Приказная реформа содержание. Приказная реформа на руси

В середине XVI в. в России завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления - сложилась разветвленная сеть приказов. Перерастание

дворцово-вотчинной системы в приказную было показателем централизации Российского государства, так как дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Приказы - это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Первые приказы

появились еще до реформы Ивана IV, когда функции управления теми или иными вопросами стали поручаться (приказываться) боярам. К середине XVI в. в стране существовало около 20 приказов. Ведущая роль в период становления приказной системы принадлежала военно-административным приказам. В числе реформ, проведенных Иваном IV, была военная реформа, реорганизовавшая армию. Основу русской армии составили дворянская конница и стрельцы.

Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Создание постоянного стрелецкого войска явилось большим шагом вперед в организации военных сил России. Первоначально стрельцов было три тысячи.

Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военная реформа предусматривала усиление артиллерии

(для ее управления создан Пушкарский приказ), наем в русскую армию иностранцев привел к созданию Иноземного приказа. Для несения пограничной службы стали привлекать казачество - возник Казачий приказ, ведавший казачьими войсками. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал созданный в начале XVI в.

Разрядный приказ, фиксировавший все назначения на службу, перемещения в должностях на основе принципа местничества, т.е. родовитости и знатности. Поместный приказ ведал поместными земельными владениями служилых дворян. В его функции входил контроль по обеспечению дворян поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами.

В это же время появились специальные территориальные приказы, в ведении которых находилось управление территориями, присоединенными к России или осваиваемыми (Казанский приказ).

В период сословно-представительной монархии возник в России зародыш центрального полицейского органа. Сначала это была Боярская дума по разбойным делам, а затем Разбойный приказ, в компетенцию которого входила разработка для местных органов наказов по борьбе с общеуголовными преступлениями и назначение на места соответствующих должностных лиц. Этот приказ уже в середине XVI в. возглавил систему полицейско-сыскных органов. В данном приказе утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных изб; во второй инстанции рассматривались разбойные и тяжебные дела. В Москве полицейские функции выполнял Земский приказ.

Дворцовые приказы обслуживали личные потребности царя и его семьи. Их было несколько: приказ Конюшенный ведал царской конюшней, были Ловчий, Сокольничий, Постельничий и другие приказы.

Должности руководителей этих приказов считались особо почетными, и по принципу местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы. Специально для рассмотрения обращений к самому царю дворян и детей боярских как особая их привилегия при Иване IV был создан

Челобитный приказ. Для ведения дел о холопах создан Холопий приказ, тогда как прежде ими занимались местные органы управления и Каенный приказ. В Холопьем приказе в особых книгах регистрировались кабальные записи, рассматривались иски по делам о беглых холопах.

Особо важную роль выполнял Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами, которыми до этого занимались многие органы, в том числе Боярская дума. Отсутствие единого центра посольского дела создавало значительные неудобства: прежде всего при большом числе лиц, участвовавших в регулировании межгосударственных отношений, трудно было со- хранить государственную тайну.

Посольский приказ вел переговоры с представителями иностранных государств, вырабатывал важнейшие документы по внешнеполитическим вопросам с обоснованием позиции Российского государства, решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Роль Боярской думы в результате создания Посольского приказа в решении вопросов внешней политики снизилась. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. По мере усложнения задач государственного управления число приказов росло. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной, но в то же время создало значительный бюрократический аппарат и стиль его работы.

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады – кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства – созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

Судебник Ивана IV был обнародован в июне 1550 г. Он определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Усиливалась центральная государственная власть, ограничивались в правах наместники. Выборным от народа (старостам, сотским) предоставлялось право участвовать в суде. Судебник подтвердил право Юрьева дня, но увеличил размеры денежной суммы, которую крестьянин-арендатор платил владельцу земли.

Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора, сведенные в 100 глав, включали в себя: передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души;

запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Налоговая реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом – большой сохи. Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли. Для служилых людей одна единица налога бралась в среднем с 800 четвертей земли, для церкви – 600 четвертей, с черносошных крестьян – 500 четвертей.

Военная реформа. В нач. 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян.

Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Реформа центрального управления. Приказы

В царствование Ивана Васильевича окончательно оформляется приказная система. Приказы принимают значение отраслевых министерств. Прежде многие из них носили характер дворцовых ведомств, на что указывали их названия - приказ Ловчий (1509), Казённый (1512), Большого дворца (1534).

При царе Иване IV появляются следующие приказы: финансовый приказ Большого прихода (1554), Земский (1564), Печатный (1553), Полоняничный (начало 1550-х), Посольский (1549), Разрядный, Стрелецкий (1571), Холопий (1550-е), Челобитный (1550-е), Ямской (1550).

Военные реформы Ивана IV привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, а также Поместного приказа, который занимался обеспечением служилых людей землёй. К 1550-м относится появление Стрелецкого приказа, ведавшего регулярными подразделениями русской армии - стрелецким войском.

Упорядочивание системы «ямской гоньбы» привело к возникновению Ямского приказа - государственной службы связи.

Введение местных губных учреждений, занимавшихся сыском и наказанием уголовных преступников, вызвало организацию Разбойного приказа.

Расширение международных связей Московского государства способствовало созданию Посольского приказа.

Следствием «собирания земель» явилось учреждение, преимущественно в 1560-х, административно-финансовых и судебных приказов территориального характера. К ним относились приказы Костромской четверти, Новгородской четверти, Устюжской четверти, приказа Казанского дворца.

Несмотря на возникновение системы центрального управления, количество профессиональных бюрократов в московском государстве было ничтожным, не сравнимым ни с современными ей западно-европейскими странами, ни с Россией петербургского периода.

Столь любимые либеральными критиками ситуации, когда государственные чиновники больше работают на себя, чем на государство, были невозможны в эпоху Ивана Грозного. Казнокрадство, мздоимство, действия в интересах знати или своего кармана каралось быстро и однозначно - смертью.

Феодалов, вроде Курбского, бесило, что чиновников царь «избирает их не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства, а от ненавидячи творит вельмож своих».

Недовольный новыми порядками боярин Т. Тетерин писал боярину М. Я. Морозову: «Есть у великого князя новые верники-дьки… у которых отцы вашим отцам в холопстве не пригожалися, а ныне не только землею владеют, но и вашими головами торгуют».

Пропагандист Гваньини, работавший на польского короля, с возмущением замечает: «Простолюдинов он делает, большей частью по собственной воле (в чем ему никто не прекословит), дворянами, воеводами и чиновниками».

Что ж, дьяки (чиновники) в самом деле происходили из грамотных простых людей, преимущественно «поповского рода». Их квалификация была на голову выше чем у знатных персон, поэтому их действительно включали в состав правительства, где они становились «думными дьками», назначали комендантами крепостей и командирами гарнизонов.

Михалон Литвин с восхищением писал о порядках, установленных в Московии: «Москвитяне соблюдают равенство между своими и не дают одному много должностей. Управление одной крепостью на год или, много, на два поручают двум начальникам вместе и двум нотариям (подъячим). От этого придворные ревностнее служат своему князю и начальники лучше обращаются с подчиненными, зная, что они должны отдать отчет и подвергнуться суду, ибо осужденный за взятки бывает принужден драться на поединке с обиженным».

В течение 1550-х, благодаря новой системе управления, была проведена перепись и установлены справедливые налоги, которые должны были платить также бояре и монастыри.

Если ранее податные единицы - соха, выть, обжа - назначались произвольно и были свои в каждой области, то теперь вводились стандартные сохи. Они зависели от качества земли («хорошей», «средней», «худой»), каждой присваивался номер. Со всех одинаковых сох платились одинаковые подати.

Общая сумма государственных податей составляла для крестьянского двора около девяти процентов дохода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

Реформа местного управления Губернское правление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа центрального управления Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н. И. Панин (1718–1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

автора

Судьба центрального управления по смерти Петра I Комиссия не выработала проекта нового уложения, но депутатские наказы и прения обнаружили нужды и стремления различных классов населения. С этой точки зрения ценила Комиссию и сама Екатерина; она писала, что «Комиссия

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Сосредоточение центрального управления Централизация, хотя в меньшей степени, коснулась и центрального управления, где она была даже нужнее, чем в областном. Говоря о московских приказах XVI в., я уже имел случай заметить, что они и в XVII в. строились по-прежнему (лекция XXXVIII).

Из книги В тени Великого Петра автора Богданов Андрей Петрович

Реформа местного управления Кому-то может показаться, что Федор просто плыл по течению, принимая логичные решения, соответствующие интересам большинства в своем окружении. На самом деле он, пусть не всегда удачно, пытался переломить ход событий, диктовавшийся

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

Из книги «Вдовствующее царство» [Политический кризис в России 30–40-х годов XVI века] автора Кром Михаил Маркович

1. Жалованные и указные грамоты как источник по истории центрального управления 30–40-х гг. XVI в. (историографические заметки) Хотя актовый материал неоднократно привлекался исследователями при рассмотрении тех или иных аспектов внутренней политики 30–40-х гг. XVI в.,

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг. 28 июня 1928 г.Краткая историческая справка об организации центрального военного управления РККА (1917-1928)*Схема №1**. В июне 1917 г. постановлением Всероссийской

автора Красильников Рэм Сергеевич

Схема Центрального разведывательного управления

Из книги Призраки с улицы Чайковского автора Красильников Рэм Сергеевич

РУКОВОДИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США (В скобках указаны годы работы на посту директора ЦРУ). Ричард ХЕЛМС (1966-1973) Джеймс ШЛЕССИНДЖЕР(1973) Уильям КОЛБИ (1973-1976) Джордж БУШ (1976-1977) Уильям КЕЙСИ (1981-1987) Роберт ГЕЙТС (1991-1993) Джон ДЕЙЧ (1995-1997) Стэнсфилд

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата 25 августа 1924 г.**Общеармейское управление соответственно двум основным задачам Наркомвоенмора: подготовка страны и населения к войне и руководство прохождением


В середине 16 века внутри Дворца появляются Посольская, Поместная и Разрядная избы. С конца 60-х годов 16 века центральные органы управления стали называться приказами. Приказ – государственный орган с самостоятельными структурными подразделениями.

Структура приказа – столы и повытья (выть – единица налогообложения).

Главная функция приказа – судебная, поэтому часто главу приказа называли судьей.

Непосредственное делопроизводство вели дьяки и подъячие, Служба пожизненная, а часто и наследственная.

Приказы создавались и исчезали по мере необходимости. В 16 веке их число сравнительно невелико.

Приказы с военными функциями :

1. Стрелецкий (ранее 1571 год) – суд над стрельцами, наделение их землей, выплата жалованья, обеспечение оружием и боеприпасами.

2. Пушечный (пушкарский, 1577 год) – суд над пушкарями и казенными кузнецами. Руководил пушечным двором (производство пушек). Учет и распределение пушек и боеприпасов. Контроль за пригодностью крепостей для использования артиллерии. Деятельность этого приказа пересекалась с приказом Каменных дел. Он ведал каменщиками, кирпичниками, каменоломнями и кирпичными сараями. Руководил постройками укреплений.

3. Оружейный. Судебной функции не имел. Это оружейная палата во главе с оружничьим. Изготовление холодного и огнестрельного оружия и предметов военного снаряжения.

4. Бронный (1573 год). Судебной функции не имел. Изготовление доспехов, луков и стрел, а иногда и пищалей.

5. Аптекарский (1594 год). Лечение воинов.

6. Разрядный (приблизительно, середина 16 в. 1531 ?). Судил служилых людей. Распределял по полкам служилых людей и назначал воевод. Отвечал за конницу. Во время войны управлял всем войском и приобретал значение центра военного управления, через который шли распоряжения верховной власти. Ведал южными («украинными») районами государства. Давал распоряжения о походах, заведовал постройкой крепостей, ведал пограничной службой.

7. Поместный (приблизительно, 16 век, 1577 ?). Суд по земельным спорам. Раздача за службу поместий и вотчин. Описывал земли, в том числе «пустопорожние», проводил переписи податного населения. Контроль за изменениями в землевладениях (наследство, выморочные и тому подобные).

Приказы с финансовыми функциями .

1. Большой приход (бывшая Казна), или приказ большой казны, или казенный двор, или казенный приход. (1553 год). Суд над казенными ремесленниками. Сбор военных налогов и выплата денежного жалованья служилым людям. Хранение ценностей и архива царя. Производство новых ценностей. Торговые операции для царских нужд.

2. Четверти или чети (Новгородская, Галицкая и др.). Суд над тяглым населением некоторых территорий. Четверти возникли после отмены кормлений → сборы, заменившие кормления.

Территориальные приказы

Казанский дворец (1570 год) или Приказ Казанского дворца, или Мещерский дворец. Управление Казанскими и Астраханскими землями, а потом и Сибирью. Все вопросы судебного, военного, административного и финансового характера.

Приказы с судебными функциями (после 1549 года)

1. Московский.

2. Владимирский.

3. Дмитровский.

4. Рязанский.

Судили дворян и детей боярских этих земель, так как с 1549 года в этих землях не было наместников, а царь уже не мог выполнять роль верховного судьи по всем делам.

5. Холопский приказ (?). Суд по делам о холопах.

Административно-полицейские приказы :

1. Разбойный (1555 или 1571). Суд по тяжким государственным уголовным преступления. Контроль за деятельностью местных властей по борьбе с уголовной преступностью

2. Челобитный (?). Разбор жалоб.

3. Земский двор (1572 год). Административно-полицейские функции в Москве.

4. Ямской (середина 16 века) – ям – приблизительно 30 верст. Судил ямщиков и ведал их службой. Устройство и содержание ямов и ямских слобод. Перемещение служилых людей по казенной надобности. Обеспечение войск средствами передвижения во время походов.

Посольский приказ (1549 год).

Суд над донскими казаками и обеспечение их службы. Переводчики и толмачи. Суд над иноземцами и организация их службы (татары, европейцы). Дипломатия. Выкуп и обмен пленных. Управление территориями на юго-востоке.

Большой дворец (с 1572 года приказ Большого дворца)

Возглавлял дворецкий. Суд и повинности дворцовых крестьян. Учет и управление дворцовыми землями. Управление государевым двором. В конце 15 – начале 16 вв. упоминались конюшенный, ловчий, сокольничий, постельничий приказы.

Очевидно, что больше всего проблем создавало войско и государственное управление → много приказов занимались этими вопросами.

Значение приказов

Укрепление централизованного аппарата власти.

Начало формирования бюрократии.



Приказы - органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых Московским великим князем для бояр и вольных слуг. Вообще приказ - частное поручение, а не орган. Но в XVI-XVII вв. эти «единоличные поручения» превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов».

Выделение приказов происходило в результате постепенного перехода от дворцово-вотчинной системы управления.

Приказ происходит от слова «приказывать». Возглавлялись приказы боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники.

Приказные люди, помимо управления, чинили суд. Главный судья - глава приказа (боярин).

Система приказной системы управления :

Иван IV ввел особую систему террора - опричнину .

Появился новый высший орган власти (1549 г.) - Земский собор .

Это были представительные органы, в которые входила:

1) верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

2) нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.

Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на которых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).

Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.

Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция этих приказов была аналогичной управлениям.

Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением этого органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение которых связано с еще одной заслугой Ивана IV - присоединением Казани и Сибири. Особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы .

Важное место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии . Теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие). Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ . Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведал Разрядный приказ . Казачьи войска управлялись Казачьим приказом .

В годы правления Ивана Грозного все еще сохранялась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия . Был сформирован центральный полицейский орган - Разбойный приказ . В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.

Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые - вопросами управления уезда, последние - вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).

Земские и губные учреждения были выборными . Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как это было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.

Сохранялась центральная власть на местах. В городах были воеводы, которые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.