удав. (воспитатель достает из коробки игрушечного удава, длиной 1,5 метра)

Воспитатель: А еще в посылке есть письмо, давайте прочитаем.

«Здравствуйте дети. Пишут вам Мартышка, Слоненок и Попугай. У нас есть друг Удав, который похож на игрушку из посылки. Он очень хочет знать какой у него рост. Мы измеряли его рост и мартышками и слоненками и попугаями, но всегда рост получался разный. Это очень расстраивает нашего друга Удава, помогите нам, пожалуйста. Подскажите чем можно измерить удава еще, да так, чтобы у всех один и тот же рост получался. Ждем с нетерпением от вас ответа».

Воспитатель: Дети давайте посмотрим как Мартышка, Слоненок и Попугай измеряли удава.

ИКТ технология:

Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев».

Воспитатель: Да действительно, результат получался всегда разный.

Чем являлись слон, мартышка и попугай при измерении длины удава? (Условной меркой)

Ну что, поможем друзьям? (да).

II . Основная часть

Социо - игровая технология:

Воспитатель: Для начала давайте разделимся на команды, и каждая команда выберет себе капитана. На подносе разложены карточки с цифрами. Выбираем каждый по карточке. У кого цифра один - первая команда, занимает стол с цифрой 1, у кого цифра 2 - вторая команда, занимает стол с цифрой 2, у кого цифра 3 - третья команда, занимает стол с цифрой 3, и у кого цифра 4 - четвертая команда занимает стол с цифрой 4.

Дети садятся за стол.

Воспитатель: А теперь даю вам полминутки выбрать капитана команды.

Дети выбирают капитана команды и сообщают об этом воспитателю.

Воспитатель:
Пожелаю вам удачи!
За работу! В добрый час!

Воспитатель:

Руки? - на месте

Ноги? - на месте

Локти? - у края

Спина? - прямая.

Воспитатель: Сейчас ко мне подойдут капитаны команды.

Шепотом дает задание капитанам команд: У вас на столах лежат конверты с изображением животных и насекомых. Разложите этих животных и насекомых от самого короткого до самого длинного.

Мозговой штурм (ТРИЗ) «А в попугаях - то я гораздо длиннее!»

Воспитатель: Сейчас ко мне снова подойдут капитаны команды.

Воспитатель шепотом дает задание капитанам команд:

Подумайте, в каких животных удав будет длиннее, чем в попугаях? Каждая команда должна назвать по три таких животных.

Капитан сообщает задание своей команде.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Отвечать выходят по одному участнику команды

Вопросы к детям : - Друзья из мультфильма разных удавов измеряли или одного и того же? - Почему результаты измерения получились разные? - Что получилось, если бы захотели измерить удава в муравьях? В мультфильме удав воскликнул: «А в попугаях - то я гораздо длиннее!»

Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?

В результате обсуждения делается вывод: длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений.

Воспитатель: Не получается одинаковый результат.

А давайте попробуем измерить удава нашими шагами?

Воспитатель выбирает 2 ребенка разного роста (самого высокого и самого низкого).

Практическая деятельность: Дети шагают вдоль удава по очереди и считают шаги.

Вопросы детям : Сколько шагов получилось у Леона? А сколько шагов у Насти? У Леона больше шагов или у Насти? А теперь подумайте, удав одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Леона были шаги шире, у него получилось меньше кол-во шагов. А у Насти шаги уже, поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Спасибо! Можете сесть за свои места.

Здоровьесберегающая технология:

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

Физминутка

Из мультфильма «38 попугаев» «Зарядка для хвоста».

Технология исследовательской деятельности:

Воспитатель: Как же нам помочь удаву?

Раньше люди для измерения длины пользовались тем, что было всегда с собой: руками, пальцами, шагами. Шагами мы уже измеряли, не получился один и тот же рост. А еще люди измеряли длину в «локтях», т. е. использовали расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Я сейчас вам покажу, как измеряли локтем (на примере нитки).

Воспитатель дает задание капитанам команд: У вас на столах есть нитки, отмерьте нитку длиной в свой локоть.

Практическая деятельность детей : дети отмеряют нитку длинной в «локоть»

Воспитатель : А теперь этой меркой измеряем удава. (воспитатель вызывает несколько детей).

Вопросы детям: Одинаковый результат получился или нет? Почему? (Дети разного роста и мерка, поэтому, у всех разная).

Подходят нам старинные мерки длины? (Нет.)

Воспитатель: Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками - метром и сантиметром.

Воспитатель демонстрирует линейку сантиметровую и рулетку, объясняя, где удобнее использовать линейку, а где рулетку. Расстояние от одной цифры до другой называется сантиметр. В сантиметрах измеряют небольшие по длине предметы. А сто сантиметров - это один метр. Им измеряют длинные предметы.

Воспитатель: У вас на столах лежат линейки, возьмите их в руки. Рассмотрите. Какая первая цифра на линейке? Какая последняя? Чтобы правильно измерить длину, нужно совместить цифру «0» и край предмета, размещая линейку по прямой линии до конца предмета.

Ребята, давайте попробуем измерить линейкой высоту жирафа и высоту тигра.

Практическая деятельность детей: Дети измеряют и сравнивают по высоте жирафа и тигра.

Скажите, удобно ли линейкой измерять длинные предметы? А чем удобнее измерять?

А удава чем удобнее измерить линейкой или рулеткой?

Воспитатель вызывает нескольких детей по - очереди и измеряют удава.

А теперь получился у всех одинаковый результат или нет.

III . Заключительная часть

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Вика, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Все у нас получилось?

Смогли ли мы помочь друзьям? Что мы напишем в письме? Чем нужно измерить удава, чтобы узнать его рост?

Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Очень долго занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

Всем спасибо, все были сегодня молодцы!

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

Формировать навыки ориентировки во времени;

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

Обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

Развивать общую моторику и координацию движений;

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

«Речевое развитие»:

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать диалогическую речь воспитанников;

Обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №12 «Росинка»

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

От пяти до семи лет)

Подготовила и провела:

Воспитатель

М.А Казанцева.

Используемая литература:

1. Математические игры в картинках 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС , 2017 г.

2. Формирование математических представлений у детей. Планирование образовательной деятельности на каждый день. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). Март-май. ФГОС ДО

3. Математические игры с геометрическими формами и цифрами 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС

Октябрь, 2016

Образовательная область "Познавательное развитие"

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

«Познавательное развитие»:

"Физическое развитие":

« Речевое развитие»:

Способствовать

Виды детской деятельности :

Игровая,

Познавательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Методы: рецептивный, наглядно-практический,

Приемы: показ, демонстрация, рассказ, инструкции, вопросы к детям, дидактические игры.

Предварительная работа: беседа с детьми, дидактические игры.

Оборудование и наглядные материалы: мультимедийное оборудование, видео-письмо, карточки с заданиями; ворота с геометрическими фигурами, гномы(дни недели), тоннель(для пролазания), конусы с цифрами(для ходьбы змейкой), канат, математические задания(мультимедия), шары и фломастеры(на каждого ребенка), Танграм для дидактической игры, видеообращение королевы.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в зал под веселую, бодрую, музыку.

Воспитатель : Посмотрите, у нас в зале присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Сегодня утром мама Есении Бабинцевой передала нам вот это письмо, и сказала открыть его в 9:00, давайте посмотрим от кого письмо? (открываем письмо, а здесь видео письмо)

Здравствуйте ребята, меня зовут Цифроежка. Жители нашей страны очень любят играть в математические игры, петь, танцевать. Самая веселая среди нас королева Математика. Но в последнее время она загрустила, ни с кем не играет, только плачет. Жители всей страны расстроились из-за этого и тоже загрустили. Я прошу вас помочь развеселить королеву и вернуть в эту замечательную страну смех и радость. Но смогут это сделать только дружные, смелые, добрые дети, которые правильно выполнят все задания на пути. А задания вы найдете в конвертах. Желаю удачи!

Воспитатель : Ну что, поможем Цифроежке? Но чтобы наше путешествие прошло удачно, мы сделаем разминку. Тогда можно отправляться в путь.

Проводится занимательная разминка:

1. Отправляемся в поход. Много нас открытий ждет. Мы шагаем друг за другом. Раз-два, раз-два, выше ноги, детвора! (Ходьба в колонне по одному)

2. На носочки дружно встали, Друг за другом зашагали, Мы до солнца достаем, На носках легко идем! (Ходьба на носках)

3. Руки за спину убрали. И на пяточки мы встали. Свои спинки выпрямляем, Голову не опускаем. (Ходьба на пятках)

4. Выше ноги поднимаем, Через кочки мы шагаем. Раз-два, раз-два, носочек тянем, детвора! (Ходьба с высоким подниманием колена)

5. Друг за другом побежали, Только пятки засверкали. Будем с вами мы бежать, Никому нас не догнать! (Бег)

7. Отдохнем теперь мы дружно, Отдышаться всем нам нужно. (Дыхательные упражнения)

Воспитатель : Посмотрите, что это? какие необычные ворота нас встречают. Что изображено на воротах? Они закрыты, а пройти через ворота мы сможем только тогда, когда выполним все задания.

1)Посчитайте, сколько всего фигур на воротах.

2)Посчитайте, сколько здесь красных фигур.

3)А сколько здесь треугольников?

4) Посчитайте, сколько желтых кругов.

5)Посчитайте, сколько здесь маленьких квадратов.

Молодцы, ворота открываются, Путь наш продолжается.

конверт находят -задание на экране

Взгляните, ребята, здесь гномы, для чего они здесь? и конверт. Скорее письмо открываем и видео задание выполняем!

Здесь веселая загадка – отгадайте-ка, ребятки!

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом!

Воспитатель : А вы догадались, как зовут этих гномов?

Дети : дни недели

Воспитатель : правильно, молодцы! Ну-ка, быстро, по порядку, вы расставьте их, ребятки!

(Дети расставляют гномов по порядку)

Воспитатель : Назовите дни недели, начиная с понедельника. (Дети называют) . Какой сегодня день недели? А завтра будет… Назовите выходные дни.

Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие.

По дороге вновь идем и в тоннель мы попадем.

На четвереньках проползем.

Проползем столько раз, сколько глаз у каждого из вас!

Сколько раз мы проползем?

Дети : два. (Проползание в тоннель)

Воспитатель :

Друг за другом, дружно в ряд,

И видим числовой мы ряд!

Воспитатель : Ребята, посмотрите на цифры, что здесь необычного?

Дети : Между цифрой четыре и цифрой шесть, лежит конверт!

(Дети находят конверт с заданием, между цифрой четыре и цифрой шесть) .

Воспитатель : Но прежде чем мы откроем конверт, скажите, какой цифры здесь не хватает?

Дети : Цифры 5

Воспитатель : А теперь открываем конверт: Вы на схему посмотрите и фигуру соберите. (Танграм)

Воспитатель : Собрались мы по порядку, Продолжаем путь, ребятки. Смотрите, преграда у нас на пути, Сумеем легко по ней мы пройти! Руки на пояс надо убирать и по удаву боком шагать. А пройдем мы столько раз, Сколько на светофоре глаз.

Сколько раз мы по удаву пройдем?

Дети : три. (Ходьба детей по канату – удаву)

Воспитатель :

Взгляните, под головой удава конверт

Вновь с заданием оно :

Задания слушайте внимательно

И выполняйте их старательно!

Математические задания:

  1. Ходит Петушок - красный гребешок,

Шесть хохлаток тоже там.

Сколько всех?

Скажите нам!

2. Сколько рогов у двух коров?

3. Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

4. Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

5. Два цыпленка стоят,

Два в скорлупке сидят.

Сколько будет детей

У наседки моей?

Воспитатель : . Посмотрите, препятствий больше нет на нашем пути. Немало препятствий мы одолели.Значит путь наш приблизился к концу.

Итог: Трудным было наше путешествие? Какие трудности вам встретились? Вы смогли их преодолеть? Что помогло вам справиться со всеми заданиями?

(появляется королева Математика)

Королева Математика:

Здравствуйте, ребята! Мой друг Цифроежка рассказал мне о ваших приключениях, о том, какие вы сообразительные, ловкие, смелые и дружные! Я всегда всем говорила, что математика совсем не скучная наука, и открывает она свои двери тем, кто готов справиться с любыми сложными заданиями. Вы достойно прошли все испытания, и от этого мое настроение стало радостным и веселым. До свидания!

Воспитатель :

Я предлагаю вам взять яркие шарики и нарисовать улыбки, которые мы подарим

(Дети разрисовывают воздушные шары)

Мне очень понравилось наше путешествие, давайте: «Математике и спорту крикнем дружно мы: «Ура!»

Дети уходят в группу.

Самоанализ

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР от пяти до семи лет )

воспитатель МБДОУ ДС №12 «Росинка» Казанцева Марина Александровна.

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

Формировать навыки ориентировки во времени;

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

Обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

Развивать общую моторику и координацию движений;

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

« Речевое развитие»:

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать диалогическую речь воспитанников;

Обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

Способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Виды детской деятельности :

Игровая,

Познавательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Форма работы: с группой воспитанников.

Присутствовало 7 детей: 6 мальчиков и 1 девочка.

Программное содержание материала, его объем и сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей седьмого года жизни, требованиям ФГОС.

Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению непосредственно образовательной деятельности и оборудованию отвечают СанПин.

Личностно-ориентированный подход в общении с детьми способствовал активному диалогу, эмоциональному сближению, проявлению устойчивого интереса детей на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность построена поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой, логичны, содержательны.

Во время НОД использовала разнообразные методы и приемы: мотивационно-побудительный момент - встреча с мамой Есении, которая принесла конверт; видеообращение Цифроежки; задания математического и физического характера: «Открой ворота с геометрическими фигурами», Игра «Гномы-дни недели», «Проползи в тоннель», «Пройди змейкой и скажи какой цифры нет»; «Пройди по канату»; «Реши математические задания»; видеообращение королевы к детям на решение поставленной цели и задач. НОД была построена в несколько этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой, лаконичны, содержательны и эффективны.

Организационный момент выполнял две важные функции: организацию группы детей к активному участию в НОД и созданию условий, способствующих введению дошкольников в познавательно деятельность.

Общение на правах партнерства, культурная языковая среда, связь с другими областями программы, поисковая деятельность, способствовали усвоению программного материала. Задания подбирались с опорой на зрительный, слуховой, тактильный, анализаторы.

При проведении НОД проводилась смена видов деятельности для предупреждения переутомляемости.

Для повышения интереса детей, побуждения к поиску решений, развития речевой активности на протяжении всей НОД использовались дидактические, словесные игры, физические упражнения, обследования предметов, строился и поддерживался диалог с детьми. Для того, чтобы заинтересовать детей использовались игровые моменты, которые способствовали формированию положительной установки детей на участие в непосредственно образовательной деятельности. Мои небольшие ошибки в НОД основывались, на мало уделенных индивидуальных заданиях, недостаточной эмоциональности и музыкального сопровождения.

Наиболее удачные моменты НОД: использование игровых моментов для активизации мыслительной, речевой, познавательной деятельности, в процессе нод, обоснованные ответы детей на вопросы педагога.

Считаю, что поставленные цели были достигнуты, программный материал детьми усвоен.


« Познавательное развитие»

формирование элементарных математических представлений

группа раннего возраста (2-3 лет)

(И.А. Помораева, В.А. Позина)

по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

учитель – дефектолог: Майсюк А. М.

г, Урай 2018

1. Пояснительная записка

Направление «Познавательное развитие». Раздел Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Цели и задачи: Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Количество  Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.  Формировать умение различать количество предметов: много - один (один - много).  Развивать умение видеть общий признак предметов группы.  Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.  Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Величина  Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.)  Развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине. Форма  Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).  Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве  Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).  Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.  Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).  Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Ориентировка во времени  Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.

Принципы:

Принцип развивающего образования;  Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);  Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;  Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;  Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;  Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Формы работы с детьми: - Непосредственно образовательная деятельность (занятия), - Совместная деятельность со взрослым, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и др.), - Самостоятельная деятельность детей.

Организационные условия

Количество НОД (занятий) в неделю в месяц в год 1 4 36 10 мин 60мин 6 часов

Продолжительность НОД для детей первой младшей группы составляет 10 мин. в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13. В середине НОД проводится физкультминутка.

Условия реализации

Деятельность детей в развивающих центрах в группе: «Центр познания (познавательноисследовательской деятельности)», «Лаборатория», «Центр конструирования» и др. Раздаточный материал: геометрические плоскостные и объёмные фигуры, числовой ряд, полоски различной длины и ширины, счётные палочки, однородные и разнородные предметы различные по форме, длине, высоте, ширине. Демонстрационный материал: числовой ряд, картинки с изображением частей суток и их последовательности, счёты, числовые карточки, геометрические фигуры, плакаты. Настольно-печатные игры, мелкая и крупная мозаика, лото, домино, логические блоки, пособия для составления целого из частей, конструкторы различных цветов и размеров (строительный, лего и др.). ИКТ: мультимедийныные презентации, компьютерные развивающие игры по развитию познавательных способностей.

Прогнозируемые результаты

К концу года ребенок может:  Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.п.).  При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.  Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.  Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.  Видеть разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом); показывать (называть), какой из двух предметов большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий или они одинаковые.  Различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Проведение контрольных мероприятий Мониторинг освоения образовательной программы проводится 2 раза в год: в ноябре и апреле. Мониторинг проводится на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных диагностических методик, рекомендованных по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), реализуемой в ДОУ.

2.Содержание

Примечание

Сентябрь 06.09.2017 Занятие 1 «Игра с мячом» Педагогические цели: Развитие предметных действий.

10мин

13.09.2017 Занятие 2 «Палочка - игралочка» Педагогические цели: Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить.

10мин

20.09.2017 Занятие 3 «У бабушки в гостях» Педагогические цели: Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки.

10мин

27.09.2017 Занятие 4 «Лесная гостья Педагогические цели: Развитие предметных действий. Познакомить детей с цветочной поляной, активизировать словарь по теме за счет слов: цветы, поляна, трава, желтые серединки, бабочки, жуки, кузнечики; учить детей отвечать на вопросы короткими предложениями, используя предлог на; воспитывать бережное отношение к окружающему миру

10мин

Октябрь 04.10.2017 Занятие 1 «Что катится, что не катится» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить. 10мин 11.10.2017 Занятие 2 «Спрячь кубик спрячь шарик» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить. 10мин 18.10.2017 Занятие 3 «Найди такой же» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик. Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки. 10мин 25.10.2017 Занятие 4 «Строим стульчик для матрёшки» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, кубик. Формирование умения сооружать простые постройки. 10мин

Ноябрь 07.11.2017 Занятие 1 «Что в мешочке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик. Совершенствование предметных действий. 10мин 14.11.2017 Занятие 2 «Собираем игрушки на прогулку» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. 10мин 21.11.2017 Занятие 3 «Хоровод матрёшек» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий. 10мин 28.11.2017 Занятие 4 «Строим башенки» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине кубики и называть их: большие кубики, маленькие кубики. Формирование умения сооружать простые постройки. 10мин Декабрь 06.12.2017 Занятие 1 Прокати шарик по дорожке» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик. Совершенствование предметных действий. 10мин 13.12.2017 Занятие 2 «Игрушки для кукол» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики. Формирование умения группировать предметы по величине. 10мин 20.12.2017 Занятие 3 «Игра с матрёшками» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много - один. 10мин 27.12.2017 Занятие 4 «Собираем листочки в вазу» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: один - много. 10мин Январь 10.01.2018 Занятие 1 «Играем с флажками» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много - много. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. 10мин 17.01.2018 Занятие 2 «Играем со снежными комочками» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по 10мин

величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - один, один - много. 24.01.2018 Занятие 3 «Игра с мячами» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - много.

10мин

31.01.2018 Занятие 4 «Встречаем гостей» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много - мало, мало - много.

10мин

Февраль 07.02.2018 Занятие 1 «Собираем башенку и пирамидку» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: один - много. Развитие предметных действий. 10мин 14.02.2018 Занятие 2 «Подарим игрушки зайчику и мишке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: много - много. 10мин 21.02.2018 Занятие 3 «Игра с мячом» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - много. Развитие предметных действий. 10мин 28.02.2018 Занятие 4 «Найди пару» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много - один, один - много, много - много. 10мин Март 14.03.2018 Занятие 1 «Закати шарик в домик» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много - много. Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине. 10мин 21.03.2018 Занятие 2 «Строим ворота для шариков» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много - мало. 10мин

Формирование умения сооружать простейшие постройки. 28.03.2018 Занятие 3 «Собираем игрушки для матрёшки» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и количеству, обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много - много. Формирование умения сооружать несложные постройки.

10мин

Апрель 04.04.2018 Занятие 4 «Построим диванчики для кукол» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки. 10мин

11.04.2018 Занятие 1 «Подарки для ёжиков» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по величине и цвету. Развитие предметных действий.

10мин

18.04.2018 Занятие 2 «Где спрятались игрушки» Педагогические цели: Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут).

10мин

25.04.2018 Занятие 3 «Путешествие на поезде» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много - один, один - много, много - мало, много - много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

Май 03.05.2018 Занятие 4 «Мы плывём на лодке» Педагогические цели: Развитие умения различать количество предметов (много - один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

10.05.2018 Занятие 1 «Выкладываем перекладываем собираем» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один - много, много - один, много - много. Развитие предметных действий.

10мин

17.05.2018 Занятие 2 «Делаем куличики большие и маленькие Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами: большой, маленький. Развитие предметных действий.

10мин

24.05.2018 Занятие 3 «Что растёт за окном» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много - один, один - много, много - мало, много - много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

31.05.2018 Занятие 4 «Рассказ воспитателя о петушке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки.

10мин

Итого 36 занятия 9 часов

3. Методическое обеспечение

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. С. Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2007. Громова О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Маленькие подсказки для родителей. - СПб.: ООО «Сова», 2007. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. Сербина Е. В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992. Смирнова О. Е., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраст а. - М.: МОЗАИКА