Рассказы о дедовщине в российской армии. Неуставные отношения (дедовщина) в армии

В воскресенье начинается осенний призыв.

Десятки тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющих отсрочек и медицинских противопоказаний для службы, пополнят ряды армии и других силовых структур. Призыв начнется 1 октября, но в некоторых регионах (на Крайнем Севере, а также в сельской местности, где идет битва за урожай) повестки призывники получат в ноябре.

Каждый взрослый в нашей стране помнит время, когда призыв в армию вызывал у родителей призывников, говоря современным языком, острые панические атаки.

Сегодня много случаев, когда родители записываются на прием к военкому, чтобы похлопотать за сына. Он такой славный молодой человек, здоровый, и призвать в армию его надо непременно. Более того, генералы констатируют, что если раньше платили, чтобы не служить, сегодня стали предлагать деньги, чтобы взяли в армию.

Мир перевернулся.

Служить бы рад

Автор этих строк в начале 80-х работал в военкомате. Это была сельская местность, поэтому не скажу, что проблема "уклонистов" была слишком острой. Но все-таки родители пытались "договориться" и, если не совсем отмазать, то хоть отсрочить перспективу страшных казарм.

Кстати, и тогда не всех брали. Перевыполнять план военкомату не было резона. Лишних просто не призывали, и для этого даже не требовалось взяток.

Один наш сотрудник деньги собирал: на подписку на "Красную звезду" (для солдат она бесплатная). Поймали, судили, посадили.

Апогей - сбор призывников. К нам парни приходили в окружении родных и близких, с водкой и гармошками. Матери завтрашних солдат рыдали в голос, все остальные хохотали, пели и плясали.

Это были времена, когда СССР помогал строить социализм Афганистану. Родители призывников смертельно боялись двух вещей: дедовщины и Афгана. Сами пацаны страшились только первой напасти. Перспектива попасть на войну особо не пугала. Молодость.

Можете не верить, но потом я сам на себя оформил документы и пошел служить срочную. Место не выбирал - только войска ВВС.

И поехал служить. В те самые пресловутые казармы, к дедам...

Немного статистики. Население России 146 миллионов человек. Отнимаем женщин, несовершеннолетних, инвалидов, уклонистов, дезертиров, религиозных ортодоксов. Думаю, в сухом остатке миллионов сорок наберется. Это - те, кто прошел службу в Советской и Российской армии. А следовательно, имеем 40 миллионов историй на тему, что такое дедовщина и с чем ее едят.

Упал - отжался 300 раз

Моя история, наверное, из не самых ярких. В "шмас-учебке" (школа младших авиационных специалистов) роль дедов играли сержанты. Их набирали преимущественно из уроженцев Западной Украины. Парни отличались свирепостью. Сутки были расписаны по секундам, засыпали как убитые. Сил на то, чтобы драться между собой, не оставалось. Ну, почти.

Били нас только в одном случае. Утренняя физзарядка - это форма одежды "голый торс" (в декабре!) и несколько километров по городу. Сначала с горы, а потом в гору, по обледенелой дороге. Отставать было нельзя, из-за одного разворачивали всю роту на новый круг. Поэтому самые обессилевшие цеплялись за проезжавшие автобусы. Сержанты лупили по рукам.

За любой проступок наказывали весь взвод. Упор лежа - и отжиматься. Каждый по очереди считает до десяти. Во взводе 30 человек. Может ли нормальный человек отжаться 300 раз? Не может. Но если не отжаться, то сержант выгонял "на прогулку": марш-бросок в противогазах... Офицеров мы почти не видели. Представьте: 150 здоровых 18-летних парней, которыми командуют несколько 19-летних сержантов. В оружейной комнате - 150 автоматов и пулеметов, цинки с патронами. Дверь в оружейку можно выбить одним ударом ноги, охранял ее дневальный "на тумбочке", вооруженный штык-ножом. Причем этот дневальный - один из нас.

Но никаких восстаний не вспыхивало. Только однажды, когда сержанты уж совсем заигрались, рота организованно отказалась от приема пищи. Все равно есть не успевали, сержант давал на обед пару минут. Голодовка в армии - это большое ЧП. Мы впервые увидели о-очень много офицеров...

Не бунтовали еще и потому, что все шесть месяцев спали и видели, как на "микродембель" отомстим. Перед отправкой из части заведем сержантов в туалет и - бить. Долго. Зверски. Растягивая удовольствие. За все, гады, ответят...

А потом был выпуск из "учебки". Перед отправкой все обнимались с сержантами как с братьями.

Жизнь - странная штука.

Меня оставили в "учебке", назначив дежурным. Вечным дежурным: то по КПП, то по штабу. В подчинении дали только что призвавшихся. Строго говоря, до деда мне было как пешком до луны, но для них я был старослужащим. Только не помню случая, чтобы пришлось даже повысить на кого-то голос. Дедовщины ни сам не хлебнул, ни другим не устроил.

А вот мой друг Юрка попал в Железнодорожные войска. По вечерам, когда офицеры уходили, деды его отводили в каптерку и избивали. Ничего не требовали. Просто били. Развлекались. Друг спустя годы (он, как и я, стал офицером) признался, что вполне серьезно искал веревку. Повеситься было избавлением. Но повезло, в штаб потребовался писарь. Бить штабного было плохой приметой.

Почему Юрка не пожаловался командиру? А командир и так все знал. Здоровый такой мужик с пудовыми кулаками. Он пытался наводить порядок и сам избивал зарвавшихся дедов. Без долгих предисловий, сразу - в челюсть.

Только в этой части все оставалось по-прежнему.

Я знаю, что у вас армия оставила какие-то другие воспоминания. Но ведь и говорю: 40 миллионов версий службы.

Служить как медный котелок

Помните, как в лихие годы перестройки вся страна спорила с генералами? Правозащитники и комитеты солдатских матерей кричали: дедовщина - позор.

Генералы отвечали: врете!

Потом, под натиском фактов, изменили стратегию. Да, отдельные случаи неуставных взаимоотношений есть. Но армия ни при чем! Посмотрите, что творится в ПТУ!

Позиция была изначально провальная. Хотя бы потому, что из ПТУ парень мог в любой момент уйти домой, к маме. А вот с армией этот номер не проходил.

Надо было не спорить, а кардинально менять армию.

Но зачем-то спорили, спорили.

Карман шире

В армию идут не за заработками. Например, наши летчики, воюющие в Сирии, получают гораздо меньше, чем пилоты пассажирских лайнеров. В больших авиакомпаниях командир воздушного судна может зарабатывать до 500 000 рублей в месяц, есть шикарный соцпакет. Тем не менее пилоты бегут в западные компании, где доходы еще выше. На фоне такого богатства наши военные асы - бедные родственники. Но они честно воюют и не порываются уйти в чужие ВВС.

Это я к тому, чтобы закрыть вопрос о материальной мотивации военной службы.

Армия умеет чудесным образом делать из подростков накаченных бойцов. Волшебника зовут товарищ сержант. Фото: AP

Родине служат не за деньги. Но в мирное время контрактник и офицер могут по своему уровню жизни делать вывод о ценности профессии военного для общества.

Сколько получают сегодня, когда о дедовщине стали забывать, и сколько кадровым военным платили 30 лет назад, во времена, когда в казармах правили деды?

1987 год: за звание лейтенанта - 120 руб. и должностной оклад - от 120. Если служил на Севере, то плюс 20%. Были надбавки за секретность, особые условия. Прибавляли за "выслугу лет". Была 13-я зарплата, пайковые (не везде), бесплатный проезд в отпуск.

В те годы снимать квартиру нужно было за свои, армия за поднаем не доплачивала. При этом лейтенант сутками находился в казарме. Своих детей видел редко.

А как сегодня?

По-прежнему денежное довольствие складывается из массы составляющих: окладов, надбавок и премий. Лейтенант в пехоте получает от 40 - 50 тыс. рублей, в ВДВ - от 60 тыс., а моряк, который выходит в море, - все 80 тыс.

На свои 270 руб. во времена СССР лейтенант мог купить 123 кг докторской колбасы (стоила 2,20 руб.). Сегодня на 50 тыс. взводный в пехоте купит 117 кг (кг докторской 400-450 руб.), а десантник и моряк - примерно столько же, как и в советское время.

Родине служат не за деньги. Но по зарплате офицер понимает свою ценность для общества

На первый взгляд современный лейтенант не стал богаче. Но съем жилья компенсируют, есть разные формы поддержки в плане жилья. И самое важное: доходы прямо зависят от того, как ты справляешься с обязанностями. За добросовестное несение службы выдают три оклада. За личные достижения оклад умножают на два.

Теперь представьте: в твоем взводе "дембель" разбил нос "молодому". Три оклада как не бывало, прибавки "за личные достижения" - тоже. При более серьезных инцидентах или при повторении ЧП карьера летит под откос. Маячит гражданка.

А на гражданке 50 тыс. в месяц - еще иди поищи. Медицина платная (если интересует результат), в отпуск ездят за свой счет, квартиру в ипотеку всю жизнь выплачивать... Не говоря уж о том, что на пенсию выходишь отнюдь не через 20-25 лет.

Скрыть неуставщину не получится. В частях врачи проводят осмотр личного состава, ищут синяки и ссадины. Если даже ты грохнулся с турника - назначается расследование. С солдатами беседует психолог, часто можно поговорить и со священником.

Солдатам прямо в военкоматах выдают сим-карты, можно все рассказать родителям.

Сотовых, священников и психологов в советское время, конечно, не было. Но в остальном ничего не мешало привязать материальное благополучие командира к состоянию дел в казарме. Это бы сработало и несколько десятилетий назад.

Хотя, естественно, лучше поздно, чем никогда.

Тенденция

По данным министра обороны РФ Сергея Шойгу, число преступлений в армии снизилось в 2016 году на 5 процентов по сравнению с предыдущим годом.

Самое значительное снижение ЧП - из числа связанных с неуставными взаимоотношениями - более чем на треть. Также существенно снизилось число случаев рукоприкладства.

На заметку

Признаки, по которым родители солдата могут заподозрить неладное

Ольга Ерофеева, психолог:

На конкретные вопросы по телефону сын отвечает неопределенно (только не надо расспрашивать о вещах, которые относятся к закрытой военной информации).

Просит переводить ему на карту большие суммы денег, уклоняясь от ответа - для чего?

Не может назвать имен ребят, с кем дружит.

Долго не выходит на связь (но "Он уже целые сутки не звонил маме!" - это несерьезно).

Что делать, если тревога не проходит? Не паниковать, собрать максимум информации. Звонить командиру. Приехать в часть. И - не отчаивайтесь: военная полиция и прокуратура работают неплохо.

Осенний призыв

По пути к месту службы нынешних призывников кормят в вагоне-ресторане. Каждого снабжают стильным несессером, где хранится 19 наименований предметов гигиены для ухода за лицом, руками и ногами. Наши деды бы такого просто не поняли. Речь идет не о казарменные дедах - о настоящих, отслуживших срочную в суровой и великой Советской армии. Фото: Reuters

1. Если осенью тебя ждет призыв - бегом в спортзал или в "качалку". Чем лучше физическая форма, тем увереннее себя чувствуешь, и эта уверенность передается окружающим. Со здоровяками дружат.

2. Приготовься подчиняться. Потренируйся на гражданке правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

3. Набей в Гугле "Распорядок дня воинской части" и попробуй пожить пару-тройку дней в этом ритме.

4. Не верь, что за взятку тебя без последствий отмажут от армии. И дело не только в том, что лучше год отслужить, чем отсидеть в тюрьме. Вопрос - как отмажут. Коррумпированный врач переквалифицирует вегетососудистую дистонию во "врожденный порок сердца". Этот диагноз - на всю жизнь.

5. Приготовься стать коллективистом, даже если по жизни ты индивидуалист и считаешь, что "орлы стаями не летают". В армии - летают. Ты просто пока не представляешь - насколько вдохновенно и синхронно.

В современной армии стали чаще воспитывать рублем. В Оренбурге вынесен приговор 28-летнему старшему лейтенанту: за превышение полномочий, что привело к самоубийству солдата-срочника. Прокурор просил 5 лет. Суд учел семейное положение (на иждивении двое детей и больная жена), дал 4 года условно. Но в пользу сестры погибшего офицер выплатит 1 миллион рублей.

Отвратительным явлением в Советской армии была «дедовщина». Сразу оговоримся, что «дедовщина» присуща не только Советской армии, но и другим армиям, однако зачастую служба в других армии часто не являлется принудительной, а заключается на основе контракта. Мало того что в Советском Союзе в армию призывали фактически насильно, без права альтернативной службы, так еще иногда, превращали солдат в бесплатных рабов, сдаваемых на постройки дач или другие работы. Неизвестно как это поднимало дух защитников Родины или способствовало росту оборонной мощности, но такие случаи стали чуть ли не нормой в последнее десятилетие существования Советского Союза. Впрочем, в большей или меньшей степени "дедовщина" свойственна всем солдатским коллективам, включая случаи в элитных войсках.

Был свидетелем, выбитых зубов парню моего призыва ему было 28 лет, семья двое детей. Призывали до с 18 до 30 лет, если не ошибаюсь, но так как он женатый и были и маленькие дети ему давали отсрочки, и не хватило пары лет до непризывного возраста. Добродушный парень, в первую же неделю лишился двух передних зубов "деды" повыбивали, вернее это были зубные протезы, которые он вставил, как раз перед армией. Потом еще видел его избитым, а затем он куда-то исчез, я не особо интересовался. Мне угораздило служить во время, когда Советский Союз начинало лихорадить и стали пропадать товары в магазинах. В “королевский войсках” - стройбате, куда я попал после первого курса института по зрению, еда понятие было полумифическое. Пригорелая каша, и ячменный напиток, за который иногда вспыхивали драки, таковым был повседневный рацион воина. Пили это "кофе" из тех же немытых тарелок после каши. Ложки были, стаканов и вилок нет. Из деликатесов был черный хлеб и сахар, который удавалось утащить по дороге из столовой для сержанта, за которыми время от времени посылали "духов". Кусочек сахара и вода, казались невообразимо вкусными. Скорее всего, продукты воровали офицеры, поскольку финансирование, какое-никакое было. И две недели пока делали ремонт в столовой, нас водили в городскую столовую, и вполне сносно кормили. По праздникам, помнится, дали один раз консервы и сливочное масло. Как мы выживали? Поскольку мы работали на кирпичном заводе, ну да вот такая вот служба родине, делать кирпичи, на заводе была гражданская столовая. Гражданский бригадир выдавал каждому талоны, вот там и был полный обед, перепадала котлета и даже пол стакана сметаны. Можно было купить еду, в кафе за пределами части, но это если удалось спрятать деньги. Завод работал круглосуточно три смены стройбата, одна гражданская. Неплохо было попасть работать вторую смену с гражданскими, они могли напоить настоящим чаем иногда с печеньем. На соседнем заводе трудилась другая часть, вместе с ними работали "химики", осужденные не по тяжелым статьям. Положение солдат было не намного лучше тех же "химиков". Драки были чем-то обыденным, были случаи, когда старослужащие дрались с офицерами. Жрать, хотелось постоянно, а постоянное недосыпание доводило до состояния животного - дали бы автомат и сказали стрелять, стреляли бы не разбираясь в кого и зачем. Но автоматов не было. Присягу принимали в ленинской комнате в тапочках, без автоматов. Некоторые узбеки не смогли прочитать присягу... да и ладно. Из безобидных развлечений сержантов перекличка.
- Петров.
- Я.

Головка от ***, - продолжительный гогот.


Воровство друг у друга, сапоги приходилось подкладывать под ножки кровати, поскольку тырили. У меня самого один сапог 43, второй 44 размера был. А некоторые на развод в 20 градусный мороз в тапочках выходили. Отопление в казарме было слабое. Спали в одежде с бушлатами поверх одеяла. От этого у некоторых заводились в одежде в швах мондовошки. Нательное белье не менялось, стирали кода мылись после смены. Мыться не значит еще что у вас был кусок мыла иногда просто под водой помокнуть, полотенец не было вытирались нательным бельем. Из -за холода и влажного белья у некоторых вскакивали чирей и распространенная "сибирская розочка" . Язва которая не заживала, а медленно гнила постоянно увеличиваясь. Душевых в казарме не было. Толчок по каким то причинам был закрыт в казарме. Туалет был во дворе, зимой там намерзали айсберги желтой мочи. Из положительного в стройбате платили деньги, обычно их отправляли на книжку родителей, в противном случае они бы оказались у "дедов". За ящик водки, впрочем, можно было купить себе привилегированное положение. Снимать квартиру в городе, не жить в казарме, а ходить только на работу на завод.
Довелось немного поработать; в городской военной прокуратуре, запомнилось дело избиения солдата, отбитие мошонки и поломанные ребра, в то время это даже не сильно удивило. Сейчас я задаю себе вопрос, что за звери служили в Советской армии, которые могли ради забавы избить своего товарища. Били и по национальной принадлежности и просто так. В часть призывались все подряд и условно осужденные, в том числе. Если москвичей было мало в роте "чурки" прессовали их. Если наоборот, то мочили " чурок". Распространено было землячество.
В армии я узнал, что такое истинное "братство народов". Фиг его знает, какая это школа жизни. Вполне, допускаю, что в других воинских частях было по-другому.

Стоит напомнить, что в русской императорской армии

В правление Петра I, Екатерины II, Павла I и во времена Александра I «дедовщина», включая несогласия на религиозной почве, всячески пресекалась. Деды-солдаты, пережившие 25 лет беспрерывных войн, учили новобранцев выживать, видя в этом основную воспитательную функцию армии. Солдат, прошедший суворовскую военную школу, не мог поднять руку на такого же, как и он солдата, только по причине его неопытности, так как понимал, что в бою рядом с униженным им сослуживцем, он может и не почувствовать надёжного плеча товарища, который прикроет его в атаке. "Сам погибай, а товарища выручай!" — стало осознанным выбором суворовского солдата.

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии забили до смерти своего сослуживца — красноармейца Ю. И. Куприянова, уроженца Балаковского уезда Самарской губернии, 1901 года рождения, по причине того, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны. После этого официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии Советской России и СССР не было почти полвека.

По одной из версий, «дедовщина» действительно не была характерна для Советской Армии до введения сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трёх лет до двух в сухопутных войсках и с четырёх до трёх — на флоте. Сокращение к тому же совпало с периодом дефицита призывников, вызванного демографическими последствиями Великой Отечественной войны, из-за чего пятимиллионная Советская армия должна была уменьшиться в своей численности на целую треть. Решением Политбюро ЦК КПСС в армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено. Идеологически это было преподано обществу как исправление оступившихся сограждан, в действительности же привело к тому, что бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход ритуальные унижения и издевательства. Т. е. в армию были привнесены уголовные порядки, в армейский язык проник воровской жаргон. Сокращение срока службы касалось только вновь призванных, те же, кто уже служил, дослуживали свой срок полностью. В течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении одновременно находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, и они нередко вымещали свою злобу на новобранцах.

По другим наблюдениям, с конца 1960-х годов некоторые командиры частей начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность в воинских частях обусловила возникновение такой системы неуставных взаимоотношений, при которой старослужащие исполняли бы роль "надсмотрщиков" над работавшими солдатами первого года службы. Подобные отношения требовали беспрекословного подчинения молодых солдат любым указаниям старослужащих. Чтобы сломать и превратить их в послушных "рабов", на призывников оказывали моральное и физическое давление, подвергали их насилию. Таким образом, согласно данной версии, дедовщина возникла как способ управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей. Со временем в ряде частей офицеры стали использовать «дедовщину» как способ управления, поскольку сами отлынивали от обучения молодых солдат и воспитательной работы.

К концу 1960-х в Вооружённых Силах СССР уже не осталось того количества командиров-фронтовиков, которых в армии и на флоте было большинство после окончания Великой Отечественной войны и которые из своего личного опыта знали о том, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении — это, зачастую, залог сохранения их собственной жизни.

Однако, есть некоторые основания сомневаться во всех приведённых версиях. Согласно исследованию кандидата социологических наук А. Ю. Солнышкова уже в 1964 году появились первые и самые продуктивные работы советских представителей психологической науки, занимавшихся вопросами «дедовщины», что само по себе показывает, что явление существовало и до середины 1960-х годов, а корни его гораздо глубже. Кроме того, по его словам, за сорок лет исследования феномена «дедовщины» отечественным учёным не удалось существенно продвинуться по сравнению с продуктивными работами А. Д. Глоточкина и его учеников, проведёнными в начале 1960-х.
Летом 1982 года в советские войска поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями.
Широкую известность во времена Перестройки получило «дело Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из 7 человек-старослужащих.

Википедия.

Как видно это фотографии более позднего периода, форма не та, хотя ремни еще с советских запасов, время прошло, а уродливые неуставные отношения остались и в послесоветской армии.

Фотография выше, возможно постановочная. Ну во первых это курсанты, там дисциплины было больше. Вот так вот дурачились будущие офицеры советской Армии.

Фотографмм в

1. Военнослужащих кто не следит за личной гигиеной и не бреется вовремя в виде наказания трут лицо вафельным полотенцем, тем самым "брея" человека

2. Человек подвешивается между спинок кровати в распорку - руками держится за одну спинку кровати, ногами за другую, называется "сушка крокодила" ниразу не видел, только доходили слухи что для остроты ощущений вниз подкладывался штык нож

3. Провода динамо машины привязываются к пальцам ног(ушам, рукам) и крутится с разной частотой, называется "машина смерти" только слышал о таких темах

4. "Пробить лося" Руки ставятся в крест на лбу, чтобы не оставлять синяков на голове, удар наносится рукой(ногой, сапогом, табуреткой)

5. "Слоник" На солдата надевают противогаз, перекрывают доступ воздуха, потом резко открывают доступ дают глотнуть воздуха и производится удар в грудь рукой или ногой

10. "Велосипед" солдат ложится на спину, в пальцы ног вставляются спички и поджигаются, от огня солдат начинает крутить ногами похожее на кручение педалей

История, которая случилась в Челябинском танковом училище с рядовым Сергеем Сычевым, напомнила власти и гражданам о существовании армейской дедовщины.
Анатолий Приставкин, советник президента, писатель. Так издевались, что мне пришлось лечь в госпиталь. Нас заставляли сто раз отдавать честь фуражке, отправляли на кухню чистить неостывшие котлы или на морозе чистить картошку. Один сослуживец не выдержал и покончил с собой, а другого, еврея, постоянно избивали из-за того, что он не успевал одеться "за одну спичку".

Михаил Прусак, губернатор Новгородской области. Все было, но я же мужик, и рассказывать об этом не стану. К тому же я умел постоять за себя. Я служил на полигоне Варшавского договора, там шибко не забалуешь, но и там дедовщина была.

Валерий Драганов, председатель комитета Госдумы по экономической политике. С издевательствами я столкнулся в первую же ночь. Служил я в элитных ракетных войсках стратегического назначения. Старшина, или, как его еще называют, "кусок", потребовал снять обручальное кольцо. Я отказался, тогда он завел меня в каптерку и избил.

Михаил Зелиханов, депутат Госдумы, член комиссии по проблемам Северного Кавказа, академик РАН. Я служил во время войн в Афганистане и в Чечне и с дедовщиной никогда не сталкивался. Там неуставных отношений просто быть не могло.

Сергей Самойлов, советник президента России. С издевательствами не сталкивался, но были межнациональные стычки. Если обижали ребят с Кавказа, они вставали на защиту друг друга. У русских такой сплоченности не было.

Юрий Коропачинский, председатель совета директоров компании "Сибмашхолдинг". Кокарды на фуражке не загибал, шапки ваксой не красил, сапоги утюгом не гладил. Но драться приходилось. Хотя трагического характера это не носило. Я уволился в звании старшины, чем страшно горжусь. А то, что дедовщина переходит в извращенные формы, зависит от конкретных командиров.

Тигран Кеосаян, режиссер, актер. Надо мной не издевались. Но не из-за того, что я был весь из себя такой дыховичный, а из-за того, что у нас было землячество. Самое страшное, когда внешне вроде бы все нормально, а на самом деле ужас. В нашей армии били, бьют и будут бить. И свой первый фильм "Солнечный берег" я снял как раз про жизнь в армии и дедовщину.

Франц Клинцевич, глава Российского союза ветеранов Афганистана. Сержант заставлял в столовой целое подразделение пересаживаться с места на место. Мне это надоело, я налил себе суп и стал есть. Сержант ударил меня рукой, в ответ получил удар ногой. Сержанта увезли в госпиталь, а меня на гауптвахту на пять суток. Потом еще раз была драка между нами, но я был крепким, и ко мне приставать перестали. Да и гордость у меня была: в армию-то я пошел после учительства в школе. Дедовщина в армии существовала всегда. Это отражение природы мужских отношений.

Геннадий Гудков, депутат Госдумы, лидер Народной партии. Приходилось в больших количествах подъемы переворотом делать, кричать кукареку. А приятель в соседней роте от кошмаров, которые у них были, и в санчасти скрывался, и таблетки глотал, и членовредительством занимался. Другой новобранец из их роты схватил автомат и чуть всех не расстрелял, неизвестно, что его остановило.

Альфред Кох, бывший вице-премьер России. "Деды" меня боялись: я пришел служить уже кандидатом в мастера спорта по борьбе. Деды поняли: дадут мне в морду — получат сами. Но пытки в армии я все же испытал. Во-первых, пытку голодом. Не понимаю, почему в солдатских буфетах продают одни конфеты, а не колбасу и консервы. Во-вторых, я так и не понял, почему солдатам разрешено мыться раз в неделю, а казармы драятся два раза в день.

Геннадий Селезнев, независимый депутат Госдумы. У нас никто ни над кем не издевался. Я служил в хорошей воинской части под Плесецком. В роте не было ни одного человека без среднего образования. А в нынешнюю армию призывают в основном безграмотных, бродяг и наркоманов. И, естественно, они издеваются над нормальным человеком.

Михаил Кузнецов, Моя служба была похожа на ту, которую описывают в сериале "Солдаты". Правда, был случай, когда "дедушка" потребовал мой новый значок. Я не отдал — "дедок" был слабым. Потом уже я понял, что надо было пойти человеку навстречу. По-моему, масштабы дедовщины преувеличены. Молодые люди боятся тягот службы и прикрываются дедовщиной.

Михаил Делягин, председатель президиума Института проблем глобализации. Армия мне иногда снится даже сейчас. В армии есть свои неписаные правила, и если им абсолютно следовать, то ничего страшного не произойдет. Главное — принять их на время службы. А те, кто не захотел этого понять, конечно, и в наше время возвращались с подорванным здоровьем.

Виктор Илюхин, депутат Госдумы, лидер Движения в поддержку армии. Я служил на подводной лодке, там ни о каких издевательствах и речи быть не могло. Походы длятся по три-четыре месяца, и обиженный мог просто открыть назло кингстоны — и все бы погибли. Любой матрос это понимает. Конечно, старослужащие дергали молодых, но не издевались.

Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по законодательству, бывший министр юстиции. Меня раз избили, но я дал отпор. И меня оставили в покое. Дедовщина у нас была, но не в такой извращенной форме, как сейчас. Тогда унижали и издевались только над теми, кто не сопротивлялся. Их заставляли петь песни, стоять ночью на табурете, кукарекать или даже поджигали спички, вставленные спящим между пальцами ног.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России. Я служил в середине 60-х, и тогда ничего подобного в советской армии не было. Максимум, что я видел,— это межнациональные драки между узбеками, хохлами и молдаванами. Все шалости, которые были тогда, сейчас можно назвать детсадовскими.

Рамазан Абдулатипов, чрезвычайный и полномочный посол России в Таджикистане. Как можно измываться над девяностокилограммовым спортсменом под два метра ростом? Первые три дня в армии мы с товарищем были посудомойками. Однажды старшина сказал, что посуда жирная, мы перемыли тарелки, а он стал поливать нас матом. В ответ мы молча засунули его в ванну, в которой мыли посуду. Нас арестовали, но, поскольку мы еще не приняли присягу, все прошло без особых последствий. За пять лет службы я, конечно, видел дедовщину, но она никогда не носила циничных форм.

Владимир Катренко, заместитель председателя Госдумы. Мама и папа меня здоровьем не обидели, так что издеваться надо мной даже не пытались. Я служил в ГДР, но проявления дедовщины и там были. Самыми жестокими дедами были те, кто в начале службы попал под гнет мерзавцев. Перед дембелем они пытались отыграть свое.

Виктор Шершунов, губернатор Костромской области. Иногда приходилось убирать за старшего товарища его участок. Но на тумбочке я никогда не стоял и не выкрикивал оставшиеся дни до дембеля. Я служил в 1968-1971 годах, когда на флоте был переходный период. До нас призывники служили по четыре года, поэтому без дедовщины не могло обойтись. Это армейская традиция, существующая веками. Но на нашем корабле ЧП не было.

Иосиф Кобзон, председатель комитета Госдумы по культуре, народный артист СССР. У нас в Закавказском военном округе дедовщины не было. В то время еще существовал институт политработников, были замполиты и члены советов, которые занимались воспитательной работой и следили за неуставными отношениями. Демократы все это уничтожили.

Виктор Шендерович, журналист, писатель. Мне казалось, что надо мной издевались сильно. Но после того, что я узнал об армии за последние годы, я понял, что у нас был санаторий.

Вопрос недели / Шесть лет назад* Вы готовы послужить родине?

Владимир Путин подписал указ о призыве резервистов. Мы решили узнать, многие ли готовы надеть военную форму.

Геннадий Меликьян, зампред правления Сбербанка России. Я всегда готов защитить отчизну с оружием в руках. Почему нам нужна особая встряска, чтобы поднять резервистов, словно медведей из берлог?

Сергей Кириенко, лидер фракции "Союз правых сил". Меня не призовут — я защищен законом. Но если такое произойдет, пойду туда, где служил, в войска связи.

Альфред Кох, председатель совета директоров инвестиционной компании "Монтес Аури". Меня не будут об этом спрашивать, если призовут. Но я не хочу идти на сборы. И ладно был бы толк в этом, так ведь ничего, кроме вшей, пьянки и карт, не будет.

Сергей Бабурин, лидер движения "Российский общенародный союз". Готов, но только не в тылу. Канцелярщина не для меня.

Олег Газманов, певец. Мне так надоели концерты, что я готов уехать даже на сборы. Лишь бы сменить обстановку.

Евгений Михайлов, губернатор Псковской области. Меня не призовут — я же губернатор. Но если б призвали — пошел. Время сложное, офицеров для службы в штабах не хватает.

Андрей Соколов, актер, режиссер. Вряд ли меня призовут. Тогда придется менять весь репертуар театра. Я даже не хочу думать об этом.

Иван Охлобыстин, кинорежиссер. Пусть профессионалы готовятся. А нас, занятых мужиков, на кой хрен потребовалось с печей стаскивать?
* Должности указаны на момент опроса.

Один из моих френдов, с исключительно интересным журналом написал пост http://kirey-caustic.livejournal.com/501395.html и дал ссылку на прозу про жизнь ЗабВО во второй половине 80х. Кто в теме поймёт о чём речь. В армии и так хватало и хватает беспредела, но с удалением от Москвы неуставняк возрастает в геометрической прогрессии. А с пересечением Урала- вообще скачкообразно. Особенно страшно там москвичам, питерцам и т.н. интеллигентам. Я пока не всё прочёл, но вещь сильная, всем рекомендую. Вот ссылка http://flibusta.net/a/19722

А вообще затронутая тема не исчерпаема. Ведь как бывает: Один и тот же человек в зависимости от условий может поднятся в авторитете, потом поменялись внешние условия и он уже опущенный, кажется навсегда. Но вновь меняется окружающая среда и вчерашний опущенец становится неприрекаемым авторитетом.
Со мной лично были интересные метаморфозы. Детство до 5 класса протекало ровно, дружили все в школе и классе. Не помню в столь раннем возрасти больших проблем, хотя с первого класса все мальчики поделены были условно на "сильных" и "слабых". Была ещё категория "психов" с которыми лучше не связываться. Среди них могли быть и сильные и слабые физически.
Жёсткое разделение пошло с пятого класса, нам было по 11 лет. Построили новую школу рядом и всех, учившихся вместе с 1го класса, раскидали и перемешали по разным школам и классам.
Верьте или нет, там начался беспредел сопотовимый с лютой армейской дедовщиной и я, будучи домашним затюканным ребёнком, поставить себя не сумел. Мне жилось хреново до самого конца 8го класса. Как потом выяснилось, вокруг меня учились конченные отморозки, многие за лето после 8го класса сели, не дотянув до ПТУ за серьёзную даже по взрослым меркам уголовщину на любой вкус. Дело в Перово происходило- криминальном заповеднике.
Поскольку у нас в школе формировался только один девятый класс из четырёх восьмых, то с девятого класса весь беспредел сам собой прекратился, там никого не было, склонного к силовым решениям вопросов. За два года 9-10 класс никто ни с кем ни разу не то что бы не подрался, по моему голос не повышали друг на друга.
За эти два года я и физически окреп и вырос и как то забыл о том что на меня когда то могли наезжать. Потом уже, прибавив ещё и в силе и в жизненном опыте, с 22 лет был в одной из люберецких бригад (конец 80х) причём уважаемым человеком. На центре, где мы получали со спекулянтов и валютчиков (их ещё называли "утюгами"), я встречал и своих бывших до 8го класса "авторитетных" одноклассников.
Деньги они мне давали как миленькие, заискивающе улыбаясь, часто ссылаясь на то что мы старые друзья, чуть ли не братья, стараясь получить от меня какие нибудь привелегии.
В глазах у них, не слабых молодых мужиков, только страх и заискивание. И я знал природу их страха- а не начну ли я припоменать старые обиды, счёты сводить...
Ещё один яркий случай мне рассказал товарищ, служивший срочную на Сахалине в начале 80х. Там у них лютая дедовщина было, а одного духа по фамилии Петухов, не только звали Петухом, но и "вафлили" некоторые деды. Причём делали это публично, на глазах всей роты после отбоя. Мой товарищ, тоже в то время дух, за этим тоже вынужден был наблюдать. Прошло время и их роту раскидали по разным частям и уже будучи сам дедом, мой товарищ был послан в командировку в незнакомую часть. Там он как приехал, в первый же вечер послал за чем то подвернувшихся местных духов, кажется, в столовую за жратвой. Вскоре духи вернулись ни с чем, сказав, что им принести что было приказано не позволило местный очень авторитетный дед. Мой приятель, сам здоровый накаченный дед, решил выяснить кто ему обломал кайф, а заодно и познакомиться с местным авторитетом. Какой же шок он испытал, увидев приближающегося вконец оборзевшего Петуха. Оказывается Петух действительно был в этой части учень уважаемым дедом.
Когда мой товарищ пообещал расказать о его прошлом, с Петуха вся спесь слетела и он чуть не на колени упал, умоляя ничего не говорить.
Ведь скажи хоть слово мой кореш, Петуху наступил бы мгновенный писец, из авторитетов обратно в обиженку в одну секунду и это ещё самый лучший для него был бы финал...
Вообщем очень сильно в экстремальных условиях бытие определяет сознание....

Устав советской армии гласил: «…солдат обязан стойко переносить все тяготы и лишения военной службы». Изречение идеально подходит и для российских вооруженных сил , которые по праву считаются наследником традиций «непобедимой и легендарной». Нынешних призывников зачастую пугает не строгий режим или чрезмерные физические нагрузки, а неуставные отношения в армейских коллективах, получивших название дедовщина.

Сегодня насилие и издевательства в армии стали настолько массовым и обыденным явлением, что российское общество практически не обращает на них внимание. Только в самых вопиющих случаях начинается шумиха в СМИ, и виновные могут понести заслуженное наказание в суде. Но такое случается редко.

Дедовщина в армии – не изобретение последних лет, не очередное «наследие проклятых 90-х», она пришла к нам из эпохи СССР. Ряд экспертов, занимающихся этим вопросом, утверждают, что неуставные отношения между военнослужащими существовали уже во время Великой Отечественной войны.

Особые отношения между старослужащими и молодыми бойцами есть в любой армии мира. Наверное, они существовали еще в легионах Римской империи. Говоря еще шире, своеобразная «дедовщина» присуща любому замкнутому мужскому коллективу. Но нигде они не выражаются в такой уродливой и позорной форме, как в российских вооруженных силах. Почему так происходит?

Чтобы разобраться в этом вопросе и найти способ бороться дедовщиной, нужно сначала дать определение ей. А затем попытаться отыскать истоки явления в нашей истории, далекой и совсем близкой.

Что называют дедовщиной

Дедовщина – это неофициальная иерархия в армейской среде, определяющая правила отношений между военнослужащими. Обычно она распространена на низшем уровне армейской структуры – среди рядовых, сержантов, ефрейторов.

В подобной системе статус бойца определяется фактическим сроком его службы, что безусловно можно считать грубым нарушением воинских уставов. Обычными проявлениями дедовщины являются издевательства, эксплуатация, физическое и сексуальное насилие, то есть действия, носящие полукриминальный или криминальный характер. Свой аналог дедовщины существует и на флоте. В ВМФ РФ он называется «годковщина».

Неуставные отношения не следует путать с притеснениями срочников по национальному, религиозному или языковому признаку. Подобные случаи относятся к проявлениям так называемого землячества.

Понятия «дедовщина» и «неуставные отношения» обычно рассматривают как синонимы, что является не совсем корректным. Последний термин гораздо шире: в него входят случаи насилия над солдатами со стороны офицеров или конфликты между военнослужащими на почве личной неприязни. С юридической точки зрения, все они подпадают под статью 335 УК РФ.

Закон разделяет все случаи неуставных отношений на две большие группы:

  • дедовщина;
  • казарменное хулиганство.

К первой категории относятся все насильственные действия солдат с большим сроком службы по отношению к молодым: принуждение к выполнению хозяйственных работ, избиения, психологическое давление, проведение различных «ритуалов». Причем в данном случае правонарушение направлено на утверждение статуса старослужащего.

Под вторым определением понимаются любые незаконные и насильственные действия (избиение, драка, поножовщина), возникшие в результате личных отношений, межнациональной или религиозной неприязни между военнослужащими. То есть их мотивом не было неформальное положение, связанное со сроком службы участников конфликта.

Дедовщина – отвратительное явление. Трудно сказать, скольким молодым россиянам она стоила здоровья, а то и жизни. Огромное количество солдат возвращается на «гражданку» с поломанной психикой, сея вокруг себя жестокость и насилие, жертвами которых они оказались в казармах. Неуставные отношения серьезно подрывают авторитет института вооруженных сил в обществе, принуждают юношей уклоняться от призыва в армию, «косить», давать взятки.

Официальной статистики относительно неуставных отношений в России не существует, армейское руководство по понятным причинам разговаривать на эту тему не любит.

Можно добавить, что явления, подобные дедовщине, существуют во многих закрытых коллективах: в школах, интернатах, некоторых социальных заведениях. Обычно жертвами издевательств становятся слабые физически, нерешительные или младшие по возрасту учащиеся.

Как построена армейская иерархия

Дедовщина не означает беспредел или анархию. Это не просто способ умудренных службой солдат измываться над неопытными товарищами, а жесткая и стройная система, выстроенная в течение многих поколений. Существует целый «табель о рангах», согласно которому, военнослужащие получают статус и неофициальное звание в зависимости от срока службы. При переходе с одной ступени иерархической лестницы на более высокую, солдат должен пройти особый ритуал, сопровождающийся, как правило, причинением физической боли. Их названия (скорее, клички) могут меняться в зависимости от вида и рода войск, но в целом они похожи:

  • «Запахи», «духи бесплотные», «быки», «карантины» - военнослужащие, находящиеся на карантине, еще не принявшие присягу;
  • «Духи», «отцы», «воробьи», «ЧИЖи» (человек, выполняющий желания) - солдаты, прослужившие менее полугода;
  • «Слоны», «гуси», «вороны» (ВДВ), «моржи», «щеглы», «мамонты», «караси» (ВМФ) - военнослужащие, находящиеся на втором полугодии службы;
  • «Черпаки», «черепа», «борзые караси», «годки» (флот), «помазки» - солдаты, прослуживший один год;
  • «Дедушки», «деды», «старики» - срок службы более полутора лет. От термина «дед» и пошло название неуставных отношений;
  • «Дембель» - неофициальный статус военнослужащего после выхода приказа об увольнении в запас.

В системе неуставных отношений деды имеют самое привилегированное положение. В казарме их слово – закон. Особенно это касается «духов» и «запахов». «Деды» в армии избегают участия в хозяйственных работах – этим занимаются «молодые» бойцы, хотя и старослужащие вынуждены соблюдать некоторые традиции. Например, еще с советских времен повелось, что в «стодневку» – за сто дней до приказа о демобилизации – «дед» обязан отдавать свое масло «духам».

Военнослужащие, прослужившие более одного года («черпаки», «черепа»), согласно казарменной иерархии, занимают промежуточное положение. Они не имеют полной власти над молодыми солдатами, но уже не занимаются уборкой территории или помещений. «Черпаки» следят за порядком, присматривают за «духами», контролируют соблюдение негласных казарменных законов. Они же приводят в исполнение наказания, которые назначены старослужащими «слонам» и «духам». «Черпаки» имеют право сидеть в присутствии «дедов» и «дембелей», им можно есть гражданскую пищу, подшивать одежду и расстёгивать верхнюю пуговицу. Они даже могут употреблять алкоголь, но только с разрешения «дедов». Полную власть над молодыми солдатами «черпаки» получают после призыва собственных «духов», то есть к окончанию полуторагодового срока службы. Применять силу они могут только с одобрения старослужащих.

Молодые солдаты в первые шесть месяцев службы вообще не имеют никаких прав. До достижения ранга «черпака» у них есть только обязанности. Они не могут перешивать свою форму , посещать чайную, держать руки в карманах, их передачи из дому обычно попадают к старослужащим. Новобранцы полностью обслуживают «дедов», вплоть до стирки их нижнего белья и носков.

«Дух» обязан терпеть издевательства сослуживцев, стоящих выше него в казарменной иерархии, заниматься выполнением самых грязных и тяжелых работ, его могут избить за малейшую провинность.

В завершение можно добавить, что после уменьшения срока службы до одного года, вышеописанная система постепенно уходит в прошлое. За двенадцать месяцев она просто не успевает сложиться.

Ритуалы, связанные с дедовщиной

За десятилетия своего существования дедовщина превратилась в настоящую субкультуру, породив множество ритуалов, обрядов и традиций. Большинство из них гражданскому человеку кажутся странными, а часть имеет откровенно садистский характер.

Вот некоторые из них:

  1. «День золотого духа» («День офигевшего духа», «Полтинник»). Он наступает за пятьдесят дней до приказа о демобилизации. В этот день молодые солдаты и старослужащие меняются местами: «духи» получают право делать с «дедами» все, что угодно - бить, привлекать к уборке, заставлять отжиматься, отбирают еду и сигареты. Согласно традиции, «деды» не могут давать отпор или сопротивляться. «Черпаки» находятся в стороне и ни во что не вмешиваются. Теоретически «духи» могут давать старослужащим любые указания, но этим редко злоупотребляют, ибо все понимают, что завтра все опять будет по-старому. Правда, в некоторых частях мстить за приказы в этот день считалось неправильным. Подобный обычай кажется абсурдным, но он дает молодым солдатам почувствовать работу системы неуставных отношений: через год именно они будут поддерживать порядок в полку или роте. Можно добавить, что похожая традиция существует во французском Легионе , однако, там местами меняются офицеры и солдаты;
  2. Колыбельная для «деда». Ночью молодой солдат, стоя на тумбочке или пирамиде из стульев рядом с кроватью старослужащего, должен читать рифмованный текст о скором дембеле или увольнении. Существует множество вариантов его содержания;
  3. «Дембельский поезд». Этот ритуал можно назвать «классикой жанра». Он представляет собой настоящее театрализованное выступление, которое молодые бойцы устраивают для старослужащих. «Деды» играют в пассажиров поезда, везущего их домой после дембеля. «Духи» раскачивают кровати, подражают звукам вокзала и движущего состава. Одному из бойцов достается роль проводника, который подает чай «пассажирам». Других молодых военнослужащих заставляют бегать и махать зелеными ветками, изображая деревья, мелькающие в окнах вагона. Детали и сценарий этого представления могут меняться в зависимости от желания и фантазии старослужащих. Например, в действе нередко участвует «начальник поезда», распекающий нерадивого «проводника»;
  4. «Ночное Вождение». Молодого солдата заставляют с закрытыми глазами ползать на четвереньках под кроватями казармы. При этом ему подаются различные команды: при «повороте направо» он должен открыть правый глаз и повернуть в соответствующую сторону, при приказе «задний ход» – он открывает оба глаза и движется назад;
  5. «Лось», «Пробивание лося». «Дух» скрещивает руки перед своим лбом, после чего старослужащий наносит по ним удар. Его сила обычно зависит от степени вины молодого солдата;
  6. «Крокодил». Весьма популярный вид издевательства над молодыми бойцами в условиях казармы: видео этого ритуала можно посмотреть в интернете. Особенно распространен он в ВДВ, частях спецназа, разведывательных подразделениях, на флоте. При выполнении этого ритуала, человек упирается руками и ногами в спинки кровати, держа туловище над ней горизонтально. Как правило, «крокодил» - метод коллективного наказания молодых солдат: после отбоя их заставляют провести от пяти до двадцати минут в таком положении. Находиться в нем физически очень тяжело, поэтому подобная кара назначается за серьезные проступки;
  7. «Калабаха». Ритуал, предназначенный для физического наказания молодых бойцов, недолжным образом выполнивших распоряжение «деда». Суть его заключается в том, что «дух» должен принять удар от старослужащего символическим, строго определенным образом. После команды «заводи Калабашку», молодой боец широко расставляет ноги, сгибает туловище и распрямляет руки в стороны. «Дед» или «черпак» бьет его ребром ладони по шее, что служит имитацией отрубания головы. Затем «убитый» должен встать в строевую стойку и сделать доклад старослужащему. Его содержание разнится в зависимости от рода войск и части. Если доклад не нравится, то процедура повторяется. «Калабаха» особенно любима в ВДВ;
  8. «Дембельские вопросы». Ритуал, не связанный с физическим насилием. Он сводится к тому, что старослужащий начинает внезапно задавать молодому солдату самые разные вопросы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего с логикой. Суть ритуала заключается в том, что «дух» должен ежедневно помнить количество дней, оставшихся до приказа;
  9. «Пожар». Данный ритуал часто выполняется сержантами рот. По его команде весь личный состав выносит из помещения имущество, оставляя казарму полностью пустой. Забирается все: кровати, тумбочки, личные вещи. Суть ритуала: рота должна уложиться в определенный норматив по времени. Если это не удается, вынесенное затаскивается обратно, и процесс начинается заново. Причиной «пожара» может быть плохо убранное помещение, наличие запрещенных предметов в казарме;
  10. Сигарета под подушкой. В период «стодневки», старослужащий каждое утро должен находить сигарету под своей подушкой с надписью «до приказа столько-то дней». Ее кладет ночью «дух», специально закрепленный за конкретным «дедом». Особый шик – положить сигарету, не разбудив дембеля. За подобную услугу «дед» отдает «духу» порцию масла. Отсутствие сигареты – серьезный проступок, за которым может быть жестокое наказание;
  11. «Накормить голодана». Только старослужащие пользуются правом принимать пищу вне столовой. Если за этим процессом поймают «духа», то его ожидает кара. Причем это не обычное избиение, а нечто более изощренное. Провинившегося могут заставить просто съесть буханку черного хлеба за один присест либо же накормить из бачка с пищевыми отходами, либо дать ему краюху хлеба, намазанную гуталином;
  12. Команда «Один!». Аналог армейской команды «рядовой, ко мне». Услышав ее, любой «дух» должен подбежать к «деду», встать смирно и представиться. Смысл ритуала в скорости молодого бойца: если она окажется недостаточной, за этим последует наказание;
  13. «Читка Приказа». Ритуал, связанный с публикацией приказа об увольнении в запас. Для его зачитывания выбирается самый молодой солдат. Он залазит на несколько табуретов, поставленных друг на друга, и на самом верхнем садится на корточки. В такой позе солдат должен громко и отчетливо зачитать текст приказа из газеты. Заканчивается подобное «обращение» выдергиванием нижнего табурета из пирамиды. После окончания церемонии старослужащие обычно выпивают, причем спиртное должны достать молодые бойцы;
  14. «Китайский стульчик». Ритуал применяется в виде наказания за незначительные нарушения. Солдата сажают спиной к вертикальной стене, чтобы его согнутые в коленях ноги образовывали прямой угол. В профиль его поза напоминает стул. Длительное нахождение в таком положении вызывает мучительную боль в суставах.

Ритуалами сопровождаются переходы с одной ступени армейской иерархии на другую. Чтобы стать «черпаком» солдату, прослужившему год, необходимо вынести серию ударов бляхой ремня, черпаком или табуретом по ягодицам. Их количество обычно совпадает с числом отслуженных месяцев. Ритуал называется «перебивкой» - аналогичным образом «духов» переводят в разряд «слонов».

В «дембеля» посвящают иначе: бойца «бьют» по мягкому месту тонкой нитью через несколько одеял или матрас, а рядом после каждого удара «от боли» кричит специально взятый «дух».

На военном флоте существует неофициальная иерархия и собственные ритуалы перехода из одной категории в другую. Причем моряки проявляют особую изобретательность. «Карасю», чтобы стать «полторашником», нужно пройти обряд «смывания чешуи»: его либо окатывают водой из пожарного шланга, либо бросают с корабля за борт. Обряд стараются провести неожиданно для «посвящаемого».

Это далеко не все ритуалы и традиции, связанные с неуставными отношениями в армейской среде. Есть и другие, менее распространенные, которые практикуют исключительно в определенных родах войск. Существует любопытная традиция «золотого духа». Если в роте с призывом появляется единственный новобранец, то он получает особый, привилегированный статус. «Деды» должны общаться с ним уважительно - в казарменной иерархии он получает место на уровне старослужащих.

Военнослужащий, потерявший уважение товарищей или не желающий жить по законам дедовщины, может быть понижен в статусе или изгнан из иерархии. Но это делают крайне редко.

Где больше всего дедовщины

Существует мнение, что неуставные отношения чаще возникают в менее престижных частях типа стройбата. Это заблуждение. Факты дедовщины обнаруживались в самых «элитных» подразделениях российской армии. Считается, что неуставные отношения менее распространены среди военнослужащих, имеющих постоянный доступ к огнестрельному оружию. Хотя в Афганистане дедовщина цвела буйным цветом и нередко принимала самые жестокие формы.

Значение имеет не род войск или место дислокации подразделения, а профессиональные качества командного состава. Наибольший уровень неуставных отношений наблюдается в частях, где офицеры не справляются со своими прямыми обязанностями, не вникают в повседневную жизнь солдат и сержантов, находящихся под их началом.

Неуставные отношения в царской армии

Из учебников истории и произведений классиков мы знаем, что русская армия времен Суворова или Кутузова была суровой школой жизни. Служили по двадцать пять лет, а мордобой и жестокие телесные наказания считались нормой. Рукоприкладством в основном занимались унтер-офицеры, которые таким образом поддерживали порядок в армейском коллективе. До нас не дошли сведения об издевательствах солдат друг над другом. Некий прообраз дедовщины существовал и тогда. Еще со времен Петра Первого к новобранцу приставляли опытного солдата – «дядька». Он учил молодого, как вести себя в новом коллективе и помогал в освоении армейских премудростей, в обмен на что «дух» выполнял поручения «дядька», чистил оружие, чинил амуницию. Подобная практика выглядит довольно логично и не кажется унизительной.

В то время солдаты больше страдали от официальных телесных наказаний, которые отменили в 1904 году. Попытка их возрождения в 1916 году привела к окончательному подрыву морального духа российской армии.

В XIX веке явление, весьма напоминающее современную дедовщину, получило широкое распространение в военных учебных заведения Российской империи. Об этом осталось множество воспоминаний современников. Причем неуставные отношения царили в самых престижных училищах страны: в Пажеском корпусе, Николаевском инженерном училище. Новичков не только избивали или издевались над ними – возникла иерархическая система, похожая на ту, что действовала в советской армии. В Николаевском кавалерийском училище юнкера младших курсов назывались «зверями», старших – «корнетами», а второгодников именовали «майорами».

Одним из первых решений молодой советской власти была полная отмена телесных наказаний в армии. В довоенный период ничего похожего на современную дедовщину в РККА не было – все процессы в армии жестко контролировались. Максимум, что могли сделать старослужащие, это пошутить над новобранцем. Любая же попытка создать, сплотить «дедов» для решения вопросов в воинском подразделении, могла привести к тюремному сроку.

Нет упоминаний о случаях неуставных отношений во время войны. Да и откуда им было взяться, если жизнь пехотинца на передовой обычно измерялась несколькими атаками? По заявлениям очевидцев, новобранца могли заставить поменяться обувью или обмундированием, и то подобные практики были скорее исключением, чем правилом.

Есть мнение, что неуставные отношения в армию пришли вместе с заключенными, призванными на фронт из лагерей. Действительно, они во многом напоминают жизненный уклад «блатных» на зоне, но в то время дедовщина не получила широкого распространения.

Считается, что неуставные отношения появились в советской армии на рубеже 60-х и 70-х годов.

Есть несколько версий, почему так случилось:

  1. Согласно первой, дедовщина появилась после сокращения срока службы, которое произошло в 1967 году. Причем данное решение касалось только вновь призванных солдат и сержантов. Мобилизованные ранее - дослуживали срок полностью. Естественно, что такое положение дел не понравилось старослужащим, которые принялись вымещать свою злость на новобранцах;
  2. Второй возможной причиной зарождения дедовщины называют решение о призыве в армию людей с криминальным прошлым, что раньше абсолютно не допускалось. В конце 60-х годов в Советском Союзе бушевал демографический кризис, вызванный огромными людскими потерями в войне, поэтому руководство страны было вынуждено пойти на такой шаг. Обществу это было подано как попытка исправить уголовников, но получилось ровно наоборот: призывники с тюремными «ходками» принесли в армейскую среду элементы воровской субкультуры;
  3. В конце 60-х годов командиры стали массово использовать солдат и сержантов для выполнения хозяйственных работ и извлечения для себя материальной выгоды. Подобная деятельность, абсолютно не предусмотренная уставом, требовала создания новой системы отношений, в которой старослужащие контролировали бы работу молодых солдат. Чтобы сломать новобранцев, на них оказывалось психологическое и физическое давление. Со временем офицеры увидели в «дедовщине» удобный и эффективный механизм управления солдатами. Так она стала частью советской военной машины.

Распространенным заблуждением о дедовщине является уверенность в отсутствии неуставных отношений в горячих точках. Мол, доступность боевого оружия отрезвляет горячие головы и останавливает издевательства над молодыми солдатами. Опыт Афганистана, а затем и Чечни показывает ошибочность такого мнения. В ОКСВА дедовщина процветала как в тыловых частях, так и в подразделениях, активно участвующих в боевых действиях. Офицеры прекрасно знали об этом явлении, но считали борьбу с ним нерациональным.

Дедовщина - это явление, появившееся в позднем Советском Союзе. Именно тогда сформировалась казарменная иерархия, появились ритуалы неуставных отношений

70-е и 80-е годы стали периодом «расцвета» неуставных отношений в Советской армии. Об этом свидетельствуют практически все, кто проходил службу в это время. «Дедовщина» стала главной «скрепой» Вооруженных Сил СССР в последние десятилетия их существования. Тогда родилось большинство традиций и ритуалов неуставных отношений. Офицеры в большинстве не противостояли явлению, а использовали его для личных целей.

Что изменилось в новейшее время

В 90-е годы ситуация стала еще хуже. Тяжелейший экономический кризис привел к развалу армии – из нее стали массово уходить толковые офицеры. Общество захлестнула волна криминальной романтики, на блатном жаргоне начали говорить ученики в школах. Все это способствовало дальнейшему проникновению уголовной культуры в армию. Неуставные отношения еще более ожесточились: теперь у молодых солдат стали вымогать деньги, появились случаи сексуального насилия в казармах, избиения все чаще заканчивались убийствами.

Изменения к лучшему появились только в начале «нулевых» годов. В стране улучшилось экономическое положение, что позволило существенно увеличить финансирование армии. Проблема дедовщины стала настолько острой, что военному ведомству пришлось заняться борьбой с ней.

В 2006 году Госдума приняла поправки к закону о воинской обязанности, согласно которым, срок службы с 2007 года уменьшался до полутора лет, а с 2008 – до года. Это решение в кратчайшие сроки нанесло по неуставным отношениям в армии сокрушительный удар - оно начало ломать всю систему отношений в неофициальной воинской иерархии. Сейчас разница между новым и старым поколением в казарме составляет всего лишь полгода. В последние годы армия взяла курс на увеличение количества контрактников в своих рядах. С 2017 года все корабли Северного флота уже комплектуются матросами, служащими по контракту.

В 2018 году военная прокуратура сообщила, что количество случаев рукоприкладства уменьшилось на 18% по сравнению с 2016 годом. Уменьшение срока службы значительно улучшило ситуацию с неуставными отношениями, но полностью решить ее не смогло. Доказательство этому – многочисленные видеоролики с издевательствами над солдатами, выложенные в интернете. Это подтверждают и представители общественных организаций, хотя и они говорят об уменьшении уровня проблемы.

Привычные армейские касты просто не успевают сложиться за год, поэтому сегодня неуставные отношения принимают другие формы. Чаще новобранцы жалуются на вымогательства денег, все больше преступлений совершают военнослужащие, стоящие рангом выше. Причем поборы происходят под угрозой насилия или даже убийства. Правозащитники заявляют, что главной причиной, способствующей дедовщине, является закрытость армии.

Можно ли противостоять дедовщине

О неуставных отношениях существует множество мифов, появившихся в основном благодаря кинематографу и художественной литературе. Один из самых распространенных гласит, что новобранец, сильный морально и хорошо подготовленный физически, вполне может противостоять проявлениям дедовщины в армии, способен дать отпор старослужащим и защитить себя от унижений и издевательств.

К сожалению, это иллюзия. Молодой солдат может быть физически сильнее любого «деда» в казарме, но если в части существуют неуставные отношения, против него выступит весь армейский коллектив. После проявления неповиновения он автоматически попадет в «черный список» с вытекающими последствиями. Бунтаря будут изводить уставом, помещать на гауптвахту, устроят бойкот.

Нужно четко понимать, что дедовщина в армии практически невозможна без молчаливого одобрения командования. Солдат с сильной волей теоретически может противостоять сослуживцам, но против офицеров и командира части он бессилен. От неуступчивого бойца будут требовать строжайшего выполнения всех уставных положений, причем в случае любых нарушений под наказание обязательно попадут военнослужащие его собственного призыва. Так неуступчивый солдат может быть легко лишен любой поддержки в казарме и превращен в изгоя.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них